КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Beyond the great beyond 4 страница
В отличие от более регулярных и, следовательно, в большей мере непосредственно предсказуемых изменений движения и направ-i ления, изученных столь основательно и успешно классической физикой, поведение комплексных систем, хотя явно не беспорядочное и непредсказуемое, тем не менее, часто обнаруживает чрезвычайно тонкие закономерности, которые могут стать различимы только тогда, когда исследователи стремятся поместить их в границы линейного каузального анализа. Поскольку поведение человеческих существ попадает в категорию «комплексных систем», то похоже, что нечто сродни теории хаоса должно появиться для более адекватного понимания возможностей и результатов психотерапии. До сих пор нам кажется трудным признать этот особый аспект человеческого бытия. Как правило, особенно у нас на Западе, мы позволяем себе утешаться обманом, что внезапные перемены чего-либо происходят за пределами нормального порядка вещей. Любое существенное изменение обстоятельств или событий воспринимается нами как исключение из правил, а не как само правило. Для нас является затруднительным постичь идею внезапного радикального линейно иррационального изменения как являющегося фундаментальной данностью комплексных существ; хотя это именно то, что подразумевает теория хаоса. Революционный сдвиг мышления, который представляет нам теория хаоса, является фундаментальным для науки. Хотя его формальное начало было положено примерно пятьсот лет назад, наука должна была сохранять контроль и, в конечном итоге, тотальный контроль, надо всем. Тем не менее, в двадцатом столетии такая претензия, по крайней мере, в применении к комплексным системам, начала разрушаться. Если говорить лично обо мне, то мое тяготение к этой модели лежит в ее способности подтвердить то, о чем я некоторым образом интуитивно догадывался, глядя на причудливые перемены в своей собственной жизни. Когда я оказываюсь в ситуации, в которой спра- шиваю себя: «Как это я вообще оказался именно «здесь»?», - я вынужден приходить к заключению, что никакое количество линейно обусловленных «причинно-следственных объяснений» не дает мне хоть как-то удовлетворяющего меня ответа. Действительно, «причина» того, что я «здесь», является столь бесконечно более тонкой и сложной, что мое пристрастие предполагать, что я могу хоть как-то попытаться контролировать свое будущее или предсказывать мое будущее «нахождение здесь» становится просто смешным. Подход, принятый в экзистенциальной психотерапии может справедливо рассматриваться как некоторого рода «психотерапевтическая теория хаоса», ибо так же как и настоящая теория хаоса, экзистенциальная терапия предписывает тем, кто ее практикует идти дальше и прочь от своих желаний предсказывать и контролировать своих клиентов, подталкивая их, вместо этого, подходить к вопросам с точки зрения нового суждения, - суждения, основанного, главным образом, на принятии того обоюдного разоблачительного раскрытия, которое является выражением встречи во взаимоотношениях. Это требование признания хаоса во встрече себя самого с другим кажется мне не предсказуемой «причиной» для изменения, но скорее воплощением подтверждения действительности бытия человеком и всех возможностей свободы и ответственности, в нем содержащихся и в него включенных. Такие встречи, как и те, которые происходят между зеркалом и молотком, действительно могут быть разрушительными. И все же, благодаря их столкновению, те человеческие истины, которые действительно важны для всех нас, и которые и есть наша человечность, могут стать открытыми. На протяжении своего первого столетия психотерапия представила версию самой себя, опирающейся на технологические и утилитарные понятия. Здесь зеркало. Там молоток. Теперь, отразить. Теперь, сокрушить. Теперь, отстроить заново. И снова отразить. Эта глава, как и вся остальная книга, пыталась показать ограничения и ограничивающие последствия такой установки, и я предложил альтернативную возможность. Ту, которая основывается на психотерапевтическом исследовании тех потенциалов, которые могут возникнуть, когда практикующие ее признают, что в своих встречах с клиентами они не являются единственными, кто держит зеркало и умеет обращаться с молотком. И даже более радикально, благодаря привлечению фокуса взаимоотношений на встречу и столкновение, намек на нечто куда более тревожное - и разоблачающее - начал навязываться психотерапевтическому сознанию. Это «нечто» до сих пор еще не было доста- точно узнанным и соответственным образом идентифицировано, кроме как тенденциозным и провокационным ярлыком «хаос». Возможно, как я пытался обозначить, что задача экзистенциальной терапии состоит в том, чтобы напоминать нам о том, что «Хаос - это название, которое мы дали порядку, который нами пока еще не понят». \
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |