КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии 6 страница
Есть ли все это следствие отсталости или, напротив — стремительного движения? Что означало превращение народа в толпу? Иосиф Флавий, не выезжая из Иерусалима, оказался в Афинах. Та же борьба партий, те же народные собрания. Типичное для Фукидида выражение «как любит поступать толпа»2 характерно и для Иосифа3. При пересказе библейских сюжетов, где в Септуагинте — народ, у Иосифа масса (плетос) или гражданская община (демос!)*. Вторжение масс в историю, восстание масс — таков очевидный факт. Падение батей авот (кланы — «дома отцов»), рост городского населения — все это выталкивало толпу и индивида из прежде единого «всего народа». Из хора за сценой, из сонма славящих Господа, из собрания двенадцати колеи парод Израиля стал тем, чем были римский и афинский народы в пору бурных общественных страстей. 1 J. D. M. Derett. Law and Society injesus's World // Aufstieg und Niedergang der Romischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschimg. Berlin - N. Y., 1982. T. 2. Principal. Bd. 25, Hlbd. 1. S. 521. 2 Thuc. II, 65, 2; IV, 28, 3; V, 63, 2. Ср.: С. Г. Карпюк. Цит. соч. С. 41. *Jos. Ant. XVII, 156, 204, 216; XIX, 130. 4 «Плетос» —Ant. IX, 9, 11, 156, 169; X, 43: XIII, 21, 205, 214- Ср.: II Хрон. 2О, 15, i8; 23. 16, 20; I Макк. 13, 7~8, 17. 42. «Демос» — Ant. IX, 8; XIII, 197. Ср.: II Хрон. 20, 13; Иер. 36, д; I Макк. 13, 1-3.
8о 8i Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности С одним, но существенным различием. Ни плебс времен ранней и поздней республики, ни демос времен архаики и классики не мучились проблемами религии, не делились на партии по признаку веры или неверия в бессмертие души. Афинские ораторы собирали народ для решения вопросов войны и мира. Толпа была аудиторией по преимуществу политической. В Земле Израиля толпу собирали проповедники и учителя, синагога была к I в. до н.э. самым важным общественным зданием. Важнее только Храм, но он был разрушен в 70 г. Не только в синагоге выступали с проповедями учителя, но и за ее стенами. Возникло ориентированное на обучение общество1, ориентированная на религиозную проповедь толпа. А с провалом восстания Бар-Кох-бы толпа забросила политику. Но и в прочей части империи толпа постепенно стала публикой. Ушли в прошлое народные собрания. Перестали собираться граждане по зову демагогов и подстрекателей. Зато театральные представления и колесничные бега собирали массу поклонников и болельщиков. Великий артист Нерон, бывший к тому же императором, устроил для себя целую театральную клаку августиан. Обожатели танцора Париса в Помпеях объединились в корпорацию паридиан. А последователи Иисуса в Антиохии приняли имя христиан. Все они — евреи, христиане, философы, театральные клакеры и актеры — регулярно преследовались, изгонялись из Рима и Италии. Вокруг них наблюдались беспорядки и толпы. Жажда зрелищ и жажда проповеди шли рука об руку. И вряд ли их вызвали падение политических свобод или обнищание. Среди относительного комфорта и спокойствия устремилась к религиям и зрелищам Италия. Да и экономика Иудеи при Ироде и Агриппе I переживала расцвет. Не есть ли рождение публики, распространение охлоса — признак прогресса и материального довольствия? Пусть даже результат такого события — безумное восстание, охлократия, падение вкуса и нравственности. 1 The Jewish People in the First Century: Historical Geography, Political 2 A. Cameron. Op. cit. P. 78. толпа и мудрецы талмуда С тех пор как Полибий отделил добрый демос от злого охлоса, переход народа в толпу равен победе смерти над жизнью. И по следам печальных событий нашего столетия К. Ясперс описывает этот процесс так: «Массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Народ — это нечто субстанциальное и квалитативное, в его сообществе есть некая атмосфера, человек из народа обладает личными чертами характера также благодаря силе народа, которая служит ему основой. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, однородна и квантитативна, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы — она пуста. Масса является объектом пропаганды и внушения, не ведает ответственности и живет на самом низком уровне сознания... Массу следует отличать от публики. Публика составляет первую стадию на пути превращения народа в массу. Как эхо, отвечающее поэзии, живописи, литературе. Как только народ перестает жить полной жизнью, черпая силы в своем сообществе, возникает множество, составляющее публику, необъятное, подобно массе, но воплощающее в себе общественное мнение о духовных ценностях в их свободной конкуренции...»1 Превращение евреев в массу, и римлян в толпу, и всех их в публику — очевидный факт имперской эпохи. Но так ли ужасна пустота массы? Не есть ли она признак гениальности? «Пустота — содержимое Пушкина. Без нее он был бы не полон, его бы не было, как не бывает огня без воздуха, вдоха без выдоха»2. Пустота — иное название для духовной жажды и восприимчивости («Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» — Мф. 5, 6). Пока Израиль был народом, правды алкали пророки, когда же он стал массой — толпы людей устремились за учителями и проповедниками. Чем наполнялась пустота? Уже отмечено, что александрийский погром 38 г. был победой интеллигенции над инертностью массы. До римской эпохи ненависть к евреям выражалась в уче- 1 К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1991- С. 142-143. 2 А. Терц. Прогулки с Пушкиным // Октябрь. 1989. №4. С. 196. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности ных теориях, в философской критике. И только в 38 г. народ проникся ею до такой степени, чтобы приступить к уничтожению сынов Иакова1. Но и лекционные залы, и философы на перекрестках Александрии, и выступления риторов в амфитеатрах — тоже заполнение пустоты. И христианство, пришедшее к толпе не просто с культом и мистерией, но и с книгой и учением — тоже соблазнение массы. И синагога, вступившая в борьбу с театром и цирком за привлечение публики, — и она воплощает в себе «общественное мнение о духовных ценностях в их свободной конкуренции». Толпа стала соблазном и вызовом для тех, кто не принадлежал к ней. От эскапизма и ненависти до попытки повести за собой — все ходы и возможности были испробованы поздней античностью. По одному из путей пошел Иисус. Уклоняясь за большинством «Нетрудно устоять перед уговорами и влиянием одного злодея, но когда множество несется под уклон с неудержимой стремительностью, то не оказаться в потоке есть признак души благородной и разума, воспитанного мужеством. Иные, рассуждая неверно, считают мнения большинства, хотя бы и наибеззакон-нейшие, справедливыми. Хорошо следовать природе, а ведь это противоположно устремлениям толпы. К бунтарям, собравшимся в сообщества и многолюдные сонмы, не следует присоединяться» (Philo. De spec. leg. IV, 45-47). Сия философическая фраза Филона — не что иное, как мидраш к библейской заповеди: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, уклоняясь за большинством, чтобы извратить суд» (Исх. 23, 2). Филон осовременил заповедь сразу двумя путями. Во-первых, он прикрепил ее к александрийской почве. «Бунтари, собравшиеся в сообщества и многолюдные 1 Corpus papyrorum judaicorum. Vol. i. Cambridge (Mass.). 1957. P. 25; L.H. Feldman. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, 1993. P. 175-176. толпа и мудрецы талмуда сонмы» много потрудились в 38 г. во время знаменитого еврейского погрома, о чем сам Филон и свидетельствует: «Есть в Александрии сообщества, весьма многочисленные и выросшие не на здоровой почве, но на пьяных возлияниях, хмельной гульбе и порождаемой всем этим похоти. Жители называют их «сходками» и «ложами» (Flacc. 136.). Во-вторых, Филон переводит библейский язык в платонический. Под «большинством» (многими) разумеется, конечно, толпа. В другом трактате он так разъясняет ту же заповедь: «Многообразно зло в человеческих душах, а добро малочисленно. И полезнейший совет — водиться не с многими ради совершения несправедливости, а с немногими ради добрых дел» (De erb. 26). Не следовать за большинством на зло, когда большинство стремительно несется под уклон, поглощая волю индивида, — к этому призывал еще Платон. В Афинах «густой толпой заседают в народных собраниях либо в судах или в театрах». «И какое воспитание, полученное частным образом, может перед этим устоять? Разве оно не будет смыто этой бранью и похвалой и унесено их потоком?» (Resp. VI, 492 в-с). Сенека в 7"м письме к Луцилию пишет правила поведения перед толпой: не быть смятым массой, не поддаваться ее влиянию (особенно на трибунах цирка, где толпа неистова и кровожадна) и одновременно не презирать массу, не ненавидеть ее. А для этого надо обратиться к немногим друзьям и к самому себе (рецепт, подхваченный Марком Аврелием). Вслед за Сенекой Тертуллиан, Лактанций и Августин обращаются к тому, что современная психология называет циркулярной реакцией. На трибунах театра и цирка даже люди самые кроткие делаются зверьми, возбужденные не столько азартом, видом и запахом крови из гладиаторских тел, сколько самим возбуждением массы, сдавливающей и несущей каждого. Рецепт отцов церкви — обратиться к Богу и в нем найти точку опоры1. Неистовство толпы направлено не против аристократии и угрожает не только евреям и гладиаторам. Толпа сминает инди- 1 F. Luhr. Zur Darstellung und Bewertung von Massenreaktionen in der lateinischen Literatur // Hermes. Wiesbaden, 1979. Bd. 107. S. 92-114. 84 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности вида внутри себя, толпа враждебна личности как таковой. «Не оказаться в потоке есть признак души благородной и разума, воспитанного мужеством». Так толкует библейский текст Филон. И ту же заповедь таннаи и амораи вывернули в обратную сторону. Именно вывернули, изменив самый смысл и суть ее. Есть в трактате «Бава Мция» (596) знаменитый рассказ о споре рабби Элиезера бен Гурканоса с мудрецами. Спорили о чистом и нечистом. РаббиЭлиезер ответил на все возражения, но мудрецы не согласились с ним. РаббиЭлиезер призвал в свидетели рожковое дерево, акведук и стены бейт-мидраша. Те подтвердили чудесами его правоту, но мудрецы не согласились. Рабби Элиезер обратился к Небу, и с Неба прозвучал Бат Коль (эхо, глас Божий): «Всегда галаха — по мнению рабби Элиезера». И тогда встал рабби Иехошуа и сказал: «Мы не обращаем внимания на Бат Коль. Ибо Ты уже написал в Торе на горе Синай: «уклоняясь за большинством» (Исх. 23, г)». Ни логика, ни чудеса, ни даже глас Божий недействительны против большинства при обсуждении галахи — таково толкование заповеди. Каково же было давление действительности, перевернувшей значение библейского текста! За несогласие с большинством рабби Элиезер бен Гурка-нос — величайший в своем поколении — был отлучен и лишен общения с мудрецами. Только смерть сняла отлучение. Глава синедриона раббан Гамлиэль бен Шимон оправдывался потом перед Господом: «Не для чести своей или чести дома своего я сделал это, но чтобы не множились раздоры во Израиле» (там же). Действительность давила на мудрецов самым жестоким образом: не следование большинству могло вызвать раздоры, новый раскол на секты (через сотню лет после рождения Иисуса!), новые восстания и гражданские войны (через несколько десятков лет после разрушения Храма!). «Уклоняясь за большинством» стало правилом и в судебных решениях (ТВ, Хул. 11а и др.), и в ученых дискуссиях. Вплоть до вопроса язычника к рабби Иехошуа бен Карха, который мы уже приводили: «Написано в вашей Торе: «Уклоняясь за большинством». Нас больше, чем вас. Почему же вы не сравниваетесь с нами в языческом служении?» (Ваикра Рабба 4, 6). толпа и мудрецы талмуда Для Филона такого вопроса не существует. Присоединяться к большинству, к толпе — дурно a priori. И потому нет прощения тем, кто убеждает еврейский народ «сорадоваться большинству (многим), входить в те же храмы, к тем же возлияниям и жертвам» (De spec. leg. I, 315). Нет для Филона и авторитета коллегии: «Я не удивляюсь, когда ветреная и пестрая толпа рабствует законам и обычаям, неизвестно как введенным... но если и множество так называемых философов... делится по отрядам и подразделениям!..» (De erb. 198). Не то чтобы Филон поощрял сектантство, отказывался от еврейской солидарности. Он осуждает крайних аллегористов (в толковании Торы), отделивших себя от общества1. Но Филон, при всей вовлеченности в дела общественные (крайне для него тягостной), — философ по духу и профессии, человек, стоящий в стороне от толпы. Таннаи не могли стоять в стороне. Вся тяжесть национального целого зависела от мелочных деталей «чистого и нечистого», утверждаемых большинством их голосов. Синедрион, даже лишенный прав уголовного суда, — все же не философская кафедра, а глава его — князь («наси»), пусть и нет у князя прав казнить, миловать и вести войну. На своеволие личности наложены ограничения и в этом, и в будущем мире: «отделяющиеся от путей общества» переданы геенне на веки веков вместе с сектантами, безбожниками и перешедшими в языческую веру (Тос. Сан. 13, 5)- Гиллель со всем его индивидуализмом («Если я не за себя, то кто за меня?» — Ав. 1, 14) требовал все лее: «Не отделяйся от общества и не полагайся на самого себя до дня смерти своей» (Ав. 2, 5)- Кто не может вместить свою личность в корпоративное целое, выходит из него. Из карьерных соображений — Тиберий Юлий Александр, племянник Филона Александрийского. Из любви к эллинской культуре и из разочарования в Господе — учитель рабби Меира, знаменитый Ахер (Элиша бен Авуйя). Своим путем ушел бывший фарисей Шауль — апостол Павел. Но и те, кто остались, — череда блестящих личностей. Не просто блестя- 1 L. H. Feldman. Op.cit. P. 75-76. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности щих в смысле превосходства над остальными, но противопоставлявших себя остальным, утверждавших необычность себя и своих мыслей. Ограничить своеволие личности пыталось и римское общество. Император Август создал новый тип правителя — первого гражданина, образца добродетели. Старый тип — эллинистический владыка был примером для Антония — соперника Августа. Столкнулись «дионисийское начало» — внеморальное и стихийное с началом «аполлоническим» — упорядоченным и строгим. Аполлон — покровитель Октавиана Августа — одержал верх над Дионисом — покровителем Антония1. Прорывом в системе оказались фигуры типа Нерона и Калигулы. Принято считать их воскрешением эллинистических правителей. Так ли это? Вот что пишет Фил он, по-видимому, о Калигуле: «До краев полный ложной мудростью и кичливый, он считает себя «не мужем, не полубогом, но божеством воистину» (по словам Пиндара), достойным перейти границы человеческой природы... Слуги для него — скот, свободные — слуги, родственники — чужаки, друзья — паразиты, граждане — иностранцы. Он полагает, что превосходит всех богатством, почестями, красотой, силой, разумом, благоразумием, справедливостью, красноречием, знаниями. В других же он видит бедняков, людей бесславных, неуважаемых, безумных, несправедливых, необразованных...» (De virt. 172). И согласно Светонию (IV, 30-31), Калигула уличал сенаторов во взаимных доносах, трусости и клевете. Всадническое сословие поносил за страсть к театру и цирку. И чернь, с коей он иногда заигрывал, была противна ему. «Когда в обиду императору она рукоплескала другим возницам, он воскликнул: О, если бы у римского народа была только одна шея!» Эллинистический царь не мог поступать и говорить подобным образом, видеть в добрых подданных низкую и грязную толпу. Царь не был моралистом. Его обожествление не предполагало унижения остальных. Иное дело — тиран. Калликл у Платона — моралист с тираническими наклонностями. «Вот почему 1 P. Zanher. The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor, 1990. P. 33-73. толпа и мудрецы талмуда обычай объявляет несправедливым и постыдным стремление подняться над толпою... Но конечно, большинству это недоступно, и потому толпа поносит таких людей, стыдясь, скрывая свою немощь, и объявляет своеволие позором, и, как я уже говорил раньше, старается поработить лучших по природе...» (Gorg. 483б, 492а)- Сократ, также недолюбливающий толпу, отвечает Калликлу следующим образом: «Если же ты полагаешь, что хоть кто-нибудь в целом мире может выучить тебя искусству, которое даст тебе большую силу в городе, меж тем как ты отличен от всего общества, его правил и порядков, — ты, по-моему, заблуждаешься, Калликл. Да, потому что не подражать надо, а уродиться таким же, как они, если хочешь достигнуть подлинной дружбы с афинянами» (Gorg. 513 a-b). Есть подозрительное сходство между философом и тираном. Оба презирают толпу, оба считают людей принадлежащими к другой породе. Для Филона «восхитителен тот, кто отличается от своего поколения» (De Abr. 38). Но омерзителен Флакк, который, «будучи человеком, кажется себе отличным от всех других существ» (De somn. II, 132). Тиран у Филона «полагает, что превосходит всех в богатстве, уважении, красоте, силе, разуме...» (De virt. 172). Но и о мудреце Сенека писал: «Мудрец знает, что все люди ниже его» (De const, sap. XI, 2). Мудрец, по Сенеке, «не идет вместе с толпой. Как звезды вращаются в сторону, противоположную Земле, так и он шествует наперекор общему мнению» (Ibid. XIV, 3). Но разве не то же твердил Калигула: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» (Suet. IV, 30, 1)? Тиран и философ — дети толпы. Без нее их существование лишается смысла. Только противопоставив себя толпе, ее низости и стадности, они могут утвердить себя. Птолемей Филадельф, благосклонно управляющий «пестрыми толпами», не относится к этой компании. Империя направляла развитие личности в сторону староримских добродетелей и уникальных, но клонящихся к общему благу деяний1. Евреи создали тип мудреца и пастыря. Но ни в одном случае личность не вмещалась в рамки. Стремления учить 1 G. Alfdldy. Die Rolle des Einzelnen in der Gesellschaft des Romischen Kaiserreiches. Erwartungen und Wertmafistabe. Heidelberg, 1980. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпу, повелевать толпой и в то же время быть другим и жить иначе разрывали людей этой эпохи. И наверное, лучшее свидетельство такого разрыва — печальная исповедь Филона Александрийского (De spec. leg. Ill, 1): Было некогда время, когда я предавался философии, созерцанию мироздания и всего прекрасного, вожделенного и блаженного в нем. Поистине, я возделывал мой разум, всегда причастный божественным словесам и мнениям. Собирая их ненасытно и безудержно, я радовался. Не помышлял я о низком, не ползал в грязи ради славы, богатства и услаждений плоти... Увы, тогда-то, тогда я выглянул из эфирной области вниз, устремил глаза рассудка как бы с вершины и принялся исследовать бесконечную пестроту дольной жизни, почитая себя счастливым и надежно защищенным от ее бедствий. Но злейшее из зол подстерегало меня и обрушилось внезапно — зависть, ненавистница прекрасного. Она погрузила меня в море общественных забот, в коем ношусь, не имея сил выплыть. Стеная, я все же не оставляю сопротивления, ибо в душе от молодых ногтей укоренилась страсть к просвещению. Она-то, душа, слыша мои вопли и жалобы, подбадривает и утешает меня. Вот почему случается мне поднять голову и очами души, зоркость которых замутнена мглой страшных событий, жадно устремиться к чистой и беспримесной жизни. Если же выдается счастливый миг и утихают валы общественного смятения, я окрыляюсь и разве что не лечу, вдохновленный дуновениями знания. Часто оно убеждает меня бежать вместе с ним, как бегут от жестоких хозяев... Уже за то следует мне благодарить Бога, что, хотя и объятый пучиной, я не поглощен ею. Очи моей души — я, отчаявшись, уже считал их ослепшими — раскрываются и видят свет мудрости, не вся моя жизнь отдана тьме. И вот я осмеливаюсь не только соучаствовать божественным толкованиям Моисея, но и любовно вглядываться в каждое, а то, что непонятно, — разъяснять и раскрывать многим. толпа и мудрецы талмуда Заключение Бытие — главное свойство толпы. Толпа существует реально и зримо: на площади, на Храмовом дворе, на рынке. Толпа относится к народу как конкретное к абстрактному. У Горького есть спор народника с легальным марксистом (конечно, евреем). Еврей говорит: нет народа, есть классы. Народник замечает (по поводу евреев вообще): забыли, как их громили. Оба правы: народ и классы — понятия абстрактные, они не могут громить. Но толпа погромщиков — все же народ. То, что Платон называл толпой, было народом и не было им. Народ своевольный и самодержавный, не слушающий благородных правителей, голосующий в собраниях, существовал со всей энергией реальности. Против своевольного народа поднялась своевольная личность со своими запросами и претензиями. Тиран и философ — в равной мере порождения толпы. В мире идей реальной толпе соответствовала чистая сущность: Человечество — толпа. Она состояла из индивидов, ведущих себя наподобие стада, следующих за большинством, подчиняющихся страстям. Критика человека вообще и защита человека вообще стали возможны в виду многочисленных толп. Со смертью народных собраний и народных страстей толпа превратилась в публику. Из философских школ и бейт-мидрашей на потребу толпе выносились слова и идеи в упрощенном и разукрашенном виде. Проповедники говорили притчами и диатрибами. Что-то вроде «массовой культуры» — от цирка до синагоги — охватило империю. С популярной риторикой осуждение толпы проникло в народ. Стало модным казаться добродетельным и непохожим на «всех». Толпы философов в униформе, толпы болельщиков и клакеров, христиане и митраисты — все они покидали «всех», чтобы стать «немногими», умножая при этом царство толпы. Было бы странно, когда бы идея толпы не проникла в духовный мир палестинских евреев. Перед таннаями и амораями стояла еврейская толпа и требовала ответа. Мудрецы не писали философских дискурсов, не выстраивали концепций, не отличались 91 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности последовательностью. В их высказываниях можно найти все — от презрения к «народу земли» до чувства долга перед ремесленниками и земледельцами, от разрушительной критики «твари» до приказа любить «каждого человека». Вместе с философами они видели в толпе стадо, в отличие же от них усматривали в себе пастухов. Отношения пастыря и паствы наложили печать на путь мудреца и на облик толпы. Философская резкость и независимость (а заодно и откровенность пророка) заменились стремлением быть приятным в глазах людей. На месте равнодушия к молве — гласность, лишающая слухи пищи. На месте бегства от толпы — отеческая забота о ней. Сама по себе толпа и сам по себе человек в толпе не осуждались бесповоротно (и не оправдывались этим родовым осуждением). В будущем мире будет толпа, но не будет суеты и давки, перспектива разомкнута в будущий век, и толпе там уготовано спасение. А потому просвещение многих и совращение многих — тягчайшая заслуга и тягчайший грех. И даже правила о чистом и нечистом иногда заслоняются основным: заботой о «тварях», «очищением тварей». Христианство прошло этот путь до конца. Мешающие спасению «неразумных» и «малых сих» заповеди были сняты и забыты. Закон уступил путь благодати. «Смешанные толпы», перешагнув через поверженный барьер, устремились в лоно вселенской церкви. Иудаизм сохранил препятствия. Бейт-мидраш оказался важнее синагоги, ученые споры и галаха — важнее проповеди и аггады. Но оба они — и иудаизм, и христианство — сумели укротить и личность, и толпу. Своевольная личность, не желавшая следовать за большинством, покорилась авторитету церкви, применявшей такой еврейский метод, как отлучение. Своевольные толпы опять сплотились в народ (еврейский народ, христианский народ), закованный в обычаи и уставы, традиции и дисциплину. Умер театр, и публика удалилась с трибун. От риторов и рабби всему средневековому миру осталась церковная проповедь, регулярно вновь превращавшая народ в публику. Когда же настали Новые времена, проповедников сменили ораторы на площадях, публицисты и демагоги. Толпа призывалась на сцену. От логоса к мифу. египетские прошения V-VII вв. н. э.1 Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра, Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра! И клонила пирамида тень на наши вечера. В. Брюсов. Встреча Этот эпиграф - запоздалая дань Брюсову, аллюзией на стих которого было название моей первой книги: «Риторика в тени пирамид». Статья «От логоса к мифу» могла бы стать последней главой этой книги, но родилась после того, как книга вышла в свет. Удивительный облик риторики на римском Востоке и ее эволюция в византийскую эпоху - предмет этой статьи. В оппозициях «Восток-Запад» риторика занимает странное место. Казалось бы, она - дитя Эллады, родины западной цивилизации. В эпоху второй софистики (II в. н. э.) подъем риторики -признак «греческого возрождения», оживления греческой литературы. Но стоит той же риторике спуститься с литературных не- 1 Опубликовано в журнале «Восток», 1992. № 2. С. 67-77. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности бес в документальные папирусы (жалобы, письма, контракты), как отношение к ней историков и филологов разительно меняется. Риторический стиль в папирусах II-VII вв. числится проявлением восточного раболепия и христианского смирения. Признаки стиля (многословие, поэтизмы, архаизмы) свидетельствуют якобы о падении цены слова в атмосфере, когда законность и порядок не гарантируют каждую букву документа. Субстантивированные формы призваны, по мнению исследователей, ослабить ответственность за слово или поступок. Все это — результат падения античного духа, падения чувства собственного достоинства, результат влияния египетских, персидских, вавилонских традиций, победы византийских начал1. С такой постановкой вопроса трудно согласиться. Если считать рационализм античной чертой, то риторика, безусловно, не «восточное» явление. Ибо именно рационализм, рефлексия, стремление все типизировать и классифицировать — родовые черты риторики2. Как мы пытались доказать3, риторический стиль в папирусах II-IV вв. отражал стремление масс к рационализму и рефлексии, к абстрактному мышлению. В птолемеевских и раннерим-ских прошениях (III в. до н. э. — I в н. э.) излагалось лишь существо дела. Каждый конфликт жалобщика и обидчика представлял собой частный случай. Во II-TV вв. конфликт типизируется. Жалобщик всегда «умеренный» (μέτριος), добродетельный бедняк. Обидчик всегда «сильный» (δυνατός). Перечислялись в 1 Е. Vernay. Note sur le charigement de style dans les constitutions imperiales de Diocletien a Constantin // Etudes d'histoire juridique offerte a P. F. Girard. P., 1913. P. 263 ff.; W. Schubart. Justinian imd Theodora. Mimchen, 1943. S. 245-248; H. Zilliacus. Untersuchungen zu den abstrakten Anredenformen und Hoflichkeitslisten im Griechischen // Societas scientiarum fennica. Commentationes humanarum litterarum. 1949. Bd. 15, H. 3; Idem. Zum Stil und Wortschatz der byzantinischen Urkunden und Briefe // Internationaler Kongress fur Papyrologie 8-e. Wien, 1955. Akten. Wien, 1956. S. 157-165. 2 /. Straux. Romische Rechtswissenschaft und Rhetorik. Potsdam, 1949. S. 59- 3 А. Б. Ковелъман. Риторика в тени пирамид. От логоса к мифу. египетские прошения V-VII вв. н. э. духе вульгарной греческой философии добродетели бедняка и пороки «сильного». Абстрактный закон, долг чиновника также появились в прошениях. Но если рационализм — родовая черта стиля, почему риторика не сходит со сцены в ранневизантийскую эпоху (V-VII вв.)? Более того, стиль резко усложняется («риторизируется») и захватывает новые типы документов (завещания, контракты). В римскую эпоху распространение риторического стиля означало пробуждение масс, появление элементов классового сознания. В византийскую, судя по приведенным выше мнениям историков, следует говорить о сервилизме, падении чувства собственного достоинства и т. п. Как правило, эти мнения основаны не на анализе стиля в целом, а на изучении вводных и заключительных формул прошений. Действительно, жалобщик униженно обращается к чиновнику, пресмыкается перед ним. Однако корпус прошения (основная часть) говорит не о сервилизме, а о смелости и откровенности автора. На что жаловались египетские крестьяне в римское время? На злоупотребления, оскорбления и т. п. Их обидчики — такие же земледельцы или мелкие чиновники (хотя их и называют «сильными» — динатами). В византийскую эпоху обидчики — крупные чиновника и магнаты, а от преступлений кровь стынет в жилах, настолько они масштабны и неординарны.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |