КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Do we really need the unconscious?
Т ревизии и официально представлял бессознательное в, по крайней мере, трех официально признанных значениях - «дескриптивном», «динамическом» и «систематическом»3. В своем дескриптивном значении бессознательное Фрейда является некоторой психической системой, которая существует вне пределов нашего сознания. Оно может включать в себя широкую гамму подавленного материала, выделенного психоанализом, но распространяет свое влияние за пределы этих ситуаций, покрывая всю не осознанную психическую активность. В своем динамическом значении фрейдовское бессознательное относится к дальнейшему разграничению, сделанному Фрейдом, в котором он выдвигает гипотезу двух типов бессознательного: предсознания и собственно бессознательного. Предсознание отличается легкостью, с которой его материал может стать осознанным. Если, например, в ходе обсуждения телевизионной программы, которую мы оба смотрели, я неожиданно попрошу вас сказать мне девичью фамилию вашей матери и вы способны это сделать, значит можно сказать, что этот «материал» был в предсознании и без особого труда был «доставлен в сознание». Собственно бессознательное, однако, характеризуется трудностью (если не невозможностью) перенесения его материала в сознание иначе, нежели посредством замаскированных или символических средств, или же, как это утверждается, через воздействие интервенций психоаналитика. Систематическое бессознательное пожалуй лучше всего раскрывается в следующем отрывке Дэвида Ливингстона Смита, чье поясняющее красноречие по всем вопросам, связанным с теорией Фрейда, является живительной альтернативой более привычной ретроградской путанице огромного большинства его коллег психоаналитиков. Смит пишет, что с помощью систематического бессознательного Фрейд пытался описать взаимосвязь между такими психическими процессами как память, восприятие и сознание; объяснить сновидения, пара-праксис1 и психоневротические симптомы; и посредством которого он пытался распознать основные функциональные элементы разума... Разум состоит из трех систем. Бессознательная система мыслит, в известном смысле, но она не способна сцепить свои мысли с языком. Она может представлять вещи конкретно, но не может представлять взаимосвязей между вещами или абстрактных качеств объектов (она не может представлять «универсальное») - и то, и другое требует некоторого вида языка. В систематическом бессознательном идеи соединены, скорее, ассоциативно, нежели логически. Они, скорее, вызывают, нежели определяют одна другую. Для того, чтобы стать осознанной, бессознательная идея должна сначала соединиться с языком. Та часть разума, где хранится язык, называется системой предсознания. Как только бессознательные объекты оказываются связанными с соответствующими высказываниями, они становятся предосознан-ными, и это необходимое, но не достаточное условие для их превращения в осознанные... Идея становится осознанной через воздействие на третью систему, осознающую систему... Согласно Фрейду, вытеснение происходит в точке пересечения между бессознательной и предсознательной системами. Как система не способная рассуждать логически, бессознательная часть разума не может переживать конфликт. Однако когда неосознанные объекты входят в систему предсознания, - с ее логико-лингвистической структурой - они могут вызывать конфликт и, следовательно, страдание. Когда неосознанный объект не получает доступа к языку - ему в буквальном смысле не дают голоса - из-за конфликтов, которые бы возникли, если бы для него было найдено предсознатель-ное изложение, говорят, что происходит вытеснение. Таким образом, вытеснение не создает бессознательного. Оно только оберегает неосознанный объект от превращения во что-либо иное, нежели бессознательное4. К сожалению, эти разнообразные и порой сложные отличия, касающиеся психоаналитического бессознательного не всегда так ясно определены (и, я полагаю, поняты) теми психотерапевтами, которые и используют этот термин, и уверены в нем. По справедливости говоря, и сам Фрейд запутывал вопрос тем, что он писал. Например, он говорит нам, что «Психоанализ был вынужден в процессе изучения патологического вытеснения отнестись к концепции «бессознательного» всерьез»5. Из этого можно было бы предположить, что вопросом первостепенной важности для Фрейда было вытеснение, и что именно вытеснение, более чем что-либо еще, придает полемике, окружающей систему бессознательного, какую бы то ни было важность для психотерапевтов.
Различного рода ошибочные действия 62 Что касается вытеснения, то Петер Гэй, главный современный биограф, благожелательно относящийся к фрейдовской теории, утверждает: «Большая часть бессознательного состоит из вытесненного материала... бессознательное по сути походит на тюремщика тюрьмы строгого режима, держащего под стражей антиобщественных заключенных, годами там томящихся или прибывших недавно, не тех, с которыми жестоко обращаются и очень сильно охраняют, но заключенных просто содержащихся под контролем и вечно пытающихся совершить побег». Эта мысль о том, что мы все сохраняем в своей памяти неосознанные воспоминания, образы, вожделения и желания, которые лишены непосредственного и открытого доступа к нашему сознательному мышлению (или, как говорит Смит, лишены доступа к языку), сохраняет в себе огромную притягательность для многих - не только лишь для тех из нас, кто, в качестве психотерапевтов или клиентов, вовлечен в психотерапевтические беседы. Главная часть этой притягательности заключается в связанной с этим идее о том, что доведи мы до сознания по крайней мере часть этого вытесненного материала, великое множество загадок, конфликтов и странностей, с которыми мы встречаемся в своих каждодневных размышлениях и поступках, странностей, которые дразнят нас и озадачивают, и лишают возможностей, получило бы объяснение, и благодаря этому объяснению, уменьшилось или совершенно исчезло. Так легко - и соблазнительно - испытать силу этой идеи и довериться ей. Тем не менее, если, как заявляют столь многие психотерапевты, «мы являемся искателями истины», мы не можем позволить ввести себя в заблуждение привлекательными, но сомнительными «системами убеждений». Теперь было бы правильным и уместным для меня попытаться выразить свое заинтересованное и критическое отношение к тем основным идеям, которые были здесь кратко изложены. Я последую этому, намечая в общих чертах альтернативную точку зрения. Огромное большинство психоаналитиков, и психотерапевтов вообще, утверждают, что наиболее значимыми доказательствами их теорий и гипотез являются те, которые выясняются в их психотерапевтической работе с клиентами. Хотя термин «доказательство» является для меня не совсем удобным, в целом я с этим согласен. На мой взгляд, база знаний современной психотерапии находится на пред-научном уровне, а потому, все данные, полученные в самой этой деятельности, являются бесценными. Тогда в этом ключе я и начну свою критику, еще раз подробно излагая свою «ur-tale»1 о том, как я, истинно верующий в психоаналитическое бессознательное, пришел к утрате своей веры. Моя клиентка Джун пришла ко мне, отчаявшись избавиться от ночных тревог, которые мешали ей поддерживать спокойный сон продолжительностью хоть сколько-нибудь дольше часа. Неспособность Джун спать в течение продолжительных периодов времени появилась вскоре после того, как ей исполнилось 13 (ей было 22 года, когда она начала терапию со мной). Джун была убеждена, что проблема в том, что она не могла видеть сны. Джун объясняла, что всякий раз, когда она начинала видеть сон (или, более точно, всякий раз, как она ловила себя на том, что начинает видеть сон), она будто бы «видела» одну и ту же поражающую ее картину, которая немедленно приводила ее в бодрствующее состояние. Этой картиной была, или это так казалось Джун, шахматная доска, поскольку состояла она из узора квадратов, темно- и светлоокрашенных, симметрично выложенных таким образом, что они следовали друг за другом. Даже простой разговор об этом выбывал в Джун чувства тревоги, страха, головокружения и тошноты. В конце концов, пройдя серию аналитически выдержанных сессий, Джун осознала, что тревожащий образ был вовсе не шахматной доской, но, скорее, плитками линолеума на полу цокольного этажа дома, где жила ее семья. Осознавая это, она оказалась в состоянии вспомнить, что в возрасте тринадцати лет, когда однажды после полудня она находилась в этом помещении, друг ее старшего брата силой принудил ее взять в рот его член. Она никогда никому об пом не рассказывала и, действительно, «забыла» это вплоть до настоящего момента. В следующий раз, когда я ее увидел, Джун сообщила мне, что впервые за много лет она спала спокойно, и что ей, как ни странно, удалось увидеть настоящий сон. Вскоре после этого наши совместные сессии закончились. Что касается меня, то наиболее подходящим способом понять проблемы Джун было прийти к заключению, что она вытеснила событие, позволяя ему отражаться в сознании только в искаженном и безопасном образе шахматной доски, вызы-
1 Peter Gay 64 Древнюю историю вавшем, тем не менее, сильные эмоциональные и физические - хоть по виду и необъяснимые - реакции. Однако несколькими неделями позже Джун снова попросила о встрече со мной. Нет, ее расстройства не возобновились; на самом деле, спала она хорошо и примирилась с тем давним событием. Но было нечто, в чем ей было необходимо признаться. По правде, она вовсе не вытеснила его. Она была о нем осведомлена, но в некоторой обособленной и несвязной форме, так, словно оно и было, и не было в ее мыслях. Или, если сказать об этом иначе, это было похоже на мысль, которая ей не принадлежала. Слова Джун заключали в себе идею, сбивавшую меня с толку, - идею, от которой я не мог отмахнуться и не только потому, что она улавливала многое из моего собственного опыта «превращения бессознательного в сознательное». В действительности, разоблачительный материал не был спрятан или вытеснен; он, скорее, стал не признанным, словно то «Я», которое знало этот материал, и то «Я», которому материал принадлежал, оказались каким-то образом разъединенными, по внешнему виду диссоциированными. Именно смещение перспективы от опоры на психоаналитическое предположение об обособленных и отдельных психических системах, к навязанной Я-структурой разделенности в сознательном переживании человека, дало ключ к переформулировке бессознательного. Тем не менее, существенно важным будет с самого начала подчеркнуть, что это критическое рассмотрение психоаналитического бессознательного никак не ставит под сомнение и не пытается отрицать переживаемый опыт инсайта или «связывания», который обычно объясняется как «бессознательное, ставшее сознательным». То, о чем здесь идет речь, это адекватность этого объяснения. Является ли оно наиболее удовлетворяющим из ответов, которые могут предложить психотерапевты? По разного рода причинам я так не думаю. Во-первых, исходя из принципа бритвы Оккама1. Основной момент, на котором основывается гипотеза бессознательного, это не- 1 «Бритва Оккама» — методологический принцип, выдвинутый английским монахом-францисканцем, философом-номиналистом Уильямом Ок-камом (ок.1300 - 1349), в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости или законом экономии. В его простейшей форме, принцип «бритвы Оккама» гласит: «Простейшее объяснение — наилучшее» обходимость его рассмотрения как системы обособленной и отдельной от сознательной. Однако то, что мы знаем о сознании, или о чем можем утверждать с некоторой уверенностью, является в настоящее время крайне ограниченным. На данный момент в значительной степени остается загадкой то, что касается его определения, его «местонахождения», его взаимоотношений с мозгом, пределов его распространения в когнитивных и бихевиоральных процессах нашей жизнедеятельности7. И бессознательное тоже, если предположить его существование, является такой же неподдающейся загадкой. Сопоставив все это, стоит ли нам, исходя из принципа экономии, настаивать на двух отдельных и обособленных системах, если мы почти ничего не можем утверждать наверняка ни об одной из них? Очень может быть, что в будущем, по прошествии некоторого времени, появятся достаточные данные для того, чтобы дать нам возможность такого разделения, или, наоборот, мы можем потерпеть неудачу в попытках разглядеть хоть какое-нибудь существенное различие. Но до тех пор, не было бы более мудрым рассматри-нать разнообразные феномены, тщательно собранные в предположении существования двух отдельных систем, как возможное выражение одной, хоть все еще и крайне загадочной, системы? Во-вторых, меня никак не беспокоит мысль о том, что в некоторый момент времени существуют акты психической деятельности, предмет которых в текущий момент не осознается. Несомненно, что отрицать такой аргумент было бы абсурдным, ибо этому существуют многочисленные научные подтверждения8. Если бы это было всем, что имелось бы в виду и выделялось термином «бессознательное», то для меня не было бы и повода для дискуссии. В самом деле, это был взгляд, существовавший задолго до Фрейда. Как напоминает нам L.L.White, «идея о бессознательных психических процессах была, во многих ее аспектах, ощутима примерно в 1700, жизненно актуальна примерно в 1800 и стала действенной примерно в 1900». Каким же было определение пред-фрейдовской исрсии бессознательного? Конечно, каждый из многочисленных и разнообразных философов, поэтов, ученых и врачей, употреблявших этот термин, делал это в пределах своей уникальной и специфической сферы взглядов и устремлений, но, в самом широком смысле, все они опирались в своих утверждениях на основанное на опыте предположение о психических процессах, которые лежат за пределами (ниже, позади) тех, из которых состоит наше непосредственное, или текущее, осознание. И в этом качестве, вообще говоря, бессознательное было термином, использовавшимся для обозначе-
ния любой психической активности, иной, нежели «те дискретные аспекты или короткие фразы, которые входят в осознание как только приходят на ум»1. Тем не менее, согласие с этим ни в коем случае не вынуждает нас прийти к заключению о существовании отдельной внутренней «системы бессознательного». Наоборот, является общепринятым, что феномены, для которых типична связанность с такого рода переживаниями, формируют часть единой процессуальной системы -сознания - в котором осознанная осведомленность или внимание образуют некоторый подраздел11. В-третьих, существует отчасти вполне понятная, но имеющая значение логическая проблема. Если мы следуем доказательствам, приведенным психоанализом в отношении «собственно бессознательного», становится очевидным, что мы никогда не можем быть уверены, что то, о чем мы сделали вывод как о «бессознательном, ставшем сознательным», действительно является (или когда-либо было) по-настоящему бессознательным. Мы не можем знать осознанным образом само содержание бессознательного, поскольку при осознанном его знании оно уже больше не бессознательное. А если так, то как мы можем быть уверены в том, что то, что мы заявляем как бывшее прежде неосознанным материалом, не является просто еще одной маской, созданной для того, чтобы оградить нас от того, что является, в полном смысле слова, неосознанным материалом? У замкнутой кругообразности психоаналитической аргументации нет способа быть разорванной; а потому ее объясняющая ценность является весьма ограниченной. В-четвертых, я обращаю внимание читателей на критическое рассмотрение бессознательного Жаном-Полем Сартром и, в частности, отсылаю заинтересованных к отличному обзору этого обсуждения, сделанному Бетти Кэнон13. Поскольку сартровская критика является многослойной и сфокусированной на целом ряде связанных меду собой проблем (и, если быть справедливым, имеет свои собственные проблемы), я хочу сосредоточить внимание на очень кратком резюме того, что является в ней, может быть, наиболее важным. Вспомним, что Смит говорит нам о том, что вытеснение происходит на границе раздела между предсознательной и бессознательной системами, и что именно на этой границе бессознательному отказывают в «языке» (т.е. вытесняют), - языке, имеющемся в распоряжении предсознательной системы, которая может дать «голос» бессознательному. Но, возражает Сартр, для того, чтобы позволить сработать такому механизму вытеснения, должно уже су- ществовать некоторое предшествующее осознание опасности или непригодности «голоса», так что «цензор» вытеснения, расположенный в месте пересечения предсознательной и бессознательной систем, должен уже быть знаком (иметь язык) с, на вид незнакомой, (до-языковой) бессознательной системой. А раз так, то не сам материал является неизвестным (т.е. бессознательным), а, скорее, существует притворство не-знания (которое Сартр называет «самообманом») на сознательном, хоть и автоматическом, уровне. Следовательно, нет никакой необходимости в вытесняющем механизме, или, на этом основании, в бессознательном. Хорошо, может ответить читатель, но все это пока не касается необычных феноменов, описанных целым рядом психотерапевтов и касающихся переживаний их клиентов - алогичных ассоциаций, непредсказуемых соединений смысла и аффекта, вспоминанием кажущегося потерянным материала. Разве эти и другие, связанные с ними феномены не являются элементами, предсказанными бессознательным? Не являются ли они решающими факторами в защиту его формулировки? Несмотря на то, что я должен отложить некоторые из своих ответов на более позднее время, моим пятым аргументом является попытка обратиться к этим вопросам. В нем, опять-таки есть предостережение о том, что бессознательное вовсе не предсказывает эти феномены, а, скорее, пытается их объяснить. Подобным же образом, определяющие свойства бессознательного не были высказаны в виде гипотезы до всякого наблюдения; они возникли как попытки придать смысл тому, что наблюдалось и описывалось. Что же касается особо упомянутых ассоциативных феноменов, то не могут ли они представлять собой проявления неорганизованных, однако чрезвычайно живых и внимательных сознательных процессов, вызванных психотерапевтическим предприятием как таковым? Не стимулирует ли это занятие необычные ассоциации, непредсказуемые соединения смысла и аффекта, более живое и точное вспоминание значимого материала, касающегося различных моментов наших жизненных переживаний? А если так, то кто может с уверенностью утверждать, что появ-v ляющиеся феномены обязательно должны возникать в некоторой отдельной психической системе? В-шестых, кроме тех данных, которые собраны на основе клинического материала, какие есть исследовательские подтверждения, которые могли бы служить признаком существования психоанали-тческого бессознательного? Здесь те, кто выступают за гипотезу бессознательного, начинают взволнованно размахивать руками и
указывать в направлении того, что могло бы поначалу выглядеть как, по меньшей мере, крепкое и внушительное доказательство, полученное из экспериментальных исследований подсознательного восприятия, или предсознательной обработки данных15, сделанных знаменитым Норманом Диксоном1, а так же из поразительных данных, добытых из комиссуротомии" и других нейропсихологических исследований16. Те, кто больше знаком с новейшими исследованиями в области когнитологии, могут также напомнить нам о том, что многие современные когнитологи осмысляют некоторые виды мыслительной деятельности в терминах бессознательных процессов17. Здесь не о чем спорить, не так ли? Хорошо... На самом деле, то, что здесь обнаруживается, является изжившим себя интеллектуальным «жонглерством». Все выше приведенные исследования и суждения могут действительно рассматриваться в пользу некоторого рода бессознательной системы, но какого же именно рода? Вспомним, что говоря о динамическом проявлении бессознательного, Фрейд, делал различия между материалом, к которому доступ затруднен, но который не вытеснен (предсознательное), и материалом, к которому и доступ затруднен, и который вытеснен (собственно бессознательное). Вопреки тому, что утверждают многие психоаналитики, все вышеприведенные исследования, отмеченные как подтверждения собственно бессознательного, в действительности дают подтверждение чему-то похожему на предсознательное, которое, я напомню читателям, наиболее ясно отображает прежние, дофрейдовские, формулировки бессознательного, которые сегодня без труда подходят для того, чтобы быть проанализированными как проявления сознания. А раз так, то несмотря на то, что это исследование можно было бы, в лучшем случае, считать хоть некоторым намеком, подтверждающим бессознательную обработку данных, этот процесс очень мало схож с тем, который является центральным в психоаналитической теории. Более того, использование когнитологами термина «бессознательное» часто обнаруживает недостаток четкости или «концептуальную неточность», поскольку смысл, который они придают этому Norman Dixon - профессор психологии в Колледже Лондонского университета, один из ведущих мировых экспериментальных психологов, имеющий большой опыт в исследований психодинамических процессов, написал много книг по психологии и психоанализу Split-brain - комиссуротомия - от лат. commissura - соединение и греч. tome - разрез, рассечение термину, таков, что он мог бы быть использован и как относящийся к отдельной системе, и как возможный для них «стенографический» способ обращения к проблемам, касающимся внимания и осведомленности. Что же касается исследований внимания, то они, как раз и показывают, что всякого рода раздражители, которые мы осознаем, или на которые мысленно настраиваемся, являются лишь бесконечно малым количеством всех тех раздражителей, которые находятся и процессе восприятия нашим мозгом, и в любой момент времени мы можем провести разграничение между теми раздражителями, которые мы в настоящий момент осознаем (которым уделяем внимание), и теми, которые воспринимаются не осознающим - или бес-сознательным - образом. Тем не менее, такое использование терминов «сознание» и «бессознательное» обладает лишь самым неуловимым сходством с теми смыслами, которые вкладывают в них психоаналитики. И все же в огромном большинстве случаев, то значение термина, на котором t осредоточивают свои исследования когнитологи, является вовсе не психоаналитическим. В этом отношении можно утверждать, что их исследования, пожалуй, в большей степени касаются различающих или «разделяющих» функций, могущих быть приписанными единой психической системе, нежели связанных с психоаналитической гипотезой об отдельньк и разъединенных системах. Конечно, ответственность за эту проблему отчасти лежит на самом термине «бессознательное», на той пластичности смысла, которая позволяет ему выражать широкий диапазон возможных определений, начиная от «без сознания» (например, «меня ударили и я оказался без сознания»), и кончая одним или несколькими дискретными психическими процессами, отличающимися от тех, которые осуществляются сознательно. Проблема еще более осложняется использованием альтернативных терминов, таких как «подсознание», хпредсознание» (в том смысле, какой вкладывает в него Диксон) и 1ак далее, которые хотя изначально и были придуманы для того, чтобы установить формальное отличие от психоаналитического бес-t о «нательного, теперь, похоже, используются либо как синонимы, ипбо как смягченные варианты этого психоаналитического бессознательного. В-седьмых, как же обстоит дело со свидетельствами в пользу вытеснения? Несомненно, что этот гипотетический конструкт, столь тесно связанный с более широкой концепцией бессознательного, мог бы действительно уладить вопрос.
У концепции вытеснения есть как многочисленные критики, так и множество приверженцев. Ранние бихевиористы просто вычеркнули ее из своего словаря, в то время как философы школы логического позитивизма, такие как Людвиг Витгенштейн19, нападали на ее логическую непоследовательность. Сам Фрейд постоянно подвергал свое определение ревизии и корректировке, с тем чтобы сделать акцент на своей более широкой концепции защитных механизмов, которые относятся к понятию вытеснения20. Тем не менее, принципиальная суть этого понятия остается почти одной и той же и продолжает использоваться (хоть зачастую и по противоречащим и несовместимым друг с другом поводам) всякого рода защитниками гипотезы. Проблема, однако, в том, что несмотря на тщательное исследование и все уделенное этому внимание, эмпирические доказательства вытеснения остаются в высшей степени неубедительными, и более прямые и простые альтернативные разъяснения наблюдаемых явлений, помогающие в их истолковании, продолжают выдвигаться и исследователями, и практиками21. Основываясь, главным образом, на этих семи аргументах, я пришел к тому, чтобы отказаться от понятия бессознательного в том s виде, в каком оно используется психоаналитиками и огромным * большинством психотерапевтов. В противоположность их взглядам я теперь предлагаю альтернативу, выведенную мною из того, о чем я раньше упоминал как о своей «ur-story»1. В главе 3 я предложил идею Я-структуры и взаимосвязанных понятий седиментации и ассоциации. Теперь я хотел бы рассмотреть эту гипотезу как альтернативный способ придания смысла тем феноменам, которые были использованы в качестве обеспечивающих основу психоаналитического бессознательного. Первоначальные попытки Фрейда понять тех пациентов, у которых, казалось, не было доступа к некоторым частям их психической жизни, привели его к предположению о существовании бессознательного и, несмотря на многие переработки и пояснения, которые он продолжал делать в отношении этой теории, именно эта «расщепленность» или диссоциация внутри человеческой психики, оставалась в качестве фундаментального логического обоснования его концепции. Я убежден, что Фрейд был глубоко корректен не только в рассмотрении этого вопроса, но также и в том, что сохранял его в качестве центрального во всех многочисленных переработках своей теории. Тем не менее, как отметил недавно Джеймс С Гротштейн1, ошибка Фрейда состояла в том, что он взял горизонтальные расщепления истерического двойственного сознания и, в сущности, повернул его в вертикальную плоскость, тем самым накладывая систему сознания поверх Системы Бессознательного22. Подходя к той же самой проблеме с альтернативной точки зрения, я предположил бы, что рассматриваемая нами «расщепленность» выражает собой диссонанс между седиментациями, касающимися Я-структуры — а именно: кем, как я настойчиво утверждаю, я являюсь (и не являюсь), кем я могу (и не могу) быть, кем я должен (и не должен) быть - и диссоциациями, проистекающими из актуального опыта бытия, которые неизбежно возникают, когда опыт бытия терпит неудачу в попытке «соответствовать» этим седимен-тациям. Если коротко, то дилемма возникает тогда, когда существует конфликт между, вообще говоря, убеждениями человека касательно того, кто он есть (его эпистемологической установкой)" и его опытом бытия (его феноменологической установкой). При таких обстоятельствах в нашем распоряжении оказываются две основные возможности, предназначенные для разрешения конфликта: изменить эпистемологическую установку, т.е. де-седиментировать ту часть Я-структуры, которая не «соответствует» пережитому человеком опыту бытия, и заново седиментировать более адекватную эпистемологическую установку или поддерживать существующую седиментированную Я-структуру и отвергать или «не признавать» противоречащий опыт. Принятие первого из двух вариантов будет угрожать единому целому существующей седимен-тированной Я-структуры, поскольку модификация любой части се-диментированной Я-структуры означает изменение ее целого. Такая стратегия будет переживаться как тревожащая, провоцирующая беспокойство, как движение в направлении возросшей экзистенциальной неопределенности и небезопасности по отношению к чувству собственной индивидуальности. Альтернативное решение может сильно уменьшить все эти опасности, но плата за это будет состоять в том, что человек будет теперь обречен переживать, по меньшей мере, часть своей жизни «как если бы она была не моя»; что в двух словах означает, что временами я буду переживать жизнь с точки
Древней истории. 72 I Доктор медицины, психолог, автор многих книг II Эпистемология - от греч. episteme - знание - часть гносеоло-гии, ко зрения бытия тем, кем «овладела» некая чуждая сила, которая действует, исходя из своих собственных побуждений и требований, и которая мне мало, если вообще, подконтрольна. Это ощущение насильственной чуждой «непохожести» может расцениваться как имеющее естественное или сверхъестественное происхождение или как являющееся продуктом некоей «болезни или недуга» внутри индивидуума, или, еще лучше, принадлежащим обществу в целом. В чем бы ни было дело, проблема заключается не в том, что мешающий, и заставляющий от него отвернуться, материал остается не припоминаемым, а скорее, в том, что он не признается Я-структурой. Именно эта вторая, и более распространенная, возможность может выглядеть «пышно разросшейся» и выражающей те феномены, которые явились основой психоаналитической гипотезы бессознательного. Косвенно же, мы можем начать понимать, что часто на мужественную борьбу клиентов в процессе психотерапии не нужно смотреть как на сопротивление вероятности того, что «бессознательное будет превращено в сознательное», а, может быть, более адекватным будет видеть в этом попытки не уклониться не только от вызова столкновения с диссонансом между «Я», которое, я говорю, является мной, и «Я», которое структурирует мой опыт, но также и столкновения с переживанием все возрастающего экзистенциального беспокойства и небезопасности, спровоцированным де-седиментацией Я-структуры в ответ на вызов психотерапевтического расспрашивания. Является важным, однако, что эта альтернативная гипотеза не требует дополнительного предположения о, по сути своей, особой и отдельной психической системе, поскольку диссонансы и разделения, о существовании которых можно было бы говорить, сами по себе являются не разделениями в самом сознании, но, скорее, субъективно истолкованными разделениями, предназначенными для поддержания неадекватно сконструированной Я-структуры. Эти разделения в (само-)сознании являются очевидными, но не актуальными. Во-вторых, этот альтернативный довод не требует добавочного предположения об основанной на вытеснении недоступности материала. Скорее, переживание человека состоит в том, что он может «знать» или осознавать «бытие тем, кем, по моему утверждению, я не являюсь» (или сохранение в себе страстей, желаний, воспоминаний и т.д., которые, как я утверждаю, я не сохраняю) с оговоркой, что это бытие, или эти страсти, желания, воспоминания и т.д. принадлежат чуждому другому, который не является тем, кем претендую быть я, но кто, тем не менее, «вступает во владение моим бытием», и чья власть и способность устанавливать это владение находится вне пределов «моего» контроля. Разве не является эта гипотеза гораздо более соответствующей тому переживаемому опыту, который гипотетически описывается «механизмами бессознательного» и «превращения бессознательного в сознательное»? Я бы утверждал, что это так, и что ее большее соответствие опирается, отчасти, на ее способность ответить на те семь возражений в адрес гипотезы бессознательного, которые были коротко изложены выше, без того, чтобы отвергать или трансформировать их экспериментальный базис. Более того, в отличие от проблемы доказательства, с которой сталкиваются защитники психоаналитического бессознательного, па альтернативная гипотеза может предоставить - правда косвенные - доказательства общих научных исследований. Ради краткости, я обрисую в общих чертах некоторые из наиболее очевидных примеров. Исследования избирательного внимания, известные из экспериментальной психологии, продемонстрировали, что основные факторы, определяющие то, будем ли мы внимательны к определенным сенсорным раздражителям, выделяя их из несметного числа конкурирующих стимулов, включают в себя как физические характеристики раздражителя (т.е. его величину, перемещение, контрастность и интенсивность), так и большое число психологических факторов, гя к их как наши побуждения и ожидания, наше настроение в данный момент и наш прошлый опыт23. Эти исследования демонстрируют фундаментальный и, конечно же, когнитивно необходимый, механизм диссоциации, посредством которого громадное большинство сенсорных стимулов, хоть и открытых для осведомленного сознания, остаются на его периферии, для того чтобы дать возможность незначительному меньшинству стимулов сформировать фокус нашею внимания. Повседневный опыт показывает нам не только то, что мы отбираем эмпирический материал для осмысления, но и то, что во многих обстоятельствах новые моменты осознания или ин-сийта случаются тогда, когда мы размышляем о материале, прежде находившемся на периферии осознания. Например, существенная часть удовольствия, получаемого нами от криминальных и детективных историй, основывается как раз на способности детектива ндруг «увидеть» то, что всегда здесь было, но прежде ускользало от ого или ее (или чьего-либо еще) внимания. Похожим образом, большое количество повторяющихся экспериментов, касающихся подсознательного восприятия (или если использовать более современную терминологию Нормана Диксона, предсознателъной обработки данных24) свидетельствуют о том факте, что огромное количество имеющейся в нашем распоряжении информации остается на необработанном уровне. Мэтью Эрдели1, подводя итог разнообразным экспериментам, которые он провел с несколькими своими коллегами, и в которых исследовалась способность восстановления подсознательных раздражителей в осознанном внимании, пришел к заключению, что полученные свидетельства не обнаруживают у субъектов «готовности описывать определенные воспоминания25». Эти исследования говорят о том, что материал, вначале являвшийся необработанным и таким образом, по внешнему виду, недоступным для сознательной активизации в памяти, может при помощи сфокусированного на нем внимания (мышления) стать рефлексивно осознанным. Проприорецептивные дисфункции11 в признании определений и границ собственного тела могут также рассматриваться как предоставляющие подтверждения, восхитительно сочетающиеся с нашей альтернативной гипотезой. Джонатан Миллер26 и Оливер Сакс27 также дают111 яркие примеры вариаций проприорецепции у жертв инсульта, которые не признавали части своего тела (обычно свои конечности) и предъявляли самые нелепые объяснения при рассказе об этих «чужих» конечностях, которые по-видимому стали к ним прикрепленными. Эти случаи, я думаю, будут лучше поняты в свете того, о чем говорилось в этой главе раньше: а именно, что такие дисфункции обнаруживают конфликт между эпистемологическими убеждениями и феноменологическим опытом. То есть, что несмотря Американец, ввел психоанализ в академическую психологию в виде «психологии познания» Проприоцепторы (от лат. proprius - собственный и рецепторы) - концевые образования чувствительных нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц В 1959 году Джонатан Миллер окончил Сент-Джонс колледж в Кембридже - а перед этим Юниверсити колледж в Лондоне - и стал доктором, но вместо медицины он занялся литературой, театральной критикой, затем театром и кино Оливер Сакс - врач-нейропсихолог и писатель - хорошо известен в США на то, что пациента и можно было бы в конце концов убедить признать или принять на веру очевидность того, что эти конечности являются его, или ее, собственными, его, или ее, опыт владения ими остается, тем не менее, отделенным от них, или диссоциированным. Точно таким же образом могут быть поняты и противоположные случаи, такие как феномен фантомной конечности. И опять-таки, эти примеры психофизиологических диссоциаций находят себе соответствие в более очевидных психологических диссоциациях, подразумеваемых (или явно выраженных) в высказываниях клиентов, которые могут, например, быть убежденными в том, что сексуальное насилие над детьми является преступным и недопустимым, но которые ощущают себя «совращенными» своими жертвами. И, наконец, исследования таких психологически обоснованных диссоциативных феноменов как диссоциативные расстройства личности (или то, что было когда-то названо множественным расстройством личности) дают очевидные соответствия тем седимен-гированным/диссоциированным Я-структурам, которые были рассмотрены выше. И Стефен Брауд в книге «Множественное число первого лица: множественная личность и психология разума» и Ян Хакинг в книге «Переписывая душу: множественная личность и наука памяти29» дают независимые этиологии развития этих расстройств и в ясной и открытой манере представляют доводы как за, так и против их признания. В главе 3 утверждалось, что анализ, исходящий из феноменологического подхода, скорее, помещает фокус диссоциации в Я-структуру с ее «признанием своим» или «отречением от признания своим» рефлексивного переживания, нежели рассматривает вопрос с точки зрения полипсихизма или множественных личностей. Эта перестройка фокуса устраняет наиболее существенные проблемы и противоречия, связанные с этими нарушениями., Взгляд на проблему с точки зрения «разделенного сознания», предложенный в качестве альтернативы психоаналитическому бессознательному, также предоставляет психотерапевтам существенно отличающийся позиционный и методологический подход к их встречам с клиентами. Во-первых, он сосредоточивает психотерапию на дескриптивном прояснении способа бытия клиента в текущем времени с тем, чтобы та Я-структура, посредством которой эта бытийная позиция выражается и утверждается, могла быть наиболее адекватно выявлена. Во-вторых, в процессе этого выявления и терапевт, и клиент могут начать распознавать те качественно пережинаемые аспекты Я-структуры, которые являются наиболее глубоко седиментированными или закрепленными таким образом, что они продолжают сопротивляться вызову и переоценке со стороны клиента, невзирая на те ограничения, которые накладывает их принятие на его опыт взаимоотношений. В-третьих, в процессе прояснения седиментации клиента различные появляющиеся при этом искаженные и отрицаемые аспекты могут быть разпознаны как являющиеся эмпирическими элементами той диссоциированной структуры, посредством которой защищается и поддерживается Я-структура клиента. В-четвертых, исследование Я-структуры клиента в текущем времени позволяет и клиенту, и терапевту более адекватным образом рассмотреть то возможное воздействие, которое какие-либо изменения в ее седиментациях и диссоциациях будут оказывать на структуру в целом. Все эти разноообразные изменения, взятые вместе и внесенные в психотерапевтическое исследование, представляют собой жизнеспособную альтернативу идее бессознательного и при этом соответствуют всем клиническим наблюдениям, связанным с теориями бессознательного; они согласуются с экспериментальными данными, предоставляемыми как критиками, так и приверженцами теорий, касающихся бессознательного; они устраняют логическую непоследовательность и замкнутость, связанную с теориями бессознательного; они устраняют необходимость наложения на сознание и поверх него второй гипотетической психической системы; они допускают более бережливую, научно компетентную, экономичную и недетерминистскую оценку психического конфликта; и они возвращают фокус внимания к осознанному переживанию как к тому, что доступно для клиента и им истолковано. Я начал эту главу напоминанием читателям о том знаменитом вызове, который Фрейд бросил тем, кто попытался бы доказывать несостоятельность его гипотезы бессознательного. Я предоставляю ее им для решения вопроса о том, достигли ли предложенные мной альтернативные подходы успеха в предъявлении достаточных контрдоказательств в ответ на этот вызов. Spinelli, E. (1993) The unconscious: an idea whose time has gone?', Journal of the Society for Existential Analysis, 4: 19-47; reprinted in Cohn, H. W. and Du Plock, S. (eds) (1995) Existential Challenges to Psychotherapeutic Theory and Practice, London: Existential Analysis Press, pp. 217-47. 2 Freud, S. (1916-17) 'Introductory lectures on psychoanalysis', in Standard 3 Erdelyi, M. H. (1985) Psychoanalysis: Freud's Cognitive Psychology. New 4 Smith, D. L. (1994) "Riding shotgun for Freud: a reply to Ernesto Spinelli', 5 Freud, F. (1925) "The resistances to psychoanalysis', in Standard Edition, 6 Gay, P. (1988) Freud: A Life for our Time. London: J. M. Dent & Sons. p. 7 There exist so many excellent published views and debates on the question Cf. Erdelyi, Psychoanalysis. 9 Whyte, L. L. (1978) The Unconscious Before Freud. London: Julian 10 Ibid., p. 21. 11 Cf. Erdelyi, Psychoanalysis' 12 Cf. Sartre, Being and Nothingness Cannon, B. (1991) Sartre & Psychoanalysis: An Existentialist Challenge to Clinical Metatheory. Lawrence: University Press of Kansas. 1 What is probably the most sustained critique of Sartre's argument appears in Gardner, S. (1993) Irrationality and the Philosophy of Psychoanalysis. Cambridge: Cambridge University Press. ' Dixon, N. F. (1981) Preconscious Processing. New York: Wiley. 16 Sperry, R. W. (1970) 'Perception in the absence of neocortical commi- 17 See e.g. Edelman, G. (1992) Bright Air, Brilliant Fire: On the Matter of 1 For discussions of this cf. Valle and King, Existential-Phenomenological Alternatives for Psychology; Spinelli, The Interpreted World. 19 Wittgenstein, L. (1982) 'Conversations on Freud: excerpt from 1932-3 lectures', in Wollheim, R. and Hopkins, J. (eds) Philosophical Essays on Freud. Cambridge: Cambridge University Press. Cf. Erdelyi, Psychoanalysis. 21 Ibid. See also Webster, Why Freud Was Wrong. 22 Grotstein, J. S. (1992) 'Reflections on a century of Freud: some paths not 23 Treisman, A. M. (1969) 'Strategies and models for selective attention', Cf. Dixon, Preconscious Processing. ' Cf. Erdelyi, Psychoanalysis. 26 Miller,J. (1978) The Body In Question. London: Cape.
27 Sacks. О. (1985) The Man Who Mistook His Wife For A Hat. London: Duckworth. Braude, S. E. (1991) First Person Plural: Multiple Personality and the Philosophy of Mind. London: Routledge. Hacking, I. (1995) Rewriting the Soul: Multiple Personality and the Sciences of Memory. Chichester, NJ: Princeton University Press.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |