Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федоров 97




Настоящая часть записки от неученых к ученым, и именно к русским ученым, писанная под впечатле­нием войны с исламом, смотрит на всю нашу тысяче­летнюю жизнь как на продолжение испытания вер 1а,начатого еще до Владимира и до сих пор неоконченно­го, т. е. настоящая часть записки ставит лишь вопрос, а не дает решения, и вопрос не о том, какое убеждение, какой взгляд мы усвоим, а какого закона, какой запо­веди станем исполнителями, если будем смотреть на нашу борьбу с исламом (вообще с кочевниками),под­держиваемым Западом (всегда готовым на нас бросить­ся), если будем смотреть на эту борьбу и как на опыт, и как на испытание, как на дело знания и веры, кото­рое и должно не простой только народ, но и интелли­генцию привести к решению.

Приняв православную крестьянскую веру как печа­лование о разъединении и призвав князей для устрое­ния обязательно-сторожевого государства против степ­ных кочевников и городского Запада, русские не по­ставили себе вопроса о противоречии, заключающемся в сокрушении о борьбе с необходимостью непрерывной борьбы.

Аще не будете, как дети, не внидете в Царствие Небесное» (Матф. 18, 3).

Возвратить. сердца сынов отцам (Ев. Луки 1, 17^· применительно к нашему времени, вместо «сердца от­цов детям», как в Евангелии) — это и есть дело Божие.

Л/оиах-летописец хочет знать, «откуда пошла земля наша?»1. «Куда идет она?»—желают знать ученые, историки. Для нас же нужно знать, куда должно идти (всем в совокупности), чтобы ходить в законе Господ­нем, что нужно делать, чтобы творить дело Божие, что­бы пути человеческие сходились с путями Божиими, т. е. важно не предсказание, а действие совокупное, братское, общее — отеческое.

Записка от неученых к ученым русским, ученым светским, начатая под впечатлением войны с исламом, уже веденной (в 1877—1878 гг.), и с Западом — ожидаемой, и оканчиваемая юбилеем преп. Сергия

ЧАСТЬ II

Кому предлежит решение этого вопроса? И какой другой вопрос может быть дан для решения как всей прошедшей мудрости в виде книг и других произведе­ний человеческого ума, так и собранию всех пишущих и мыслящих настоящего времени, т. е. учреждению, именующемуся Музеем, если только музей учреждение не бесцельное?

В чем состоит наша задача, задача России, в чем наш долг?

Настоящая часть записки имеет в виду русских ученых, ученых земледельческой, патриархальной стра­ны, страны континентальной, т. е. климатических край­ностей, и притом же страны истощенной, подвержен­ной постоянным периодическим, все чаще и чаще повторяющимся неурожаям. Эта часть записки имеет в виду ученых страны, на которой преднаписана, так сказать, необходимость метеорической регуляции, так что непонятно, как ученые этой страны не усмотрели до сих пор этой необходимости. Это обращение к ученым той страны, которая находилась и доселе нахо­дится в постоянной борьбе с кочевым исламом и с го­родским Западом и не пришла еще к сознанию своей задачи, столь, однако, простой, естественной и вполне понятной,— обращение к ученым страны, лишь подра­жающей, и притом тем, которые живут в иных усло­виях. (Впрочем, и для океанической страны, которой мы подражаем, наступает уже время необходимости ре­гуляции.)

Все, что будет здесь изложено, есть обращение к ученым самого материка, т. е. основы земного шара, материка с его климатическими крайностями, усилен­ными тысячелетним хищничеством, так что эта матери­ковая земля, хотя и велика, даже и очень велика, по«тому что не имеет еще прямоезжей дороги от северо­западного своего угла (от Мурмана, от незамерзающего Варангер-фиорда) к юго-восточному (к Владивостоку), но уже не обильна, а становится пустыней и остается глушью. Очень важно, что патриархальная глушь со­хранилась до того времени, когда и западные окраины начинают сознавать, что отречение от культа отцов не есть благо и не сулит долгоденствия, так что наиболее отрекшаяся от старины земля (Франция 1891 г.) ищет союза с примитивной глушью2; а с другой стороны, и в океанической полосе начинают все более и более ощущаться климатические крайности, благодаря чему обитатели и этой полосы становятся способными понять необходимость объединения для регуляции; регуляция же земного процесса и есть начало общего отеческого дела, разрешающего противоречия, т. е. устраняющего причины вражды и превращающего печалование в ра­дование; а пока это противоречие не разрешено, до тех пор и испытание и выбор вер еще не окончены, не за­вершены.

Это обращение к ученым русским светским, став­шим иностранцами, чуждыми отцам (предкам), заклю­чает в себе указания:

1. На культ предков, как на единую истинную ре­лигию, а вместе и на воспитательное значение годовых праздников, имеющих целью возвратить сердца сынов отцам; возвращение же сердец сынов отцам и есть культ предков, высшим выражением которого будет всеобщее воскрешение, началом же — регуляции, как орудие Бога отцов, действующего через союз всех сы­нов.

2. На результат тысячелетнего опыта, или испыта­ния, т. е. на вопрос о Троице, как заповеди, данной сынам по отношению к отцам. Этот второй отдел со­держит: а) Вопрос об испытании вер (активном и пас­сивном) и о критерии при этом испытании в связи с призывом князей и с устроением обязательно-сторо­жевого государства, или разрешение противоречия меж­ду военно-гражданским и христианским. (Кремль-кре­пость и храм древней и новой Руси.) Три испытания, соответствующие трем периодам: Киевскому, сделав­шему выбор, Московскому, подвергшемуся испытанию преимущественно со стороны Востока и выдержавшему это испытание, и Петербургскому, подвергшемуся ис­пытанию со стороны Запада от новоязыческой прелести и не выдержавшему его, в лице интеллигенции по крайней мере. Только испытавшим иго Востока и иску­шенным соблазнами Запада можно сделать выбор из трех вер и трех исповеданий, б) О вере, как объеди­нении в деле отеческом, или о восстановлении верно­сти. Три веры, три исповедания, или о трех иска-» жениях религии (о разъединении, порабощении и

 

уничтожении), обличение коих заключается в учении о Троице. О трех видах христианства, из коих — пока не совершилось объединение — истинно только печа­лование об иге католическом, о протестантской розни и о нашем бездействии, в) О критерии, как указателе пути Господня (или средства, способа осуществления) и образа Божия (образа, цели). Истинный критерий рождается с человеком; он есть чувство родства, чув­ство, которое господствует в детстве исключительно, в учении?ке о Троице оно возведено в догмат; но то, что для метафизического ума греков было догматом, для практического ума русских станет заповедью, как это уже и являлось в деле преп. Сергия, строителя первого храма во имя Троицы в Московском государ­стве, способствовавшего и объединению земли —- во имя Троицы нераздельной — и освобождению ее от ислама — во имя Троицы неслиянной. г) О критерии в связи с призывом князей.

За этим будет следовать: 1. Указание на наше рав­нодушие к испытанию вер наших врагов. 2. Несоответ­ствие нашего быта с магометанским пониманием Бога или нашей первобытности, примитивности, с новоиудей­скою культурою ислама, поддерживаемою культурою ыовоязыческого Запада. 3. Условия осуществления единства. Сын. Бессыновний Бог ислама. 4. Вопрос о трансцендентности и имманентности Божества и в чем заключается его разрешение. Отец. Безотечный Запад. Бог Запада, Бог философский, не-отец. 5. Наше неученое понятие о Боге и его несознанность. Но, бу­дучи несознанным, оно было чувствуемо всегда, на что указывает употребление формул Троицы нераздельной. Почитание Отца и Сына. 6. Всеединство есть условие понимания Триединства. Отделение мысли от дела — самый величайший грех. Мысль без общего дела — мечта; дело без общей мысли — слепота, тьма. 7. О пер­вом сыне человеческом. Нераздельная семья, семья воскрешения. 8. Смерть первоотца (праотца) и первая мировая скорбь. Истинная мировая и мнимая мировая скорбь. Первое покаяние пред образцом, пред тем, че­му обязаны мы уподобиться, и сознание того, в чем наше удаление, неподобие образцу, сознание, что мы сыны, оставившие своих отцов. Историческое значение притчи о блудном сыне. 9. Исповедание Символа Веры есть и покаяние и обет. Сознание наших пред Образ­цом недостатков раскроет нам путь, по которому долж­но идти, т. е. Четыредесятница укажет нам на Пяти­десятницу. а) Знание, как оно есть и каким должно быть, т. е. наука как слово человеческое и наука как слово Божие. б) Деятельность, как она есть и какою должна быть. 10. Можно ли ограничиваться одною ве­рою? 11. Нынешнее состояние человечества, т. е. со­стояние несовершеннолетия: магометанское господство, языческая рознь и буддийский покой. Естественным последствием несовершеннолетнего, небратского состоя­ния было признание господства сущностью Божества.

12. Нынешнее состояние мира физического, т. е. господ­ство слепой силы природы над нами, есть следствие тех же пороков — бездействия, розни, порабощения себе по­добных вместо объединения в общем деле, вместо ре­гуляции слепой силы. 13. Общий и родовой долг. Долг общий всем людям как тягло, как повинность. Созна­ние долга есть естественное следствие самоосуждения и покаяния. 14. О добродетели. Добродетель, не де­лающая только достойными счастья, но дающая сча­стье; добродетель полная, а не отрицательная, лишь отвлеченная, личная. Такое соединение добродетели со счастьем, в коем связь первой с последней не тран­сцендентна, а имманентна, и есть полная добродетель, заповедь блаженства. 15. В чем заключается исполне­ние долга, полный долг? 16. В чем состоит наука хрис­тианская, наука полная, неотделимая от искусства?.. Исследование причин розни. 17. Извращенное дей­ствие (идолопоклонство) и бездействие (иудейство), или вопрос о труде и воскресном покое. Покой во­скресного дня — суббота, нирвана, смерть. 18. Долг есть служение отцам, служение истинное, а не тво­рение подобий по-китайски ли то или же по-египетски и вообще по-язычески. Служение отцам не может ог­раничиваться и внутренним лишь поминовением. В служении отцам заключается вся внутренняя исто­рия. 19. Смысл истории до христианского мира. Внеш­няя история язычества, движение сынов вслед умерших отцов. 20. Об юбилее. 21. В чем сущность, т. е. дело, христианства? 22. Настоящее состояние христианства или литургия храмовая. 23. Причины распадения.

24. Языческое, неистинное служение отцам, и истин­ное, христианское служение,— Воскрешение,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.