Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два направления развития конструктивизма




В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые исторически вылились в две линии его развития:

1. неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование. Для этой фазы характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции внутри архитектонической структуры предмета и ее закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах.
Эта фаза, впервые проявилась в угловых рельефах (1913-1914 гг.) В. Е. Татлина - родоначальника конструктивизма, где поиски пластической выразительности из плоскости картины были выведены в «реальное» пространство экспонирования с использованием «реальных» материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета. Фактически первые «рельефы»В. Е. Татлина – это кубофутуристические структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство. На первом плане здесь остается (как и в абстрактном, или "беспредметном", искусстве) еще чисто эстетическая функция. Эта фаза была продолжена Н. Габо, А. Певзнер и многими западными конструктивистами.

2. прикладной конструктивизм, «производственно проектный», принципиально утилитарный. Здесь уже создание "конструкции" подчинено конкретной утилитарной цели - воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала.

Эта фаза конструктивизма приходится уже на послереволюционный период в России, и она также связана с именем В. Е. Татлина. Ее знаменует всемирно известный проект 4 метрового памятника III Интернационалу, разработанный по заданию отдела ИЗО Наркомпроса (1919—1920). Татлин не пытался сделать изобразительный скульптурный памятник. Он исходил из глубоких национальных традиций, когда исторические события отмечались строительством архитектурных сооружений. Был предложен проект грандиозного архитектурного сооружения, предназначенного для размещения в нем главных учреждений всемирного государства Будущего. Это был один из наиболее ранних и, в то же время, наиболее органичных проектов периода конструктивизма — полностью утилитарный и строго функциональный. Он нес в себе, при этом, огромный динамический заряд и создавал небывалый художественный образ, не пользуясь при этом изобразительными средствами. С этого момента, русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков и уже до конца своего существования в России (конец 1920-х гг.) сохраняет свою привязанность к этой идеологии.

Конструктивизм как творческое направление и сам термин, его обозначающий, были созданы в 1921 году группой художников Института художественной культуры (ИНХУК). В группу входили А. Родченко, В. Степанова, А. Ган, братья Стенберги, О. Брик, Б. Арватов и др. Центрами формирования теории конструктивизма и ее реализации становятся ВХУТЕМАС (с 1920г.), ИНХУК (с 1921г.), театр и мастерские В.С. Мейерхольда, журнал «ЛЕФ».

О. Чичагова писала в 1923 г.: «Конструктивизм - это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции, и как всякая идеология, конструктивизм только тогда может быть жизнеспособным и не построенным на песке, когда создает себе потребителя; а потому - задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека».

Идеи теоретиков конструктивизма, стремившихся совершить социально-экономическую революцию средствами архитектуры и дизайна, совпали со стремлением власти провести индустриализацию страны быстро, дешево и с максимальным экономическим и социальным эффектом для трудящихся.

Возникновение архитектурного авангарда 1920 – 1930-х гг., можно отнести к культурному феномену ХХ в., идейная и художественная направленность которого в существенной мере повлияла на формирование новой пространственной среды городов, преобразила архитектурный язык и облик построек, позволила создать ранее неизвестные типы зданий и сооружений, изменила представления людей об удобстве, стиле и качестве жизни.

Конструктивисты советского периода видели главное назначение своего искусства,

§ во-первых, в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т.п.);

§ во-вторых, в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов утилитарного обихода) по художественно функциональным принципам, разработанным ими;

§ в-третьих, во внедрении принципов художественно технологического проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство – в производство);

§ в-четвертых, в распространении принципов конструктивизма на все искусства (в частности, особенно активно конструктивизм внедрился в театр того времени);

§ в-пятых, в организации на своих принципах художественно педагогической деятельности, в подготовке кадров для «производственного» искусства (этим в основном занимался ВХУТЕМАС).

Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм, тектоничность, фактурность материала и т.п. понятия из арсенала техноцентристской цивилизации становятся главными категориями в теориях конструктивистов. Даже термин «художник» заменяется у них словом «мастер».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.