КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исламский экстремизм
Как уже говорилось, согласно ныне действующей Конституции 1945 г. Республика Индонезия является религиозным, но не исламским государством. Ислам не считается государственной или официальной религией и не обладает привилегированным статусом. Мусульманские круги с момента провозглашения независимости не оставляют попыток исламизировать индонезийское государство и общество, придать исламу статус государственной религии. Эти попытки осуществлялись разными способами. Мусульманские партии и общественные организации старались достичь этой цели парламентскими методами, а также путем широкой пропаганды идеи исламского государства среди индонезийского населения, активизацией миссионерской деятельности. Однако с первых лет независимости в стране начали действовать и исламские экстремистские группировки, прибегавшие к вооруженной борьбе, мятежам и террористическим актам. Базами исламских экстремистов стали районы, где исторически ислам пустил наиболее глубокие корни — на севере Суматры в Аче, на западной оконечности Явы, в Центральном и Южном Сулавеси. Именно эти части архипелага, находившиеся на старинных торговых путях, наиболее часто посещались мусульманскими купцами из арабских стран и превратились в оплоты ислама в Индонезии. На протяжении длительного периода с кон ца 1940-х до начала 1960-х гг. правительство боролось с мусульманскими движениями Дауда Бере в Аче, Кахара Музаккара на Центральном Сулавеси, бандами исламского государства Даруль Ислам на Западной Яве. Надо отметить, что все эти движения выступали за исламизацию всей Индонезии, а Аче требовал для себя большей автономии, не стремясь к отделению. После нескольких лет переговоров, центральное правительство предоставило Аче в 1962 г. статус «особого региона» и автономию в вопросах религии, культуры и просвещения. После этого движение Дауда Бере прекратилось. Другие отряды исламских экстремистов были рассеяны в основном с помощью военной силы и политических шагов центрального правительства.
С утверждением в 1965-1966 гг. военно-бюрократического авторитарного режима Сухарто правительство установило строгий контроль над мусульманскими партиями и организациями, резко ограничив их не только политическую деятельность, но и религиозную пропаганду. Все исламские партии были насильственно объединены в одну Партию Единства и Развития (ПЕР), в качестве официальной идеологии, обязательной для всех партий и организаций, была провозглашена идеология Панчасила в правительственной трактовке. Создание новых партий было запрещено. Остававшиеся еще вооруженные банды исламских экстремистов были подавлены. При этом особый статус автономии, предоставленный ранее, Аче, был ликвидирован. В такой обстановке в 70-80-х гг. резко возросла роль ислама в политической борьбе и социальных движениях протеста против существующей действительности. Запрещенное официально оппозиционное режиму общественно-политическое движение приняло исламизированную форму. По всей стране, особенно в университетах, начали возникать кружки по изучению ислама и оценке современной действительности с позиции исламских установлений, женщины и девушки стали добровольно, в знак протеста против действующих порядков, носить исламский головной платок джилбаб. Посещение мечетей и выполнение мусульманских установлений, соблюдение праздников и обрядов принимало массовый характер. К исламу обращались не только рья ные сторонники этой религии, но и те, кто не отличался особой приверженностью ее социальным и политическим догматам. Мечети и религиозные училища-песантрены начали превращаться в центры инакомыслия и недовольства авторитарным военно-бюрократическим режимом.
Проповеди мусульманских оппозиционеров, распространяемые ими магнитофонные кассеты и брошюры нередко носили подстрекательский характер, призывали верующих не мириться с существующим социальным и имущественным неравенством, углублявшимся в результате бурного развития предпринимательства местного и широкого проникновения иностранного капитала, а активно выступать против ненавистных порядков. Подобные призывы приводили к нападениям мусульманской молодежи на полицейские участки, столкновениям с применением оружия. Жертвы полицейских расправ рассматривались как мученики за веру. В стране стала нарастать волна исламских террористических выступлений, пока еще в форме отдельных актов. Уже с 1984 г. в разных районах Явы стали происходить организованные исламскими экстремистами взрывы и пожары в крупных универсальных магазинах, высотных зданиях, где расположены дорогие отели, кинотеатры, конторы транснациональных корпораций, крупных иностранных монополий и китайских фирм. Не без влияния исламской революции под руководством имама Хомей-ни в Иране, террористические акты приняли не только антиправительственную окраску, но и антиглобалистскую, направленную против вестернизации жизни в стране, идущей вразрез с исламскими нормами и установлениями. Представители властей возлагали вину на «подрывные элементы», которые «безответственно злоупотребляют» религиозным учением и используют места отправления культа для подстрекательства верующих. Однако при этом они признавали, что исламский экстремизм, «импортированный со Среднего Востока», играет лишь незначительную роль в разжигании волнений. Их главной причиной служит «социальная смута» в бедных перенаселенных районах городов, сельской местности, вы-сокий уровень безработицы и растущий разрыв между богатыми и бедными. В стране стали активизироваться старые и возникать новые радикальные исламские группировки. Их отличительной чертой был крайних мусульманский фанатизм, знаменем — призыв к построению в Индонезии исламского государства. С конца 1960-х гг. предпринимались попытки возродить на Яве «в новом стиле» движение Даруль Ислам. В 1977 г. правительство объявило, что в стране действует террористическая организация «Ко-мандо Джихад», члены которой отказывались признавать существующие законы и руководствовались исключительно Кораном и хадисами. Организация пыталась создать Исламскую армию Индонезии (ТИИ) и призывала к созданию «царства ислама» во всем мире. В 1980 году стало известно о появлении на Западной Яве террористической группы «Революционный исламский совет Индонезии», который провозгласил своей целью борьбу против президента Сухарто и его режима за установление исламских порядков в стране. Антиправительственной агитацией, направленной против секуляризма и вестернизации, занималась радикальная организация «Индонезийское исламское государство» (НИИ). По свидетельству индонезийской прессы, ряд подпольных экстремистских организаций поддерживал связи и получал помощь от зарубежных мусульманских центров, в частности, из Ирана.
В 1970-е гг. оживилось движение в Аче. Одной из его характерных черт стал протест против чрезмерной централизации управления, а также сепаратизм, стремление к созданию независимого «государства Аче» на севере Суматры. При этом исламские лозунги не выдвигались, чтобы не отпугнуть возможную поддержку со стороны стран Запада. Главным врагом провозглашался исходящий из Джакарты «яванский колониализм». Если ранее конфликт в Аче носил преимущественно конфессиональную, исламскую окраску, то теперь он приобрел этнический характер и представал как борьба ачехского народа против яванского центрального правительства. Новая организация получила наименование Движение за свободное Аче (ГАМ). Ее возглавил харизматический лидер Хасан
в Мухаммад ди Тиро. Он происходил из известной семьи религиозных деятелей, его дед Туку Чик ди Тиро возглавлял борьбу против голландского колониализма на рубеже XIX-XX вв. Однако Хасан ди Тиро был руководителем нового типа. Он получил не только традиционное мусульманское, но и современное европейское образование, занимался предпринимательством и даже работал в начале 1950-х гг. в индонезийском представительстве при ООН в Нью-Йорке. В 1976 г. Хасан ди Тиро тайно вернулся в Индонезию и приступил к формированию отрядов боевиков для борьбы за независимость Аче. ГАМ не выдвигал исламского лозунга, а делал упор на экономическом ограблении природных богатств Аче центральным правительством, находящимся на Яве, в результате чего население Аче остается бедным. На деле он стремился поставить под свой собственный контроль производство и продажу сжиженного газа на севере Суматры. В 1976-1979 гг. ГАМ был малочислен, плохо вооружен и не контролировал какую-либо территорию. Правительство Сухарто смогло подавить движение. Хасан ди Тиро и его сторонники бежали за границу. ГАМ вновь возник в 1989 г. под влиянием загрязнения окружающей среды в результате промышленного освоения газовых месторождений в Аче, захвата земель иностранными компаниями и мигрантами с других островов, а также обострения конкуренции за рабочие места. К этому добавилась иностранная помощь, в первую очередь, со стороны Ливии, а также рост внимания со стороны Запада к борьбе ГАМ против правительства Сухарто, которое стало рассматриваться западными странами как антидемократическое и отношение к которому менялось на негативное. Вооруженные банды ГАМ нападали на государственные учреждения, предприятия иностранных компаний, убивали мирных жителей, которые отказывали им в поддержке. Правительство Сухарто объявило Аче районом военных действий и направило туда дополнительные войска.
Деятельность исламских экстремистских движений и организаций, их террористические акции не получали активной поддержки со стороны широких масс индонезийских мусульман города и деревни. Идеи исламизации государства и общества оста-ались непривлекательными для большей их части. Развитию исламского экстремизма в Индонезии в период правления режима «нового порядка» при президенте Сухарто препятствовали как их решительное подавление со стороны военных властей, так и специфика исламской религиозности индонезийского населения, наличие в нем разных социокультурных пластов с неодинаковой степенью проникновения в образ жизни и менталитет догматов ислама, сохранение значительного влияния доисламских культурно-религиозных традиций. Используя эту специфику, власти стремились заклеймить мусульманский экстремизм как явление, противоречащее национальным особенностям индонезийского народа, его веротерпимости и стремлению к гармоничным отношениям в обществе и государстве. Новый всплеск исламского экстремизма стал наблюдаться после крушения режима президента Сухарто в мае 1998 г., в период начавшейся «реформации» индонезийской общественно-политической жизни. В стране резко выросло число мусульманских партий и организаций. Во всеобщих выборах летом 1999 г. участвовало уже более десяти исламских партий. Три наиболее влиятельные составили значительную фракцию в высших органах законодательной власти. В этот же период происходит быстрый рост количества радикальных исламистских организаций и террористических групп. Они выступают не только за исламиза-цию индонезийского государства и общества, но и против глобализации и вестернизации в регионе, против вооруженного вмешательства США под флагом борьбы с международным терроризмом во внутренние дела мусульманских стран, в частности Афганистана и Ирака. В начале 2000 г. вновь появилась радикальная исламская группа НИИ, которая объединяла теперь уже студенчество Явы. Члены ее устраивали на дорогах блокпосты, проверяли паспорта и терроризировали проезжавших немусульман. Подобные случаи происходили также на Южном Сулавеси. В Индонезии по всей стране вновь начались взрывы бомб в крупных магазинах, дорогих отелях, ночных клубах, казино, дискотеках, на международных курортах (взрыв на острове Бали 12 октября 2002 г.). Ответственность за них брала на себя так называемая исламская милиция. Так называют себя многочисленные группировки и банды экстремистов, действующие по всей территории страны. Наиболее крупной организацией такого рода является «Лас-кар Джихад» (Отряд Джихада). Он был создан в ответ на развязывание мусульмано-христианского противоборства на Моллуках в 2000 г. Идеологически члены Ласкара близки к ваххабизму Саудовской Аравии. Лидер группы Джафар Умар Талиб изучал ислам у фанатичных улемов Саудовского королевства и Йемена, принимал участие в антисоветской войне в Афганистане в 1980-х гг. По возвращению в Индонезию он стал одним из активнейших проповедников ваххабизма, базирующегося на буквальном прочтении Корана и хадисов и строгом воплощении их установлений в жизнь. Его сторонниками являются в основном студенты или выпускники университетов, а также маргинальные слои. Руководящие посты в организации занимают преимущественно молодые люди арабского происхождения, обучавшиеся на Ближнем Востоке, как и сам Джафар. По мнению индонезийской прессы, «Ласкар Джихад» имеет связи с индонезийскими военными и полицией. Организация направила тысячи боевиков в горячие точки Индонезии — на Амбон, Центральный Сулавеси, Западный Ириан, в Аче. Боевики тесно сотрудничают с военными подразделениями в этих районах. После событий в Америке 11 сентября 2001 г. «Ласкар Джихад» поспешил дистанцироваться от Усамы бен Ладена. Другой крупной группой экстремистов является «Джемаах Исламиях» (Исламская община). Именно она связана со взрывами на Бали. Некоторые эксперты считают организацию отделением Аль Каиды в Юго-Восточной Азии. Ее духовным лидеров считается Абу Бакар Башир. Абу Бакар Башир нередко выражает восхищение деятельностью бен Ладена, но отрицает личные связи с ним. Башир возглавляет также ассоциацию радикальных мусульман «Совет борцов джихада» (Маджелис Муджахидин), образованную в 2002 г. У ассоциации есть военизированное крыло «Ласкар Муджахидин», готовящая боевиков-партизан и направляющая их в горячие точки Индонезии. Многие из них получили опыт партизанской борьбы в Афганистане в 1980-е гг., участвовали в мусульманских мятежах на юге Филиппин. Башир и другие руководители «Джемаах Исламиях» были связаны в исламистским движением «Даруль Ислам» на Яве, боровшимся против режима Сукарно за создание в Индонезии государства ислама. Свои идеи они заимствовали у египетской организации «Братья Мусульмане». Башир и некоторые другие лидеры имеют свои религиозные школы в Индонезии и воспитывают молодежь в духе исламского фанатизма. Существует целый ряд других исламистских групп и организаций, выступающих за создание в Индонезии исламского государства. Некоторые называют себя старыми именами «Даруль Ислам» и НИИ/ТИИ, другие принимают новые имена. Так, возник «Фронт защитников Ислама» (ФПИ), члены которого одеваются в белое и носят белый тюрбан. Они принимают активное участие в демонстрациях в Джакарте и других городах. Защитники ислама совершают нападения на бары, бордели и ночные клубы, громят их, но не причиняют вреда людям. Они выступают за строгое соблюдение законов шариата в общественной жизни. В 1999 г. активизировалось и сепаратистское движение в Аче. Причинами нового подъема ачехского сепаратизма стали ухудшение экономического положения населения провинции как следствие экономического кризиса 1997-98 гг., демонстрационный эффект отделения Восточного Тимора от Индонезии в результате референдума 1999 г., а также крушение авторитарного режима и неустойчивость внутриполитического положения в Индонезии в целом. К тому же новые демократические власти отозвали войска из Аче, что развязало руки сепаратистам. Для ослабления сепаратизма в 1999 г. были приняты законы о расширении провинциальной автономии в Индонезии, давав-шие возможность местным властям распоряжаться значительной частью доходов от эксплуатации природных ресурсов. Специ-альным законом 1999 г. парламент подтвердил право властей Аче контролировать сферы религии, культуры и образования в своей провинции. Однако возросшая за годы авторитарного режима Сухарто ненависть народа Аче к центральным властям привела к значительному расширению влияния ГАМ среди населения провинции. Сепаратисты усилили пропаганду своих целей на международной арене и среди ачехскои диаспоры в других государствах региона. В результате количество боевиков возросло к началу XXI в. до 27 тысяч человек. Руководящий центр движения находится в Швеции. ГАМ контролирует до 80% деревень в провинции. Из этого региона вытесняются иммигранты, парализуется деятельность официальных органов власти. В переговорах с центральным правительством сепаратисты настаивают на независимости Аче, что неприемлемо для Джакарты. Стремясь ослабить конфликт, президент Мегавати Сукарнопутри в августе 2001 г. подписала закон об «особой автонрмии» для Аче, по которому в провинции остаются до 70% доходов от нефти и газа в течение восьми лет, а также разрешается вводить законы шариата и создавать исламские суды. Однако сепаратисты отнеслись к этим шагам с недоверием, и конфликт в Аче продолжается. С 1998 по 2003 г. в нем погибло более 4300 человек.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |