КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестовый метод контроля учебно-познавательной
деятельности студентов Компьютерный тест - это метод измерения уровня подготовленности обучаемых, содержащий тестовые задания. Основные сферы применения тестов: образование, профессиональная подготовка и отбор, психологическое консультирование. Впервые тесты начали применять ученые-психологи. Так, теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 г., а в 1890 г. американский психолог Дж. Кеттелл впервые ввел термин «тест» в научную практику и предложил серию из 50 тестов для определения примитивных психологических характеристик. В 1911 г. немецкий психолог В. Штерн предложил коэффициент интеллектуальности. В начале ХХ столетия начинают разграничивать психологические и педагогические тесты. Первый стандартизованный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торндайком. В учебном процессе наряду с традиционными методами контроля применяют компьютерное тестирование (локальное и сетевое), основными преимуществами которого являются: объективность результатов контроля, включение тестовых заданий по значительному объему материалов курса, возможность контроля большого количества студентов при минимальных временных затратах. К основным недостаткам компьютерного тестирования можно отнести: ограничения, налагаемые на форму и содержание вопросов, высокую трудоемкость подготовки тестовых заданий преподавателем и отсутствие непосредственного общения со студентами. В соответствии с уровнями усвоения учебно-познавательной деятельности различают такие тесты: · 1-го уровня усвоения, в содержании тестовых заданий (ТЗ) которых заданы цель, ситуация и действия по решению задания. От тестируемого требуется дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре тестового задания – это деятельность «с подсказкой» на основе ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними; · 2-го уровня усвоения, в которых тестовые задания содержат цель и ситуацию, а от тестируемого требуется применить ранее усвоенные действия для выбора ответа – это репродуктивное алгоритмическое типовое действие, воспроизводимое по памяти на основе информации о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия; · 3-го уровня, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от тестируемого требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данного тестового задания не по готовому алгоритму или правилу (продуктивное действие); · 4-го уровня (творческие), в которых в содержании тестового задания известна лишь цель, а поиску подвергаются и подходящая ситуация, и действия, ведущие к достижению цели. При выполнении задания тестируемый создает новые правила действия и добывает объективно новую информацию (продуктивная творческая деятельность) [5]. В зависимости от целей обучения выделяют гомогенные, гетерогенные и интеграционные тесты. Гомогенный тест представляет собой совокупность тестовых заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания по одной учебной дисциплине (или одному разделу). Гомогенные тесты распространены больше других. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства, чтобы не нарушать требования дисциплинарной чистоты педагогического теста. Гетерогенный тест представляет собой совокупность тестовых заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания по нескольким учебным дисциплинам, например, физике и математике, психологии и математической статистике, экономике и математических методах исследований операций, экологии и химии и т.п. Для обобщенной итоговой диагностики подготовленности выпускников вуза используют интегративный тест, который представляет собой совокупность заданий возрастающей трудности, отвечающих требованиям интегративного содержания. Контроль проводится посредством представления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний в области двух и большего числа учебных дисциплин и умений применять такие знания в будущей профессиональной деятельности. Главным отличием интегративных тестов от гетерогенных является большая содержательная информативность тестового задания при меньшем количестве самих заданий. Процесс создания интегративных тестовых заданий достаточно трудоемок, он требуюет от преподавателя знания ряда дисциплин и обязательного наличия экспертов в соответствующих областях знаний. Эти тесты используют для оценки уровня подготовленности при итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений. В зависимости от используемой формы тестовых заданий тесты подразделяются на полиморфные (в тесте присутствуют задания различных форм: открытые, закрытые, на соответствие, на установление правильной последовательности) и мономорфные (тесты, объединяющие задания одной формы). По критериям оценивания тесты могут быть классифицированы как тесты мощности (тесты состоят из заданий возрастающей трудности; время выполнения не ограничивается или незначительно лимитируется; оцениваются в зависимости от уровня трудности верно выполненных заданий) и тесты скорости (тесты, состоящие из заданий одинаковой трудности, оценка которых определяется по количеству верно выполненных заданий в строго ограниченное время). Различают тесты двух видов: традиционные и нетрадиционные. К нетрадиционным тестам относится а даптивный тест – тест, основной особенностью которого является регулирование трудности и количества предъявляемых заданий в зависимости от ответа тестируемых. Существует три варианта реализации алгоритма выбора тестовых заданий при адаптивном тестировании: в первом варианте при отсутствии предварительных оценок всем испытуемым предлагается задание средней трудности, а затем в зависимости от их ответов задание легче или труднее; во втором варианте контроль начинается с любого, желаемого испытуемым уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний; в третьем варианте тестирование проводится посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности. В случае правильного ответа следующее задание берется из верхнего уровня, в случае неправильного - из нижнего. Использование тестовых заданий, соответствующих уровню подготовленности студентов, существенно повышает точность его измерения и минимизирует время индивидуального тестирования. Разработка адаптивных тестов является трудоемким процессом и требует предварительного опробования всех заданий, определения их меры трудности, а также создания банка тестовых заданий. К традиционным тестам относятся критериально-ориентированные и нормо-ориентированные тесты, которые отличаются по целям тестирования. Критериально-ориентированные тесты – совокупность тестовых заданий, отличительной особенностью которых является то, что их содержание ограничено конкретным образовательным стандартом или уровнем (критерием) знаний. При оценивании происходят сравнение стандартов с результатами тестирования и определение реального уровня усвоения. Эти тесты используются в целях выяснения, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены обучаемыми независимо от результатов других участников процесса тестирования. Результаты интерпретируются педагогами на языке учебной дисциплины. Результатом критериально-ориентированного тестирования является абсолютная шкала баллов для сравнения с заранее определенным стандартом. Для критериально-ориентированных тестов требуется большое количество заданий и достаточно полное определение содержания изучаемой дисциплины [1]. Нормо-ориентированные тесты - это совокупность тестовых заданий, предназначенных для дифференциации тестируемых между собой. В этом случае результат тестирования выступает в относительной форме, т.е. представляет собой последовательность результатов каждого из участников, ранжированных по определенному критерию (количество баллов). Содержание тестовых заданий определяется целью тестирования. Сфера использования метода – отбор, сравнение индивидуумов между собой (олимпиады, конкурсы), опосредованное оценивание учебных программ и учебных заведений.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |