КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория травмы и проблема амбивалентности сакрального
Теория жертвоприношения сочетается с аргументацией Александера во многом, но не во всем. Принципиальное расхождение связано с конструкцией негативного сакрального, и оно восходит к проблеме амбивалентности сакрального - его парадоксальной двойственности, - соединяющего в себе благую и губительную стороны, которые находятся в сложной диалектической связи. Теории жертвоприношения (как и теории сакрального в целом) по-разному объясняют это диалектическое единство. Однако свойство амбивалентности сакрального, открытое Уильямом Робертсоном Смитом и быстро ставшее общим местом самых разных теорий сакрального, подразумевает единую природу сакрального, находящую выражение в двух противоположных ипостасях. Александер же исходит из обратного: сакральное-скверное, которое, как правило, фигурирует в его рассуждениях в форме «зла», он полагает независимой и равноизначаль-ной по отношению к «добру» сущностью. Попытке обосновать свою позицию он посвящает четвертую главу книги. При этом он критикует целый ряд философских традиций, от учений античности до прагматизма и даже иудео-христианскую религиозную культуру, поскольку все эти системы мысли ПРЕДИСЛОВИЕ исходят из того, что зло происходит из отклонения от добра и потому имеет по отношению к нему вторичный характер. Разница может показаться несущественной и относящейся к сфере спекулятивных рассуждений. Но это не так, поскольку она влечет за собой важные теоретические последствия. Не вдаваясь в детали, попробуем лишь кратко уточнить содержание этого различия. Необходимо разделить два не следующих друг из друга напрямую утверждения. Первое связано с «энергетическим потенциалом» сакрального-скверного и его способностью оказывать воздействие на социальную жизнь (как пишет Александер, «зло может цениться с такой же силой и энергетикой, что и добро» (Наст, изд., с. 325)). Второе утверждение состоит в том, что «зло» (или сакральное-скверное) является автономной культурной конструкцией, механизм формирования которой необходимо в каждом конкретном случае изучать как автономный символический процесс, не связанный напрямую с конструкцией «добра» (или сакрального-чистого). Первый тезис не противоречит ни утверждению об амбивалентной природе сакрального, ни критикуемой Александером позиции «зло как отклонение от добра». Противоречие коренится лишь во втором тезисе. Провозглашенная Александером «культурализация зла» (т.е. фактически утверждение о существовании культурного порядка, соответствующего «злу») противоречит важной для теорий сакрального идее, возводящей осквернение и связанную с ним интенсификацию коллективных эмоций к разрушению культурного и социального порядка9. Более подробный анализ происхождения и последствий этого расхождения см. в работе: Куракин Д.Ю. Ускользающее са- ПРЕДИСЛОВИЕ Как бы ни были важны эти расхождения, интенция работы «Культурсоциология зла» очень важна для культурсоциологии. Модельные для теории сакрального ритуальные процессы первобытных обществ более ориентированы на консенсус, нежели на конфликт, и на сакральное-чистое, нежели на сакральное-скверное. Следствием этого стал недостаток внимания к культурно-ориентированному описанию конфликтов, который стал предметом критики в адрес предшественников культурсоциологии - неодюркгеймианцев старшего поколения, таких как Роберт Белла и Эдвард Шиллз. Идея привлечь внимание культурсоциологии к «темной стороне» сакрального крайне перспективна для социологического осмысления современного мира. Культура, сакральное и инструментальный разум К моменту подготовки «Смыслов социальной жизни» были сформированы наиболее значимые образцы конкретных культурсоциологических исследований. Кроме уже перечисленных к ним следует отнести анализ «проникновения компьютера в поры современной жизни» (см. Гл. 7), изучение дискурса популярных изданий в период с сороковых по восьмидесятые годы XX в. Эта работа стала эмпирической платформой для теоретической атаки на ряд наиболее влиятельных социологических подходов к объяснению феномена техники. Это кральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. №3. С. 41-70. ПРЕДИСЛОВИЕ одно из самых ранних культурсоциологических исследований, его результаты были впервые опубликованы в начале 1990-х. Александер выбирает в качестве мишени именно социологию техники, с тем чтобы радикализовать вызов, бросаемый новой исследовательской программой устоявшимся и авторитетным образцам социологического рассуждения, подчиняющим культуру более «жестким» переменным. Демонстрируя на эмпирических данных, сколь сильно восприятие компьютера и осмысление его роли в изменяющемся мире зависело от упорядочивающей силы сакральных и профанных кодов, нар-ративов спасения и апокалипсиса, от опоры на влиятельные литературные жанры и действия символических механизмов создания семантической неопределенности, Александер выстраивает мощную оппозицию целому ряду теорий инструментального разума. Среди них концепции самозаконности техники и технического детерминизма, «самоовеществление людей в терминах целерационального действия и адаптивного поведения» и «всеохватная рациональность», «железная клетка рациональности» и рационализация всех сфер социальной жизни, колонизация жизненного мира системой и техника как идеология. Культурная расшифровка техники, осуществленная Александером, становится образцовым сценарием для культурсоциологической контратаки на самые тонкие формы подрыва автономии культуры. Этот сценарий позже реализуется в других знаковых для программы исследованиях, в частности, в исследовании Филиппа Смита, посвященном культурсоциологической расшифровке ПРЕДИСЛОВИЕ Т10 гильотины1", которая рассматривается как ключ к социологическому осмыслению событий Французской революции. В последнем случае объектом атаки становится уже Мишель Фуко и мейнстрим социологии наказания, находящийся под его определяющим влиянием. В обоих этих и во многих других случаях культура видится как совокупность смысловых структур, порядок которых задается символами, имеющими особую эмоциональную притягательность, - сакральными символами. Задачи эмпирических исследований при этом сфокусированы на том, чтобы продемонстрировать, что структура этих эмоциональных аттракторов объясняет наблюдаемые события лучше и точнее, нежели законы развития инструментального разума, нарастающая роль административного контроля и другие широко распространенные в социологии объяснительные принципы. Контринтуитивное изыскание, демонстрирующее неудачи традиционных способов объяснения в приложении к традиционным же объектам описания, становится фирменным стилем для лучших работ в культурсоциологии. «Сильная программа» культурсоциологии Благодаря всем этим рассуждениям и исследовательским образцам к началу двухтысячных программный текст «сильной программы» культурсоциологии, ее первый «манифест», обретает законченный вид, после нескольких лет работы и предварительных публикаций (см. Гл. 1). Исследо- Русский перевод этой работы опубликован в журнале «Социологическое обозрение» (№2 за 2008 г.). Примечательно, что этот принципиальный для культурсоциологии текст опубликован тоже в 2003 году. ПРЕДИСЛОВИЕ вательские интуиции о культурно-ориентированном теоретизировании в социологии, о которых Джеффри Александер с энтузиазмом пишет в предисловии к книге, наконец получают последовательную теоретическую разработку. В институциональном плане этот интеллектуальный рывок увенчался открытием в 2002 году Центра культурсоциологии в Йельском университете, который возглавил, совместно с Роном Айерманом и Филиппом Смитом, перебравшийся на Восточное побережье из Калифорнии Дж. Александер. Этот центр стал флагманом развития культурсоциологии и основным ориентиром для нескольких центров и исследовательских групп, существующих в Северной Америке и Европе, включая московскую группу, работающую в Высшей школе экономики. В качестве ассоциированных сотрудников Центр объединяет несколько десятков исследователей в области культурсоциологии по всему миру, а также ряд почетных членов, среди которых такие знаковые фигуры, как Клиффорд Гирц, Мэри Дуглас, Роберт Белла, Маршалл Салинз, Зигмунт Бауман, Шмуэль Эйзенштадт, Хейден Уайт и др. Успеху исследовательской программы в немалой степени способствовало и то, что ее постулаты были не просто сформулированы в явном виде, но и помещены в контекст классической и современной социологической теории. Конечно, «сильная программа» в культурсоциологии, как и любая другая зарождающаяся теория, заявляет о себе обвиняя и уличая, однако деструктивный порыв, необходимый для апроприации дисциплинарной территории, здесь уравновешивается последовательным встраиванием в классические постановки вопросов и их современные интерпретации. В программном ПРЕДИСЛОВИЕ тексте развивающегося направления этот баланс удалось выдержать благодаря композиционной формуле «плана», в чем-то подобного «Плану» Ордена Тамплиеров из романа Умберто Эко «Маятник Фуко», т.е. такого плана, который, будучи реконструирован (или создан заново) в настоящем, структурирует прошлое и определяет будущее. Это был план развертывания культурно-ориентированного теоретизирования в социологии, такого способа построения понятий и работы с эмпирическими данными, который бы удерживал тезис об автономии культуры и соответствовал другим приоритетам «сильной программы» (см. Гл. 1). Согласно Джеффри Александеру и Филиппу Смиту - авторам манифеста «сильной программы» в культурсоциологии - этот «план» зародился существенно раньше появления самой исследовательской программы в ее нынешнем виде и уходит корнями в работы Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Вильгельма Дильтея и Фердинанда де Соссюра. В дальнейшем развитии социологии и смежных дисциплин Александер и Смит усматривают последовательное приближение к идеалу культурсоциологии, на фоне многочисленных версий «слабой программы» социологии культуры. Таким образом, собственный проект авторы позиционируют лишь как наиболее точное на данный момент приближение к идеалу культурно-ориентированной социологии, а понятия «сильной» и «слабой» программ, заимствованные в исследованиях науки (science studies), используются ими как маркер того, удерживается ли всерьез тезис автономии культуры11. 11 Подробному разбору теоретических, методологических и исто-рико-социологических аспектов «сильной программы» культурсоциологии посвящены работы: Куракин Д.Ю. «Сильная программа» в культурсоциологии: историко-социологические, ПРЕДИСЛОВИЕ Наука, культура и история: Дж. Александер как интеллектуал «нашего времени» Для понимания науки, как и культуры в целом, прежде всего, важна детальная реконструкция «внутренней среды» действия и суждения. Для тех, кого Джеффри Александер называет интеллектуалами «нашего времени», центральными элементами этой среды стали дискуссии о теории модернизации и связанных с нею через почти все возможные предикаты концепциях. Анализируя эти теории, Александер остается верен тем же методологическим решениям, что и в случае анализа публичной жизни гражданского общества или исторических событий, и его внимание сосредоточивается на до-теоретических основаниях науки. Эти основания, согласно Александеру, управляются поддающимися изучению культурными кодами, нарративами, жанрами и режимами убедительности. Чтобы разобраться в теории, нужно хорошо понимать ее истоки, в том числе скрытые. А это, как подчеркивает Александер, позволяет разобраться уже не только в современной теории, но и в современной истории. Название статьи содержит игру слов и, подобно эпиграфу, в сжатом виде передает ее основные выводы. Образы «нашего времени» являются конструкциями соответствующих теорий и от них же получают свои имена. А теория модернизации, которая казалась преодоленной концепциями, добавляющими к имени «модерна» предикаты «анти» или «пост», теоретические и методологические комментарии. Послесловие редактора спецвыпуска // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. №2. С. 155-178; и Куракин Д.Ю. Символические классификации и «Железная клетка»: две перспективы теоретической социологии // Социологическое обозрение. 2005. Т. 4. №1. С. 63-81. ПРЕДИСЛОВИЕ неожиданно возвращается в качестве рядополо-женной им, с приставкой «нео». Текст Александера об интеллектуалах и смысле «нашего времени», завершающий книгу, можно назвать автобиографическим для целого поколения американских социальных ученых, поскольку речь в нем идет об обширных баталиях, в которых проходила и проходит их научная жизнь. Как и сюжеты других статей, вошедших в «Смыслы социальной жизни», это отражает тот факт, что не в последнюю очередь это книга об Америке. Книга, написанная американцем, глубоко небезразличным к ее жизни и имеющим вкус, талант и метод к ее глубокой реконструкции и интерпретации.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |