КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка и измерение качества 6 страница
Налаживание
Упаковка Повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики, что определяет актуальность принципа интенсивности. Прорывы в области качества на современных предприятиях осуществляются на основе инноваций, ориентированных на интенсивное развитие качества. Ориентация современной системы качества на удовлетворение запросов потребителя определяет принцип оптимальности в управлении качеством. Качество продукции фирмы должно как можно точнее соответствовать тому качеству, которое в наибольшей степени устраивает потребителя (так называемому «нужному качеству»). Очевидно, объектами управления качеством являются и продукт труда, и система его поддержки. То есть управлять необходимо как техническим, так и функциональным качеством. На основании рассмотренных принципов управления качеством и основных требований для их реализации можно сделать важнейший вывод о том, что система качества входит органической частью в систему управления предприятием, т.е. функционирует одновременно со всеми остальными видами его деятельности и взаимодействует с ними. Именно это обеспечивает единство количественных и качественных аспектов производства. Таким образом, организационная структура общего руководства качеством должна устанавливаться в рамках управления деятельно -стью всего предприятия в целом (в комплексе) при обязательном определении «иерархии полномочий и их взаимосвязей». Таким образом, менеджмент качества должен охватывать весь персонал организации, на всех уровнях ее организационной структуры. Существенным для обеспечения успеха данного подхода является убежденное и упорное руководство со стороны высшей администрации и обучение и переподготовка всех работников организации. При этом в управлении качеством акцент делается на экономические аспекты. Данная идеология нашла отражение в новой концепции управления качеством «Total quality management (TQM), понимаемой как тотальный менеджмент качества («всеобщее управление качеством», «всеобщий менеджмент качества»). Ее составные части иногда называют «total quality» («всеобщее качество»), CWQG (company wide quality control — «управление качеством в масштабах компании»), TQC (total quality control — «всеобщий контроль качества») и т.д. Как видно из рис. 3.8, в процессе развития систем управления качеством в фокусе менеджмента последовательно находились сначала контроль качества, затем разрабатываемый продукт, процесс его создания и, наконец, при TQM — вся система. Время
Рис. 3.8. Развитие подходов к менеджменту качества По определению, данному в ИСО 9000:2000. тотальныйменеджмент (управление) качества — менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию. То есть тотальный менеджмент качества должен быть основан на участии всех членов организации и направлен на достижение долгосрочного успеха, приносящего выгоды для всех заинтересованных сторон организации. «Все члены» в трактовке ИСО — это персонал, во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры. «Выгоды для общества» подразумевают выполнение требований общества. Эффективное руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенным моментом для успешной реализации приведенного подхода. На рис. 3.9 представлена концепция современной системы TQM. Следует учитывать, что только полная реализация в организации всех представленных принципов позволяет обеспечить все требования данной системы. Прежде всего философия всеобщего менеджмента качества исходит из того положения, что управлять организацией в условиях современной конкуренции — это управлять ее будущим, а управление будущим тождественно понятию «управление конкурентоспособностью». В самом деле, если, действуя в конкурентной среде, не обеспечить конкурентоспособность, то у такой организации нет будущего — ее наверняка экономически «уничтожат» конкуренты. А что означает сегодня «обеспечить конкурентоспособность»? Для потребителя важно, чтобы, во-первых, предприятие предоставляло ему требуемое техническое качество (напомним, это значит, что сам предлагаемый продукт должен иметь необходимый уровень качества). Во-вторых, должно быть обеспечено высокое функциональное качество (качество того, как предприятие предлагает свою продукцию потребителю и поддерживает ее при использовании по назначению). В-третьих, необходимо, чтобы потребителя устраивала цена потребления (все затраты потребителя, связанные с приобретением и использованием продукции по назначению). В-четвертых, существенным фактором для потребителя при отборе продукции является имидж ее товаропроизводителя (образ предприятия на рынке сбыта с точки зрения качества его продукции). При этом следует отметить, что управлять первыми двумя факторами — это прямо управлять качеством. Обеспечить необходимую цену потребления возможно только управляя качеством, так как и цена купли-продажи, и затраты потребителя, связанные с использованием продукции по назначению, по-существу, производные качества. Имидж товаропроизводителя, который сегодня стал одним из важнейших критериев конкурентоспособности продукции, является, в свою очередь, показателем, производным от рассмотренных трех факторов. Таким образом, управление конкурентоспособностью при TQM отождествляется с управлением качеством. Иными словами, если исключить промежуточные рассуждения, можно вывести, что при данной концепции управление организацией означает управление качеством в широком смысле этого понятия. Как следует из рис. 3.9, философия TQM основывается также на рассмотренных выше принципах «кайзен» и «кайрио». Не менее важным является формирование культуры фирмы, основанной на воспитании патриотического отношения к своей организации, мотивации высококачественного труда работников, применения «метода участия», предусматривающего открытость для персонала внутрифирменной информации, доверие к сотрудникам организации. Такой подход сочетается с системой менеджмента на основе использования «косвенных» методов менеджмента, а также принципа «внешнего менеджмента», при котором руководители сосредоточивают свои усилия в оперативной деятельности только на обеспечении производства и выполнении внешних обязательств организации. Текущие заботы, связанные с обеспечением качества создаваемого продукта труда, при этом возлагаются на исполнителей производственных процессов. Имеет свои особенности при TQM и система контроля качества продукции. Она ориентируется на принцип «ноль дефектов» и положение, при котором в основе контроля качества лежит самокон-
Рассматриваемая система управления качеством предусматривает применение новой философии логистики, основанной на принципе «ноль запасов», эффективно реализуемом, например, в таких системах, как американская ТВС («точно в срок») или японская «канбан». Изменяется при TQM и взгляд на структуру системы качества. Поскольку рассмотренная философия системы предполагает всеобщее участие персонала всех уровней в обеспечении качества, в структуре системы качества не предусматривается отдельно выделенной службы, отвечающей за качество. Применение принципа «кейрецу» меняет взгляд и на организации-субподрядчики, на тех, кто поставляет товаропроизводителю материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их системы управления качеством рассматриваются товаропроизводителем как органические части своей системы качества. Это меняет и общее отношение к поставщикам, акценты в работе с ними переносятся с контроля на сотрудничество в области качества. Наиболее прогрессивные компании сегодня начали привлекать своих поставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания того или иного изделия. Они предлагают им долгосрочные контракты, обучение новым методам управления, включая методы «работы с колес» и «поставок точно в срок». Такой подход, например, используют известные фирмы «Форд», «Ксерокс», которые резко, в 2—3 раза, сократили количество поставщиков и заключили с оставшимися партнерами контракты о совместной работе сроком на два и три года. Использование такого подхода позволило не только резко повысить надежность поставок, но и снизить затраты на входной контроль, устранение брака в поставляемых деталях и т.п. В результате., например, только в английской компании «Харлей энд Дэвидсон» такого рода издержки снизились после установления новых отношений с поставщиками на 60%. Фирмы, внедрившие систему TQM, переходят на философию внутреннего и внешнего потребителя. Сегодня ведущие товаропроизводители добились успехов в области маркетинга, в воспитании у персонала приоритетности интересов клиентов. Такое отношение к внешним потребителям при решении проблем качества стремятся перенести и на «внутреннего» потребителя — следующего в технологической производственной цепочке работника. То есть каждый сотрудник должен обеспечивать такое качество своего труда, которым будет полностью удовлетворен потребитель его продукта внутри организации. И наконец, любая современная организация, заботящаяся о своей репутации и конкурентоспособности, должна проявлять социальную ответственность, обеспечивая должную заботу об окружающей среде и безопасности потребителя. Это требует применения экологически «чистых» и безотходных технологий, выпуска безопасных и не портящих окружающую среду продуктов труда. Сформулируем, исходя из рассмотренного выше, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества: • осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства; • особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества); • сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на удовлетворении актуальных и потенциальных запросов потребителей; • участие в задаче обеспечения качества персонала всех иерархических уровней;
• командная работа и ответственность менеджеров; • качество — задача всех, а не специального подразделения; • управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукта; • систематическая учеба всех сотрудников; • инжиниринг качества — организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей; • постоянное улучшение всех процессов, влияющих на качество; • постоянное применение новых методов и технологий обеспечения качества; • основа качества — качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько мотивацией сотрудников на высококачественный труд; • деятельность должна быть структурирована, разбита на процессы, операции, переходы; • каждое последующее звено должно рассматриваться как потребитель (внутренний); • осознание персоналом, что цель процессов — это выполнение требований и запросов потребителей (как внешних, так и внутренних);
• закрепление пожеланий потребителей как стандарта качества; • тщательный учет затрат на отклонения от качества;
• основной упор на предупредительные меры, предотвращающие отклонения качества; • сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на формировании современной культуры организации. Необходимо обратить внимание на положение, связанное с улучшением всех процессов, влияющих на качество. В своих последних стандартах, посвященных системам менеджмента качества, Международная организация по стандартизации рекомендует внедрять новые методы создания системы управления качеством, основанные на «процессном подходе». Особенности данного подхода мы рассмотрим в четвертой главе, при изучении системы стандартов ИСО серии 9000, выпущенных в 2000 г. Таким образом, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества, подтверждают, что разработка и реализация стратегии TQM предусматривает полное изменение культуры и менеджмента компании. В связи с этим она должна претворяться в жизнь под контролем высших органов управления компанией. Используя можно решить ряд воп- росов, волнующих современные предприятия. В первую очередь Следует отметить, что в условиях TQM можно успешно решить проблему, волнующую руководство многих современных фирм — нарастающее нежелание общественной деятельности у сотрудников. Это происходит из-за недостаточных стимулов к такой работе. Этому во многом способствует традиционная культура фирмы. Любая работа должна стимулироваться и быть интересной. При использовании TQM все сотрудники органически вовлекаются в процесс улучшения работы. Таким образом, на основании рассмотрения концепции TQM можно сделать выводы, что всеобщее управление качеством — это: • концепция системы качества, направленная на то, чтобы контроля было меньше; • стандарты на процессы; • статистика, основанная на конкретных цифрах;
• подход к управлению с акцентом на предупреждение отклонений качества; • концепция, при которой управление качеством — не только задача службы качества; • концепция, при которой управление качеством — дело каждого, всего персонала; • концепция, при которой система управления качеством не механически-административная, а органическая система;
• ориентация на «прозрачную» технологию; • мотивация персонала на высокое качество; • концепция, направленная на объединение сотрудников фирмы; • ориентация на «ноль дефектов»; • концепция, позволяющая завоевывать клиентов;
• подход, предусматривающий необходимые затраты на качество, чтобы экономить и снижать издержки производства и использовать продукцию по назначению; • концепция, применение которой выгодно, прибыльно для фирмы. Таким образом, приведенные выше принципы показывают, что современная система управления качеством должна основываться на рассмотренной концепции TQM. В современных условиях данную концепцию управления качеством применяют практически все передовые организации. 3.3. ФУНКЦИИ TQM Всеобщее управление качеством предусматривает функционирование в рамках системы управления качеством всех подразделений предприятия и охват данной системой всех этапов жизни продукции. С учетом этого рассмотрим, как и на основе каких конкретных требований к обеспечению качества на отдельных стадиях жизненного цикла продукции (рис. 3.4) могут быть реализованы общие функции управления качеством [13]. На первой стадии осуществляются поиск и маркетинговые исследования рынка. Основные условия обеспечения высокого качества продукции — максимально точное определение требований потребителя к продукции на текущий период и прогнозирование их на перспективу. Поэтому на данной стадии решаются следующие задачи: • сбор и анализ требований отечественных и зарубежных заказчиков; • сбор и анализ информации о техническом уровне и качестве аналогичной отечественной и зарубежной продукции; • прогнозирование новой продукции; • разработка требований к конкретному образцу новой продукции (проекту задания на разработку нового образца), обеспечивающих ее соответствие требованиям заказчика, техническому уровню и качеству лучших мировых аналогов (включая отечественные) или превосходство над ними на начало серийного производства; • формирование в техническом задании и договоре на разработку полного комплекса функциональных требований к новой продукции; • экономический анализ эффективности создания новой техники. Планирование качества продукции проводится как при наличии конкретного заказчика, так и при инициативной разработке новой продукции. На стадии проектирования и/или разработки технических требований (рис. 3.4) формируется уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителей и современным достижениям научно-технического прогресса, а также обосновываются возможность и целесообразность создания продукции и проводится ее разработка. Основное условие обеспечения качества на данной стадии — разработка технической документации, полностью пригодной для серийного производства новой продукции, соответствующей требованиям потребителя (доработка документации при постановке продукции на производство должна быть исключена). Для этого осуществляется параллельная с разработкой продукции подготовка серийного производства, включая технологическую подготовку, подготовку кадров, освоение новых технологических процессов, операций контроля качества и т.п. Показатели качества, предусмотренные в проекте, должны четко и однозначно отражать критерии приемки и отбраковки продукции. В процессе разработки изделия реализуется функция периодической оценки проекта на наиболее важных этапах разработки изделия. При оценке применяются аналитические методы для анализа возможных отказов, а также испытания образцов. На стадии производства организуется промышленное изготовление изделий (материалов) в соответствии с плановыми заданиями и сформированным уровнем качества, а также осуществляется повышение качества изделий на основе опыта эксплуатации. Основным условием обеспечения качества продукции на данной стадии является изготовление ее в строгом соответствии с технической документацией. Для этого при производстве продукции осуществляются: • внедрение комплексной системы технического контроля от входного контроля материалов и комплектующих изделий до приемки готовой продукции с концентрацией внимания на самоконтроле, на предупредительной и регулирующей функции контроля (попадание на последующие операции полуфабрикатов, деталей и узлов, не соответствующих требованиям документации, должно быть исключено); • применение методов и средств контроля и испытаний, обеспечивающих требуемую точность и достоверность результатов; • обязательное подтверждение готовности производства к выпуску и поставке продукции требуемого качества в заданных количествах путем изготовления установочной серии продукции и проведения ее квалификационных испытаний; • подтверждение качества выпускаемой продукции приемосдаточными и периодическими испытаниями; • аттестация организационно-технического уровня производства и сертификация продукции; • подтверждение изменений, вносимых в техническую документацию и в процесс изготовления, расчетами, моделированием и испытаниями; • гарантирование потребителю качества поставляемой продукции; • анализ качества продукции в условиях эксплуатации, использование этих результатов для улучшения качества продукции путем совершенствования продукции и процесса ее изготовления; • отработка и издание высокоэффективной эксплуатационной документации (включая внедрение небумажных носителей информации); • своевременное снятие с производства устаревшей продукции. Планирование процесса производства предусматривает последовательный контроль режима производства — контроль материалов, оборудования, процессов и технологии. Производственные операции отражаются в рабочих инструкциях и стандартах, устанавливающих критерии качества выполнения работы. Проверка качества продукции, процесса, оборудования проводится в критических точках при производстве с использованием контрольных карт, методик и планов статистической выборки. Это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным показателям, а также степень достижения поставленных целей. Возможности технологического процесса проверяются на способность производить продукцию, соответствующую установленным техническим требованиям. Проверка охватывает материалы, оборудование, ЭВМ, методики и персонал. Система качества предусматривает также квалифицированную проверку специальных технологических процессов, в которых особо высокие требования предъявляются к условиям труда: времени, температуре, влажности, запыленности и т.п. В системе определяется круг лиц, имеющих право на внесение изменений в технологический процесс. Любое изменение сопровождается оценкой изделия на соответствие уровню запланированного качества. Все изменения отражаются в соответствующих документах и доводятся до сведения заинтересованных подразделений. Оценка стабильности производства осуществляется в рамках сертификации продукции или сертификации систем качества согласно действующим на момент оценки методикам, с учетом специфики производства данного вида продукции. Большое внимание уделяется обеспечению системы поддержки продукта (функциональному качеству). Система качества предусматривает создание требуемых условий хранения, транспортировки и средств защиты применяемых материалов и комплектующих изделий, систематический контроль сроков годности их применения без снижения качества выпускаемой продукции. Предусматриваются также проверка условий и проведение при необходимости соответствующих профилактических работ. Готовая продукция и материалы четко маркируются. Разрабатываются также инструкции, регламентирующие методы хранения и упаковки продукции. Большое значение имеет управление качеством реализации продукции. Необходимо в полной мере выполнять все требования, связанные с порядком и условиями поставки продукции, и в первую очередь со своевременностью и комплектностью поставки. На стадии эксплуатации и ремонта осуществляется ввод (приемка) в эксплуатацию изделий, поступивших после изготовления и ремонта, а также изделий, прошедших сборку и наладку. Поставщик должен обеспечить содействие потребителю в правильной эксплуатации поставляемой продукции путем проведения технических консультаций, поставки необходимых запасных частей и деталей. В условиях поставки должны устанавливаться взаимные обязательства поставщика и потребителя. Система обратной связи обеспечивает контроль и получение необходимой информации по вопросам эксплуатации на протяжении всего срока службы изделия. Особенно важно своевременное получение объективной информации о показателях безопасности и надежности, о рекламациях, повторяемости отказов и других дефектах, возникающих при эксплуатации. Таблица 3.1
Специальныеэ функции системы качества (часть 1)
Таким образом, в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 верхний уровень функциональной структуры системы качества должен иметь вид граф-дерева, приведенного на рис. 3.10. Нижние функции граф-дерева называются специальными функциями системы управления качеством, которые целесообразно использовать при создании систем качества на основе стандартов ИСО 9000.
Условные обозначения: • — руководит работами и принимает решение по функции, несет ответственность за конечные результаты работ по функции. О — организует исполнение работ по функции, обобщает результаты работ, несет ответственность за своевременность и качество подготовки решения. D — консультирует при подготовке и принятии решения, несет ответственность за качество консультирования. А — получает информацию о принятом решении по функции, несет ответственность за своевременность и качество реализации решения (в касающейся его части). С.К. — система качества Рис. 3.11. Матрица распределения специальных функций Специальная функция системыуправления качеством — это обособленный по своему характеру вид деятельности, регулярно осуществляемый в рамках системы качества. Примерная матрица распределения специальных функций системы управления,качеством приведена на рис. 3.11. В табл. 3.1 и 3.2 раскрываются обозначенные на рис. 3.10 функции системы качества. В табл. 3.1 представлены функции, развернутые до третьего уровня граф-дерева, а в табл. 3.2 — до второго уровня граф-дерева. При этом каждая специальная функция представляет собой сугубо специфическую деятельность, необходимую для обеспечения заданного функционирования системы управления качеством. Функция определяет, что делается или что должно делаться в системе качества. Специальные функции являются реальной конструктивной основой для формирования системы управления качеством. Использование данной матрицы позволяет сформировать реальную организационную структуру системы управления качеством, рационально распределить в ней ответственность, права и обязанности. Особое место среди функций управления качеством занимает планирование и разработка политики в области качества.
3.4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА Планирование качества является основополагающей задачей в стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции при маркетинговой концепции производственно-коммерческой деятельности организации. Недостаточно эффективная политика организации в области качества может привести как потребителей, так и товаропроизводителей к дополнительным потерям. Возможные риски потребителей, связанные с политикой создания продукта, приведены на рис. 3.12.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |