Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы логопедических занятий




IV. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Данный раздел программы нацелен на детей с ОНР или с элементами ОНР (на лексико-грамматическом уровне).

ЗАДАЧИ:

· установление логических и языковых связей между предложениями;

· уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

· развитие умений словоизменения;

· обучение словообразованию (различные способы);

· употребление предложно-падежных конструкций;

· наблюдение за словоизменением;

· развитие умений управления и согласования;

· обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

· конструирование сложного предложения.

Программа рассчитана на 80 часов.

Охватывает следующие уровни:

1. Слово.

2. Предложение.

3. Текст.

 

 

Темы занятий. Содержание. Часы
I. СЛОВО. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  
  А. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. 1. Родственные слова Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию.   2. Корень слова Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов.Правописание родственных и однокоренных слов.   3. Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Тренировка обозначать приставки графически. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Тренировка в словообразовании при помощи приставок. Работа с антонимами.   4. Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря: профессии, уменьшительно-ласкательных существительных и так далее. Дифференциация в выборе суффикса.   5. Морфологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировать в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами. синонимами. Развитие неречевых процессов.   6. Предлоги. Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Адекватность выбора того или иного предлога.   Б. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.   7. Слова-предметы. Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. 8. Практическое употребление существительных в форме ед.ч. и мн.ч. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение устного аграмматизма.                              
Тренировать в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развития внимания (слухового, зрительного).   9. Практическое употребление существительных разного рода. Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определённого рода с реальным предметом. Тренировать в постановке вопроса к существительным различного рода. Тренировать в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.   10. Употребление существительных в косвенных падежах. Знакомство с падежами в практических заданиях (И.п., В.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п). Дифференциация И.п. и В.п., Р.п. и В.п. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.   В. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОГЛАСОВАНИЯ.   11. Прилагательное Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.   12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами.   13. Согласование прилагательных с существительными в падеже Работать над согласованием существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи.   14. Глагол Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие умений словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета с графической схемой.   15. Согласование глагола с существительным в числе Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия. 16. Согласование глагола с существительным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.   17. Согласование глагола с существительным во времени Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий.   18. Числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение устного аграмматизма.                                          
II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ  
1. Предложение. Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст.  
2. Состав предложения. Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки, слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.    
Ш. ТЕКСТ  
Работа над текстом Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.  

 

К концу обучения дети должны знать:

· признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части - корня);

· состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;

· правописание суффиксов и приставок;

· части речи;

· как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

· главные и второстепенные члены предложения;

· сложное предложение и его состав, связи в сложном предложении;

· связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь:

· распознавать части речи и их основные признаки;

· изменять слова по числам, родам и падежам;

· определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

· производить разбор слова по составу;

· различать понятия словоизменение и словообразование;

· выделять слова и словосочетания из текста и предложения;

· устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении, а в тексте - между предложениями;

· устанавливать связи между частями сложного предложения;

· составлять и анализировать сложное предложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.