Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность




Часть II. Детская одаренность

 

это не столько стимулирует его активность, сколько ее подавляет. Ребенку бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном. Для того чтобы эффективно развивать у него нестандартное мышление и изобретательность, вряд ли следует предлагать множество готовых игрушек.

Многие наблюдательные педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая, но­вая игрушка из магазина уступает в конкурентной борь­бе за внимание ребенка простым стеклышкам или ка­мешкам, деревянным брускам или неизвестного проис­хождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно — ребе­нок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интерес­нее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.

При этом витрины современных магазинов, продаю­щих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тра­тить большие деньги, думая, что все это будет очень полезно и безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке, какой бы интересной она не казалась нам, взрослым.

Конечно, готовая игрушка делается профессионала­ми, часто высококвалифицированными, и кажется взрос­лым красивой и забавной, но она обычно имеет по мень­шей мере два недостатка. Во-первых, она быстро иссле­дуется ребенком. Изучаются все ее возможности, и это порождает утрату интереса к ней. Как отмечает С. Мил­лер: «Результаты наблюдений за тем, как играют дети, показали, что „сложность" игрушки, создающая у ре­бенка некоторые проблемы при игре с ней, прямо про­порциональна времени, в течение которого он будет иг­рать с этой игрушкой».

Во-вторых, такая игрушка нередко мало связана с ре­альным окружающим миром, что, оказывается, очень важно для ребенка. Но есть и другие примеры игрушек.


глава 7. Основные факторы развития 161

Так, еще Марией Монтессори разрабатывалась серия иг­рушек, имитирующих предметы реального мира. Их мож­но трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать, вставлять внутрь друг друга и т. д. Сейчас таких игрушек множество. Все это замечательно, но даже такие игруш­ки далеко не всегда способны дать ребенку «радость до­стижения». В подавляющем большинстве случаев ребе­нок не хочет мириться со своим положением «малень­кого», он хочет, чтобы с ним обращались как с взрослым. Он стремится к настоящим, реальным трудностям и на­деется в их преодолении на помощь взрослого.

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушка­ми, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать эту «радость достижения», детям обыч­но предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из от­дельных частей можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Особое направление, как мы уже отметили, — это использование в игровых целях в качестве игрушек ре­альных предметов. Малыш с гораздо большим интере­сом и вниманием изучает реальные, окружающие его предметы, пытается использовать их в своих играх. При­чем он может использовать предмет в игре и не по на­значению: например, книга может пригодиться для стро­ительства тоннеля; используя стол, можно построить за­мечательный дом, а диван легко превратить в самолет или пароход. Правда, все это обычно ведет к беспорядку в доме и потому раздражает взрослых, но для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности имеет чрезвычайную ценность.

Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у лю-Деи, и у животных монотонная среда обычно вызывает Дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т- Д.) неизбежно приводит к снижению эффективности Гашения задач, требующих внимания. Продолжительность

6 А- Савенков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.