КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I (ICXOM. 2 страница
102 1 Как указывают различные авторы, детство в том значении, которое существует в нашем сегодняшнем понимании этого термина, -изобретение сравнительно недавнее, чьи истоки берут свое начало в социальных и религиозных потрясениях семнадцатого столетия. На протяжении многих веков, предшествовавших этим событиям, дети, вероятно, воспринимались как «взрослые в миниатюре», которые разделяли обязанности, ответственность, интересы и страсти, сход-н ые с теми, что были у их «в натуральную величину» двойников. ' >ги «взрослые в миниатюре» работали долгими часами, одевались в такую же (только меньшего размера) одежду, ели такую же пищу и участвовали в тех же самых собраниях и торжествах, что и другие члены их сообщества. И если бы их как-то обособили, то это выглядело бы, вероятно, жестоким и несправедливым. Равным образом, при таких обстоятельствах эти «взрослые в миниатюре» несомненно омли свидетелями, если не участниками, различных форм сексуальной активности, о которых сегодня детям знать, а еще хуже - быть в них вовлеченными, - другими детьми или взрослыми, считалось бы совершенно неприемлемым, если не извращенным5. Смещение перспективы в нашей культуре произошло по большей части в результате движений Реформации1 и Контр-1'сформации. Вследствие этих движений распространилось убеждение, что детские души являются более чистыми, выражающими бонов невинное состояние бытия, как если бы только в силу того дос-юкнетва, что они младше, дети имели гораздо меньший опыт тех "' «снмых низменных инстинктов», направленных на жестокость и *' i«ксуальность, которые имели как их взрослые, так и старшие со-Пратья. Вместе с этими новыми религиозными идеями пришли раз-ничные попытки защитить ребенка (и детскую душу, в особенности) ■ и возможности быть подверженным нечистым мыслям и действи-мм, ибо такая подверженность несомненно привела бы ребенка к юму, чтобы им подражать, что, в свою очередь, запятнает его душу Обособление детей от мира взрослых было первым очевидным > ицитным маневром. Вторым была попытка воспитывать, по край-'"-11 мере, некоторых детей так, чтобы влияние как религиозной ве-1-1.1. гак и понимания ценности «высших» интеллектуальных качеств могло противодействовать их более «чувственным» склонностям и Широкое общественно-политическое и религиозное движение в За-ииюй и Центральной Европе XVI в., носившее в своей основе антифео-НП.ИЫЙ характер и принявшее форму борьбы против католической церкви
побуждениям. Ношение особой одежды, отличающейся от одеждь взрослых, для того чтобы выделить ребенка и отличить его oi взрослого, и тем самым послужить в качестве указателя и напоминания, что к последнему следует применять кодекс поведения вс всех отношениях иной, нежели к первому, было еще одним средством, которым сравнительная духовная чистота и состояние святости ребенка могли быть продлены. Так же и любые признаки юного детского любопытства, приближающегося к телу и его функциям -и, в особенности, его сексуальным и репродуктивным функциям -j или, что еще хуже, удовлетворение детьми своих желаний в таких действиях, как мастурбация, в одиночку или совместно, требовали быстрого и четкого сдерживания (обычно посредством актов физического наказания в сочетании с возбуждением страха, сосредоточенного на гневе Божьем) ради спасения и защиты детской души и ума от пагубных греховных воздействий, ведущих к преждевременной и непоправимой духовной и умственной дегенерации. Оценивая эти огромные культурные перемены в перспективе, мы можем начать видеть, как эти влияющие факторы выдержали испытания временем, по меньшей мере, отчасти, как они продолжают наполнять современные взгляды на детство и преобладать и них, и как они, в свою очередь, незаметно питают и определяют на ши глубочайшие и постоянно возобновляющиеся страхи за наших детей и по поводу наших детей. И действительно, в наши дни неви димые волны общественной бдительности, сосредоточенной на принудительном выселении из своих домов осужденных педофилов, отбывших свой срок тюремного заключения, сделали явными высочайшие уровни родительского ужаса, продолжающие появляться из-за проблем, возникающих на стыке детства и сексуальности. Это как раз помогает нам лучше понять, какими же беспокоящими и радикальными были «новые» идеи, касающиеся инфантильной сексуальности, выдвинутые Фрейдом и его современниками, и почему они породили так много горячих дебатов и неодобрения. Ибо для признания обоснованности этих взглядов требовался существенный сдвиг не только в том, как по-новому определить детство, но и, что так же важно, как по-новому определить границы надж-жащих обязательств между детьми и взрослыми на всех уровнях взаимодействия - включая, естественно, проявления сексуальности. Если мы рассмотрим свои теперешние установки и ожидании, касающиеся детей, то станет явным, что хоть мы и приняли многие из предположений и гипотез, вызванных фрейдовской революции i мы также по-прежнему цепляемся за идеи, которые больше соглл 104 суются с дофрейдовскими взглядами. Проблема сексуальности делает эту путаницу более чем очевидной. С одной стороны, мы склонны признавать, что дети до некоторой степени сексуальны, наряду с этим мы в то же самое время хотим наполнить их неким состоянием невинности. Возможно, что именно эта путаница понятий, пусть и в самой малой степени, обостряет наши страхи и беспокойства. Говоря по справедливости, Фрейд утверждал, что ранняя детская сексуальность отличается от таковой у взрослых тем, что в этих ранних проявлениях сексуальности нет объекта, на котором она сосредоточена. Эта полиморфная перверсия1 позволяет любой части тела ребенка, а также любому различаемому внешнему объекту становиться «либидозаряженным» таким образом, что они могут превращаться в средства автоэротического сексуального удовольствия. И только когда должный объект или предмет выбора (как правило, мать ребенка) определен как внешний, удовлетворяющий сексуальной цели ребенка, он начинает подходить к отношениям с сексуальностью, которой отчасти свойственны основные черты сексуальности в ее взрослых проявлениях6. Эта базовая гипотеза подвергалась многочисленным ревизиям со стороны самого Фрейда. Даже при этих условиях он продолжал считать ее, в основе своей, правильной. Другие же, в особенности те психоаналитики, которые никогда не входили во фрейдовский «узкий крут», располагали и куда более радикальными уточнениями. М елани Кляйн, например, довела идеи Фрейда до крайности, утверждая, среди прочего, что психический мир маленького ребенка лучше всего понимается как кипящий сексуальными желаниями, которые часто выражаются в детской игровой активности. Эта ак-i ниность, если ее должным образом истолковать, обнаруживает дет-i кую озабоченность попытками как соединиться с объектом игры, in к и разрушить его. В результате таких наблюдений Кляйн выдвинула гипотезу существования врожденной детской фантазии о муж-• mix и женских гениталиях, соединенных вместе в постоянном понтом сношении. По существу, в отличие от фрейдовского взгляда ни детскую сексуальность как на ту, которой необходимо пройти»4>ез несколько стадий, прежде чем она достигнет своего гениталь- Многонаправленное нарушение полового влечения или синдром не-щфференцированного сексуального объекта
ного. фокуса, Кляйн полагала, что этот фокус является весьма очевидным от рождения — если бы взрослый осмелился это видеть7. -'■' В полную противоположность такому направлению обсуждения, Карл Густав Юнг, некогда самый многообещающий преемник Фрейда, а впоследствии самый главный его критик, полностью отбросил идею доподростковой сексуальности. Юнг утверждал, что язык психоанализа - это язык взрослых сексуальных переживаний, который накладывается на определенного рода детское поведение и интерпретирует его таким образом, что оно становится «сексуали-зированным». Согласно Юнгу, взрослый интерпретирует некоторые из своих детских действий как являющиеся главным образом, или даже исключительно, сексуальными не потому, что ребенок переживает их непосредственно как таковые, но, скорее, из-за сексуальных смыслов, которые накладываются на детское поведение взрослым, чей предубежденный способ наблюдения этого поведения и чей язык для его интерпретации структурирован и ограничен взрослым сексуальным опытом8. Я полагаю, что идея Юнга является убедительной и определенно заслуживающей значительно большего анализа и размышления со стороны психотерапевтов. Она во многом предвосхищает взгляды представленные в главе 5, где было высказано предположение о том, что было бы полезным рассматривать сексуальность как являющуюся конструктом, основанным, главным образом, на взаимоотношениях, а не врожденным биологическим инстинктивным поведением. Тем не менее, можно все же спорить, что даже если тео рия Юнга по большей части корректна, может все же быть и так, что взрослые «сексуализированные» интерпретации действий ребенкн могут все же по-видимому быть отражением собственных сексуаль ных переживаний ребенка. Другими словами, то, что ребенок п< может отнести переживание к категории сексуальных, вовсе не обм зательно подразумевает, что оно не «ощущается» сексуально. Таким образом, в гипотезе Юнга есть общее интригующее сходство с при надлежащими Фрейду ранними, и впоследствии отброшенными, «гипотезами обольщения», в которых он утверждал, что вытеснен ный доподростковый.опыт сексуального злоупотребления потом \ «перестает быть вытесненным» в юности, что к этому времени <>fi, ретается язык для придания смысла пережитому ранее. Эта разнородность взглядов продолжает господствовать внамии размышлениях о взаимосвязи между детством и сексуальное..... Однако пожалуй, начало становиться явным, хотя бы отчасти ■■■ что трудность проблемы кроется в термине сексуальный. Что пи ■ ним подразумевается? Похожим или различным образом являются сексуальными взрослые и дети? Признавая ненадежность памяти и тот факт, что мы пересматриваем свои воспоминания, исходя из предвзятой перспективы наг: стоящего, я полагаю все же, что большинство из нас может выделить из своего детства события, которые бы мы отнесли к категории мнляющихся сексуальными. Я, например, помню, что, будучи ма-исньким ребенком, являлся активным участником ряда секретных игр с другими детьми, главной целью которых было показывать и иискать гениталии друг другу. Так же, как этот «факт», я могу к тому же вспомнить общее возбуждение, ощущаемое при участии в шких играх и более локализованную, доставляющую наслаждение физическую пульсацию моего пениса, когда к нему прикасались и его ласкали мои товарищи по игре. Когда я затем рассматриваю эти ощущения относительно тех, которые переживались мною в сексу-ши.ных ситуациях юности и взрослого возраста, то их сходство намного перевешивает их различие. Похожим образом я могу вспомнить ночные фантазии детства, которые я вызывал в своем воображении непосредственно перед тем, как заснуть. Большинство из них касались телевизионных персонажей (таких как, со смущением притаюсь, актеров комедий Я люблю Люси1, срывающих с себя одежду и паскающих гениталии друг друга. И опять-таки, разве такие фан-мпии настолько уж отличаются от приватных ритуалов мастурба-t пни подростков и взрослых? И является ли ощущение физического удовольствия, извлекаемого в первом случае, существенно отля- Мйкицимся от того, которое получается в последнем? Как прежде предполагалось, одно возможное и важное отличие Может, в действительности, заключаться в идентификации некото-|м >й активности как являющейся сексуальной. И опять-таки, хотя Пуцучи детьми мы, возможно, могли без труда пользоваться такими > нами как секс или сексуальный, то, что было этими словами обо-i'iciio, являлось все-таки чем-то таинственным и несфокусиро-Н1ЫМ. В сущности, это были «нехорошие» слова, предназначен- ■ '■• скорее для того, чтобы возбуждать трепет и смех наших ком- MI.OHOB, нежели для того, чтобы служить попытками описать при- . ty наших действий. Даже когда испытываемое от ласк удовольст- ■■■"-■ было сосредоточено на гениталиях, интерпретировали ли мы «I Love Lucy», 1951- и до сих пор постоянно идущие по телевидению идей Америке достаточно примитивные комедии
такие ощущения как «сексуальные» столь же конкретно, как делал! бы это взрослыми, или же они были имеющими отношение к опрея деленному месту точками сосредоточения, входящими в куда боле* разбросанное жизненное переживание, которое включало в себ) элементы любопытства, разделяемой с другими секретности, близости, юмора, сравнения и ритуала, которые все вместе и вызывал» общее впечатление удовольствия? Наверно стоило бы рассмотреть эти возможные различия и ия причастность к проблемам, окружающим детскую сексуальность, следующим образом: переживания физического удовольствия могут быть охарактеризованы или как возбуждающие или как эротические. Возбуждающие переживания относятся к тем физическим ощущениям, которые могут чувствоваться, как рассеянные по всему телу или локализованные на определенных его частях (таких как гениталии), или и то и другое вместе, намерение и фокус которых заключен в поддержании устойчивых состояний, доставляющих телесное удовольствие живости и возбуждения, которые продолжаются до тех пор, пока участвующий(щие) в этом не прекратит(ят) дей-J ствия, которые требуются для того, чтобы эти состояния вызвать. 1 Эротические переживания могут иметь в себе качества, похо Переживание удовольствия может быть как возбуждающим, тмь и эротическим, и может смещаться от одного к другому. Когда эт определенные доставляющие удовольствие переживания происхо дят с одним или большим количеством партнеров, то возможно, чп> в то время как один из участников испытывает возбуждающую, др\ гой (или другие) могут переживать эротическую активизацию, и наоборот, или что оба (или все) переживают либо только возбуя дающую, либо только эротическую активизацию. Хотя я осознаю, что термины возбуждающий и эротический ям ляются до некоторой степени перегруженными и некорректными имеющими смысл только в пределах, ограниченных современней западной культурой, и что эротический в этой культуре гораздо ч.\ ще используется для обозначения непорнографических изобра»' ний обнаженного тела и сексуальных действий, я все же надскм ■ что это узкое разграничение сгодится, тем не менее, для рассмотрс пия и прояснения, может быть, решающих расхождений между детской и взрослой сексуальностью в том виде, в каком она воспринимается современной западной культурой. Я предполагаю, что, по крайней мере, пока они относятся к условиям жизни в нашей культуре, детские переживания рассматривания или нежного поглаживания своего тела или его частей, или тела и частей тела другого человека, или рассматривания или поглаживании своего тела кем-то другим, являются, как правило, случаями возбуждения, в то время как взрослые переживания могут быть и возбуждением, и эротикой -и тем, и другим вместе. Какую ценность может иметь такое разграничение? Прежде всего, оно признает, что дети могут пытаться получить переживания иозбуждения, оставаясь все же при этом «невинными» в том, что касается их эротического дополнения. Более того, оно делает понятным, что хотя взаимодействия между детьми и взрослыми могут кмзывать возбуждение как у одного из участников, так и у них обоих, эти переживания необязательно являются эротическими для лю-бой из сторон или для обеих. И наконец, может быть и так, что имеющиеся в нашей культуре беспокойства и тревоги, вызванные распространением детской порнографии и педофилии, предупреждают нас о различии между возбуждающими и эротическими дейст-ииями, и в то время как с первыми можно примириться и даже поощрять (и, наверное, как раз только тогда, когда они являются рассеянными) их наличие между детьми и взрослыми, то последние чрезвычайно осуждаются в нашей современной культуре как являющиеся оскорбительным предъявлением сексуальных требований другому человеку (ребенку), который может и не понимать их смысла, и не соглашаться на то, чтобы взрослый ему их навязывал. Возможно также, что предложенное разграничение между возбуждением и эротикой могло бы, к тому же, способствовать прояснению того все более и более пугающего замешательства, которое испытывают многие взрослые (в особенности, родители) в отношении испытываемого ими физического удовольствия, когда они дер-лит своих детей, ласкают их, купают или вступают в другие формы физического контакта со своими отпрысками. При подверженности н-нденциям нашей современной культуры смотреть на сексуальные • ноупотребления в отношении детей как на являющиеся тем, что продолжает оставаться огромным табу и «окончательным извращением», нет ничего удивительного в том, что взрослые, у которых нет ни желания, ни намерения сексуального нападения на своих детей, Moiyr подвергать сомнению любые, потенциально «ненормальные» чувства возбуждения, которые они могут испытывать по отношению к своим собственным или чьим-то детям, и приходить к постыдным и разрушающим их жизнь заключениям касательно самих себя. Например, одна из моих клиенток, Салли, призналась мне в том, что получает наслаждение, целуя все тельце своего трехмесячного сына, включая и его гениталии, что составляет часть их вечернего ритуала после купания. Она добавила, что по ее собственным ощущениям, эти действия вызывали у нее чувство соединяющей ее с сыном почти сверхъестественной близости, но что хотя для нее они были несомненно физическими и возбуждающими, возбуждение это было рассеянным (по ее словам, оно заставляло все ее тело трепетать), а не локализованным в основном, или всецело, в ее непосредственных эрогенных зонах. Было ли это, хотела она знать, извращенным? Не было ли это сексуальным злоупотреблением в отношении ребенка? Не существует легкого или прямого ответа на ее вопрос. Тем не менее, предложенное разграничение между возбуждающей и эротической активизацией могло действительно помочь ей в том, чтобы прийти к адекватному разрешению своей дилеммы. Похожим образом и многие из более знакомых нам проблем и трудностей, с которыми мы сталкиваемся во взрослых сексуальных отношениях, могут быть прояснены и уменьшены при помощи тако го разграничения. Например, то, что один из партнеров или оба, мо гут не испытывать никакой особой эротической активизации во время своих телесных свиданий, необязательно должно приводит:, нас к заключению, что они при этом не испытывают никакого возбуждения, или что возбуждение, которое может при этом испыты-ваться, является в чем-то менее правильным или менее удовлетворяющим, чем его эротическое дополнение. В любом случае, есть во основания полагать, что предложенное разграничение между возбуждающими и эротическими переживаниями может быть полезным для прояснения тех противоречивых предположений, которых мы придерживаемся в отношении детства и сексуальности, а такии для признания законными тех сохраняющихся у нас страхов, которые окружают сексуальные злоупотребления в отношении детей, Тем не менее, остаются дальнейшие, связанные с этими, беспокой' ства, к которым следует обратиться. Сексуальная революция, касающаяся наших взглядов на детспк > инициированная такими радикальными мыслителями как Фрейд и многочисленные последовавшие за ним авторы, хотя несомненно освободительная и достойная похвалы в своих интенциях и возможно постях, внесла вклад в медленное, но неуклонное возвращение к i у шествовавшим ранее представлениям о детях, как о «взрослых в миниатюре». Сегодня дети обладают навязанными им взглядами, ответственностью и положением, которые все больше уподобляют их взрослым. По их собственным словам и по мнению их родителей и наставников, сегодняшние дети начали перенимать образ жизни, чаботы и тревоги настолько более взрослые, что в предыдущих поколениях, к одному из которых и я принадлежу, они были бы даже немыслимы. Один из индикаторов этих изменений можно увидеть в росте от-сугствия различий между взрослой и детской одеждой. Одежда для детей от художников-модельеров является процветающей индустрией и, что более существенно, основывается на изготовлении миниатюрных версий взрослой одежды. В самом этом факте нет ничего, что должно было бы вызывать волнение или беспокойство. Тре-ишу вселяет то, что в той, все более явно нацеленной на потребите-пи, культуре, в которой мы. обитаем, те продукты, которые мы при-мОретаем и поглощаем, можно рассматривать как служащие признаками нашей идентичности, поскольку то, как мы себя определяем, П11овится все более и более сфокусированным на материальных ■инчцах». Например, в том, что касается одежды и относящихся к ней предметов, то названия торговых марок и дизайнерских ярлы-Ипи того, что мы носим, превратились в как никогда более значимый Шпал в чувство собственного достоинства человека, его ценность и цои-нциальные возможности, а также в широкий спектр более об-""■ч установочных факторов, связанных с его личной идентично-"-Ю. Среди нас все больше и больше тех, для кого то, что мы наде- м, есть то, кем мы являемся. Хотя может быть и так, что дети <■ i да были озабочены тем, как они выглядят, в последние годы то, «они выглядят» является тем, как «взрослые выглядят». Если, ■ ■', было сказано, одежда служит (особенно выделяющимся) обо- ■ чающим для чувства личной идентичности взрослого человека, ист ли вероятной возможности в том, что дети начали также пе-I иимать и связанные с личной идентичностью взрослые устано- И1ЫС факторы, которые стали ассоциироваться с этими товара- ■■.'? *>го изменение перспективы не является, однако, однонаправ- 'И11.1М. Ибо точно так же, как дети стали усваивать установки, -11.1110 похожие на взрослые, так и взрослые тоже стали в большей пени инфантилизированными в том, что касается их отношения к ■him себе, другим и миру в целом, так что различия между детст- вом и взрослостью становятся все более «рыхлыми» и неотчетли! Например, становится все менее и менее распространенным! чтобы дети были заняты продолжительными играми исключительна в компании других детей того же самого возраста. Детская игровая и спортивная активность, телевизионные программы и фильмы, май териалы для чтения и музыка, предпочитаемая еда и напитки - все) это порождает огромное и все шире распространяющееся участие! взрослых. От Звездных войн до Гарри Поттера, от кукол Барби до! игровой приставки Playstation2, от кепок и маек, украшенных эмблемами любимых спортивных команд до участия во всякого рода соревнованиях, - во все, что когда-то было сферой детей и младших подростков, просочились взрослые. Хотя мы могли бы только приветствовать огромную готовность некоторой части родителей уделять все большее время и внимание пребыванию в компании своих юных чад, мы должны также рассмотреть возможные, хоть и непреднамеренные, последствия этого. Конечно, дети и в предыдущих поколениях участвовали в им Если эта путаница детства и взрослости всяческим образом |..i. пространяется на территории идентификации и проявления, < ■■< рые выглядят безопасными, то стоит спросить, не распростри m ли такая путаница и на менее желаемые и причиняющие большее беспокойство сферы, такие как сексуальность? Ибо если ребенок становится все более похожим на взрослого в таком широком спек-ipe способов действия, то как мы можем хоть с какой-либо уверенностью утверждать, что это сходство не начнет включать в себя и специфические сексуальные интересы и модели поведения? Сегодня в Великобритании к нашим страхам вокруг сексуальных злоупотреблений, касающихся детей, в значительной степени примешалось полное тревоги осознание того, что у детей процесс развития сексуальных интересов и отношений происходит в как никогда более раннем возрасте и со все возрастающей скоростью. Хо-i и дело может быть отчасти и в том, что дети становятся физически фелыми гораздо быстрее, чем это происходило с их родителями и дедушками и бабушками, но прежде, чем мы придем к заключению, что это может являться главным фактором, определяющим рост до-мод ростковой сексуальной активности и беременности, я бы полагал |>плсе уместным, пусть и вызывающим куда большую тревогу, обдумать, а не является ли как никогда более близкая аналогия между детскими и взрослыми позициями и деятельностью столь же важным, а возможно, даже и более значимым фактором? И если это так, то не похоже ли на то, что раз дети усваивают fin псе эротически-осознанные установки и стиль жизни, то, как > к-дствие этого, они вовлекаются и в более похожую на взрослую < i ксуальную активность в отношениях друг с другом? И если станиц шея все более распространенным показывать такую активность п присутствии взрослых, которые сами становятся все более инфан-< нитрованными, тогда очень даже реальная - хоть и нежелатель-|«- возможность смешения детей и взрослых в качестве участни-'И сексуальных игр и поведенческих действий становится тем бо-|' мероятной. А раз так, то может быть, как много лет назад пола-i i Фрейд, наши самые громкие и неистовые реакции, направленна против тех, на кого мы наклеиваем ярлык «извращенцев» и «дети тв», отчасти усугубляются неприемлемым осознанием того, ч к п к раз то, что выражает своим действием «извращенец» и «де-ШН1», выражает и наши собственные подавленные желания и
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |