КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В современной теории культуры
Одной из первых исследовательских традиций, применивших теории французской nouvelle vague6 за пределами ее питомника - парижской среды, был Центр современных культурных исследований, широко известный как Бирмингемская школа. Фирменным приемом школы стало соединение идей о культурных текстах с установленным Антонио Грамши неомарксистским пониманием роли, которую культурная гегемония играет в поддержании социальных отношений. Это позволило применять захватывающие новые идеи о том, как работает культура, к разнообразным контекстам и в то же время не отказываться от утешительных старых идей о классовом господстве. В результате появилась такая «социология культуры», которая связывала культурные формы с социальной структурой в качестве проявлений «гегемонии» (если исследователю не нравилось то, что он наблюдал) или «сопротивления» (если нравилось). В своих лучших проявлениях этот вид социологии иногда служил источником блестящих наблюдений. В этнографическом исследовании Пола Уиллиса (1977) о школьниках, детях представителей рабочего класса, замечательно передан дух времени, присущий «ребятам», или «лэдам» ("lads"). Классическое исследование «Усмирение кризиса» (Policing the Crisis) Стюарта Холла, Чеза Критчера, Тони Джефферсона, Джона Кларка и Брайана Робертса (1978), посвященное мораль- Новой волны (фр.) ГЛАВА 1 ной панике по поводу хулиганства в Британии семидесятых годов, представляет собой расшифровку дискурса городского упадка и расизма, который подвел фундамент под авторитарную политику крутых мер. В этом труды Бирмингемской школы приблизились к «сильной программе» за счет своей способности реконструировать социальные тексты и значимые смыслы. В чем они, однако, терпят неудачу, так это в области культурной автономии (Sherwood, Smith, & Alexander, 1993). Невзирая на попытки выйти за рамки классического марксизма, неограм-шианская теория демонстрирует показательную двусмысленность в отношении роли культуры, что характерно для слабой программы, чем отличаются и сами блестящие «Тюремные тетради» (Gramsci, 1971). Такие термины, как «артикуляция» ("articulation") и «укорененность» ("anchoring") предполагают контингентность в игре культуры. Но эта контингентность часто сводится к инструментальному разуму (в том случае, когда элиты «артикулируют» дискурс в целях гегемонии) или к какому-либо виду неопределенной системной или структурной причинности (в случае, если дискурсы «укоренены» в отношениях власти). Неспособность решительно взяться за проблему культурной автономии и уйти от проекта социологии культуры «западного марксизма» (Anderson, 1979) сыграла свою роль в фатальной неопределенности представлений по поводу механизмов, посредством которых культура связывается с социальной структурой и действием. Нет более понятной иллюстрации этого послед- ГЛАВА 1 него процесса, чем собственно «Усмирение кризиса» (Hall, Jefferson, Clarke, & Roberts, 1978). Представив читателю подробную картину паники, связанной с уличными ограблениями, и ее символического резонанса, авторы сбиваются на ряд решительных заявлений о том, что моральная паника связана с экономической логикой капитализма и его скорым крахом, а также о том, что она оправдывает политику борьбы с уличной преступностью, являющей собой прибежище латентных революционных тенденций. Однако конкретные механизмы, посредством которых зарождающийся кризис капитализма (он все еще не наступил?) преобразовывается в конкретные решения судей, парламентариев, редакторов газет и исполняющих свои обязанности полицейских, так и не были раскрыты. В результате появляется теория, которая, несмотря на критическую остроту и герменевтические возможности, превосходящие классический функционализм, любопытным образом напоминает Парсонса своей склонностью приводить абстрактные влияния и процессы в качестве адек-* ватного объяснения эмпирических социальных действий. В этом отношении труды Пьера Бурдье, в противоположность Бирмингемской школе, обладают подлинными достоинствами. В то время как многим выполненным в традициях Бирмингемской школы исследования, как кажется, недостает методологической строгости, сочинения Бурдье опираются на надежный фундамент как качественных, так и количественных эмпирических исследований среднего уровня. Его выводы ГЛАВА 1 и утверждения более осторожны и не столь демонстративно тенденциозны. Более того, в лучших произведениях Бурдье, таких как описание кабильского дома или французского крестьянского танца (Bourdieu, 1962, 1977), его способности к плотному описанию доказывают, что его музыкальная чуткость к распознаванию и декодированию культурных текстов ничуть не уступает той, которой обладают этнографы Бирмингемской школы. Несмотря на эти его свойства, исследования Бурдье также следует отнести к слабой программе - к социологии культуры, а не к культурсоциологии. Как только исследователям удалось справиться с терминологической неопределенностью, которая всегда отличала слабую программу, им стало ясно, что в системе Бурдье роль культуры заключается главным образом в том, чтобы обеспечивать воспроизводство неравенства, нежели чем допускать новшества (Alexander, 1995a; Honneth, 1986; Sewell, 1992). В результате культура, действующая через габитус, выступает скорее как зависимая, а не как независимая переменная. Она представляет собой коробку передач, а не мотор. Когда нужно четко указать, как именно происходит процесс воспроизводства, Бурдье не дает ясного ответа. Габитус порождает чувство стиля, легкости и вкуса. Однако чтобы понять, как именно все это влияет на стратификацию, нужно нечто большее, а именно подробное исследование конкретных социальных ситуаций, в которых принимаются решения и обеспечивается социальное воспроизводство (см. Lamont, 1992). Нам нужно больше узнать о мышлении людей, принимающих решения на ГЛАВА 1 собеседованиях о приеме на работу и в издательствах, о влиянии динамики аудитории на учебный процесс или о логике, управляющей процессом цитирования. Без этого «связующего звена» у нас останется только теория, которая указывает на гомологию обстоятельств, но не может привести явных доказательств. Трактовка Бурдье связи культуры с властью также не соответствует идеалам сильной программы. В его понимании системы стратификации используют соревнующиеся друг с другом в разных областях статусные культуры. Семантическое содержание этих культур имеет малое отношение к тому, как организовано общество. Смысл не имеет широкого влияния. Если Вебер, например, утверждал, что формы эсхатологии оказывают важное воздействие на способы организации социальной жизни, то для Бурдье культурное содержание произвольно и несущественно. В его формулировке всегда будут системы стратификации, определяемые классом, и все, что имеет значение для господствующих групп, -это обладать собственным легитимным культур-* ным кодом. В итоге можно сделать вывод, что здесь мы имеем дело с анализом в духе Веблена, где культура предоставляет акторам стратегический ресурс, внешнюю среду действия, а не Текст, формирующий мир имманентным образом. Люди пользуются культурой, но, как кажется, не проявляют к ней слишком большого интереса. Труды Мишеля Фуко, а также постструктуралистская и постмодернистская теоретическая программа, которой они положили начало, пред- ГЛАВА 1 ставляют собой третью слабую программу, которую следует обсудить. Хотя это блестящие труды, в них также можно обнаружить множество противоречий, которые не позволяют им соответствовать сильной программе. С одной стороны, главные теоретические тексты Фуко (1970, 1972), «Археология знания» и «Слова и вещи», предоставляют важную основу для сильной программы благодаря утверждению, что дискурсы произвольным образом классификацируют мир и влияют на формирование знания. Эмпирические применения данной теории также заслуживают похвалы за то, что в них обширные исторические данные собраны способом, приближающимся к реконструированию социального текста. Пока что одни плюсы. К сожалению, есть и другая сторона. Главное затруднение заключается в генеалогическом методе Фуко; в его утверждении, что власть и знание слиты во власть/знание. В результате появляется редукционистская линия рассуждений, похожая на функционализм (Brenner, 1994), где дискурсы гомологичны институтам, потокам власти и технологиям. Кон-тингентность обозначена на уровне «истории», на уровне не поддающихся теоретическому осмыслению коллизий и нарушений, а не на уровне диспозитива. Поэтому здесь остается мало места для синхронически организованной контингентное™, которая могла бы соединить разрывы между культурой и институтами, между властью и ее символическими или текстовыми основаниями, между текстами и интерпретациями этих текстов акторами. Иными словами, такая привязка дискурса к социальной структуре не дает возможно- ГЛАВА 1 сти понять, как автономная сфера культуры мешает или помогает акторам выносить суждения, делать критические оценки или полагать трансцендентные цели, создающие текстуру социальной жизни. В мире Фуко «тюрьма языка» Ницше находит такое прочное материальное выражение, что не остается места для культурной автономии и, следовательно, автономии действия. В ответ на критику такого рода в своих позднейших трудах Фуко пытался теоретически разработать проблемы «себя» (self) и сопротивления. Но он делал это ad hoc, рассматривая акты сопротивления как случайные расстройства функции (Brenner, 1994: 698) или необъяснимые случаи самоутверждения. Эти поздние тексты не учитывают способы, посредством которых культурные фреймы могут позволять «изгоям» создавать и поддерживать противостояние власти. В самом влиятельном на данный момент направлении, вскормленном школой Фуко, можно наблюдать, что скрытое напряжение между Фуко (1972) периода «Археологии» и Фуко в его генеалогическом воплощении было решительно разрешено в пользу теории антикультурного типа. Продолжающее расти собрание трудов по «правительственности» ("governmentality") фокусируется на контроле над населениями (Miller & Rose, 1990; Rose, 1993), но делает это через рассмотрение роли административных техник и экспертных систем. Разумеется, признается важность «языка», как и то, что управление носит «дискурсивный характер». Это звучит обнадеживающе, но при более пристальном рассмотрении оказывается, что «язык» и «дискурс» сводятся ГЛАВА 1 ГЛАВА 1 к сухим разновидностям технического общения (графики, статистические данные, отчеты и так далее), действующим в качестве технологий, которые позволяют институтам и бюрократиям «оценивать, делать расчеты и вмешиваться» на расстоянии (Miller & Rose, 1990: 7). Совсем немного сделано для того, чтобы реконструировать текстуальную природу политического и административного дискурсов. Не предпринимаются попытки выйти за пределы «неплотного описания» (thin description) и установить более широкие символические схемы, страстные, аффективные критерии, посредством которых политика контроля и координации оценивается как гражданами, так и элитами. В этом пункте проект по исследованию правительственности не соответствует стандарту, заданному книгой Холла и его соавторов (1978), которая по крайней мере сумела передать эмоциональный дух популизма Великобритании эпохи Хита7. Исследования, посвященные «производству и восприятию культуры», знаменуют собой четвертую слабую программу, которая будет здесь рассматриваться. В отличие от программ, которые обсуждались выше, этому направлению не свойственна теоретическая бравурность, и оно не возглавляется харизматическим лидером. По большей части его отличают невоспетые добродетели интеллектуальной скромности, прилежания, ясности и усердного внимания к вопросам метода. Многочисленные сторонники этого направления создают здравые эмпирические ис- 7 Сэр Эдвард Хит (Edward Heat, 1916-2005) - британский премьер-министр с 1970 г. по 1974 г. - Примеч. ред. следования среднего уровня, где рассматриваются обстоятельства, при которых производится и потребляется «культура» (для ознакомления с обзором см. Crane, 1992). Вот почему данный тип исследований приобрел особое влияние в Соединенных Штатах Америки, где такие свойства лучше всего соответствуют профессиональным нормам в социологии. Большое преимущество данного подхода состоит в том, что он устанавливает ясные причинные связи между культурой и социальной структурой и таким образом избегает ловушек неопределенности и двусмысленности, которыми характеризуются более амбициозные в теоретическом отношении подходы. К несчастью, эта интеллектуальная честность обычно используется только для того, чтобы передать редукционистский импульс, остающийся скрытым в рассмотренных выше подходах. Складывается впечатление, что главная цель этого потока исследований (например, Blau, 1989; Peterson, 1985) заключается в том, чтобы отделаться объяснением культуры как продукта поддерживающих ее спонсорских институтов, элит или интересов. В центре процесса производства культуры находится стремление к доходу, власти, престижу. В то же время восприятие культуры неумолимо определяется социальным положением. Так, этнографические исследования зрительской аудитории предпринимаются, чтобы укрепить решающее влияние класса, расы и тендера на понимание телевизионных программ. Это уже «социология культуры» в чистом виде. Цель анализа состоит не столько в том, чтобы раскрыть воздействие смысла на формирование социаль- ГЛАВА 1 ной жизни и идентичностей, сколько в том, чтобы рассмотреть, как социальные жизнь и идентичности ограничивают потенциальные смыслы. Хотя социологические обоснования такого исследования достойны одобрения, для признания автономии культуры нужно нечто большее, а именно твердое понимание кодов, которые задействованы в рассматриваемых культурных объектах. Только учитывая эти коды, можно увидеть, что у культурных продуктов есть внутренние культурные воздействия и ограничения. Однако в перспективе производства культуры (production of culture approach) такие попытки герменевтического понимания редки. Слишком часто смысл остается чем-то вроде черного ящика, а аналитическое внимание фокусируется на обстоятельствах производства и восприятия культуры. Если смыслы и дискурсы и исследуются, то это обычно делается с целью поговорить о какой-либо связи между культурным содержанием и социальными потребностями и действиями конкретных производящих и воспринимающих групп. Например, Вэнди Гризвольд (1983) показывает, как типаж плута (trickster) меняется с появлением драмы эпохи Реставрации. В средневековом моралите персонаж, воплощавший аллегорию «Порока», олицетворял собою зло. Позднее он превратился в привлекательного, сообразительного «кавалера». Новый персонаж мог понравиться аудитории, состоящей из молодых мужчин без наследства, которые переехали в город и в плане социального продвижения должны были полагаться на собственный ум. Сходным образом Роберт Вутноу (1988) ут- ГЛАВА 1 верждает, что идеология Реформации возникла и утвердилась в качестве подходящего ответа на определенный набор социальных обстоятельств. Он убедительно показывает, что в теологическом дискурсе возникли новые бинарные оппозиции, например, между развращенным католицизмом и чистым протестантизмом. В этих оппозициях преломлялись политические коллизии и социальные беспорядки, лежавшие в основе религиозной и светской борьбы в Европе шестнадцатого века. Мы заинтересованы в отборе такого рода работ для критики, поскольку они принадлежат к лучшим образцам своего жанра и приближаются к тому виду плотного описания, за которое мы выступаем. Не приходится сомневаться, что Гризвольд и Вутноу правильно понимают необходимость изучать смысл в ходе исследования культуры. Однако им не удается систематически соединять изучение смысла с проблематикой культурной автономии. При всем внимании авторов к сообщениям культуры (cultural messages) и к историческим преемственностям (historical continuities), нам не удается избавиться от опасения, что в основе такого анализа лежит редукционизм. Общее впечатление такое, что смыслы трактуются как бесконечно податливые воздействию социальных ситуаций. Скорее Гризвольду следовало бы признать, что драматические нар-ративы неизбежно упорядочиваются ограничивающими культурными кодами, связанными с сюжетом и персонажем, поскольку именно сочетание сюжета и персонажа и делает возможным любой род драмы. Сходным образом и Вутноу
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |