Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность




Часть II. Детская одаренность


глава.7. Основные факторы развития


 


погремушку и затаивается, прислушивается, какой эф­фект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребе­нок тянет в рот и облизывает игрушки как любой пред­мет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бор­мочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровожда­ется яркими эмоциями — смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше при­влекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная вырази­тельность. Игрушка интересует взрослого прежде всего как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей авто­мобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оце­нить мастерство, качество исполнения игрушки, и по­этому он относится к ней бережно и нередко очень вы­соко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами иг­рушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка — коллекционная или серийная из обыч­ного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суро­вым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основ­ная причина подобного поведения — поисковая актив­ность.

Все как будто просто и легко объяснимо: ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда! Обычно предлагаемая нами ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (разбирать,


ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельно­сти приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, 'зака­пывают в песок, разбирают, изучая устройство! Все это обычно приводит игрушку в1 негодность. ••:••...;.

На первый взгляд может показаться, что есть*простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, е ^ко­торыми можно делать все, что угодно, в том числе — разбирать и собирать, игрушки, способные к трасфор-мациям, к тому, чтобы можно было изучать их возмож­ности и устройство, не приводя при этом игрушку в не­годность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным. Хотя если бы лучшие умы человечества вместо конструи­рования бомб и ракет занялись созданием таких детских игрушек, можно было бы надеяться на успех. А пока с такими игрушками у нас сложно.

Есть и альтернативные, и притом весьма продуктив­ные, пути:

• давать ребенку минимум готовых игрушек;

• стараться делать так, чтобы он играл с игрушками,
которые сделал сам или в создании которых сам при­
нимал участие;

• пусть ребенок сам находит себе игрушки среди пред­
метов, которые его окружают; таким образом мы долж­
ны признать за ребенком право включать в число
игрушек все предметы, с которыми он вступает в кон­
такт.

А вот с готовыми игрушками следует быть осторож­ными. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Во-первых, готовые, радующие глаз взрослого игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время.

В ряде специальных исследований замечено, что боль­шое количество игрушек таит в себе и опасность: рассеи­вается внимание. Когда вокруг ребенка много игрушек,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.