Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. глава 7. Основные факторы развития





глава 7. Основные факторы развития



 


годам, когда ребенок обычно отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь.

Малыши испытывают безграничную жажду знаний. С трудом, но все же мы можем уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения, стимулирующие развитие детского интеллекта. Конечно, можно возму­титься и сказать: с какой стати нас в этом подозревают? И кто так поступает? Мы все готовы содействовать раз­витию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к самообразованию, всемерно содействовать саморазвитию. И мы действи­тельно обсуждаем эту проблему теоретически, но как обстоят дела на практике?

Вот несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского пове­дения малыша, описанных Г. Доманом. Один из наибо­лее распространенных — давать ребенку для игры «гото­вую» игрушку, не способную к трасформации, и возму­щаться — почему он ее выбрасывает через пару минут и опять плачет. Другой эффективный прием ограниче­ния поисковой активности — помещение ребенка в изо­лированное пространство (кроватка, манеж и др.).

В педагогической литературе постоянно мелькают жуткие примеры, описывающие особенности поведения подростков, выросших в условиях предельно ограничен­ного опыта. Они вырастают идиотами, и это возмущает; правда, удивляться тут не приходится, объяснение нахо­дится само. Но не поступаем ли мы аналогично, поме­щая ребенка в манеж? Ведь это не что иное, как загон, тюрьма для него: куда ни двинешься — везде решетка.

Конечно, мы привыкли убеждать себя в том, что ма­неж защищает ребенка от опасностей. Их действительно много даже в обычной квартире: электрические провода, неустойчивые вазы, бытовая техника и др. Но, спасая р^" бенка от этих внешних опасностей, мы фактически под­вергаем его другой, не меньшей опасности. Попытка по-


местить его в физический, образовательный, эмоциональ­ный вакуум — не менее серьезная опасность, приводя­щая к ограничению когнитивного опыта, его обеднению.

Малыш трогает и ощупывает разнообразные предме­ты: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жест­кие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследо­вания начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях — шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, дефор­мация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. Многое из этого мы считаем деструктивной деятельно­стью, хотя на самом деле все это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к ис­следовательскому поиску.

Естественно, никто не предлагает разбивать телеви­зоры, дорогие вазы, опрокидывать мебель и рисковать при этом жизнью самого маленького исследователя. Макси­мально расширяя пространство для реализации исследо­вательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жиз­ни. Важно также, чтобы и само окружение не очень стра­дало от деятельности начинающего исследователя.

Детей, даже самых маленьких, не нужно подталки­вать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспери­ментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно до­казано, что ограничение свободы действия детей, выра­женное в самых разных формах — ограничении двига­тельной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», — способно серьезно помешать раз­витию детской любознательности: ведь все это сдержи­вает порывы ребенка к исследованиям, а следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческо­го изучения и осмысления происходящего.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.