Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по практике в группах детей раннего возраста




Материально - техническое обеспечение практики

Интернет-ресурсы

1. Book-ua:org – библиотека электронных учебников

2. eLIBRARY.ru – научная электронная библиотека

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php Библиотека Гумер – полнотекстовые книги по педагогике

4. www.gumfak.ru – электронная гуманитарная библиотека

5. Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФhttp://mon.gov.ru/

6. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/

7. Портал «Педагогика» (Ведение в педагогическую деятельность; Общие основы педагогики; Теория обучения; Теория и методика воспитания; Педагогические технологии; Управление образовательными системами) http://www.pedpro.ru/

8. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

9. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/

10. Университетский Банк Данных "Ресурс образования" (общество и образование; управление и исследование; обучение; учащиеся и учителя; развитие и учения; содержание образования (воспитания). http://pedagogik.mgou.ru/

11. Электронная библиотека Грамотей (теория обучения, теория воспитания) http://www.gramotey.com/?open_file=1269033259

12. Электронная интернет-библиотека http://www.internet-biblioteka.ru/

1.Государственный образовательный стандарт;

2.Рабочая учебная программа;

3.Компьютер, принтер, сканер, ксерокс, мультимедиа, телевизор, проигрыватель для дисков, интерактивная доска;

4.Помещения дошкольных образовательных учреждений

1. Перед началом практики на кафедре ТиМДО проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются цели и задачи, порядок прохождения, содержание и отчетность по практике.

На установочной конференции также возможно определение групповых и индивидуальных заданий студентам на период прохождения практики.

2. В течение практики студент-практикант обязан выполнить все работы, предусмотренные в программе. Содержание работ может быть конкретизировано в соответствии с пожеланиями студента и конкретными условиями работы в учебно-воспитательном учреждении.

3. После прохождения практики студент должен предоставить групповому ру­ководителю практики письменный отчет с анализом по итогам прохождения практики.

4. Конференция, посвященная итогам практики, проводится после сбора отчётной документации всех студентов по итогам практики. Конкретный срок проведения итоговой конференции определяет факультетский руководитель практики, но не позднее двух недель после окончания практики.

Итоговая конференция позволяет обобщить результаты и сделать общие выводы по итогам практики в целом. На данном этапе предполагаются выступления студентов по итогам практики; анализ итогов практики групповыми руководителями; анализ итогов практики факультетским руководителем.

5. Работа студента в период педагогической практики оценивается дифференцированным зачетом. Зачет выставляется в ведомость и зачетную книжку групповым руководителем практики не позднее двух недель после сдачи студентом письменного отчета или анализа по итогам практики. В случае если студент не предоставил отчетную документацию в назначенный срок, по итогам практики выставляется оценка «не зачтено».

1. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, считаются не выполнившими учебный план и могут быть отчислены за академическую неуспеваемость в порядке, предусмотренным Уставом НИСПТР.

Задания для студентов:

Задание 1.

Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.

Рекомендации по выполнению задания

Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей раннего возраста во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности:

- комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;

- предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;

- пособия для проведения физически упражнений и оздоровительных мероприятий;

- пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

- игрушки для детей, их виды, количество и размещение;

- площадка и ее оборудование.

По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:

 

Виды игрушек Перечень Количество
общее на каждого ребенка
         

 

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?

2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?

3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?

4. Какие возможны рекомендации по функциональномуулучшению материальных условий размещения детей?

Задание 2.

Изучите особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды.

Рекомендации по выполнению задания

- проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя;

- настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида);

- обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:

 

Вид деятельности Игрушки и пособия Количество Психолого- педагогический анализ
       

 

- ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда - интересам ребенка и его психологическому здоровью. Что нужно сделать для улучшения предметно-пространственной среды, чтобы воспитанники группы чувствовали себя более комфортно?

В ходе изучения специфики труда воспитателя в группах раннего возраста выполняйте следующие требования:

- познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним доверительные отношения;

- обратите внимание на внешний вид воспитателя и его помощника;

- понаблюдайте за их работой, распределением обязанностей между ними. Проведите хронометраж участия воспитателя и его помощника в ходе режимных процессов. Хронометраж ведется по следующей форме:

 

Время Режимный процесс Деятельность
    Воспитателя Помощника воспитателя Детей
         

Полученные данные сопоставьте с примерным распределением обязанностей персонала (в кн. Васильева А.И., Батурина ХА., Хобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М, 1990. С. 60 — 61).

При общении с детьми придерживайтесь следующих советов:

- подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми и запомнить их имена;

- придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей;

- понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили;

- ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей (в кн. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993;

- опишите наиболее запомнившегося вам ребенка;

- проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.

Задаиие 3.

Изучите режим дня в группах детей раннего
возраста с физиолого-гигиенических позиций, степень воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.:

Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:

- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

- продолжительность и место обязательных занятий;

- продолжительность основных занятий с детьми;

- время и кратность пребывания на воздухе;

- продолжительность и кратность сна;

- возможность обеспечения двигательной активности;

- ребенка по собственному выбору;

- обеспечение возможности игровой деятельности.

Познакомьтесь с различными типами режимов.

 

№ ре-жи- ма Воз-раст, лет Кормление Бодр-ствование (макси-мальная длитель- ность, ч) Сон Коли- чество часов сна, в сутки
Ко-ли-чест-во интер-вал, ч дневной ночной
количество периодов длитель- ность периода, ч длитель- ность периода, ч
  1 - 1,5   3,5 - 4,5 3,5 - 4   1 – 1,5 2 – 2,5 10 - 11 13,5 – 14,5
  1,5 - 3   3,5 - 4,5 5 – 5,5     10 - 11 13 - 14
  2-3   3,5 - 4,5 5,5 – 6,5   2 – 2,5 10 - 11 12 - 13

Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.

Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 - 2 детьми. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.

Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.

Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:

 

Время, ч Фамилия, имя, возраст ребенка Формы активности Деятельность
воспитатель помощник воспитателя
         

По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.

Студентам для выполнения задания необходимо ознакомиться с долгосрочным планированием работы; условиями и обстановкой в группах, особенностями проведения режимных процессов, выделить педагогические приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.

На основе наблюдений составляется отчет, в котором отражаются:

- условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;

- продолжительность режимных процессов для детей разных возрастных подгрупп;

- педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником;

- формы активности детей разных возрастных подгрупп.

Результаты наблюдения следует занести в таблицу:

 

 

Режимный период Фамилия, имя ребенка, возраст Формы самостоятельности детей Действия воспитателя и его помощника Оборудование Фактическая длительность режимного периода
Двигательные действия Речевое обращение (инструктаж) Поддержание устаойчивого положительного эмоционального отношения Контроль за самостоятельными действиями детей
                   

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах детей раннего возраста, их особенности в каждой группе?

2. Как распределение обязанностей между воспитателеми его помощником способствует четкой организации распорядка дня

3. Какие можно сформулировать рекомендации по улучшениюраспорядка дня?

4. Какое значение имеет методически правильное проведение режимных процессов?

5. Соответствует ли методика проведения отдельных режимных процессов в группах требованиям программы?

6. Соответствует ли развитие культурно-гигиенических навыков и умений детей 2-3 лет возрастным показателям?

7. Какими принципами и правилами проведения режимныхпроцессов руководствовался воспитатель в группе детей раннего возраста? Каково их своеобразие?

8. Какие можно сформулировать рекомендации по улучшению проведения режимных процессов?

Задание 4.

Примите участие в организации бодрствования и проведении воспитательной работы в группах детей раннего возраста.

Рекомендации по выполнению задания

В ходе выполнения задания рекомендуется придерживаться следующих требований:

- подробно ознакомьтесь с долгосрочным планированием работы в группе и планом-перечнем игр-занятий;

- определите педагогическую целесообразность условий и оборудования, своеобразие средств и приемов организации бодрствования;

- выделите содержание, средства и приемы, используемые воспитателем для формирования у детей навыков действий с предметами, основных движений;

- определите содержание работы и приемы, используемые воспитателем в общении с детьми.

Для выполнения задания каждый студент наблюдает за тремя детьми, а также за действиями воспитателя по следующей схеме:

 

    Время   Усло- вия   Виды актив-ности ребенка   Действия воспитателя и его помощника (поддерживающие или направляющие поведение ребенка)
    общение рассматривание речевые реакции движения действия с предметами
             

 

Данные наблюдения суммируются, систематизируются и представляются в отчете, содержащим требования:

- продолжительность бодрствования детей разных возрастных подгрупп;

- условия и обстановка проведения бодрствования;

- особенности проявления-активности детей разных возрастных подгрупп;

- средства и приемы, используемые для поддержания у детей положительного эмоционального состояния;

- приемы обучения, применяемые персоналом группы в работе, для формирования у детей зрительного, слухового восприятия, речевых навыков общения, действий с предметами и др..

Вопросы для обсуждения

1. Каковы виды активности, содержание и приемы воспитательного воздействия, их направленность при проведении бодрствования детей младшей и старшей возрастнойподгруппы?

2. Соответствует ли организация бодрствования детей разных возрастных подгрупп требованиям программы?

3. Какие можно сформулировать рекомендации по организации и усложнению самостоятельной деятельности детей?

Задание 5.

Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (по одному ребенку на двух студентов).

План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)

1. Краткие анамнестические данные:

- вес, рост при рождении;

- перенесенные заболевания;

- как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.

2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:

- внешний вид;

- физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);

- нервно-психическое развитие - речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;

- особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);

- взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).

3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.

Задание 6.

Организуйте самостоятельную деятельность детей в группе и проведите занятия с ними. Обратите внимание на особенности поведения детей, их взаимоотношения в процессе самостоятельной игровой деятельности.

Понаблюдайте организованные занятия, проведите хронометражные записи. Каждый студент ведет хронометраж за 1 - 2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин по следующей форме:

 

Время, ч Вид деятельности Взаимоотношения между детьми Общение со зврослым Воздействие воспитателя
  9.00 9.05 9.10          

 

В хронометражных записях отражаются виды деятельности ребенка в наблюдаемый отрезок времени, его избирательное отношение к тому или иному виду деятельности, формы общения со сверстниками, инициативные формы общения со взрослым, участие воспитателя в деятельности малыша, выводы и рекомендации.

Обсуждение хронометражных записей позволяет составить представление об общем уровне самостоятельной деятельности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.

Группа третьего года жизни (первая младшая) считается переходной от раннего к дошкольному возрасту, поэтому целесообразно в период практики провести хронометраж занятий.

Результаты наблюдений отразите в протоколах № 1, 2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.