КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданский дискурс Америки в его современной форме
Ibid., 4111. Ibid., 4111. Ibid., 4120. ГЛАВА 5 Учитывая тот факт, что правительству Гранта было присуще «донкихотство личной претенциозности», неудивительно, что Самнер также считал, что президент действует вне рамок закона, особенно пытаясь аннексировать Санто-Доминго в пользу Соединенных Штатов Америки. Стоит обратить внимание на то, как Самнер пытается присоединиться к демократическому дискурсу, подчеркивая собственную рациональность. «Привлекая внимание к этой претензии на единовластие, столь революционной и не вяжущейся с республиканской традицией, я хочу остаться сдержанным в своих выражениях и придерживаться строжайших границ. Факты неоспоримы, и никто не может отрицать, что имеет место грубое нарушение конституции и международного права, равно как и оскорбление черной республики - и все это больше заслуживает порицания и явно больше выходит за рамки конституции и закона, чем какие бы то ни было обвинения, предъявленные Эндрю Джонсону во время процедуры импичмента»8. Защищая Гранта, сенатор Логан демонстрирует весьма отличное от вышеприведенного понимание правильного расположения персонажей внутри гражданских кодов. Он утверждает, что вовсе не президент Грант, а сенатор Самнер лучше всего описывается в рамках контрдемократического дискурса. Он обвиняет Самнера в том, что его поведение не соответствует этическим требованиям рационального поведения и мышления, что он -сторонник сложной интеллектуальной элитарности, лжец и себялюбивая эгоистичная душа, не-8 ibid.,4ilT~ ГЛАВА 5 способная действовать как автономный сенатор с реалистическим мировоззрением. «Мне было грустно наблюдать, как сенатор... унижается, как в данном случае, с целью дать выход своей желчи и мстительным чувствам в отношении президента и тех, кто его поддерживает»9. «Его управление государственными делами на протяжении двадцати четырех лет заключалось в изречении высокопарных фраз, длинных, затянутых предложений и пассажей, взятых из античной литературы.... Оно состоит в плагиате, декламации и самолюбовании»10. «Давайте сравним кожевника-президента с блестяще образованным сенатором из Массачусетса, который столь многого добился, и посмотрим, как сенатор будет смотреться при этом сравнении. Сенатор из Массачусетса за всю свою жизнь не вписал в историю нашей страны ни единого поступка, который был бы его собственным изобретением и не был бы осуществлен с помощью других людей, у которых было больше, чем у него, понимания людей и вещей. Генерал Грант, президент Соединенных Штатов Америки, кожевник из Галины... создал свою историю из поступков, которые будут жить в веках»11. Логан не только оскверняет Самнера, описывая его в терминах элементов контрдемократического кода, но и утверждает, что Гранта лучше всего типизировать в терминах элементов кода демократического. Логан добивается этого, задавая ритори- Congressional Globe, 42nd Congress, 2nd session, 1872, приложение, 18: 522. 10 Ibid., 523. 11 Ibid., 524. ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 ческие вопросы, которые отделяют президента от выдвигаемых Самнером обвинений. «В каком отношении президент нарушил закон? Я прошу сенатора из Массачусетса рассказать нашей стране, в каком пункте президент нарушил конституцию, в каком именно пункте12.... С кем затевал склоки президент? Я не знаю»13. Наконец, Логан создает положительный образ президента Гранта с помощью важнейших элементов дискурса свободы, показывая, что его честность и добросовестность обеспечили поддержание правопорядка и верховенство принципов сотрудничества и цивилизованности. «Из президента Гранта вышел честный президент. Он добросовестен. Международные дела в хорошем состоянии. Мы в мире с цивилизованными народами, мы ни с кем не воюем. В каждом штате в нашем Союзе спокойно; законы добросовестно выполняются и отправляются; по всей стране царит тишина и покой»14. В выступлениях Самнера и Логана видно, как два человека могут типизировать одних и тех же людей и события и придавать им законный характер поразительно различным образом. Однако ошибочно было бы рассматривать данный процесс исключительно в индивидуалистическом аспекте. Хотя каждый отдельно взятый человек типизирует, изобретает трактовки специально для определенного случая и описывает события, это делается с опорой на коллективно разделяемые культурные коды. 12 Ibid., 523. 13 Ibid., 527. 14 Ibid., 530. В случае с объявлением импичмента Эндрю Джонсону мы видим нападки на президента, похожие на нападки Самнера на Гранта, но более жесткие и разделяемые большим числом людей. Это можно объяснить поразительной способностью Джонсона отвращать от себя значительные группы членов политического сообщества широким использованием исполнительной власти и злоупотреблением ею, враждебностью по отношению к конгрессу и приверженностью умеренной политической линии в вопросе Реконструкции Юга. Однако проблемой, которая непосредственно привела к началу процедуры импичмента, стала попытка Джонсона без согласия конгресса заменить Эдвина Стэнтона на посту военного министра своим личным другом Лоренсо Томасом. Противники Эндрю Джонсона заявляли, что у президента неполноценная структура личности. Его выставляли расчетливым и эгоистичным приверженцем макиавеллизма и одновременно иррациональным и эмоциональным глупцом. Это кажущееся противоречие между данными двумя линиями нападок неочевидно для «практиков рассуждения», мышление которых протекает в рамках бинарных оппозиций главных кодов Америки. Так, газета «Нью-Йорк Дейли Трибьюн» реконструировала макиавеллевскую стратегию Джонсона в передовице от 7 февраля 1868 года, а позднее в том же месяце выступила против него на тех основаниях, что ему не хватает самоконтроля. «Мы почти можем себе представить ход рассуждений президента. Грант сослужил неплохую службу. Он приятный человек, его легко подчинить себе. Здесь он хорошо справился.... Теперь ГЛАВА 5 дело за Стэнтоном. Страна совершенно о нем забудет еще до того, как пройдет заседание конгресса. Грант вернется в армию. Я предоставлю некоторым сенаторам-радикальным республиканцам одного-двух сборщиков налогов и проведу в Сенате Стидмана и Блэка, как я это сделал с Руссо. Так мне удастся убрать Стэнтона с дороги и полностью покончить с Грантом, потому что радикальное крыло республиканцев сочтет его моей птицей-приманкой и не станет ему доверять. Когда законопроект о сроке пребывания в должности таким образом рассыплется в прах, все будет просто замечательно». «Американские джентльмены покраснели, когда вспомнили, что пьяный вице-президент потрясал кулаком перед лицом послов зарубежных стран.... Мы видели, как президент перебрасывался словами с толпой в Кливленде, защищал бунт и убийство в Сент-Луисе и выступал с дикими, бессвязными речами на каждой станции.... Стоит вспомнить, что в нравственном отношении президент уже давно осужден здравым смыслом своих соотечественников» (New York Daily Tribune, передовица, February 24, 1868). Джонсон демонстрирует состояние алкогольного опьянения и дурной нрав; с ним ассоциируются бунты, толпы, дикость, бессвязность и убийство - самый антигражданский поступок из всех возможных. Эти качества противопоставляются нравственности, здравому смыслу и отсылающему к братским отношениям термину «соотечественники». Учитывая эти серьезные личностные недостатки Джонсона, применение к нему и других аспек- ГЛАВА 5 тов контрдемократического дискурса было неизбежно. Утверждалось, что у него есть грандиозный план по замене активных и критически настроенных государственных служащих сетью пассивных подхалимов. Например, в ходе очень важного обсуждения один конгрессмен заявил, что Джонсон попытался заменить Стэнтона на посту военного министра «неким раболепствующим льстецом, который ради своего патрона согласится стать податливым инструментом в его руках, лишь бы патрон достиг своей низкой цели». Результатом таких действий, продолжает конгрессмен, может быть лишь уничтожение института государственной должности, а постепенно и самой демократии. «Если [Джонсон] сможет проявить такую власть в данном случае [удаление Стэнтона], то ему остается лишь удалить каждого государственного служащего, который не согласится быть пресмыкающимся рабом его воли, послушным его власти, и разрушить республику»15. В целом в конгрессе утверждали, что Джонсон намеревается преступить закон. Это институциональное нарушение было неизбежно, учитывая непоправимо ущербную личность президента. «В безумном порыве осуществить свои злые замыслы он не считается с законами и законодательным правом страны». «Эндрю Джонсон... умышленно и преднамеренно нападает на величие закона и пытается растоптать его. Этот поступок... сорвал маску с человека, который стал президентом вследствие преступления политического убийцы, и провозгласил,... что 15 Г-н Мэллори, Congressional Globe, 40th Congress, 2nd session, 1868, приложение, 18: 227. ГЛАВА 5 Эндрю Джонсон без промедления преступит законы, если они будут мешать его планам, и, если представится возможность, объявит себя диктатором на развалинах республики»16. Стоит заметить, что эти простые аргументы построены на ряде взаимосвязанных противопоставлений. Альтернативой сакральной цивилизованности выступает злобная расчетливость, альтернативой благопристойному законотворчеству -безумие и попирание закона. Страна пройдет путь от величия к разрушению, от республики к диктатуре. Противники президента Джонсона требовали исключить его из гражданского общества на том основании, что он движим контрдемократическими мотивами, что он пытается создать отношения и институты подавления вместо существующей системы, которая считалась преимущественно демократической. Сторонники Джонсона видели события в совершенно другом свете, хотя пользовались тем же кодом. Прежде всего, они противостояли самим высказываниям в духе нравственной конфронтации, заявляя, что атмосфера символического обобщения, требовавшая применения нравственно санкционированных кодов, непомерно накалена. Сторонники Джонсона полагали, что события нужно трактовать не в терминах трансцендентальных ценностей, а в терминах более приземленной схемы конкретных технических деталей законодательства, и утверждали, что то, что сегодня назвали бы установками в духе «Realpolitik», необходимо, чтобы поддержать на- 16 Г-н Дриггс, ibid., 276. Г-н Прайс, Congressional Globe, 40th Congress, 2nd session, 18: 1367. 1868. ГЛАВА 5 циональные интересы в трудный период Реконструкции. Среди самых влиятельных сторонников Джонсона была газета «Нью-Йорк Тайме»: «У конгресса уже и так ровно столько серьезных и срочных дел большой важности, сколько он может разумно разрешить. Вывести сейчас на политическую арену такое волнующее событие, как импичмент... означало бы не только отдалить мудрое и благотворное восстановление Союза и мира, но и спровоцировать повторное возникновение опасностей, которых мы только что избежали» (Передовица, February 14, 1868). «По нашему мнению, подвергание президента импичменту совершенно неуместно до тех пор, пока конституционный характер соответствующего закона остается спорным» (Передовица, February 24, 1868). Но было необходимо также более открыто противопоставить нечто оскверняющим категориям обвинения Джонсона. В своем собственном защитном слове Джонсон утверждал, что его попытки удалить Стэнтона из военного министерства без согласия конгресса имели целью испытать пункт закона, а не узурпировать власть. Согласившись с таким типированием, «Нью-Йорк Тайме» писала: «Метод достижения господином Джонсоном своих целей всегда вызывал больше протестов, чем сами цели. Текущие разногласия - как раз такой случай» (передовица, February 24, 1868). Поскольку истинное отношение между «методом достижения целей» и «самими целями» невозможно установить, читателям и политическим акторам предлагается восстановить недостающие звенья посредством разновидности «докумен- ГЛАВА 5 тального метода»17. В принципе, отличающиеся друг от друга мнения по поводу одних и тех же событий или личностей могут формироваться, или «документироваться», людьми с одной и той же сырой информацией. Однако на деле информация в социальной жизни является не сырой, а состряпанной: она сама формируется коллективными культурными логиками, которые лишь определенным сочетаниям трактовок позволяют выглядеть разумно. Джонсон никак не может пытаться узурпировать власть и одновременно выглядеть рациональной, озабоченной нравственными вопросами личностью. Однако Джонсон может испытывать конституционность закона в отношении законопроекта о сроке пребывания в должности и оставаться человеком с демократическим образом мышления. Так как «Нью-Йорк Тайме» верит в достойные мотивы намерения Джонсона удалить Стэнтона с должности, газета неизбежно будет утверждать, что образ тех, кто стремится подвергнуть его импичменту, сформирован контрдемократическими кодами. «Разум, рассудительность или патриотизм не имеют ничего общего с провозглашаемой ныне целью [импичментом]. И в отношении замысла, и в отношении исполнения это пристрастность, разросшаяся до уровня неистовства и усугубленная личной ненавистью, которой вскоре станут стыдиться многие из тех, кто вчера голосовал за импичмент» (передовица, February 25, 1868). Если принять во внимание эти партикулярист-ские и иррациональные мотивы, то едва ли удивительно, что противников Джонсона в конгрессе 17 См. Garfinkel, Studies in Ethnomethodology (1967). ГЛАВА 5 обвинили в нападках не только на президента, но и на самую ткань демократического общества. С одной стороны - тирания, ярость, фанатизм и узурпация, с другой - конструктивная деятельность патриотов и их конституция. «Господин председатель, за то короткое время, что отведено мне под тираническим управлением большинства палаты, я могу лишь мельком осветить темы, которые требуют рассмотрения сейчас, когда участники партийного заговора настроились завершить процесс узурпации правительства через объявление президенту импичмента и его удаления»18. «Это атака на стены нашего правительства, возведенные отцами-патриотами, стены, фундамент которых прочно покоится на конституции нашей страны; опасность в том, что эти стены могут не выдержать яростного напора этого торнадо фанатизма»19. Неудивительно также и то, что тип социального отношения, подразумевавшийся в этих нападках, считался подавляющим, связанным с секретностью и расчетами, а также с грубым использованием власти. «Во имя большей свободы американцев просят принять хватку монстра, чей скрытый механизм управляется беспринципным Стэнтоном, которого поддерживают и поощряют люди, контролирующие радикальное крыло республиканской партии... Усилия господина Стэнтона направлены на то, чтобы учредить вооруженную деспотию в нашей стране.... Этот заговор достигает своей выс- 18 Г-н Хамфри, Congressional Globe, 40th Congress, 2nd session, 1868, приложение, 18: 268. 19 Г-н Манджен, ibid., 211. ГЛАВА 5 шей точки в недавних действиях данной группы по объявлению импичмента президенту Соединенных Штатов Америки»20. Оценка институтов и предпринимательской деятельности Можно предположить, что экономическая сфера понимается и оценивается лишь в плане способности эффективно обеспечивать производство, сохранность и распределение благосостояния. Тем не менее это не так. Даже экономические институты и сделки подвергаются процессу обобщения, посредством которого их трактуют через знаковые и нравственные различия, которые описаны в настоящей главе. Так называемая Банковская война (Bank War) тридцатых годов девятнадцатого века служит примером данного тезиса. Проблемой в данном случае было продление устава Банка Соединенных Штатов, срок действия которого должен был истечь в 1836 году. Банк был учрежден конгрессом в 1816 году и был наделен разнообразными необычными правами и привилегиями. Группу противников продления устава возглавлял президент, Эндрю Джексон. Как было показано, в случае с президентами их огромная личная открытость широкой публике приводит к тому, что внимание сосредоточивается на психологических мотивах. В противоположность этому, нападки на институты, такие как банк, которые обычно более размыты, обычно сосредоточены вокруг социальных и институциональных связей и действий. 20 Г-н Хамфри, ibid., 269. ГЛАВА 5 В нападках противников банка постоянно фигурировали готические образы, напоминавшие о мрачных аспектах литературы того периода. В обсуждениях в конгрессе в изобилии присутствовали образы мрака, интриг и странных неуправляемых сил, угрожающих гражданскому обществу. «Банк был учреждением, рука которого дотягивалась до каждой части сообщества.... К учреждению такого рода, способному простым усилием воли увеличить или уничтожить ценность любого и всякого товара, даже хлеба, который мы едим, следовало приглядываться с неослабевающей бдительностью»21. «И что это за влияние? Неограниченное - неизмеримое. Управление капиталом в шестьдесят миллионов долларов, власть сокрушить любой банк штата в Союзе; следовательно, удерживать в своей железной хватке прессу, конторы, фабрики и мастерские; влияние банка проникает в каждую часть нашей обширной страны и концентрирует и направляет ее энергию так, как заблагорассудится»22. У банка была такая оскверняющая сила, что он мог превратить демократические социальные отношения в контрдемократические. «Более того, мы считаем его одним из самых колоссальных двигателей политической власти, который когда-либо был воздвигнут; способным воздействовать не только на главу, но и на каждую ветвь правительства, развращать своими деньгами и внушать священный трепет своей властью 21 Пересказ выступления г-на Клейтона, Register of Debates in Congress, vol. 8 [12]: n. p., n. d. 22 Г-н Митчелл, ibid., 1946. 24 Культурсоциология ГЛАВА 5 добродетельным и независимым действиям представителей народа и проституировать их в своих низких и зловещих целях»23. С этой развратной и внушающей священный ужас силой, которая проституирует и унижает некогда независимых граждан, связывалась аура секретности, противоположная типу отношений, которые были бы характерны для демократического института. Важным доказательством этого служило нежелание сторонников банка провести открытое официальное расследование. Противники банка заявляли, что открытое и рациональное разбирательство дел банка необходимо, чтобы выяснить истину. «Наше заявление основано на предположении, что устав прекратил свое существование... что банк больше не живая сила, а труп — мертвое тело, которое мы должны исследовать с бесстрастной тщательностью хирурга, который не позволяет ни одному кусочку разлагающейся плоти, ни одной кости или мышце, как бы ужасно они ни выглядели, ускользнуть от лезвия его ножа»24. Бесстрастная справедливость подразумевает не только рациональность и объективность, но и жизненную силу и саму жизнь; зловещий и полный секретов банк, наоборот, отождествляется со смертью, с осквернением разлагающейся, ужасной плоти. Учитывая скрытную сущность и власть банка, то, что его противники также обнаружили доказательства того, что банк — партикуляристское 23 «Отчет комитета меньшинства о способах и средствах», в: Register of Debates in Congress, vol. 8 [3], приложение: 148. n. d. 24 Г-н Митчелл, Register of Debates in Congress, vol. 8 [2]: 1945. ГЛАВА 5 учреждение, отдающее предпочтение интересам врагов гражданского общества, иностранцам и местной элите в ущерб американскому народу, совершенно предсказуемо. Поэтому, отклонив закон о банке, президент Джексон включил в обращение к конгрессу следующий аргумент: «акции банка будут представлять большую ценность для иностранцев, чем для граждан нашей страны». «Если нам необходим банк с частными акционерами, то все соображения разумной политики и все патриотические побуждения предупреждают нас о том, что такой банк должен быть исключительно американским. Его акционерами должны быть только наши собственные граждане. Если мы не можем, не нарушая справедливости в отношении интересов, которые маскирует непредусмотрительное законодательство, немедленно сделать наше правительство таким, каким оно должно быть, мы по крайней мере можем противостоять всем новым предоставлениям монополий и исключительных привилегий, противостоять какому бы то ни было проституированию нашего правительства в целях преуспеяния нескольких за счет многих»25. Сторонники банка воспринимали ситуацию иначе. Как и в случае со сторонниками Джонсона, они пытались предотвратить какое-либо применение к банку нравственных категорий и утверждали, что события не достигли символической точки кризиса и что банк, следовательно, можно оценивать на основе утилитарного подхода. «Сэр, высшая похвала [sic], которую можно выразить в отношении Банка Соединенных Шта- 25 Президент Джексон, «Обращение к конгрессу», в: Register of Debates in Congress, vol. 8 [3], приложение: 75, n. d. 79, n. d. 24' ГЛАВА 5 тов, это то, что он предоставляет правительству стабильную валюту совершенно унифицированной стоимости во всех местах и для всех его финансовых операций и в то же время позволяет правительству собирать и тратить свои огромные поступления таким способом, который причиняет меньше всего неудобств сообществу. Если бы эти же функции были переданы в исключительное ведение банков штатов... совершенно неотложные нужды и потребности страны вынудили бы эти банки прибегнуть к роковой политике прекращения выплат полноценными деньгами уже через двенадцать месяцев»26. Поскольку сторонники банка принимали символическое обобщение как неизбежное, постольку банк также, хотя и менее часто, оправдывали в терминах конкретных деталей демократического дискурса. Например, один сторонник выступал против заявления о том, что банк - исполненная секретности организация, и настаивал на том, что банк, напротив, открыт и честен. «Чеки банка имеют хождение повсеместно, с ними имеют дело каждый день. Объем выпуска известен, банк предоставил эту информацию»27. Тем не менее к защите нравственного статуса банка прибегали реже, чем к нападкам на противников банка, о которых говорилось, что они сами контр демократичны. В ответ на предположения о продажности со стороны одного конгрессмена один из самых важных сторонников банка отмечает: «Разве он не получил некоторые предупреждения 26 Г-н Макдаффи, Register of Debates in Congress, vol. 8 [21: 1885-86.n.d. 27 Г-н Денни, ibid., 1945. n. d. ГЛАВА 5 относительно того, что не стоит слишком доверчиво внимать подозрениям, которые нашептываются безымянными и безответственными доносчиками?... Я не сомневаюсь, что в ухо этого джентльмена влили яд некоего мрачного измышления»28. Критика банка опровергается с помощью привязки к анонимности, подозрительной, так как она позволяет людям не принимать ответственности за свои заявления. Рациональность мыслительного процесса упомянутого критика и чистота его мотивов также подвергается сомнению. «Я не сомневаюсь, что данный джентльмен считает Банк Соединенных Штатов огромным национальным проклятием, и мне, поэтому, легко представить себе, что его ум с доверием отнесется к свидетельствам против банка, которые гораздо слабее, чем те, которых потребовал бы ум с другой предрасположенностью или без какой бы то ни было предрасположенности»29. «Уничтожение существующего банка... стало бы актом жестокости и каприза, а не справедливости и мудрости»30. Каприз указывает на иррациональность и от-«сутствие контроля, жестокость - на отсутствие совести и доброй воли. Такие мотивы носят оскверняющий характер сами по себе; из-за них кажется маловероятным, что «проклятие» нации проистекает только лишь из действий самого банка. В контрдемократических рамках делались нападки и на президента Джексона. Своевольные меры, 28 Г-н Макдаффи, ibid., 1882. п. d. 29 Г-н Макдаффи, ibid., 1887. п. d. 30 «Отчет комитета о способах и средствах», в: Register of Debates in Congress, vol. 8 [3]: 2120. n. d. ГЛАВА 5 предпринятые президентом в ходе Банковской войны, включая увольнение министра, отказавшегося подчиниться его приказу изъять федеральные вклады из Банка Соединенных Штатов и поместить их в банки штатов, считались важным свидетельством его деспотических наклонностей. Пользуясь моментом, Генри Клей, главный политический противник Джексона, заявил, что президент «распространяет на министерство финансов Соединенных Штатов Америки власть, которая ему не предоставляется конституцией и законами, власть, опасную для свобод народа»31. С учетом этого беззакония Клей мог также утверждать, что Джексон намеревается править силой и создать сеть подавляющих отношений внутри правительства. «Мы в центре революции; хотя она и бескровна, мы все же приближаемся к моменту, когда вся власть правительства оказывается сосредоточена в руках одного человека. То применение власти, которое президент Соединенных Штатов Америки присвоил себе в послании к кабинету министров, парализует полномочия конгресса, кроме тех случаев, когда они совпадают с его собственной волей»32. Таким образом, если противники банка были склонны воспринимать действия этого учреждения в сильно обобщенном контексте, то сторонники банка прибегали к сочетанию приземленной трактовки целей и средств в отношении действий банка с обобщенной интерпретацией мотивов и методов 31 Резолюция, представленная Клеем Сенату, Congressional Globe, 23d Congress, 1" session, vol. I: 54. n. d. 32 Клей, ibid., 54. ГЛАВА 5 его хулителей. Это, по-видимому, показывает, что в данном кризисе эти два уровня дискурса не являются взаимоисключающими. Уровень обобщения варьируется в зависимости от того, какие объекты типизируются, а также в зависимости от стратегических позиций и интересов участников. Связанный с месторождением Типот-Дом скандал середины двадцатых годов представляет собой второй пример того, как законность институтов и их операций может определяться лишь на основании их отношения к кодам. Дело о месторождении Типот-Дом было одним из скандалов с участием членов администрации президента Уоррена Гар-динга, и его подробности только-только начали выявляться по смерти президента. Преемником Гардинга стал вице-президент Калвин Кулидж; при нем и проводились расследования. Типот-Дом - название геологической структуры в штате Вайоминг, где находились запасы нефти, отведенные конгрессом исключительно на нужды флота. Вместе с другими месторождениями Типот-Дом должен был обеспечить аварийный запас топлива в случае войны. Скандал разразился в 1924 году, когда широкой общественности стало известно, что Гардинг отдал распоряжение, согласно которому резерв переходил из-под контроля министра военно-морских сил под юрисдикцию министра внутренних дел. Кроме того, выяснилось, что министр внутренних дел Альберт Фолл провел переговоры о продаже части запасов нефтяным магнатам Гарри Ф. Синклеру и Эдварду Л. Дохини: первый из них купил Типот-Дом, а второй - месторождение Элк-Хиллс в Калифорнии. Доходы от продажи не поступили в министерство финансов, а оказались ГЛАВА 5 непосредственно в распоряжении флота, который должен был потратить их на развитие своих баз, что обошлось в сто два миллиона долларов, потраченных без разрешения конгресса. Более того, Фолл получил различные подарки и суммы денег, точный размер которых не был установлен. Противники сделок с месторождением Типот-Дом считали их весьма контрдемократическими, тайными и незаконными операциями, на которые пошли ради эгоистических интересов и в которых использовался макиавеллевский расчет. Как и в случае с Банковской войной, мы видим, что противники сделок весьма подозрительно относятся к развращающей сущности крупных финансовых учреждений и соотносят себя с защитой демократических идеалов. «Посмотрите на удивительное коварство, с которым провернули это дело. Совершенно очевидно, что алчные эксплуататоры много лет с вожделением смотрели на эти драгоценные запасы нефти. Только бдительность, смелость и честность предыдущих администраций сдерживали их попытки день за днем подобраться, подкрасться, подползти к спрятанному там золоту, которого они так желали, несмотря на то, что необходимо было предать свой народ и подвергнуть его опасности, чтобы это золото получить»33. Нефтяных магнатов описывают как «коварных», «алчных», «вожделеющих» (эгоизм)и «эксплуататоров». Такие эпитеты помещают магнатов за пределы гражданского общества, которое они, по-видимому, предают и подвергают опасности, так же, как крадущийся, ползающий змей однаж- 33 Г-н Стэнли, Congressional Record, 1924, vol. 65 [2]: 1676. ГЛАВА 5 ды предал Еву. Этим аморальным и бесчеловечным существам противопоставлены смелые, честные и бдительные граждане, которые стремятся защитить страну. «Мы - непосредственные хранители правительства. Будем ли мы стоять в стороне и позволять большим грабителям извне, которые накопили миллионы, возможно, сомнительным образом, приходить и делать свои соблазнительные предложения недостойным государственным чиновникам, жаждущим добытого нечестным путем дохода от продажных сделок, предложения открыть двери к природным ресурсам страны и бесстыдно торговать ими, как овцами на рынке?»34 Образ жадных вождей требует наличия пассивных и почтительных последователей. Повторим: некий образ возникает из сети акторов, которые ведут себя, как марионетки под управлением вождей-манипуляторов. Хотя вожди воспринимаются как активно «разрабатывающие комбинации и составляющие заговоры»35, большая масса вовлеченных в ситуацию людей описывается как пассивная и контролируемая вождями. «Совершенно потрясающе то, что в трех великих ветвях закона, где много образованных экспертов и многие тысячи людей, каждый из которых знал или должен был знать, что это дело исполнено зла, не раздалось ни единого возгласа протеста. Членов кабинета министров, образованных адвокатов, проницательных экспертов передвигали, как пешки на шахматной доске, невидимыми и коварными руками или корыстолюбивыми ру- 34 Г-н Хефлин, ibid., 1311. 35 Г-н Маккеллар, ibid., 1682. ГЛАВА 5 нами Фолла.... Я не в состоянии понять, как один умный Яго мог провести всех этих доверчивых Отелло в своем окружении, как одна коварная и корыстолюбивая душа могла ввести в некий кошмарный транс сотни людей»36. Для борьбы с пагубными последствиями дела о месторождении Типот-Дом были предложены две стратегии. Первая заключалась в том, чтобы продолжить расследование, которое должно было стать примером дискурса свободы. Так, в ходе важного выступления президент Кулидж противопоставляет ассоциациям с подавлением и усиливающемуся оскверняющему аспекту скандала обещания немедленного наказания, которое связано с контрастирующим с этими ассоциациями и аспектом сочетанием открытости и ясности, беспристрастности и интересов гражданского сообщества. «Сами мы предполагаем следовать по ясному, открытому пути правосудия. Мы обеспечим немедленное, соразмерное, непоколебимое как уголовное, так и гражданское преследование по закону, чтобы наказать виновных и защитить все национальные интересы. В этом процессе не будут замешаны ни политика, ни пристрастность»37. Вторая стратегия заключалась в том, чтобы пренебречь тонкостями правовой системы и просто объявить соглашения недействительными еще до того, как дело будет передано в суд. Эта стратегия особенно показательна, потому что демонстрирует уступки подавляющим кодам, на которые власти, как они заявляют, вынуждены идти, чтобы защи- 36 Г-н Стэнли, ibid., 1678. 37 Президент Кулидж, выступление от 12 февраля 1924 года. Отрывок в передовице: Washington Post, February 13, 1924. ГЛАВА 5 тить и восстановить демократию. «Мне безразлично, какая юридическая терминология используется при мошеннической передаче собственности правительства Соединенных Штатов Америки банде мародеров с их миллионами. Я готов создать прецедент, заявив, что эти сделки должны быть аннулированы в ту самую минуту, когда правительству становится известно наличие скандала и преступления»38. На данном этапе читатель уже, вероятно, сможет догадаться, какие стратегии использовали немногочисленные защитники сделок. Эти стратегии хорошо видны в заявлении, сделанном нефтяным дельцом Дохини. Он утверждал, что расследующие сделки лица ведомы эгоистичными политическими интересами, а не высокими идеалами. «Ноябрьские выборы, а не законность сделки об аренде нефтяных запасов являются единственным фактором, который сейчас управляет действиями политиков, занимающихся так называемым нефтяным расследованием.... Американцы отправляют сенаторов и членов палаты представителей в Вашингтон, чтобы они занимались законотворчеством. Но некоторые из последних приходят к выводу, что они приобретут гораздо больше известности, когда превратятся в ищеек-детективов, а не тогда, когда они будут пытаться вести себя, как государственные деятели» (Заявление в Washington Post, March 3, 1924: 1). Из-за такого эгоистичного настроя именно те, кто расследует дело, а вовсе не Дохини, представляют собой угрозу закону и конституционности. «Сейчас предпринимается попытка уничтожить 38 Г-нХефлин в: Congressional Record, vol. 65 [2]: 1312. ГЛАВА 5 сделки об аренде и осудить меня и других граждан в преднамеренно отравленной, исполненной предубеждения атмосфере. Такая попытка увенчается успехом, только если при этом будет уничтожено священное конституционное право на справедливый и беспристрастный суд» (заявление в Washington Post, March 3, 1924: 2). Дохини обвиняет своих обвинителей в том, что они не выполняют своих официальных обязанностей, и в том, что они не только полны тщеславия и предубеждения, но и выглядят смехотворно в своих разрушительных устремлениях. Конструируя нефтяных магнатов как граждан, он заявляет, что попытки их наказать угрожают осквернить (отравить) ценности справедливости и беспристрастности, которые составляют часть сакрального ядра демократической жизни. Наконец, Дохини заявляет, что его собственные действия согласуются с демократическим кодом. Магнат настаивает на том, что сделки об аренде не только не являются предательскими, но и имеют своей целью общее благо. Он сравнивает свой собственный благородный и жертвенный поступок с грязной тактикой своих противников, которые обманули гражданское общество в отношении его истинного великодушия и патриотизма. «Адмирал Робинсон, начальник инженерных войск флота, а также другие специалисты засвидетельствовали, что наши сделки, включая постройку резервуара в Перл-Харборе, совершенно необходимы для защиты побережья Тихого океана.... Сенатор Уолш и его коллеги-демократы прекрасно знают, что для того, чтобы обезопасить побережье Тихого океана от нападений врага, моя компания ГЛАВА 5 в действительности ссудила правительству почти пять миллионов долларов, выплаты которых нам придется ждать неопределенно долго. Но намеками на скандал и собственно разжиганием скандала они успешно замаскировали этот факт от общественности» (Заявление в Washington Post, March 3, 1924: 2). Одним из многих исполненных иронии обстоятельств, связанных с делом о месторождении Типот-Дом, стало то, что сооружения, возведенные Дохини в Перл-Харборе в рамках соглашения по месторождению Элк-Хиллс, позднее помогли избежать полного краха Тихоокеанского флота США после нападения японцев. Разногласия по поводу государственной политики То, понимаются ли политические меры как угроза ценностям и единству американского народа или же они принимаются как законные, решительно зависит от того, как они кодируются. В данном разделе мы кратко опишем, как демократический и контрдемократический коды формируют отличные друг от друга мнения по поводу политических мер. Нуллификационный кризис (Nullification Crisis) 1832 года в миниатюре представляет те политические трактовки, которые были характерны для Америки, приближающейся к Гражданской войне. Высказывания о правах штатов были привязанной к определенной территории и историческому периоду версией демократического кода, и именно на их основе съезд в Южной Каролине ГЛАВА 5 аннулировал одобренные конгрессом законопроекты, которые вводили высокие тарифы на ввозимые промышленные товары. Жители Южной Каролины утверждали, что эти законы пагубны для их интересов, что тарифы поднимут уровень стоимости жизни для южан, но при этом будут благоприятствовать северным промышленным штатам. Однако данные возражения не формулировались в приземленном контексте «цели-средства»; они выдвигались в рамках высокоморального дискурса. Сам указ о нуллификации начинается с осуждения конгресса как подавляющего института, которому свойственны контрдемократические социальные отношения и мотивы. «Итак, Конгресс Соединенных Штатов Америки посредством различных законов, которые претендуют на то, чтобы быть законами, облагающими пошлинами и данью иностранные товары, но на деле имеют целью защитить внутренних производителей и наделить богатством отдельные классы и отдельных людей, занятых в определенных видах деятельности, за счет других классов и лиц, а также в ущерб им и за счет их притеснения, и посредством полного освобождения от налогов определенных иностранных товаров, таких, которые не производятся и не изготавливаются в Соединенных Штатах Америки, с целью обеспечить себе предлог не налагать повышенные и чрезмерные пошлины на товары, сходные с теми, которым оказывается покровительство, превысил свои законные полномочия по конституции, полномочия, которые не дают ему никакой власти предлагать такого рода покровительство, и попрал подлинное значение и замысел конституции, которая гаран- ГЛАВА 5 тирует равенство в наложении налогового бремени на штаты и части конфедерации»39. Южная Каролина связывается с равенством и конституцией, а конгресс - с партикуляризмом, притеснением и иностранной угрозой. Как и в случае с Банковской войной и делом о месторождении Типот-Дом, обиженная сторона считает, что она хладнокровно, открыто и рационально противостоит вероломной развращенности, подбирающейся к американскому обществу. «Во всех частях страны наблюдается склонность останавливать тем или иным способом продвижение невыносимого зла. Эта склонность возникла не из сиюминутного волнения, но из свободных сдержанных обсуждений в прессе, поэтому нет оснований полагать, что она когда-либо утихнет по какой-либо еще причине, кроме как исчезновение источника острого оскорбления»40. Если бы федеральное правительство применило силу в отношении Южной Каролины, это было бы еще одним доказательством его подавляющей сущности. «Если только президент не решит отринуть все конституционные обязательства и растоптать законы своей страны, у него не может быть никакой власти применять силу против штата Южная Каролина»41. Южная Каролина репрезентировала себя не как штат, нападающий на Союз, а как штат, пытающийся его обновить, как нечто, находящееся 39 «Указ о нуллификации определенных законопроектов Конгресса Соединенных Штатов Америки» в: Register of Debates in Congress, 1832, vol. 9 [2], приложение 162. 40 «Обращение к народу Южной Каролины их делегатов на съезде», ibid., 163. 41 «Воззвание губернатора Хейнса», ibid., 195. ГЛАВА 5 ближе к символическому центру Америки, чем сам ее институциональный центр. Южная Каролина соотносила себя с рациональностью, законом и конституционностью в противовес притеснению, тирании и силе. Естественно, те, кто был против нуллификации, подвергли обращению отношения между штатом и демократическим кодом. Например, президент Джексон обвинял Южную Каролину в том, что она эгоистично ставит под сомнение верховенство закона и провоцирует жестокое, а не рациональное поведение. «Это печальное отрицание закона и власти Соединенных Штатов Америки сопровождалось рядом поступков со стороны властей штата, которые демонстрируют решимость превратить в неизбежность те меры самозащиты, которых требует высший долг федерального правительства.... Словом, Южная Каролина поставила собственные волю и власть выше законов, сама стала судьей в своем деле и немедленно перешла от всех промежуточных стадий к мерам открытого сопротивления, которые, если им не подчиниться, могут быть осуществлены только оружием.... Право граждан отдельного штата по собственному желанию без согласия других штатов освобождать себя от своих самых серьезных обязательств и ставить под угрозу свободы и счастье миллионов людей в нашем союзе невозможно признать»42. Смысл речи президента ясен: произвольные желания и принуждение силой, свойственные Южной Каролине, подвергают опасности гражданское согласие, свободу и верховенство закона, преобла- 42 «Обращение президента Соединенных Штатов Америки к Сенату и Палате представителей», ibid., 147, 151, 149-50. ГЛАВА 5 дающие в большом гражданском сообществе. Следовательно, насильственные действия оправданы в целях защиты целостности данного гражданского сообщества. Критика в социальных науках, поступает ли она с левого или с правого фланга, обычно сводится к тому, что модернизация лишает действия отдельных людей и институтов их этической привязки, порождает аномию и хаос и допускает появление плоского мира, где господствует инструментальная рациональность. С этой точки зрения можно заявить, что примеры ярко проявленной общественной оценки, приводившиеся в данной книге, относятся только к более ранним, более «традиционным» эпохам американской истории. Можно утверждать, что на протяжении текущего столетия социальная эволюция - рационализация, капитализм и секуляризация - усилилась и породила склонность к дискурсу, который носит менее экзальтированный и более приземленный и «рациональный» характер. В данном, заключительном, разделе этой главы мы представим доказательства противоположной точки зрения: над американским обществом конца двадцатого века продолжает довлеть описанный выше дискурс. Мы не утверждаем, что ничего не изменилось. Очевидно, что дискурсы на более конкретных, промежуточных уровнях отражают исторические условия и противоречия, в рамках которых они возникают. Например, в двадцатом столетии дискурс, связанный с правами штатов, 25 Культурсоциология ГЛАВА 5 стал менее важным, в то время как дискурс, связанный с гражданскими правами отдельных лиц, возрос в своей значимости. Мы, однако, утверждаем, что в глубинной структуре, из которой происходят эти дискурсы и к которой они должны обращаться, существует преемственность. К несчастью для социальной науки, история никогда не повторяется одним и тем же образом. Вот почему мы не можем обеспечить точный «контроль» над нашим противопоставленным традиции историцизма экспериментом, исследуя кризисы, которые в точности соответствуют ранее рассмотренным. Тем не менее, между проблемами нижеследующих случаев и предыдущими примерами существует общее сходство. В падении Ричарда Никсона в начале семидесятых годов обнаруживается много общего с процедурой импичмента Джонсона за сто лет до этого. Дело «Иран-контрас» конца восьмидесятых показывает, что структуры гражданского дискурса столь же важны для понимания сегодняшних скандалов в исполнительной власти, как и во время дела о месторождении Типот-Дом. В сущности, можно утверждать, что соответствие между современными и более ранними обсуждениями скандалов временами столь поразительно, что можно было бы поменять местами заявления, относящиеся к более раннему и более позднему кризисам, и это не изменило бы сути ни того, ни другого утверждения. И все же, хотя сходство имеет принципиальное значение для одной части нашей теории, для другой ее части важны различия. Примеры послевоенного периода еще раз показывают изумительную пластичность кодов, случайным обра- ГЛАВА 5 зом применяемых к большому и беспорядочному диапазону проблем. В самом деле, в последнем из обсуждаемых нами примеров мы расширяем сферу явлений, рассматриваемых в данной главе, и показываем, как гражданский дискурс Америки используется для того, чтобы понимать не только внутренние силы и события, но и иностранцев и зарубежные державы. Ричард Никсон и «Уотергейт» Дискурс, связанный с началом процедуры импичмента в отношении президента Никсона в 1974 году, удивительно похож на дискурс, связанный с процедурой объявления импичмента президенту Джонсону примерно столетием ранее. Хотя конкретные обстоятельства в первом случае (незаконное проникновение в отель «Уотергейт» и укрывательство, злоупотребление надзорными полномочиями ФБР, ЦРУ и налоговой службы США, отказ президента следовать постановлениям о предоставлении документов и кассет с записями и тайные бомбардировки Камбоджи) резко отличаются от обстоятельств, связанных с процедурой импичмента в отношении Джонсона (закон о сроке пребывания в должности, удаление Стэнтона и различные заявления, идущие вразрез с линией конгресса), обобщенные трактовки, предлагаемые инициаторами процедуры импичмента, формировались под воздействием логики одной и той же символической структуры. Как и в случае с Джонсоном, мотивы Никсона многими воспринимались в терминах контрдемократического дискурса. Как стало ясно из обсуждений комитета конгресса по
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |