Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оптимального переживания 1 страница




ПОТОК

Перевод с английского

Москва 2011


Перевод с английского Елены Перовой Научное редактирование и предисловие Дмитрия Леонтьева

В своей культовой книге выдающийся учёный Ми- хай Чиксентмихайи представляет совершенно новый подход к теме счастья. Счастье для него сродни вдох­новению, а состояние, когда человек полностью погло­щён интересным делом, в котором максимально реа­лизует свой потенциал, Чиксентмихайи называет по­током. Автор анализирует это плодотворное состояние на примере представителей самых разных профессий и обнаруживает, что эмоциональный подъём, который испытывают художники, артисты, музыканты, досту­пен в любом деле. Более того, к нему надо стремиться — и не только в целенаправленной деятельности, но и в отношениях, в дружбе, в любви. На вопрос, как этому научиться, и отвечает книга.


Оглавление

Как ковать счастье: секреты мастер­ства 9

Предисловие автора к русскому изда­нию 24

Предисловие 1990 г. 31

1. Новый взгляд на счастье 37 Введение........ 37

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

Краткий обзор содержания книги. 52

Корни неудовлетворённости............................ 63

Защитные функции культуры.... 72

Возвращение к переживанию.... 91

Пути к освобождению.................................... 106

2. Анатомия сознания 116 Границы возможностей сознания.. 134 Внимание как психическая энергия. 143

Войти в себя...................................................... 154

Беспорядок в сознании: психическая

энтропия............................................................ 162

Упорядоченное сознание: состояние

потока................................................................ 173

Усложнение и рост личности.... 180

3. Радость и качество жизни 186 Удовольствие и умение переживать

радость............................................................... 194

ОГЛАВЛЕНИЕ 4 Из чего состоит переживание радости 205

Автотелическое переживание.... 269

4. Условия потока 283

Потоковые занятия................................................ 286

Поток и культура................................................... 305

Автотелическая личность.................................... 327

Люди потока........................................................... 350

5. Тело и поток 362

Выше, быстрее, сильнее........................................ 368

Радость движения.................................................. 380

Секс как поток....................................................... 384

Предельный контроль — йога и во­сточные единоборства 395

Поток через ощущения: наслажде­ние зрением. 407

Поток в музыке...................................................... 414

Радость вкусовых ощущений.... 431

ОГЛАВЛЕНИЕ 5

6. Поток мысли 444

«Матерь познания».......................................... 456

Игры разума и их правила.............................. 469

Игра слов...................................................... 482

Дружба с Клио............................................. 494

Радости науки................................................... 501

Любовь к мудрости..................................... 516

Любители и профессионалы....................... 521

Век живи — век учись..................................... 526

7. Работа как поток 530

Автотелические труженики........................ 533

Автотелические профессии........................ 560

Парадокс работы............................................. 581

Пустая трата времени..................................... 598

8. Радость общения с собой и с други­

ми 604

Наедине с собой или вместе с другими?607

ОГЛАВЛЕНИЕ 6

Боль одиночества............................................. 619

«Приручённое» одиночество.......................... 636

Поток и семья.................................................. 646

Радость дружбы................................................ 681

Широкие социальные связи............................ 697

9. Как обмануть хаос 705

Преобразование трагедии.............................. 708

Совладание со стрессом................................. 727

Сила диссипативных структур... 738

Автотелическая личность: итоги.. 765

10. Создание смысла 783

Что такое смысл................................................ 789

Развитие целенаправленности.... 797

Выработка решительности............................. 815

Возвращение гармонии.................................. 830

Интеграция смыслов в жизненных

темах................................................................. 840

ОГЛАВЛЕНИЕ.......................................... 7

 

Примечания 877

Литература


Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу.

Как ковать счастье: секреты мастерства (предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Мед­лительный, хотя иногда решительный. По­груженный в себя, хотя периодически расцве­тающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удиви­тельно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных её проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее ав­торитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всём мире, причём дале­ко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудро­сти на примере жизни выдающихся мыслите­лей и писателей прошлого и настоящего, на­чиная с Платона и Аристотеля. Чиксентми- хайи вошёл в число героев этой книги, распо­ложившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огром­ным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас — школа управления Пи­тера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентми- хайи, вместе со своим коллегой Мартином Се- лигманом, стал основателем позитивной пси­хологии — нового течения в психологии, кото­рое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, кото­рая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал по­слом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьёй в Ита­лии, где Михай и провёл детство и школь­ные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университе­та, он перелетел океан, чтобы получить пси­хологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и про­шла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе кото­рых: «Смысл вещей: домашние символы на­шего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эво­люции», «Быть подростком», «Стать взрос­лым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принёсшая ему всемирную известность, — это именно «Поток». Через некоторое время после её вы­хода в 1990 году ей сделали блестящую рекла­му такие впечатлённые ею читатели, как пре­зидент США Билл Клинтон, спикер Конгрес­са Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Её включают в перечни типа «100 луч­ших бизнес-книг всех времён». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бест­селлеров. Завоевав популярность среди мас­совой аудитории сразу после её выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не еже­годно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать её перевод, я читал её по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил её, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но толь­ко теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, — в ней нет зазоров между мыс­лью и словом, каждое слово пригнано к со­седнему, каждая фраза стоит на своём месте, и в этом тексте нет ни одной щёлочки, ку­да можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя весёлый хоровод или, напротив, складываясь в железобетон­ную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нём биение пуль­са живой мысли, и поэтому вся эта книга — как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряжённость, тонус и жизнь.

О чём она? О многом. Если подходить формально — о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского фило­софа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бес­смысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой сто­роны — благородных лозунгов и целей, ес­ли они не порождают у человека ощущения внутреннего подъёма, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных пере­живаний вполне может сделать счастливым человека, лишённого многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие — это разные ве­щи, и в этом Чиксентмихайи повторяет от­кровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Никола­ем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтверждён­ную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попро­сту говоря, переживаний потока. Это состоя­ние полного слияния со своим делом, погло­щения им, когда не ощущаешь времени, само­го себя, когда вместо усталости возникает по­стоянный прилив энергии... Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях твор­ческих личностей, но поток не является ис­ключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжа­ются исследования и дискуссии вокруг это­го явления, выходят всё новые книги, но од­но ясно: состояние потока — одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное — в отличие от других похожих со­стояний, которые время от времени попада­ли в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), — поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмыс­ленными усилиями, он в наших руках. В нём удовольствие сливается с усилиями и смыс­лом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с харак­теристиками личности, уровнем её развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребёнком, он оказался в эми­грации, в то время как в его родной Венгрии всё рушилось, один строй и уклад жизни сме­нялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в на­чале своей жизни был довольно комфорта­бельно укоренён. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присут­ствие духа, лишившись той социальной под­держки, которая у них была в старом ста­бильном мире. Лишённые работы, денег, ста­туса, они превращались буквально в какие- то пустые оболочки. Но были и люди, кото­рые сохраняли свою цельность, целенаправ­ленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и дру­гим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невоз­можно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не бы­ли ни наиболее уважаемые, ни наиболее обра­зованные, ни наиболее опытные члены обще­ства. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказы­ваются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском отве­та на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зави­сящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощённых и ограни­ченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые со­храняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сдела­ли что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содер­жание книги, которая находится в ваших ру­ках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чик- сентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим мате­риалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и её ответвления в более высокой ценовой категории — гламура. Эти мифы из­вестны: не надо грузиться, не надо парить­ся, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не ду­мать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чём себе не отка­зывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живём, ста­новится всё сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности — не прятать голову в песок, а самим становиться всё более сложны­ми, более уникальными и одновременно всё более связанными с другими людьми, идея­ми, ценностями и социальными группами. Ра­дость потока — это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению всё более и более сложных осмыс­ленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повы­сить, заплатив только одной валютой — вло­жением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет це­ны. «Ключ к счастью лежит в умении кон­тролировать себя, свои чуства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружаю­щей нас повседневности».

Мы часто повторяем старую поговорку: «Каждый человек — кузнец своего счастья», обычно забывая при этом, насколько слож­но и трудоёмко кузнечное ремесло. Полве­ка назад Эрих Фромм в своём философско- психологическом супербестселлере «Искус­ство любить» сумел убедить нас, что любовь

— не просто пассивное переживание, которое «нечаянно нагрянет», а активное отношение не существительное, а глагол. Чиксентми- хайи в некотором смысле повторяет его путь применительно к другому столь же важно­му явлению нашей жизни — счастью. Он на­поминает: счастье — это не то, что просто случается с нами (happiness is not something that just happens), это и искусство, и наука, это то, что требует и усилий, и своеобразной квалификации. Зрелая, сложная личность не счастливее незрелой, но счастье у неё друго­го качества. Масштаб личности не связан с шансами на счастье, но связан с масштабом этого счастья. Бывает счастье попроще, бо­лее доступное, штампованное, одноразовое, а бывает сложное, неповторимое, ручной ков­ки. И всё, в конечном счёте, зависит от нас.

Как ковать счастье 23

Об этом рассказывает эта, не побоюсь этого слова, великая книга — о жизни в её полной, не открывающейся недостаточно вниматель­ному взгляду глубине и перспективе.

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, зав. лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ-ВШЭ

 

Предисловие автора к русскому изданию

«Поток» был впервые опубликован в США в 1990 году, и с тех пор его перевели на 30 языков, в том числе на такие, о существо­вании которых я даже не подозревал. При­чина популярности этой книги проста: в ней говорится о важном явлении, знакомом прак­тически любому читателю, однако на тот мо­мент обойдённом вниманием психологов.

Когда я начинал писать о состоянии пото­ка, в психологии господствовал бихевиоризм, утверждавший, что люди, как и крысы, и обе­зьяны, расходуют энергию только при усло­вии уверенности в том, что их поведение бу­дет вознаграждено какими-нибудь внешними изменениями: уменьшением боли, появлени­ем еды или ещё каким-нибудь желательным результатом.

Мне казалось, что эта теория — вполне по­лезная в общем смысле — игнорирует неко­торые из важнейших мотивов человеческого поведения. Глядя на то, как сторонники бихе­виоризма или психоанализа пытаются объяс­нить, почему люди прилагают столько уси­лий, чтобы сочинять стихи, музыку, зачем они танцуют, зачем с риском для жизни по­коряют горные вершины или в одиночку пе­реплывают океан в маленькой лодке, я видел, что их теоретические построения стано­вятся всё более запутанными и невероятны­ми, и они начинали напоминать мне астроно­мов, пытавшихся объяснить движение планет в рамках системы Птолемея.

Проблема заключалась в том, что психо­логи, применяя научный подход к человече­скому поведению, увлеклись существующими механистическими объяснениями и упустили из виду, что поведение человека представляет собой совершенно особый феномен, процесс, эволюционировавший в сторону большей ав­тономии, большей произвольности и ориента­ции на развитие, чем все материальные про­цессы, изучавшиеся учёными ранее. Пытаясь придерживаться научных принципов, психо­логи парадоксальным образом забыли самое первое правило чистой науки: подход к пони­манию любого явления должен соответствовать природе наблюдаемых феноменов.

В этом отношении гуманитарные нау­ки оказались значительно более пригодными для исследования сути человеческой приро­ды, чем научная психология. Поэты, писате­ли, философы и некоторые психологи, как, например, Абрахам Маслоу, уже давно заме­тили, что, если человек занимается деятель­ностью, в которой он добился совершенства, такое занятие становится вознаграждением само по себе. Почти 600 лет назад Данте Али- гьери написал в своём политическом трактате «О монархии» (De Monarchia):

... В каждом действии... главное намерение совершающего его есть выражение своего собственного об­раза; поэтому любой делающий, что бы он ни делал, наслаждает-

Предисловие автора к рус. изданию 28 ся своим действием. Поскольку всё сущее стремится к существованию и через действие делающий рас­крывает своё бытие, то действие несёт наслаждение по своей приро­де...

Состояние потока возникает, когда мы де­лаем что-то, в чём выражается наша сущ­ность. Именно это Толстой описывает на страницах «Анны Карениной», когда Кон­стантин Левин с завистью наблюдает за свои­ми крестьянами, ритмично и слаженно машу­щими косами между рядами пшеницы. Имен­но это чуствуют музыканты, с головой погру­жающиеся в исполняемое ими произведение; спортсмены, приближающиеся к пределу сво­их возможностей; любой работник, если он сознаёт, что отлично справляется со своим делом. Этот опыт представляет собой не какой- то странный побочный продукт деятельности человеческой психики. Скорее, можно утвер­ждать, что это эмоциональная составляющая реализации человеком своих возможностей, передний край эволюции. Потоковые пережи­вания заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые зна­ния, совершенствовать свои умения. Во мно­гом это именно тот двигатель, благодаря ко­торому произошёл переход от гоминид, оза­боченных лишь своим выживанием, к homo sapiens sapiens, который не боится риско­вать и, чтобы чуствовать себя лучше, должен больше уметь.

За двадцать лет, прошедших со дня пер­вого издания этой книги, понятие потока ис­пользовалось самым разным, порой довольно неожиданным образом. Например, в январском выпуске журнала New Scientist напи­сано, что все дизайнеры видеоигр стремятся вызывать у пользователей своей продукции состояние потока, и это преподносится как об­щеизвестный факт. Терапевты рекомендуют переживание потока в качестве лечения хро­нических болей при ревматическом артри­те. Это понятие используется при подготов­ке спортсменов-олимпийцев, в проектах но­вых школ и музеев.

Но в конечном счёте эта книга — все­го лишь попытка понять, что делает нашу жизнь более радостной и достойной того, что­бы жить. Она была написана не для про­фессиональных психологов, но для каждого, кто хочет наполнить свою жизнь смыслом. То есть для вас.

Клермонт, Калифорния. Январь 2011 г.

Предисловие 1990 г.

Эта книга обобщает результаты много­летних исследований, посвящённых позитив­ным аспектам человеческого опыта — радо­сти, творчеству, полной поглощённости жиз­нью, которую я называю потоком. Она на­писана для широкой аудитории. Такой шаг таит в себе некоторую опасность, посколь­ку выход за рамки академической прозы мо­жет повлечь за собой небрежность или из­лишний энтузиазм. Однако книга, которую вы держите в руках, не относится к популяр­ной литературе, дающей читателям советы, как стать счастливым. Это было бы заведомо невозможно, потому что счастливая жизнь — всегда результат творчества конкретного че­ловека, она не может быть воссоздана по ре­цепту. Вместо этого я попытался сформули­ровать общие принципы и проиллюстриро­вать их примерами того, как некоторые лю­ди с помощью этих принципов смогли пре­вратить скучную и бессмысленную жизнь в жизнь, полную радости.

На этих страницах не обещается простых и коротких путей. Но заинтересованные чита­тели смогут найти достаточно информации, которая поможет им перейти от теории к практике.

Чтобы книга была как можно более до­ступной и простой для восприятия, я ста­рался избегать примечаний, сносок и других средств, которые обычно используются учё­ными в своих работах. Я попытался пред­ставить результаты психологических иссле­дований и идеи, основанные на интерпрета­ции этих результатов, в такой форме, чтобы любой образованный читатель смог оценить их и применить к собственной жизни, неза­висимо от того, есть ли у него специализиро­ванные знания по этому предмету.

Для тех, кто заинтересуется научными ис­точниками, на которых основаны мои выво­ды, я написал довольно обширные приме­чания в конце книги. Они не привязаны к какой-то конкретной сноске, но соотносятся со страницей, где обсуждается та или иная проблема. К примеру, на самой первой стра­нице упоминается счастье. Читатель, которо­му станет интересно, на чьих работах осно­ваны мои умозаключения, может обратиться к примечаниям, начинающимся на странице 359, и, посмотрев на ссылку к странице 1, найти краткие сведения о взглядах на сча­стье Аристотеля, а также о современных ис­следованиях данной темы, с соответствующи­ми цитатами. Примечания можно читать как вторую, очень сжатую и наполненную техни­ческими подробностями версию изначального текста.

В начале любой книги принято выражать свою благодарность тем, кто способствовал её созданию. В данном случае это невозможно, поскольку список имён был бы почти такого же размера, как и сама книга. Однако неко­торым людям я особенно благодарен и хо­чу воспользоваться возможностью выразить свои чуства. Прежде всего, это Изабелла, ко­торая как жена и как друг делает мою жизнь богаче вот уже двадцать пять лет, а её редак­торские советы помогли улучшить эту кни­гу по форме. Марк и Кристофер, наши сыно­вья, от которых я научился, наверно, столь же многому, как и они — от меня. Джей­коб Гетцельс, мой постоянный учитель. Сре­ди коллег и друзей я хотел бы особенно отме­тить Дональда Кэмпбелла, Ховарда Гардне­ра, Джин Хамилтон, Филиппа Хефнера, Хи- роаки Имамуру, Дэвида Киппера, Дуга Кляй- бера, Джорджа Кляйна, Фаусто Мас-симини, Элизабет Ноэль-Нойман, Джерома Сингера, Джеймса Стиглера и Брайана Саттон-Смита — все они так или иначе помогали мне, вдох­новляли и поддерживали.

Хочется также назвать имена моих быв­ших студентов и сотрудников, которые внес­ли особенно значительный вклад в исследо­вания, лежащие в основе идей, развиваемых на этих страницах. Это Рональд Грэф, Ро­берт Кьюби, Рид Ларсон, Джин Накамура, Кевин Рэтхунде, Рик Робертсон, Икуйя Са- то, Сэм Уэлен и Мария Вонг. Джон Брок- ман и Ричард Кот оказывали профессиональ­ную поддержку этому проекту и помогали мне с самого начала и до конца. И наконец, я должен поблагодарить Фонд Спенсера, щед­ро поддерживающий наши исследования на протяжении десяти лет. Я особенно благода­рен бывшему президенту Фонда X. Джеймсу и нынешнему его президенту — Л. Кримину, а также Мэрион Фэлдет, вице-президенту. Ра­зумеется, никто из вышеупомянутых людей не отвечает за те недостатки, которые, воз­можно, встретятся вам в книге, — это исклю­чительно моя ответственность.

Чикаго. Март 1990 г.1. Новый взгляд на счастье

Введение

Ещё 2300 лет назад древнегреческий фи­лософ Аристотель пришёл к заключению, что более всего на свете человек желает сча­стья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели — здоро­вье, богатство, красота или власть — важны для нас только в той мере, в какой мы ждём, что они сделают нас счастливыми. Многое из­менилось с тех пор. Накопленные нами зна­ния о звёздах и об атомах неимоверно увели­чились. Древнегреческие боги выглядели бы беспомощными детьми по сравнению с совре­менным человечеством и силами, которыми оно овладело. И всё же в вопросах счастья мало что изменилось с тех пор. Мы не лучше, чем Аристотель, знаем, что такое счастье, а в том, что касается его достижения, прогресса не заметно вовсе.

Несмотря на то что мы теперь стали здо­ровее и живём дольше, на то, что даже наи­менее обеспеченные в нашем обществе окру­жены сегодня такими материальными бла­гами, которые и не снились нашим предкам несколько десятилетий назад (во дворце Лю­довика XIV было лишь несколько туалетов, стулья были редкостью в самых богатых до­мах средневековья, и ни один римский импе­ратор не мог спастись от скуки, включив те­левизор), несмотря на все наши потрясающие научные достижения, люди часто приходят к ощущению, что их жизнь потрачена впустую, и, вместо того чтобы быть наполненными сча­стьем, годы прошли в тревоге и скуке.

Потому ли это, что истинный удел сынов человеческих — вечно оставаться неудовле­творёнными, ибо каждый желает больше, чем в состоянии получить? Или наши даже самые яркие мгновения отравляет чуство, что мы ищем счастья не там, где нужно? Эта кни­га, опираясь на средства современной пси­хологии, исследует эту древнюю проблему: что нужно человеку, чтобы чуствовать себя счастливым? Если мы сможем приблизиться к ответу на этот вопрос, возможно, нам удаст­ся так построить нашу жизнь, чтобы в ней стало больше счастья.

За двадцать пять лет до начала моей рабо­ты над этой книгой я сделал одно маленькое открытие и все эти годы пытался осознать, что же я открыл. Строго говоря, назвать от­крытием то, что пришло мне в голову, было бы неправильно — люди знали это с незапа­мятных времён. Но тем не менее это слово вполне уместно, поскольку то, что я обнару­жил, не было описано и теоретически объяс­нено соответствующей областью науки — в данном случае психологией. Исследованиям этого неуловимого феномена я посвятил по­следующую четверть века.

Я «открыл», что счастье — это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везе­ния или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно за­висит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье — это состояние, к которому каждый должен гото­виться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои пе­реживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас мо­жет приблизиться к тому, чтобы быть счаст­ливым.

Счастье нельзя обрести, сознательно за­давшись такой целью. «Спросите себя, счаст­ливы ли Вы, и в ту же минуту счастье ускользнёт от Вас», — говорил Дж. Милль. Мы находим счастье, только полностью по­грузившись в те мелочи, из которых состоит наша жизнь, хорошие и плохие, но не пыта­ясь искать его напрямую. Известный австрий­ский психолог Виктор Франкл в предисло­вии к своей книге «Человек в поисках смыс­ла» блестяще выразил эту мысль: «Не стре­митесь к успеху любой ценой — чем больше вы фиксированы на нём, тем труднее его до­стичь. Успеха, как и счастья, нельзя достичь, они приходят сами собой <... > как побоч­ный эффект направленности человека на что- то большее, чем он сам».

Так как же приблизиться к этим усколь­зающим от нас целям, к которым нет прямой дороги? Мои двадцатипятилетние исследова­ния убедили меня, что способ есть. Эта из­вилистая тропка начинается с обретения кон­троля над содержанием нашего сознания.

Наше восприятие жизни есть результат действия различных сил, придающих форму нашим переживаниям, влияющих на то, хо­рошо нам или плохо. Большинство этих сил — вне нашего контроля. Мы мало что можем сделать в плане изменения нашей внешно­сти, темперамента или телосложения. Мы не можем, по крайней мере сейчас, определять, насколько высокими или умными мы вырас­тем. Мы не можем выбирать родителей, ме­сто рождения; не в нашей власти решать, бу­дет ли война или экономический кризис. Ин­струкции, заложенные в наших генах, сила тяготения, пыльца в воздухе, исторический период, когда мы родились, — эти и бесчис­ленные другие события определяют то, что мы видим, чуствуем и делаем. Неудивитель­но, что мы верим, что наша судьба полностью определяется чем-то вне нас.

Но всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими дей­ствиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чуствуем воодушев­ление, особую радость. Эти чуства надолго остаются в нашем сердце и служат ориенти­ром в нашей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.