Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 19 страница




94. Молитвы Иисусовой не оставляй: монашествующий в числе своих обетов при пострижении дает обещание деннонощно заниматься этою молитвою.

95. Надо брани побеждать на их месте, а не оставлением мес­та, отчего брани только укрепляются.

96. Взойди в себя, постарайся увидеть множество согреше­ний своих, причем умалятся в очах твоих согрешения ближнего. Воспользуйся уединением и удобствами для внимательной жиз­ни, дарованными тебе Божиим милосердием для плача о твоих грехах. Поминай в молитвах оскорбивших тебя, да исцелеешь от тяжкого недуга вражды к ближнему.

97. Лозу, творящую плод, Вертоградарь осыпает и навозом, да множайший плод принесет. Не будете побеждены злом, но добром побеждайте зло.

98. Поминай в твоих молитвах болящего брата, который пре­дан судом Божиим сатане, да его дух спасется. Он много содей­ствовал к успокоению твоему, а последним случаем — к смире­нию и преуспеянию. В духовном значении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: — такому преданию сатане подверглись многие великие угодники Божий. Преподобный Кассиан описывает о преподобном Моисее Скитском, с которым он беседовал «о рассуждении», что Моисей повергся сумасшествию и беснованию за некоторое про­тиворечие своему старцу Макарию Великому Египетскому. В священном предании IV века описывается, что некоторый Еги­петский старец, по причине своей святой и чистой жизни, нео­быкновенно обиловал даром чудотворений: слава о нем неслась далеко. Заметив в себе начало гордости, старец начал молить Бога, чтоб ему было послано беснование, что Господь и испол­нил. Старец провел в ужасном положении целые 8 месяцев, упот­ребляя даже в пищу свои собственные извержения. Мирские по­читатели его, видя его в таком положении, как быть следует, со­блазнились, хорошую о нем славу изменили на худую; а старец, в свое время избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу, и пришел еще в гораздо большее преуспеяние. — Гораз­до маловажнее беснование, нежели приятие какого-либо злого вражеского помысла. — На слова и действия сумасшедших не дол­жно обращать никакого внимания, и никак нельзя сравнивать та­ких больных с пьяными, у которых отнимается только благоразу­мие, а не разум. Пьяный высказывает свои тайные мысли и чув­ства, а сумасшедший или беснующийся несет дичь, чуждую ему.

99. Веруй, что не без промысла Божия постигло тебя искуше­ние, да умертвишься миру, и славе его, и оправданию его. Мо­лись о всех приносящих тебе скорби, да совершенно исцелеет сердце твое от злобы, и соделается способным к приятию Боже­ственной благодати. Только что придет тебе на мысль воспоми­нание о ком-либо оскорбившем тебя, тотчас же молись о нем. Сверх Божиего попущения никакая власть и сила человеческая не могут коснуться тебя.

100. Что человек посеет во время земной жизни, то пожинает при смерти. В настоящее время в Сергиевой Пустыне кончается иеросхимонах Стефан, что прежде был иеромонах Симеон. — Обычай исповедываться и внимать себе по Евангельским запо­ведям, доставляет ему самую мирную кончину. Невозможно тре­бовать такового расположения душевного от человека, лишь к вечеру дней своих пришедшего в монастырь с сформировавши­мися (укрепившимися) навыками и образом мыслей своих. Раз­дражение болящего родителя твоего происходит от материаль­
ной причины — болезни. Приготовляй его к отшествию с мило­сердием к нему. Напутствуй его Святыми Таинствами: они перенесут мысли его в вечность. Милость Божия да осенит его.
Воля Божия буди. 21 янв. 1856.


101. Благословен Бог, открывший тебе, что ревность твоя впол­не кровяная и безрассудная. Она происходит от упоения тщесла­вием и высокоумием, которыми ты упился от похвал литерато­ров и которые привели тебя в состояние самообольщения и само­мнения. Да даруется тебе узреть их и, ради сего зрения погрузиться в покаяние, коим закрываются все недостатки ближних.

102. Смирись пред Игуменом в душе твоей. Смирись пред Промыслом Божиим, Коим попущены настоящие обстоятель­ства, и облобызай твою долю, на которую оставлено: — упраж­нение в покаянии.

103. Храни ум твой невообразимым и безмечтанным, а слу­чившееся с тобою, как весьма сомнительное, с кротостию отринь.

104. Не оглашай твоей келлии осуждениями, пересудами и ропотом; оглашай ее благодарением и славословием, и гласами воздыханий о грехах, и гласами молитв твоих.

105. Возлюби молчание. Тебе, как теористу и фантазеру (меч­тателю), глаголание опасно: им можешь губить себя и губить ближних, возлагая на них бремена неудобоносимые. Умолкни и умолкни! Содружись с покаянием, которое без молчания состо­яться не может.

106. Сны твои суть мечты, ведущие в прелесть того, кто не ос­тережется от них. Надо блюсти ум и содержать его безвидным и безмечтательным. Никаким снам не верь, и милость Божия да покрыет тебя.

107. Одно молчание может обнаружить пред тобою твое кро­вяное действие и заключающуюся в этом действии прелесть.

108. По словам святых Отцев, умеренному и постоянному пра­вилу цены нет. И потому в жительстве твоем сохраняй благора­зумную соразмерность, не связывая себя количеством.

109. Игумену оказывай по возможности и с возможным понуж­дением послушание, умерщвляющее в нас ветхого человека. От послушаний, превышающих силы, отказывайся со смирением.

110. Нам, находящимся в переходном состоянии, приходят со­ответственно ему и различные слезы: горькие, яко нам свойствен­ные, а временем и утешительные, по особенной милости Божией. Господь да простит всем нам все согрешения наши и да дарует, в свое время, Ему известное, силу не впадать в грехи и противиться нападениям врага.

111. Своя воля ведет человека к искушению, хотя внушения ее, по-видимому, и кажутся благими, но мы не можем видеть, к каким последствиям поведет исполнение ее.


112. Когда человек отречется своей воли, тогда только он мо­жет быть причастником истинной молитвы, которая есть соеди­нение человека с Богом. Сего соединения невозможно достичь без отречения от своей воли, своей правды, своего разума.

113. Святый Апостол Павел в послании своем к Солунянам передает им, что предание, исходящее от самого Бога, молитвен­ное непрестанное благодарение за все случающееся. О всем благо­дарите, — говорит он, — сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5.18). Если нет ни одного случая, который бы ута­ился от Бога: то за все случающееся надо славословить Бога. Благословен Бог промышляющий! Благословен Бог попущающий! Ничто вне воли Его совершиться не может.

114. Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтоб сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Охранись от вме­нения себя в нечто.

Письма монашествующих разных монастырей к святителю Игнатию

Письмо иеромонаха Гавриила[174]

Ваше Высокопреподобие!

Всепречестнейший и вселюбезнейший о Христе мне батюшка

Отец Архимандрит!

По благости Божией сея моя обязанность, и вернейший слу­чай в особенности, побудили меня изъявить Вашему Высоко­преподобию мое всепокорнейшее вам высокопочитание, с по­клонением моим униженно и сим памятованием я всенижайший навсегда обязан. От залога к вам нашей христианской любви за­свидетельствовать усерднейшее сердечное мое при сем благорасположение и всеистинную благодарность и за оказанные еще Ваши ко мне отеческие милостивые памятования, которые соб­ственно я всенижайший не представлением в письмах слышать боголюбивейшее Ваше приветствие удостоился.

И все это единственно ходатайствует много ко оживлению и пользе в нерадивейшей моей душе. Сам же Господь мира да даст вам мир во Господе укрепляющем Вас и благословляющем на поприще правления Вашего, долгоденствия и благоденствия и всякого благоугодного преуспения. Всеискреннейший желатель и взаимно с повержением пред стопами Вашими. Прошу отечес­ких Ваших святых молитв и благословения Вашего Высокопре­подобия. Смолитвенник и богомолец премногогрешный во ино­честве — иеромонах Гавриил.

20 июля 1837 года

Всеблагопочтеннейшим моим сотрудникам усердствую изъя­вить находящимся во святой вашей обители отцу Михаилу, пи­томцу церковнопоследования отцу Серафиму Валаамскому, отцу Иринарху Евангелу, отцу Варсонофию. Всем кланяюсь все-униженно.

Письмо Строителя Череменецкого монастыря иеромонаха Серафима[175]

Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Батюшка и благодетель Отец Архимандрит Благословите!

Спешу, во-первых, воздать наичувствительнейшую Благодар­ность Вашему Высокопреподобию за ваше отеческое ко мне Бла­горасположение и любовь, коими доселя я грешный пользовался.

При сем случае честь имею поздравить Вас со всерадостным и Высокоторжественным праздником Воскресения Христова, душевно желаю оный в радости препроводить.

Мне очень жаль, что я не имел счастия Вас лично в Валаам­ском монастыре проводить, а также и встретить, возвращение Ваше неизвестно было, долго дожидаться не смел, поспешил в монастырь. Слава Богу нашел все благополучно исправно, бра­тия моему приезду были очень рады. В Вербное воскресенье слу­жил собором, а на сих дня некоторые из помещиков говеют у нас.

Впрочем, благость Всевышнего дазасчитает Вашего Высокопре­подобия своею благодатию, под покровом коей будучи, не оставьте в Святых молитвах пребывающего к Вам и ко всей Вашей о Христе братии с особенным почтением и искреиным доброжелательством Покорнейший Слуга Грешный Строитель

Иеромонах Серафим.

1839 года,

Марта 23-го

Иеромонах Серафим — строитель Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря, входящего в благочиние святителя Игнатия; в 1838-1839 гг. он был его помощником в разбирательстве смут, происходящих в Валаамском монастыре (см. Настоящее издание, т. 3, с. 422).

Письмо иеромонаха Никодима[176]

Пол уч. Ноября дня 1839 года

Ваше Высокопреподобие!

Почтеннейший отец Архимандрит Игнатий!

По отбытии моем из Вашей обители, чувствуя мое располо­жение и конечное старание на просьбу Вашу, нашел я людей со­ответственных житию по монашескому званию, и по голосам Вашей обители. И как Ваше мне известное сострадательное сер­дце о несчастных, находящихся в угнетениях по особенным об­стоятельствам, что Вам самим небезызвестно случающихся в перемещениях монашеских, ибо как оные люди по состоящимся указам Святейшего Синода на требование для служения в Чер­номорский флот изъявили свое согласие и поступили: иеромо­нахи Нафанаил, Феодосии и Пимен Ярославской губернии. Пер­вый в 1833 году, а последние два в 1836, которые по слабости своего здоровья всеусердно паки желают, обходя всех морских награждений, избавить себя из жительства крымской стороны, и переселиться в российские места. А как не могут найти спосо­ба к перемещению или к избавлению от жительства крымского острова, милосердие же Ваше мне известно, то всепокорнейше прошу Ваше Высокопреподобие оных несчастных людей изба­вить, за что они всегда будут находиться благодарными пред Вами. И как не имеют у себя наличного достатка для проезда до С.-Петербурга, то в таком случае тоже надеюсь, что Вы не оста­вите своим милосердием на путевые издержки для их проездов. Если Вашему Высокопреподобию благоугодно будет принять их под свое покровительство, то прикажите кому-либо меня уведо­мить об оном; и я надеюсь, что оные люди собою могут Вам заслу­жить: первый из них голос имеет басовой, а два теноровые, и зна­ют партесную ноту. Мое теперешнее положение, положа всю свою судьбу на Всевышнего Создателя, по видимости должно быть на­дежным; по состоящемуся Высочайшему указу от 22 мая сего года, велено для Богослужения заместить вместо белого духовенства монашествующими в укреплениях по восточному берегу Черно­го моря. То по силе оного указа избираемы были с хорошими по­ведениями и с нравственностию из Московских Ставропишаль­ных монастырей трое, и два епаршеских; почему я по выборке и отправлен. Теперь нас семь человек, пять из Москвы, а прочие из Орла и Курска, и пребываем все до требования в крепости в Геор­гиевском Балаклавском монастыре, близ города Севастополя. Жалования положено каждому по тысяче рублей. За сим препо­ручив себя в Ваши святые молитвы, честь имею пребыть навсегда

Вашего Высокопреподобия

Милостивого моего отца и покровителя

Покорнейший слуга иеромонах Никодим.

Октября 1 дня 1839 года

P. S. Ваше Высокопреподобие! Хотя мы лично чести Вашей и не знаем, но наслышаны на Вашу чрезмерную милость, то при­падая к Вашим милостивым стопам, осмеливаемся и от себя про­сить Вашей помощи о избавлении нас от берегов Черного моря, и о принятии под свое покровительство, что за Вашу таковую милость можем Вам заслужить сами собою.

Черноморского флота Георгиевского Балаклавского монас­тыря покорнейшие Ваши слуги:

иеромонах Нафанаил, иеромонах Пимен.

Письма иеромонаха Арсения[177] Вологодского Прилуцкого монастыря

№1

Высокопреподобнейший Отец, Священноархимандрит Игнатий!

Чувствительно обрадован был прибытием ко мне Вашего письмоводителя Павла Петровича и тою вестию, которую он мне принес о Вашем здравии и благополучии, — сожалею только о том, что не мог ему сопутствовать в Покровское — место долго­летнего моего успокоения, — по обстоятельствам должностным не решился беспокоить Владыку об отпуске.

Извините великодушно, — я опять к Вам с покорнейшею просьбою. — С нынешнею почтою от здешнего Епархиального начальства отправлено представление о наградах для белого ду­ховенства. В числе представленных протоиереев и священни­ков помещен и мой шурин, то есть брат покойной жены моей, Благочинный Вельского уезда Николай Белоцерковский; не можно ли, Ваше Высокопреподобие, сделать милость — замол­вить слово в его пользу у тех лиц, от коих зависит сортировка и утверждение представления? Ей! Он достоин.

О себе еще ничего лучшего сказать не могу, — места постоян­ного по сию пору не имею. О сыне Павле сожалею, что далеко назначено ему место и в той стране, в которой — не знаю, может ли что добро быть? — Со временем буду беспокоить Вас и о нем опять, чтоб его оставить где-нибудь поближе к столице или род­ной стороне — в недрах матери России.

Простите Достопочтеннейший Отец! И не оставьте Бога ради в нуждах Вашим покровительством и защитою навсегда преданней­шего Вашего всепокорнейшего слугу и недостойного богомольца

иеромонаха Арсения. 4<етверг> 13 сентября 1842 года

№2

Ваше Высокопреподобие,

Достопочтеннейший Отец архимандрит Игнатий!

Христос Воскресе!

Надеясь на Ваше благорасположение и за непременную по­читая обязанность осмеливаюсь поздравить Вас с праздником Светлого Христова Воскресения, и желаю сердечно Вам пре­проводить оный в радости и веселии духовном, ко благу ближ­них и прославлению Воскресшего Спасителя. Иеромонах Се­рафим, выбывший из Вашей обители, недавно был здесь, но не более как шесть часов; ибо настоятель нашего монастыря его не принял и ночевать даже не позволил, зная его прежнее жи­тье; не бегу ли он от Вас ялся? Он сказал мне весть о Павле моем, что он здоров, — это меня порадовало; но опечаливаюсь тем, что он удалится скоро в полк. — Я писал было ему, что у нас в Вологде лекарское место праздно, — акушера нет — и чтоб он просился о помещении на оное, — лучше бы места желать не надобно: но нет — не отвечает мне на это ни слова. Огорчен будучи сим, я прибегаю к Вам с покорнейшею просьбою — скло­нить его на то, чтоб он пожелал сюда переместиться, ежели это по ходу службы его возможно, и — Бога ради постарайтесь в сем случае помочь ему Вашим ходатайством. Ежели же он, не послушав меня, отправится в такую даль; то должно терзаться несчастное сердце мое. Здесь ли не житье лекарям? Живут во много лучше барина.

Ежели он (сын Павел) — будет у Вас ныне; не поставьте себе в тягость передать ему мои мысли и желания. Ему теперь не пишу, потому что он и на прежнее мое письмо не отвечал. — Впро­чем — Бога ради простите меня, что беспокою Вас много, не к кому более прибегнуть в сих тягостных для меня обстоятель­ствах. Остаюсь с глубочайшим к особе Вашей почитанием Ваш всенижайший слуга

иеромонах Арсений.

Спасоприлуцкий монастырь.

Апреля 9 дня

1843 года

№3

Ваше Высокопреподобие,

Достопочтеннейший Архимандрит Игнатий!

Долгом моим поставляю поздравить Вас с наступающим праздником Рождества Христа Спасителя нашего, и с гряду­щим Новым годом. Сердечно желаю, чтоб с оным и здравие Ваше было постоянно в лучшем положении, и писанное Вами в последнем ко мне письме — нечто для меня загадочное, раз­решилось приятнейшим для Вас событием, имеющим и мне послужить во благое:

О, если ли бы когда, при ясном Неба ведре,

Игнатия узреть на Пастырской Кафедре!

От сына Павла получил я письмо из Варшавы, и в ответ на оное побранил его за молчание пред своим Благодетелем. — Он доехал туда благополучно и здоров. — В полк (только не пишет, в какой именно), вблизи от Варшавы тогда находившийся в ла­гере, называемом Пованзенавские бараки, поступил 16 августа и принял должность полкового лекаря. — И там Господь Бог навел его на человека доброго, соземцавологжанина, с коим живет бок о бок и почасту разделяет время с приятностию. — Это одно­полчанин, батальонный и учебной команды начальник, подпол­ковник Иосиф Григорьевич Гаряинов, Грязовецкий дворянин, родственник бывшего нашего соседа Илариона Федоровича Гаряинова.

Высокопреподобнейший Отец!

С радостным предчувствием ожидая Нового года, а с оным вместе и разрешения загадочного для меня, относительно Вас, вопроса, остаюсь в полной уверенности, что Вы в прежней моей просьбе не откажете, и какие имеют встретиться в жизни Вашей новые и благоприятные обстоятельства, о том известить меня за большой труд себе не поставите.

С истинным высокопочитанием и таковою же преданностию есмь и навсегда буду Вашего Высокопреподобия всепокорней­ший слуга и богомолец,

недостойный иеромонах Арсений.

Спасоприлуцкий монастырь

Декабря 14 дня

1843 года

№4

Получено 1844 года февраля 2

Ваше Высокопреподобие,

Отец Архимандрит Игнатий!

В прошедшем моем письме писал Вам, что я, может быть, око­ло 25-го числа сего января отправлюсь отсюда в Вашу обитель; но предсказание сие исполниться не могло, и я еще все здесь. Прошение подал я о паспорте 22-го сего месяца, Владыка поло­жил резолюцию: рассмотреть Консистории, в которой уже и журнал написан и сего дня обещал Секретарь снести ко Влады­ке, в пятницу, то есть 28-го числа, может быть, желаемое получу. Исподволь хлопочу и о подводе, но ездоков до вторника первой недели поста нет, в сие время дворники обещают довольно оных. И потому тогда уже надеюсь наверно отправиться в путь.

Великий Отец и Благодетель! Не прогневайтесь, о чем Вас попрошу, — благоволите снабдить сколько-нибудь финансами для отправления моего отсюда; поверьте — так теперь стал не­имущ, что на паспорт и бумагу занял 5 р. ас. Ежели милость Ваша будет, то я в чистый Понедельник еще получить могу, что и бу­дет в настоящую пору. Простите меня великодушно за дерзно­вение таковое; засим честь имею остаться Вашего Высокопреподобия Всепокорнейший послушник

Иеромонах Арсений.

26 ч. января

1844 года

Письма оптинского монаха Иоанникия к святителю Игнатию[178]

№1

Ваше Высокопреподобие

Достопочтеннейший Отец архимандрит Игнатий

По выезде моем 15 апреля из Петербурга, прибыл я с сопутником моим Спиридоном в нашу обитель 8 мая и благодаря Бога застал все благополучно, батюшка Отец Леонид живет в монас­тыре покойно и мирно, благодарит вас за ряску, а паче за любовь и память вашу к нему. Отец строитель кланяется вам и благода­рит за писание ваше к нему, он пишет вам особо; а с ними вместе и мы с Спиридоном в полной мере чувствуем вашу хлеб, соль, упокоение и всякое утешение истекаемое от Вас, и желаем по­лучить вам от Господа Бога мир, радость и все просимое к Спа­сению и благоденствию вашему. А наконец просим Святых ва­ших молитв и благословение остаюсь

Вашего Высокопреподобия

Ваш покорный слуга многогрешный

Монах Иоанникий.

Мая 12-го

1836 года

Сия вернейшая оказия и благодеяние оказанное вашим вы­сокопреподобием не по достоинству моему; понудило мою уны­лость, изъяснить сим мою преиначувствительнейшую благодар­ность, да вознамерит Сам всемилостивый Господь наш Иисус Христос своею благодатию и милосердием за ваше таковое благодеяние и памятование о моем непотребстве, ваш вашего высо­копреподобия всемилостивейшего отца и благодетеля, недостой­нейший богомолец многогрешный иеросхимонах Леонид все-униженно заочно кланяюсь.

(В это письмо вложен отдельный лист с следующим текстом)

Доношение из Московского Цензурного комитета в Святей­ший Синод с приложением рукописи: краткое известие о жизни Задонского Богородицкого монастыря Затворника Георгия, — послано прошлого 1838 года октября 19 числа.

Содержание сего доношения состоит в следующем:

«Профессор философии протоиерей Феодор Голубинский представил в цензурный комитет следующее мнение о рукопи­си: «Краткое известие» (и проч.).

«Сие известие о Жизни Затворника не заключает в себе ни­чего не согласного ни с чистым учением Христианским, ни с ду­хом и правилами подвижнической жизни, предначертанными в писаниях и житиях Св. Отцев, и может служить средством к воз­буждению в верующих ревности и подвигам благочестия и к подкреплению в них надежды на успех, при помощи Божией: ибо пример добродетелей подвижника, близкий к нам по време­ни, с особенною силою действует на сердца».

«В прочем по слову в сем известии находятся сказания о свы­ше сообщенном затворнику Георгию даре прозорливости (стр. 61,62,64-67,69,70-78), о случаях сверхъестественных (стр. 69, 72), о видениях бесов (44-48), об особенной славе Затворника (74), об исцелениях его молитвами (75,76): то цензурный коми­тет не имел права сам по себе дать решительное суждение о сих особенных дарованиях благодати Божией, должен испросить разрешения и благословения Святейшего Синода на одобрение сих сказаний к напечатанию. Цензурный комитет, соглашаясь с мнением Цензора, полагает одобрить сию рукопись к напечата­нию; но не приводя сего заключения в исполнение, долгом по­ставляет испросить на сие благословения Святейшего Синода».

№2

Ваше Высокопреподобие!

Достопочтеннейший отец Архимандрит.

Прошлого года, хотя и находился я в сие время в Санкт-Петер­бурге, но по неведению моему не исполнил долга своего, лично не поздравил ваше Высокопреподобие со днем вашего ангела, в каковой моей вине, после удостоился получить от вас прощение, но желая загладить сию мою погрешность, памятуя приближающее­ся празднество святого священномученика Игнатия богоносца, которого имя вы изволите на себе носить, в обязанность себе по­ставляю, поздравить Вас с оным, и пожелать вам на многая лета, праздновать сей день во здравии и душевном мире и спокойстви; которые да ниспослет на вас премилосердый Господь. Оказанные вами мне в бытность мою, с сопутником моим о. Спиридоном, в святой вашей обители, странно-приимство и любовь, потщусь со­держать в памяти моей незабвенно, и чувствовать сердечную мою благодарность; а при слабых моих к Богу молитвах, молить о здра­вии и спасении вашем. — В надежде вашего благорасположения, осмеливаюсь нижайше испрашивать вашего благословения, и вру­чая себя в ваши святыя молитвы, с достодолжным моим к вам высокопочитанием пребыть честь имею:

Вашего Высокопреподобия всепокорнейший послушник

многогрешный монах Иоанникий. 9-го декабря 1836-го года Оптина монастыря Скит

При сем и я ничтожнейший имею честь поздравить вас, ваше Высокопреподобие, с наступающим днем Вашего Ангела, и да дарует вам премилосердый Господь, встретить оный и препро­водить в вожделенном здравии и благоденствии, ваш недостой­ный смолитвенник многогрешный иеросхимонах Леонид.

№3

Ваше Высокопреподобие

Достопочтеннейший отец Архимандрит!

На худые мои строки, вы удостоили меня собственноручным ответом при всех ваших занятиях, уделили время и для меня пос­леднего; чувствуя таковую вашу милость, давно побуждался при­нести вам всенижайшую мою благодарность, но удерживался от сего, дабы не отвлечь от важнейших предметов, ничтожными мо­ими строками, но теперь уже осмеливаюсь дерзать на сие, по слу­чаю приближения высокоторжественного праздника воскресения Господа нашего Иисуса Христа; и за непременный долг считаю, поздравить Вас с сим всерадостным праздником; примите сердеч­ное мое желание, да утешит Вас премилосердый Господь, во дни сего торжества, нетленным своим утешением, и дарует мир и спо­койствие душевное, при совершенном здравии телесном.

Позвольте, почтеннейший отец, напомнить вам прошедший год; сие время останется для меня всегдашнею памятью, как мы с братом отцом Спиридоном в вашей обители торжествовали, и пользовались вашею отеческою любовию, чувства моей благо­дарности не в силах изъявить, но при слабых моих молитвах дол­жен молить премилосердого Господа о здравии и спасении Ва­шем. Осмеливаюсь и себя поручить вашим святым молитвам, и с нижайшим моим высокопочитанием и земным поклонением имею честь прибыть

Вашего Высокопреподобия

нижайший послушник

многогрешный монах Иоанникий.

10-го апреля1837-го года

Оптина Монастыря Скит

№4

Ваше Высокопреподобие

Достопочтеннейший батюшка

Отец Архимандрит!

По прибытии нашем в обитель свою 5 числа сего генваря, осме­ливаюсь о сем донести вашему высокопреподобию. Благодеяние и милость Ваши изъявленные, как мне лично, так и ходатайство наше подавшее нам средство к снисканию для обители пользы, остается впечатленными в сердце моем, и счастием себе поставляю при пер­вом сем убогом моем к вам начертании, изъявить всенижайшую мою и чувствительную благодарность. Исполняя послушания, на­ходясь в волнении мира, находили мы тихое пристанище в вашей святой обители; а отеческая ваша любовь и ласковое обращение служили нам утешением; в обители вашей мы забывали понесен­ный нами труд, и совершенно успокоевались, но без вашего хода­тайства и приступ к исполнению нашего послушания был бы весь­ма затруднителен. Еще же любовь ваша к батюшке отцу Леониду и сострадание о его положении тронули меня до глубины сердца; все сие чувствуя, не мог пройти молчанием, не изъявить чувств моих, пред вашим высокопреподобием. Позвольте принести вам усерд­нейшее мое поздравление с наступившим новым годом, и желаю вам новых сил, и нового счастия, и как в течение сего года, так и во многая будущия, желаю вам телесного здравия и душевного мира и всякого спокойствия, и да ниспослет великодаровитый Господь на Вас и на всю вашу обитель свое благословение.


Припадаю к отеческим вашим стопам, испрашиваю ваших святых молитв и благословения, и с нижайшим моим к Вам высокопочитанием и преданностью пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия нижайший послушник

многогрешный монах Иоанникий.

Генваря 24-го дня 1838 года

Оптина монастыря Святого Иоанна Предтечи Скит

При сем и я, непотребный Леонид, вас, достопочтеннейший отец Архимандрит, честь имею приветствовать моим поздрав­лением с наступившим новым годом и пожелать вам здравия, спасения, и благоденствия и за принятие нашего ближайшего собрата отца Иоанникия, недостает сил и чувств вашей любви изъявить благодарность и в надежде вашего благорасположения пребыть честь имеем ваши недостойные смолитвенники.

Позвольте также и мне, вашему высокопреподобию, принеся поздравление с наступившим Новым годом, пожелать мира, здра­вия и спасения; с нижайшим моим высокопочитанием, имею честь пребыть

Вашего Высокопреподобия

нижайший послушник

Иеромонах Макарий.


Ольга Шафраново

Птенцы гнезда Игнатиева

Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу.

Митрополит Филарет Киевский

Ко времени назначения будущего святителя Игнатия Брянчанинова настоятелем Троице-Сергиевой пустыни ему не испол­нилось еще 27 лет, а весь его монашеский опыт заключался в трехлетнем пребывании в звании послушника в разных монас­тырях и почти двухлетнем настоятельстве в заштатном Лопотовом Пельшемском монастыре. Как и Лопотов монастырь, так и Троице-Сергиева пустынь достались ему в крайнем упадке и ма­териальном и нравственном. Братство Пустыни составляло все­го 13 человек: 8 монашествующих, трое послушников и двое под­начальных — а распущенность среди них 4царила во всей силе».

Несмотря на молодость, архимандрит Игнатий прекрасно понимал, что общее состояние монастыря зависит, прежде все­го, от нравственного уровня монашествующих и что одна из важ­нейших обязанностей настоятеля заключается в воспитании подведомственной ему паствы. Поэтому и труды свои по воз­рождению Пустыни он начал с приведения в достодолжный по­рядок богослужений и введения строгой дисциплины среди ее насельников.

В своих отношениях с братством Сергиевой пустыни архи­мандрит Игнатий стремился следовать учению святых Отцов Православной Церкви и многое перенял из уроков, преподан­ных ему самому незабвенным отцом Леонидом (в схиме Львом) Наголкиным. Широкая образованность, глубокая проницатель­ность, собственный опыт постоянного самонаблюдения помога­ли ему находить правильные пути к совершенствованию «ищу­щих душ». Ближайший ученик его, впоследствии преемник пи­сал: «он приучал быть откровенным с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей». Архимандрит и сам показывал примеры откровенности и терпеливости. Об этом, в частности, можно судить по его пространному письму учени­ку, «письменно обличавшему его в изменяемости его располо­жения к окружающим и к нему»: «Понеси убо мои немощи; а я постараюсь понести твои, как доселе старался... Мои немощи тяжелы более для тебя, нежели для меня; а твои ощутительны для меня, нежели для тебя» (полностью приведено ниже).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.