Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ в этнографии 4 страница




Людвиг Вольтман
Наиболее последовательная концепция "политической антропологии" изложена у немецкого антрополога Людвига Вольтмана. В этом сочинении красной нитью проходит мысль о зависимости социально-политического строя и культуры людей от их биологических особенностей, точнее - от расовых различий.
"Биологическая история человеческих рас есть истинная и основная история государств". Автор поставил себе задачей "обосновать, каким образом политические правовые учреждения и правовые представления выросли из биологического процесса рас"15.
Вольтман исходит из биологической доктрины Дарвина о всеобщей борьбе за существование и распространяет ее на историю людей. В человеческом обществе действует тот же закон выживания 'более приспособленных, как и во всем органическом мире. У отсталых народов, полагает Вольтман, как у обезьян, нет сочувствия'к слабым, больным, им не помогают, а бросают их на произвол судьбы, и это есть "гигиенический отбор".
Как заправский расист, Вольтман убежден в духовном превосходстве европеоидной ("кавказской") расы над остальными. Из "кавказской" же расы он отдает всяческое предпочтение североевропейской ("германской") ее разновидности. Подобно Гобино, он считает гибельным смешение этой расы с другими, менее полноценными. По его мнению, вполне законен и полезен для человечества институт рабства, ибо рабство содействовало выработке "понятия социального труда", аристократия же была.необходима для выработки "понятия о социальной свободе".
Господствующие сословия развивались из благородных родов, из групп завоевателей, из родовой знати. Позже на смену сословиям приходят экономические классы. Капитализм, по мнению Вольтмана, есть наилучшая из всех существующих социальных форм в смысле способствования социальному отбору, но и он ограничен и со временем, думает Вольтман, будет заменен другим, более целесообразным (уж не корпоративным ли фашистским?-С. Т.) строем.
Что касается неевропейских рас, то к ним Вольтман относится с полным пренебрежением, не считая их способными к культуре. "Вообще, - пишет он, - стремление сделать негров и индейцев способными к настоящей цивилизации не имеет шансов на успех"16. Вольт-ман убежден даже, что даровитость расы обратно пропорциональна ее пигментации: чем светлее кожа, тем даровитее народ. Вершину же человечества составляет, конечно, одареннейшая германская раса, именно она создала всю европейскую цивилизацию. Впрочем, никаких фактов Вольтман, естественно, не приводит. Этот автор доходит до утверждения, под которым охотно подписался бы и Гитлер: "Германская раса призвана охватить земной шар своим господством, -использовать сокровища природы и рабочей силы и включать пассивные расы как служебный член своего культурного развития" 17.
В целом, несмотря на наукообразную форму, несмотря на размещенные там и сям цифровые таблицы, придающие книге видимость объективности, в трудах Ляпужа, Вольтмана и других "антропосоциологов" и "политических антропологов" налицо тот же самый расистский бред, что и у Гобино, только без его романтики и без пессимистической концовки. В смысле же общественно-политической направленности нетрудно заметить, что концепция Гобино представляла собой попытку идейно оправдать господство европейцев над внеевропейскими народами, а концепция антропосоциологов, наряду с этим, - также и господство правящих классов над народными массами в европейских странах.

Начало расизма в Германии
Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны - милитаристам и колониалистам.
Как известно, с 80-х годов XIX в. в Германии усилилось движение за участие в империалистическом дележе мира. Германия спешно строит военный флот, пытаясь догнать и обогнать "владычицу морей" - Англию; Германия захватывает колонии в Африке и Океании. Лозунг "Deutschland uber Alles" все шире распространяется среди разных слоев населения Германии, вплоть до мелкой буржуазии и части рабочих. Естественно, что шовинистические и империалистические круги с радостью ухватились за расистскую теорию, которая так "научно" оправдывала их агрессивные устремления. Немцы - носители благородного "северного" ("арийского") расового типа, который самой природой предназначен господствовать.
Самое любопытное, что это идейное оружие было дано немецким шовинистам иностранцами. Книга француза Гобнно, переведенная на немецкий язык, стала очень популярна в Германии; француз Ляпуж в своих работах тоже подтверждал превосходство "гения белокурой расы". И уже совсем курьезное явление-литературно-общественная деятельность Хаустопа Чемберлена. О ней надо сказать несколько слов.

Хаустон Чемберлен
Этот аристократ-англичанин, сын британского адмирала, сделался неожиданно убежденным германофилом. Страстный поклонник музыки Вагнера, он женился на дочери композитора, поселился в вагнерианском центре - Байрейте и совершенно онемечился. В 1899 г. он издал большое двухтомное сочинение "Основы XIX столетия", где провозгласил идеал "германизма" как воплощение всего лучшего, что создала европейская культура18. Немцев он считал лучшими представителями благородного "западноарийского" расового типа; резко выступал против евреев, считая их чуждым европейской культуре элементом19. В годы первой мировой войны Чемберлен держал сторону Германии против своей родины. В том же году вышла в свет его книга о "Немецкой сущности" 20. Литературная деятельность Хаустона Чемберлена - идейная подготовка гитлеровского нацизма.
В годы гитлеровской диктатуры расизм в Германии сделался официальной и единственно разрешенной в антропологии и этнографии доктриной. Антропология и этнография вместе были сведены к единой "науке" - "расоведению" (Rassenkunde). Все ученые, не согласные с расистской точкой зрения, отстранялись от работы, подвергались преследованиям, многие эмигрировали. Из "официальных" антропологов-расистов наиболее выдвинулся Ганс Гюнтер, который в своих многочисленных книгах доказывал превосходство "нордической" высокорослой белокурой и длинноголовой расы над всеми другими. Несмотря на наукообразную видимость, книги эти представляют собой самую дикую расистскую фантазию 21.

Научная несостоятельность расизма
Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые - и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский. Миклухо-Маклай своими многолетними исследованиями в Океании и Юго-Восточной Азии опроверг многие обывательские мнения о какой-то расовой неполноценности темнокожего населения. Видные антропологи в России и зарубежных странах - Богданов, Нидерле, Анучин, Боас, Лушан и др. - решительно отвергали расистские тезисы.
С точки зрения современной антропологической методики приемы работы антропологов-расистов крайне примитивны. Те соматические признаки, которым расисты придают такое большое значение, особенно головной указатель, оказываются на поверку, во-первых, очень изменчивыми, а во-вторых, они не стоят ни в каком соотношении с социальными явлениями, классовыми отношениями, психическими свойствами людей. "Психотехнические" опыты, которыми расисты пытались не раз подкрепить свои тезисы о неодинаковой умственной одаренности людей разных,рас, ставились -обычно совершенно неправильно, тенденциозно, с заранее подготовленными выводами 22.
Что касается неодинакового уровня культурного развития народов разных стран и разных частей света, то такая неодинаковость, конечно, существует, но она зависит не от расовых особенностей населения, а от меняющихся исторических условий. Например, культурная отсталость народов Африки сравнительно с современными народами Европы создалась в сущности лишь за последние 3-4 века и была следствием, с одной стороны, массового вывоза рабов из Африки, а сг другой, - ускоренного развития капитализма в Европе; в раннее средневековье Африка в целом вовсе не-была отсталой по сравнению с Европой.
Народы монголоидной расы, особенно китайцы, задолго до европейцев достигли высокого уровня культуры; отсталость Китая от Европы - это дело последних 3-5 веков и объясняется политическими причинами. Принадлежащие к той же расе японцы в течение-нескольких десятилетий догнали и обогнали самых передовых жителей Запада. Великие цивилизации Древнего Востока - египетская, шумеро-вавилонская и др. - 'были созданы людьми отнюдь не "северной", а средиземноморской и балкано-кавказской рас в ту эпоху, когда люди "благородной" белокурой северной расы были еще настоящими дикарями. Таких примеров-можно привести множество 23.
Хотя упрощенные и по большей части грубо тенденциозные выводы расистов оказались ошибочными, собранный ими фактический материал (Аммон, Ляпуж,, Вольтман) возбуждал научный интерес. Сама же критика расистских концепций настоящими учеными - антропологами, этнографами, историками - привела к" положительным результатам, позволила уточнить наши представления об исторических связях: раса - язык,. раса - культура, раса - этнос 23.

Сноски к главе 6.
1 См.: Meiners С. Grundrifi der Geschichte der Menschheit. Hannover. -1785, S. 17, 35. 37, 43-44, 64, 67, 75 и др.
2 См.: Gobineau Ie Conte de. Essai sur 1'inegalite des races hurnai-nes. 2-meidition, t. 1-2. Paris, 1884, t. 1, pp. 137-144.
3 См. Ibid., p. 179.
4 См. Ibid., pp. 214-220.
5 См. Ibid., pp. 220-223.
6 См. Ibid., pp. 304-305, 308-310, 349.,
7 См. Gobineau le Conte de. Essai sur linnegalite des races nu-maines, t. 2, pp. 466-468, 477, 491-493.
8 См.: Gobineau Ie Conte de. Essai sur 1'inegalite des races hum-"^es, t. 2, pp. 517-523.
9 См.: Ibid., pp. 298-300, 408-447.
10 Ibid., p. 451.
11 Ibid., p. 561.
12 Gobinean Ie Conte de. Essai sur 1'inegalite des races humnines, t. 1, pp. 137-144.
13 См.: Ammon О. Die naturliche Auslese beim Menschen. Jena, 1893, S. 313-315.
14 См.: Vacheude Laponge. Race et milieu social. Paris, 1909, pp. 177-179, 183, 186,187-188. В несколько ироническом стиле Пенниман так резюмировал взгляды Ляпужа на состав населения Европы. Оно делится на три группы: "Самая лучшая-нордический длиноголовый протестант, который смел, белокур и стремителен, любит ь за себя. Менее хорош альпийский короткоголовый католик, смуглый и спокойный, он любит сидеть на своей земле и подчиняться правительству, ненавидит прогресс. За ним следует средиземноморец, низкорослый, темнокожий, мезокефал; он хуже альпийца" (Реnniman T. К. Ор. cit., p. 97).
15 Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905, с. 3-4.
16 Вольтман Л. Политическая антропология, с. 210.
17 Там же, с. 307.
18 См.: Chamberlain H. St. Die Grundlagen des 19 Jahrhunderts, 1-2. Munchen, 1899.
19 См.: Чемберлен Г. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе, изд. 3-е. СПб., 1907.
20 См.: Chamberlain H. St. Deutsches Wesen. Munchen, 1916.
21 См.: G unther Н. Rassenkunde des deutschen. Volkes, 1922; Ras-senkunde Europas, 1924; его же. Der nordische Gedanke unter den Deutschen, 1926; его же. Die nordische Rasse bei den indogermanen Asiens, 1934.
22 См.: Рогинский Я. Я. О психотехническом исследовании разных племен и народов.-В кн.: Наука о расах и расизм. М.-Л., 1938.
22 Критику расизма с исторической и антропологической точек: зрения см.: Лушан Ф. Народы, расы и языки. Л., 1925; Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г.. Основы антропологии. М., 1955.
23 О расизме см.: Расовая проблема и общество. Сборник переводов с французского. М., 1957.

 


ГЛАВА 7 ФРЕЙДИЗМ В ЭТНОГРАФИИ

Фрейд и этнография.

С именем Зигмунда Фрейда связано научное направление, которое, зародившись вначале в далекой от этнографии области психиатрии, оказало в дальнейшем очень сильное влияние на этнографическую науку, как и на некоторые другие. Это направление получило название “психоаналитической” теории.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) 1, медик по образованию, психиатр по основной профессии, работал сначала (1876—1882) в области физиологии человека, затем (с 1885 г.) в области неврологии и психиатрии.

Он учился у знаменитого французского невролога. Шарко, потом у нескольких психиатров и перепробовал различные методы лечения неврозов и психозов, особенно удачно применяя гипноз и внушение. Он обратил внимание при этом на то, что пациенты, страдающие нервными, особенно истерическими расстройствами, обычно не способны сами понять причину своего заболевания, но под гипнозом могут ответить врачу на его вопросы и тем самым обнаружить эту причину. А причина — это всегда некая “динамическая травма”, вызванная тем или иным подавленным или вытесненным из сознания импульсом. Эти 'подавленные импульсы Фрейд считал “постыдными импульсами” (потому-то они и подавляются). В каждом из нас идет борьба между “принципом удовольствия” (Lustprinzip), т. е. стремлением удовлетворить свои влечения, и “принципом реальности”, т. е. невозможностью или трудностью их удовлетворения вследствие сопротивления внешней среды. Потому-то и происходит вытеснение этих импульсов в область “бессознательного” (или “подсознательного”). Наше сознание (“я”) Фрейд считает ничтожным по сравнению с областью “бессознательного” (“оно”). Но эти вытесненные в “бессознательное” импульсы ищут себе как бы окольного выхода или лазейки, отсюда разные неврозы, истерия, психозы. В дальнейшем, в 1895 г., Фрейд пришел к выводу, что и без гипноза можно обнаруживать скрытую “динамическую травму” — причину нервного или психического заболевания — и доводить ее до сознания больного. Средства для этого — толкование сновидений, “свободная ассоциация” и “перенесение”. Особое значение придавал Фрейд толкованию сновидений; об этом методе он выпустил в 1900 г. толстую книгу. Упомянутые методы и их теоретическое обоснование и представляют собой пресловутый “психоанализ”.

“Толкование сновидений” послужило краеугольным камнем теории психоанализа. Так как сны видят все без. исключения люди, здоровые -и больные, взрослые и дети, то Фрейд считал сновидение наиболее плодотворным источником для познания закономерностей психической жизни человека — общих закономерностей для нормальной и патологической психики. В книге Фрейда о сновидениях содержится в сжатом виде суть его концепции.

Рассмотрев критически все существующие в литературе взгляды на “проблему сновидений”, Фрейд останавливается на таком наиболее правильном, по его мнению, понимании сущности сновидения: “Сновидение есть исполнение желания”2. Все сновидения всегда представляют то, что человек, большей частью тайно и неведомо для самого себя, желает. На это, естественно, возражают: как же так? ведь человек видит и “страшные” сны, испытывает во сне боль, страх, стыд и пр. — Да, конечно, отвечает на это Фрейд, но надо различать само содержание сновидения, которое очень часто бывает действительно неприятным, мучительным, и то, что скрывается за этим содержанием, т. е. как бы латентное (скрытое) содержание. Для того-то и нужно толкование сна, чтобы вскрыть его латентный смысл.

Содержание снов заимствуется большей частью из впечатлений предыдущего дня, а также из забытых детских воспоминаний; требуется настойчивый анализ, чтобы докопаться до этих “источников сновидений” (Тгаumquellen). He бывает так называемых “безобидных” (harmlose) сновидений, все они после надлежащего анализа оказываются “значительными”. И подлинная сущность их в большинстве случаев, по мнению Фрейда, — это эротические эмоции и побуждения, подавленные или вытесненные в детстве.

Эротические образы принимают во сне искаженную символическую форму. Здесь Фрейд, в сущности, покидает почву объективных фактов и пускается в совершенно произвольные символические толкования любых предметов, действий, положений, являющихся во сне, с сексуальной точки зрения. “Чем более мы занимаемся разъяснением (Losung) сновидений, — пишет Фрейд, — тем охотнее мы признаем, что большая часть сновидений взрослых людей имеет дело с сексуальным материалом и выражает эротические желания” 3.

Эротические желания (libido) заложены в человеке с детства. Фрейд особое внимание уделял детской сексуальности. Эротические побуждения у ребенка проходят несколько фаз: вначале они направлены на собственное тело — нарцизм, или аутоэротизм (впоследствии Фрейд расчленил эти термины: аутоэротизм — первая стадия, где Объект полового влечения еще не определен; нарцизм — вторая, когда этот объект уже определен, но им служит собственное тело ребенка). Потом эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к нему бессознательно враждебное чувство), у девочек — на отца. В подкрепление этой мысли он ссылается на древнегреческое сказание о царе Эдипе (поэтически обработанное в известной трагедии Софокла), который, сам того:не зная, убил своего отца и женился на собственной матери. На взгляд Фрейда, глубокий смысл этой трагедии состоит не в идее о бессилии человека перед судьбой и перед волей богов, как обычно считают (ибо тогда трагедия Софокла не волновала бы людей на протяжении столетий), а в том, что одинаково затрагивает всегда и всех. Фрейд назвал это явление “Эдипов комплекс” (такое обозначение с тех пор и применяется фрейдистами).

Кстати, в этом же духе попытался Фрейд дать новое толкование и трагедии Гамлета. Трагедия его не в том, считает Фрейд, что он из нерешительности не может отомстить за смерть отца; напротив, он несколько раз на протяжении драмы поступает весьма решительно, умерщвляя людей. Нет, Гамлет лишь потому не хочет и не может отомстить убийце своего отца, что этот убийца лишь выполнил его же собственное тайное желание — желание смерти отца 4.

Уже в “Толковании сновидений” Психоанализ Фрейд таким образом сделал первую, как бы пробную попытку выйти за пределы собственно неврологии и психиатрии и вторгнуться в область толкования явлений культуры — мифологии, литературы. В своей следующей книге, ставшей особенно популярной, — “Психопатология обыденной жизни” 5 — Фрейд сделал еще один шаг в том же направлении: попытался объяснить с точки зрения своей теории “вытесненных импульсов” повседневно повторяющиеся бытовые явления: разные обмолвки, оговорки, описки, забывание имен и пр. Все это-де есть проявление импульсов, вытесненных из сознания и пребывающих где-то в подсознательной сфере.

Вскоре за тем появилась его книга “Остроумие и его отношение к бессознательному”, где тот же метод применен к объяснению шуток, острот, анекдотов. В 1910 г, Фрейд напечатал книгу о творчестве Леонардо да Винчи: новая попытка применить психоаналитический метод к толкованию культурных явлений 6.

Наконец, в 1913 г. выходит в свет книга, имеющая уже самое прямое отношение к этнографии, — “Тотем и табу (психология первобытной культуры и религии)”7.

Исходной и самой общей идеей, на которой построена названная книга (на ней основывались впоследствии все сочинения фрейдистов), была мысль, что есть некое существенное сходство между “психологией первобытных народов”, известной по этнографическим описаниям, и “психологией невротиков”, разъясняемой психоанализом. Из этого следует, что можно интерпретировать “этнографические” факты на основе данных психоанализа, полученных в неврологических клиниках. И вот Фрейд пытается дать свое психоаналитическое объяснение некоторым явлениям, понимание которых с трудом дается этнографам: обычаи экзогамии, “избегания” определенных родственников, разного рода табуация, магия, анимизм, наконец, тотемизм. Перечисленные явления действительно до сих пор вызывают споры между этнографами, и некоторые из них, например экзогамия, даже и сейчас не получили удовлетворительного объяснения. Как же объясняет их Фрейд и насколько удовлетворительны эти объяснения?

В отношении экзогамии “психоаналитический” метод Фрейда не дает, как он и сам признает, ничего существенно нового против прежних попыток объяснить экзогамию “боязнью инцеста”. Боязнь-то боязнь, но откуда она появилась? Вот вопрос. Фрейд отвечает на него тем, что-де у невротиков наблюдается подавленное стремление к инцесту (с матерью, сестрой). Допустим, но было ли такое стремление действительно когда-то всеобщим? И потому ли именно было оно запрещено обычаем экзогамии и обычаем “избегания”? Такое предположение ничем не доказано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.