Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и измерение качества 10 страница




Случайные изменения контролируемых величин лежат обычно в определенных границах. При этом распределение вероятностей появления непрерывных указанных случайных величин подчиня­ется, как правило, нормальному закону. Аналогичные дискретные случайные величины в большинстве случаев характеризуются рас­пределением по закону Пуассона.

При контроле по качественному признаку определяют, укла­дывается ли контролируемый параметр в заданные допуски, и, если это обеспечивается, изделие считается годным. В противном слу­чае изделие считается бракованным.

Сравнивая рассмотренные два вида приемочного контроля, сле­дует сказать, что если контроль по качественному признаку значи­тельно проще и экономичнее, то контроль по количественному при­знаку в ряде случаев позволяет выявить причину появления брака и создать условия для воздействия на технологический процесс.

Выделение объектов контроля и распределение функций между исполнителями зависит от конкретных условий производства и характера изготавливаемой продукции. Для этого в организациях могут разрабатываться типовые схемы основных операций контроля и их исполнителей. В этих типовых схемах для каждого цеха (ли­тейного, кузнечно-прессового, механического, сборочного и т.д.) из технологических процессов выделены типовые операции техни­ческого контроля и закреплены за непосредственными исполните­лями (рабочими, наладчиками, контролерами и т.д.).

При этом определяются и средства контроля. Средство конт­роля — это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Обычно средства контроля и их характери­стики указываются в стандартах на правила приемки, анализа, измерений и т.д. Современные средства контроля — это во мно­гих случаях автоматические средства. Автоматическое средство контроля осуществляет контрольную операцию без участия чело­века: получение информации о контролируемых признаках объек­та контроля, сопоставление с установленными значениями и вы­дача решения о соответствии контролируемых признаков задан­ным требованиям.

При выборе средств контроля большое значение имеет обосно­вание требований к их точности. Систематическая погрешность и среднее квадратичное отклонение при контроле должны быть в 2,5—3 раза меньше соответствующих значений контролируемого параметра. В то же время применение высокоточных средств кон­троля при невысокой точности контролируемого параметра эко­номически нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо.

Особое место в системе контроля качества занимают статисти­ческие методы контроля, которые находят широкое применение как в приемочном, так и в текущем контроле. Однако если в при­емочном контроле данными методами лишь фиксируется брак в изготовленной партии, то использование статистических методов при текущем контроле позволяет предсказывать появление брака, а также определять устойчивость технологического процесса. Дан­ный вид контроля целесообразно проводить непосредственно в цехах организаций массового и крупносерийного производства.

Для внедрения статистического текущего контроля, необходимо решить следующие задачи (рис. 4.30):

• выбрать параметры изделия, подлежащие контролю;

• определить объем выборки;

• установить периодичность контроля, порядок и последова­тельность выборок;

• определить условия и методику контроля;

• разработать форму документации для регистрации основных параметров контролируемого изделия.

Естественно, что для повышения оперативности контроля не­обходимо выбрать минимальное число важнейших параметров. В то же время совокупность выбранных параметров (или один обобщенный параметр) должна определять качество изделия. Причем обязательно должны быть представлены все критичес­кие параметры изделия, выход каждого из которых за определен­ные допустимые пределы следует исключить. Правила и форму­лы статистических расчетов, организации и проведения статис­тического контроля качества для различных его форм и методов приведены в [16].

 

Выбор параметров изделия, подлежащих контролю качества


о &ьемав

 

Определение объема выборки


 

Определение периодичности контроля, порядка и последовательности выборок

Определение условий и методики контроля

 

Разработка формы документации для регистрации основных параметров контролируемого изделия

 

Рис. 4.30. Этапы внедрения статистического контроля качества

 

Как мы отмечали, контроль качества — обязательная функция системы управления качеством. Поэтому тем, насколько грамотно организована система контроля качества, во многом определяется эффективность всей системы управления качеством организации. Система контроля — это совокупность средств контроля, исполни­телей и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей документацией.

Система контроля включает следующие элементы:

• объекты контроля в зависимости от стадии контроля качества

(рис. 4. 31):

• контрольные операции и их последовательность;

• правила, методы и средства контроля;

• средства механизации и автоматизации контроля;

• документацию;

• исполнителей соответствующей квалификации. Система контроля должна обеспечивать соответствие:

 

• проектно-конструкторских разработок требованиям совре­менного технического уровня, потребителя и внешнего рынка;

• процесса изготовления продукции показателям качества, за­ложенным при проектировании;

• уровня качества изготавливаемой продукции требованиям стандартов и технических условий;

• качества технического обслуживания и ремонта техники тре­бованиям нормативно-технической документации;

• качества труда исполнителей установленным требованиям. От правильной организации и функционирования системы

контроля во многом зависит эффективность действующей на пред­приятии системы управления качеством труда и продукции.

Организация системы контроля должна базироваться на следу­ющих принципиальных положениях.

1. Система контроля является неотъемлемой частью производ­ственного процесса, поэтому разрабатывается одновременно с тех­нологией службой главного технолога или соответствующими проектно-конструкторскими организациями, либо при непосред­ственном участии службы технического контроля, либо по согла­сованию с ним и обязательно фиксируется в утверждаемых тех­нологических процессах. Если ведущая служба на предприятии не одна, то эта работа по распоряжению главного инженера предпри­ятия возлагается на какую-то одну службу.

2. Система технического контроля разрабатывается на основе системного подхода, т.е. применения взаимоувязанных между собой научных, технических, экономических и организационных мер, охватывающих этапы создания, производства и эксплуатации продукции. Причем все эти меры должны обеспечить высокое качество продукции.

3. Система контроля должна активно воздействовать на ход тех­нологического процесса, чтобы исключить возможность получе­ния и особенно повторения производственного брака. Нарушение этого принципа превращает контроль из активного в пассивный, а работников службы технического контроля — в браковщиков.

 

Стадия разработки | Документация
продукции | Опытные образцы
 

 

 

 

 

  Поступающие на предприятие сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и инструмент, предназначенные для использования в основном производстве
Стадия производства  
  Продукция основного производства
    Технологические процессы и режимы
  Производственное оборудование и оснастка

 

Стадия I Состояние и условия хранения продукции

внутризаводского » I -....„ ,, =

хранения I Состоян ие и услов ия хранен ия ком п лектующих

 

 

 

Стадия | Упаковка
транспортирования 1 Условия отгрузки и транспортирования
     
    Техническое состояние продукции
Стадия эксплуатации   Условия и режимы применения изделий
  Регламент и технология эксплуатационного обслуживания
   

 

Рис. 4.31. Стадии и объекты системы контроля качества

4. Требования нормативно-технической документации, регла­ментирующей уровень качества продукции, должны безоговороч­но исполняться всеми работниками предприятия (от рабочего до директора).

5. Эффективность системы контроля должна обеспечиваться постоянно действующей на предприятии системой поощрения за высокие показатели качества работ и применения материальных, административных и других мер наказания нарушителей установ­ленных норм качества труда.

Для обеспечения функционирования системы контроля на предприятиях создается специальная служба — отдел технического контроля (сокращенно его называют ОТК) или управление тех­нического контроля (УТК).


Главными задачами службы технического контроля являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо­ваниям нормативно-технической документации, укрепление про­изводственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

В обязанности службы технического контроля входят:

• обеспечение развития и совершенствования системы контро­ля, во-первых, путем систематического анализа его эффективно­сти, устранения причин выпуска продукции низкого качества, повышения производительности труда работников службы техни­ческого контроля и, во-вторых, путем внедрения прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции (активного кон­троля неразрушаюших методов контроля, статистических методов анализа, регулирования и оценки качества выпускаемой продук­ции), а также внедрением средств механизации и автоматизации контрольных операций;

• входной, операционный и приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции, предусмотренные ут­вержденным технологическим процессом;

• выборочные проверки, не утвержденные технологическим процессом, но необходимые для обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям нормативно-технической документации;

• выборочный контроль соблюдения технологической дисциплины;

• оформление документации на принятую продукцию и для предъявления претензий поставщикам по результатам входного контроля;

• предъявление готовой продукции представителю заказчика вместе с работниками других подразделений, если это оговорено условиями поставки выпускаемой продукции;

• учет претензий и составление отчета о качестве продукции;

• участие в работах по подготовке продукции к сертификации и контроль за соблюдением условий сертификации в процессе производства продукции;

• периодический выборочный контроль продукции в цехах, на участках, в бригадах, а также изготовленной работниками, пере­веденными на самоконтроль;

• контроль за изоляцией брака и соответствующей маркиров­кой забракованной продукции.

Отдел технического контроля, кроме того, принимает участие в подготовке договоров на поставку предприятию сырья, матери­алов и комплектующих изделий при согласовании условий при­емки этой продукции по качеству; разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов организации, документации по оценке качества продукции, дает предложения по совершенство­ванию стимулирования выпуска продукции высокого качества и борьбе с выпуском недоброкачественной продукции.

Обычно в состав службы технического контроля производ-
ственных организаций входят три типа структурных подразделе-
ний (рис. 4.32)., **■


Подразделение службы технического контроля ОТК

компетенции

 

Техническое бюро


 

Подразделение входного контроля

Подразделение контроля экспортной продукции


Подразделение службы технического

контроля специальной (функциональной);.компетенции


Подразделен ие контрол ьн ых испытан и й

Подразделение контроля качества утилизации

Подразделение анализа брака и рекламаций


Подразделение входного контроля

Подразделение контроля на складе готовой продукции


; Подразделение

технического контроля цеховой


 

Бюро технического контроля в производственных и испытател ьных цехах


 

 

Рис. 4.32. Типовые структурные подразделения службы технического контроля

 

Под структурным подразделением понимается бюро, сектор, ла­боратория и т.п., или группа из двух или нескольких исполнителей, либо отдельный исполнитель, полностью выполняющий одну или не­сколько функций, возложенных на службы технического контроля.

общей компетенции занимается вопросами контроля всего производства данного предприятия. На крупных предприятиях — это техническое бюро, на средних — это может

быть техническая группа службы технического контроля, на ма­лых — специалист общей компетенции, исполняющий обязан­ности (функции) технического бюро службы технического кон­троля.

Подразделение специальной (функциональной) компетенции занимается какой-либо одной функцией контроля для всего про­изводства предприятия (например, бюро входного контроля, груп­па анализа брака и рекламаций и т.п.).

Подразделение цеховой компетенции (например, группа тех­нического контроля литейного цеха, бюро технического контро­ля сборочного цеха и т.д.) занимается всеми вопросами контроля в одном конкретном цехе.

Разумеется, применительно к конкретному предприятию эта структура может варьироваться в широких пределах. Функции, не свойственные данному предприятию или производству, исключа­ются. Если, например, в составе службы технического контроля нет подразделения, занимающегося контролем на складе готовой продукции, эта функция, выполнение которой все-таки необхо­димо, передается и закрепляется за структурным подразделением общей компетенции — за техническим бюро службы техническо­го контроля.

Если же в структуре службы технического контроля не преду­смотрено подразделение анализа брака и рекламаций, то учет пре­тензий к несоответствию продукции установленным требовани­ям и отчеты могут выполняться также техническим бюро службы технического контроля. На многих предприятиях инспекционный контроль проводит группа (подразделение) из двух-трех человек в техническом бюро, а иногда эти функции передают одному ис­полнителю.

Отдел технического контроля функционирует на предприятии в тесном взаимодействии с другими его подразделениями и служ­бами. Лаборатории предприятия по требованию службы техничес­кого контроля проводят необходимые испытания и дополнитель­ные исследования продукции, необходимые для разработки и вне­дрения новых методов контроля и повышения качества выпускаемой продукции, осуществляют поверку, регулирование и ремонт средств измерений.

Отделы главного механика и главного энергетика совместно со службой технического контроля проводят контроль точности и стабильности технологического оборудования. Служба материаль­но-технического снабжения должна своевременно извещать служ­бу технического контроля о поступившей на предприятие продук­ции и предоставлять сопроводительную документацию. Обычно


служба технического контроля передает в отдел труда и заработ­ной платы и в бухгалтерию предприятия документацию о браке, о качестве работы различных подразделений предприятия для уче­та потерь от брака, взыскании ущерба с виновных в выпуске бра­ка и премировании работников за высокое качество труда., Подводя итоги проведенному рассмотрению, отметим, что со­временный контроль качества представляет собой сложную, ох­ватывающую всю организацию систему, без успешного функцио­нирования которой невозможно эффективно решать проблемы качества.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова классификация методов управления качеством?

2. Каковы особенности применения организационных методов уп­равления качеством?

3. Каковы особенности применения социально-психологических методов управления качеством?

4. Каковы особенности применения экономических методов уп­равления качеством?

5.. Каковы особенности применения организационно-технологи­ческих методов управления качеством?. 6. Какова роль «человеческого фактора» в управлении качеством?

7. Какие вы знаете виды социально-психологических методов, применяемых в управлении качеством?

8. В чем значение постулатов У.Э. Деминга?

9. Что понимал Деминг под внедрением новых методов руковод­ства?

 

10. Что понимается под культурой фирмы?

11. Какие виды культур фирм вы знаете?

12. Какова особенность культуры организации при TQM?

13. Каковы основные факторы мотивации высококачественного труда?

14. Каковы формы мотивации высококачественного труда?

15. Назовите особенности организации и функционирования круж­ков и групп качества.

16. В чем состоит концепция статистического регулирования ка­чества?

17. Какова схема статистического регулирования качества?

18. Что определяет «индекс возможностей процесса»?

19. При каких значениях «индекса возможностей процесса» про­цесс подлежит статистическому регулированию?

20. В чем сущность метода контрольных карт?

 

6 - 9582 Аристов


21. В чем сущность метода Парето?

22. В чем сущность метода Исикавы?

23. Каков алгоритм решения проблем качества статистическими причинно-следственными методами?

24. Какие бывают виды контроля качества?

25. Какие виды контролируемого параметра при контроле качества продукции вы знаете?

26. Каковы этапы внедрения статистического контроля качества?

27. На каких стадиях каковы объекты системы контроля качества?

28. Какие бывают виды типовых структурных подразделений служ­бы технического контроля?


Глава 5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

 

5.1. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества материаль­ных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности про­дукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации про­дуктов труда.

В Российской Федерации для обеспечения решения данных проблем в декабре 2002 г. принят закон «О техническом регулиро­вании» [ 1 ]. В соответствии с ним техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, при­менения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации, а также в области установления и приме­нения на добровольной основе требований к продукции, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Следует отметить, что действие данного закона не распростра­няется на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечени­ем целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и исполь­зованием радиочастотного спектра. Данные требования соответ­ственно устанавливаются и регулируются законодательством Рос­сийской Федерации в области связи. Под действие рассматривае­мого закона не подпадают также государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и пра­вила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, в соответствии с законом «О техническом регули­ровании» в случае отсутствия требований технических регламентов


в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному обо­ронному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или отно­симых к охраняемой (в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации) информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее харак­теристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные фе­деральными органами исполнительной власти, являющимися в пре­делах своей компетенции государственными заказчиками оборон­ного заказа, и (или) государственным контрактом.


Правительству Российской Федерации разрешено устанавливать порядок разработки, принятия и применения документов о стандар­тизации в отношении данной продукции (работ, услуг) и оценки ее соответствия, в том числе государственный контроль соблюдения обязательных требований к ней. При этом обязательные требования к указанной продукции (работам, услугам) не должны противоречить требованиям утвержденных технических регламентов.

В законе четко устанавливаются области технического регули­рования (рис. 5.1). Это обязательные требования и требования к объектам технического регулирования, принимаемые на добро­вольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.

На рассматриваемом рисунке приводится и конкретный пере­чень объектов технического регулирования. Это — материальная продукция, различные услуги и работы, а также процессы произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­зации продуктов труда.

В системе технического регулирования Российской Федерации применяются следующие документы (рис. 5.2):


технические регламенты, требования которых являются обя­зательными для исполнения на территории и всеми организаци­ями Российской Федерации;

• стандарты, устанавливающие требования, принимаемые орга­низациями на добровольной основе;

• сертификаты для оценки и подтверждения соответствия про­дукции или иных объектов, процессов производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым~нормам стандартов.

Особенности применения данных документов рассмотрим в следующих разделах, а сейчас отметим следующие существенные положения закона, которые необходимо учитывать в практичес­кой деятельности, связанной с техническим регулированием. По­ложения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения закона о техническом регулировании (в том числе прямо или кос­венно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), могут при­меняться в части, не противоречащей этому закону.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти впра­ве издавать в сфере технического регулирования акты только ре­комендательного характера, за исключением случаев, связанных с оборонными объектами и продукцией, работами и услугами, сведения о которых составляют государственную тайну. В то же время, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем предусмотренные законом о техническом регулировании, применяются правила международного договора.

В случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Техническое регулирование в нашей стране с 2003 г. строится на новых принципах. Основными принципами технического ре­гулирования (рис. 5.3) являются следующие:

• применение единых правил установления требований к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимость органов поаккрсдитации, органов по серти­фикации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобре­тателей;

• единая система и правила аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и из­мерений при проведении процедур обязательной оценки соответ­ствия;

• единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осуществле­нии аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

• недопустимость внебюджетного финансирования государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением требований техни­ческих регламентов.

 

 

 

 

 

 

 

                                     
      ■:; ■: Принципы технического регулирования      
                                     
                          к          
                          s          
                  m                  
      S           О       я          
      £           I-       ad          
              >s   X       S   1-      
  IS   фика       >|тани   ffl i се   s   гана ртиф   жнос   ания  
  £   £           cu а X s 3 о ffl т s X   £   а. аз   о   о  
  1Я требован   ацииисерт   ккредитаци   с о X is : S X ш ш о     i кон куре нц   лномочийо органа по с   S (0 О ю к X § се s   финансиро я (надзора)  
  •шаустановлен*   нов по аккредит   емаиправилаа   I методов исслед и измерений   требованийтех   стьограничение   совмещения по оля(надзора)и   ескогорегуяирс юнальной эконо   ь внебюджетного гвенного контрол  
  го се   со             о       т 5    
    L.   о       s       г; Е   s 3   Г о  
    О.   s       X   £   9. 1   I со   у К  
      О   и   S   ffl       О о   * х   ° га  
      JJ       а   X   и   £ X   ffl   з 3-  
  ffl 3   р   се   а   ffl   >.   S О   h-   £ 3  
    ' и       а.   s   С       ffl      
  Един   Независимо   Еди1   Единство п   Единство при!   Недо   Недопус государственно   Соответстви   Недопус - го<  
                                     

Рис. 5.3. Основные принципы технического регулирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.