КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
КАНДИНАЛЬ 2 страница. Вскоре в доме Ахмета появился посыльный князя с просьбой принять участие в заседании меджлиса в его доме
Вскоре в доме Ахмета появился посыльный князя с просьбой принять участие в заседании меджлиса в его доме. Первым говорил Темиркан: - Друзья мои, эти люди - посланцы Крымских ханов, приехали с традиционной просьбой к князю Хапца, - объяснил он. - Младший сын одного из правящих там родов Гирей по имени Аслан достиг шестилетнего возраста - как раз той поры, когда пора начинать учиться, осваивать военное искусство, верховую езду, и вообще, готовиться к взрослой жизни. На протяжении веков Крымские ханы посылали своих отпрысков на выучку сюда, в Малую Кабарду. - Знаешь, у нас традиции соблюдаются лучше, чем у других в Кабарде, - не без гордости объяснил Мурад Ахмету. Между тем, Темиркан продолжал свою речь, обращенную к старейшинам: - Сегодня вечером будет пир в честь наших гостей, а завтра, в то время, какое покажется Старики разошлись, а Мурад с Ахметом отправились домой. - Жаль, что мои сыновья уже уехали, - сказал Мурад. - Было бы очень кстати, если б один из них обучался с этим юным князем, - он украдкой взглянул на Ахмета. - Как ты думаешь, нам удастся уговорить Цему отдать Казбека на учебу вместе с этим Асланом? Ахмет отрицательно покачал головой: - Она неумолима. Мурад пожал плечами: - Очень жаль. Для любого мальчишки большая честь стать товарищем сына великого Бахадир Гирея. На лице Ахмета отразилось удивление. Бахадир Гирей был один из наиболее выдающихся представителей династии Гиреев - ханов, правивших Крымом на протяжении столетий. - Было бы большой удачей, если бы мы могли установить асабалык, некую, понимаешь, духовную связь с Крымскими ханами, - продолжал напористо Мурад. - Хоть они и потеряли власть, но сохранили огромное влияние... Бахадир вовсе не дружит с Россией, и при этом его уважают при турецком дворе. Кто знает, что случится потом... Ахмет нахмурился: - Ты уже сказал все, что мог, мои брат, я понял свою задачу. Но выполнить ее будет очень непросто! - Я понимаю, но ведь у Цемы останется еще двое сыновей... - У нее нет матери и брата, которого она оплакивает по сей день. - Извини, Ахмет. Не хочу вмешиваться в твои домашние дела, но мне кажется, Цеме живется не так уж плохо. Ахмет задумчиво посмотрел на товарища: - Что ты имеешь в виду? Надеюсь, не собираешься сказать мне что-нибудь обидное? - У нее есть муж, который всегда прислушивается к мнению жены, уважает ее чувства. -Должен признаться, что такое редко встречается среди кабардинских уорков. Ахмет не мог решить для себя, как следует отнестись к последнему замечанию своего закадычного друга: как к упреку, или как к похвале. Он ехал домой со смешанными чувствами в душе. Это трудное решение ему предстояло принимать самому. Позже, когда уже началось застолье, Цема вошла в спальню своих сыновей и с нежностью принялась разглядывать бледное в лунном свете тонкое личико старшего сына. Ахмет уже поговорил с ней и она поняла, что на этот раз ей придется покориться его воле. Эта уступка станет первой в череде многих тех, которые придется сделать потом ей, жене кабардинского уорка. Ахмет старался, чтобы ей как можно легче было привыкнуть к образу жизни его соплеменников, однако теперь Цема уже не была свободной горянкой. Теперь она стала матерью-кабардинкой. Она осознала это, поэтому и позволила Ахмету уговорить себя. Всю жизнь Цеме приходилось подчиняться чьей-то воле, теперь ее муж и ее Аллах требуют от нее новой покорности. Она, плакала, молилась за Казбека, но молитвы ее постепенно становились все умиротвореннее, и горе понемногу ослабевало и отступало. На заседании меджлиса, которое состоялось на следующий день, аталиком был единогласно избран старый Темирока, один из самых уважаемых воинов Малой Кабарды. Князь выставил на всеобщее обозрение дары, присланные ханом кабардинским старейшинам, чтобы все могли полюбоваться ими и оценить по достоинству. Там можно было увидеть чудесный булатный меч с золотой, богато инкрустированной рукоятью, который предназначался для торжественных случаев. Были там и серебряные кубки, и десятки подносов, изукрашенных орнаментом. Князь протянул Ахмету меч, чтобы тот проверил, удобен ли он. - Недурна вещица, - подтвердил Ахмет, возвращая меч. - Ахмет, было бы отлично, если б твой юный Казбек превратился в славного воина, которого я мог бы наградить этим мечом за удаль и сноровку. Это прозвучало как намек. - Согласен с Вами, мой князь. Вы оказываете мне честь тем, что думаете о будущем моего сына, так же, как и о будущем Ваших собственных внуков. -Да, я думаю о нем, друг мой, поэтому я жду твоего согласия на совместное обучение твоего сына с сыном Бахадир Гирея. - Рад буду подчиниться Вашей воле, мой князь. Этими словами Ахмет определил судьбу своего сына. Через несколько дней Казбека нарядили в лучшую одежду. - Ты должен понять, какую честь князь оказывает нам, сынок, - говорила Цема, нервно теребя пуговицы и кушак черкески Казбека. - Да, мама. - Сейчас ты поедешь с посольством и вернешься вместе с сыном хана Асланом. Потом вы поедете к Темироке. Ко мне сюда ты попадешь теперь не скоро. - Да, мама, - глаза мальчика начали наполняться слезами. -Отец даст тебе для этого путешествия свою лучшую молодую кобылу. Казбек широко раскрыл глаза от удивления: - Ты имеешь в виду ту, с белой звездочкой на лбу? Казбеку не верилось, что его персона обрела вдруг такое значение: на него обрушились со всех сторон подарки, взрослые оказывали ему особое внимание, а теперь, вот, еще дают лучшую кобылу! - Да, - Цема тихо засмеялась. - Ты сын своего отца, Казбек. Добрая лошадь принесет тебе С этим кратким напутствием она поцеловала сына и вышла из комнаты. Он больше не видел матери: тут же вошел слуга первого помощника князя, Темиркана, и мальчик пошел с ним. Так он стал членом посольства, которому следовало доставить сюда, в Кабарду, маленького князя Аслана из Бахчисарайского дворца Гирея в Крыму. Ахмет подсадил его в седло. - Добудь славу своей семье, Казбек, - только и сказал отец. Ему так хотелось обнять и расцеловать сына, как он делал некогда у себя в доме, однако проявлять свои чувства на людях он не мог. Казбек, кажется, понял это. Он церемонно поклонился отцу, прощаясь с ним. Когда группа уже выезжала из деревни, он обернулся несколько раз, пытаясь увидеть лицо отца. Казбек был уже достаточно взрослым, чтобы понять, что в его жизни происходит нечто важное, но не мог осознать еще многого: не знал, что такое «не скоро», сколько дней в году, и сколько времени он не увидит мать. Вместе с тем, он не мог не ощущать, что его ждут приключения, как тех мальчиков, что убегают из дома с бродячими музыкантами с учеными медведями, или отправляются в открытое море в обществе моряков, или на невольничьих кораблях, закованными в цепи, попадают в плен к туркам. Каждый день они проезжали десять, пятнадцать, иногда двадцать верст. Дорога шла по горным перевалам, речным долинам, красота которых поражала мальчика. Потом он попал на корабль, причем качка доставила ему много неприятностей. Казбек чувствовал себя плохо, поэтому спать его укладывали прямо на палубе, под открытым небом. По ночам большие морские птицы кружили у него лад головой, белея в темноте, как маленькие летающие признаки, предвестники беды... Земля, на которую они, наконец, высадились, показалась Казбеку мало привлекательной. Воздух был горячим, в нем стрекотали насекомые. Местность вокруг была сухой и бесплодной. Вдалеке виднелись размытые маревом багровые горы. Уставший от дороги Казбек едва держался на своей кабардинской кобылке. Но вот они достигли края перевала и перед ними вдруг открылась длинная улица, на которой теснились базарные ряды. Это и был державный Бахчисарай, город, само название которого означает «дворец в саду». Так оно и было. Улицы утопали в садах, в небо упирались вершинами пирамидальные тополя, рассаженные между башнями и минаретами. Кабардинцы двинулись вслед за татарами, пока, наконец, не добрались до чудесного дворца, где гремели барабаны и были устроены замечательные фонтаны в фортеперламутровых раковин. Где-то в глубине садов звучала музыка. Здесь Казбек заметил еще несколько чернокожих мужчин, которые напугали его своей парчовой одеждой, кривыми турецкими саблями и непроницаемыми лицами. Казбека оставили одного в небольшом дворе у дворца Гиреев, где ему предстояло встретиться с Асланом. Юный князь был ровесником своего гостя, и, хотя он был тоньше и казался слабее, на самом деле отличался выносливостью и решительностью. Темные глаза крымчака напомнили Казбеку брата Анвара, и его тут же охватила тоска по дому. Целую неделю кабардинцы, которых было более двадцати человек, провели с татарами в празднествах и пирах, в то время как Аслан и Казбек довольно крепко сошлись, при этом совсем не понимая речи друг друга. Чувство одиночества и страх перед грядущими переменами в их жизни сближали мальчиков. Казбеку показалось, что обратный путь они проделали быстрее. Это объяснялось, видимо, тем, что теперь у него есть друг - ровесник, которому так же тревожно, как было ему самому на пути в Бахчисарай, в то время как его, Казбека, первый испуг был уже позади. Мальчики молчали часами, однако оба ощущали общность судьбы, подобно общности этой дороги в горах.
* * * * *
Сколько раз эта общность проверялась на прочность за годы, проведенные с Темирокой! Этот почтенный старец с длинной белой бородой и простыми манерами всегда был облачен в свободные белые одежды с башлыком, имел при себе какую-то допотопную винтовку и ездил на низкорослой крепкой лошадке. Темирока жил в маленьком поселении со своей семьей и несколькими слугами. Поселение располагалось у подножия гор, где в изобилии водилась дичь и бегали олени. Казбек мало задумывался о том, где он находится, и по мере того, как месяцы складывались в годы, это имело для него все меньшее значение. У Темироки они вели уединенный образ жизни, строго следуя заведенному укладу, и со временем эта привычка к дисциплине стала их второй натурой. Здесь, в центре земель джлахстней, Казбек жил примитивной, древней жизнью своих предков, осваивая законы, традиции и обычаи своего народа, слышимые им из уст мудрого учителя. Темирока не много мудрости почерпнул из книг. Все знания свои он получил, проникая в тайны окружающего мира - неба, земли, зверей. Он обладал замечательным даром - уметь внимательно наблюдать и глубоко понимать увиденное. В этом ему не было равных. Само собой разумеется, что Казбек и Аслан упорно старались овладеть военным искусством. Ежедневно они упражнялись в рубке на саблях, учились борьбе, верховой езде, стрельбе из лука, плавать (лошадей тоже учили плыть под седоком в бурном течении), владеть кама и огнестрельным оружием, охотиться... Темирока учил их умению выжить в дикой природе: ведь вовсе не просто выдержать много дней, питаясь лишь тем, что дарит лесная чаща. Наставник показывал им, как получать патоку, надрезая кору орехового дерева, делать сироп и сгущать его; как очищать мед, выдерживая его на солнце, и как снимать шкуру с оленя, сделав всего один надрез: тушу следовало подвешивать за ноги и сдирать кожу вниз - к голове. Но самое важное заключалось в том, что Темирока сформировал в мальчиках особое мироощущение воинов - адыгов, их национальный внутренний склад. Постепенно и тщательно наставник вникал в душу своих подопечных, изучал их характер, подвергая его все более серьезным испытаниям. Отвага родится не от физической ловкости и силы, и даже не от снедающей жажды боя. Истинный Намис возникает благодаря силе внутренней, благодаря чистоте духовной, которую можно обрести лишь на пути беспрестанного совершенствования своего «я». Темирока развивал ребят с тонкостью мудрого и умелого наставника. Свои понятия о сущности человеческой натуры он основывал на многолетнем опыте воина: в своей жизни он много путешествовал, участвовал в боях под Астраханью, в Турции, Персии, Афганистане. Однако иногда его странствия были вызваны смятением духа. Он изучал мистические обряды различных сект, постился, жил среди святых отшельников, которые не имели ничего, кроме скудной одежды, чтобы прикрыть наготу. Однажды в своих странствиях он встретил человека по имени Суфи, и тот стал его духовным учителем. Суфи посвятил Темироку в древнюю тайную философию, которая, как считалось, пришла из Афганистана задолго до появления ислама и христианства. Это была система изучения и развития характера человека, известная лишь святым учителям. Называлась она «эниаграмма» - девятиконечная звезда. Мудрость, обретенная в этом паломничестве, самопознание не имели прямого воздействия на воспитание Казбека и Аслана. Темирока, воплощая обретенные принципы, между тем не навязывал их ученикам, а использовал как инструмент для достижения цели. В течение многих месяцев Темирока внимательно изучал своих питомцев. Он видел, что Казбек крепче физически и сильнее характером, что очень важно длл будущего кабардинского уорка. Аслан уступал Казбеку и в силе, и в сообразительности, но у него был склад ума человека, способного фанатично предаться идее. Он был готов в любую минуту воспринять любую идею, «дело жизни», и больше всего боялся, что не хватит смелости. Каждый вечер Темирока наблюдал, как мальчики молятся. Каждый их жест, каждое движение губ отчетливо выявляли характер. Казбек молился долго, сдвинув брови, с таким видом, будто он сильно провинился перед Аллахом. Аслан молился истово, его тело будто само собой складывалось пополам, плечи поникали, губы лихорадочно шептали слова. Во время детской молитвы Темирока чертил сам для себя на песке эниаграмму - девятиконечную звезду внутри круга - садился возле нее, углубляясь в созерцание, молясь о божественной помощи в своих делах. Он начинал шепча перечислять символы: «Один, орел, Преобразователь; два, труженик, Помощник; три, «авлин, Исполнитель; четыре, лошадь, Лицедей; пять, сова и лиса, Наблюдатель; шесть, волк, Олень... Одержимый...». Темирока знал, что каждый человек, являясь в этот мир с душой чистой и беспорочной, позже выбирает один из тех путей, что суждены людям на этой земле. Этот выоор зависит от характера, темперамента, но также - и от ранних детских впечатлений, связанных с инстинктивной боязнью боли. Этот период зыбкости и податливости характера приходится на возраст от трех до семи лет, поэтому аталик призван не мешкая начать воспитание личности, преуспев в этом до того, как характер окрепнет и человек спрячется под ту или иную личину. Тот, кто хочет обрести звание великого воина или вождя должен быть личностью многосторонней, совершенной во всех отношениях. Человек должен преодолеть соблазн « односторонности», отбросить маски и пройти через все грани эниаграммы, пересекая окружность, в которую она вписана, до тех пор, пока не приобретет все, что только можно приобрести. Если же этого не случится, то идея значимости самого себя превратит его в нелепую карикатуру и сильно ограничит его возможности. Так считал мудрый учитель Суфи. Темирока исходил из того же, пытаясь определить, какую маску выбрал для себя каждый из его учеников, чтобы впоследствии научить их избавляться от нее. С его помощью мальчикам предстоит двигаться «против огненных стрел» непокорной звезды, обретая качества каждого противостоящего номера. Это духовное странствие, предложенное аталиком, являлось «фактическим движением». Темирока не знал происхождения этого выражения, просто так это явление называлось с незапамятных времен. Палочкой Темирока начертил звезду на песке. Он вознес молитву, и его душа обратилась к строкам, соединившись с душами мальчиков, наполняя их сердца божественной благодатью. Он знал, что Казбек воплощает первый луч этой звезды: номер один, Преобразователь, Реформатор. Его судьбой будет руководить желание поступать правильно, более того, быть правым всегда. Самым большим недостатком, бедой такого характера, является безудержный гнев. Кабардинцы мудро поступили, выбрав Казбека в товарищи Аслану, ибо характер молодого крымского князя приходился, без сомнения, на шестой номер: Одержимый. Он представляет себя Верующим, преданным своей вере до фанатизма, постоянно ищущим приложения этой внутренней энергии... Однако он будет теряться всякий раз, когда дойдет до дела. Если такой характер не поправить, личность может воплотиться в убийцу-маньяка. Характер Казбека приходился на сектор восемь-девять-один, им руководил желудок, и у него всегда будут сложности в отношениях с людьми. В этом смысле Аслан является наилучшим партнером для него, занимая противоположный сектор круга пять-шесть-семь, и руководит им голова. «Cordis. Caput, Humus», - медитировал Темирока. «Казбеку нужно будет развивать в себе невозмутимость, а Аслану -мужественность. Бог даст, они помогут друг другу обрести цельность натуры.» Темирока не посвящал мальчиков в сущность своей теории. Он держал в секрете от них свою эниаграмму и не сообщал им их числа. Его целью было научить мальчиков познавать себя через собственные поступки, осмысляя, что они приобретают для своего «я», а от чего избавляются, подвергая сомнению вся и все, кроме Бога. Если бы они попросили учителя объяснить те странные приказания, которые тот частенько давал им, он бы ответил: «Слова есть источник заблуждений. Но вы каждый день будете все больше приближаться ко мне». В основном Темирока давал им наставления или задавал весьма простые вопросы: «Как ты ощущаешь одиночество? Что разочаровывает тебя? Что может привести тебя в замешательство? Можешь ли ты сидеть неподвижно?» Все, чему учил мальчиков Темирока, было связано с идеей самопознания. Даже самые активные, подвижные занятия по искусству боя были подчинены стремлению дать им навыки самоанализа, умение отбросить лишнее.
* * * * *
Однажды, когда Казбеку с Асланом было около тринадцати лет, Темирока спустился с ними с гор, и они приблизились к казачьему поселению, что находилось на равнине у Терека. Казбек не знал тогда, что находится лишь в двух часах езды от селения, где правит князь Хапца. За все годы, что он провел с аталиком, Казбек ни разу не виделся со своей семьей и не имел о ней никаких известий. Аслан также прожил это время целиком оторванным от крымских Гиреев. Как-то незаметно Казбек превратился в высокого, статного парня. У него были широкие плечи, крепкие ноги и сильные руки с красивыми длинными пальцами. Аслан был по-прежнему более хрупким, не столь высоким, его отличала чрезмерная впечатлительность, он как-то болезненно остро реагировал на все происходящее. Тем не менее, он был достойным соперником Казбеку в любом состязании. Недалеко от казачьего лагеря Темирока сказал ученикам: - С наступлением темноты вы должны будете пробраться в поселок и привезти мне самое ценное из того, что сумеете там отыскать. И все. Никаких более указаний и советов не последовало: парни были уже достаточно взрослыми, чтобы обойтись своим умом. Мальчики двинулись вперед, сердца их учащенно бились. Они стали уже настоящими братьями, хотя и не кровными, однако серьезным испытанием для их дружбы было яростное соперничество, которое временами охватывало их. Каждый из них стремился обойти товарища, стараясь не помогать другому больше, чем необходимо, и заслужить больше похвал Темироки. Спрятавшись в подлеске, они дождались, пока достаточно стемнеет для того, чтобы отправиться в поселок. Жители, кажется, уже мирно засыпали. В нос Казбеку ударили разнообразные запахи людских жилищ: аскетическая жизнь в лесу чрезвычайно обострила его обоняние, так что привычные для других запахи, например, готовящейся пищи, он различал особенно отчетливо, причем они казались ему весьма необычными. Казбек понял, что он так далек от этой суетной жизни, что она почти не вызывает никакого отклика в душе. Он гордился этой отчужденностью от обыденного. Они подползли к ограде, которая окружала поселок. Аслан вырубил из нее палку. - Когда перелезем туда, я пойду налево, а ты направо,- сказал Аслан. - Нет уж, бросим жребий: чтоб по справедливости,- возразил Казбек. Аслан улыбнулся и подбросил свой кама. Тот упал рукоятью вверх. - Как я и говорил: я - налево, ты - направо, - усмехнулся Аслан. Казбек улыбнулся в ответ и они пожали друг другу руки с пожеланиями удачи на устах. - Храни тебя Аллах, - прошептал Казбек и подсадил Аслана, чтобы тот мог забраться на стену. Затем Аслан сверху подал руку товарищу. Потом они расстались, превратившись с этого момента в соперников. Парни двигались быстро, как молодые волки. Казбек наткнулся на амбар с приотворенной дверью. Там хранилось зерно. Не раздумывая долго, он закинул мешок на плечи. Затем забрался на чердак, и там, к огромной своей радости обнаружил возле оконца ружье, из которого видимо, стреляли по голубям. Аслан действовал более решительно. Он сразу забрался в один из домов в надежде разжиться деньгами, драгоценностями, а при случае - уложить пару казаков... Почему бы и нет? Там он действительно обнаружил немного денег, серебряный чайник и покрывало из шкуры леопарда. Аслан выскочил из дома, добежал до ограды поселка и закопал добычу в землю, затем припустил обратно с целью повторить подвиги. Тут вдруг он увидел, что бежит прямо в руки казака-часового. Аслан соображал быстро, и его намерения устроить бойню гяурам сразу изменились. Он понял, что часового нужно немедленно обезвредить, ведь его присутствие может угрожать Казбеку. Наставления учителя Темироки не прошли даром: он крепко-накрепко внушил своим ученикам, что воин должен, прежде всего, думать о безопасности товарищей и не рисковать их жизнью ради собственного успеха. Аслан спрятался за кустарником и приготовился к нападению. Когда казак поравнялся с ним, юноша выскочил, нанеся противнику мощный удар. «Какого...», - только и успел выдохнуть часовой изумленно, но тут же рухнул на землю, как срубленное дерево. Аслан нанес еще несколько быстрых ударов, затем вырвал клок из рубахи казака и заткнул ему кляпом рот. Аслан связал часового и крепко двинул ему тяжелой рукоятью камы по голове. Тот потерял сознание. Затем оттащил тело к стене, где его не было видно с тропинки и обшарил карманы. Золотые монеты... Часы! Казбек услышал шум борьбы, но, помня наставления Темироки о том, что каждый из них должен обходиться собственными силами, юркнул в проулок и направился к следующей постройке. Кроме того, он знал, что Аслан парень ловкий, сметливый, и в случае серьезной опасности свистнул бы, как условились. Тут он увидел казака, мирно дремлющего в обнимку с ружьем. По-видимому, он был здорово пьян. У него была знакомая уже косматая меховая шапка и такая же косматая борода. Он удобно поджал под себя ноги в мешковатых штанах и черных сапогах, носки которых были кованы серебром. Казалось бы, что легче вытащить у него саблю, однако Казбек прикинул, что подобраться к часовому почти невозможно... «Ладно!» - выдохнул он, засовывая каму обратно за пояс. Повернулся и побежал к ограде, там он сложил свои трофеи, связал их кушаком, повесил этот тюк себе на шею и перебрался через стену. Казбек плюхнулся на землю и бесшумно скатился вниз по пыльному склону, затем укрылся в кустах и подождал, пока Аслан вернется из поселка таким же способом. Мальчики молча, кряхтя под тяжестью добычи, поспешили в заветное место, назначенное Темирокой для встречи, - глубокую расселину под скалой, где им предстояло провести остаток ночи прямо на голой земле. Темирока, укутанный, как всегда, в белую бурку, ждал их, мирно посасывая чубук. Огня он не разводил из соображений безопасности, тем не менее, казалось, что холод совершенно не берет его. - У меня золотые монеты, - гордо заявил Аслан, высыпая их со звоном на землю. Деньги заманчиво блеснули в лунном свете. - А у меня ружье! - вставил Казбек. - Серебро! - Зерно! - И еще! - важно проговорил Казбек, многозначительно поднимая руку вверх. - У меня есть самое ценное, что можно было добыть! С этими словами он извлек откуда-то из-под полы эту великую ценность - знаменитую казачью нагайку, которую он вытащил из-за пояса спящего казака. - Ты убил этого казака? - спросил Аслан, сгорая от зависти. Темирока безмолвно сидел на корточках, ожидая, что скажет Казбек. - Нет, не убил. Этот человек был мертвецки пьян, и мне достаточно было лишь отодвинуть его руку и вытащить плетку. Смотрите: в кожаный ремень вплетены какие-то шарики. Сама по себе нагайка не представляла особой ценности, однако этот трофей был особенно важен для Казбека - ведь эти кожаные плетки в руках казаков символизировали их силу, их самонадеянность. Гяуры на Линии, отправляясь в поход, размахивали нагайками над головой и победно выкрикивали «Гойда!», что означало «Пощады не жди!» То, что Казбек выбрал именно это, свидетельствовало о его бесстрашии и о том, что он чувствует значение таких демонстративных поступков. Темирока подался вперед и сгреб все трофеи в кучу у своих ног. - Что ж, неплохо для первого раза. Тебе, Аслан, не нужно было лезть в дом. Если бы начался переполох, ты бы вряд ли ушел живым. Боясь показаться несмелым, ты действовал опрометчиво. По натуре ты весьма благоразумен, так не бросайся без нужды в пекло, иначе в один прекрасный день ты сломаешься, дрогнешь и побежишь как раз там, где нужно будет стоять твердо. Золото сегодня не богатство. Надежный крымский кремень - вот что такое золото сегодня... Темирока презрительно пошевелил монеты палочкой. Аслан стоял, досадливо потупив голову. - Ты, Казбек, поступил весьма предусмотрительно, когда не вошел в дом, перед которым спал казак. Так вот: он не был вовсе пьян. На твое счастье его перед этим оглушили, а запах водки ввел тебя в заблуждение. Если бы ты меньше заботился о точном выполнении своего плана, а внимательнее разглядел противника, то понял бы, что он оглушен. Хорошо, что ты делаешь ошибки. Учись признавать их. Такова жизнь. - Так Вы там были, Темирока? – воскликнули парни в один голос. Они были поражены. Но учитель не стал ничего объяснять. - Нагайку можешь оставить себе, Казбек. Это самая ценная вещь из того, что лежит здесь, ибо свидетельствует о твоем понимании чести воина. Однако.., - Темирока строго взглянул на парней. - Мне, как аталику, полагается девять десятых вашей добычи. Остальное - домочадцам. Темирока покрепче запахнулся в бурку и погрузился в сон. Казбек и Аслан растерянно переглянулись. Они были поражены и немного раздосадованы. Однако потом, когда они улеглись и начали спокойно обдумывать произошедшее, то кое-что поняли. Воин сражается не ради наживы, а ради славы. Его доблесть должна приносить пользу другим, а не питать его алчность. Способы борьбы значат не меньше, чем сама победа. Таким образом, пройдя черту испытаний, многие из которых были весьма опасны для жизни, проведя эти годы под неусыпным наблюдением и в ограничениях, юноши превратились в настоящих воинов, именно таких, какими хотели их видеть родственники и соплеменники.
* * * * *
Через год, в священную осеннюю ночь Казбек и Аслан вместе с аталиком и многими другими воинами собрались в одной рощице, чтобы совершить священный обряд. Этот ежегодный обряд, приобретал для мальчиков все более важное значение. Никто не объяснял им происхождение этого ритуала. Подрастая, они все глубже чувствовали величие священной ночи. - Листья падают... Эта ночь дана нам для того, чтобы вспомнить павших героев, - произнес Темирока и сделал знак Ашугу, странствующему сказителю, чтобы он вошел в центр крута. Ежегодно этот человек заезжал в горное убежище Темироки, и каждый год, как и теперь, Темирока собирал там своих соплеменников и старых товарищей по оружию, чтобы помянуть славные подвиги усопших героев и услышать рассказы о новых бойцах. Ашуг пел одну из самых любимых поминальных песен Казбека. Он не понимал, почему эта грустное предание о любви оказывает на него такое сильное воздействие. Оно напоминало Казбеку о его любимой матери Цеме, и раньше заставляло до слез тосковать о ней, хотя, конечно, теперь он уже мог управлять своими чувствами. Было что-то почти родное в щемящей душу повести о князе шапсугов и его невесте, которые воевали плечо к плечу и вместе пали в бою... «Он не один лежит в холодной земляной постели, Ибо она, которую любил он, пала рядом с ним. Красота и отвага спят смертным сном, и темная узкая могила стала домом невесты...» Темирока взглянул на парней и те ответили ему взорами, исполненными готовности и понимания. Теперь ни один жест, ни один взгляд аталика не оставался не замеченным ими, ибо оба были «настроены» на него, как струны доброго музыкального инструмента. - Помните легенду о Ночи могущества? - спросил учитель. Казбек кивнул: - Вы рассказывали нам об этом, Тхамада. Это ночь, когда отворяются небеса и можно загадывать три желания, которые будут исполнены. Два из них должны быть добрые и одно худое. Все должно быть загадано и достигнуто, - добавил Аслан. Старшие продолжали петь. Темирока придвинулся к мальчикам поближе и заговорил вполголоса: - А чего бы ты пожелал, Казбек? - Я бы попросил свободы для своего народа, не задумываясь ответил тот. - Я пожелал бы долгой жизни, чтобы научиться как можно лучше служить людям.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |