КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовое истребление евреев в рамках трагического нарратива 2 страница
62 Перевод Н.И. Новосадского. ГЛАВА 2 трепетал и чувствовал сострадание от того, что совершается. Это может пережить каждый, читая рассказ об Эдипе»53 (Aristotle, 1987: 4. 2.1, 4. Л..1.3). Однако не только факт соотнесения себя с героем, но и сложный характер этого соотнесения ставит переживание травмы как трагедии на основное место в процессе принятия моральной ответственности за случившееся, поскольку мы соотносим себя не только с жертвами, но и с преступниками. Создание такой культурной формы способствует психологическому процессу инте-риоризации, а не проекции, принятию, а не вытеснению (displacement)54. Драма травмы вечного возвращения В трагическом нарративе Холокоста основное событие стало «драмой травмы» ("trauma drama"), к которой «зрители» возвращаются снова и снова. Парадоксальным образом это стало единственным способом гарантировать, что такое событие «больше никогда» не произойдет. Эта особенность в виде навязчивого возвращения к драме травмы придала 53 Перевод Н.И. Новосадского. 54 В этом психологическом смысле прогрессивный нарратив побуждает свою аудиторию к проецированию и поискам козла отпущения, защитным механизмам, которые позволяют акторам не переживать ответственности за преступление. Такое разграничение также указывает на различие между жанрами мелодрамы и трагедии, у которых много общего. Мелодрама, разбивая мир на абсолютно черное и абсолютно белое и гарантируя победу добра, поощряет тот же вид проецирования и поисков козла отпущения, что и прогрессивный нарратив; по сути, мелодраматические нарративы часто приводят в действие нарративы прогрессивные. Для ознакомления с исследованием значимости мелодраматических нарративов в девятнадцатом столетии и их связи с выдуманными и реальными историями этического триумфа см. Brooks (1995). Однако на практике драматизация травмы Холокоста, как практически любая драматизация трагедии в современном обществе и в обществе постмодерна, часто пересекается с мелодраматическим началом. ГЛАВА 2 истории Холокоста мифологический статус, превративший ее в архетипическое сакральное-зло нашего времени. В той мере, в какой она приобрела этот статус господствующего мифа, трагедия Холокоста бросила вызов этическому самоопределению, самооценке современности - по сути, той самой самоуверенности, вселявшей мысль о том, что такое явление, как «современное развитие», продолжит существовать. Ведь возвращение к драме травмы Холокоста, повторяющееся снова и снова соотнесение себя со страданиями и беспомощностью его жертв в некотором смысле обеспечило бы этому разрушающему уверенность событию продолжающееся существование в современной жизни. Следовательно, это было бы признанием, что такое может произойти снова. В этом отношении трагическая трактовка Холокоста сделала основополагающий вклад в постмодернистский релятивизм и беспокойство. Поскольку прогрессивный нарратив массового истребления евреев нацистами сменился трагическим, этические стандарты, защищавшие добро от зла, казались уже совсем не такими могущественными, как это обещали уверенные заявления современности. Когда трактовка преступлений нацистов происходила по принципам прогрессивного нарратива, их относили к временному отрезку «Средневековья», чтобы противопоставить их предположительно цивилизующим стандартам современности. С появлением более трагической точки зрения варварство оказалось частью неотъемлемой природы самой современности55. Те- К началу сороковых годов Министерство информации Полыни, независимые журналисты и подпольные группы обнародовали ГЛАВА 2 перь идея пути к более справедливому и мирному обществу не поддерживала и не совершенствовала современность, как полагалось в рамках послевоенного прогрессивного нарратива; этот путь вел к жизни в постмодерне (Bauman, 1989)56. Однако ошибкой было бы воображать, что, поскольку в центре трагического нарратива Холокоста лежит драма травмы, со всеми вытекающими отсюда претензиями на сострадание и эмоциональный катарсис, этот вызывающий слезы нарратив и символ на самом деле утратил связь с этическим и добрым57. Хотя невозможно отрицать, что яв- снимки трупов, побросанных в могилы или накиданных на теле--. ги. На одной такой фотографии, появившейся в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» в марте 1941 года под заголовком «Там, где правят немцы: Пляска смерти перед массовой казнью поляков», были сняты жертвы, копающие свои собственные могилы или стоящие перед расстрельной командой. Журнал сообщал читателям, что «за этими фотографиями стоит история безжалостного ужаса, напоминающего о Средних веках» (Zelizer, 1998: 43). 56 Эта идея составляет очень смелую и едкую тему провокационного труда Зигмунта Баумана «Актуальность Холокоста» (в оригинале Modernity and the Holocaust (1989)). Хотя сам Бауман заявляет, что отказывается от любых более широких обобщающих целей, этический посыл такой точки зрения все же кажется ясным. Я убежден, что недоверие к отвлеченным нормативным теориям справедливости, как то, что проявляется в таких исследованиях постмодерна, как исследования Баумана (Postmodern Ethics (Bauman, 1993)), может пониматься как реакция на Холокост, а также, разумеется, и как реакция на сталинизм и отдельные элементы капиталистического Запада. В отличие от некоторых других выдающихся постмодернистских точек зрения, этика Баумана одинаково сильно противопоставлена и коммунитарньш, и модернистским позициям; такую ориентацию можно понять в свете того огромного значения, которое Холокост имеет для критического осмысления Бауманом современности. Жена Баумана Янина пережила события Холокоста и написала пронзительные мемуары о Холокосте (Winter in the Morning (Bauman, 1986)). В посвящении к «Актуальности Холокоста» говорится: «Янине и всем остальным, кто выжил, чтобы рассказать правду». 5Т Выражение «вызывающий слезы» было использовано для того, чтобы охарактеризовать исторический взгляд на историю еврейского народа, разработанный Сало Бароном. Барон, самый важный из ученых летописцев истории евреев в Соединенных Штатах Америки, был заведующим первой кафедры еврейской истории в Гарварде. Он находился под сильным впечатлением ГЛАВА 2 ление массового уничтожения евреев приобрело драматургическую форму, значимость этого явления практически не подверглась эстетизации, то есть не превратилась в ничем не связанный, нравственно нейтральный символ с функцией развлечения, а не поучения58. События Холокоста стали разыгрываться не ради самой драмы, а чтобы получить то, что Марта Нуссбаум однажды описала как «социальная польза сострадания» (Nussbaum, 1992)59. Программа переименования Холокоста, его драматизации, превращения его в нечто вещественное и его ритуализации внесла свой вклад в нравственное преобразование (пост)современного (западного) мира. История Холокоста рассказывается снова и снова как реакция не только на эмоциональную потребность, но и на нравственную цель. Персонажи, сюжет и плачевная развязка этой истории превратились в менее привязанную к от того, что в тот момент казалось полной отменой ассимиляции евреев в период f in-de-siecle. В ответ на рост современного антисемитизма Барон начал заявлять, что средневековый период отношений евреев и людей нееврейского происхождения - долгий отрезок, предшествующий «эмансипации» евреев в эпоху Просвещения и в девятнадцатом столетии" — на самом деле, возможно, был для евреев лучше в культурном, политическом, экономическом и даже демографическом отношении, чем период после эмансипации. В послевоенных еврейских исследованиях, не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Израиле, позиция Барона часто критиковалась, но, когда прогрессивный нарратив Холокоста уступил место трагическому, вызывающая слезы точка зрения Барона если и не стала общепринятой, то по крайней мере начала намного более положительно оцениваться как часть общего пересмотра последствий Просвещения для современной истории. См. Liberles (1995). 58 На это, разумеется, некоторые интеллектуалы жалуются с того самого момента, когда Холокост проник в массовую культуру, от «Дневника Анны Франк» до самых последних фильмов Спилберга. Как я предполагаю ниже, настоящая проблема заключается не в драматизации как таковой, а в выборе драматической формы. Если трагедию или мелодраму заменяет комедия, то «уроки» Холокоста действительно превращаются в банальность. 69 Она добавляет, что «призыв к состраданию есть... также призыв к сочувствию». ГЛАВА 2 определенному народу и конкретному отрезку времени и более универсальную драму. Эта драматическая универсализация усилила чуткость современности к социальному злу. Идея драмы травмы, как и любой трагедии, в том, что зло живет внутри каждого из нас и в любом обществе. Если мы все -жертвы и все мы - преступники, то не существует такого зрителя, который мог бы на законных основаниях отстраниться от коллективного страдания, будь то со стороны жертв или преступников. Это психологическое соотнесение себя с фактом массового уничтожения евреев и символическое расширение его нравственных последствий за пределы непосредственных участников событий способствовало беспрецедентной универсализации политической и моральной ответственности. Таким образом, создание данного символа сакрального-зла в наше время означает, что человеческое воображение расширилось настолько, что смогло впервые в истории человечества опознать, осознать и вынести суждение по поводу тех видов направленного на геноцид массового уничтожения людей, которыми сегодня продолжают заниматься национальные, этнические и идеологические группировки60. Такое расширение «Трагедия... предоставляет нам подходящие объекты, по отношению к которым мы можем испытать сострадание и страх. Можно сказать, что трагедия тренирует нас или приучает нас к тому, чтобы испытывать сострадание и страх в ответ на события, которые достойны таких эмоций. Поскольку наши эмоции вызваны подходящими обстоятельствами, они также становятся предметом обучения, очищения или прояснения.... Поскольку добродетель частично состоит в том, чтобы испытывать подходящие эмоциональные реакции на обстоятельства, трагедию можно считать частью этического образования» (Lear, 1992:318). Необходимо ли добавить оговорку, что быть «способным» выносить такие этические суждения - это не то же самое, что в действительности их выносить? Культурный сдвиг, о котором я здесь говорю, связан со способностью к действию, которая, конечно, является предпосылкой действия, но не определяет его. ГЛАВА 2 позволило осознать, что отвратительные расовые предубеждения и планы массового истребления не являются чем-то из более ранних, более «примитивных» времен или других, «чужих» мест и не принадлежат людям, чьи ценности мы не разделяем. Из трагического нарратива не следует, что прогресс стал невозможен. Скорее он оказывает целительное воздействие, показывая, что прогресса намного сложнее добиться, чем когда-то полагали люди эпохи модерна. Если мы хотим прогресса, нравственность должна приобрести универсальный характер, не ограниченный привязкой к конкретному месту и времени .61 Новые социальные процессы Сегодня большинство живущих на Западе людей с готовностью согласились бы с мнением, что Холокост был трагическим, разрушительным событием в истории человечества. Конечно, он и был, и остается таким событием. Тем не менее одним из подразумеваемых положений моих рассуждений до сих пор было то, что такое восприятие нравственного статуса Холокоста не является естественным отражением этого события самого по себе. Массовое уничтожение евреев сначала должно было разыграться в виде драмы - как трагедия. Некоторые из самых красноречивых и влиятельных выживших жертв Холокоста и толкователей этого события резко, по нравственным соображениям, не соглашались с таким подходом и настаивали на том, что художественной репрезентации нельзя позволить влиять на восприятие 61 Такое понятие дальнейшей универсализации, конечно, не согласуется с постмодернистской социальной теорией или философией, и в наши намерения не входит утверждать, что оно с ними согласуется. ГЛАВА 2 исторической реальности. В 1978 году Эли Визель подверг Эн-Би-Си суровой критике за показ многосерийного телевизионного фильма «Холокост» и жаловался на то, что «компания превратила онтологически значимое событие в мыльную оперу» и что «это все выдумка». Визель утверждал, что «Холокост выходит за пределы истории», поэтому «его нельзя ни объяснить, ни визуализировать» (Wiesel, 1978:1). Клод Ланцман сказал примерно то же самое по поводу «Списка Шиндлера». Он писал о том, что Холокост «прежде всего уникален тем, что воздвигает вокруг себя кольцо огня», и утверждал, что «художественный вымысел есть преступление» и что «есть вещи, которые не могут быть представлены и которые не следует представлять» (цит. по: Hartman, 1996: 84)62. 62 Надеюсь, что цель, которую я ставлю в данном разделе, не будет неправильно понята как попытка эстетизировать и вывести за пределы морали бесчеловечное массовое истребление евреев, которое осуществили нацисты. Я пытаюсь очистить от натурализма и таким образом социологизировать наше современное понимание этих кошмарных событий. Ведь, несмотря на их омерзительную сущность, эти события в действительности можно интерпретировать по-разному. Природа этих событий не обусловливает их истолкования. Как заявляет Роберт Браун: «Исторические нарративы еще не обязательно облекают прошедшие события в форму трагедии, и такой вид сюжета - не единственный способ изложения для трагических событий» (Braun, 1994: 82). То, что я предлагаю здесь, - это прозрачное и жутковатое уподобление трагедийного жанра — чьи эмоциональные, моральные и эстетические характеристики изучаются со времен Аристотеля -тому, как мы и другие пришли к пониманию того, чем «на самом деле был» Холокост. Культурсоциология выполняет тот же вид «заключения в скобки», который Гуссерль предложил для своей новой науки феноменологии: онтологическая реальность воспринимаемых объектов временно подавляется, чтобы можно было заняться поиском тех субъективных элементов интен-циональности актора, которые создают ощущение правдоподобия. То, чем «на самом деле был» Холокост, не является темой настоящего социологического исследования. Мой предмет -социальные процессы, которые позволили событиям, теперь известным под этим названием, по-разному восприниматься в разное время. Напротив, неспециалистом реальность Холокоста должна восприниматься как объективная и абсолютная. Установить и институционализировать моральную ответствен- ГЛАВА 2 Очевидно, что я придерживаюсь совершенно другой точки зрения. До сих пор я реконструировал внутренний порядок культурной структуры, которая позволила осуществиться новой, трагической драматизации. Теперь я хотел бы обратиться к связанным с конкретным историческим моментом социальным процессам, как символическим, так и социально-структурным, которые сделали этот новый порядок привлекательным, а со временем и обязательным. Хотя в основном я рассматриваю Соединенные Штаты Америки, полагаю, что некая версия данного исследования применима и к тем другим западным обществам, которые пытались восстановить либеральный демократический строй после Второй мировой войны63. ность и моральное действие можно только на таких основаниях. В исторических и литературоведческих исследованиях за последние двадцать лет сформировались глубокие разногласия по поводу уместности тех опирающихся на культуру методов, которые здесь используются. Исследователи, занимающиеся нравственными аспектами Холокоста, например Сол Фридлан-дер, в пух и прах разносят деконструктивные методы нарра-тивистов, таких как Хейден Уайт, за то, что они стерли строго определенную линию между «репрезентацией» (вымыслом) и «реальностью». Фридландер организовал бурную научную конференцию, плодом которой стал совместный том (Probing the Limits of Representation (Friedlander, 1992a)). В ходе конференции и в своих книгах он провел аналогию между специалистами по истории культуры, выражающими сомнение в реальности событий, за которым стоит политически мотивированная активность современных итальянских фашистов, и всеми так называемыми ревизионистами, появившимися с тех пор, отрицающими факт массового истребления евреев. Хотя я решительно не согласился бы с критической позицией Фридландера, не приходится сомневаться, что ее появлению способствовало то, как эстетизирующая, развенчивающая манера деконструктив-ной критики, начиная с Ницше, стремилась представить себя в виде замены, а не ограничения традиционной политической и нравственной критики рационалистической традиции. Я же, напротив, пытаюсь показать, что необходимо сочетание эстетического и критического подходов. 63 Случай каждого народа, конечно же, отличается от других, и истории Франции, Соединенного Королевства, Италии и стран Скандинавии существенным образом отличались бы от этого рассказа. Тем не менее, как замечает Дэн Дайнер, по- ГЛАВА 2 Ранее было показано, как борьба с антисемитизмом стала одним из основных средств, с помощью которых прогрессивный нарратив искупал страдания тех, кто был принесен в жертву войне со злодеяниями нацистов. Борьба с антисемитизмом, конечно же, не представляла собой единственный способ искупления; Америке и ее победоносным союзникам предстояло создать целый новый мир. В то же время борьба с антисемитизмом имела особенную важность. Нацизм понимался как абсолютное зло не только из-за своего общего стремления к не считающемуся с нормами приличия господству, но и из-за попыток придать такому насилию законный характер в соответствии с принципами расового предубеждения и примордиальности. Так как еврейский народ был, несомненно, самой явной мишенью принципа примордиальности, логика образования символов требовала, чтобы антинацизм был анти-анти-семитизмом64. скольку «Холокост все больше превращается в универсальный нравственный образ в сфере политического и исторического дискурса», «воздействие этой катастрофы ощущается в различных европейских культурах, при всей несоизмеримости их исторических наследий, [и] даже в сфере коллективных... идентичностей» (Diner, 2000: 218). Как я отметил во введении, у не-западных стран, даже демократических, имеются свои собственные травмы, с которыми им нужно справляться. 64 В сущности, я полагаю, что именно из-за того, что евреи имели центральное символическое значение для прогрессивного нар-ратива, так относительно мало внимания уделялось столь же аморальной и бессовестной нацистской политике уничтожения других групп лиц, например, поляков, гомосексуалистов, цыган и людей с ограниченными физическими или психическими возможностями. Некоторые отчаявшиеся представители этих Ущемлявшихся в правах групп — иногда по веским причинам, иногда по причинам антисемитского характера — приписывали это отсутствие внимания экономическому и политическому влиянию евреев в Соединенных Штатах Америки. В данном исследовании, однако же, утверждается, что непосредственной и действительной причиной концентрации внимания именно на евреях является логика культуры. Разумеется, эта логика ГЛАВА 2 также поддерживается геополитическими и экономическими силами, но подобные соображения скорее применимы к влиятельности и положению Соединенных Штатов Америки в послевоенном мировом порядке, чем к положению евреев в Соединенных Штатах Америки. Как было показано, тот факт, что преступления нацистов осмыслялись в сосредоточенном на антисемитизме ключе, был связан не с фактической влиятельностью евреев в Соединенных Штатах Америки, а с центральным значением, которое «евреи» имели в прогрессивном воображении американцев. Более того, и в дальнейшем только благодаря переосмыслению в воображении темы евреев стало возможным устранение политических и экономических ограничений таким образом, что это постепенно позволило евреям приобрести влияние в господствующих американских институтах. Более того, как будет продемонстрировано ниже, по мере того как ослаблялась власть Америки, так же снижалась и исключительность внимания к евреям как к уникальному типу жертв Холокоста. Как я покажу ниже, это говорит о том, что текущая «вездесущность» символа Холокоста больше связана с «расширением круга жертв», чем с сосредоточенностью исключительно на страданиях еврейского народа. Самый свежий образец исследования этой тенденциозной сосредоточенности на «еврейском влиянии» как на ключевом объяснении того, почему история Холокоста подается именно таким, а не другим образом, - это книга Питера Новика (The Holocaust in American Life (Novick, 1999)). Если применять категории классической социологической теории, то можно сказать, что Новик предлагает инструментально ориентированное объяснение с позиции «статусные группы» i la Вебер, в противоположность более культурно-ориентированному позднедюрк-геймианскому подходу, который применяется в настоящем исследовании. Новик утверждает, что Холокост приобрел центральное значение в современной истории вследствие того, что он приобрел центральное значение для Америки, и что он приобрел центральное значение для Америки вследствие того, что он приобрел центральное значение для еврейского сообщества Америки, и что он приобрел центральное значение для евреев вследствие того, что он приобрел центральное значение для честолюбивых замыслов еврейских организаций, которые имели центральное значение для всех видов средств массовой информации (207). Еврейские организации поначалу стали всячески привлекать внимание к Холокосту, потому что хотели «поддержать еврейское национальное самосознание, особенно среди ассимилирующихся и вступающих в смешанные браки молодых поколений» (186), и поддержать «статус жертвы» еврейского народа посредством того, что Новик считает жульничеством с политикой национального самосознания в восьмидесятые, -«евреи намеревались постоянно удерживать при себе все золотые медали в Олимпиаде Жертв Холокоста» (185). Хотя Новик и признает, что здесь «невозможно отделить непроизвольное от сознательного» (152), он подчеркивает «стратегические расчеты» (152) еврейских организаций, побуждавшие их привлекать внимание к Холокосту в ответ на «рыночные факторы» (187). Настоящее исследование существенно отличается от теории Новика. В то время как Новик описывает процесс конкретизации Холокоста - то, что он оказался в плену еврейской по- ГЛАВА 2 литики национального самосознания, — я описываю процесс универсализации. Там, где Новик говорит о национализации, я вижу интернационализацию. Там, где он выражает скептическое отношение к способности «Холокоста» к метафорическому переносу, я описываю процесс как раз такого метафорического соединения как важнейшее условие социального процесса нравственной вовлеченности. С точки зрения социологической теории, задача не в том, чтобы опровергнуть значимость статусных групп. Как разъяснил Вебер в своей социологии религии, такие группы необходимо рассматривать не как создателей интереса как такового, а как «группы носителей». Все широкие культурные течения поддерживаются определенными материальными и идеальными интересами, формулируются ими и находят в них свое прибежище. Иными словами, даже идеальные интересы представлены группами, в данном случае статусными группами, а не классами. Но, как подчеркивал Вебер, идеальные и материальные интересы можно преследовать только вдоль «маршрутов», проложенных более крупными культурными идеями. Это понимание связи между данными элементами конструкции Холокоста гораздо точнее выражено в книге Эдварда Т. Линен-таля (Preserving Memory: The Struggle to Create the Holocaust Museum (1995)). Линенталь тщательно и убедительно фикси-..• рует роль интересов статусных групп в занявшем пятнадцать лет процессе создания Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне, округ Колумбия. Он в то же время показывает, что, отдельные участники этого процесса находились под сильным воздействием более широких культурных контекстов символизации Холокоста. Например, президент Картер изначально выдвинул идею создания такого музея отчасти по политическим мотивам - чтобы задобрить основных избирателей демократов, евреев, так как он в то время делал беспрецедентные уступки палестинцам в ходе дипломатических конфликтов на Ближнем Востоке (17-28). Однако же, когда советник Картера Стюарт Ай-зенштат впервые представил президенту письменное предложение в апреле 1978 года, он указал на огромную популярность недавно показанного по Эн-Би-Си многосерийного телевизионного фильма «Холокост». Говоря о более широком контексте,. • в котором Холокост уже подвергался универсализации, Айзен-штат также предупредил президента о том, что другие американские города и другие народы уже занимаются постройкой мемориалов Холокоста, возможных будущих конкурентов. Однако даже Линенталь иногда упускает из виду более широкий контекст. Когда, например, этот исследователь описывает придирчивые споры по поводу репрезентации жертв нееврейского происхождения, он говорит о «тех, кто стоял за то, что память о Холокосте принадлежит евреям» (39) - провокационное выражение, вызывающее в памяти тот вид редукционистской, опирающейся на понятие статусной группы интерпретации стратегических мотивов, к которой прибегает Новик. Как показано в настоящем очерке, Холокост в качестве универсализирующего символа страданий человека был в некоем фундаментальном смысле неразрывно связан с евреями, так как этот символ был сконструирован непосредственно в связи с массовым истреблением еврейского народа. Это был не вопрос того, кому принадлежит Холокост, а вопрос конструирования нарратива и глу- 12- ГЛАВА 2 Как уже предполагалось ранее, риторика и политика анти-антисемитизма не требовала, чтобы американцы нееврейского происхождения решительно соотносили себя с евреями, так же как и роль, которую Холокост играл в послевоенном боко переживаемой социальной драмы, которая закрепилась в окончательной форме задолго до того, как начались споры по поводу ее репрезентации в музее. Под воздействием более раннего прогрессивного нарратива массового истребления евреев нацистами американцы нееврейского происхождения дали евреям честь главного места в этих событиях и в результате существенно изменили и свое отношение к ним, и характер своих социальных связей с ними. Конфликты, о которых рассказывает Линенталь, произошли много позже окончательного закрепления за евреями центрального положения. Эти конфликты были связаны с определением положения уже окончательно закрепившегося символа, нарратив которого к тому времени был уже переоформлен в трагическом ключе. «Холокост», переполнившийся злом и получивший универсальный смысл, уже никак не мог «принадлежать» какой бы то ни было отдельной социальной группе или отдельному народу. Проект Мемориального музея Холокоста смог получить всеобщую поддержку именно потому, что этот символ зла приобрел чрезвычайно обобщенный характер, так что и другие группы нееврейского происхождения могли связывать с ним и переосмыслять свои собственные истории угнетения таким образом, чтобы дополнительно подчеркнуть справедливость своих целей, и фактически уже делали это. См. нижеследующее обсуждение метонимии, аналогии и законодательной сферы. Книга Нормана Финкелыптейна (The Holocaust Industry: Reflections on the Exploitation of Jewish Suffering (2000)) предлагает даже более тенденциозную и, несомненно, более возмутительную трактовку центрального значения Холокоста, чем у Новика, представляя собой в некотором смысле длинную и весьма воинственную сноску к написанной раньше и более академичной книге Новика. Финкелыптейна вовсе не беспокоит неопределенность мотивов, он открыто заявляет, что сосредоточенность евреев на Холокосте, возникшая в конце шестидесятых годов, была «уловкой с целью придать незаконный характер любой критике в отношении евреев» (37). Усиливающееся закрепление Холокоста как метафоры зла вызывает у Финкель-штейна только насмешку и критикуется им как разновидность идеологической лжи (ideology-critique): «Аномальный характер устроенного нацистами холокоста проистекает не из самого события, а из выросшей вокруг него индустрии его эксплуатации... «Холокост» есть идеологическая репрезентация устроенного нацистами холокоста. Как большинство идеологий, она, пускай даже незначительно, связана с реальностью... Ее основные догмы поддерживают значимые политические и классовые интересы. В сущности, Холокост оказался незаменимым идеологическим оружием» (150-1). ГЛАВА 2 прогрессивном нарративе, не зависела от чувства соотнесения с самими изможденными и покрытыми грязью выжившими узниками концентрационных лагерей. Однако оформление нарратива Холокоста в трагическом ключе действительно зависело от того, произойдет ли именно такое соотнесение. Для данного соотнесения понадобилось много времени, и оно зависело от ряда факторов, не связанных с общественным мнением и изменениями в культуре65. Тем не менее, вдобавок к таким социально-структурным факторам, на него, несомненно, влиял тот факт, что в ранние «прогрессивные» послевоенные годы культурный язык и организационный аппарат антисемитизма в действительности были атакованы и разрушены, и то, что впервые в истории Америки евреи стали казаться большинству американцев-христиан не такими уж не похожими на всех остальных. По мере окончательного закрепления трагического нарратива драма Холокоста для все большего числа американцев, а также для значительной части европейцев стала самой широко понимаемой и вызывающей наибольшее эмоциональное вовлечение травмой двадцатого столетия. Эти чрезвычайно патетические события, которые когда-то воспринимались как травмирующие только жертвами-евреями, приобрели обобщенный и универсальный характер. Их репрезентация теперь от-
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |