КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Придавая новый облик человеческой сексуальности
Из всех имеющихся в нашей культуре социально-политических и межличностных сфер мышления, на которые оказали свое влияние психотерапевтические теории, ни одна не подверглась столь радикальному воздействию, как область человеческой сексуальности. Способы, которыми мы понимаем и определяем себя в качестве существ сексуальных, предположения и ожидания, которых мы придерживаемся в том, что касается осуществления и результата сексу-пльных отношений, повседневные беспокойства и наиболее подавая ющие нас страхи, над которыми мы размышляем и которые рассматриваем (при более чем достаточной и всесторонней поддержке наших средств массовой информации), способ, которым мы придаем смысл сексуальным инсинуациям и намекам, все эти - и многие другие - по внешнему виду «естественные» способы бытия сексуальными существами, могут быть представлены берущими свое начало и набирающими все большую силу в подводных течениях психотерапии. 11равится нам это или нет, осознаем ли мы это или нет, но пси-котерапевтически нагруженные сексуальные вопросы преследуют нас: «Почему нас влечет или не влечет к представителям (отдельным и/или вообще) противоположного пола? Или того же самого пола? Или обоих? Или никакого? Что является нормальным, а что -и тращенным выражением сексуальности? Почему в своих фанта-шмх мы проигрываем сексуальные сценарии, которым никогда бы не пожелали случиться в реальной жизни? Как так получается, что илучаи сексуальных несчастий и злоупотреблений, имевших место в Иетствс, могут спровоцировать широкий спектр (не сексуальных) некритических симптомов? Или могут казаться «забытыми» до тех imp, пока какая-либо травма взрослой жизни (возможно, сама пси-it терапия) не вернет их нашему осознанию? Или может препятст-впнать проявлениям сексуального возбуждения и удовольствия во |И|к)слом возрасте? Или, наоборот, может подавлять нас до такой • и пени, что мы можем считать себя «зависимыми» от секса? Или, 41 о хуже всего, может привести нас к воссозданию своей травмы с (ipvi ой стороны, так что мы сами превратимся в сексуальных хищ-
... <он и насильников? И как так получается, что, думая о сексе, мы ир особенно часто думаем на языке того, что мы делаем (или не де-ФИ'м), но, скорее, на языке того, кем мы являемся (или не являемой)7 Манера, в которой мы формулируем такие вопросы, и в которой пытаемся на них ответить, а также то удовлетворение (или его отсутствие), которое мы испытываем, оценивая получаемые ответы, свидетельствует о всепроникающем влиянии психотерапевтического мышления вообще и психоаналитически инспирированных взглядов в частности. Как и во многом другом, у меня есть серьезные замечания, касающиеся того способа бытия с другими в качестве существа сексуального, который и поддерживается и подразумевается значительным большинством психотерапевтических теорий. Моей целью в этой главе не будет нечто столь грандиозное или авантюрное, как предложение полностью разработанной альтернативы. Вместо этого я сосредоточу свое внимание на трех решающих предположениях, которые вдохновляют современные способы суждения о человеческой сексуальности, присущие большинству психотерапевтов (и их клиентам). Затем я выдвину несколько возражений и альтернатив этим предположениям и рассмотрю, какое воздействие эти высказанные мною сомнения могли бы иметь на те способы, которыми мы ориентируем себя сексуально в проживаемых нами взаимоотношениях. Хотя это может показаться нам странным и противоречащим сложившемуся в обществе мнению, но наши викторианские предки, похоже, скорее изобретали, нежели подавляли сексуальность, причем до такой степени, что их нововведения создали модель для наших современных убеждений и предположений, окружающих ее определяющие структурные характеристики. Увы, из-за них вот никли также и те, кажущиеся неразрешимыми, проблемы и дилеммы, которые упорно продолжают быть источником неприятностей для нас, их потомков.
Даже используемая нами терминология появилась не так давно. как полагают многие из нас. Например, слово «сексуальность» oi сутствовало в английских словарях до 1800 года. Точно так же и такие термины как сексуальная жизнь1, сексуальная привлекательность11 и сексуальный11 явились изобретениями первой четверти двадцатого столетия1. Мишель Фуко в своем незавершенном труде История сексуальности, утверждал, что викторианское изобретение сексуальности Или половая жизнь - т.к. sex в переводе с английского означает пол Sex appeal - отсюда «сексапильность» Sexy - секси произошло вследствие осознания частью тогда еще сравнительно молодой буржуазии, что недавно обретенная ею власть уже находится под угрозой со стороны двух «ураганов» социально^ политической эмансипации: подъемом рабочего класса и первыми проявлениями женского освободительного движения. Это осознание, в свою очередь, привело к ряду попыток взять под контроль эти непокорные силы с помощью различных директив; их целью было придание законности некоторым формам социального поведения. 11о отношению к сексуальности такие директивы нашли свое выражение в распространении многочисленных брошюр и научных руководств, озабоченных проблемами охраны здоровья населения, повышения его уровня и развития новой технологии контроля над телом. Во всех случаях скрытой целью была нормализация сексуальности посредством заявлений о том, что является соответствующими (и что гораздо важнее, несоответствующими) ее выражениями и практикой2. Если проанализировать литературную и журнальную среду того времени, можно обнаружить подлинный взрыв exposes1, в которых высказываются беспокойства чрезвычайно похожие на те, о которых мы читаем и рассуждаем сегодня: инцест, контроль рождаемости, развод, проституция, гомосексуальность и сексуальные отклонения или извращения. Более того, так же как это имеет место и сегодня, кому же лучше всего высказываться по таким вопросам, как не (преимущественно) людям науки и медицины? И действительно, Пыла изобретена новая наука - сексология - специалисты которой (почти исключительно медицинские доктора мужского пола) подошли к исследованию человеческой сексуальности посредством изучения болезней, недомоганий и способов лечения, связанных как с сексуальным поведением, так и с выделением нормальных и ненормальных сексуальных практик, желаний, идей и стремлений; и, если количество таких «болезней» казалось не достаточно обильным, нсегда могли быть придуманы новые. Один из примеров этой последней тенденции можно увидеть в «открытии» смертельной болезни, названной сперматорея.
Говорилось, что симптомы сперматореи включают в себя нарушения дыхания, тревогу, плохое пищеварение, воспаление мозга, •пилепсию, умопомешательство, паралич и смерть, но чем же была сперматорея? Соответственно тому, что говорил ее «первооткрыва- Фр.-отчет, доклад, сообщение тель» доктор Джон Лоу Милтон, сперматорея является болезнью «непроизвольного ночного семяизвержения3». Перефразируя это несколько иначе, мы могли бы сказать, что она является «эротическим1 сном, превратившимся в ночной кошмар наяву». Что же касается ее лечения, то Лоу Милтон предлагает компрессы из холодной воды на мужские гениталии, постель на полу, военную службу и, что для некоторых будет более привлекательным, потребление не менее бутылки кларета" в день. В качестве альтернативных и более экстремальных средств он пропагандирует прижигание кожной ткани пениса и надевание двух специально сконструированных предохранительных приспособлений: «уретрального кольца» (кусочек металла в форме кольца и с шипами, предназначенными для прокалывания набухающего пениса) или «электрический будильник», который выдает электрический удар по пенису в момент эрекции4.
Хотя все это может поразить нас своей забавностью, позвольте мне озвучить слово предостережения. Неважно, что болезнь эта является чистой фикцией, интересно заметить, что Лоу Милтон, - и те, кто верили в его знахарство, упорно продолжали заявлять, что существуют как «естественные», так и «неестественные» типы семяизвержения. Что касается первых, то он всего один: в процессе «соединения», являющегося результатом гетеросексуального гениталь-ного полового акта. Все другие формы семяизвержения считались «неестественными» и вели к болезни, а также являлись ее индикаторами. Первые сексологи избрали в качестве основной сферы своих научных интересов медико-судебные исследования отклоняющейся от нормы сексуальности. Таким образом, описывая неестественные и патологические сексуальные действия, они заявляли, что якобы способны отличить то, что является «естественным» сексуальным поведением. Отсюда и обилие сексологических исследований таких до сих пор хорошо известных исследователей как Рихард фон Крафт-Эбингш, Альберт Моль,у и Хавлок Эллис1, которые как пра- I Wet - мокрый II Красное сухое вино типа Бордо Немецкий психиатр и невропатолог (1840-1902), основоположник клинического анализа паранойи IV Немецкий психиатр (1862-1939) вило делали акцент на исследовании «неестественного» и извращенного с тем, чтобы выносить решения по поводу «естественного» и нормального5. Равно как и язык, использовавшийся этими авторами, замаскирован научной медицинской терминологией, сосредоточенной на «просвещающих» идеях здоровья и предотвращения болезни, а не на более сомнительных эдиктах, берущих свое начало в иудейско-христианской доктрине — хотя впечатляющим является то, насколько близко первое подходит ко второму. Более того, следует отметить, что все сексологические отчеты исходили из предположения, что основа сексуальности лежит в биологии и приписывали непосредственную и кажущуюся несомненной связующую нить между размножением и сексуальностью. В конечном счете, викторианская сексуальная революция предположила существование нерасторжимой связи между сексуальными предпочтениями и практиками и психологическими проблемами личности и идентичности, так что отклоняющиеся и извращенные сексуальные практики были охарактеризованы как аспекты, или причинное прошлое, «больных» или извращенных «рассудков» или личностей. Все эти революционные идеи продолжают доминировать во из1 лядах на сексуальность современного западного общества. А потому, именно на этих трех ключевых предположениях - связи между сексуальностью и биологией (в частности, размножением), противопоставлении «нормальных» и «извращенных» сексуальных практик и соединении сексуальных проявлений и личности - и будет сосредоточено внимание в этой главе. Во-первых, важно пояснить, что все эти ранние психоаналитические взгляды на человеческую сексуальность (так же, как и подавляющее большинство их самых недавних новых формулировок) пппяют собой пример именно тех самых викторианских предрассудков и предположений, и, благодаря долговременному воздействию психоанализа на современную психотерапию, это пристрастие остается практически незатронутым. Действительно, Зигмунд Фрейд, хоть вероятно и относился к числу наиболее либеральных из своих коллег сексологов, тем не менее предстает как викторианский сексолог par excellence11, поскольку он решительно помещал сексуальность в сферу биологии, рассматривал, так называемые, «сексуаль- 1 Английский психолог (1859-1939), написал шеститомную «Психологию секса» Типичный, настоящий - франц. ные извращения» как отклонения либо от «естественного» сексуального объекта, либо от «естественной» сексуальной цели, и в своих постоянно пересматриваемых гипотезах, касающихся психосексуального развития, предполагал наличие нерасторжимой связи между «блоками» и «задержками» как в развитии сексуального поведения, так и личности и характера. И опять-таки, хотя прежний, основанный на инстинктах, фокус этих взглядов и воззрений склонен уступить место тем направлениям психоаналитической теории, которые вытекают из взаимоотношений, продолжающее существовать предположение о некоторого рода «задержках» или отклонениях от того, что полагается нормальным развитием, остается, как и прежде, центральным. А раз так, то вместо того, чтобы представить нам радикальную альтернативу викторианским взглядам на человеческую сексуальность, психоаналитическая теория разоблачает себя как основной и долговременный поборник таких взглядов. Позвольте мне теперь обратиться к первому из этих предположений: что человеческая сексуальность должна быть помещена в контекст биологии в целом и отнесена к размножению человека, в частности. Эта установка может на первый взгляд показаться столь истинной и очевидной, что показалось бы абсурдным пытаться это оспаривать. И все-таки, при более внимательном рассмотрении, становится ясным, что, в отличие от практически любого другого существа, наше желание быть вовлеченными в сексуальную активность является продиктованным не только, и не в первую очередь, биологическими «циклами», связанными с продолжением рода. Мы не вступаем в сексуальные отношения с той основной целью, чтобы эти отношения привели к рождению нашего потомства. Скорее, в своей наиболее распространенной сексуальной активности мы стремимся заручиться гарантией того, что такого результата удастся избежать. Действительно, с позволения Папы Иоанна Павла II, даже самые ревностные римские католики стремятся найти способы ускользнуть от именно таких последствий путем воздержания от проникающих пенисно-вагинальных половых сношений во время «небезопасных» периодов. К тому же, как отмечено в высказываниях тех пар, которые в качестве составляющей формального или неформального лечения бесплодия должны были вступать в сексуальные отношения «по требованию» для получения максимального преимущества различных условий, ведущих к оплодотворению, существует бесчисленное множество значимых и ощутимых различий между этим опытом и тем, в котором продолжение рода не являлось ни основным, ни же- ланным намерением. Желание «заниматься любовью» вовсе не то же самое, что желание «делать детей». И переживаемые ощущения, связанные с каждым из этих желаний, тоже не одинаковы. Несмотря па то, что может существовать биологический императив, касающийся второго, я бы всерьез усомнился в предположении, что такой императив является топливом для первого. Человеком, который наиболее ясно осветил это различие, был французский экзистенциальный феноменолог Морис Мерло-Понти6. I) своем блестящем всестороннем исследовании вопросов, касающихся человеческого тела, Мерло-Понти утверждал, что тело не яв-инстся «вещью» среди других вещей, к которой человеческое сознание каким-то образом присоединено. Мы являемся, скорее, воплощенным сознанием. Наше тело является «средством передвижения ылтия-в-мире и базовой формой проявления (демонстрации) самого чира7». Это целостная структура, посредством которой реализуются исе проекты нашего существования. Иначе говоря, наше тело выражает наш уникальный диалог с миром. Мерло-Понти подчеркивает интерсубъективное свойство воплощенного сознания, так что каждый из нас истолковывает мир с помощью своего тела и, одновременно, истолковывает свое тело с помощью мира. Подытоживая эту точку зрения, Георг Ковач отмечает: Тело не является просто средством или вспомогательным инструментом человеческого существования в мире, но самим выражением этого существования... Мое тело выражает мое существование во всей его фактичности и живости. Например, при рукопожатии все мое тело (а не только моя рука) выражает (на множестве уровней) того рода приветствие (колебание, счастье, страх, отвращение), которое мое присутствие (экзистенция, существование) дарует появлению другого человеческого существа8. г)тот последний момент дает нам необходимую подсказку к эк-1т•тонциально-феноменологическому анализу человеческой сексу-иш.мости по Мерло-Понти. Сексуальные встречи предоставляют нам .... оиное средство для выражения нашего присутствия «другому» и, и пою очередь, для выражения присутствия «другого» нам самим. рло-Понти не интересуется проблемами мужской или женской исуальности, сексуальной ориентации или социально- н< циническими аспектами сексуальности. Его задача — исследова- ние, нацеленное на прояснение сексуальности, как она проявляется в сфере взаимоотношений. Важное значение сексуальности для Мерло-Понти лежит в ее способности «пробуждать» каждого из нас к своему бытию во взаимоотношениях. Его позиция представляет нам концепцию сексуальности, которая выражает взгляд на мир во всей своей тотальности -а не просто в ограниченном проявлении «генитальности». Мне кажется, что если мы последуем за этими аргументами, то нам предстанет точка зрения на сексуальность, которая взорвет все предположения, касающиеся ее связей с какими-либо биологическими императивами, вытекающими из инстинктов размножения. А сексуальность будет решительно поставлена в сферу взаимоотношений и постулирована в качестве тончайшего выражения активного стремления каждого человеческого существа утвердить свое присутствие, при помощи которого он, или она, могут вовлекать и быть вовлеченными в отношения с другими и с миром в целом - даже если фокус этой вовлеченности сосредоточен на отрицании присутствия и влияния другого или требовании создания воображаемых других, которые не представляют для нас угрозы и которые соответствуют любому нашему требованию и желанию. Поэтому то, как мы есть сексуально, и что мы представляем из себя сексуально, становится не утверждениями инстинкта размножения, но, скорее, много-~*» значительными уловками наших выборов, сомнений, удовольствий и тревог в исследовании бытия-с собственного Я и другого при помощи телесного, или воплощенного, диалога. Следствия такой точки зрения для психотерапии являются, я думаю, очевидными и значимыми. Главное из них состоит в том, что вопрос секса заключается в его более широких проявлениях во взаимоотношениях. Так же как и предъявление проблем, чей изначальный фокус лежит в физиологической дисфункции, в наиболее распространенных случаях разоблачит более широкий спектр бе< покойств, связанных с рядом социальных взаимодействий с секс) альным партнером (или другими людьми вообще), а также, возмо» но, такие проблемы как переживание отсутствия веры в себя и доверия к другому или чувство потери направления в отношениях, неготовность или неспособность формировать близкие отношения, выражать себя воплощенным образом посредством всего тела или ее • отдельных частей - включая, и в этом нет ничего удивительного, н-части тела, которые ассоциируются с сексуальным выражением. Каким бы ни был способ выражения, он разоблачает некоторый диапазон возможностей и ограничений (каким бы богатым или узким он 88 ни был) с помощью которых каждый из нас обнаруживает то, каким образом он или она готовы быть с собой и другим. Как указывает Ханс Кон: Проблемы могут возникнуть, когда клиенты чувствуют, что желаемая сексуальная активность становится затрудненной или невозможной. Клиент может чувствовать, что мастурбация занимает место сексуальных отношений с другими, или что оргазм зависит от надевания определенного рода одежды. Такие действия становятся для клиентов проблематичными, потому что они чувствуют себя «не нормальными» в рамках правил своего социально-культурного контекста - даже несмотря на то, что вполне счастливы тем способом, которым они переживают сексуальное удовлетворение. Но может также быть и так, что они предпочли бы другой способ сексуальной активности, который выглядит для них имеющим более ясную цель... Важным здесь является то, что это именно они являются теми, кто не удовлетворен, а не терапевт, который оценивает их как «Незрелых» и «неадекватных», и которым необходимо с этим «разобраться9». Вполне очевидно, что эта установка освобождает нас от необходимости объяснять все многообразные проявления сексуальности и манере, которая обязательно сводит их, в конце концов, к биологическим репродуктивным началам. Позвольте мне пояснить эту точку зрения при помощи упрощенной аналогии. В соответствии с предложенными идеями, существовали бы значительные расхождения как по смыслу, так и по намерениям, если сопоставить впечатления от процесса еды с целью обеспечения физическим питанием и от процесса еды с друзьями в ресторане. Хотя обе ситуации могут в некоторых случаях предос-шнлять и физическую пищу, и пищу для взаимоотношений, очевидно, что и та, и другая могут также оставаться отдельно. Мое тело может не нуждаться ни в каком потреблении еды и питья во втором i ну чае, но такие действия могут быть жизненно важной составляющей моей способности и готовности быть с другими теми способами, которые являются удовлетворяющими для наших общих взаимоотношений. Точно так же, как никакое количество потребленных и одиночестве еды и питья не удовлетворит переживаемый мной < чин) или ощущение пустоты в моих межличностных отношениях. 11 опять-таки, такой способ рассмотрения мог бы быть ценным для нашего понимания и лечения различных расстройств, связанных с едой. Человеческая сексуальность в огромной степени обедняется, если строить предположения о ней единственно и в основном с точки зрения биологических императивов размножения. Но подумайте, насколько более уместным и более разоблачающим становится ее исследование, когда «бытие сексуальным» рассматривается как выражение раскрытия взаимоотношений - каким бы ограниченным или удовлетворяющим не являлось их переживание в любой конкретной встрече. Точно так же вместо того, чтобы обязательно настаивать на уменьшении всех других форм вовлеченности в мир до вытесненных, сублимированных или символических выражений все перекрывающих импульсов либидо или напряжений, возникающих из-за задержек в развитии зрелых субъектных отношений, этот альтернативный подход сосредоточивается на том, чтобы «оставаться на одном уровне» и исследовать воплощенные в теле смыслы, структурирующие наш способ бытия тем самым образом, каким они обнаруживаются (как они есть). Имея в виду эту альтернативную перспективу, я могу теперь начать рассмотрение второй сферы обсуждаемого вопроса: противопоставлением «естественных» и «не естественных», «нормальных» и «извращенных» форм сексуальных отношений. И опять-таки, важно вспомнить, что как психоаналитические
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |