Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения лекции. Тема 9. Дидактические концепции и принципы обучения




Тема 9. Дидактические концепции и принципы обучения

Практикум

Темы индивидуальных творческих работ

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о целостном педагогическом процессе.

2. Основные виды обучения: информационно-объяснительное, проблемное, программированное.

3. Оценка и отметка: за и против.

1. Государственный образовательный стандарт: структура и функции.

2. Активные методы обучения.

3. Традиционные и интенсивные методики обучения (по выбору).

4. Инновационные педагогические технологии (по выбору).

 

Анализ занятия в своей учебной группе.

1.Подберите любую (наиболее интересную вам) тему из любой дисциплины, входящей в блок вашей профессиональной подготовки.

2.Определите место и значение этой темы в системе курса (по учебной программе).

3.Подберите литературу для подготовки и рекомендации учащимся.

4.Сформулируйте цель, основной замысел (идею) и задачи занятия.

5.Отберите содержание занятия, структурируйте его, выделите главные понятия, законы; подготовьте (при необходимости) задания и задачи для закрепления и повторения материала.

6.Подготовьте необходимые наглядные пособия, дидактические материалы и т. д.

7.Продумайте форму организации занятия, дозировку времени каждого этапа, их последовательность, использование методов и средств обучения.

8.Подготовьте план-конспект занятия (в таблице для ориентира указаны традиционные этапы учебного занятия, вы, конечно же, можете менять их местами или пропускать в зависимости от выбранной вами формы и задач занятия):

 

Этап занятия Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся Методы и средства обучения
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания или опрос по предыдущей теме. 3. Объяснение нового. 4. Закрепление и повторение. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов. (Записываете основное содержание своих действий, объяснений, обращений, вопросов и т. п. на каждом этапе). (Записываете предполагающую реакцию учащихся, их действия, ответы и т. п.). (Указываете использование доски, методических материалов, наглядных пособий, ТСО на соответствующих этапах занятия).

 

Литература

1. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

4. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.

7. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

 

 

Основные теории школьного образования (XVIII–XIX вв.), теории материального и формального образования. Анализ теорий: дидактического материализма (Дж. Мильтон, Н.Б. Беседов, Я.А. Коменский) и теории дидактического формализма (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Кант, И.Г. Песталоцци). Критическая оценка К.Д. Ушинским обеих теорий.

Современная теория образования (В.В. Краевский) – как ориентир на формирование в сознании обучаемых системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям, опыта познавательной, репродуктивной, творческой деятельности.

Понятие о психолого-педагогических концепциях (дидактических системах), являющимися основами процесса обучения.

Традиционная система обучения (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт) – доминирующая роль отводится преподавателю, деятельности учителя.

Начало XX в. – зарождение педоцентристской системы обучения (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай), в которой главную роль отводят учению, деятельности ученика.

Современная дидактическая система (Джерон Бруннер) предусматривает преподавание и учение как единый образовательный процесс, в котором опора делается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

Основные принципы современной педагогики:

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

2. Принцип научности.

3. Принцип систематичности и системности.

4. Принцип доступности.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного.

6. Принцип сознательности и активности.

7. Принцип действенности и прочности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.