КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии 3 страница
Едва родившись, философия разразилась смехом Демокрита и плачем Гераклита при взгляде на человечество. Человечество — толпа, а философия — путь из толпы — таков конечный вывод Сенеки, Эпиктета и их друзей. Критика философов кардинальнее критики пророков. Ведь пророки обличали евреев, а философы — людей. «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли; потому что нет ни истины, ни любви, ни богопознания на земле. Проклятие и обман, убийство, грабеж и прелюбодеяние крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4, 1-2). Почти дословное совпадение с Эпиктетом («они — воры и грабители»), но 1 Е. Е. Urbach. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Vol. 1. Jerusalem, 1987. P. 630-631. толпа и мудрецы талмуда пророк Осия не знает ни абстрактного человека, ни толпы. Зато он знает кару Господню. Грехи Израиля конечны, ибо будет истреблен Израиль и отвергнут от священствования (там же, 6). Грехи же толпы не имеют предела, они вытекают из человеческой природы, а потому не заслуживают даже кары. Израиль дожил до римской эпохи, претерпел тяжкие наказания и много размышлял об их причинах. Но поразительным образом мудрецы Талмуда все меньше судят Израиль и все больше — человека как такового. «В час, когда хотел Святой, Благословен Он, сотворить человека, сотворил одно отделение ангелов служения и спросил их: Как вы думаете? Создадим человека по Нашему Образу? Спросили ангелы: Владыка мира! каковы будут его дела? Ответил им: Так и так он будет поступать. Сказали Ему: Владыка мира! «Что есть человек, что Ты помнишь его и что сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5)- Протянул Господь мизинец и сжег их. И так же — со вторым отделением ангелов. Третье отделение сказало Ему: Владыка мира! Чего добились те, кто прежде отвечал Тебе? Весь мир — Твой, все, что хочешь сделать в мире Твоем, — делай! Когда же дошло до поколения Потопа и поколения Вавилонской башни, дела которых порочны, сказали Ему ангелы: Владыка мира! Разве те, кто прежде отвечал тебе, не были правы? Ответил им: «И до старости Я буду тот же самый, и до седины Я буду терпеть вас» (Ис. 46, 4) (ТВ, Сан. 38б). По разным причинам и по-разному Моисей просил о вожде, «который будет терпеть каждого и мнение каждого» (Бамидбар Рабба, 21, 2), Эпиктет и Сенека просили не сердиться и не гневаться на толпу. Терпение мудреца как терпение Бога. Рассуждая о причинах порока, мудрецы создали учение о Дурной и Хорошей страстях. Дурная страсть в человеке — старше на тринадцать лет, ибо первая капля, полагаемая мужчиной в женщину, есть Дурная страсть, и лежит она у входа в сердце. Ребенок обжигается от угольев, и жалит его змея, а козленок отступает от ямы. У ребенка Дурная страсть — с рождения, а у козленка — нет (Ав. дрН, верс. 1, 16). Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Такова история греха (от Потопа) и такова физиология порока (от зачатия). Но обе они — лишь прикрытия для чувства, которое иначе как мизантропией назвать нельзя. Чем еще вдохновлялся завет рабби Акивы сыну его рабби Иехошуа: «оскверни свою субботу, но только не попадай в зависимость от людей!» (ТВ, Шаб. 118а; Псах, 112а)? Или другие слова рабби Акивы: «Кто кидает хлеб свой на землю или в гневе разбрасывает деньги, обязательно попадет в зависимость от людей» (Ав. дрН, верс. 1, 3, 4). А рабби Йосеф разъясняет последствия: «не дозволено индивиду изнурять себя постом, ибо он может оказаться в зависимости от людей и те не сжалятся над ним» (ТВ, Таан. 22б)]. Внук Моисея Йонатан служил священником у колена Данова, с тех пор как «поставили у себя сыны Дановы истукана» (Суд. 18, 30). Когда же Давид стал царем, он призвал к себе Йонатана и сказал ему: «Ты внук праведника и совершаешь языческое богослужение? Ответил ему Йонатан: Так я перенял из дома деда моего: продай себя языческому богослужению, но не попадай в зависимость от людей!» (ТИ, Брах. гл. 9, гал. 2). И так молились: «И не делай нас предметом пересудов в устах людей... и зависимыми от даров плоти и крови, ибо дары их — скудные, а позор — велик» (ТИ, Брах., гл. 4, гал. 2). Нечто подобное предрекал Бог Израилю: «И будешь предметом ужаса, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» (Втор. 28,37; ср.: Иер. 24, 9; Пс. 44, 14-15). Но в Библии посмеяние — от иноплеменников, а в Талмуде — от «людей». Что эти люди евреи и что они хуже иноплеменников, видно хотя бы из слов рабби Ханины: «Рабби Ханина, заместитель первосвященника, говорит: Молись о благополучии Царства (т. е. Рима. — А. К.), ведь если бы не страх перед ним, человек живьем проглатывал бы ближнего своего» (Ав. 3, 2). Гиллель Старый, «увидев однажды череп, плывущий по воде, сказал ему: За то, что ты топил, утопили тебя, а утопившие тебя в конце концов будут утоплены» (там же, 2, 6). Он же говорил: «Там, где нет людей, постарайся быть человеком» (там же, 2, 5). 1 В Уше было принято постановление, запрещающее расточать более 1/5 состояния, чтобы не оказаться в зависимости от людей (ТВ, Ктув.,50а). толпа и мудрецы талмуда Гиллель имел в виду, вероятно, то же, что и Диоген, искавший человека на афинских улицах с фонарем при свете дня (Diog. Laert. VI, 41) и обнаруживший на Олимпийских играх «большую толпу, но мало людей» (Ibid. 60). Презрение к человеку толпы есть лишь следствие веры в высокое призвание человека. Мизантропия — следствие филантропии. «Уже одно это не пустяк — выполнить призвание человека, — уверял Эпиктет. — А призвание сына, брата, члена городского совета — разве много тех, кто его выполняет?» (Epict. II, 9-10). Настолько общим местом стали подобные рассуждения, что проникли даже в письма египетских обывателей, сохранившиеся в папирусных обрывках1. Если не каждый (и мало кто) сумел соответствовать призванию, если истинных людей так мало, то кто же все остальные? И что отличает вторых от первых? Талмуд и мидраш с отвечают в полном согласии с философией эпохи: духовная слепота, незнание добра и зла. «Рабби Йоси сказал: горе им, людям, которые видят и не знают, что видят, стоят и не знают, на чем стоят» (ТВ, Хаг. 12б). И вновь, казалось бы, повтор пророческих обличений: «Услышать услышите, но не поймете, и увидите, но не уразумеете» (Ис. 6, д. Ср.: Ис. 42, 3; Иер. 5, 21; Иез. 12, 2). И вновь за маской повтора — новый смысл, обличение абстрактных «людей», а не Израиля, не Дома Иаковлева. И в таком абстрактном виде слова рабби Йоси удаляются от Библии и приближаются к Эпиктету: «Незнающий, кто он, и зачем рожден, и в каком мире, и с кем он делит этот мир, и что есть добро и зло... ходит совершенно слепой и глухой» (Epict. II, 24, 19).2 Есть огромная разница между слепотой Израиля и слепотой индивида. Израиль слеп весь, и обличения касаются всего народа (коль xa-ам). Но индивиды делятся на слепых и зрячих. С точки зрения философа, слепа невежественная толпа. Кто же слеп во Израиле? «И совершил отец наш Авраам перегон в три дня пути. И после трех дней увидел облако, прикрепленное к 1 А. Б. Ковельман. Риторика в тени пирамид. С. 83-86, 105. 2 Об аналогичных высказываниях Гераклита см.: Н. С. Baldly. Unity of Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности вершине горы. Сказал он: кажется, это и есть то место, где приказал Святой, Благословен Он, принести Ему в жертву сына моего Исаака. Спросил Исаака: Видишь ли что-то? Тот ответил: Вижу облако, прикрепленное к вершине горы. Спросил Измаила и Елиезера: Видите ли что-то? Ответили: Нет. Сказал им Авраам: Раз вы не видите ничего, и осел не видит ничего, останьтесь здесь, народ — осел» (Ваикра Рабба 2О, 2). Мидраш играет в слова. В Библии (Быт. 22,5) праотец Авраам просит слуг остаться «с ослом» (им ха-хамор). Но то же написание позволяет прочесть ом ха-хамор — «народ — осел». Какой «народ» имеется в виду? Иноплеменники? Или амей ха-арец — народ земли, невежда во Израиле? В трактате «Пиркей авот» прямо сказано: «невежда не боится греха, ом ха-арец неблагочестив» (2, 5), «если нет мудрости, нет и страха [Божия]». Проще всего принять, что толпа, плебс — это сословие. Одно сословие — слепо, другое — зрит. Достаточно регулярно посещать школу, чтобы прозреть. Подобная простота мало согласуется с источниками — и еврейскими, и греко-римскими. Прочтем, например, историю о мудрецах и предварим ее цитатой Фил она Александрийского: «Культурный человек... отверг зло, излюбленное многочисленной толпой, которая радуется, когда следует сокрушаться, и горюет, когда надо радоваться» (De Abr. IV, 22). «Когда заболел рабби Элиезер, ученики пришли навестить его. Сказал им рабби: Страшный гнев есть в мире. Они стали плакать, а рабби Акива — смеяться. Спросили его: Почему ты смеешься? — Ответил: А вы почему плачете? — Разве можно не плакать, если Учитель в тягости? — И тогда сказал им Акива: Потому я смеюсь, что в прежние времена всякий раз, когда я видел, что вино Учителя не скисло, и лен не побит, и масло не испортилось, и мед не засахарился, я говорил так: Господь, упаси Учителя получить награду в этом мире! И теперь, когда я вижу Учителя в тягости, я доволен» (ТВ, Сан. 101a). Ученики радуются, когда следует сокрушаться, и горюют, когда надо радоваться. Конечно, они — не амей ха-арец. Филон назвал бы их «культурными людьми», знающими добро и зло. Но рядом с Акивой они слепы и глухи. Ибо многие и прослав- толпа и мудрецы талмуда ленные люди делят мнения толпы (Sen. De brev. vitae 1, 1), и толпойтСенека называет не только рабов, но и многих, носящих философский плащ (De vita beata 2, 2). Грань между зрячими и незрячими не проходит по сословному признаку: ученые с одной стороны, плебс — с другой. Грань носит сущностный, личностный характер, поскольку понятие «человек» требует такого подхода. Из терминов же сущностных и личностных источники предоставляют два: «тварь» (брийа) и «праведник» (цадик). «Не случалось судебных заседаний, чтобы твари потом не злословили», «неужели тебе понравится, когда твари будут говорить?..», «толки тварей, злословящих о его дочерях...». «Он даст тебе благорасположение в глазах тварей», «Горе им, тварям, которые видят и не знают, что видят» — мы уже цитировали эти слова, но «твари» переводили везде как «люди». Что есть тварь? Вероятно, все, сотворенное Господом. 11режде всего — человек1. Слова Гиллеля — «люби тварей и приближай их к Торе» (Ав. 1, 12), а слова рабби Иехошуа — «Злой глаз, злое вожделение и ненависть к тварям выводят человека из;>того мира» (там же, 2, 11). Любовь к тварям — филантропия, ненависть — мизантропия. Два полюса, два столбика на арене цирка, вокруг которых одна за другой в попытке выйти из парадокса вращались философские школы. Что за парадокс? В число тварей входят все — и молодые, и старые, и ученые, и невежды. «Что такое ненависть к тварям? Не должен человек говорить: люби мудрецов и ненавидь учеников, люби учеников и ненавидь амей ха-арец» (Ав. дрН, вере, 1, 16, 5)- Мудрецы Явне (кон. I — нач. II в.) изрекли: «Я — тварь, и мой ближний — тварь», имея в виду себя и «народ земли» (ТВ, Брах. 17a). Тварь — самое общее и самое абстрактное понятие. Может ли человек выйти за его пределы? «Рассказ о рабби Шимоне бен Халафта, что отправился на обрезание младенца и пировал там. И поил их отец ребенка старым вином семилетней крепости и сказал им: От этого вина я 1 Греческий эквивалент еврейского «брийа» — тварь, как заметил Э. Каминка, впервые появляется в Евангелии от Марка (16, 15)- См.: A. Kaminka. Hillel's Life and Work // Essays... P. 90-91. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности оставлю толику на свадьбу сына. И пировали до полуночи. Рабби Шимон бен Халафта, что был уверен в своей силе, вышел в полночь и отправился в свой город. В пути попался ему смеющийся ангел смерти. Спросил его Бен Халафта: Кто ты? — Ответил: Посланец Святого, Благословен Он. — Спросил его: А над чем ты смеешься? — Ответил: Над толками тварей, что говорят — так и так мы поступим — и не знают, когда их призовут. Тот человек, что говорил — от этого вина я оставлю толику на свадьбу сына — вот придет черед его сыну через тридцать дней» (Дварим Рабба 8, 1. Ср.: Когелет Рабба 3, 2)1. Ангел смеется над слепотой тварей. В арамейской версии (Когелет Рабба) он так и назван — «ангел тварей». Но рабби Шимон бен Халафта — как бы не вполне тварь. «Ангел тварей» говорит ему: «Над тобой и над подобными тебе я не властен. Иногда Святой, Благословен Он, возлюбив ваши добрые дела, продлевает вам жизнь». Почти полное совпадение со словами Филона: «Этих людей, понравившихся ему, Бог возносит и переводит из рода смертных в бессмертие. И потому в толпе мы не находим их» (De post. Caini, 42). Другой рассказ — о рабби Ханине бен Доса. «В некоем месте была ехидна, что жалила тварей. Пришли и донесли раббиХанине бен Доса. Сказал им: Покажите мне нору. Показали ему. Тогда поставил пяту на устье норы. Выползла ехидна, укусила рабби Ханину бен Доса и умерла. Перекинул рабби ехидну через плечо, отнес в бейт-мидраш и сказал: Видите, дети мои, не ехидна умерщвляет, но грех. Тогда и было изречено: Горе человеку, коего ужалила ехидна, и горе ехидне, которая ужалила раббиХанину бен Доса» (ТВ, Брах. З3а)2. И. Френкель заметил огромную разницу между раббиХаниной и «тварями»3. Можно ли считать, что Ханина бен Доса и Шимон бен Халафта — не «твари», не люди? Или, напротив, только они и люди, а все остальные — недочеловеки, среди которых и следует, по мнению мудрецов и философов, сохранять 1 Текст переведен нами по варианту И. Френкеля (Цит. соч. С. 41). 2 См. рассказ об апостоле Павле и ехидне (Деян. 28, 1-6). 3 И. Френкель. Цит. соч. С. 24. толпа и мудрецы талмуда человеческий облик? Много сказано и написано о сверхъестественных свойствах «праведника» римской эпохи1. Но главная его особенность, кажется, не в нем, а в его фоне. Праведники существуют не сами по себе, но как оборотная сторона, антитеза «тварей», толпы. Господь насадил их в каждом поколении, когда увидел, как их мало (ТВ, Йома, 38б), ибо «добродетель — не везде в роде смертных» (Philo, De virt. 10), а «великое и превосходящее массовый размер встречается крайне редко» (Sen. De const, sap. 7, 1). «Случай с раббаном Гамлиэлем, который женился и читал [молитву «Шма Исраэль»] в первую брачную ночь. Сказали ему ученики: Учитель! Разве ты не учил нас, что новобрачный освобождается от чтения «Шма»? Ответил им: Не послушаю вас и не лишу себя царства небесного даже на час единый! [Он же] мылся в первую ночь после смерти жены. Сказали ему ученики: Учитель! Разве ты не учил нас, что справляющему траур запрещено мыться? Ответил им: Не таков я, как прочие люди, — я изнеженный» (Мишна, Брах. 2, 5-6). Не таков раббан Гамлиэль II Явненский, как все прочие люди. Ему дано то, чего прочие лишены. «Новобрачный, если он хочет читать «Шма» в первую брачную ночь, пусть читает. Раббан Шимон бен Гамлиэль говорит: Не всякий, желающий получить имя, получает» (там же, 8). Даже и раб раббана Гамлиэля выходит за рамки галахи. «Когда умер Тави, его раб, он принимал соболезнования. Сказали ему ученики: Учитель, разве ты не учил нас, что о рабах не принимают соболезнований? Ответил им: Тави, раб мой, не как прочие рабы — он добропорядочный» (там же, 7). А что галаха учит иначе, ясно из анекдота об Элиезере бен Гураканосе. Умерла его рабыня, и ученики пришли с соболезнованиями. «Когда увидел их, поднялся на верхний этаж — и они следом, вошел в прихожую — они за ним, в столовую — так же и они. Сказал им: Я-то думал, что вам достаточно теплой воды, чтобы обжечься, а не помогает даже кипяток! Разве не учил я 1 См., например: Е. Е. Urbach. Op. cit. P. 492.
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности вас, что ради рабов и рабынь не стоят рядами, и не говорят по ним скорбных благословений, и не приносят соболезнований?» (ТВ, Брах. 16a.) Тот, кто ставит себя и своего раба за пределы «прочих», тот неизбежно нарушит обычай или Закон. И не странно, что изнеженность Гамлиэля похожа на изнеженность Иисуса, которому помазала Мария ступни драгоценным нардовым миром и оттерла своими волосами. И как умыванию Гамлиэля удивились ученики, так и помазанию Иисуса удивился ученик — Иуда Искариот (Ин. 12, 3-7). Непонятливость учеников — обычная тема Евангелий. В ней видят литературный прием, обнажающий мысли учителя'. Но уже Платон использует его, чтобы отделить истину от кажимости, общее мнение от мнения философа. И сам философ — Сократ — через непонимание учеников отделяется от «многих», от толпы. Иисус же прямо настаивает на своей необычности. Ученики судят из общего, но учитель — «не как все прочие люди». В отношении учителя они — непонятливая толпа. (Так Иисус обращался к ученикам: «Неужели и вы так непонятливы». — Мк. 4, 23-24). Не только праведность выделяет учителя из ряда вон, но даже и изнеженность. И там, где Закон не стоял на страже всеобщности и обычая, там жажда не быть как прочие люди казалась неутолимой. «Достойны высшего восхищения те, чьи порывы свободны и благородны, кто принял прекрасное и справедливое ради него самого, а не из подражания или противления другим. Восхитителен и тот, кто отличается от своего поколения и свободен от страстей толпы. Его награда — вторая» (Philo. De Abr. 38). Согласно Филону, Авраам добродетелен сам по себе, а Ной — из ненависти к порокам своего поколения, из противления толпе. Рождение Ноя высветило изобилие неправедности, ведь «одаренность одного показывает бездарность десятков тысяч» (De Gig. I, 1). Одним своим появлением толпа рождает личность. Личность, например, ненавидит чернь, влюбленную в цирковые иг-
1 Е. Best. The role of the disciples in Mark // New Testament Studies. Cambridge, 1977. Vol. 23, N. 4. P. 384. толпа и мудрецы талмуда ры, чернь, разделившуюся на венетов (зеленых) и прасинов (голубых) по цвету туник любимой «команды» — колесничих на бегах. «Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей... Такой симпатией, таким значением пользуется какая-то ничтожная туника, не говорю уже о черни, которая ничтожнее туники, но и у некоторых серьезных людей; когда я вспоминаю, сколько времени проводят они за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен» (Plin. Jun. IX, 6, 2-3)/ Так писал Плиний Младший. Несовместимость личности с толпой — всего лишь романтическое недоразумение. Пока нет толпы, нет и личности. Царь Давид возвышается над народом, но философ бежит от толпы. Чудачества и странности суть средства не быть как все. Петроний Арбитр «дни отдавал сну, ночи — выполнению светских обязанностей и удовольствиям жизни» (Тас. Ann. XVI, 18). И так поступали многие знатные римляне, а причина — «не какая-то особая приятность, которую некоторые находят в ночи, а неприязнь ко всему общепринятому... они гнушаются общепринятым образом жизни» (Sen. Epist. 122, 14, 18). Той же болезнью болели философы. А потому Сенека увещевал Луциллия: «Об одном лишь прошу тебя: не поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоваться, а только быть на виду, и не делай так, чтобы в одежде твоей или в образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. Избегай появляться неприбранным, с нестриженой головой и запушенной бородой, выставлять напоказ ненависть к серебру, стелить постель на голой земле... Пусть изнутри мы будем иные во всем — снаружи мы не должны отличаться от людей... Пусть тот, кто приглядится к нам поближе, знает, как отличаемся мы от толпы» (Ibid. 5, 1-6). Отличаться от толпы стремились и еврейские мудрецы — и не только изнутри, но и снаружи. «Как огонь налагает печать на тела работающих с огнем, так и Тора налагает печать на тела занимающихся Торой. Как те заметны между тварями, так и эти видны по походке, по разговору, по одежде, которую носят на ба-
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности заре» (Сифрей дварим, 343). Не о них ли говорил Иисус: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 5)? Этим отличиям нельзя изменять. «Даже в минуту опасности не должен человек отказываться от [знаков] своего сана, ибо сказано (Дан. 3, 21): «Тогда мужи сии (Анания, Мисаил и Азария) связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках [и в прочих одеждах своих и брошены в печь, раскаленную огнем]» (ТВ, Сан. 92, б). Эпиктет столь же принципиален. «Ну-ка, Эпиктет, побрейся! — Если я философ — не буду бриться. — Но тогда я отрублю тебе голову! — Если это лучше для тебя — руби» (Epict. I, 2, 29). Борода дороже философу, чем голова. Борода — печать учения, знак сана. И только то обидно, что слишком многие называют себя стоиками, обманывая толпу. А некоторые даже изображают евреев, будучи эллинами (Ibid. II, 9, 19). Бегство из толпы становится массовым. Ненависть к толпе и к человечеству оказалась внутренним свойством человечества и толпы. Грань проходила не между сословием и сословием (ученые и народ земли), но между индивидом и индивидами. Поскольку индивид пытался выделить и отделить себя, он бежал от толпы, но так же поступали и те, кто, с его точки зрения, составляли толпу. И может быть, поклонники римских певцов и болельщики колесничных команд ничуть не меньше стремились не походить на остальных, чем толпы киников или стоиков. Толпа порождала личность (вызывая желание быть непохожим), а бегущие из толпы индивиды сбивались в новые толпы. Конечно, в маленькой Стране Израиля этот процесс не был таким пышным и праздничным, как в императорском Риме. Пестрые толпы «Видящий толпы говорит: Благословен Знающий тайны, ибо как лица их не похожи одно на другое, так и мнения их не похожи одно на другое. Бен Зома, увидев толпы на Храмовой го- толпа и мудрецы талмуда ре, сказал: Благословен Создавший всех этих на служение мне. (Сколько трудился первый человек, чтобы съесть один кусок: пахал и сеял, жал и вязал снопы, молотил и веял, просевал, молол... и лишь после этого ел. Я же встаю утром и нахожу все готовым. Сколько трудился первый человек, чтобы надеть рубаху: стриг шерсть, белил, красил, прял... и лишь после этого одевался. Я же встаю утром и нахожу все готовым... И спрашивал Бен Зома: Что говорит добрый гость? Да воспомнят хозяина за добрые дела... все, что он сделал,— сделал для меня. А что говорит злой гость?.. Все, что хозяин сделал, — сделал для своей жены и для сыновей» (Тос. Брах. 7, 2). Как только от абстрактных индивидов мы переходим к сборищу, к многолюдству перед глазами, к толпе видимой и ощущаемой — тон меняется. Индивиды слепы и глухи, но толпа (ухло-син) — старательна и умела. От тварей позорно зависеть, но зависимость от толпы благословенна. Толпа кормит и одевает мудреца. По словам А. Оппенхеймера, «мудрецы заключили, что здоровая нация должна состоять из разных элементов, дополняющих друг друга»1. «Пусть будут гроздья милостивы к листьям, ибо если не листья, то и гроздья не смогут существовать» — так соотносятся «ученые» и «народ земли» (ТВ, Хул. gsa). Подобную басню рассказал Менений Агриппа плебеям, удалявшимся на Священную гору (Liv. II, 32, 9-2). Органику общества древность ценила, напоминая о ней то верху, то низу. И если большинство философов не признавали мудрости за толпой, то Аристотель писал: «Государство состоит из многих, и, подобно тому как пиршество в складчину бывает лучше обеда простого, на одного человека, так точно и толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был» (Pol. 1286а). Рассказ о Гиллеле — словно иллюстрация к этой мысли. Когда сделали иерусалимляне Гиллеля главой синедриона («князем»), «он начал жалить их словами: «Что привело вас ко 1 A. Oppenheimer. Op. cit. P. 189. По мнению А. Оппенхеймера, мудрецы примирились с «народом земли» в начале III в., когда исчезла угроза существованию нации и оказалось возможным допустить, что часть народа не учит Тору. См. также: L. I. Levin. The Rabbinic Class of Roman Palestine in Late Antiquity. Jerusalem and N. Y., 1989. P. 30-31. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности мне, вавилонянину? Разве не пренебрежение к Шмайе и Автолиону, двум великим мира сего, жившим среди вас?» Когда он жалил их словами, отлетела от него галаха. Спросили его: «Что делать, если кто позабыл свой жертвенный нож?» — Ответил им: «Эту галаху я слышал и забыл; но предоставьте дело Израилю. Если и не пророки они, то сыны пророков». Тотчас те, кто жертвовал ягненка, спрятали ножи в шерсти и привязали к рогам, так что жертвы сами несли ножи. Увидел это Гиллель и вспомнил галаху. Сказал: «Именно это я слышал от Шмайи и Ав-толиона» (ТИ, Псах., гл. 6, гал. 1; ср.: ТВ, Псах., 66а). Толпа на Храмовой горе — носитель истины, полученной прямо от Бога, пророческим путем. Глас народа — глас Божий. И мудрость отнимается у мудреца, уязвляющего и жалящего народ. Чувство, поистине удивительное для «образованного человека» римской эпохи, — любовь к толпам. «Толпы» (ухлосин) -вот истинный «любимый душою моею» в Песне Песней. «Рабби Иехуда, сын рабби Симона, начал проповедь о Моисее. — Когда сказал Моисею Святой, Благословен Он: «Итак, пойди, Я пошлю тебя к фараону» (Исх. 3,10), ответил Моисей: Владыка Мира! «Мною, о Владыка» (Исх. 4, 13). Все это может быть исполнено? Как могу устоять я перед всеми этими толпами? Сколько у них скота! Сколько у них беременных женщин! Сколько детей! Сколько видов корма приготовил Ты для их скота! Сколько сортов печений приготовил Ты для их беременных женщин! Сколько жарений и орехов — для их детей! — Где это сказано? Здесь: «Скажи мне, любимый душою моею» (Песн. 1, 7). Народ, любимый душою моею! Народ, за который я отдал душу!» (Шир ха-Ширим Рабба 1,5.) Народ (умна) и толпы (ухлосин} — одно и то же в мидраше. Толпы — видимый, слышимый, обоняемый народ — с детьми, скотом, беременными женщинами. Он толпится, и его много перед глазами. Надо вынести это множество. Мы подходим здесь к сердцевине различия между греческим охлоси еврейским ухлосин. Для мудрецов Талмуда толпа не есть испорченный народ, народ, потерявший строй и разум, совесть и стыд. Толпа не может быть противопоставлена народу, охлос — демосу. Ухлосин это и есть ум- толпа и мудрецы талмуда ма, но только материализовавшаяся, чувственно ощутимая — феномен против ноумена. И в таком виде она вызывает любовь и жалость — даже враждебная иноплеменная толпа. Когда на пути из Египта израильтяне остановились в степях Моава при Иордане, против Иерихона, царь Моава Валак, сын 11,1 и торов, послал к Валааму, чтобы позвать его и сказать: приди, прокляни этот народ, потому что он сильнее меня. «И пошел Валаам с Валаком, и пришли в Кирьят-Хуцот» (Числ. 22,39). «Кирьят-Хуцот» на иврите — внешний город, пригород - так толкует мидраш. Из толкования возникает целый рассказ ведь надо объяснить, почему и зачем приглашать Валаама в пригород — место торговое и ремесленное). «Ибо устроил Вапак Валааму рынки, где купля и продажа, устроил базар, чтобы показать Валааму толпы и молвить: смотри! Вот кого израильтяне хотят уничтожить — взрослых и детей, что не сделали никакого зла!» (Бамидбар Рабба 15, 5.) Вернемся к прерванному рассказу о Моисее и его любви к толпам (Шир ха-Ширим Рабба 1,5)- Мидраш разъясняет слова 11есни Песней (i, 7): «Скажи мне, любимый душою моею: где ты пасешь, где покоишься в полдень? к чему мне быть скиталицею козле стад товарищей твоих?» Толкование мидраша: «Чтобы я не был как пастух, что бросает одежду свою и бежит, когда волки врываются в стадо и разгоняют его». Очевидна евангельская аналогия: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец, и разгоняет их» (Ин.10, la)1. Но возможна и другая параллель — с Филоном Александрийским. Филон продолжает библейский стих: «Да поставит Господь Бог духов всякой плоти над этим обществом человека» (Числ. 27,15-16) — «Да поставит над массой пастуха для управления и попечительства, который бы предводительствовал непорочно, чтобы не стал народ испорченным, как стадо рассеянное, пастуха не имеющее» (De virt. 58). К тому же библейскому стиху есть раввинистическое толкование: «Да поставит Гос- 1 Ср.: Зах. 11, 17: «Горе негодному пастуху Моему, оставляющему стадо».
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности подь». Галаха: Видящий большие толпы людей говорит: Благословен Ты, наш Бог, Царь Мира, Знающий тайны. Как лица их не похожи одно на другое, так и мнения их различаются между собой — у каждого свое мнение... Сказал Моисей перед Ним: Владыка Мира!.. Пожалуйста, назначь им вождя, который будет терпеть каждого и мнение каждого» (Бамидбар Рабба 21,2). Большим толпам (ухлосин) и массе (гыетос) нужен пастырь. И в Библии сказано: «Да поставит Господь Бог духов всякой плоти над этим обществом человека, который выходил бы перед ними, и который входил бы перед ними, и который выводил бы их, и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне как овцы, у которых нет пастыря» (Числ. 16-17).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |