КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сильная программа в культурсоциологии: элементы структурной
ГЕРМЕНЕВТИКИ (совместно с Филиппом Смитом) Во всем мире культура решительно выдвигается в центр дебатов не только в социологических теории и исследованиях, но и в гуманитарных науках в целом. Как и в случае с любым коренным сдвигом в интеллектуальной сфере, этот процесс протекает с неодинаковой скоростью. В Великобритании, например, культура выдвинулась на первый план еще с начала семидесятых годов. В Соединенных Штатах Америки перелом наметился лишь к середине восьмидесятых. Что касается континентальной Европы, то можно утверждать, что там культура никогда и не сходила со сцены. Тем не менее, несмотря на продолжающееся возрождение интереса к культуре, среди социологов, специализирующихся в этой области, наблюдается что угодно, но только не согласие по поводу того, что же означает это понятие и как оно соотносится с социологией в традиционном ее понимании. Подобные расхождения во мнениях лишь отчасти могут быть с пользой для дела объяснены как эмпирические отражения географических, социально-политических или национальных традиций. Более существенно то, что они являются проявлением глубоких противоречий, относящихся к аксиоматике и фундаментальной логике теории культуры. Стержнем всех указанных спо- глава 1 ров является проблема «культурной автономии» (Alexander, 1990; Smith, 1998a). В настоящей главе мы используем понятие культурной автономии, чтобы исследовать и оценить соперничающие между собой трактовки культуры, существующие в социальной теории на данный момент. Мы полагаем, что большинство рассматриваемых моделей обладает существенными недостатками, и предлагаем альтернативный подход, который в широком смысле можно трактовать как род структурной герменевтики.
Клоду Леви-Стросу (1974) принадлежит знаменитое высказывание о том, что исследование культуры должно походить на геологическое исследование. Согласно этому суждению, анализ должен объяснять различия на поверхности с точки зрения более глубоких порождающих принципов, так же как геоморфология объясняет ареалы произрастания растений, форму холмов и контур естественной дренажной сети рек с точки зрения данных о геологическом строении местности. В данной главе мы намерены применить этот принцип к современным социологическим подходам к исследованию культуры рефлексивным и, в то же время, диагностическим образом. Наша цель - не столько сделать обзор существующих направлений и подтвердить их разнообразие, хотя мы действительно приведем такой обзор, сколько создать сейсмограмму, которая обозначит линию геологического разлома, проходящую сквозь всю совокупность этих направлений. Если мы осознаем и существование этой линии разлома, и ее теоретические следствия, мы сможем не только редуцировать комплекс- ГЛАВА 1 ность, но и выйти за пределы чисто таксономического дискурса, который так часто безнадежно портит программные тексты. Сейсмографический принцип оказывается мощным инструментом проникновения в суть текущих разногласий и понимания отступлений и колебаний, ослабляющих значительную часть исследований культуры. Тем не менее, в противоположность Леви-Стросу, мы не рассматриваем свое структурное исследование как незаинтересованное научное изыскание. Наше обсуждение носит открыто полемический характер, а язык не вполне нейтрален. Вместо попыток имитировать нейтральную исследовательскую установку мы намерены предложить вполне определенный способ построения теории, открывающий культурсоциологии наилучшие перспективы развития.
Линия разлома и ее последствия Линия разлома в сердцевине современных споров пролегает между «культурсоциологи-ей» и «социологией культуры»1. Допускать возможность существования культурсоциологии означает принимать мысль о том, что всякое действие, каким бы инструментальным, рефлексивным или вынужденным по отношению к внешней среде (Alexander, 1988) оно ни было, в некоторой степени встроено в горизонт аффекта и смысла. Именно по отношению к этой внутренней среде актор никогда не может быть полностью инструментальным или рефлексивным. Эта дихотомия предложена в: Alexander (1996a). Настоящая глава основана на данном более раннем исследовании. ГЛАВА 1 Скорее она представляет собой идеальный ресурс, который частично способствует действию, а частично ограничивает его, составляя основу как для рутины, так и для творческого начала, и предоставляя возможность для воспроизводства и трансформации структуры (Sewell, 1992). Сходным образом вера в возможность существования культурсоциологии предполагает, что институты, какими бы обезличенными и технократическими они ни были, обладают идеальным основанием, которое фундаментальным образом формирует их организацию и цели и обеспечивает структурированный контекст для споров по поводу их легитимности2. Прибегая к языку позитивизма, можно сказать, что более традиционный подход социологии культуры рассматривает культуру как зависимую переменную, в то время как в культурсоциологии она является «независимой переменной», которая относительно автономна в своем влиянии на действия и институты и вносит в них столь же важный вклад, как и более материальные и инструментальные силы. Для стороннего наблюдателя социология культуры являет тот же пейзаж, что и куль-турсоциология. У обоих подходов общий понятийный набор, состоящий из таких терминов, как «ценности», «коды» и «дискурсы». В обеих традициях утверждается, что культура - нечто В этом заключается фундаментальное различие между куль-турсоциологией и более инструментальным и прагматическим подходом к культуре, представленным новым институциона-лизмом, сосредоточенность которого на институциональном изоморфизме и легитимации в противном случае, по-видимому, решительно поместила бы его в традицию культурно-ориентированного подхода. См. убедительную критическую оценку данного взгляда «изнутри» (Friedland and Alford (1991).
ГЛАВА 1 важное для общества и что она заслуживает тщательного социологического изучения. В обеих традициях недавний «культурный поворот» понимается как ключевой момент развития социальной теории. Но это сходство поверхностно. На структурном уровне обнаруживаются глубокие противоречия. Говорить о социологии культуры значит заявлять, что культура есть нечто, требующее объяснения, причем объяснения посредством чего-то, полностью отделенного от области смысла как такового. Говорить о социологии культуры значит заявлять, что источник любых объяснений кроется в изучении «жестких» переменных социальной структуры, так что упорядоченные смысловые комплексы превращаются в надстройки и идеологии, приводимые в движение этими более «реальными» и осязаемыми социальными силами. В рамках этого подхода культура определяется как «мягкая», на самом деле не вполне независимая переменная: ее роль более или менее сводится к участию в воспроизводстве социальных отношений. Понятие, возникшее в совершенно новой области исследований науки (science studies), -социологически инспирированная идея «сильной программы» ("strong program") (например, Bloor, 1976; Latour & Woolgar, 1986). Основная идея состоит в том, что научные идеи суть в той же мере культурные и языковые конвенции, в какой и результат других, более «объективных» действий и процедур. Наука понимается не как одни лишь «открытия», в зеркале которых отражается природа (Rorty, 1979), а скорее как коллективное представление, как языковая игра, ГЛАВА 1 отражающая основную схему смыслообразую-щей деятельности. Иными словами, в контексте социологии науки понятие сильной программы предполагает радикальное отделение когнитивного содержания от естественной детерминации. Наше предложение состоит в том, чтобы сильная программа возникла и в социологических исследованиях культуры. Это подразумевает строгое аналитическое отделение культуры от социальной структуры, что мы и подразумеваем под культурной автономией (Alexander, 1988; Капе, 1992). В отличие от социологии культуры куль-турсоциология нуждается в установлении данной автономии, и только посредством сильной программы социологи могут распознать важнейшую роль культуры в формировании социальной жизни. Социология культуры, напротив, предлагает «слабую программу» ("weak program"), где культура являет собой ничтожную по своему значению переменную, статус которой неясен. Используя выражение Бэзила Бернштейна (1971), мы могли бы сказать, что сильная программа приводится в действие посредством сложного теоретического кода (elaborated theoretical code), в то время как слабая программа не выходит за пределы ограниченного кода (restricted code), отражающего как «тупики» традиционной, институционально ориентированной социальной науки, так и ее общий облик (habitus).
Принадлежность к культурсоциологической теории, признающей культурную автономию, есть основное, наиболее важное свойство сильной программы. Однако у нее есть еще два определяющих признака, которые должны стоять ГЛАВА 1 за любым подходом такого рода и которые являются методологическими. Один из них - это приверженность принципу полной и убедительной герменевтической реконструкции социальных текстов. Здесь необходимо предложенное Клиффордом Гирцем «плотное описание» ("thick description") кодов, нарративов и символов, которые создают упорядоченные сплетения социального смысла. В противоположность этому «неплотное описание» ("thin description") обычно свойственно исследованиям, вдохновленным слабой программой, где смысл либо просто считывается с социальной структуры, либо сводится к отвлеченным описаниям реифицированных ценностей, норм, идеологий или фетишизма. Слабой программе не удается наполнить эти пустые сосуды богатым вином символической значимости. Философские принципы данной герменевтической позиции были сформулированы Вильгельмом Дильтеем (1962), и нам представляется, что его строгое методологическое предписание рассматривать «внутренний смысл» социальных структур остается непревзойденным. Вместо того, чтобы изобретать новый подход, мы будем исходить из того, что пользующиеся заслуженным влиянием исследования культуры Клиффорда Гирца дают самое значимое из современных приложений идей Дильтея.3 В методологическом плане, чтобы добиться плотного описания, требуется «заключить в 3 Печально, что связь между взглядами Гирца и Дильтея никогда не осознавалась, так как из-за этого стало казаться, что Гирц «бездомен» в философской традиции, - позиция, которую, по-видимому, приветствует его нежелание вписываться в какую- ' либо теорию (см. Alexander, 1987, 316-29). ГЛАВА 1 скобки» более широкие, несимволические социальные отношения. Это «заключение в скобки», аналогичное феноменологической редукции Эдмунда Гуссерля, позволяет реконструировать чистый культурный текст. Теоретическое и философское обоснование такой реконструкции предложил Поль Рикёр (1971), утверждавший существование необходимой связи между герменевтикой и семиотикой. Эту реконструкцию можно рассматривать как создание, или картографирование, «культурных структур» (culture structures) (Rambo & Chan, 1990), которые формируют одно из измерений социальной жизни. Именно понятие культурной структуры как социального текста позволяет привлечь в социальную науку хорошо разработанные понятийные средства литературоведческих исследований - от Аристотеля до таких современных фигур, как Фрай (1971, [1957]) и Брукс (1985). Только после того, как произойдет аналитическое «заключение в скобки», предписываемое герменевтикой, после того, как будет реконструирована внутренняя структура смысла, только тогда социальная * наука сможет перейти от аналитической к реальной автономии культуры (Капе, 1992). Только после создания аналитически автономного объекта культуры можно будет выяснить, каким образом культура пересекается с другими социальными силами, такими как власть и инструментальный разум, в реальном социальном мире. Таким образом, мы подошли к третьему признаку сильной программы. Не ограничиваясь туманными и двойственными выяснениями того, как культура порождает различия, и отказыва- ГЛАВА 1 ясь рассуждать в духе абстрактных системных логик как причиняющих процессов (а 1а Леви-Строс), мы утверждаем, что сильная программа пытается укоренить причинность в непосредственных акторах и способах действия (agencies) и детально устанавливает, как именно культура влияет на то, что реально происходит. Напротив, слабые программы, как показал Эдвард Томпсон (1978), обычно уклоняются от обсуждения этой темы и чувствуют себя в ней неуверенно. У слабых программ есть склонность разрабатывать сложные и отвлеченные терминологические (у)крепления ((de)fenses), которые обеспечивают иллюзию выявления реальных механизмов, а также иллюзию разрешения дилеммы свободы и детерминации. Тем не менее, как говорят в мире моды, качество скрывается в деталях. Мы полагаем, что только показав в деталях - кто говорит, что говорится, почему и с какими последствиями, культурный анализ может стать приемлемым с точки зрения критериев социальной науки. Иными словами, мы не считаем, что жесткие и скептические требования ясности каузальных связей должны составлять прерогативу сторонников эмпиризма или тех, кто до одержимости сосредоточен на проблемах власти и социальных структур.4 Эти критерии распространяются и на кул ьтурсоциол огию. Идея сильной программы, подразумевает предложения о плане дальнейших действий. Этот план мы обсуждаем ниже. Сначала мы рассма- 4 Смит (1998а) настойчиво подчеркивает эту мысль, проводя различие между американской и европейской версиями культур-социологии. ГЛАВА 1 триваем историю социальной теории и показываем, почему данный план не смог появиться ранее шестидесятых годов. Далее мы рассматриваем несколько современных традиций исследования культуры с позиций социальной науки. Мы полагаем, что, вопреки производимому ими впечатлению, каждая из этих традиций заключает в себе слабую программу, которая в том или ином отношении не удовлетворяет выдвинутым нами определяющим критериям. В заключение мы указываем на развивающуюся традицию культурсоциологии, главным образом американскую, которая, по нашему мнению, задает параметры сильной программы.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |