КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурсоциология зла
На протяжении последних двух десятилетий сформировалось новое осознание самостоятельной структурирующей силы, присущей культуре. Однако оказывается, что это новое дисциплинарное самосознание ничуть не более преуспело в обращении к теме зла, чем его редукционистский предшественник. В размышлениях о культуре - ценностях и нормах, кодах и нарративах, ритуалах и символах - «негативность» оказывается смещенной на обочину, и к ней относятся как к остаточной категории. Хотя к этому понятию и не подходят с позиции натурализма, его представляют как всего лишь отклонение от культурных конструкций добра. Таким образом, в социологических исследованиях культуры «ценности» общества изучаются главным образом как ориентации на добро, как попытки воплотить идеалы1. Социальные понятия 1 «Ценности, которые составляют структуру социетальной системы, являются, таким образом, представлениями о желаемом типе общества, которые имеются у членов соответствующего общества и применяются к конкретному обществу, членами которого они являются.... Ценностный паттерн (value-pattern), таким образом, определяет направление выбора и последующий выбор действия» (Parsons, 1968: 136). Этот подход был развит Робином М. Уильямсом, самым авторитетным социологическим истолкователем американских ценностей в послевоенный период: «Система ценностей есть упорядоченный набор предпочтительных правил для осуществления отбора, разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей в социальных и психологических защитах осуществляемых или предлагаемых выборов. Ценности направляют упреждающее и ориентированное на цель поведение; они также "оправдывают" или "объясняют" прошлое поведение» (Williams, 1971: 123-59, особ, р 128). Хотя и Парсонс, и Уильяме представляют особую социологическую традицию - традицию работ Дюркгейма раннего и среднего периода и более поздней структурно-функциональной школы, - их прирав- ГЛАВА 4 зла, плохого (badness) и негативности исследуются лишь как следующие некой схеме отклонения от нормативно регулируемого поведения. Если бы только это было так! Мне представляется, что такое культурное вытеснение зла представляет собой скорее морализаторскую попытку выдать желаемое за действительное, чем эмпирическую реальность. Оно не только уводит в сторону от общего понимания нами зла, но и существенно затрудняет постижение связи зла с современностью. Восприятие зла как остаточной категории маскирует разрушение и жестокость, которые сопровождают просвещенные усилия по институционали-зации доброго и правильного. Определение социального зла и систематические усилия по борьбе с ним повсюду сопровождают современные поиски разумности и моральной правоты. В этом заключается основной и вызывающий огромное уважение смысл трудов Мишеля Фуко, несмотря на присущие им упрощения, односторонний характер и разрушительный релятивизм. Это тот остаток постмодернистской критики современности, который может быть спасен и который может спасти. Культуру нельзя понимать только как ценность и норму, которые можно определить как концептуальные истолкования попыток общества представить добро в символах и нарративах, кодировать и ритуализировать его. В терминах социологии культурализация зла так же важна, как и попытки дать определение добра и институционализировать его. В терминах семиотики зло есть необходимая когнитивная противопо- нивание культуры к желаемому разделяется всеми другими школами социологической мысли. ГЛАВА 4 ложность «добра»2. В терминах морали исследование отвратительного зла есть единственный способ понять и пережить чистое и праведное3. В терминах нарративной динамики только создав антигероев, можно выстроить драматический конфликт между героем и злодеем, который изменяется вследствие изменения мировоззрения умудренного опытом героя (Bildung) или разрешается катарсисом4. В терминах ритуала только кристаллизация идеи зла, со всем ее потенциалом для осуждения и осквернения, делает очистительные обряды необходимыми и социологически возможными5. В религиозном отношении сакральное непостижимо без про-фанного, обещание спасения бессмысленно без угрозы вечного осуждения6. Иными словами, я утверждаю, что у каждой ценности есть равная и противоположная ей антиценность, для каждой нормы существует антинорма. На каждую попытку институционализировать утешительные 2 См. иллюстрацию этой точки зрения в обсуждении символизма оскверненной еды и одежды у Маршалла Салинза: "Le Pensee Bourgeoise," in Culture and Practical Reason (1976: 166-204). 3 Четкое изложение этой дюркгеймианской позиции см. в: Caillois (1959 [1939]), где Дюркгейм критикуется за то, что не различает сакральное, профанное и обыденное достаточно четко. 4 Два из самых убедительных современных неоаристотелевских исследований «зла-в-противоположность-добру» в культурных нарративах представлены Нортропом Фраем в «Анатомии критики» (1971 [1957]) и Владимиром Проппом в «Морфологии сказки» (1969 [1928]). Для ознакомления с более поздним исследованием см. Robin Wagner-Pacifici, The Moro Morality Play: Terrorism as Social Drama (1986). 5 В современной социальной науке самое влиятельное исследование ритуала представлено в работе: Victor Turner, The Ritual Process (Chicago: Aldine, 1969). 6 Сакральное-профанное отсылает к поздней «социологии религии» Дюркгейма, а обещание спасения - к «Социологии религии (типы религиозных сообществ)» Вебера (1964 [1922]); см. Введение и Главу 1. ГЛАВА 4 и вдохновляющие образы общественно доброго и правильного приходится связанная с ней и столь же решительная попытка сконструировать социальное зло кошмарным, пугающим и равно реалистичным образом. Жорж Батай, возводя идеи Эмиля Дюркгейма к Фридриху Ницше и находясь под влиянием травмы начала двадцатого столетия, сформулировал эту мысль характерно горьким и литературным образом. «Зло кажется вполне понятным, но только пока ключ к нему -в Добре. Если бы ослепительная яркость Добра не сгущала еще больше мрак Зла, Зло лишилось бы своей привлекательности. Это сложная истина. В том, кто ее слышит, что-то против нее восстает. Тем не менее мы знаем, что самые сильные приступы чувственности случаются от контрастов.... Без несчастья, связанного с ним как свет с тенью, счастье превратилось бы в мгновенное безразличие. В романах постоянно описывается страдание, но удовлетворение - почти никогда. В конечном счете добродетель счастья происходит от его редкости. Если оно легко и доступно, то не вызывает ничего, кроме презрения и скуки.... Разве была бы истина тем, что она есть, если бы она в своем великодушии не утверждалась против лжи?»7 (Bataille, 1990 [1957]: 14)8. Акторы, институты и общества систематически закрепляют и развивают зло. Ирония заключается в том, что они делают это в стремлении к добру. Этим парадоксальным и невыразимо удручающим фактам необходимо уделить внимание. Перевод Н.В. Бунтман и Е.Г. Домогацкой. См. Bataille (1990 [1957], 142-5). ГЛАВА 4
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |