КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурное конструирование травмы 3 страница
В последующие годы борьба с квотами проходила в рамках похожих тем. В 1946 году специалист по социологии образования написал в «Америкэн Сколар», что такие ограничения находятся «в противоречии с растущим пониманием, появившимся в результате войны». Если послевоенному прогрессу суждено осуществиться, квоты следует отменить. «Сегодня наше общество в целом видит связь между уровнем социального благополучия и предубеждениями, которые тормозят развитие способностей индивидуумов. Эта угроза основным понятиям демократии настолько очевидна, что почти все мы, за исключением тех, кем движут скрытые интересы, увидели ее. Вопрос в том, увидели ГЛАВА 2 ли эту угрозу колледжи и университеты и хотят ли они привести свои обычаи в соответствие с достижениями мысли сегодняшнего дня, даже если при этом окажутся в опасности некоторые из их наиболее высокоценимых традиций» (Dodson, 1946: 268. Курсив мой. - Дж. А.). Похожее соединение войны против нацизма с движением против квот и развитием анти-анти-семитизма видно и в статье, появившейся в еще одном популярном журнале в следующем году: «Чрезвычайно жаль, что в 1946 году дети [родителей], возвращающихся со всех концов света, где они вели борьбу не на жизнь, а на смерть ради сохранения демократии, сталкиваются с теми же закрытыми дверями, которые встречали их отцов в качестве "иных"» (Hart, 1947: 61). В 1949 году «Коллиерс» опубликовал статью, где описывались «десятки выпускников колледжа, у которых студенческие братства» для «"чистокровных арийцев" сегодня вызывают тошноту». В статье цитировались данные, полученные комитетом выпускников Амхерст-Колледжа, о том, что эксклюзивные братства дают молодым людям «фальшивое и недемократическое чувство превосходства», и утверждалось, что «антидискриминационное движение двигается от одного студенческого городка к другому» (Whitman, 1949: 34-5).
Хотя добровольные еврейские организации начали создаваться еще в 1943-45 годах, они вступили в американскую общественную сферу как агрессивные сторонники политических изменений только после 1945 года, и это было выступлением, ознаменовавшим первый раз, когда евреи решительно вошли в гражданскую сферу ГЛАВА 2 как защитники своих собственных, а не чьих-то еще целей. В предвоенное время, и тем более еще раньше, такое открытое и агрессивно еврейское вмешательство в общественные дела, несомненно, встретило бы сопротивление; по сути, оно бы еще больше усугубило антисемитизм. Однако в послевоенный период, хотя американская аудитория нееврейского происхождения и не сумела соотнести себя с евреями-жертвами нацизма, она была решительно настроена искупить их страдания. Если, как пишет Диннерштейн, еврейские группы намеревались «мобилизовать общественное мнение против нетерпимости и [таким образом] воспользоваться судами и законодательными органами» (Dinnerstein, 1981-1982: 137) в своей борьбе с антисемитизмом, то они могли заниматься всей этой политической деятельностью только потому, что послевоенное общественное мнение уже определилось в своей приверженности «терпимости». Идея установления цивилизованных отношений между религиозными и этническими группами вплеталась в патриотические послевоенные нарративы американских рассчитанных на массовую аудиторию журналов. «Беттер Хоумс энд Гар-денс» публиковал такие рассказы, как «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были терпимыми?» «Прежнее безразличие и погруженность во внутренние дела не могут больше продолжаться. Если мы вновь скатимся к нашим взглядам и ограничениям, существовавшим до войны, война накроет нас так же вдруг и неожиданно, как атомная бомба -жителей Хиросимы, и мы будем столь же беспомощны» (Buck, 1947: 135. Курсив мой. - Дж. А.).
10 Культурсоциология ГЛАВА 2 В другой статье, напечатанной «Беттер Хоумс энд Гарденс» в том же году, «Как остановить разжигателей ненависти в вашем родном городе», автор отмечает: «Подозреваю, что многие благопристойные немецкие бюргеры, слушая байки о бандах нацистов, столь же несерьезно относились к возможным последствиям в виде ничем не сдерживаемого расового и религиозного преследования» (Carter, 1947: 180). В следующем году в «Са-тердей Ивнинг Пост» была представлена «история еврейской семьи Иакова Голомба». Пространная статья завершалась ставшей к тому моменту ожидаемой оптимистичной строчкой. «Как семья Голомбы представляют собой больше, чем просто несколько приятных людей, которые ведут деятельную, плодотворную, достойную жизнь; это семья, чьи сыновья во время чрезвычайной ситуации в стране немедленно встали на ее защиту. Как представители долго преследовавшегося народа, еще со времен Авраама Голомба, они всегда верили в то, что Соединенные Штаты Америки действительно являются, или скоро станут, землей подлинно свободных людей. Они по-прежнему в это верят». (Perry, 1948: 96. Курсив мой. -Дж.А.) Четыре года спустя самый популярный иллюстрированный журнал Америки опубликовал статью «"Лайф" отправляется на бар-мицву: Мальчик становится мужчиной» (October 13, 1952: 170-6). Тема анти-антисемитизма проникла в популярную культуру и через кинематограф. В ставшем в 1945 году кассовым хитом фильме «Гордость мор-пехов» (Pride of the Marines) герой, еврей Ларри ГЛАВА 2 Даймонд, упрекает друга в том, что тот сомневается в возможности уничтожить предубеждения в послевоенные годы. Даймонд связывает текущую ситуацию с прогрессивными идеалами, которые поддерживали его и его друзей в войне против нацизма: «Ну же, вылезайте из своих лисьих нор, да что с вами такое, ребята, вы что же думаете, никто так ничего и не понял с 1930 года? Думаете, все закрыли глаза, а мозги убрали в морозилку?» (Short, 1981: 161). Даймонд затем отмечает, что, если или когда расовое предубеждение и репрессии посмеют поднять свои безобразные головы в послевоенных Соединенных Штатах Америки, он будет сражаться, чтобы победить их, так, как он научился сражаться на войне: «Я боролся за себя, за право жить в США. И когда я вернусь к гражданской жизни и мне не понравится то, что происходит... Слушайте, ведь это моя страна; я буду стоять на обеих ногах и кричать что есть мочи! Если нас, таких крикунов, будет достаточно, мы везде пройдем... Ясно?» (Short, 1981: 161). Нарратив прогресса решительно распространяется от войны против нацизма на мир после нацизма. Даймонд -«гордость морпехов», и прогрессивный нарра-тив войны основательно привязан к заявлениям, связанным с утопическими целями Соединенных Штатов Америки. Музыка в конце фильма превращается в "America the Beautiful", а Даймонд в это время завершает рассказ так: «В один прекрасный день, когда Бог был в хорошем настроении, он сел и придумал богатую красивую страну и назвал ее США. Всю страну, Эл, холмы, реки, земли, все. Не говори мне, что мы не сможем справиться в мирное время так, как справляемся на войне. Не
ГЛАВА 2 говори мне, что мы не сдюжим. Разве вы не понимаете этого, ребята, неужели вы не можете этого понять?» (Short, 1981: 161-2). Два года спустя фильм, пропагандирующий ан-ти-антисемитизм, «Джентльменское соглашение» (Gentleman's Agreement), получил приз Американской киноакадемии за лучший фильм, и еще одна лента, «Перекрестный огонь» (Crossfire), была на него номинирована. Оба фильма - открыто прогрессивные, оптимистичные нарративы. В заключительном диалоге «Джентльменского соглашения» устремленная в будущее, утопическая тема фильма выражена с предельной ясностью. «Разве это не было бы чудесно, - спрашивает Фила миссис Грин, - если бы наступила эра для всех, когда люди всего мира, свободные люди, нашли бы способ жить вместе? Я бы хотела дожить до того момента, когда смогу увидеть хотя бы что-то из этого, пусть даже самое начало» (цит. по: Short, 1981: 180)37. Как и непосредственно перед войной и во время нее, в этих принадлежащих массовой культуре нарративах «евреям» отводилось символическое первенство, потому что именно их преследование главным образом ассоциировалось со злодеяниями нацистов. По сути, прогрессивный нарратив призывал не к терпимости как таковой, а к терпимости по отношению к евреям38. Поэтому хотя
37 В статье об успехе «Джентльменского соглашения» в «Сатердей Ревью оф Литрэче» (December 13, 1947: 20) автор заявил, что «евреи - всемирный символ [того] зла, которое разрывает цивилизацию на части», и предположил, что успех книги и фильма «может означать, что совесть Америки пробуждается, и по крайней мере хоть что-то будет сделано по этому поводу». 38 Кеннет Шорт ясно показывает это исключительное положение евреев, когда пишет о том, что «в то время, когда война бушевала на Тихом океане, в Европе и на морских путях Атлантиче- ГЛАВА 2 еврейские лидеры и чувствовали солидарность со своими собратьями по вере за границей, они старательно воздерживались от того, чтобы публично поддерживать полную отмену антииммиграционных квот после 1945 года. Они понимали, что идея эмиграции настолько опорочена ассоциациями с презираемыми иными, что она могла бы помешать продолжающемуся процессу очищения еврейско-сти. В течение предшествующих пятидесяти лет существовала тесная связь между антииммиграционным движением и антисемитизмом, и евреи не хотели снова портить «еврейскость» таким отождествлением. Хотя еврейские лидеры и демонстрировали свою поддержку частным образом, они решительно отказывались делать какие-либо публичные заявления по поводу отмены иммиграционных квот (Dinnerstein, 1981-82: 140). Движение, которое Диннерштейнназывает «поворотом в антисемитских настроениях», являло собой победу над нацизмом, а не осознание травмы Холокоста. Сообщения о массовом истреблении и какие-либо размышления о нем исчезли из газет и журналов довольно скоро после первых отчетов об освобождении лагерей, и о евреях-жертвах нацистов стали говорить как о перемещенных лицах, потенциальных иммигрантах и потенциальных переселенцах в Палестину, в которой большинство американцев желали видеть новое еврейское государство, символ искупления вины. При таком видении ситуации можно предположить, что ни в коем случае не только принципы реальной поли- ского океана, Голливуд сознательно стремился создать чувство солидарности среди расовых и этнических групп американского народа (за исключением американцев японского происхождения и чернокожих)» (Short, 1981: 157. Курсив мой. - Дж. А.). ГЛАВА 2 тики (Realpolitik) побудили президента Трумана, в противовес его бывшим французским и британским союзникам, выступать за послевоенное создание Израиля, нового еврейского государства. Прогрессивный нарратив требовал обновления, устремленного в будущее. Сионисты утверждали, что еврейскую травму можно искупить, что евреи могут и придать священный статус своим жертвам, и оставить травму в прошлом, но только если вернутся в Иерусалим. Согласно сионистскому видению мира, Израиль, если бы ему позволили существовать, породил бы новую породу уверенных в себе и сильных земледельцев-воинов, которые искупили бы злодейства по отношению к евреям, нарастив военную силу, внушительную настолько, что массовому истреблению евреев больше никогда и нигде в мире не будет позволено случиться. В некоторых важных отношениях именно в результате такого слияния прогрессивных наррати-вов в отношении войны и в отношении массового истребления евреев послевоенные пути Соединенных Штатов Америки и государства Израиль оказались так основательно соединены друг с другом. Израиль должен был преуспеть и выжить, чтобы поддержать искупительные цели прогрессивного нарратива Америки. Эти культурсоциологические соображения не подразумевают, что послевоенная американская борьба с антисемитизмом была в какой бы то ни было степени неискренней с моральной точки зрения. Эта борьба была вызвана к жизни чувствами широкой публики столь же глубокими, что и те, в силу которых ранее началась борьба с нацизмом. Если взглянуть на эти мощные новые аргументы ГЛАВА 2 против антисемитизма, то только с сегодняшней точки зрения удивительно осознавать, что «зверства», обнародованные в 1945 году, - события и переживания, в которых заключалась травма для европейских евреев, - в данном случае практически не играют никакой роли. Их отсутствие можно объяснить мощной символической логикой прогрессивного нарратива, который сложился еще в довоенный период. После победы в 1945 году Соединенные Штаты Америки занялись установлением нового мирового порядка. В рамках создания будущего без нацизма еврейскость впервые была соединена по принципу аналогии с самыми важными американскими символами «демократия» и «народ» ("nation"). В ходе послевоенных перемен американских евреев стали соотносить с понятием демократии более традиционным и менее универсалистским образом, а именно как недавно появившиеся патриотические репрезентации народа. «После 1945 года, - пишет один ведущий историк - специалист по данному периоду, - прочие американцы больше не смотрели на евреев как на просто еще одну из многих экзотических групп внутри этнической и религиозной мозаики Америки. Вместо этого на них смотрели как на группу, представляющую одну из трех главных религиозных традиций страны» (Shapiro, 1992: 28). Такое национально-патриотическое определение проявилось в требовании еврейского богослова Уилла Херберга говорить об «иудео-христианской», а не «христианской» сущности религиозного наследия Соединенных Штатов Америки (53)39. Как уже отмечалось, по- См. также Higham (1984) и Silk (1984). ГЛАВА 2 будительным мотивом активного принятия антиантисемитизма американцами не было ни простое эмоциональное отвращение к ужасам массового истребления евреев, ни здравые нравственные побуждения. Таким мотивом скорее служила форма прогрессивного нарратива. По словам президента Трумана, покончить с антисемитизмом означало поставить Америку в один ряд с «нравственными силами мира» (цит. по: Shapiro, 1992: 143). Покончить с антисемитизмом означало искупить страдания тех, кто пожертвовал собой ради американского народа, и, в соответствии с целями прогрессивного нарратива, к принесшим жертву, несомненно, относилось и множество убитых европейских евреев. Важнейший момент заключается в следующем: то, что составляло травму для жертв, не было травмой для зрителей40. При оформлении доказа- на вопрос о том, были ли сами американские евреи травмированы тогдашними разоблачениями о нацистских концентрационных лагерях, по-прежнему можно ответить лишь исходя из непосредственного опыта. На воспоминания Сьюзен Зонтаг о ее реакциях девочки-подростка из Калифорнии на разоблачительные фотографии лагерей смерти Бельзена и Дахау часто ссылаются как на типичные для американских евреев вообще: «Я испытала непоправимую скорбь, я была ранена, но часть моих чувств сжалась в тугой комок; что-то умерло; еще что-то до сих пор плачет» (цит. по: Shapiro, 1992: 3 и по: Abzug, 1985: vii). Однако то, что эта и другие часто цитируемые ретроспективные реакции разделялись и другими представителями еврейской общественности в Соединенных Штатах Америки, - скорее рабочее предположение со стороны исследователей данного периода, в особенности, но вовсе не исключительно исследователей еврейского происхождения. Еще не получившее эмпирического доказательства предположение, что американские евреи были незамедлительно травмированы этими разоблачениями, является отражением популярной теории травмы в версии философии Просвещения. Оно также может представлять попытку реабилитации post hoc по отношению к возможному чувству вины, которое многие американские и британские евреи позднее испытывали из-за того, что не приложили достаточно усилий к тому, чтобы остановить массовое истребление или привлечь к нему внимание, или даже из-за того, что они не смогли этого сделать. ГЛАВА 2 тельств этого факта в случае с Америкой я изучил группу, являющуюся основным носителем прогрессивного нарратива, народ, который в мировой ситуации, наступившей сразу после войны, совершенно явно возглавил процесс «построения нового мира на обломках старого». Я показал, что •социальные действующие лица, американцы как еврейского, так и нееврейского происхождения, которые взяли на себя ведущую роль в реконструкции нового этического порядка, посвятили себя тому, чтобы искупить муки тех, кто был принесен в жертву борьбе с нацизмом, а в особенности муки жертв-евреев, посредством искоренения антисемитизма в Соединенных Штатах Америки. Их цели были сосредоточены не на Холокосте, а на необходимости очистить послевоенное общество от подобной нацизму скверны.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |