Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности ребенка




ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

(6-7 ЛЕТ)

Постепенно взрослые ориентируют ребенка на то, что в скором времени он перейдет на следующую социальную ступень — станет школьником, учеником.

Как уже отмечалось, школьная зрелость — комплексное новообразование, которое имеет индивидуальные сроки формирования. Знания и учебные навыки не являются в ней определяющими. Важнее — сформированность учеб­ной мотивации, готовность и способность принять позицию ученика и подчиняться правилам, социальная зрелость и коммуникативная компетентность1.

Для формирования мотивации учения воспитатели чита­ют истории, в которых подчеркивается необходимость зна­ний, учения; приводят примеры из жизни, в том числе и из своей собственной, как и чему учатся взрослые люди. Мож-

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1) положительное отношение к школе, чувство необходимости уче­ния, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стре­миться к занятиям специфически школьного содержания;

2) проявление особого интереса к новому, собственно школьному со­держанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

3) предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, на­правленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметки) до­школьным способам поощрения (сладости, подарки) (Эльконин Д. Б., Венгер А. Л., 1988).


 




но и нужно делиться с детьми и реальными переживания­ми, которые нормально сопровождают процесс учения: страх ошибки, огорчение при ее совершении, преодоление разочарования, необходимость многократного приложения усилий, настойчивости в достижении цели и, наконец, ра­дость от успеха.

Одновременно необходимо поддерживать понимание и переживание ценности компетентности в разных сферах деятельности, которая может быть достигнута только через обучение.

У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть его недостатки (ошибки), принимать и реализовывать замечания и указа­ния взрослого по их исправлению.

Мышление ребенка на шестом году жизни, как уже отме­чалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе форми­руются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети могут оперировать количест­вом, увеличивать и уменьшать его, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия слолсения и вычитания.

Дети также получают представление об обратимых и необ­ратимых изменениях. (Так, наливание воды в стакан — об­ратимое действие, а стрижка волос — необратимое.)

Ребенок обретает способность оценивать сохранение ко­личества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается.

Большинство детей этого возраста обладают сильно раз­витым пространственным воображением по сравнению с бо­лее старшими детьми. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок на срезе, например, если резать батон колбасы под разными углами; какая фигура получится, если разрезать цилиндр горизон­тально, вертикально и т. п. Эту способность необходимо всячески развивать и упрочивать.

Арифметические задачи на сложение и вычитание в пре­делах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребе­нок представляет себе свои пирожки — примечателен сам факт детализации подробностей возникающих в представ­лении детей образов. Они даже чувствуют запах пирожков.


В психологии это называется эйдетизмом — способностью живо представлять себе образы и оперировать ими.

К концу дошкольного детства у детей формируется пер­вичный целостный образ мира, в котором он живет, отра­жающий основные его закономерности.

К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется радость познания и преодоления трудно­стей при решении задач. Удовольствие от преодоления ин­теллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления физических. Молено сказать, что по ведущему источнику по­ложительных эмоций дети в этом возрасте как бы делятся на «героев», «интеллектуалов», «исследователей», «эстетов».

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целост­ного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году жизни про­должается становление новых психических образований, по­явившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертыва­ние этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Как мы уже говорили, основные изменения в деятельно­сти, сознании и личности пятилетнего ребенка заключают­ся в следующем: появляется произвольность психических процессов — способность целенаправленно управлять сво­им поведением и своими психическими процессами (вос­приятием, вниманием, памятью и др.).

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различ­ными представлениями.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка явля­ются изменения в его представлениях о себе, его образе Я.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований со­здает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их дости­жения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для мо­рального развития, и именно для последнего, возраст шес-ти-семи лет является сензитивным, т. е. чувствительным, периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия требо­ваниям учителя. В школе, как известно, ребенок занимается не тем, чем ему хочется, а прилагает все усилия для дости­жения целей, поставленных учителем. Трудность в достиже­нии и удержании таких целей состоит в том, что не все учеб­ное содержание, даже при самой удачной методике, будет


 


захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную задачу по содержа­нию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заста­вить себя заниматься палочками, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолет.

Помимо собственно учебного содержания дети должны вы­полнять по инструкции целые наборы несложных, но опять-таки самих по себе не слишком интересных действий. Дело в том, что в процессе одновременного обучения 20—30 чело­век необходимо выполнение всеми детьми множества указа­ний чисто организационного порядка: открыть книжку на та­кой-то странице, достать карандаш, отступить три строчки сверху, пять клеточек сбоку и т. п. Выполнение подобных указаний невозможно, если ребенок отвлекается по любому поводу и не умеет сосредоточиваться.

Далее серьезные огорчения связаны у многих детей с неумением правильно списывать, что обычно объясняют плохим вниманием. Однако причина подобных ошибок не в плохом внимании вообще, а в отсутствии такой его составляющей, как последовательный, поэлемент­ный контроль. Последний означает умение не только ориентироваться на целостный облик слова, общий смысл предложения или совокупность цифр, а последовательно контролировать правильность воспроизведения каждого от­дельного элемента, будь то слово, буква, цифра.

Такой поэлементный контроль представляет трудности для детей (подумайте, например, о том, что вы должны без ошибок переписать текст на малознакомом языке) и требу­ет использования специальных вспомогательных средств и способов.

Принципиально важным побудительным моментом явля­ется также включение заданий, требующих произвольно­сти, в контекст общения и взаимодействия нескольких де­тей и совместное выполнение ими этих заданий.

Общая работа над подобными заданиями дополнительно побуждает детей к тщательному их выполнению. Она в той или иной мере порождает действия контроля (неважно, своей или чужой работы).

Вместе с тем значение совместной работы далеко выхо­дит за рамки только этих задач. Совместная работа позво­ляет детям приобрести опыт продуктивного сотрудничества со сверстниками со всем тем новым и ценным, что дает та­кой опыт.

Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творче­ская работа без образца выполняется при желании и по же­ланию и потому не требует от ребенка дополнительных уси­лий по организации собственного внимания.


Мы предлагаем вам следующие виды заданий, которые вы можете использовать для того, чтобы содействовать ста­новлению у детей произвольности поведения и психиче­ских процессов:

1) задания на сопоставление с образцом;

2) задания на воспроизведение образца;

3) задания на создание образца.

Каждая из этих трех групп в свою очередь предусматри­вает два варианта выполнения: индивидуально и группой из двух, трех или четырех человек.

Возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закла­дываются основы морального поведения и отношения. Он весьма благоприятен для формирования морального обли­ка, черты которого нередко проявляются в течение всей по­следующей жизни ребенка. То, как будет протекать мо­ральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интере­сам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удержи­ваться от соблазна нарушать норму и свободно делать пра­вильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм — это знание и пони­мание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается.

Оценка поступка всегда включает и то, нравится данный поступок человеку или нет, испытывает он отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисхо­дительно.

Изучение и анализ обнаруживают довольно сложную картину. Почти все дети фактически знают, что хорошо, а что плохо. На вопрос, хорошо ли говорить неправду, не­справедливо делить игрушки и т. п., все отвечают, что пло­хо. Однако эти знания нередко являются повторением того, что считают окружающие, и не отражают подлинного отно­шения детей к подобным действиям.

Это подлинное отношение можно выявить, если, напри­мер, рассказать детям о двух персонажах, один из которых соблюдает норму (делит конфеты или игрушки поровну), а другой нарушает ее (берет себе больше), и спросить, кто


 



 

 



               
       

Содержание работы1

Основные пути их решения

Задачи работы с детьми

 

I. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Знаком звездочка (*) отмечены те задачи, которые целесообразно от­нести к возрастной группе шести-семи лет (подготовительной к школе), если такие дети остаются в детском саду.

им понравился. И тут неожиданно выясняется, что многим детям нравятся оба персонажа. Один — потому что «чест­ный, всем поровну дал», другой — потому что «молодец, себе большее хочет».

Столь же неожиданные ответы мы получаем, когда спра­шиваем ребенка, какой поступок в определенной ситуации будет хорошим и правильным, а какой — плохим и непра­вильным. Например, сверстник нашел деньги на мороже­ное и вслед за тем встречает владельца, спрашивающего его про утерянные деньги. Почти все дети считают, что «плохо и неправильно» утаить находку, но это не значит, что хоро­шим и правильным будет возвращение денег. «Хорошо и правильно» будет вернуть только часть денег или «купить мороженое и поделить его». Иными словами, хороню и правильно, если соблюдение нормы сочетается с собствен­ными интересами. Аналогичным образом многие дети счи­тают, что действительно несправедливым будет такое деле­ние каких-либо вещей, когда им самим достается меньше, чем всем остальным. Если меньше достается другим, это не так плохо.

Таким образом, даже когда речь идет о ситуациях, в ко­торых оказались другие, отношение детей к соблюдению и нарушению норм не столь однозначно и определенно, как их знания.

Еще больше это отношение отклоняется от знаний, если по тем или иным причинам поступок другого отражается на личных интересах ребенка. В этих случаях поступок другого большинством детей оценивается в зависимости от этих интересов, а не от его объективной моральной ценно­сти.

Итак, расхождение между знанием норм и личным отно­шением к их соблюдению и нарушению — это важная осо­бенность морального сознания детей седьмого года жизни. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребенка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих лее норм.

Определенный вклад в решение данной задачи вносит ли­тература, показывая противоборство между добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Сопереживая перипетиям этой борьбы, ребенок проникает­ся симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношением к персонажам по­пуляризуется и его отношение к совершаемым ими поступ­кам — положительным и отрицательным.

Важным моментом выработки такого личного отношения является также обсуждение детьми реальных фактов со­блюдения и нарушения норм другими.


Физическая культура

Содействовать полно­ценному физическому раз­витию детей.

Создавать условия для совершенствования основ­ных физических качеств.

Продол жать поддержи­вать и развивать потреб­ность в разнообразной са­мостоятельной двигатель­ной активности; обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражне­ний; обучать детей технике выполнения основных дви­жений.,

 

Приобщать детей к цен­ностям физической куль­туры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.