КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовое истребление евреев в рамках трагического нарратива 4 страница
Под «силой оружия» я имею в виду способность Северного Вьетнама успешно противостоять Соединенным Штатам Америки и Южному Вьетнаму на земле. Дэвид Кайзер (American Tragedy (Kaiser, 1999)) показывает, что в чисто военном смысле американские и южновьетнамские силы никогда не участвовали в игре и что на самом деле военная интервенция, невежественно предпринятая Соединенными Штатами Америки, не смогла бы быть успешной без применения ядерного оружия. Если бы Соединенные Штаты Америки не осуществили военную интервенцию во Вьетнам, Америка, возможно, не утратила бы контроль над средствами производства символов и Холокост, возможно, не был бы универсализирован именно таким образом. ГЛАВА 2 мог представлять собой радикальное зло. Однако когда Америка превратилась в «Amerika», напалмовые бомбы стали уподоблять газу, а пылающие джунгли Вьетнама - газовым камерам. Влиятельные интеллектуалы и большая часть образованной западной публики начали считать, что могущественная американская армия, утверждающая, что она ведет «правильную войну» против вьетнамских коммунистов - в соответствии с уроками, которые западные демократические государства извлекли из предшествовавшей борьбы с нацизмом, - совершает геноцид в отношении беспомощных и вызывающих сочувствие жителей Вьетнама. Бертран Рассел и Жан-Поль Сартр создали своего рода альтернативный «военный трибунал», чтобы применить логику Нюрнберга к Соединенным Штатам Америки. Не имеющие оправдания случаи убийства гражданских лиц, такие как резня в Май Лай в 1968 году, изображались не как аномальные происшествия, а как типизации этой новой созданной американцами трагедии78. Процесс физической деконструкции и символической инверсии дополнительно поспособствовал универсализации Холокоста: он позволил применять нравственные критерии, порожденные предыдущими интерпретациями события, менее привязанным к определенному народу и О силе этой символической перестановки свидетельствует то, что двадцать лет спустя американский психолог Герберт К. Келман и социолог В. Ли Гамильтон опубликовали исследование «Преступления покорности: к социальной психологии власти и ответственности» (Crimes of Obedience: Toward a Social Psychology of Authority and Responsibility) (1989), где развивалась теория «санкционированной резни» и проводились четкие связи между поведением американских войск в Май Лай и поведением немецких нацистов во время Холокоста. ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 потому менее конкретным образом. Этот переход еще больше расшатал прогрессивный нарратив, в соответствии с которым массовое уничтожение евреев осмыслялось ранее. Ведь способность оставить драму травмы в прошлом и устремиться к будущему зависела от физического и символического существования незапятнанного главного героя, который мог бы обеспечить пережившим Холокост жертвам спасение, приведя их в землю обетованную. «Вьетнам» и «шестидесятые» ослабили мощь главного действующего лица этого прогрессивного нарратива. Результатом стало резкое уменьшение уверенности в том, что новый мировой порядок может быть выстроен вопреки насилию и принуждению; если сами Соединенные Штаты Америки совершают военные преступления, какой шанс остается у современных обществ с демократическим строем хоть когда-нибудь бесповоротно оставить массовое истребление людей в прошлом? В результате этих фактических и символических событий современные представители исторических врагов нацизма утратили контроль над средствами производства символов. Власть изображать себя как очищенного от скверны главного героя во всемирной борьбе со злом выскользнула из рук американского правительства и из рук патриотических деятелей в целом как раз тогда, когда оформление изначальной травмы драмы сдвинулось от прогресса к трагедии. Способность создавать и производить драму травмы, побуждать к соотнесению себя с ее персонажами и направлять ход катарсиса перешла и к другим народам, к антиправительственным группам и даже к исто- рическим врагам еврейского народа. Архетипиче-ская драма травмы двадцатого столетия стала еще более обобщенной и более доступной, а критерии моральной ответственности в социальных отношениях, когда-то тесно связанные с американским видением и интересами, стали определяться более беспристрастным, более уравнительным, более самокритичным, короче говоря, более универсалистским образом. Возможно, самым явным и парадоксальным последствием утраты американским правительством контроля над средствами производства символов было то, что нравственность лидеров Америки во Второй мировой войне стала подвергаться сомнению таким образом, который проводил оскверняющие аналогии с нацизмом79. Одним из источников «беспокойства» стало, например, оправдание сброса зажигательных бомб на Дрезден и Токио союзниками. Укрепляющаяся атмосфера релятивизма и пересмотра создала опасность разрушения процессов кодирования, придания смыслового веса и превращения в нарратив, которые раньше обеспечивали очевидное обоснование этим давним событиям, что привели к огромным потерям среди граждан- Один недавний пример такой оскверняющей ассоциации был приведен в рецензии «Нью-Йорк Тайме» на сильно разрекламированный показ по телевидению фильма под названием «Нюрнберг». «Вот в чем основная проблема "Нюрнберга", амбициозного, снятого с лучшими намерениями двухсерийного фильма Тэ-Эн-Тэ о процессе нацистских военных преступников: "самый хороший" персонаж в фильме - Герман Геринг. Благодаря богатой актерской игре Брайана Кокса Геринг (инициатор создания гестапо, второй человек в окружении Гитлера) предстает в лучшем виде. Он любезен, предан, отважен — и ему достаются лучшие реплики. "Судьями всегда будут победители, а обвиняемыми — побежденные", — говорит он со знающим видом пресыщенного жизнью человека» (Julie Salamon, "Humanized, but Not Whitewashed, at Nuremberg," July 14, 2000: В 22). ГЛАВА 2 ского населения. Сходным образом, символическое значение сброса атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки подверглось основательному пересмотру, что привело в этом случае к намного более серьезным последствиям. Влиятельные группы представителей западной цивилизации перешли от понимания этих событий как этапов развертывания прогрессивного нарратива к осознанию того, что ядерные бомбардировки были огромными человеческими трагедиями. Молодые поколения американцев даже все больше и больше склонялись к тому, чтобы принять такой взгляд на события, который раньше продвигался исключительно одной Японией, державой в Оси фашизма, против которой предыдущие поколения вели войну. Интерпретация страданий, причиненных ядерными бомбардировками, отделилась от исторических ориентиров времени и места. При таком обобщении те самые события, которые прежде выступали как наиболее яркие моменты прогрессивного нарратива, стали выстраиваться как не имеющие оправдания, как человеческие трагедии, как кровавая расправа с сотнями тысяч невинных и достойных сострадания человеческих существ - одним словом, как типические олицетворения «Холокоста»80. Возможно, самый острый пример того, что произошло после утраты Америкой контроля над историей Холокоста, это то, каким образом была оспорена искупительная роль страны в этих собы- 80 В 1995 году Смитсоновский музей в Вашингтоне, округ Колумбия, планировал устроить экспозицию в память победы союзников над Японией и успешного завершения Второй мировой войны. В планах было привлечь особое внимание к самолету, который сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Возмущение, с которым публика встретила эти планы, постепенно привело к тому, что выставка так и не состоялась. См. Linenthal (1995). ГЛАВА 2 тиях. Американское и британское правительства военного времени перестали изображаться как главные обвинители преступников-нацистов, как главные обвинители, которые являются главными героями нарратива наряду с самими жертвами; вместо этого их стали обвинять в том, что они несут по крайней мере косвенную ответственность за то, что позволили нацистам выполнить свое жестокое дело. Начиная с семидесятых годов возник устойчивый поток ревизионистских исторических исследований, где утверждалось, что антисемитизм Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, равно как и американских и британских граждан, помешал им предпринять меры, чтобы остановить массовое уничтожение евреев; ведь они получили подтвержденные данные о планах немцев и их деятельности еще в июне 1942 года81. Аналогия между союзниками и преступниками быстро была повсеместно принята в качестве исторического факта. 27 сентября 1979 года, когда Президентская комиссия по Холокосту опубликовала отчет, где рекомендовала создать Музей Холокоста в Америке, она упомянула в качестве одной из основных мотиваций этого предложения то, что такое общественное заведение дало бы американскому народу возможность компенсировать свое прежнее, «катастрофическое», безразличие к бедственному положению евреев (цит. по: Linenthal, 1995: 37). Когда музей со временем был построен, он увековечил перестановку прогрес- Такие предположения встречаются, например, в: Laqueur (1980) и в: Dawidowicz (1982). Споры исследователей по этому поводу увенчались публикацией книги Дэвида С. Уаймана (The Abandonment of the Jews: America and the Holocaust (Wyman, 1984)). ГЛАВА 2 сивного нарратива в самих экспозициях. Третий этаж музея заполнен чрезвычайно мрачными изображениями лагерей смерти и соединен внутренним переходом с башней, в комнатах которой выставлены подлинные предметы из лагерей. Когда посетители подходят к переходу, посреди образных репрезентаций зла они видят занимающий всю стену снимок Освенцима-Биркенау, сделанный разведкой военно-воздушных сил США 31 мая 1944 года. Текст, сопровождающий фотографию, сообщает посетителям: «Два товарных состава с венгерскими евреями прибыли в Биркенау в этот день; начинался процесс массового уничтожения этих евреев в газовых камерах. Четыре крематория Биркенау видны в верхней части фотографии» (цит. по: Linenthal, 1995: 217). Рядом с фотографией во всю стену располагается то, что главный этнограф проекта музея Эдвард Линен-таль назвал «артефактным обвинением в американском безразличии». Это письмо Джона Дж. Макклоя, заместителя военного министра, от 14 августа 1944 года. Согласно тексту письма, Мак-клой «отклонил просьбу Всемирного еврейского конгресса начать бомбардировку концентрационного лагеря в Освенциме». Отказ объясняется не в контексте физической невозможности это сделать и не в терминах превратностей мировой войны, но как результат нравственной неполноценности. Посетителям сообщается, что военно-воздушные силы США «могли бы начать бомбардировку Освенцима еще в мае 1944 года», ведь американские бомбардировщики «ударили по Буне, заводу по производству синтетического каучука, использовавшему рабский труд, который был расположен ГЛАВА 2 менее чем в пяти милях к востоку от Освенцима-Биркенау». Но, несмотря на наличие физической возможности, отмечается далее в тексте, лагерь смерти «остался нетронутым». Решительное сравнение армий союзников с преступниками-нацистами выражено более чем ясно: «Хотя при бомбардировке Освенцима погибло бы много узников, она остановила бы работу газовых камер и в конечном итоге спасла бы жизни гораздо большего числа людей» (цит. по: Linenthal, 1995: 217-8). Важно подчеркнуть, что такая уверенная реконструкция не есть факт реальной жизни, так же как им не является та система воззрения, которая имела влияние раньше. В сущности, в рамках такой дисциплины, как история Америки, проблема безразличия союзников остается предметом острых дискуссий (цит. по: Linenthal, 1995: 219-24)82. Однако на каждом этапе конструирования социального дискурса излагающие факты хроники событий должны быть помещены в символически кодированные и нарративные рамки. Со временем пересмотр прогрессивного нарратива, который под преступниками понимал исключительно нацистов, привел к расширению круга виновных до других союзных держав и до стран, соблюдавших нейтралитет в конфликтах тех времен, что, возможно, имело даже более глубокие последствия. Шарль де Голль, покоряющий все сердца символ французского сопротивления 82 К несчастью, весьма полезные рассуждения Эдварда Линенталя подразумевают, что в этом случае, как и в других, существует разделение, возможно, предосудительное с позиций нравственности, между несогласием по поводу эмпирических фактов и подходом к интерпретации. Я склонен полагать, что это две разные площадки для опосредования культурной травмы, и у каждой из этих площадок есть собственная система обоснований. ГЛАВА 2 немецкой оккупации, во время и после войны создал нарратив, очистивший его народ путем описания его сначала как жертвы, а затем как храброго борца с господством нацистов и «чужаками»-коллаборационистами в Виши83. Однако к концу семидесятых годов и в восьмидесятых молодое поколение французских и нефранцузских историков подвергло такое определение сомнению; прежнее правительство республики и даже некоторые из послевоенных социалистических правительств оказались серьезно осквернены, когда были документально подтверждены факты французского сотрудничества с антидемократическим, антисемитским режимом84. После такого перехода то, что народам, которые сохраняли нейтралитет во время тогдашнего конфликта, придется отказаться от контроля над рассказыванием своих собственных историй по крайней мере в театре мнения западной цивилизации, если не на собственной национальной сцене, казалось лишь вопросом времени. Австрия, например, довольно долго изображала себя как беспомощную жертву нацистской Германии. Однако когда Курт Вальдхайм поднялся до поста генерального секретаря Организации Объединенных 83 См., в особенности, блестяще написанную и весьма склонную к мифологизации биографию, созданную Жаном Лакутюром (De Gaulle: The Rebel 1890-1944 (Lacouture, 1990)). После того как армии союзников, в основном британская и американская, позволили относительно небольшим остаткам французской армии под началом де Голля первыми войти в Париж, в качестве символического жеста, де Голль театрально объявил на вечернем собрании, что Париж «поднялся, чтобы освободить себя», и что он «сумел сделать это собственными руками». 84 В этом отношении глубокий выразительный эффект произвели фильм Марселя Офюльса «Скорбь и жалость» (Le chagrin et la pitie) и книга американского историка Роберта О. Пакстона (La France de Vichy). Для ознакомления с обзором этих произведений см. Hartman ("The Voice of Vichy" (Hartman, 1996: 72-81)). ГЛАВА 2 Наций, вскрылась его тайная связь с режимом Гитлера, и символический статус австрийского народа, связанный с личностью бывшего президента, в результате был публично осквернен85. Менее чем десять лет спустя символическое положение Швейцарии подверглось похожему пересмотру. Маленькая республика гордилась своей давней традицией децентрализованной кантонной демократии и доброжелательной, универсализирующей нейтральностью Красного Креста. В середине девяностых годов журналисты и историки предоставили документальные доказательства того, что правительство Швейцарии во время войны отмывало, в частности, «очищало» золото нацистов. В обмен на золото, похищенное с тел приговоренных к смерти и уже погибших евреев, швейцарские банкиры выдавали нацистским лидерам приемлемую не меченую валюту, которую гораздо легче 85 Приняли ли сами австрийцы - или швейцарцы, если на то пошло (см. ниже) - такое свое новое положение в истории Холо-коста, не является предметом обсуждения в данном случае, и положительный ответ на этот вопрос явно вызывает сомнения в свете того, что недавно на всеобщих выборах большинство голосов получила Партия свободы, возглавляемая Йоргом Хайде-ром, который приобрел известность тем, что преуменьшал злодеяния нацистов в отношении евреев. Тем не менее существует значительное число австрийцев, принявших символический переход от жертвы к преступнику. «Лос-Анджелес Тайме» недавно сообщила об австрийском Gedenkdienst, или Программе службы памяти, финансируемой правительством, но организованной частными лицами, в рамках которой молодые люди могут проходить альтернативную службу, выполняя работу волонтера в связанной с Холокостом организации где-либо в мире: «Стажеры бросают вызов традиционному представлению своей страны о ее военном положении жертвы — о том, что Австрия просто пала жертвой нацистской агрессии. На самом деле тысячи австрийцев сотрудничали с нацистами и, вероятно, со- . вершали военные преступления в отношении евреев.... "Я хочу сказать [людям], что я признаю это, — говорит Цотти, [волонтер Gedenkdienst], - для меня это важно. Это моя страна. Это мои корни. Я хочу представить их в истинном свете"» (July 30, 2000: ЕЗ). ГЛАВА 2 было использовать для финансирования военных действий. Рассказ о том, как действующие лица прогрессивного нарратива нееврейского происхождения были дискредитированы развитием событий в «реальном мире», был бы неполным без упоминания о том, как правительство Израиля, представлявшее собой другое главное действующее лицо в прежней, стоящей на позиции прогресса, истории Холокоста, также оказалось под угрозой символического пересмотра. Подъем палестинских освободительных движений перевернул прогрессивный миф происхождения еврейского народа, поскольку он означал, по крайней мере по мнению либерально настроенных групп, проведение знака равенства между обращением нацистов и евреев с находящимися в подчиненном положении этническими и религиозными группами. Отстаивание своего положения в культуре, конечно же, не прекратилось без борьбы. Когда федеральный канцлер ФРГ Хельмут Шмидт говорил о правах палестинцев, премьер-министр Израиля Менахем Бегин отвечал, что Шмидт, бывший офицером вермахта во время Второй мировой войны, «до последнего момента оставался верным Гитлеру», и настаивал на том, что Организация освобождения Палестины - это «неонацистская организация» (цит. по: Novick, 1994: 161). Эта символическая перестановка в отношении вновь обобщенного и пересмотренного символа Холокоста усугублялась еще и неслучайным соучастием Израиля в резне, последовавшей за вторжением в Ливан, и документальными отчетами о пытках палестинцев и их периодической гибели в израильских тюрьмах. ГЛАВА 2
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |