КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александер Дж
Александер Смыслы социальной жизни 2013 Пер. с англ. Г.К. Ольховикова под ред. Д.Ю. Куракина. Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. - 640 с.
УДК 316.4 ББК60.5 А 46 Серия «Образ общества» выходит в свет при поддержке Фонда содействия изучению общественного мнения «Vox Populi» Редакционный совет серии: B.C. Вахштайн, И.Е. Дискин, Т.А. Дмитриев, В.А. Куренной, В.К. Левашов, В.В. Петухов, Д.М. Рогозин, A.M. Руткевич, В.В. Федоров, А.Ф. Филиппов, И.А. Фомин, А.Ю. Чепуренко Научный редактор, автор предисловия - кандидат социолог, наук, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ-ВШЭ; ассоциированный сотрудник Центра культурсоциологии Йельского университета Д. Ю. Куракин А46 Смыслы социальной жизни: Культурсоциология [Текст]/пер. с англ. Г.К. Ольховикова под ред. Д.Ю. Куракина. - М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. - 640 с. - (Образ общества). - 2000 экз. ISBN 978-5-901574-96-6 (в пер.) В своей работе «Смыслы социальной жизни» один из крупнейших американских социологов Джеффри Александер предлагает нестандартный взгляд на место и значение культуры в современном мире, а также новую программу ее исследования, которой он дает название «Культурсоциология». Оспаривая широко распространенный взгляд, согласно которому современность представляет собой мир, в котором безраздельно господствуют принципы инструментальной рациональности, экономической эффективности и технической пользы, он показывает, что за фасадом инструментально манипулируемого общества скрывается целый мир мифов, символов, кодов и ритуалов, которые не укладываются в общепринятые представления о «расколдовывании мира». Результаты его исследований находят свое выражение в целом ряде конкретных разработок: о роли современной Интернет-культуры в кодификации религиозных практик, о месте и функциях интеллектуалов в современном обществе, о конструировании исторических и культурных травм при помощи соответствующих социальных практик. УДК 316.4 ББК60.5 Перевод выполнен по изданию: Meaning of Social Life, First Edition was originally published in English in 2003. This translation is published by arrangement with Oxford University Press. Данный перевод опубликован по соглашению с Oxford University Press. ISBN 978-5-901574-96-6 (рус.) ISBN 978-0-19-530640-8 (англ.) © 2003 Oxford University Press Inc. © Г.К. Ольховиков, перевод, 2013 ©Д.Ю. Куракин, вступительная статья, 2013 ©Р. Кисурин, оформление обложки, 2013 © Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2013 © Фонд содействия изучению общественного мнения «Vox Populi», 2013 СОДЕРЖАНИЕ Д.Ю. Куракин. Социологическая грамматика культурных смыслов................................................................... 7 Благодарности................................................................................ 36 Предисловие.................................................................................... 37 Введение: Смыслы социальной жизни: О происхождении культурсоциологии............................. 42 1. Сильная программа в культурсоциологии: Элементы структурной герменевтики (совместно с Филиппом Смитом)......................................................... 56 2. О социальном конструировании нравственных универсалий: «Холокост» от военных преступлений до драмы травмы.................... 95 3. Культурная травма и коллективная идентичность.... 255 4. Культурсоциология зла...................................................... 310 5. Дискурс американского гражданского общества (совместно с Филиппом Смитом)................ 342 6. «Уотергейт» как демократический ритуал............... 417 7. Сакральная и профанная информационная машина........................................................................................ 472 8. Модерн, анти-, пост- и нео: Как интеллектуалы объясняют «наше время»................. 505 Библиография................................................................................ 601 Предметно-именной указатель.............................................. 634
Фонд содействия изучению общественного мнения «Vox Populi» и издательство «Праксис» продолжают совместный проект «Образ общества». Вы держите в руках работу Джеффри Александе-ра, выдающего социолога современности, создателя особого научного направления, названного им «культурсоциологией». В прошлом году вышла в свет работа Джона Урри «Мобильности», надеюсь, уже знакомая вам. В издательском портфеле - книга Майкла Буравого «Расширенный кейс метод: четыре страны, четыре десятилетия, четыре великие трансформации и одна теоретическая традиция». Мы искренне рады, что у наших коллег, студентов и аспирантов, широкой общественности есть возможность с нашей помощью обретать новые знания, знакомиться с работами столпов социологической науки. С уважением, директор Фонда «Vox Populi» Константин Абрамов СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ Что делает книгу «Смыслы социальной жизни» особенной среди десятков других монографий, посвященных стремительно развивающемуся проекту культурсоциологии? Книга вышла в 2003 году. Это был переломный момент развития направления, когда его центральный аргумент оказался окончательно прояснен на фоне предшествующих дискуссий и эмпирических проб. Это произошло благодаря тому, что исследовательские интуиции приняли форму научных постулатов. Так, понимание важности нормативного, не-инструментального аспекта любого человеческого действия, утверждение онтологической состоятельности порождений человеческого духа и напряженная попытка отстоять возможность свободного действия в мире материальной и структурной детерминации принимают форму тезиса «автономии культуры». Признание исключительной значимости эмоционального измерения смысловой жизни, того, что смысловые конструкции имеют неодинаковый «вес», и того, что этот «вес» формируется в особым образом структурированных социальных взаимодействиях, находит свое выражение на языке де-примитивированной теории Дюркгейма. Серия понятий, таких как сакральное, профанное, бинарный код, текст, нарратив, ритуал и др., позволяет конкретизировать рассуждения о культуре и смысле с опорой на ресурсы структурализма, герменев- /I ПРЕДИСЛОВИЕ тики, антропологии, постструктурализма и некоторых других современных теорий и дисциплин. Культурсоциология Александера - это проект общей социологической теории, т.е. такой теории, которая стремится объяснить природу социальной жизни в целом, а не какой-то отдельной категории ее феноменов. «Культура» культурсоциологии -это не обособленная сфера искусства и других высших достижений человеческого духа, а совокупность элементов внутренней среды человеческого действия - смыслов социальной жизни. Эта внутренняя среда, как стремится показать Алексан-дер, влияет на жизни людей куда сильнее, чем принято считать в социальных науках, и не является всего лишь проводником более «серьезных» сил, таких как экономика, власть, социальная структура и т.д. Поэтому неудивительно, что прежде всего Александер обращается к событиям, являющимся доминантами современного ему культурного ландшафта, определившим жизни поколений и мировую политическую ситуацию на десятилетия вперед. Среди них Холокост, компьютеризация мира, а также Уотергейтский скандал, ставший переломной точкой в жизни многих американцев, политиков и их избирателей, художников и зрителей, писателей и социальных ученых. Америка шестидесятых и Уотергейт «Уотергейт» действительно всколыхнул политическое воображение американцев. С точки зрения характера его воздействия на современников, весьма показательна биография самого Джеффри Александера. Он родился в семье еврейского предисловие происхождения среднего достатка и еще застал период идущей на убыль, но все еще ощутимой антисемитской дискриминации. Несмотря на происхождение из среднего класса, он еще в подростковом возрасте довольно близко познакомился с культурой рабочего класса, поскольку его отец считал, что мальчику необходимо работать и постигать «реальную жизнь». Поэтому на каникулах он, по собственному выражению, «был частью рабочего класса»1, сменяя, одно за другим, целый ряд неквалифицированных и низко престижных рабочих мест. Это позволило ему ощутить всю глубину классовых, расовых и этнических различий и сформировало чувство солидарности с субкультурами гетто и рабочего класса. Все это, вместе с атмосферой 1960-х, способствовало чрезвычайно острой чувствительности к проблемам социальной справедливости и различных форм неравенства. Вдобавок ко всему, Александер поступил в Гарвард и переехал из Калифорнии в Новую Англию, стремительно погрузившись в непривычную для него консервативную атмосферу. Социальные корни и культурная среда -все способствовало тому, что он стал горячим поклонником марксизма, критической теории и движения «Новых левых», а также активистом протестных организаций, некоторые из которых носили весьма радикальный характер2. 1 См. Интервью с профессором Джеффри Александером // Журнал социологии и социальной антропологии. №3. 2011. С. 6. 2 Более подробно об этом можно прочитать в небольшой статье: Alexander, J.C. The Sixties and Me: From Cultural Revolution to Cultural Theory // The Disobedient Generation / ed. by A. Sica and S. Turner. University of Chicago Press, 2005; а также в переведенном на русский язык интервью, опубликованном в «Журнале социологии и социальной антропологии» (№3 за 2001 г.). ПРЕДИСЛОВИЕ Уотергейтский скандал, развернувшийся в начале 1970-х, послужил для Александера, как и для многих других американских сторонников критической теории, точкой невозврата к радикальному марксизму и «решающим уроком демократии» и заставил его увидеть «то, чего Маркс не заметил»3. Этим слепым пятном оказалась мощь и действенность публичных ритуалов критики. Уотергейт продемонстрировал современникам торжество демократии как сферы коллективного действия и социального участия и возможность солидаризации даже в сильно разобщенном обществе. А наиболее проницательным из них - еще и силу культурных кодов, структурирующих политическое воображение нации, и то, что культурные структуры способны преодолевать давление интересов доминирующих групп и сопутствующих материальных и политических факторов. В работе, посвященной анализу Уотергейтского скандала, Александер подробно анализирует, как происходило превращение «третьеразрядного взлома» в «самый серьезный политический кризис мирного времени в истории Америки» и моральный символ, «который открыл длинный коридор сквозь сакральное время и пространство и вызвал болезненное противоречие между чистыми и нечистыми сакральными формами» (Наст, изд., с. 418). Но Уотергейт - удивительное явление не только в силу своего масштаба. Само по себе событие взлома штаб-квартиры Демократической партии в отеле «Уотергейт» в июне 1972 года не вызвало публичного резонанса, и президент Ричард Никсон даже Интервью с профессором Джеффри Александером // Журнал социологии и социальной антропологии. №3. 2011. С. 11. ПРЕДИСЛОВИЕ выиграл после этого выборы. Лишь спустя многие месяцы событие превращается в скандал, изменивший политическую культуру Америки. Этому способствовали грандиозные публичные ритуалы, такие как транслирующиеся по телевидению слушания в Сенате (совсем как трансляция высадки на Луну, несколькими годами ранее ставшая коллективным воспоминанием и приметой времени для целого поколения), публикация расшифровки переговоров в Белом доме и др. Исследовательский вопрос, который стоит перед Александером, относится к наиболее важным в современной социальной науке. Как объяснить динамику публичного протеста, то, что одни символы приобретают колоссальный эмоциональный заряд и способность воздействовать на людей, а другие так и не достигают порога мобилизации коллективного действия? Социология, политология и другие поведенческие науки по сей день испытывают острый дефицит аналитических средств, который становится особенно явным в свете новых революций и социальных потрясений. В этом контексте аргументация, развернутая Александером, представляет собой ценный вклад в развитие социологического метода, особенно на фоне аналитических моделей, задающих мейн-стрим. Так, инерция культурных стереотипов как правило провоцирует исследователей и простых граждан рассматривать публичный гнев в качестве особой, поддающейся количественному измерению, сущности. Этому способствуют и языковые метафоры, такие как «чаша терпения», «нарастающее напряжение» и подобные им, и концептуальные конструкты вроде индексов протестного потенциала, ПРЕДИСЛОВИЕ приписывающие гневу, протесту и коллективным чувствам оскорбления квази-эссенциалистскую способность накапливаться и «переходить границы». Однако во многих случаях, если не в большинстве из них, характер трендов этих показателей выдает картину более сложную, нежели простое «накопление» потенциала протеста. Александер, вместо этого, предлагает внятную схему, которая позволяет, с опорой на конкретные культурные коды, структурирующие коллективное восприятие4, показать, какие именно условия должны быть выполнены, чтобы сформировался социальный консенсус, тематизирующий событие Уотергей-та как грандиозное осквернение. Формула такого рода перформативного успеха, выведенная Алек-сандером, включает пять составляющих: осквернение; его соотнесение с символическим «центром» общества; силы институционального контроля, направленные на осквернение; политическая борьба и формирование контрцентров; ритуализация и очищение, ведущие к новой доминирующей интерпретации. Эта объяснительная схема, однако, опирается не только на теорию, но и на детальную эмпирическую реконструкцию культурных кодов, наррати-вов и ритуалов, лежащих в основе американского политического воображения, которую Джеффри 4 Способность культурных кодов структурировать восприятие понимается Александером через призму дюркгеймовской теории сакрального. В этой теории Дюркгейм показал, что оппозиция сакральное-профанное является первичной по отношению ко всем прочим символическим классификациям, определяющим образом влияет на формирование коллективных и индивидуальных представлений и управляет эмоциональным измерением смысловых конструкций. Именно через символическое соотнесение с этой первичной оппозицией идеи и символы приобретают свою убедительность и способность мобилизовать коллективное и индивидуальное действие. ПРЕДИСЛОВИЕ Александер и Филипп Смит осуществили в рамках исследования дискурса гражданского общества в Америке (см. Гл. 5). Эта фундаментальная работа выступает в роли аналитической базы для целого ряда других исследований, осуществляемых Александером и его коллегами и учениками на протяжении почти двадцати лет. Наиболее важным в этой работе является то, что авторам удалось не просто зафиксировать дискурс «as is» (задача, которая была бы обречена на провал), а проследить историческую логику и динамику формирования каждого из описываемых элементов символических процессов. Особую роль при этом сыграл детальный разбор политических скандалов и конфликтов, в которых часто выходят на поверхность глубинные и обычно скрытые культурные механизмы. Александер показывает, что динамика и исход даже экономических полемик, таких как «Банковская война» в 1830-е или скандал с месторождением Типот-Дом в 1920-е, в определяющей степени зависели от их отношения к культурным кодам, лежащим в основе американской демократии. Эти коды образуют такие оппозиции, как «закон/власть», «равенство/иерархия», «контроль/страсть», «доверие/ подозрение», «критика/почтение», «включение/ исключение», и именно в пространстве этих измерений формируются приверженности участников этих коллизий и групп наблюдателей. Центральный месседж этой работы - каузальная автономия культуры5 и свобода воли. Речь идет о 5 Тезис об автономии культуры гласит, что культура, понимаемая широко, т.е. как сфера смысла, осмысленного действия и его результатов, должна рассматриваться как автономный, не детерминированный не-смысловыми факторами и силами источник, оказывающий влияние на течение социальной жизни. Этот тезис не подразумевает впадения в крайности «культурно- ПРЕДИСЛОВИЕ том, что культура имеет свою логику и символические коды воздействуют на социальную жизнь и политику в неменьшей степени, чем материальные и экономические факторы или интересы влиятельных игроков. Но не-западным и, в частности, российским читателям эта работа способна раскрыть глаза еще и на реальность и смысл политического ценностно-ориентированного действия в политике. Ведь именно такой род действий свойственная нашему политическому ландшафту культура подозрения чаще всего представляет как миф, придуманный из корыстных побуждений. Анализируя политические дебаты и скандалы, Александер показывает, как смысл сакральных кодов, структурирующих политическую жизнь, формируется и энергизируется в этих конфликтах и столкновениях и как образцы политического действия в контексте этих кодов оттачиваются в американской публичной культуре десятками и сотнями лет. По сути, в этом и состоит значение «двухсотлетнего опыта демократии», которым американцы так гордятся. Холокост и теория травмы В исследовании, посвященном анализу Уотер-гейта, отчетливо виден один из основных методологических приоритетов Александера. Это интерес к событию, меняющему культурный ландшафт, и наоборот - к глубокой, фундаментальной связи этого го детерминизма» или «идеализма», а лишь предписывает, что, выстраивая социологическое объяснение, культуру следует рассматривать как независимую переменную, наряду с экономическими, материальными, пространственными, демографическими, политическими и другими важными факторами. ПРЕДИСЛОВИЕ ландшафта с конкретными событиями, в которых он только и может быть актуализирован. Этот интерес выходит на первый план в исследовании социологических механизмов, стоящих за фундаментальным по степени влияния на общественную жизнь западного мира феноменом Холокоста (см. Гл. 2). Имея дело со столь тематизированным и широко обсуждаемым событием6, любой исследователь оказывается в поле уже существующих убедительных и пользующихся авторитетом схем интерпретации, как научных, так и идеологических, публицистических и принадлежащих к области здравого смысла ("folk theories"). В композиционном плане именно с анализа и критики наиболее влиятельных из этих объяснительных конструкций Александер начинает развертывание аргумента, особо выделяя «просвещенческую» и «психоаналитическую» версии того, что он называет «популярными теориями травмы» («lay trauma theories»). Теория травмы в данном случае выступает в качестве рабочей рамки для рассуждений о Холоко-сте и подобных ему явлениях, и ей посвящена отдельная глава книги (Гл. 3). Представленные в этой главе изыскания являются частью коллективной работы группы интеллектуалов-единомышленников, которым удалось распознать и всерьез пробле- Дж. Александер приводит данные опросов, подтверждающие уникальную для современного мира степень тематизирован-ности Холокоста: «К началу девяностых годов информированность о Холокосте среди американских граждан существенно превышала информированность о Второй мировой войне. Согласно опросам общественного мнения, в то время как о Холокосте знали девяносто семь процентов американцев, гораздо меньшая их часть была способна объяснить, что такое "Перл-Харбор", или была в курсе того, что Соединенные Штаты Америки сбросили атомную бомбу на Японию. Только сорок девять процентов опрошенных знали, что Советский Союз был союзником Америки в этой войне» (Наст, изд., с.???). ПРЕДИСЛОВИЕ матизировать одну из наиболее примечательных особенностей современных западных обществ, а именно беспрецедентную по своей значимости роль, которую играет в формировании коллективных идентичностей символическая конструкция травмы. Как пишет об этом сам Александер: «На протяжении двадцатого столетия, сначала в западных обществах, а вскоре и по всему, миру люди постоянно говорили о том, что они были травмированы каким-либо опытом, событием, актом насилия или устрашения или даже просто резким и неожиданным и иногда даже не особенно враждебным переживанием социальной трансформации и перемен» (Наст, изд., с. 256). Что кроется за этой приметой времени и, до известной степени, характеристикой места? Возможным ответом на этот вопрос является то, что двадцатый век объективно оказался крайне травматичным, причем не в последнюю очередь именно для западных обществ. Однако Александер объявляет эту и подобные ей трактовки социологически-близорукими, использует их как очередной объект критики «натурализма», наивного видения, не различающего в данном случае травмирующее событие-первопричину и травму как факт коллективной жизни. Более социологически-уму-дренный взгляд, по мысли Александера, должен фокусироваться на социологических механизмах создания мощных «энергизированных» символов, вызывающих интенсивное эмоциональное вовлечение, выделяя стадии и компоненты, условия и ингредиенты специфического смыслового комплекса, понимаемого как травма. Такой взгляд преодолевает привычку ума, провоцирующую усматривать в ПРЕДИСЛОВИЕ коллективной травме травму многих, сложение индивидуальных травм. Вместо этого объектом коллективной травмы становятся связи между людьми и их культурные смыслы, и именно они претерпевают изменения. В случае с Холокостом масштаб претерпевших существенные изменения социальных связей оказался чрезвычайно велик, и это произошло потому, что характер изменений культурных кодов каждой из них был поистине радикальным. На первый план здесь выходят связи и отношения между социальной общностью и ее частью: американским обществом и американскими евреями, американскими евреями и евреями по всему миру (и в первую очередь в Европе) и даже человечеством в целом и США. Александер скрупулезно реконструирует культурные коды, структурирующие восприятие, и процесс их изменения. Он показывает, что ключевую роль в формировании драмы Холокоста сыграло напряжение между двумя системами кодирования - универсалистскими демократическими кодами, лежащими в основе американского политического воображения, и двойственным кодированием американских евреев как американцев и не вполне американцев в одно и то же время. Трагические события в Европе разрешили это напряжение и эту двойственность, что привело к торжеству «ан-ти-антисемитизма»: к этому привело не что иное, как логика кодирования и «законы символического противоречия и символической ассоциации». Радикальный сдвиг в отношениях между американскими евреями и американцами в целом стал основой для дальнейших сдвигов в кодировании, совокупное значение которых для западной куль- 2 Культурсоциология ПРЕДИСЛОВИЕ туры и мирового порядка оказалось огромным. В результате этих сдвигов американские евреи (а за ними и не-евреи) стали ощущать все большее родство с европейскими жертвами нацизма (идентификация, которая, по-видимому, была не столь сильна во время самих трагических событий). В политическом плане эти же самые сдвиги привели ни больше ни меньше к тому, что США на десятилетия вперед утвердили свой статус сакрального центра западного мира, главного морального авторитета эпохи. Политические границы этой этической гегемонии Соединенных Штатов совпадают с границами понимания Холокоста как центрального символа «зла», и это не случайность. Когда Александер пишет о нарастающем доминировании фигуры травмы для политических и национальных идентично-стей не только на Западе, но и во всем мире (см. приведенную выше цитату), в этом есть изрядная доля преувеличения. В частности, на Востоке Холокост не играет столь же существенную роль, как и на Западе (даже в среде интеллектуалов до недавнего времени значение Холокоста в западном восприятии событий Второй мировой войны было не вполне прояснено). А культура коллективной травмы и вовсе занимает в лучшем случае периферийное место в политическом самосознании жителей большинства не-западных стран. Теория Александера схватывает это отличие, различая два вида глобальных нарративов, в терминах которых формируется восприятие Второй мировой войны, нацизма и Холокоста, — это «прогрессивный» и «трагический» нарративы. Фундаментальное отличие западного политического предисловие воображения от восточного состоит в том, что на Западе, в отличие от Востока, произошел переход от «прогрессивного» нарратива к «трагическому». Эти нарративы задают принципиально разные перспективы и придают различный смысл одним и тем же событиям. Глубина и сила, с которой они структурируют восприятие, обусловливает их взаимную нетранзитивность и глубокое непонимание, пролегающее вдоль обозначенных культурных границ. Прогрессивный нарратив, характерный для всего антифашистского мира после войны, исходил из исторической локализации нацизма и причиненного им зла и, как следствие, его преодолимости, иными словами - посюстороннего торжества добра над злом: «Огромные человеческие жертвы, необходимые войне, измерялись и оценивались в терминах прогрессивного нарратива и обещанного им спасения. Пролитая на войне кровь освящала будущий мир и перечеркивала прошлое. Принесение в жертву миллионов людей можно было искупить, их священные души могли достичь социального спасения не за счет размазывания слезливых подробностей их смерти, но путем уничтожения нацизма, силы, которая вызвала эту смерть, и путем планирования будущего, где будет создан мир, в котором больше никогда не может быть нацизма» (Наст, изд., с. 127). В этом описании легко узнается логика восприятия трагических событий Великой Отечественной войны в Советском Союзе и современной России. Трагизм и скорбь в этой картине мира неразрывно связаны с гордостью, надеждой и оптимизмом, жертвы были не напрасны, а напротив, ПРЕДИСЛОВИЕ исполнены великим смыслом, а те силы, которые в итоге устранили нацизм, только и могут претендовать на моральную справедливость и этическую чистоту. Конструкция трагического нарратива - принципиально иная. В ней линейное время, характерное для идеологемы «прогресса», сменяется циклическим сакральным временем, посюсторонние надежды и планы сменяются ощущением причащения к потустороннему миру. «В этом трагическом нарративе сакрального-зла массовое уничтожение евреев становится не событием истории, а архетипом, событием-вне-времени. В качестве архетипа это зло вызывало травмирующий опыт, который превосходил все, что можно было определить в терминах религии, расы, класса, региона - по сути, в терминах любой вообразимой социологической структуры или стечения исторических обстоятельств. Его трансцендентный статус, его обособленность от конкретных обстоятельств какого бы то ни было времени и места обеспечили основу для психологического соотнесения с жертвой в беспрецедентных масштабах. <...> Трагические нарративы сосредоточивают внимание не на какой-либо попытке переиграть или улучшить ситуацию в будущем - на «прогрессе», в используемом здесь смысле, - а на природе преступления, на его непосредственных последствиях и на мотивах и отношениях, которые к нему привели» (Наст, изд., с. 165). «Вместо искупления вины через развитие трагический нарратив предлагает то, что Ницше называл драмой вечного возвращения. Как стало теперь понятно, нельзя было «стать выше» истории Холоко- ПРЕДИСЛОВИЕ ста. Возможно было только вернуться к ней: не превосходство, но катарсис» (Наст, изд., с. 167). Результатом этого разрыва с посюсторонней локализацией Холокоста стала его универсализация: собственно, это и раскрывает его конституирующее свойство - частное событие, приобретшее универсальную значимость. Последствия этого события для политического воображения очень велики. Холокост стал моделью и базовой метафорой политического воображения, он усилил «чуткость современности к социальному злу». Он расширил границы политической и моральной ответственности, и механизм этого расширения в точности соответствует одному из вскрытых Дюркгеймом механизмов формирования категорий мышления: факты жизни конкретных обществ приобретают общезначимость через устремление горизонта социальной жизни в бесконечность. Наконец, Холокост становится абсолютным событием7, т.е. событием, в отношении которого приостанавливается произвол наблюдателя. Именно драматическая форма трагического нарратива, по мысли Александера, в наибольшей степени соответствовала такой конструкции социального события: «Идея драмы травмы, как и любой трагедии, в том, что зло живет внутри каждого из нас, и в любом обществе. Если мы все - жертвы, и все мы -преступники, то не существует такого зрителя, который мог бы на законных основаниях отстраниться от коллективного страдания, будь то со стороны жертв или преступников» (Наст, изд., с. 173). В терминах теории событий А.Ф. Филиппова см., например, Филиппов А.Ф. Конструирование прошлого в процессе коммуникации: теоретическая логика социологического подхода. WP6/2004/05. М: ГУ ВШЭ, 2004. ПРЕДИСЛОВИЕ Холокост и теория жертвоприношения Часть аргументации, развернутой Александе-ром, направлена на объяснение того, почему именно Холокост стал архетипической трагедией, метафорой и мерой абсолютного зла. Такого рода вопросы, заданные в отношении исторических событий, никогда не имеют единственного ответа, и рассуждения Александера строятся по модели реконструкции элементов и связей, лишь констелляция которых во всей полноте определяет специфику события. Однако один из ключевых элементов этой связи так и остается, на наш взгляд, недостаточно освещен. Речь идет о том, чтобы объяснить, как сакральный статус и катарсическая сила воздействия Холокоста связаны с символической конструкцией жертвы и как эти связи могут быть прояснены с опорой на теории жертвоприношения. На уместность этой линии аргументации указывает уже этимология слова Холокост, отсылающая к библейским описаниям жертвоприношения. Еще важнее то, что эта связь проливает свет на важнейшую роль в формировании драмы Холокоста, которая в представленной Александером объяснительной схеме принадлежит Соединенным Штатам Америки, стране, которую от развернувшихся в Европе событий отделял океан. Действительно, не только формирование «этики после Холокоста», но и послевоенный мировой порядок в целом связаны с тем, что Америка в существенной степени стала культурным инкубатором восприятия Холокоста. Символическая конструкция жертвоприношения основывается на двойственной связи между ПРЕДИСЛОВИЕ жертвой и объектом, на который направлен ритуал и который концентрирует на себе мощь благого сакрального. Источником этой мощи является насилие, осуществленное над жертвой: любое жертвоприношение основано на двух противоположно направленных процессах - осквернении и превращении скверного в благое. Классическая теория жертвоприношения Анри Юбера и Марселя Мосса раскрывает многообразие форм символической связи между жертвой, объектом жертвоприношения, жертвователем и аудиторией. И позволяет объяснить, как убийство жертвы может освятить социальный порядок. Если мы, однако, расширяем применимость модели жертвоприношения с протекающих по сценарию религиозных ритуалов до контингентных культурных процессов, чрезвычайно продуктивным оказывается расширение и развитие этой теории, предпринятое Рене Жираром. Теория Жирара вычленяет конкретные свойства, которые делают людей и социальные группы наиболее вероятными жертвами символической конструкции «козла отпущения»8. Так, «успешное» (в терминах перформативного эффекта) жертвоприношение нуждается в такой фигуре жертвы, которая характеризуется двойственностью по отношению к аудитории. С одной стороны, жертва ассоциирована с более широкой социальной группой, а с другой — имеет отчетливые и символически значимые отличия, иными словами, находится в маргинальном положении. Общество как объект Более подробно см. Жирар, Р. Козел отпущения/Пер, с фр. Г. Дашевского, предисл. А. Эткинда. - Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. ПРЕДИСЛОВИЕ жертвоприношения должно иметь все основания для ассоциации себя с жертвой, иначе ее гибель не будет символически значимой. Но должны быть и значимые отличия, иначе в роли жертвы может оказаться любой. Это состояние двойственности в высшей степени характерно для подробно описываемых Алек-сандером отношений между американцами и американскими евреями в период тридцатых годов и Второй мировой войны. Преодоление исходной неопределенности и обращение скверны в чистоту -неотъемлемое свойство конструкции ритуала. В данном случае в существенной мере преодоленной оказалась двойственность, с которой американцы продолжали относиться к своим соотечественникам еврейского происхождения. Анти-антисеми-тизм и запущенная им цепочка изменений культурных кодов стали возможны потому, что погибшие в Европе и дискриминируемые в США евреи позволили Америке, а затем и всему миру, причаститься к очистительной мощи большой европейской трагедии. Если эта гипотетическая конструкция верна, многие из более современных попыток построить или укрепить национальную идентичность опираясь на коллективную травму заведомо обречены на неудачу. В конструкции жертвоприношения принципиальную роль играет то, что объект жертвоприношения и жертва не совпадают. В современном мире это должно означать, что не совпадают также жертва и нарратор. Жертва должна быть другим. Это обстоятельство действительно выделяет Холокост из числа большинства трагедий двадцатого века: уникальным оказалось не только ПРЕДИСЛОВИЕ стечение исторических обстоятельств, но и конфигурация жертва-нарратор-аудитория - благодаря исходной двойственности положения евреев в США и связи между американскими и европейскими евреями.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |