Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол № 2 хронометража реакций детей (20 мин.)




Протокол № 1 поминутного хронометража занятия (20 мин.)

 

Дата Номер ДОУ
Группа Вид занятия
Фамилия, имя ребенка
            7                          
п п о о о о з з з з з з з з з Р Р Р У У
                            к к к к    

 

П - подготовка рабочего места;

О - объяснение и показ воспитателя;

З - выполнение задания;

Р - обсуждение полученных результатов;

У - уборка рабочего места;

К - отвлечение от занятий.

В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.

 

Фамилия, имя ребенка Время занятия, мин Итого
1 — 5 6 — 10 11 — 15 16 — 20 В Т О
      К в   -  
      в в   - -
      в т     -
всего        

 

К - отвлечение от занятий;

В - реакции возбуждения;

Т - реакции торможения.

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Начиная с первой группы детей раннего возраста, для своевременного развития основных движений, сенсорных умений, общения, действий с предметами, понимания речи предусматривается индивидуальное обучение или во второй половине года - одновременное 3-4 детей. Обучающее воздействие взрослого необходимо сочетать со специально организуемыми играми-занятиями.

Во второй группе детей раннего возраста обучение направлено на развитие интереса к познанию. С этой целью отбирается более широкий круг представлений о жизни людей, окружающей природы, разнообразятся действия с бытовыми предметами, дидактическими игрушками и строительным материалом, проводятся физические упражнения, прослушивается доступная музыка.

Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Ежедневно проводятся два занятия с небольшими подгруппами по 4 - 6 чел. (1 – 1,5 лет) и от 8 до 12 чел. (1,5-2 лет).

Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения и длится 8-10 мин с детьми до 1,5лет и 10- 12 мин с детьми от 1,5 до 2 лет.

Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.

Вопросы для обсуждения

1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.

3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?

4. Соответствуют ли организация и содержание обучения на занятиях программе?

5. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения?

Задание 7.

Изучите показатели физического развития детей раннего возраста, выделите особенности.

Познакомьтесь с особенностями и показателями фи-зического развития ребенка второго и третьего года жизни, представленными в образовательных программах для детей раннего возраста. Изучите содержание работы по
физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.

На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:

 

Фамилия, имя ребенка Группа здоровья Физическое развитие Харак-тер труда Темп игр и физичес-ких упражне-ний Актив-ность на занятиях
  ЗР ЧБ ЭБ Гарм. Откл.      
                 

 

Условные обозначения и рекомендации к заполнению:

ЗР - здоровый ребенок, ни разу не болевший в течение года;

ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);

ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);

Гарм. - гармоническое соотношение роста, веса, ок-ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;

Откл. - отклонения в физическом развитии (завышенный, заниженный рост, вес, окружность груди, нарушения в осанке, стопе).

Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:

- гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;

- соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;

- форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;

- соответствие способов организации детей их возможностям;

- физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;

- качество двигательных умений детей;

- активизацию умственной деятельности детей;

- эмоциональное состояние детей и воспитателя;

- меры безопасности и страховки детей;

- объяснение и показ воспитателем упражнений;

- индивидуальный подход к детям.

Задание 8.

Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе раннего возраста, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.

Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.

На втором году жизни дети осваивают действия с предметами по их назначению, увлекаются отобразительно-сюжетными играми. Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной

работы в группе.

Студенты наблюдают за двумя детьми (1-1,5 и 1,5-2 лет) и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Наблюдения фиксируются по следующей форме:

 

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата, время, мин Игрушки, предметы Действия ребенка Отношение ребенка к другим детям Действия воспитателя и его помощника  
функциональные орудийные отобразительные игры Показ способа действия совет Совместные действия Внесение игрушки
                       

Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:

- общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;

- характеристика игровых уголков и игрушек;

- виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;

- темы, сюжеты отобразительных игр;

- совместные игры и характер отношений детей друг к другу;

- приемы руководства деятельностью детей.

Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.

Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.). Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.). Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.

Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенком раннего возраста. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.

Вопросы для обсуждения

1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго - третьего года жизни?

2. Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?

3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?

4. Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?

5. Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе детей раннего возраста?

Задание 9.

Ознакомьтесь с оздоровительно-воспитательной работой в группах детей раннего возраста и примите участие в ней.

Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:

- основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы;

- содержание планов - перспективного (на три месяца), игр-занятий и календарного;

- степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы;

- содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;

- планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования;

- степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных подгруппах;

- учет в планах индивидуальных особенностей детей.

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в первой и второй группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?

2. Соответствуют ли содержание и формы планирования программе?

3. Как осуществляется индивидуальный подход в обучении детей раннего возраста?

4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, индивидуальному подходу в обучении?

Задание 10.

Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ по разделу «Сенсорное воспитание», особенностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Проведите наблюдение за приемами работы воспитателя по развитию сенсорной культуры ребенка, приобретению навыков оценки уровня сенсорных способностей детей.

Студенты анализируют программу, по которой работает детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Истоки».

Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, величине, цвету).

Работа выполняется методом экспериментальных заданий. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанного действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—). Каждый студент обследует четырех детей.

В процессе проверки ведется запись по форме:

 

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата, время Порядок предъяв­ления игрушек Игрушки Инструкция эксперимен­татора Действия ребенка
           

 

Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:

 

Фамилия, имя, возраст ребенка     Восприятие (называет, соотносит, отождествляет)
величина форма цвет
       

 

С полученными данными следует ознакомить воспитателя труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.

В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:

- организационные условия работы с детьми;

- наглядность в проведении занятий;

- разнообразие приемов обучения;

- эмоциональное состояние детей, уровень их познавательной активности;

- стиль общения воспитателя с детьми, его индивидуальную работу с ними.

Во время практики в ДОУ студенты овладевают профессиональными умениями и навыками воспитателя группы детей раннего возраста.

Вопросы для обсуждения

1. Каков уровень сенсорного развития детей группы? Установите его соответствие общим показателям сенсор­ного развития детей данного возраста.

2. Какие рекомендации можно сформулировать для улучшения оборудования и проведения занятий в группе но сенсорному воспитанию?

Задание 11.

Ознакомьтесь с содержанием работы старшего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми в группах раннего возраста.

Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропаганды педагогических знаний (уголок для родителей, тематические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).

Примерные темы для бесед с родителями

1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.

2. Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.

3. Аппетит малыша дома.

4. Положительные и отрицательные привычки.

5. Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хранения игрушек.

6. Особенности формирующегося характера, наследственные черты и др.

Задание 12. Проведите наблюдение за разными видами занятий в группе детского сада (изобразительного цикла, развития речи, музыки), проанализируйте каждое в отдельности, а затем сравнительно друг с другом по критериям, указанным в нижеприведенной таблице:

Критерии анализа Уровень оценок
Соответствие программного содержания возрастуребенка Выполняются ли гигиенические требования Высокий Средний Низкий
Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка      
Воспитательное воздействие программного материала      
Выполняются ли гигиенические требования      
Эстетика занятий (внешний вид детей, группы, оборудования      
Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий      
Этапы занятий и их связь      
Длительность этапов      
Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязьи обоснованность      
Приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания детей (имеются или нет)      
Приемы, позволяющие обеспечить эмоциональность, интересы детей      
Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания      
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя      
Индивидуальная работа с детьми      
Качество работы      
Поведение детей в процессе игры      
Оценка работы воспитателями Качество анализа работ детьми      

Понаблюдайте игры детей, выявите особенности использования игрушки и игровых материалов детьми разного возраста. Дайте педагогический анализ результатов проведенной работы всоответствии с вопросами игрушки и игровые материалы используются икакому этапу развития игровой деятельности детей соответствуют? Как средавлияет на обогащение содержания игры, развитие способов отображениядействительности, формирование игровых взаимоотношений, проявлениесамостоятельности и игрового творчества? Каковы особенности внесения

игрушек педагогом?

Основываясь на результатах проведенной работы, разработайте рекомендации для родителей по созданию предметно – игровой среды в семье.

Проведите анкетирование воспитателей, родителей, беседу с детьми разных возрастных групп, выявите отношение к игрушке взрослых и детей, особенности использования игрушки в деятельности.

При выполнении данного задания вам помогут следующие анкеты и вопросы для бесед:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.