Обучение лучше начинать с 1-го класса, сразу после исправления звукопроизношения или параллельно, опираясь на сохранные звуки, а также на исправленные.
Перед коррекционно-логопедической работой по исправлению письменной речи должна быть проведена дифференциация звуков в устной речи.
Этот раздел программы рассчитан на 80 часов.
Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков:
1. Звук
2. Слог.
3. Слово.
4. Словосочетание и предложение.
5. Связная речь.
Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением.
Рекомендовано для детей с ФФНР и ОНР.
Темы занятий. Содержание.
Часы
I. ЗВУК
1. Звуки. Гласные-согласные
Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков.
2. Гласные I – II ряда
Знакомство с гласными 1 ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук-буква. Дифференциация твердых и мягких согласных.
3. Буквы А – Я
Твёрдые – мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А - Я в слогах, словах словосочетаниях, предложениях и тексте.
4. Дифференциация О - Ё
Твёрдые – мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ё Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных.
5. Дифференциация У - Ю
Твёрдые – мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте.
6. Дифференциация Э - Е
Твёрдые – мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия и анализа. Соотнесение твердых и мягких согласных с символом. Работа со звуковой схемой слова.
7. Дифференциация Ы - И
Твёрдые – мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
8. Мягкий знак
Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.
9. Твердый знак
Знакомство с твердым знаком. Знакомство со схемой слова. Развитие слухового и зрительного внимания. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Дифференцированное употребление твердого и мягкого знака в словах.
Согласные звуки:
а) Звонкие и глухие согласные
1. Звуки б-б, - п-п,
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков б-б,, п-п, . Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами.
2. Звуки в-в,- ф-ф,
Знакомство с характеристикой звуковв-в,- ф-ф, и нормой произношения. Работа на уровне слога, слова, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия. Работа с паронимами. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с символами.
3.Звуки г-г,, к-к,
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков г-г,, к-к,. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу.
4. Звуки д-д, - т-т,
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков д-д, - т-т,. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях т тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами.
5.Звуки з-з, - с-с,
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков з-з, - с-с,. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления.
6. Звуки ж-ш
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков ж-ш. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа.
Свистящие и шипящие согласные
7. Дифференциация с - ш
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков с - ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Работа с паронимами. Развитие звукового анализа, слогового и языкового.
8.Дифференциация з - ж
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков з - ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти.
9. Дифференциация ч – т’,
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия.
10. Дифференциация с - ц
Сравнение характеристики данных звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов, Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на данные звуки.
11. Дифференциация ц - тс
Знакомство со звуками Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трём признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки.
12. Дифференциация ч - щ
Знакомство с данными звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков ч-щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.
13. Дифференциация ч – ц
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия.
4
Соноры
14. Дифференциация р – р’ – л – л’.
Знакомство с данными звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков р – р’ – л – л’ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.
15. Дифференциация й – л – л’.
Знакомство с данными звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков й – л – л’ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.
16. Звуки в – л
Знакомство с артикуляцией данных звуков. Сравнение нормы артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков на всех этапах. Развитие В.П.П. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового, языкового анализа.
II - IV. СЛОГ. СЛОВО. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.
(внутри 1-ого периода)
К концу обучения дети должны знать:
· артикуляцию всех звуков родного языка;
· все буквы родного алфавита;
· признаки гласных и согласных звуков;
· твердые и мягкие согласные и буквы их обозначающие;
· звонкие и глухие согласные и буквы их обозначающие;
· артикуляционно-акустически близкие звуки и буквы их обозначающие;
· термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
· графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения дети должны уметь:
· различать гласные и согласные звуки;
· различать твердые и мягкие звуки;
· различать акустически близкие звуки;
· различать звонкие и глухие звуки;
· обозначать смешиваемые звуки схематично;
· производить фонетический разбор;
· подбирать слова на заданный звук;
· объяснять значения слов паронимов;
· дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
· писать слуховые и зрительные диктанты;
· пользоваться смешиваемыми звуками в связной речи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление