КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии 5 страница
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ни слова. И сказал Илия народу... Тогда Илия сказал всему народу: Подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему... И видел это весь народ, и пали на лице свое, и сказали...» (I Цар. 18). С кем говорит Илия Тесвитянин? Со «всем народом». Конечно, перед ним конкретное сборище (несколько сотен или тысяч человек), но пророк видит перед собой «весь народ» (коль ха-ам), «народ» — единое национальное целое, нерасчлененное «мы»1. Иногда оно распадается по сословиям. «И слышали священники, и пророки, и весь народ, как Иеремия произносил слова сии в доме Господнем. А когда Иеремия высказал все, что повелел Господь сказать всему народу, то схватили его священники, пророки и весь народ, говоря: Ты должен умереть... И столпился весь народ около Иеремии в доме Господнем» (Иер. 26, 7~9)-Столпившийся, собравшийся народ есть народное собрание (ка-халъ). И в эпизоде с Иеремией «из старейшин земли встали некоторые и сказали ко всему народному собранию» (там же, 26, 17). Слова «собрание», «общество», «множество» встречаются в Библии. Но за ними каждый раз «весь народ», хотя бы малая часть представляла его. Нет отдельной от народа толпы как персонажа со своей ролью в истории. Потому и в Септуагинте (греческом переводе Библии) охлос — исключение2. Господствует же там «народ» (лаос), в латинском же переводе Иеронима Кардийского народ — populus, а евангельская толпа — turba. В обращениях пророков к публике также фигурирует весь народ израильский. «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудейские, рассудите между Мной и виноградником Моим» (Ис. 5, з)-«Дом Израилев! Слушайте слово, которое Господь говорит о вас» (Иер. ю, i). «И ныне скажи иудеям и жителям Иерусалима вот что» (там же, i8, 11). «Слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима» (там же, ig, 3)- Перед Иезекиилем сидит несколько старейшин, но он должен обратиться не к ним, а к «дому Израилеву» (Иез. 14, 6). V- P. Weinberg. «Wir» und «Sie» im Weltbild des Chronisten // Klio. 1984. Bd. 66, №1. S. 30. Cp. E. E. Urbach. Op. cit. P. 216-217. 2 TDNT. Vol 5. P. 582-583. толпа и мудрецы талмуда В апостольские времена сохранились подобные обращения. Так Петр «возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме!.. Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог сод ел ал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли» (Деян. 2, 14, 36). Весь дом Израилев распял Иисуса. И Понтию Пилату «весь народ сказал: Кровь его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25)- Магия «всего народа», абстрактной невидимой глазом общности не исчезла и в самые конкретные времена. Но не к ней обращался Иисус и не ее видел перед собой. Иисусу предстояла толпа. «И следовали за ним многие толпы из Галилеи и Десятигра-дия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4, 25). «Увидев толпы, он взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики его» (Мф. 5, 1) — это перед Нагорной проповедью. «Когда же сошел он с горы, за ним последовали и многие толпы» (Мф. 8, 1) — это после Нагорной проповеди. «Увидев же Иисус вокруг себя многие толпы, велел отплыть на другую сторону» (Мф. 8, 18). «Видя же толпы, он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36). «И последовали за ним многие толпы, и он исцелил их всех» (Мф. 12, 15) - «И собрались к нему многие толпы, так что он вошел в лодку и сел; а вся толпа стояла на берегу» (Мф. 13, 2). «Тогда Иисус, отпустив толпы, вошел в дом» (Мф. 13, 36). «...Приступили к нему ученики и сказали:...отпусти толпы, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14, 16). Можно, конечно, перевести «отпусти народ, чтобы они пошли в селения...». Синодальное издание Евангелий делает это постоянно, переводит охлос как «народ», тем более что одно из значений русского слова «народ» — толпа, масса. Тем более что и слово лаос в Евангелиях (особенно у Луки) часто обозначает толпу1. Но недаром в Вульгате народ пророков — populus, а толпа Иисуса — turba. Между «всем народом» и «многими толпами» — огромная разница. Охлос выглядит как толпа, ведет себя как толпа, он и есть толпа — во всей ее конкретности и уникальности. 1 Ibid.Vol. 6. P. 51. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх. 7, 26) и «отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14, 16) — во втором случае, конечно, «толпа», сборище, слушавшее проповедь и уставшее. Народ всегда «весь» (подчеркивается его тотальность, всеобщность), а толпы - именно «многие». Евангелист поражен «множеству» слушавших и уверовавших. Каждый раз он аккуратно отмечает их возрастание (после чудес: Ин. 6, 2; 10, 41; и, 45 и др.) или убывание (после резких слов Иисуса: Ин. 6, 66). Множество людей в толпе можно исчислить. Есть даже стандартная цифра: 4-5 тыс. человек без детей и женщин (Мф. 14, 21; 15, 38; Мк. 6, 44; 8, 8; Деян. 4, 4); столько накормил Иисус пятью хлебами и двумя рыбами. Контраст между числом хлебов и числом людей увеличивает множественность. Пророк Елисей накормил около 100 сынов пророческих го ячменными хлебцами (II Цар. 4, 42-44), но в сходстве сюжетов лишь просвечивает разница. Одно дело — корпорация («сыны пророческие»), другое — собравшаяся, сбежавшаяся толпа. Толпа сходится, собирается, причем вполне добровольно. Пророк Иеремия также мог собрать, созвать слушателей для себя в долине сыновей Енномовых, но то были «старейшины из народа» и «старейшины священнические» (Иер. 19, 1-3), что-то вроде ареопага, совета старейшин. На проповедь Иисуса люди (самые разные) приходят, побуждаемые лишь слухами и энтузиастами. Любой может явиться: «Жители того места, узнавши его, послали во всю окрестность ту и принесли к нему всех больных» (Мф. 14, 35); а толпы, услышав о том, пошли за ним из городов пешком» (Мф. 14, 35). На Нагорную проповедь собираются «из всей Иудеи, и Иерусалима, и приморских мест Тирских и Сидонских» (Лк. 6,17). Иисусу приходится спасаться на другой берег Тивериадского озера от натиска толп, стремящихся послушать его и исцелиться (Мф. 8, 18). Раз собравшись, толпа не распадается, но «следует» за Иисусом. Именно им и его проповедью она структурирована. В остальном же это типичный «сброд» — люди, пришедшие «из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 20, 29). Толпа — это толпа и мудрецы талмуда многие. Она подчеркнуто не элитарна. «Уверовал ли в него кто из начальников или из фарисеев? Но эта толпа невежда в законе, будь проклята она» (Ин. 7, 48-49). Драма Иисуса разворачивается в непрерывном взаимодействии с толпой. Иисус постоянно «жалеет» толпу (Мф. 9, 36; 15, 32 ел.). «Многочисленная толпа» стелет свои одежды при въезде его в Иерусалим (Мф. 21,8). Враги Иисуса боятся толпы и поэтому долгое время не трогают его (Мф. si, 26, 46; 26, 5)- А затем «многочисленная толпа» с мечами и кольями приходит от первосвященников и старейшин народных схватить Иисуса (Мф. 26, 47)- И он говорит «толпам»: «Каждый день с вами сидел я, уча в Храме, и вы не брали меня» (Мф. 26, 55)- «Перед толпой» умыл руки Пилат, «видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается» (Мф. 27, 24)- Вот типичное состояние толпы (смятение) и типичное обращение с толпой (манипулирование). Первосвященники и старейшины «возбудили толпу просить Варраву, а Иисуса погубить» (Мф. 27, 20). У Иисуса нет единства с толпой, слитности с нею. Толпа не настолько пуста, чтобы он мог заполнить всю ее своим учением. У толпы — свои ожидания, свои представления о помазаннике, грядущем царе Иудейском. Недаром Иисус, «узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15). Вообще, если, по Матфею, отношения Иисуса с толпой портятся только в самом конце, то, по Иоанну, конфликт изначален. Но чем бы ни грозила толпа Иисусу, вне толпы его просто нет, и до ее рождения ему нечего было бы делать в Палестине. Вся проповедь его адресована публике особого рода: людям, способным сбегаться на проповедь, следовать за проповедником, отделять себя от всего прочего дома Израилева, менять быт и мысли. «На путь к язычникам не ходите... а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева», — говорит Иисус апостолам (Мф. 10, 5-6). Еще виден здесь «дом Израилев» — абстрактный и совокупный народ. Но в той же фразе он рассыпается на толпы-стада, на погибших овец. «Видя же толпы, он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пас- Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности тыря» (Мф. 9. 36). Рассеяние овец — старый библейский образ, прообраз большого рассеяния, диаспоры. Царь убит в битве (II Цар. 22, 17), нет правителя у народа (Числ. 27, 17)- или есть правитель, но не бережет (Иез. 34» 5)- Тогда рассеиваются израильтяне, как овцы по горам, и достаются волкам на съедение. Но толпа перед Иисусом не лишилась царя и не бежала с битвы. Люди слиты в толпу и в ней же рассеяны, потому что нет пастыря и учения, чтобы соединить души. Не это ли говорили о толпах мудрецы: лица в них различны и мнения различны. Чтобы сказать о различии лиц, мудрецы заимствовали греческое слово просопон — лицо, личина, маска, характер. В еврейских устах слово звучало как парцуф, а в римских как персона. Через это слово в латинский и еврейский языки входило понятие личности1. Многоликость толпы и ее разномыслие — разве это не то же, что рассеяние? Потому просит Моисей Бога поставить евреям вождя, способного выносить различие мнений в толпе (Бамидбар Рабба 21, 2). Иисус же говорит ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Мф. 9, 37-38). С рассеянными овцами в стаде-толпе связана и притча о добром пастыре. Мы уже подробно говорили о ней и нашли ее также у Филона Александрийского и в мидраше о Моисее. Добрый пастырь стережет и питает толпу, не дает ей соблазниться и пасть. Как Моисей жалеет толпы в мидраше (и потому он — добрый пастырь), так и Иисус жалеет толпу. Не за нищету и не за трудную жизнь в пустыне телесной, но за изнуренность и рассеянность в пустыне духовной — признак несчастной толпы. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?.. Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 12-14)- Поскольку толпа — не народ, то каждая овца в ней ценна, каждая одинока и каждая сама по себе. И ни одной нельзя приносить в 1 R. Hind. Die Person. Begriff und Name der selben im Altertum. -Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-Philologische Klasse. 1914. Abh. 10. S. 40ff. толпа и мудрецы талмуда жертву за прочих. Обратная, «народная» логика у Каиафы — «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 50). Потому Иисуса выдали римлянам. И потому же выдали римлянам Улу бен Киша, который бежал в Лод к рабби Йехошуа бен Леви: «Лучше, чтобы этот человек был убит, нежели чтобы понесло за него наказание все общество». В подтверждение же сослался рабби Йехошуа на рассказ о царе Иудейском Иоакиме: «Когда пришел Навуходоносор покорить Иоакима и находился в Дафнэ под Антиохией, вышло ему навстречу Великое собрание (синедрион). Спросило его: Неужели настало время Храму быть разрушенному? Ответил им: Нет, но Иоаким, царь Иудейский, восстал против меня. Выдайте его, и уйду. Пошли и сказали Иоакиму: Навуходоносор требует тебя. Ответил им: Разве так поступают? Разве отдают душу за душу? Разве не написано (Втор. 23, 16): «He выдавай раба господину его»?» (Берешит Рабба 94, 9, 14-16). И ответить настолько сложно, что даже пророк Илия дает софистическое решение: выдавать бунтовщика римлянам следует, но не праведник должен делать это (там же). Толпа поставила проблему «единственного». Среди множества у каждого одна душа, нельзя отдавать душу за душу. Приходится спорить с множественностью, доказывать ценность и непохожесть каждого — задача, не стоявшая в клановом обществе, где за каждым стоял сплоченный род. «Мы находим, что Каину, когда убил он брата своего, было сказано: «Голос кровей брата твоего вопиют [ко Мне от земли]» (Быт. 4, 10). Не сказано: «крови брата твоего», но «кровей брата твоего» — его кровь и его потомства. Потому единственным был создан Адам, чтобы научить тебя: каждый, изводящий одну душу из Израиля, — вина его... как если бы он извел целый мир, а каждый, поддерживающий одну душу в Израиле, — заслуга его... как если бы он поддержал целый мир; и ради мира между тварями, чтобы не говорил человек ближнему своему: мой отец — больше твоего отца... и чтобы показать величие Святого, Благословен Он: человек чеканит много монет одним чеканом, и все похожи друг на друга, а Царь Ца- Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности рей — Святой, благословен Он, отчеканил каждого человека чеканом Адама Первого, и ни один не похож на ближнего своего. Потому каждый обязан говорить: Для меня создан мир» (Миш-на, Сан. 4, 5). На непохожести всех людей настаивает гемара к этой миш-не: «И почему не похожи их лица одно на другое? Чтобы человек, увидев хороший дом или красивую жену, не сказал: Это мое... Рабби Меир говорил: Тремя вещами отличен человек от ближнего своего: голосом, видом и знанием» (ТВ, Сан. 38а). Не человека защищает мишна от убийства, но индивида, одного из многих, одного из толпы, «каждого человека». «Каждый человек» — любимый персонаж трактата «Пиркей Авот»: «Кто мудр? тот, кто умеет учиться у каждого человека» (4, 1); «He презирай никого» (дословно — «каждого человека») (4, 3); «Будь скромен с каждым человеком» (4, 10); «Первым приветствуй каждого человека» (4, 15)! «Каждого человека принимай с радостью» (3, 12); «Каждого человека принимай с выражением приветливости на лице» (1, 15). Или, по словам Иисуса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо отца моего небесного» (Мф. 18, 10). Здесь важно не только «малых», но и «ни одного», «каждого человека» — в противоположность множеству. «Если бы у кого было сто овец и одна заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах...» — это продолжение и разъяснение слов о «презрении». Пресловутый индивидуализм Иисуса1 есть индивидуализм в толпе и перед толпой. К толпе обращены его слова, а затем уже — к отдельным овцам в ней. Да и сам он — агнец, распятый на кресте, один из тех, кто изнурены и рассеяны. Прямо к человеку и поверх голов толпы обращался Сенека. Много сложнее Иисусу: проповедь его и жалость — к толпе, но в толпе он призывает ценить каждого и спасать каждого. Иногда Иисус удивительно сходится с Сенекой. Вот его знаменитые слова: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут 1 См., например: Y. Kaufmann. Christianity and Judaism: Two Covenants. Jerusalem, 1988. P. 82-83. толпа и мудрецы талмуда ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14)- А вот слова Сенеки: «Самая истертая дорога и самая многолюдная более всего обманывает. И нет ничего важнее, чем избегнуть следования за стадом, не идти подобно овцам проходной дорогой, уклоняясь от должного пути» (De vita beata, I, 2). Оба они индивидуалисты — и Иисус, и Сенека. И на словах Иисуса об узком пути основал свой христианский индивидуализм С. Кьеркегор («Теперь, напротив... мы все христиане, путь так пространен, как только возможно... поскольку все мы идем этим путем... и врата широки, как только возможно; не могут быть врата шире тех, которыми мы идем en masse»)1. Но Иисус заботится о стаде, а не только об отдельной овце — и эту его заботу высмеивал Ницше («Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада! Сманить многих из стада — для этого пришел я. Негодовать будет на меня народ и стадо: разбойником хочет называться Заратустра у пастухов... Спутников ищет созидающий и тех, кто собирал бы жатву вместе с ним, ибо все созрело у него для жатвы...»2 — это по поводу притч о добром пастыре и сеятеле). Индивидуализм Иисуса доходит до общего с философами пункта: толпа слепа и глуха. Трижды в Евангелиях цитируется Исайя (6, 9): «Услышать услышите, но не поймете» (Мф. 13, 14; Мк. 4, 12; Ин. 12, 38-41). У Исайи глух и слеп Израиль, у Иисуса — толпа. Согласно Матфею и Марку, он говорит эти слова ученикам о толпе сразу после притчи о сеятеле, рассказанной толпам на берегу Тивериадского озера. «И приступив, ученики сказали ему: для чего притчами говоришь им (т. е. «толпам». — А. А".)? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны 1 Цит. по: P. Brantringer. Bread and Circuses: Theories of Mass Culture and 2 Ф. Ницше. Сочинения в двух томах. М., 1980. Т. 2. С. 15-16.
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Царствия небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видят и не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13, 9-13). Говорить толпе притчами, а затем ученикам разъяснять суть — таков, возможно, был обычай мудрецов. Косвенное тому свидетельство — беседа рабби Йехошуа бен Карха с язычниками (Ваикра Рабба 4, 6). «Сказал рабби Эльаса: Один язычник спросил рабби Йехошуа бен Карха: Написано в вашей Торе (Ilex. 23, 2): «уклоняясь за большинством». Нас больше, чем вас. Почему же вы не сравниваетесь с нами в языческом служении? Спросил его рабби Йехошуа: Есть ли у тебя сыновья? Ответил ему: Ты напомнил мне о моей беде. — Почему? — Много сыновей у меня, и когда сидят за моим столом, каждый благословляет своего бога, и не прежде встанут из-за стола, чем разобьют друг другу головы. — А ты не сравниваешься с ними? — Нет. — Пойди же и уравняй их, прежде нежели будешь уравнивать нас. — Был повержен язычник и пошел своим путем. Когда же он вышел, спросили раббиученики: Рабби, твой аргумент ненадежен. А нам бы ты что ответил? — Сказал им: Про Исава написано, что у него шесть душ и что душ у него множество: «И взял Исав ясен своих, и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей (все души) дома своего» (Быт. 36, 6), а у Иакова — 70 душ, а написано, что у него одна душа: «И было всего душ, происшедших от чресл Иакова, семьдесят душ (дословно — «душа») (Исх. 1, 5). Но об Исаве, который служил многим богам, написано, что у него много душ, а об Иакове, который служил одному Богу, написано — одна душа». Язычнику рабби Йехошуа отвечает притчей, а ученикам приводит мидраш. Поскольку же язычники и Израиль, что толпа и мудрецы — перед нами, вероятно, разница вполне обычная. Одно дело — проповедь в синагоге и на площади, другое — беседа в бейт-мидраше1. Ученикам дано знать истину, а толпам — нет. 1 Говорить в бейт-мидраше ученикам — суть учения, а к обществу в синагоге обращаться с притчами — таков, возможно, был обычай таннаев. С. Либерман проводит различие между двумя типами аудитории (S. Liberman. толпа и мудрецы талмуда Ученики сами вышли из толпы, но они вышли, а потому понимают. Это предельный момент в критике Иисусом толпы — даже «начальники» оказываются более понятливыми. «Впрочем, и из начальников многие уверовали в него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12, 42-43). Вспомним «Премудрость Соломонову» и надежду на «славу в толпах»! Не так уж далек Иисус от Заратустры («Сманить многих из стада — для этого пришел я»). При всей заботе о стаде Иисус уводит учеников и им дает истинное знание. Вопрос «Учить ли толпу?» не обошел и Евангелия. Кто же предстоит толпе? Кто занял место великих пророков и царей? Конечно, те, кого только и могла вызвать толпа: популярные проповедники, лжепророки, демагоги. Понятие лжепророка изменилось категорически. Прежде он предсказывал царям светлое будущее за глоток вина, успокаивал народ, вместо того чтобы призывать его к покаянию. В Новом Завете и у Иосифа Флавия это род демагога. Лжепророк обращается не к царям или народу, а к легковерной толпе, которую и заманивает в ловушку. Иисус предупреждал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в волчьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). А Иосиф иллюстрирует это печальными рассказами: «Шарлатаны и обманщики убеждали толпу следовать за ними в пустыню, обещая показать явные чудеса и знамения, согласующиеся с промыслом Божиим» (Jos. Ant. XX,167). «Сельская местность наполнилась разбойниками и шарлатанами, которые обманывали толпу» (Ibid. XX,160). «В это время в Иерусалим из Египта пришел человек, объявивший себя пророком и советовавший массам народа выйти с ним к горе, называемой Масличной» (Ibid. XX, Greek in Jewish Palestine: Studies in the Life and Manners of Jewish Palestine in the II-IV Centuries C. E. N. Y., 1942. P. 161-162). M. Хиршман, напротив, доказывает, что в отличие от греков евреи, даже посещающие синагогу, а не бейт-мидраш, знали Писание наизусть. А потому мидраши более напоминают учебники для школ, чем запись проповеди (M. Hirchman. The Preacher and His Public in the Third Century Palestine // Journal of Jewish Studies. Oxford, 1991. Vol. 42. N 1. P. 108-114).
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности 169). «Когда Фад был прокуратором Иудеи, некий шарлатан по имени Февда убедил многие толпы, взяв имущество, следовать за ним к Иордану» (Ibid. XX, 97). «Уроженец Иерусалима, известный своим тщанием в Законе, Симон по имени, созвав народную массу в собрание... имел наглость объявить царя нечистым» (Ibid. XIX, 332). Но и фарисейские рабби принимали участие в восстаниях, домогались славы перед толпами, возносились духом при виде моря голов на Храмовой горе. В 70 г. при взятии Иерусалима, «когда вели на казнь раббана Шимона бен Гамлиэля и рабби Иш-маэля, раббан Шимон сидел смущенный духом и говорил: Увы нам! Мы идем на казнь точно осквернители суббот, идолослужители, разбойники и убийцы... Тот сказал: Может быть, когда ты сидел и учил на Храмовой горе, и все толпы евреев (ухлосей Исраэлъ) сидели перед тобой, ты возгордился в это время?» (Ав. дрН, вере. 1, 38, 3-) В той же гордыне обвинял фарисеев Иисус. «Тогда Иисус начал говорить толпам и ученикам своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях и чтобы люди называли их учитель, учитель» (Мф. 23, 6-7). Искание славы в толпе и желание просветить толпу — постоянный мотив философствующих риторов I-II вв. Как философов обвиняли в лицемерии, так риторов — в погоне за популярностью и в рабствовании толпе. «Нелегко выдерживать неистовство толпы, — вещал в Александрийском театре Дион Хризостом. — Я слышал, Гомер и другие поэты постоянно называли толпу склонной к насилию. И вы, вероятно, можете раздавить меня своим смятением и неистовством». Но философ не должен бежать от толпы в страхе и ужасе. «Не всякую толпу культурному человеку следует избегать». В дикости толпы виновны и те культурные люди, которые игнорируют ее. «Ибо некоторые из них совсем не обращаются к массам и не рискуют де- толпа и мудрецы талмуда лать это, наверное, потому, что не верят в свою способность исправить их». «Такие философы осудят меня и назовут охотником за популярностью и сумасшедшим за мою попытку отдать себя толпе и ее неистовству» (Dio Chrys. XXXII, 8, 20, 22, 24)- Риторы — «не слуги вожделений толпы», — говорит Элий Аристид. «Думаю, они отдают себе отчет в том, что не прислуживают удовольствиям, но утишают страсти. Не они смотрят на массу, но масса на них. Не ими руководят частные лица, но они — частными лицами». Они — учителя и одновременно руководители, а потому и получают те самые «почетные места», за пристрастие к которым Иисус высмеивал фарисейских рабби (Ael. Arist. Contra Plat., 188, 189, 190, 193, 390). Между риторами и рабби (учителями) кем же казался Иисус? И его тоже люди называли «учитель, учитель» (Мк. 9, 5 и др.). И его греческий софист Лукиан (родом из Сирии) назвал «распятым софистом» (De mort. Per. 13). В Ликаонии толпы именовали апостола Павла Гермесом за его красноречие («Потому что он начальствовал в слове» — Деян. 14, 11-12).Иосиф сообщает о красноречии и влиянии на массы Иоанна Крестителя (Ant. XVIII, 118) и фарисеев (Ibid. 15). Можно догадываться, как Сенека оценил бы Иисуса: «Когда некто, потрясая систром, притворяется имеющим власть... кричит, что кто-то из богов разгневан, вы сбегаетесь и смотрите, и, поочередно сбрасывая молчаливое оцепенение, подтверждаете его божественность» (De vita beata 26, 8). В Евангелии от Матфея (7, 28-29) сказано: «И когда Иисус окончил слова сии, толпы дивились учению его, ибо он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». «Имеющие власть» — не как книжники и фарисеи, они размахивают систром, кричат о гневе Божием, но и они собирают толпы, которые «сбегаются и смотрят». И наконец, еще одно определение Иисуса. Как понимать загадочную фразу Понтия Пилата «се, человек!»? (Ин. 19, 5) Как простое представление Иисуса толпе, жаждущей его смерти? Или как вариация на тему «Пиркей Авот» (2, 5): «Там, где нет людей, постарайся быть человеком»? Въезд Иисуса в Иерусалим и крестный путь совершались в присутствии многих толп.
78 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Въезд сопровождался аккламациями, крестный путь и казнь — поношениями. Аккламациями встречала правителей александрийская, и римская, и иерусалимская публика1. Хулами она провожала осужденных на казнь. Из общественной жизни эпоха сделала зрелище, театр и цирк стали местами казни и славословий. По арене проводили женщину со связкой запретных фиг на шее, в театре царь обнаруживал невинность своих дочерей. И в грядущем мире аккламации и проклятия будут сопровождать праведников и грешников. «Рабби Шимон говорил: Столь любезен мир, что если бы сотворил Святой, Благословен Он, меру прекраснее мира, то дал бы ее праведникам, ибо в час ухода их из жизни три отделения ангелов мира шествуют перед ними, и первое возглашает: «Он переходит к покою», второе — «будут покоиться на ложах своих», а третье — «ходящие прямым своим путем» (Ис. 57, 2). И будто недостаточно праведникам, что смерть их почетна, ибо сказано: «И твоя праведность будет предшествовать тебе, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58, 8), еще и возглашают перед ними: «Он переходит к покою; ходящие прямым своим путем будут покоиться на ложах своих». Иное слово... Столь любезен мир, что если бы сотворил Святой, Благословен Он, меру прекраснее мира, то отобрал бы ее у грешников, ибо в час ухода их из жизни три отделения ангелов мучения шествуют перед ними, и первое говорит: «нет мира», второе — «сказал Бог мой» (Ис. 57, 21), а третье — «Чтобы вы сами были возложены в жертву идолам» (Ис. 50, 11). И будто недостаточно грешникам, что смерть их мучительна, ибо сказано:» И приближается к погибели душа его, и жизнь его — к умерщвляющим» (Иов 33. 22), «Изгонят его из света во тьму, и из вселенной извергнут его (Иов i8, 18), «Да будут они как мякина под ветром и Ангел Господень да преследует их» (Пс. 35, 5), еще и издеваются над ними и говорят: «Нет мира, сказал Бог мой, чтобы вы сами были возложены в жертву идолам» (Сифрей Зута 6, 26). 1 См.: А. Л. Смышляев. Вступление наместника в провинциальный город: церемония adventus по Улышану // Вестник Древней истории, 1991. №4-С.106-117. толпа и мудрецы талмуда Аккламации ангелов мира и хулы ангелов мучения переданы словами, заемными от греческих: мекалсим (возглашают хвалу) — от колос— хороший, красивый; миткантерим — издеваться, уязвлять — кентроо — колоть стрекалом. Шествие и буйство толп, лжепророки и учителя — какая реальность стояла за этим всем? Почему из городов и деревень народ начал стекаться к местам проповеди? Что заставило его посещать синагогу и учить Тору? Что, наконец, породило цепь безумных антиримских восстаний? И. Деретт видит в Палестине I в. охлократию чистейшей воды. «Как бы мы ни определяли силы, находившиеся у власти в Иерусалиме, они безусловно не смогли бы сделать ничего без поддержки массы, которая могла восприниматься (особенно римлянами) как толпа». Евреи не смогли усвоить греческую практику настолько, чтобы установить конституционный совет старейшин. Юридическая система также была произвольной (огромную роль играла кровная месть)1.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |