КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трансгрессия и подтверждение зла и добра
Коль скоро мы осознали культурную и институциональную «автономию» зла, мы можем понять, как переживание и совершение зла становятся не просто пугающими и вызывающими отторжение, но также и желаемыми. Социологическое создание зла приводит не только к его избеганию, но и к ГЛАВА 4 стремлению к нему. Иными словами, социальное зло есть не отрицание, которое направляет людей к добру, а скорее может быть (а зачастую и является) самоцелью. Как заметил Батай (1990: 29, 21), зло «всегда - только объект неоднозначного осуждения»; «о нем мечтает не только злодей, но и само Добро»31. Влечение к идее и переживанию зла поощряет широко распространенную практику, которую Батай называл трансгрессией (transgression) и которую Фуко вслед за Батаем обозначил как «предельный опыт» ("limit experience")32. «Сакральное имеет одновременно два противоречащих друг другу значения... Табу предоставляет негативное определение сакрального объекта и внушает нам священный трепет.... Люди одновременно охвачены двумя эмоциями: ужас их отталкивает, а священная зачарованность притягивает. Табу и трансгрессия являются отражениями этих двух противоречивых порывов. Табу запретило бы трансгрессию, но зачарованность побуждает к ней.... Именно сакральный аспект табу притя- 31 Перевод Н.В. Бунтман и Е.Г. Домогацкой. 32 Понятие «предельного опыта» находится в центре увлекательного, но одностороннего исследования Джеймса Миллера, посвященного тому, что он считает аморальной и антигуманной жизнью Фуко: The Passion of Michel Foucault (1993: 29, 398 n. 49). He вступая с Миллером в обсуждение по поводу его моральных суждений относительно сексуального поведения Фуко в зрелом возрасте, которое, согласно нескольким свидетельствам, включало в себя беззаботность в отношении распространения ВИЧ, я все же подвергаю сомнению попытку Миллера обобщить данное обвинение до уровня теоретического и философского осуждения сосредоточенности Фуко на зле, а не на добре. Миллер полагает, что понятие «предельного опыта» указывает на моральную и даже социальную поддержку анти-доброй морали, которую допускает трансгрессия. Как показывается ниже, это не есть взгляд Батая, и его необязательно следует приписывать теоретическим взглядам Фуко, какой бы ни была природа его собственной личной и своеобразной увлеченности трансгрессией. ГЛАВА 4 гивает к нему людей и преображает первоначальный запрет» (Bataille, 1986 [1957]: 68). В определенных ситуациях зло оценивается положительно и создает своего рода инвертированную лиминальность. Трансгрессия имеет место, когда действия, ассоциации и риторические приемы - практики, которые обычно определяются и санкционируются как серьезные угрозы добру, -становятся объектом желания, и иногда даже общество придает им законный характер. Батай полагал, что трансгрессия происходит в основном в культурном воображении, то есть в литературе, хотя он также много писал об эротизме и им самим двигало личное желание постичь мрачные порождения общества начала и середины столетия - нацизм, войну и сталинизм33. Однако трансгрессия также принимает и решительно социально-структурную форму. В преступной деятельности и в массовой культуре зло обеспечивает основу для 33 Для ознакомления с обсуждением жизни и трудов Батая и контекста его времени см. Michael Richardson, Georges Bataille (1994) и Carolyn Bailey Gill, ed., Bataille: Writing the Sacred (1995). Многозначность и сложность мышления Батая затрудняют встраивание его теорий в какие-либо другие направления, помимо вдохновленной французами постмодернистской литературоведческой теории. Хотя Батай плодотворно опирался на «позднюю» социологию религии Эмиля Дюркгейма и Марселя Мосса (см. Bataille, 1990 [1957]: 208 п. 48), он также пытался, существенно менее плодотворно, по моему мнению, разработать своего рода всеобъемлющую историческую и экзистенциальную теорию, которая включала бы не только онтологию и метафизику, но также и вдохновленную марксизмом политическую экономию. Несмотря на наличие подлинного интеллектуального интереса, недолго просуществовавший «College de Sociologie» (Коллеж социологии (фр.). — Прим. пер.), который Батай организовал вместе с представителем третьего поколения школы Дюркгейма Роже Кайуа в конце тридцатых годов, обладал репутацией культового учреждения, отвергающего мораль, и претендовал на положение, которое в эпоху Первой мировой войны занимал кружок сюрреалистов. См. Michele Richman, "The Sacred Group: A Durkheimian Perspective on the College de Sociologie" in Gill (1995: 58-76). 22 Культурсоциология ГЛАВА 4 сложных социальных институтов, которые предоставляют весьма желаемые социальные роли, карьеры и личные идентичности. Хотя Джек Катц не пользовался этим термином, он определенно исследовал трансгрессию в своей глубокой феноменологической реконструкции «синдрома задиры» ("badass syndrome"), как и Ричард Стайверс в своем раннем очерке об апокалипсическом измерении концертов исполнителей рок-н-ролла в шестидесятых годах. Эти концерты олицетворяли давнюю традицию «нуара» в массовой культуре, которая перевоплотилась в сегодняшнее явление «плохого рэпера»34. Кажется, любой социальный мыслитель и художник, который собирается исследовать привлекательность этой темной стороны, будь то в нравственном воображении или в социальном действии и социальной структуре, рискует тем, что самопровозглашенные представители общественной морали вымажут его в дегте и осквернят. Такая тенденция подкрепляется тем несомненным фактом, что именно тех людей, которых эти практики привлекают в личном аспекте, более всего тянет исследо- 34 «Быть «плохим» означает быть подлым в самом точном смысле слова. Неприятные люди демонстрируют трансцендентное превосходство своего существования, особенно настаивая на том, чтобы господствовала их воля, на том самом «Я говорю об этом совершенно серьезно», где «это», как очевидно всем, нематериально. Они совершают акты насилия необязательно из садистских побуждений или «ради них самих», но чтобы подкрепить свое утверждение без ограничительного влияния утилитарных соображений или заботы о самосохранении. Чтобы ясно понять все подробные методы неприятных людей, необходимо рассматривать этот существенный проект как выходящий за пределы современного морального предписания чутко приспосабливать социальное «Я» к ситуативно случайным ожиданиям» (Katz, Seductions of Crime: Moral and Sensual Attractions of Doing Evil [1988:81]). См. также: Richard Stivers, Evil in Modern Myth and Ritual (1982). ГЛАВА 4 вать практики нарушения границ в искусстве и социальной мысли. Анализ, приведенный в данной книге, предполагает тем не менее, что те, кто серьезно заинтересован в поддержании нравственных стандартов, должен воздерживаться от такой скоропалительной реакции. Она путает причину и следствия. Общества конструируют зло, чтобы было наказание; ведь именно конструирование зла и реагирование на него определяют и возрождают добро. Поэтому не следует путать эстетические образы зла, искупительное переживание зла и тем более интеллектуальное исследование зла с фактической практикой зла как такового. Современные общества и общества постмодерна всегда были охвачены социально праведным фундаментализмом как светского, так и религиозного характера. Эти моралисты желают очистить культурное воображение от отсылок к эросу и насилию; они осуждают откровенные обсуждения запретных желаний и действий в школах и прочих общественных местах; они стремятся наказать и иногда даже заключить в тюрьму тех, кто практикует преступления «без жертвы», на том основании, «что они оскорбляют коллективное нравственное сознание. Ирония заключается в том, что без воображения и установления зла обществом не было бы возможности привязаться к добру, за которое так рьяно ратуют эти моралисты. Трансгрессия не подрывает традиционную мораль, а скорее подчеркивает ее и дает ей дополнительную жизненную силу. Батай, которого Джеймс Миллер уничижительно назвал philosophe maudit36 французской интеллектуальной жизни, никогда не переставал 36 Проклятый философ (фр.) - Примеч. пер.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |