КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурсоциология. Индивидуальная безопасность укоренена в структурах эмоциональных и культурных ожиданий, которые обеспечивают чувство безопасности и способности действовать
ГЛАВА 3 Индивидуальная безопасность укоренена в структурах эмоциональных и культурных ожиданий, которые обеспечивают чувство безопасности и способности действовать. В свою очередь, эти ожидания и способности укоренены в устойчивости сообществ, частью которых являются индивидуумы. Под вопросом оказывается не стабильность сообщества в материальном или поведенческом смысле, хотя такая стабильность, разумеется, играет определенную роль. Скорее, на карту поставлена идентичность сообщества, его стабильность в отношении смысла, а не действия. Идентичность подразумевает отсылку к культуре. Событие получает статус травмы, только если упорядоченные смыслы сообщества резко смещаются со своего привычного места. Именно смыслы обеспечивают чувство шока и страха, а вовсе не события сами по себе. Оказываются ли структуры смысла нестабильными и поврежденными или нет, это происходит не в результате события, а вследствие социокультурного процесса. Это результат осуществления человеческой способности к действиям, результат успешного навязывания новой системы культурной классификации. На культурный процесс оказывают глубокое влияние структуры власти и случайные навыки мыслящих социальных действующих лиц. Социальный процесс культурной травмы На уровне социальной системы общества могут переживать масштабные нарушения, которые не становятся для них травмирующими. Институты могут не работать. Школы могут не давать образования и терпеть жалкие неудачи даже в обучении ГЛАВА 3 базовым навыкам. Правительства могут быть не в состоянии обеспечить базовую защиту и могут переживать жестокие кризисы утраты законного статуса. Экономические системы могут быть серьезно нарушены до такой степени, что их распределительные функции не обеспечивают даже самых необходимых товаров. Такого рода проблемы реальны и очень существенны, но они никоим образом не являются обязательно травмирующими для членов затронутых ими сообществ, а тем более для общества в целом. Чтобы травма возникла на уровне сообщества, социальные кризисы должны стать культурными кризисами. События - это одно дело, а репрезентация этих событий - совсем другое. Травма не является результатом того, что некая группа людей испытывает боль. Она есть результат острого дискомфорта, проникающего в самую сердцевину ощущения сообществом собственной идентичности. Коллективные акторы «решают» представить социальную боль как основную угрозу их пониманию того, кто они, откуда они и куда хотят идти. В настоящем разделе я описываю природу таких коллективных действий и культурные и институциональные процессы, которые их опосредуют. Выдвижение заявления: спираль означения Разрыв между событием и его репрезентацией можно понимать как «процесс травмы». Сообщества как таковые не принимают решения; решения скорее принимают действующие лица (Alexander, 1987; Alexander, Giesen, Munch, & Smelser, 1987; Sztompka, 1991, 1993). Люди, составляющие сообщество, передают символические представления - 18- ГЛАВА 3 описания - происходящих социальных событий, прошлых, настоящих и будущих. Они передают эти представления в качестве членов социальной группы. Эти групповые представления можно рассматривать как «заявления» (claims) о форме социальной реальности, о ее причинах и об ответственности за действие, которое подразумевается этими причинами. Культурное конструирование травмы начинается с такого заявления (Thompson, 1997)9. Это заявление о некоем глубочайшем увечье, крик об ужасающем оскорблении какой-либо святыни, нарратив устрашающе разрушительного социального процесса и требование эмоциональной, институциональной и символической компенсации и восстановления. Группы носителей Такие заявления делаются теми, кого Макс Ве-бер в рамках своей социологии религии называл «группами носителей» (Weber, 1968; 468-517)10, коллективными действующими лицами процесса травмы. Группами носителей движут и идеальные, и материальные интересы; они расположены в определенных участках социальной структуры, и они обладают особенным дискурсивным талантом формулировать свои заявления - можно ска- 9 Понятие «заявления» взято из социологической литературы, посвященной моральным паникам. См. Thompson (1997). 10 Понятие Вебера было развито далее в отношении проблем культурных изменений и конфликта Ш.Н. Эйзенштадтом (1982) и, в самое последнее время, Бернардом Гизеном (Intellectuals and the Nation (1998)). Группы, делающие заявления, также соотносятся с понятием «интеллектуалов движения», которое в другом контексте разработали Рон Айерман и Эндрю Джэмиссон (Social Movements: A Cognitive Approach (1991)). Нейлл Смелзер (1974) прояснил групповую основу для выдвижения заявлений, предложив собственное переосмысление понятия «землевладение» ("estate"), которым оперирует Алексис де Токвиль. ГЛАВА 3 зать, талантом «создавать смысл» - в общественной сфере. Группы носителей могут принадлежать к элите, а могут принадлежать к очерненным и маргинальным слоям общества. Они могут быть влиятельными религиозными лидерами или группами, которые большинство считает духовными изгоями. Группа носителей может выделяться по принципу поколения и представлять взгляды и интересы молодого поколения в противоположность старому. Группа носителей может быть национальной и натравливать собственный народ на некоего предположительного врага. Она может быть институциональной и представлять один определенный сегмент общества или организацию как противопоставленные другим в разделенном и поляризованном социальном порядке. Аудитория и ситуация: теория речевых актов Процесс травмы можно в этом отношении сравнить с речевым актом (Austin, 1962; Habermas, 1984; Lara, 1998; Searle, 1969)11. Травмы, как и речевые акты, состоят из следующих элементов: 11 Основания теории речевых актов можно обнаружить во вдохновленных прагматическим подходом истолковании и расширении идей Людвига Витгенштейна, осуществленных Дж. Л. Остином в книге «Как совершать действия при помощи слов» (How to Do Things with Words (1962)). В этом ставшем классическим труде Остин развил идею о том, что речь направлена не только на понимание символов (symbolic understanding), но и на достижение того, что он называл «иллокутивной силой» ("illocutionary force"), то есть оказание прагматического эффекта на социальное взаимодействие. Данная модель получает самое детальное развитие в книге Джона Сёрля «Речевые акты» (Speech Acts (1969)). В современной философии то, что теория речевых актов имеет отношение к социальному действию и социальной структуре, продемонстрировал Юрген Хабермас, начиная с книги «Теория коммуникативного действия» (Theory of Communicative Action (1984)). Для ознакомления с культурно ориентированным применением воззрений Хабермаса к общественным движениям см. Maria Pia Lara, Feminist Narratives in the Public Sphere (1998). ГЛАВА 3 Говорящий: группа носителей Аудитория: общественность, номинально однородная, но социологически разделенная Ситуация: историческое, культурное и институциональное окружение, в котором осуществляется речевой акт. Цель говорящего - в том, чтобы убедительно представить заявление о травме аудитории-общественности. В процессе этого представления группа носителей использует особенности исторической ситуации, доступные символические ресурсы, а также ограничения и возможности, предоставляемые институциональными структурами. Прежде всего, разумеется, аудитория говорящего должна состоять из членов самой группы носителей. Если достигается иллокутивный успех, то члены этого первоначального сообщества оказываются убеждены в том, что они были травмированы неким исключительным событием. Только при условии такого успеха аудитория тех, кому адресовано заявление о травме, может расшириться и включить в себя другие группы общественности внутри «общества в целом» ("society at large"). Культурная классификация: создание травмы как нового господствующего нарратива Преодоление разрыва между событием и его репрезентацией зависит от того, что Кеннет Томпсон в контексте проблематики моральной паники называл «спиралью означения» ("spiral of signification") (Thompson, 1997: 20-4)12. Репрезентация травмы 12 Он также рассуждает о «репрезентационном процессе» ("representational process"). Стюарт Холл развивает похожую ГЛАВА 3 зависит от конструирования убедительной системы культурной классификации. В определенном смысле это просто рассказывание новой истории. Однако такое рассказывание истории в то же время есть сложный и многозначный символический процесс, который носит контингентный, весьма спорный и иногда весьма поляризующий характер. Чтобы убедить более широкую аудиторию в том, что и она тоже была травмирована каким-либо опытом или событием, группе носителей необходимо проделать успешную работу со смыслом. В создании нового господствующего нарратива (master narrative) основную роль играют четыре важнейшие репрезентации. Хотя эти измерения репрезентаций и приводятся в аналитической последовательности, это не предполагает последовательности во времени. В социальной реальности эти репрезентации разворачиваются взаимопроникающим образом, с постоянными взаимными отсылками друг к другу. Причинные связи здесь имеют символический и эстетический характер, они предполагают не последовательность или развитие, а «добавленную стоимость» ("value-added") (Smelser, 1963). В ходе успешного процесса коллективной репрезентации должны быть предложены убедительные ответы на следующие вопросы: Природа боли. Что именно произошло - с определенной группой и с более крупным сообществом, частью которого является эта группа? идею, но он подразумевает под ним нечто более конкретное, чем то, о чем говорю здесь я, а именно соединение дискурсов, которые не были между собой связаны до того, как началась паника. ГЛАВА 3 ГЛАВА 3 Оставила ли развязка войны во Вьетнаме открытую рану в психике американцев, или же она была встроена в нее более или менее обыденным образом? Если имела место страшная рана, то в чем именно она заключалась? Проиграли ли американские военные войну во Вьетнаме, или же вьетнамская травма состояла в боли, причиненной тем, что руки страны оказались «связаны у нее за спиной»?13 Погибли ли в Косово сотни этнических албанцев или же это были десятки и, возможно, даже сотни тысяч? Умерли ли они от голода и перемещения во время гражданской войны, или же их целенаправленно убили? Являлось ли рабство травмой для афроамери-канцев? Или же оно было, как утверждают некоторые историки-ревизионисты, всего лишь весьма прибыльным способом экономического производства? Если верно последнее, то рабство, возможно, не причинило травмирующей боли. Если верно первое, то оно, несомненно, подразумевало жестокое и травмирующее подчинение (Eyerman, 2001). Являлся ли междоусобный этнический и религиозный конфликт последних тридцати лет в Северной Ирландии «гражданскими беспорядками и терроризмом», как его однажды описала королева Елизавета, или «кровопролитной войной», как утверждает ИРА (цит. по: Maillot, из неопубликованной рукописи)? Умерло ли менее сотни человек от рук японских - t 5 13 Для ознакомления с контингентностью процесса установления природы боли, природы жертвы и соответствующей реакции после «травмы», созданной войной во Вьетнаме, см. J. William Gibson (1994). солдат в Нанкине в Китае в 1938 году или же это было триста тысяч человек? Были ли эти смерти результатом односторонней «резни» или «свирепой борьбы» между армиями противников (Chang, 1997: 206)? Природа жертвы. Какая группа людей испытала на себе эту травмирующую боль? Были ли они определенными индивидуумами или группами или же гораздо более всеобъемлющей группой, «людьми» как таковыми? Был ли главный удар боли нанесен одной отдельной и ограниченной группе или здесь были замешаны несколько групп? • Являлись ли немецкие евреи основными жертвами Холокоста или же в группу жертв входили и евреи, жившие в пределах черты оседлости, и европейские евреи, или еврейский народ в целом? Являлись ли миллионы поляков, которые умерли от рук немецких нацистов, также жертвами Холокоста? Являлись ли коммунисты, социалисты, гомосексуалисты и люди с ограниченными возможностями также жертвами учиненного нацистами Холокоста? • Были ли косовские албанцы основными жертвами этнических чисток или же косовские сер- • бы также были в значительной (если не в такой же) степени жертвами? • Являются ли чернокожие афроамериканцы жертвами жестоких, травмирующих условий жизни в запущенных, удаленных от побережья городах Соединенных Штатов Америки или же жертвами таких условий являются члены эко- гм ГЛАВА 3 комически определяемого «низшего слоя общества»? • Было ли индейское население Северной Америки жертвой европейских колонизаторов или жертвами являлись определенным образом локализованные и особенно «агрессивные» индейские народы? • Являются ли не-западные страны или страны третьего мира жертвами глобализации или же жертвы - это только наименее развитые или наименее технически оснащенные из них? Связь жертвы травмы с более широкой аудиторией. Даже когда представление о природе боли закрепилось, а личность жертвы установлена, остается весьма важный вопрос связи жертвы с более широкой аудиторией. До какой степени члены аудитории, которой адресована репрезентация травмы, соотносят себя с членами непосредственно пострадавшей группы? Обычно в самом начале процесса травмы большая часть аудитории видит очень слабую связь между собой и группой-жертвой, если вообще ее видит. Аудитория сможет символически присоединиться к переживанию первоначальной травмы, только если жертвы будут представлены в терминах ценных качеств, разделяемых более масштабной коллективной идентичностью. • Современное население Центральной Европы признает, что цыгане - жертвы травмы, носители трагической истории. Однако поскольку многие жители Центральной Европы представляют народ «рома» как незаконопослушный и нецивилизованный, они не считают трагическое прошелое цыган своим собственным. глава з • Влиятельные группы немецких и польских граждан признали, что евреи были жертвами массового истребления, но часто отказывались переживать собственные национальные коллективные идентичности как затронутые трагической участью евреев. • Привели ли зверства полиции в Сельме в Алабаме в 1965 году, вызвавшие травму у чернокожих борцов за гражданские права, к тому, что белые американцы, наблюдавшие за событиями по телевизору из безопасной северной части страны, не знавшей сегрегации, соотнесли себя с жертвами? Относится ли история расового господства белых американцев к совершенно отдельному историческому периоду или же в силу ее реконструкции в коллективной памяти она является проблемой современности? Распределение ответственности. Для создания убедительного нарратива травмы чрезвычайно важно установить личность преступника -«злодея». Кто, собственно, нанес рану жертве? Кто вызвал травму? Это всегда вопрос конструирования символов и социального конструирования. • Создала ли Холокост «Германия» или же нацистский режим? Ограничивались ли преступления действиями спецподразделений СС или же весь вермахт, вся армия нацистов были также всерьез замешаны в этом деле? Распространялось ли преступление на обычных солдат, * обычных граждан, немцев-католиков и немцев-протестантов? Лежала ли ответственность только на старшем поколении немцев или и на последующих поколениях тоже? ГЛАВА 3 Институциональные арены Данный репрезентационный процесс создает новый господствующий нарратив общественного страдания. Такая культурная (ре)классификация имеет решающее значение для процесса, посредством которого сообщество становится травмированным14. Но этот процесс не развертывается в ходе того, что Хабермас назвал бы прозрачной речевой ситуацией (transparent speech situation) (Habermas, 1984).15 Понятие прозрачности трактуется Хабермасом как нормативный идеал, необходимый для демократического функционирования общественной сферы, а не как эмпирическое описание. В фактической социальной практике речевые акты никогда не развертываются неопосредованным образом. Языковое действие мощно опосредуется природой институциональных арен, на которых оно осуществляется. Некоторые при- 14 В репрезентации трудностей процесса мирного урегулирования в Северной Ирландии, предложенной Аньес Майо, сочетаются эти различные аспекты процесса классификации. «Ни одно из "действующих лиц в насилии" не сошлось бы с другими по вопросу о причинах насилия и его природе. В сущности, только сторонники ИРА и, в гораздо меньшей степени, часть националистического сообщества согласились бы с тем, что имеет место настоящая "Война". Для существенной части сообщества юнионистов (то есть сторонников сохранения союза с Соединенным Королевством - Примеч. пер.) вся вина за происходящее полностью лежит на ИРА. "Все наше сообщество, по сути, вся наша страна, остается жертвой ИРА на протяжении последних тридцати лет", — заявил Ян Пейсли-младший.... Как и все прочие вопросы, обсуждавшиеся перед подписанием соглашения Страстной пятницы, вопрос о жертвах оказался очень эмоциональным и противоречивым... Это был вопрос, который позволил всем участникам дать выход своему огорчению и гневу, и вопрос, который выявил разные подходы, которых придерживалась каждая из сторон. В сущности, сам термин "жертва" оказался противоречивым, потому что участники не могли сойтись на том, какие именно люди входят в эту группу». 15 Понятие прозрачности, столь необходимое для создания нормативной или философской теории того, что Хабермас называл «этикой дискурса», губительно для создания теории социологической. ГЛАВА 3 меры такого институционального опосредования (никоим образом не претендующие на полноту) приводятся ниже. 1. Если процесс травмы разворачивается внутри религиозной арены, его задачей будет связать травму с теодицеей. • Например, приведенная в Торе история Иова задает вопрос: «Почему Бог позволил случиться этому злу?» Ответы на такие вопросы порождают глубокие рассуждения о том, отклонились ли человеческие существа от боговдохновенных этических норм и священного закона и каким образом это произошло, или о том, означает ли существование зла то, что Бога нет. 2. Поскольку работа со смыслом происходит в области эстетического, постольку она попадает в рамки определенных жанров и нарративов, направленных на то, чтобы привести к образному соотнесению аудитории с жертвой и к эмоциональному катарсису. • Например, в ранних репрезентациях Холоко-ста чрезвычайно важную роль играл трагический «Дневник Анны Франк», а позднее развился совершенно новый жанр под названием «литературапереживших Холокост» ("survivor literature") (Hayes, 1999, а также Глава 2 выше). • После геноцида в Гватемале, когда было убито двести тысяч индейцев майя и были уничтожены целые деревни, одна исследовательница-этнограф описывала, как в городке Санта Мария Цея театр был использован для «публичной встречи с прошлым». «Группа подростков и... преподаватель и директор местной школы из Северной Америки пишут ГЛАВА 3 пьесу, где запротоколировано то, что пережила Сайта Мария Цея. Пьеса называется "Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, Мф., 10:26", и в ней играют сами жители. Пьеса не только открыто и хладнокровно напоминает о том, что произошло в этом месте, но и поучительно излагает законы и права, которые нарушили военные. В пьесе подчеркнуто и точно цитируются статьи конституции Гватемалы, которые были попраны; такое обычно не включают в текст великих пьес. Но в Гватемале зачитывание конституции может стать глубоко драматическим действием. Представления неизбежно приводят к задевающим за живое и иногда бурным обсуждениям. [Постановка] произвела на городок эффект катарсиса» (Manz, 2002). Как можно понять из этого примера, на этой эстетической арене средства массовой информации играют значительную роль, но не являются строго необходимыми. • После восьмидесятидневной бомбардировки НАТО, заставившей югославских сербов отказаться от насильственного десятилетнего господства в албанском Косово, сербские фильмы превратились в массовые каналы повторного переживания периода мук, несмотря на то, что главные герои, жертвы и самая природа травмы представлялись в них совершенно по-разному. «Трудно понять, почему кто-либо, переживший семьдесят восемь травмирующих дней авиационных налетов в 1999 году, может захотеть вновь испытать такое в театре, а также вернуть воспоминания о десятилетии кровопролития, закончившемся в октябре с падением президента Слободана Милошевича. Тем не менее индустрия художе- ГЛАВА 3 ственных фильмов Югославии за последний год не занималась почти ничем другим, кроме выпуска фильмов про войну с НАТО, [некоторые из которых] начали прорываться через национальный фасад, на постройку которого у пропагандистов Милошевича было более десяти лет. [В одном фильме главный герой вспоминает о том, что] "убивать чертовски легко.... Они таращатся на тебя, плачут и воют, а ты в них стреляешь, и все - тут и сказочке конец. Конечно, потом они все появляются снова, и ты хочешь все исправить, но уже слишком поздно. Вот почему правда вечно возвращается, чтобы судить людей"» (Paul Watson, "War's Over in Yugoslavia, but Box Office Battles Have Begun," Los Angeles Times, January 3, 2001, Al-6). 3. Когда культурная классификация входит в сферу закона, она будет сдерживаться требованием вынести определенное суждение по поводу налагаемой законом ответственности и распределить наказания и материальное возмещение. Это может не иметь вообще ничего общего с признанием своей ответственности самими преступниками или с соотнесением более широкой аудитории с теми, кто пострадал, в процессе разыгрывания драмы травмы. • Нюрнбергские процессы 1945 года имели решающее значение для формулирования налагающих определенные обязательства определений (binding definitions) военных преступлений и преступлений против человечности. Они создали революционно новое законодательство и привели к десяткам случаев успешного судебного преследования, и, однако же, они никоим образом не сумели убедить самих немцев при- ГЛАВА 3 ГЛАВА 3 знать существование причиненных нацистами травм, и тем более признать свою ответственность за них. Тем не менее законодательные акты, разработанные в Нюрнберге, были развиты за последующие десятилетия и заложили основу для десятков широко освещавшихся процессов, которые в последние годы привели к складыванию особого типа характерной драматургии и привели к очень важным нравственным последствиям. В эти процессы по обвинению в «преступлениях против человечности» оказались втянуты не только отдельные лица, но и национальные общности. • Поскольку ни послевоенные правительства Японии, ни самые влиятельные группы страны не признали даже факта военных преступлений, проистекавших из военной политики Японской империи, и тем более не взяли на себя ответственность за них, ни одному иску о возмещении ущерба за злодейства империи до недавнего времени не удавалось существенно продвинуться в японских судах. Объясняя, почему один иск против подразделения бактериологической войны имперского правительства в конце концов заметно продвинулся, наблюдатели указывают на специфический и автономный характер арены закона. «Поскольку господин Шинозука был членом японского подразделения ведения бактериологической войны, известного как «Отряд 731», ему сказали, что, если ему случится быть пойманным китайцами, его долг по отношению к императору Хирохито заключается в том, чтобы скорее убить себя, чем поставить под угрозу секретность про- граммы, которая так явно нарушает международное законодательство.... Сейчас, пятьдесят пять лет спустя, он крепкий старик семидесяти семи лет. Но, так как он все еще терзается раскаянием, он заговорил - предоставив японскому суду первый отчет ветерана о работе этого печально известного подразделения.... Это дело, находящееся сейчас на финальных стадиях рассмотрения, не было отклонено, как множество других, частично благодаря трудоемким юридическим изысканиям и совместно разработанной стратегии ряда ведущих адвокатов Японии. Адвокаты, подавшие иск против правительства, говорят, что то, что это дело стало первым, где судья разрешил предоставить обширные свидетельства, вместо того чтобы быстро отказать в иске, может также символизировать надвигающуюся важную перемену в отношении компенсаций» (Howard W. French, "Japanese Veteran Testifies in War Atrocity Lawsuit," New York Times, December 21, 2000: A3). 4. Когда процесс травмы входит в научный мир, он оказывается в сфере действия совершенно иных соглашений по поводу того, что считается доказательством, и создает исследовательские противоречия, «откровения» и «пересмотры». Когда историки пытаются определить историческое событие как травмирующее, они должны с помощью принятых методов исследования запротоколировать природу боли и жертв и ответственность за них. В ходе таких действий процесс культурной классификации часто запускает бурные методологические споры. • Каковы были причины Первой мировой войны? Кто нес ответственность за ее начало? Кто жертвы этой войны?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |