Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Данный раздел программы нацелен на детей с ОНР или с элементами ОНР (на лексико-грамматическом уровне).
ЗАДАЧИ:
· установление логических и языковых связей между предложениями;
· уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
· развитие умений словоизменения;
· обучение словообразованию (различные способы);
· употребление предложно-падежных конструкций;
· наблюдение за словоизменением;
· развитие умений управления и согласования;
· обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
· конструирование сложного предложения.
Программа рассчитана на 80 часов.
Охватывает следующие уровни:
1. Слово.
2. Предложение.
3. Текст.
Темы занятий. Содержание.
Часы
I. СЛОВО. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
А. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
1. Родственные слова
Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию.
2. Корень слова
Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов.Правописание родственных и однокоренных слов.
3. Приставка
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Тренировка обозначать приставки графически. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Тренировка в словообразовании при помощи приставок. Работа с антонимами.
4. Суффикс
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря: профессии, уменьшительно-ласкательных существительных и так далее. Дифференциация в выборе суффикса.
5. Морфологический состав слова
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировать в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами. синонимами. Развитие неречевых процессов.
6. Предлоги.
Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Адекватность выбора того или иного предлога.
Б. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.
7. Слова-предметы.
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.
8. Практическое употребление существительных в форме ед.ч. и мн.ч.
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение устного аграмматизма.
Тренировать в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развития внимания (слухового, зрительного).
9. Практическое употребление существительных разного рода.
Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определённого рода с реальным предметом. Тренировать в постановке вопроса к существительным различного рода. Тренировать в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.
10. Употребление существительных в косвенных падежах.
Знакомство с падежами в практических заданиях (И.п., В.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п). Дифференциация И.п. и В.п., Р.п. и В.п. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.
В. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОГЛАСОВАНИЯ.
11. Прилагательное
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами.
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже
Работать над согласованием существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи.
14. Глагол
Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие умений словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета с графической схемой.
15. Согласование глагола с существительным в числе
Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия.
16. Согласование глагола с существительным в роде
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.
17. Согласование глагола с существительным во времени
Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий.
18. Числительное
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение устного аграмматизма.
II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Предложение.
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст.
2. Состав предложения.
Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки, слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.
Ш. ТЕКСТ
Работа над текстом
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.
К концу обучения дети должны знать:
· признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части - корня);
· состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;
· правописание суффиксов и приставок;
· части речи;
· как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
· главные и второстепенные члены предложения;
· сложное предложение и его состав, связи в сложном предложении;
· связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь:
· распознавать части речи и их основные признаки;
· изменять слова по числам, родам и падежам;
· определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
· производить разбор слова по составу;
· различать понятия словоизменение и словообразование;
· выделять слова и словосочетания из текста и предложения;
· устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении, а в тексте - между предложениями;
· устанавливать связи между частями сложного предложения;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление