Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание мероприятий. О.12. Законодательное регулирование системы дорожного движения




Введение

О.12. Законодательное регулирование системы дорожного движения

Поведение участников дорожного движения оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения. Для того, чтобы сделать поведение участников дорожного движения по возможности одинаковым и безопасным, государственные органы установили правила поведения участников дорожного движения (правила дорожного движения). Смысл заключается в том, что все ведут себя безопаснее при соблюдении этих правил, чем при их нарушении. Для обеспечения соблюдения правил, полиция осуществляет контроль. За нарушение правил могут применяться санкции в виде штрафа, обычного предупреждения или тюремного заключения, а также лишения водительских удостоверений.

Количество ДТП зависит не только от поведения участников дорожного движения. Оборудование системы организации дорожного движения, в том числе транспортных средств, также имеет значение для безопасности. Оборудование транспортного средства, дорог и регулирование дорожного движения влияют на поведение участника дорожного движения. Для обеспечения выполнения правил дорожного движения и других норм, непосредственно влияющих на участников дорожного движения, важно, чтобы и другие части системы были нацелены на это. Поэтому регулирование системы дорожного движения включает также требования, которые власти предъявляют к проектированию дорог, регулированию дорожного движения и транспортным средствам.

Регулирование системы дорожного движения имеет целью сокращение ДТП путем запрещения особо опасного поведения и регулирования поведения таким образом, чтобы оно было однообразным и предсказуемым. Далее регулирование системы дорожного движения должно способствовать выяснению того, каким образом ответственность за предотвращение ДТП должна распределяться между участниками дорожного движения, властями и производителями транспортных средств. Законодательство должно дать основание для распределения ответственности за случившиеся происшествия. Другой целью законодательства о дорожном движении является обеспечение пропускной способности дорог и ограничение проблем окружающей среды, связанных с дорожным движением.

Под регулированием системы дорожного движения в Норвегии здесь понимаются все положения, имеющие силу закона, которые даны в законе о дорожном движении или с гарантией в нем. В табл. О.12.1 дается обзор важнейших из этих правил.

В дополнение к предписаниям, упомянутым в табл. О.12.1, приводится ряд дополняющих положений. Эти положения в первую очередь относятся к транспортным средствам.

Норвежский закон о дорогах от 1963 г. дает основу для дорожных норм, стандартов на дорожные знаки и технических требованиям для планирования дорог и требований к таким планам. В целом закон о дорогах и закон о дорожном движении дают юридическую основу для большинства конкретных средств воздействия, описание которых дается в части 3 настоящего Справочника.

Таблица О.12.1. Законы, предписания и дополняющие положения, регулирующие дорожное движение в Норвегии. Источник: Grondahl Dreyer, 1995

Тип регулирования Тип регулирования
Формальный закон Закон о дорожном движении от 1965 г.
  Правила дорожного движения от 1986 г.
  Руководства по применению о дорожных знаков, разметки проезжей части дорог, светофорного регулирования в дорожном движении от 1980 г.
  Предписание о регулировании общественных стоянок и штрафах от 1993 г.
  Предписание о водительских удостоверениях и испытании водителей от 1979 г.
  Предписание об учебной езде и обучении правилам дорожного движения от 1968 г.
  Предписание об обязательном обучении и испытании водителя при получении водительских удостоверений категории В от 1995 г.
  Предписание об обязательном обучении водителя мопеда от 1986 г.
  Предписание об обучении водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и о подтверждении компетенции ADR от 1992 г.
  Предписание о технических требованиях и одобрении транспортного средства (предписание о транспортных средствах) от 1994 г.
  Предписание о требованиях к транспортным средствам от 1990 г.
  Предписание о применении транспортных средств от 1990 г.
  Предписание об обязательном периодическом техническом осмотре транспортного средства от 1994 г.
  Предписание о требованиях к велосипеду от 1990 г.
  Предписание об упрощенном плане развития дорожного движения от 1990 г.
  Предписание о штрафах за определенные нарушения законодательства о дорожном движении от 1993 г.
  Руководство по назначению штрафа за перегрузку транспортного средства. 1971
  Руководство по продолжительности управления автомобилем внутри страны и в странах Европейского Союза, 1993
  Руководство по применению индивидуального оборудования безопасности во время движения, 1979


Влияние на аварийность


Проблемы оценки влияния


Трудно измерить удовлетворительным способом влияние регулирования работы системы дорожного движения. Основной проблемой является то, что правила дорожного движения относятся ко всей стране. Поэтому нет контрольной группы без правил, с которой можно было бы сравнивать. В дополнение знания об их соблюдении часто являются недостаточными. Необходимыми условиями для того, чтобы регулирование системы дорожного движения сокращало количество ДТП или раненых, являются:

1. Чтобы правила регулировали факторы риска, т.е. поведение, противоречащее правилам, приводит к более высокому риску происшествий и ранений, чем поведение в соответствии с правилами.
2. Чтобы правила приводили к тому, чтобы поведение, противоречащее правилам, встречалось реже, чем если бы это было без правил.
3. Чтобы другое поведение, которое непреднамеренно может привести к увеличению риска происшествий или ранений, не увеличивалось в объеме.

В данном разделе коротко представлены основные аспекты знания, представляемого в более подробном виде в других главах, посвященных мерам, с учетом вышеприведенных положений.


Взаимосвязь между соблюдением водителями правил дорожного движения и риском ДТП

Проведен ряд исследований о взаимосвязи между количеством нарушений правил дорожного движения, за которые водителя задерживали, и риском происшествий водителя. К этим исследованиям относятся работы следующих авторов:

Peck, McBride og Coppin, 1971 (США)
Harrington, 1972 (США)
Goldstein, 1973 (США)
Chipman 1982 (Канада)
Evans, Wasielewski, 1982 (США)
Evans, Wasielewski, 1983 (США)
Wasielewski, 1984(США)
Smiley, Persaund, Hauer, Duncan, 1989 (Канада)
West, Elander, French, 1992 (Великобритания)

Все эти исследования показывают, что водители, которых задерживали за многие нарушения правил дорожного движения, имели более высокий уровень аварийности по сравнению с водителями, которых не задерживали за нарушение правил дорожного движения. И вероятность задержания, и количество происшествий с водителем имеют тесную взаимосвязь с ежегодным пробегом автомобиля. Поэтому необходимо контролировать протяжение пробега при исследовании взаимосвязи между количеством нарушений, за которые водитель задерживается, и риском происшествий водителем. Только в исследованиях Chipman (1982) и West, Elander и French (1992) контролировали расстояние пробега. На рис. О.12.1 представлена взаимосвязь между количеством нарушений правил дорожного движения, за которое водитель задерживался, и риском происшествий водителя согласно исследованию Chipman.

Рис. О.12.1. Взаимосвязь между количеством нарушений правил дорожного движения, за которые водитель задерживался, и риском происшествий водителя, Канада. Источник: Chipman, 1982

Рис. О.12.1 показывает, что риск происшествий увеличивается с увеличением количества нарушений, но не существенно. Среди женщин было очень мало тех, кто задерживался за 6 или более нарушений, чтобы можно было рассчитать риск.

Соблюдение участниками дорожного движения Правил дорожного движения и других положений

Имеются многочисленные сведения о том, как добропорядочные участники движения уважают различные положения правил дорожного движения и другие нормы. Табл. О.12.2 составлена на основе имеющихся источников и дает сведения, относящиеся к различному времени в Норвегии. Таблица содержит новейшие сведения, доступные в настоящее время. Из таблицы вытекает, что эти сведения в отношении ряда правил насчитывают несколько лет.

Обзор, представленный в табл. О.12.2, показывает, что уважение к различным положениям правил сильно меняется. Наиболее обычными являются нарушения ограничения скорости и требований к состоянию транспортных средств. Напротив, соблюдение предписания о содержании алкоголя в крови, предписание о применении световых сигналов, предписание о пользовании шлемами водителями мопедов и мотоциклов, знаках с требованием уступить дорогу на перекрестке и сигналах светофора на перекрестках является относительно хорошими. Однако нарушение этих положений представляет значительную проблему безопасности дорожного движения. Это в не меньшей степени относится к нарушению предписания о содержании алкоголя в крови. Езда в нетрезвом состоянии представляет очень высокий риск происшествий.

Соблюдение предписания о применении ремней безопасности является средне хорошим. Увеличение применения ремней безопасности может существенно сократить риск ранений. Возможные влияния на количество раненых и погибших при 100% уважении к правилам дорожного движения и к другим правилам Сделан расчет возможности сокращения количества раненых и погибших в дорожном движении в Норвегии при 100%-ном соблюдении законодательства в области дорожного движения (Elvik, 1997 B). Результаты этого расчета представлены в табл. О.12.3.

Таблица О.12.2. Сопоставление сведений об соблюдении участниками дорожного движения правил дорожного движения и других норм в Норвегии

Правило/положение законодательства Те, кто соблюдает правила, % Год исследования Источник
Общие и знаки ограничения скорости
50 км/ч   1980-85 Sakshaug, 1986. Гос. дорожная служба, Управление автомобильных дорог, 1995
60 км/ч   1980-85
70 км/ч   1980-85
80 км/ч   1980-85
90 км/ч   1980-85
90 км/час, автомагистраль класса В    
90 км/час, автомагистраль класса А    
Ремни безопасности на переднем сиденье
Густонаселенные местности     Fosser, 1995 A
Малонаселенные местности    
Все дороги    
Ремни безопасности на заднем сиденье
Густонаселенные     Leite, 1997
Малонаселенные    
Все дороги    
Обеспечение безопасности детей в автомобиле
Все дороги     Leite, 1997
Шлемы для водителей мопедов и мотоциклистов
Густонаселенные     Fosser, 1995 В
Малонаселенные    
Все дороги    
Запрет езды при промилле содержания алкоголя свыше 0,5
Густонаселенные 99,58 1981-82 Glad, 1985
Малонаселенные 99,79 1981-82
Все дороги 99,73 1981-82
Применение ближних фар в дневное время
Все дороги 90-95 1989-90 Elvik, 1993
Запреты проезда на красный свет светофора
Выбранные перекрестки в Норвегии 99,17   Sakshaug, Dimmen, 1997
Обязанность уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу по пешеходной дорожке
Дороги с регулируемым движением   1991-95 Stigre 1991, 1993; Buran, 1995; Sakshaug, 1997
Обязанность уступить дорогу на регулируемом перекрестке
Дороги с регулируемым движением   1991-93 Stigre, 1991, 1993
Правила езды и отдыха для тяжелых транспортных средств
Все дороги   1984-85 Fosser, 1988
Предел общего веса для тяжелых транспортных средств
Результаты проверки веса 98,2   Statens vegvesen еrsberetning, 1987
Минимальное требование к глубине рисунка протектора
Шипованные шины 98,1   Glad, 1988
Требования к техническому состоянию легковых автомобилей
Отобранные автомобили в дорожном движении 29,1   Fosser, Ragnоy, 1991
Требования к техническому состоянию тяжелых автомобилей
Отобранные автомобили в дорожном движении     Fosser, 1987
Запрет переделки мопедов
Отобранные мопеды 57,5   Fosser, Christensen, 1992
Запрет езды при возрасте, менее необходимого для получения водительского удостоверения
Водители автомобилей (предельный возраст 18лет) 99,94 1991-92 Bjоrnskau, 1993
Требования к здоровью водителей
Острота зрения (минимальное требование)     Stensholt, 1992; Bjоrnskau, 1993; Brаkhus, 1996
Старческое слабоумие 99,8 1991-92

Таблица О.12.3. Возможности сокращения раненых и погибших в ДТП в Норвегии при 100%ном соблюдении законодательства в области дорожного движения. Источник: Elvik, 1997В

Основная группа правил Процентное сокращение количества (95%-ный доверительный интер-вал)
Раненых Погибших
Ограничение скорости -9 (±5) -15 (±8)
Применение оборудования безопасности -5 (±3) -14 (±8)
Правила относительно промилле -3 (±2) -10 (±7)
Прочие правила поведения в дорожном движении -8 (±6) -7 (±5)
Технические требования к транспортным средствам 1 (±1) 1 (±1)
Требования к водителю 1 (±1) 1 (±1)
Итого -27 (±18) -48 (±30)

Табл. О.12.3 включает только те нарушения, когда достаточно хорошо изучена степень соблюдения водителями правил дорожного движения, чтобы можно было оценить возможность сокращения количества дорожно-транспортных происшествий. Для ряда положений, например, о расстоянии до впереди идущего автомобиля, сигнализации при повороте или езде, вопреки определенному дорожному знаку (например, при одностороннем движении) знания недостаточно хороши, чтобы сказать что-то конкретное о значении и лучшем отношении к правилам. Однако ясно, что лучшее отношение водителей к законодательству в области дорожного движения повысит безопасность дорожного движения.


Влияния на изменения закона


В Норвегии проведен ряд изменений законодательства в области дорожного движения. Исследованы влияния этих изменений на количество происшествий. Речь идет о следующих значениях:

  • отмена требования о повторном экзамене кандидатов на водителей, 1975 г. (см. раздел 5.6);
  • предписание о пользовании шлемом при езде на мопеде и мотоцикле, 1977 (см. раздел 3.14);
  • повышение требования уступать дорогу пешеходу на переходе, 1978 (Hvoslef, 1984);
  • введение штрафа за неиспользование ремней безопасности, 1979 (Elvik, 1995А);
  • предписание о применении взрослыми ремней безопасности на заднем сиденье легковых автомобилей;
  • введение автоматического ближнего света на новых автомобилях, 1985 (Elvik, 1993А);
  • предписание о применении ближнего света на всех автомобилях, 1988 (Elvik, 1993А);
  • предписание о безопасности детей в автомобиле, 1988 (Elvik, 1995В);
  • изменение штрафных санкций за езду в нетрезвом состоянии, 1988 (Vaas, Elvik, 1992).

Табл. О.12.4 приводит результаты исследований о влиянии этих мероприятий на количество ДТП с травматизмом или на количество раненых в ДТП. Цифры относятся к влияниям в целевой группе мероприятия, а не к общему количеству происшествий или ранений в дорожном движении. Например, целевой группой для предписания о применении шлема при езде на мопеде и мотоцикле являются водители и пассажиры мопедов и мотоциклов. Целевой группой для повышенного требования уступать дорогу на переходе являются пешеходы, пересекающие дорогу.

Таблица О.12.4. Влияние изменений законодательства в области дорожного движения в Норвегии на количество происшествий с травматизмом или количество раненых в дорожном движении

Изменение закона Процентное изменение количества происшествий с травматизмом или раненых в целевой группе мероприятия
Лучшая оценка Разброс значений показателей
Отмена повторного экзамена будущих водителей, 1975 +1 (-7; +9)
Предписание шлема на мопеде/мотоцикле, 1977 +42 (+31; +57)
Ужесточение требования уступить дорогу на пешеходном переходе, 1978 +11 (-2; +26)
Штраф за неиспользование ремней безопасности, 1979 -6 (-10; -3)
Применение ремней безопасности на заднем сиденье, 1985 -6 (- 10; -2)
Ближний свет на новых автомобилях, 1985 -2 (-10; +7)
Ближний свет на всех автомобилях, 1988 -5 (-13; +4)
Обеспечение безопасности детей в автомобиле, 1988 -11 (-17; -5)
Изменение штрафа за езду в состоянии алкогольного опьянения, 1988 +3 (-5; +13)

Отмена в 1975 г. повторного экзамена водителей, ужесточение требования уступать дорогу пешеходу на переходе в 1978 г., требование о ближнем свете на новых автомобилях в 1985, предписание о ближнем свете на всех автомобилях в 1988 г. и изменение штрафа за езду в нетрезвом состоянии в 1988 г. не привели к статистически надежным изменениям количества происшествий. Предписание об обеспечении безопасности находящихся в автомобиле пассажиров на переднем и заднем сиденьях, а также обеспечение безопасности детей в автомобиле привело к сокращению количества раненых. Напротив, предписание о пользовании шлемами на мопедах и мотоциклах не привело к сокращению количества раненых. Цифры раненых увеличились после введения предписания. Этот результат плохо соответствует результатам других исследований о введение предписания. Объяснение этому увеличению не известно. Возможным объяснением является увеличение степени регистрации происшествий с мопедами и мотоциклами. Другим возможным объяснением является изменившееся поведение водителей мопедов и мотоциклов после того, как они начали пользоваться шлемами.
Возможные влияния новых положений законодательства в области дорожного движения


Законодательство в области дорожного движения в настоящее время регулирует очень многие условия риска в дорожном движении в Норвегии. Правила закона имеют значительный объем. Однако не все важные условия риска регулируются этим законодательством. Для четырех типов регулирования, которые не осуществлены, можно оценить теоретические максимальные влияния на количество ранений. К ним относятся следующие:

1. Введение ограничителя максимальной скорости на транспортном средстве (Elvik, 1996B).
2. Введение предписания о применении световозвращателей для пешеходов, передвигающихся вдоль общественной дороги в темноте (Elvik, 1996С).
3. Введение предписания о пользовании шлемами велосипедистами.
4. Введение предписания об установлении стопсигналов на более высоком месте на всех автомобилях.

Влияния оцениваются при предположении, что интенсивность движения остается неизменной, и что предписание соблюдается на 100%. Следовательно, оцениваются теоретические максимальные влияния. Для предписания с применением шлемов велосипедистами нет уверенности, что предположение о неизменном дорожном движении останется. Опыт Австралии и Новой Зеландии показывает, что движение велосипедистов сократилось после введения предписания о шлемах (см. п. 3.12). Табл. О.12.5 приводит результаты расчетов. Цифры относятся только к влиянию в целевой группе мероприятия.

Таблица О.12.5. Теоретические максимальные изменения количества раненых в ДТП вследствие введения новых положений законодательства в области дорожного движения

Положение закона Процентное изменение количества происшествий с травматизмом или количества раненых в целевой группе мероприятия
Лучшая оценка Разброс
Ограничитель максимальной скорости на всех транспортных средствах -15 (-20;- 10)
Предписание о применении световозвращателей пешеходами -80 (-90; -10)
Предписание о шлеме для велосипедистов -15 (-20; -10)
Предписание о высоко установленных стоп- сигналах -10 (-12; -8)
Итого все положения -19 (- 25; -13)


Общая теоретическая возможность сокращения количества раненых при введении новых положений, указанных в табл. О.12.5, по расчетам составит сокращение приблизительно в 19%. Фактическое влияние возможных новых положений, вероятно, будет значительно меньше, поскольку 100% соблюдения правил вряд ли можно достичь. С другой стороны, ограничитель максимальной скорости на транспортных средствах и предписание о применении шлемов велосипедистами может привести к уменьшению интенсивности движения. Меньшее движение дает меньше раненых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.