Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Beyond the great beyond 4 страница




!

В отличие от более регулярных и, следовательно, в большей ме­ре непосредственно предсказуемых изменений движения и направ-i ления, изученных столь основательно и успешно классической фи­зикой, поведение комплексных систем, хотя явно не беспорядочное и непредсказуемое, тем не менее, часто обнаруживает чрезвычайно тонкие закономерности, которые могут стать различимы только то­гда, когда исследователи стремятся поместить их в границы линей­ного каузального анализа.

Поскольку поведение человеческих существ попадает в катего­рию «комплексных систем», то похоже, что нечто сродни теории хаоса должно появиться для более адекватного понимания возмож­ностей и результатов психотерапии. До сих пор нам кажется труд­ным признать этот особый аспект человеческого бытия. Как прави­ло, особенно у нас на Западе, мы позволяем себе утешаться обма­ном, что внезапные перемены чего-либо происходят за пределами нормального порядка вещей. Любое существенное изменение об­стоятельств или событий воспринимается нами как исключение из правил, а не как само правило. Для нас является затруднительным постичь идею внезапного радикального линейно иррационального изменения как являющегося фундаментальной данностью ком­плексных существ; хотя это именно то, что подразумевает теория хаоса.

Революционный сдвиг мышления, который представляет нам теория хаоса, является фундаментальным для науки. Хотя его фор­мальное начало было положено примерно пятьсот лет назад, наука должна была сохранять контроль и, в конечном итоге, тотальный контроль, надо всем. Тем не менее, в двадцатом столетии такая пре­тензия, по крайней мере, в применении к комплексным системам, начала разрушаться.

Если говорить лично обо мне, то мое тяготение к этой модели лежит в ее способности подтвердить то, о чем я некоторым образом интуитивно догадывался, глядя на причудливые перемены в своей собственной жизни. Когда я оказываюсь в ситуации, в которой спра-


шиваю себя: «Как это я вообще оказался именно «здесь»?», - я вы­нужден приходить к заключению, что никакое количество линейно обусловленных «причинно-следственных объяснений» не дает мне хоть как-то удовлетворяющего меня ответа. Действительно, «при­чина» того, что я «здесь», является столь бесконечно более тонкой и сложной, что мое пристрастие предполагать, что я могу хоть как-то попытаться контролировать свое будущее или предсказывать мое будущее «нахождение здесь» становится просто смешным.

Подход, принятый в экзистенциальной психотерапии может справедливо рассматриваться как некоторого рода «психотерапев­тическая теория хаоса», ибо так же как и настоящая теория хаоса, экзистенциальная терапия предписывает тем, кто ее практикует ид­ти дальше и прочь от своих желаний предсказывать и контролиро­вать своих клиентов, подталкивая их, вместо этого, подходить к во­просам с точки зрения нового суждения, - суждения, основанного, главным образом, на принятии того обоюдного разоблачительного раскрытия, которое является выражением встречи во взаимоотно­шениях. Это требование признания хаоса во встрече себя самого с другим кажется мне не предсказуемой «причиной» для изменения, но скорее воплощением подтверждения действительности бытия человеком и всех возможностей свободы и ответственности, в нем содержащихся и в него включенных. Такие встречи, как и те, кото­рые происходят между зеркалом и молотком, действительно могут быть разрушительными. И все же, благодаря их столкновению, те человеческие истины, которые действительно важны для всех нас, и которые и есть наша человечность, могут стать открытыми.

На протяжении своего первого столетия психотерапия предста­вила версию самой себя, опирающейся на технологические и утили­тарные понятия. Здесь зеркало. Там молоток. Теперь, отразить. Теперь, сокрушить. Теперь, отстроить заново. И снова отразить. Эта глава, как и вся остальная книга, пыталась показать ограниче­ния и ограничивающие последствия такой установки, и я предложил альтернативную возможность. Ту, которая основывается на психо­терапевтическом исследовании тех потенциалов, которые могут возникнуть, когда практикующие ее признают, что в своих встречах с клиентами они не являются единственными, кто держит зеркало и умеет обращаться с молотком.

И даже более радикально, благодаря привлечению фокуса взаи­моотношений на встречу и столкновение, намек на нечто куда более тревожное - и разоблачающее - начал навязываться психотерапев­тическому сознанию. Это «нечто» до сих пор еще не было доста-


точно узнанным и соответственным образом идентифицировано, кроме как тенденциозным и провокационным ярлыком «хаос». Воз­можно, как я пытался обозначить, что задача экзистенциальной те­рапии состоит в том, чтобы напоминать нам о том, что «Хаос - это название, которое мы дали порядку, который нами пока еще не по­нят».

\




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.