КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурное конструирование травмы 1 страница
Кодирование, придание смыслового веса, превращение в нарратив В своем убедительном и влиятельном высказывании, сделанном в конце семидесятых годов, Эли Визель заявил, что Холокост представляет собой «онтологическое зло». Однако с точки зрения социологии зло есть категория познания, а не бытия. Приобретает ли травмирующее событие статус зла - это вопрос того, становится ли оно злом. Это вопрос того, как о травме узнают, как (171). Такие связанные с философией Просвещения версии популярной теории травмы выглядят в высшей степени разумно, но они просто не передают контингентную, социологически нагруженную природу процесса травмы. Как я пытаюсь показать ниже, сложные символические процессы кодирования, придания смыслового веса и превращения в нарратив играли решающую роль в неожиданных послевоенных усилиях по искоренению антисемитизма в Соединенных Штатах Америки. ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 она кодируется16. Как отмечает Дэн Дайнер, «на первый взгляд это может показаться парадоксальным» (и так действительно кажется), но, рассматриваемый исключительно сам по себе, без связи с другими явлениями (in and of itself), «Освенцим действительно не имеет подходящего наррати-ва, только набор статистических данных» (Diner, 2000: 178). Превращение в зло есть прежде всего вопрос репрезентации. В зависимости от природы репрезентации травмирующее событие может считаться онтологически злым, либо же его дурнота (badness), его «злостность» ("evilness") могут восприниматься как случайные и относительные, как нечто, что можно улучшить и преодолеть. Такое различение носит теоретический, но также и практический характер. На самом деле решение об онтологическом, в противоположность контингентному, статусе Холокоста имело принципиальное значение в изменении его репрезентации. Если нам удастся деконструировать это онтологическое утверждение в еще большей степени, я бы предположил, что самое существование категории «зла» необходимо рассматривать не как нечто, что существует от природы, но как произвольную конструкцию, как продукт работы культуры и социологии. Эта напускная бинарная оппозиция, упрощающая сложную совокупность существующих форм до двух противоположных полюсов и 16 См. замечание, сделанное социологом-теоретиком Джерардом Деланти (2001: 43): «Я привлекаю внимание к необходимости постановки фундаментальных вопросов в отношении культурных ценностей, потому что насилие не всегда является опытно познаваемой объективной реальностью, а иногда представляет собой предмет культурного конструирования в контексте формируемых общественностью дискурсов и в целом определяется отсылкой к некой проблеме». сводящая на нет любые промежуточные полутона, остается значимой чертой всех существующих обществ, но особенно важной для тех, которые Шмуэль Эйзенштадт (1982) назвал «цивилизациями осевого времени» (Axial Age civilizations). Эта жесткая оппозиция между сакральным и про-фанным, которая в западной философии обычно выстраивалась как конфликт между нормативностью и инструментальностью, не только определяет то, что люди ценят, но и устанавливает жизненно важную защиту вокруг общепринятого нормативного «добра». В то же время она создает мощные, часто агрессивные барьеры на пути всего, что считается угрозой добру, по отношению к силам, определяемым не просто как то, чего следует избегать, но как источники ужаса и осквернения (pollution), которые нужно сдерживать любой ценой. Материальная «база»: контроль над средствами производства символов И все же если эта разметка и есть род функциональной необходимости, то как именно она применяется, в большой степени зависит от того, кто рассказывает историю и как он ее рассказывает. В первую очередь это вопрос культурной власти в самом приземленном, материалистическом ее понимании: кто контролирует средства производства символов?17 Например, в осознании общественностью нацистской политики массового истребления евреев, разумеется, не было случайностью то, что в Для ознакомления с понятием «средства производства ритуала» см. Collins (1992) и, в общем плане, труды Пьера Бурдье, например, Language and Symbolic Power (1991). ГЛАВА 2 течение длительного периода времени сами нацисты и контролировали физическую и культурную область своей деятельности. Из-за этого факта наличия грубой силы было намного труднее сформировать отчетливое отношение к массовому истреблению. Не случайно также и то, что после того, как уничтожение евреев было физически прервано армиями союзников в 1945 году, именно американская «имперская республика» - взгляд торжествующего, устремленного вперед, воинственно и в военном отношении демократического, нового мирового воина - направляла организационные и культурные реакции на массовое истребление и на тех, кто в нем выжил. Зависимость этого знания от исторического контекста настолько сильна, что вполне можно сказать, что, если бы союзники не выиграли войну, «Холокост» никогда бы не обнаружили18. Более того, если бы большую часть ла- 18 Чтобы размышлять о том, что могло бы произойти, необходимо провести контрфактический мысленный эксперимент. Самая удачная попытка такого эксперимента представлена в чрезвычайно популярном образце художественной литературы, рассчитанной на среднего читателя, книге «Фатер-лянд» (Fatherland) Роберта Харриса, журналиста лондонской «Тайме» (Harris, 1992). История разворачивается в 1967 году в Берлине во время празднования семидесятилетнего юбилея Адольфа Гитлера. Бывшие Советский Союз и Соединенное Королевство были завоеваны в начале сороковых годов, главным образом потому, что офицеры генерального штаба Гитлера отклонили его решение начать вторжение в Россию до того, как он успеет покорить Великобританию. Сюжет истории сосредоточивается вокруг попыток главных героев раскрыть тайные события Холокоста. Ходили слухи о массовом уничтожении, но никакая объективная правдивая информация не была доступной. Что же до других спорных утверждений в данном абзаце, а именно того, что контроль Советского Союза над обнаружением лагерей тоже сделал бы невозможной историю Холокоста, то достаточно просто ознакомиться с советским описанием лагеря смерти Освенцим рядом с Краковом в Польше. Хотя факт смерти евреев и не отрицается, в центре внимания находится классовая борьба, польское национальное сопротивление и гибель поляков и коммунистов. Хорошо известно, в частности, то, что немцы Восточной Германии при советском режиме так и не ГЛАВА 2 герей, причем не только в Восточной Европе, «освобождали» не союзники, а Советский Союз, то обнаруженное в этих лагерях, возможно, никогда бы не описывалось хоть сколько-нибудь сходным образом19. Иными словами, именно и только потому, что средства производства символов не контролировались победившим послевоенным нацистским или даже торжествующим коммунистическим режимом, стало возможно назвать массовое истребление Холокостом и закодировать его как зло. Создание культурной структуры Тем не менее, даже когда контроль над средствами производства символов оказался на «нашей стороне», даже когда ассоциативная связь между злом и тем, что вскоре стали называть травмой Холокоста, была обеспечена, это было только начало, а не конец. После того как какое-либо явление кодируется как зло, немедленно возникает следующий вопрос: насколько оно злое? В теоре- признали ответственность за свое антисемитское прошлое и его основную роль в массовом уничтожении евреев, а вместо этого сосредоточивали внимание на нацистах как на вненациональной, обусловленной классовой принадлежностью, реакционной социальной силе. 18 Детальная реконструкция процесса смещения баланса между сомнением и уверенностью применительно к общественному мнению в западных странах, данная Барби Зелизер, показывает, что обнаружение советскими войсками лагеря смерти Майданек в 1944 году не уничтожило сомнения вследствие весьма скептического отношения к русским журналистам, и в особенности из-за неприязни к литературному стилю изложения новостей в русскоязычных источниках и склонности к преувеличению: «Скептицизм привел к тому, что западная пресса смотрела на освобождение восточных лагерей как на историю, требующую дополнительного подтверждения. Такое недоверчивое отношение усугублялось еще и тем, что американским и британским войскам по большому счету не предоставляли доступа в лагеря на восточном фронте, [что] облегчало восприятие просачивающейся на Запад информации как пропаганды» (Zelizer, 1998: 51). 8 Культурсоциология
ГЛАВА 2 тическом осмыслении зла данный вопрос связан не с проблемой кодирования, а с проблемой придания смыслового веса. Ведь существуют степени зла, и эти степени имеют очень и очень разные последствия в плане ответственности, наказания, исправления недостатков и будущего поведения. Нормальное зло и радикальное зло не могут быть тождественны. Наконец, наряду с проблемами кодирования и придания смыслового веса есть еще и проблема того, что смысл травмы нельзя определить, если мы не установим, что такое это «оно». Это вопрос превращения в нарратив: о каких именно злых и травмирующих событиях идет речь? Кто несет ответственность? Кто стал жертвой? Какими были непосредственные и долгосрочные последствия травмирующих действий? Что можно сделать, чтобы исправить или предотвратить эти события? Данные теоретические соображения предполагают, что даже после триумфа физической силы союзников и физического обнаружения нацистских концентрационных лагерей природа увиденного и обнаруженного должна была быть закодирована, ей нужно было придать смысловой вес и превратить ее в нарратив. Более того, это сложное культурное конструирование должно было быть осуществлено немедленно. История не ждет; она требует создания репрезентаций, и они создаются. Является ли какое-либо недавно освещенное событие ошеломляющим, странным, ужасным или невыразимо жутким или нет, оно должно быть «типизировано» в смысле, подразумеваемом Эдмундом Гуссерлем и Альфредом Шюцем, то есть оно должно быть объяснено как типичный и даже ГЛАВА 2 предсказуемый пример какого-то объекта или категории, о существовании которого было известно заранее20. Даже очень незнакомое нужно каким-то образом превратить в знакомое. Иными словами, для культурного процесса кодирования, придания смыслового веса и превращения в нарратив важнейшее значение имеет то, что ему предшествует. Исторический фон играет решающую роль как для первого «взгляда» на травмирующее событие, так и (по мере изменения «истории») для всех последующих. Повторим еще раз, что на эти шаткие культурные конструкции судьбоносное влияние оказывают власть и личность управляющих ситуацией действующих лиц, соревнование за контроль над символами и обусловливающие его структуры власти и распределения ресурсов. Фоновые конструкции Нацизм как репрезентация абсолютного зла Какова была историческая структура «добра и зла», в рамках которой 3 апреля 1945 года «новость» о нацистских концентрационных лагерях впервые была удостоверена для американской аудитории? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала описать, что ей предшествовало. Ниже я отваживаюсь на некоторые наблюдения, которые едва ли можно счесть определяющими, В современной социологии важным практическим исследователем типизации является Гарольд Гарфинкель, который, с опорой на Гуссерля и Шюца, разработал ряд гибких операциона-лизаций, таких как использование правил, предназначенных специально для данного случая (ad-hocing), индексальность (indexicality) и «поправка "и так далее"» ("etc. clause"), предназначенных для описания того, как типизация применяется на практике. ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 касательно того, как кодировалось социальное зло, какой смысловой вес ему придавался и как оно превращалось в нарратив в Европе и Соединенных Штатах Америки в период между двух войн. После глубоко трагических событий Первой мировой войны среди рядовых и избранных членов западной «аудитории» царили чувство разочарования, цинизм и отстраненность от героев и злодеев войны, которая, как показал Пол Фассел, превратила иронию в главный стилистический прием в первую послевоенную эпоху21. Этот прием превратил «демонологию» - самый акт кодирования и придания смыслового веса понятию зла -в то, что множество как интеллектуалов, так и простых людей считали недобросовестным актом. Тем не менее после того, как кодирование и придание смыслового веса понятию зла утратили законный характер, добро и зло стали менее резко отличаться, а релятивизм стал господствующим мотивом в данный период. В таких условиях связный нарратив, посвященный современным событиям, становится трудным, если не невозможным. Поэтому и получилось так, что не только многим интеллектуалам и людям искусства того периода, но и многим обычным людям нелегко было разобраться в поразительных переворотах этого промежутка между двумя войнами окончательным и приемлемым в интеллектуальном отношении образом. На этом фоне краха репрезентации расизм и революция, расовая ли или коммунистическая, об- Для ознакомления с непревзойденным описанием риторической деконструкции Романтизма и мелодрамы см. Fussel (1975). рели статус привлекательных способов смотреть на вещи не только в Европе, но и в Соединенных Штатах Америки. В противовес революционному нарративу догматичного и авторитарного модернизма левых возник нарратив реакционного модернизма, столь же революционный, но яростно отвергавший рациональность и космополитизм22. На этом фоне многие демократы в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки устранились из самой сферы репрезентации и превратились в запутавшихся и уклончивых защитников разоружения, ненасилия и мира «любой ценой». Это сформировало культурный фрейм для политической стратегии изоляционизма как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах Америки. Постепенно агрессивные военные амбиции нацизма устранили возможность сохранения такой уклончивой позиции. Хотя расизм, релятивизм и нарративная путаница сохранялись в Соединенных Штатах Америки и Великобритании до самого начала Второй мировой войны и даже довольно долгое время спустя, им противостояли все более сильные и уверенные репрезентации добра и зла, кодировавшие либеральную демократию и универсализм как беспримесное добро, а нацизм, расизм и предвзятость - как глубоко разрушительные репрезентации оскверняющего и профанного. С конца тридцатых годов и далее в западных обществах развивался сильный, а позднее и преобладающий антифашистский нарратив. Нацизм кодировался, обретал смысловой вес и превра- 22 См. Herf (1984), а также исследования Филиппа Смита о кодировании нацизма и коммунизма как о вариантах модернистского дискурса гражданского общества (Smith, 1998b). ГЛАВА 2 щался в нарратив в апокалипсических, ветхозаветных терминах, таких как «господствующее зло нашего времени». Поскольку это радикальное зло помещалось в один ряд с насилием и смертью в массовых масштабах, оно не просто оправдывало стремление рисковать жизнью ради того, чтобы ему противостоять, но принуждало к такому риску. Это принуждение мотивировало и оправдало огромные человеческие жертвы в ходе того, что позднее стали называть последней «правильной войной»23. Тот факт, что нацизм был абсолютным, ничем не оправданным злом, радикальным злом, угрожавшим самому будущему человеческой цивилизации, сформировал предпосылки четырехлетнего участия Америки в мировой войне24. Репрезентация нацизма как абсолютного зла подчеркивала не только его связь с устойчивым принуждением и насилием, но также, а возможно, даже в особенности, то, как нацизм соединял насилие с этнической, расовой и религиозной ненавистью. Так, самый очевидный пример практического воплощения злодеяний нацистов - политика систематической дискриминации, принуждения, а позднее и масштабного насилия в отношении евреев - поначалу трактовался как «просто» еще один ужасающий пример бесчеловечности действий нацистов. 23 Для ознакомления с описанием того, как кодирование противника в качестве радикального зла побуждает к принесению в жертву жизни в современной войне см. Alexander (1998). 24 Точно так же провалившиеся ранее попытки таких стран, как Франция, энергично подготовиться к войне с немцами были отражением разногласий внутри страны в вопросе о том, является ли нацизм злом; эти разногласия подогревались давними антисемитскими и антиреспубликанскими настроениями, запущенными делом Дрейфуса. Для ознакомления с обсуждением данной темы см. классический труд Уильяма Ширера (The Collapse of the Third Republic (1969)). ГЛАВА 2 Интерпретация «Хрустальной ночи»: злодеяния нацизма как антисемитизм Реакция американской публики на «Хрустальную ночь» (Kristallnacht) показывает, какое большое значение направленные против евреев действия нацистов имели для закрепления статуса нацизма в качестве скверны в глазах американцев. Она также являет собой классический пример того, как такого рода репрезентации зол антисемитизма вписывались в более широкий и охватывающий символизм нацизма. «Хрустальная ночь» означает, конечно же, риторически заразное и физически жестокое распространение преследования евреев нацистами, случившееся в маленьких и больших городах Германии 9 и 10 ноября 1938 года. События широко освещались в средствах массовой информации. Согласно одному историку, описывавшему это роковое событие, «утренние выпуски большинства американских газет сообщали о «Хрустальной ночи» в огромных заголовках на всю полосу, и трансляции с выступлениями Х.В. Кальтенборна и Рэй-монда Грэма Свинга держали радиослушателей в курсе последних происшествий в Германии» (Diamond, 1969: 198). Конкретные причины, по которым эти события приобрели такое решающее значение для продолжающихся попыток американской публики понять, «что представляет собой гитлеризм» (201), выходят за пределы того лишь факта, что насильственные и репрессивные действия, возможно, впервые, были открыто, даже нагло предъявлены к непосредственному рассмотрению мировой общественности. Столь же важной была и изменившаяся культурная па- ГЛАВА 2 радигма, в рамках которой наблюдались эти действия. Ведь «Хрустальная ночь» произошла всего шесть недель спустя после ныне печально известных Мюнхенских соглашений, которые являли собой акты умиротворения экспансионистских амбиций Гитлера и в то время понимались не только изоляционистами, но и многими противниками нацизма, и, по сути, подавляющим большинством американцев, как предположительно разумные уступки предположительно разумному человеку (197). Иными словами, происходившее представляло собой процесс осознания, подкреплявшийся символическим контрастом, а не просто наблюдение. Объектом интерпретационного конструирования была культурная разница между очевидной ранее готовностью Германии сотрудничать и разумностью - репрезентациями добра в дискурсе американского гражданского общества - и последовавшей демонстрацией насилия и иррациональности, которые были восприняты как репрезентации направленного против гражданских ценностей зла. Центральную роль в обнаружении этого противоречия сыграла этническая и религиозная ненависть, которую немцы продемонстрировали в своем насилии в отношении евреев. Если посмотреть на реакции американской общественности, становится ясно, что именно насилие в отношении евреев воспринимается как репрезентация злодеяний нацистов. Так, именно в отношении этого насилия новостные статьи в «Нью-Йорк Тайме» говорили об осквернении, дополнительно кодируя злодеяния нацистов и придавая им смысловой вес: «Ни один иностранный пропагандист, задавший- ГЛАВА 2 ся целью очернить имя Германии в глазах мира, не смог бы превзойти историю избиения, подлых нападений на беззащитных и невинных людей, которая опорочила эту страну вчера» (цит. по: Diamond, 1969: 198). Противоречивая колумнист-ка «Тайме» Энн О'Хэр Маккормик писала о том, что «страдания, которые [немцы] приносят другим теперь, когда они в силе, превосходят всякое понимание и сводят на нет всякое сочувствие к ним», а затем назвала «Хрустальную ночь» «самым мрачным днем, прожитым Германией за послевоенный период» (цит. по: Diamond, 1969: 199). «Вашингтон Пост» определил действия нацистов как «один из ужаснейших примеров регресса для человечества со времен Варфоломеевской ночи» (цит. по: Diamond, 1969: 198-9). Укрепляющееся соотнесение нацизма со злом, одновременно и запущенное, и подкрепленное насилием в отношении евреев во время «Хрустальной ночи», побудило влиятельных политических деятелей заявить о неприятии американской демократией немецкого нацизма более определенно, чем раньше. Выступая на радио Эн-Би-Си, Эл Смит, бывший губернатор штата Нью-Йорк и кандидат в президенты от демократов, отметил, что события «Хрустальной ночи» подтвердили, что «немцы неспособны жить при демократическом правительстве» (цит. по: Diamond, 1969: 200). Выступавший в той же программе вслед за Смитом Томас. Э. Дьюи, которому вскоре предстояло стать губернатором штата Нью-Йорк и кандидатом в президенты, высказал мнение о том, что «цивилизованный мир потрясен кровавым погромом в отношении невинного народа... со стороны на- ГЛАВА 2 ции, которой управляют сумасшедшие» (цит. по: Diamond, 1969: 201). Хотя поначалу президент Франклин Рузвельт представил не слишком энергичную официальную реакцию Америки на эти события, четыре дня спустя он воспользовался возмущением общественности, чтобы подчеркнуть чистоту американского народа и его удаленность от этой формирующейся репрезентации насилия и этнической ненависти: «Новости из Германии за последние несколько дней глубоко шокировали общественное мнение в Соединенных Штатах Америки.... Я сам едва могу поверить, что такое может происходить в цивилизации двадцатого века» (цит. по: Diamond, 1969: 205). Судя по реакции на насильственные действия нацистов во время «Хрустальной ночи», то, что, как выразился один историк, «большинство американских газет и журналов» больше «не могли... считать Гитлера гибким и разумным человеком, а только агрессивным и достойным презрения диктатором, [которого] необходимо усмирить» (цит. по: Diamond, 1969: 207), кажется совершенно логичным. Однако то, что почти ни в одном из заявлений американской публики об испытываемом ею ужасе нет ясно выраженного указания на то, что жертвами «Хрустальной ночи» были евреи, совершенно поразительно. Вместо этого их называли «беззащитными и невинными людьми», «другими» и «беззащитным народом» (цит. по: Diamond, 1969: 198, 199, 201). Действительно, в только что процитированном публичном заявлении президент Рузвельт делает все возможное, чтобы отделить свое нравственное негодование от какой бы то ни было ассоциации с конкретным бес- ГЛАВА 2 покойством о судьбе евреев. «Такого рода новости из любой части света, - настаивает президент, -неизбежно вызвали бы схожую глубокую реакцию у любой части американского народа» (Diamond, 1969: 205. Курсив мой. - Дж. А.) Иными словами, несмотря на то, что направленные против евреев насильственные действия нацистов имели центральное значение для развивающегося процесса символизации американцами нацизма как зла, в тот исторический и культурный момент времени американцы нееврейского происхождения неохотно соотносили себя с еврейским народом как таковым. К евреям привлекалось внимание как к важнейшей репрезентации зол нацизма: их участь понималась только в связи с творимыми немцами ужасами, которые угрожали демократической цивилизации в Америке и Европе. Неспособность к соотнесению себя с евреями семь лет спустя проявилась в том, что американские солдаты и оставшаяся дома публика отстранились от травмированных евреев, выживших в лагерях, и от их еще менее удачливых соотечественников, убитых нацистами. Анти-антисемитизм: борьба со злодеяниями нацизма путем борьбы за евреев В течение тридцатых годов, на фоне преследования немецких евреев нацистами, в Соединенных Штатах Америки также началась не имевшая исторических аналогов борьба с антисемитизмом. Дело было не в том, что христиане неожиданно начали испытывать искреннюю любовь по отношению к тем, кого они поносили на протяжении бесчисленных столетий как убийц Христа, или в том, ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 что они вдруг соотнесли себя с ними25. Дело было в том, что резко и фатально изменилась логика символической ассоциации. Нацизм все больше воспринимался как порочный враг универсализма, а самыми ненавистными врагами нацизма были евреи. Таким образом, сработали законы символического противоречия и символической ассоциации. Если нацизм по-особому относится к евреям, то к евреям должны по-особому относиться демократы и противники нацизма. Антисемитизм, который терпели, с которым мирились на протяжении столетий в любой западной стране и который на протяжении предыдущих пятидесяти лет яростно поддерживали сторонники американского «нативизма», неожиданно и явно утратил популярность в прогрессивных кругах Соединенных Штатов Америки (Gleason, 1981; Higham, 1984)26. 25 Заявления и программы в поддержку лучшего обращения с евреями на самом деле часто намеренно или непреднамеренно сопровождались антисемитскими стереотипами. В месяцы перед вступлением Америки в войну с Германией в «Тайм» сообщалось: «На прошлой неделе Американский еврейский конгресс и Всемирный еврейский конгресс запустили подобающую государственным мужам программу, направленную на создание лучших условий для евреев после войны, хотя президентом и председателем этих организаций, соответственно, является не всегда обладающий величием государственного мужа эмоциональный дилетант от политики раввин Стивен С. Уайз» (July 7, 1941: 44). Действительно, Чарльз Стембер показывает в своей статистической подборке изменяющихся данных опросов общественного мнения о личном настрое американцев в течение этого периода, что процент американцев, проявлявших антисемитские настроения, на самом деле вырос непосредственно перед началом войны против нацизма и в ее первые годы, хотя такие граждане все еще составляли меньшинство (Stember, 1966). Для ознакомления с одним из лучших недавних обсуждений антисемитизма в начале двадцатого столетия см. Hollinger (1996). 26 Джон Хайэм показывает, как склоняющиеся к левым взглядам интеллектуалы, художники, ученые и журналисты принялись противостоять нативизму двадцатых годов и рассматривали подъем нацизма именно в этом контексте. Хотя в основном они уделяли внимание еврейскому вопросу, они также обсуждали и расовые проблемы. Движение, которое я стану называть «антиантисемитизмом»27, набрало особенную силу после того, как Соединенные Штаты Америки объявили войну нацистской Германии. Сущность этого движения особенно ясно сформулирована одним ведущим историком - исследователем американских евреев: «Война соединила судьбы евреев и американцев. Нацистская Германия была главным врагом как евреев, так и Соединенных Штатов Америки» (Shapiro, 1992: 16). Открыто положительные репрезентации еврейского народа впервые распространились как в массовой, так и в высокой культуре. Именно в этот период родилось словосочетание «Иудео-христианская традиция». Оно появилось, когда американцы пытались отразить натиск нацистского врага, угрожавшего разрушить священные основания западной демократической жизни (Silk, 1984). Массовое истребление в рамках прогрессивного нарратива Нацизм знаменовал собой травмирующую эпоху современной истории. Тем не менее, хотя нацизм был кодирован как зло и обрел смысловой вес в самых основательных терминах, в терминах weltgeschichte (мировой истории), он превратился в нарратив в рамках схемы, обещавшей спасение и побуждавшей 27 От выражения Клиффорда Гирца «анти-антирелятивизм» (Geertz, 1984), которое он связывал с выражением эпохи мак-картизма «анти-антикоммунизм». Гирц пишет, что его целью было не принимать релятивизм, а отклонить антирелятивизм так же, как антимаккартисты хотели не принимать коммунизм, а отклонить антикоммунизм. Точно так же прогрессивные американцы того времени хотели не соотнести себя с евреями, а отклонить антисемитизм, как я утверждаю, из-за его ассоциаций с нацизмом. ГЛАВА 2 к действиям, которые порождали уверенность и надежду28. Подход, который я стану называть «прогрессивным нарративом» ("progressive narrative"), провозглашал, что порожденная социальным злом травма будет преодолена, что нацизм будет побежден и устранен из мира, что он постепенно уйдет в область травматичного прошлого, чья тьма будет уничтожена новым, мощным социальным светом. Прогрессивность этого нарратива находилась в зависимости от того, закрепится ли восприятие нацизма как явления, привязанного к определенному месту и историческому периоду. А это, в свою очередь, мешало данной репрезентации абсолютного зла стать универсальной и каким бы то ни было образом в каком бы то ни было виде или форме сравняться по культурной силе с силой, присущей добру. В терминах нарратива, эта асимметрия, это упорство в том, что нацизм обладает аномальным историческим статусом, и обеспечили итоговое поражение данного подхода. В массовом сознании и в драмах, создаваемых специалистами в области культуры, происхождение нацизма связывалось с конкретными событиями в период между двух войн и с конкретными организациями и акторами в них, с политической партией, с безумным и бесчеловечным вождем, с аномальным народом, который демонстрировал склонность к воинственности и насилию на протяжении предшествующих ста лет.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |