Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и измерение качества 11 страница




 

В Российской Федерации могут применяться общие техничес­кие регламенты и специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации.

Такие регламенты принимаются для решения следующих про­блем:

• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

• пожарной безопасности;

• биологической безопасности;

• электромагнитной совместимости;

• экологической безопасности;

• ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учиты­ваются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требова­ния только к тем отдельным видам продукции, процессам произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­зации, в отношении которых цели не обеспечиваются требовани­ями общих технических регламентов, а степень риска причинения вреда выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

При этом обязательные требования к отдельным видам продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью требований общих технических регламентов и специальных тех­нических регламентов.

Рассмотрим порядок разработки и принятия технических рег­ламентов и национальных стандартов, установленный законом о техническом регулировании. На рис. 5.4 приведен порядок раз­работки и принятия технических регламентов в Российской Фе­дерации. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламен­та должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому ре­гулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Данное уведомление должно со­держать информацию о том, в отношении какой продукции, про­цессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые тре­бования.

В уведомлении должны приводиться:

• краткое изложение цели технического регламента;

• обоснование необходимости его разработки;

• указаны те разрабатываемые требования, которые отличают­ся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российс­кой Федерации в момент разработки проекта данного техничес­кого регламента;

• информация о способе ознакомления с проектом техничес­кого регламента;

• наименование или фамилия, имя, отчество разработчика про­екта данного технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме за­мечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проек­та технического регламента соответствующий проект техничес­кого регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию за­интересованного лица предоставить ему копию проекта техни­ческого регламента. При этом плата, взимаемая за предоставле­ние данной копии, не может превышать затраты на ее изготов­ление.

Далее разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной фор­ме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содер­жания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной фор­ме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государ­ственной Думы, представителям федеральных органов исполни­тельной власти и экспертным комиссиям по техническому регу­лированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламен­та со дня опубликования уведомления о разработке проекта тех­нического регламента до дня опубликования уведомления о за­вершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техни­ческому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.


 
 

J

о <л

z3

о

to

о

ш

Ь) "О

ш

СП

о


Опубликова­ние уведом­ления о раз­работке TP в ПИОи ИС

Составление перечня по­лученных в письменной форме заме­чаний

>1 мес.


 

Публичное обсуждение проекта TP

1 мес.

Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения TP вПИОиИС

 

Внесение

вГД проекта федераль­ного закона

о TP

ПР

ГД

Г

Направление в ПР проекта федерально­го закона о TP


Рассмотре­ние экспертной комиссией проекта закона о TP

Опублико­вание за­ключения

экспертной комиссии

вПИОиИС

Направление

в ГД отзыва ПР на проект закона о TP

Принятие ГД проекта

закона о TP в первом чтении


Опубликование проекта закона о TP, принятого в первом чтении, в ПИО и ИС и поправок к нему вИС

,_. <1 мес. «#1/—

Направление в ПР проекта федераль­ного закона о TP, подготовленного ко второму чтению

<1 мес.


 


Опубликование проекта феде­рального закона о TP,подготов­ленного ко второ­му чтению в ПИО

Рассмотре­ние эксперт­ной комис­сией проек­та закона о TP

Опубликова­ние заклю­чения экспертной комиссии вПИОи ЙС

Направление в ГД отзыва ПР на проект закона о TP

Принятие

ГД проекта закона о TP во втором чтении

Официаль­ное опубли­кование за-кона о TP

Вступление в силу закона о TP


 


Условные обозначения:

TP — технический регламент;

ГД — Государственная Дума;

ПР — Правительство РФ;

ФО — федеральный орган исполнительной

власти по техническому регулированию;

ПИО — печатное издание федерального органа исполнительной власти потехниче-скому регулированию; И С— информационная система общего пользования в электронно-цифровой форме


6 мес.

■ 1 мес-


Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать:

• информацию о способе ознакомления с проектом техничес­кого регламента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин­тересованных лиц, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента;

• почтовый адрес и приналичии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный про­ект технического регламента и перечень полученных в письмен­ной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступ­ны заинтересованным лицам для ознакомления. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении пуб­личного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с мо­мента оплаты опубликования уведомлений.

Следует учитывать, что внесение субъектом права законода­тельной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих обязательных документов:

• обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стан­дартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

• финансово-экономическое обоснование принятия федераль­ного закона о техническом регламенте;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регла­мента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин­тересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального за­кона о техническом регламенте с приложением указанных доку­ментов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техни­ческом регламенте Правительство Российской Федерации в тече­ние месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготов­ленный с учетом заключения экспертной комиссии по техничес­кому регулированию. Далее проект федерального закона о техни­ческом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в ин­формационной системе общего пользования в электронно-циф­ровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерально­го закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользо­вания в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального за­кона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Далее проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Пра­вительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во вто­ром чтении. На проект федерального закона о техническом рег­ламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регу­лированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляет­ся экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представите­ли федеральных органов исполнительной власти, научных орга­низаций, общественных объединений предпринимателей и потре­бителей. Следует учитывать, что заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулиро­ванию подлежат обязательному опубликованию в печатном изда­нии федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользо­вания в электронно-цифровой форме.

В том случае, если будет установлено, что утвержденный тех­нический регламент не соответствует интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру, аналогичную рассмотренной для внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граж­дан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и расте­ний возможен особый упрощенный порядок разработки и приня­тия технических регламентов. Он предусматривает издание Пре­зидентом Российской Федерации технического регламента без его публичного обсуждения.

Аналогичный порядок применяется и в случаях, если для обес­печения безопасности продукции, процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необ­ходимо незамедлительное принятие соответствующего норматив­ного правового акта о техническом регламенте.

Правительство Российской Федерации также в указанных слу­чаях до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте вправе издать постановление о соответствующем тех­ническом регламенте.

При этом проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмот­рению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экс­пертизу в соответствующую экспертную комиссию по техничес­кому регулированию. Проект постановления Правительства Рос­сийской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заклю­чения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Но и в этом случае должна обеспечиваться необходимая глас­ность — проект постановления Правительства Российской Феде­рации о техническом регламенте должен быть опубликован в пе­чатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе обще­го пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российс­кой Федерации.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами — участника­ми Содружества Независимых Государств), подлежащим ратифи­кации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента также разрабатывается в упрощенном порядке.


Проведенное нами рассмотрение порядка разработки и приня­тия технических регламентов позволяет сделать вывод о том, что он, с одной стороны, призван защитить потребителей и окружа­ющую среду от вредных продуктов труда, а с другой — направлен на минимальное ограничение предпринимательской деятельнос­ти в Российской Федерации, создание условий для ее дальнейшего развития.

 

5.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИИ

К ОБЪЕКТАМ И СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с широким использованием двух развитых и широко рас­пространенных во всем мире систем: стандартизации и сертифи­кации.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использо­вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции.и повышение конкуренто­способности продукции, работ или услуг.

Таким образом, деятельность по стандартизации предусматри­вает достижение оптимальной степени упорядочения в определен­ной области посредством установления положений для всеобще­го и многократного использования в отношении реально суще­ствующих или потенциальньгх задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стан­дартов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом де­ятельности по стандартизации является стандарт.

Международная организация по стандартизации (ИСО) опре­делила стандарт как документ, разработанный на основе консен­суса и утвержденный признанным органом, в котором устанавли­ваются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. При этом под консенсусом (согласием) понимают общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по суще­ственным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадаю­щие точки зрения. Иными словами, консенсус не предполагает полного единодушия.

По определению, данному в законе Российской Федерации «О техническом регулировании», стандарт — это документ, в ко­тором в целях добровольного многократного использования уста­навливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

На рис. 5.5 приведены основные цели современной стандарти­зации, которые определяют и результаты стандартизации, и основ­ные направления ее развития.

Рис. 5.5. Цели стандартизации

Таким образом, важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и процессов, повышение степени соответствия продукции, процес­сов и услуг их функциональному назначению, устранение барье­ров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.


дарты применяются на добровольной основе независимо от стра­ны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или осо­бенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из­готовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов труда. Применение национального стандарта подтвер­ждается знаком соответствия национальному стандарту.

Особый порядок применения имеют общероссийские классифи­каторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные документы обязательны для применения при созда­нии государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок раз­работки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области устанавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обще­ственных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Со­ответственно и порядок разработки, утверждения, учета, измене­ния и отмены стандартов организаций устанавливается ими само­стоятельно. Целью их применения может быть совершенствова­ние производства и обеспечение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследова­ний, измерений и разработок.

Применительно к объектам стандартизации и особенностям использования различают следующие виды стандартов.

Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, про­цессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартом.

Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, что­бы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назна­чению (непосредственно или с помощью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковыва­ние и этикетирование, а иногда технологические требования.

Стандарт на процесс устанавливает требования, которым дол­жен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на совместимость— стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.

Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостинич­ное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п.

Стандарт на систему устанавливает требования к системам.

Стандарт правим приемки устанавливает правила маркировки,. упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта.

Стандарт технических требований устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разработке и изготовлении деталей.

Особое значение в современных условиях имеют стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством. Международная организация по стандартизации в 1987 г. выпус­тила первую версию данных стандартов — стандарты ИСО серии 9000, содержащие такие требования и предназначенные для пра­вильного создания систем управления качеством организаций с тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым между­народным критериям.

Данная версия не была свободна от принципиальных недостат­ков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: «В стандартах ИСО се­рии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения качества, удовлетворения потребителя или участия служащих.... Я думаю, наши европейские друзья будут в большом разочаровании. Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчивают­ся, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000, но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового класса. Мое мнение непопулярно среди организации по стандар­тизации». Во многих случаях требования этой системы стандартов могут не способствовать, а даже препятствовать деятельности по качеству, прежде всего вследствие своей механистичности.

В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стан­дартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенно­сти потребителя посредством предупреждения выпуска несоответ­ствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установлен­ным требованиям. Однако и эта версия данных стандартов содер­жала существенные недостатки. Совершенствование системы уп­равления качеством на основе этих стандартов нередко приводило к излишней формализации и бюрократизации управления.

 

ИСО В402-86 Термины и определения

I

ИСО 9000: 1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества

 

ИСО 9000: 2000 Системы менеджмента качества. Основные принципы и словарь

ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

 

Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.

 

  ИСО9000: 2000
Системы менеджмента качества.
  Требования

Условия, несвязанные с контрактом

Условия, связанные с контрактом


 


ИСО 9004: 1994 Общее руководство качеством и элементы системы качества


Модели систем качества

 

ИСО 9001:94 ИСО 9003:94 ИСО9002:94


Ч. 1. Руководящие указания Ч. 2. Руководящие указания по услугам

Ч. 3. Руководящие указания по перерабатываемым ма­териалам

Ч. 4. Руководящие указания

по улучшению качества

Ч. 5. Руководящие указания

по программе качества

Ч. 6. Руководящие указания

пообщемуруко водству кон -

фигурацией


 

Система ка­чества. Мо-

дельдля обеспечения качества при проектиро­вании, раз­работке, производст­ве, монтаже и обслужи­вании

 

Система ка­чества. Мо-

дельдля обеспечения качества при окончатель­ном контро­ле и испыта­ниях

 

Система ка­чества. Мо­дель для обеспечения качества при производст­ве, монтаже и обслужи­вании


 

Рис 5.6. Связь систем международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г, и версии 1994 г.


Кардинальное совершенствование данной серии стандартов произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000: 2000, «це­лью новой системы менеджмента качества стали постоянные улуч­шения для увеличения вероятности повышения удовлетворенно­сти как потребителей, так и других заинтересованных сторон». На рис. 5.6 показана связь систем международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. и версии 1994 г. Новая версия этих стан­дартов существенно уменьшилась количественно. Теперь она со­держит всего три стандарта, посвященные формированию систем менеджмента качества и требованиям к ним: ИСО 9000: 2000 (Си­стемы менеджмента качества. Основные принципы и словарь), ИСО 9001: 2000 (Системы менеджмента качества. Требования) и ИСО 9004: 2000 (Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности).

Стандарт ИСО 9000: 2000 содержит концепцию менеджмента качества и терминологию. ИСО 9001: 2000 устанавливает требо­вания к системам качества и применяется для целей подготовки к сертификации и аудиту. ИСО 9004: 2000 — стандарт, который содержит методические указания по созданию систем менеджмен­та качества, ориентированных на высокую эффективность деятель­ности предприятия.

Еще один новый стандарт ИСО 19011: 2000 (Руководящие ука­зания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей сре­ды) разработан в помощь аудиторам, проводящим оценку систем качества. Он определяет основные правила и процедуры оценки системы качества и окружающей среды.

Следует отметить, что новые стандарты ИСО 9001 и 9004, в отличие от аналогичных стандартов версии 1997 и 1994 гг., пол­ностью гармонизированы по структуре и содержанию. Это облег­чает их изучение и применение.

Модель системы качества в соответствии с концепцией новых стандартов представлена на рис. 5.7. Как можно видеть, основу модели составляют четыре блока внутри овала, объединенные в замкнутый управленческий цикл. Соответственно, структура стан­дарта имеет блочное построение в отличие от строения по 20 эле­ментам управления качеством в предыдущих версиях.

Новая структура и принципы управления качеством продукта труда привели к значительному изменению и содержания стандар­тов новой версии в сравнении с предыдущей. Ее главная идея — максимальное приближение концепции системы менеджмента качества к идеологии TQM.

Прежде всего разработчики этой версии стандартов на основе анализа и обобщения практики TQM сформулировали восемь


Принцип 1 — ориентация на потребителя.

Принцип закрепляет широко распространенный маркетинго­вый подход к управлению качеством и решению проблем качества в целом. Возможности реализации производимых организацией продуктов труда, а следовательно, и успех в бизнесе зависят от их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей.

Запросы потребителей связаны не только с техническим, но и с функциональным качеством, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукта труда по назначению, условиями утилизации и т.п. Поэтому принцип ори­ентирует на удовлетворение различных запросов потребителей, которые определяют принятие ими решений о приобретении про­дукта труда.

Необходимо также обеспечить сбалансированный подход как к запросам потребителей, так и потребностям других заинтересо­ванных сторон (акционеров, поставщиков, общества и т.д.). В ус-TQM весь персонал организации должен знать, понимать и стремиться удовлетворять запросы потребителей.

Удовлетворенность потребителей качеством продукта труда и системой его поддержки при использовании по назначению сле­дует измерять и оценивать, а в системе качества в необходимых случаях требуется создавать механизм выработки корректирующих воздействий.

Принцип 2 —лидерство руководителя.

Прежде всего необходимо, чтобы руководители высшего зве­на своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Они должны устанавливать единство цели, направления и внутреннюю среду, соответствующую культуру организации. Руководители должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в которой люди могут быть полностью вовлеченны­ми в достижение целей организации.

Один из способов реализации принципа — определение руко­водством предприятия долгосрочной политики и миссии предпри­ятия по вопросам качества и трансформация этой политики в из­меряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений.

Задачи руководства в этой области менеджмента довольно точ­но были сформулированы У. Демингом (см. гл. 4). Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращи­вании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необ­ходимыми ресурсами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.