КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная внешняя политика: осмысление Горбачева и гласности
25- ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 вопросу импичмента, центральную роль в создании такого восприятия сыграл образ президента как эгоистичного и капризного человека, заинтересованного в обогащении и власти за счет гражданского сообщества. «Налицо исчерпывающие доказательства того, что Ричард Никсон воспользовался должностью президента, чтобы добиться политических преимуществ, отомстить тем, кто не соглашался с ним, и лично обогатиться»43. «Он создал нравственный вакуум вокруг должности президента и обратил эту великую должность от служения народу к служению своим собственным узким, эгоистичным интересам»44. В соответствии с кодами такое эгоцентричное поведение понималось как результат иррациональной, нереалистичной и несколько параноидальной структуры мотивов. Утверждалось, что из-за таких потребностей своей личности Никсон оценивает других, причем без всякой разумной причины, в терминах контрдемократической риторики социальных отношений. «Попав в Белый дом, господин Никсон обратил свою мстительность на критиков, по-видимому, не понимая, что другие могут решительно с ним не соглашаться, но при этом ни заниматься подрывной деятельностью, ни планировать революцию»45. Иррациональные, эгоистичные и узкие мотивы привязаны к узко ограниченным, а не к сотрудническим и общинным отношениям. Они не могут стать основой включающего, сдерживающего про- 43 Гг. Брукс и др., «Отчет об импичменте Ричарда М. Никсона, президента Соединенных Штатов Америки», в: Congressional Record, 1974, vol. 120 [22]: 29-293. 44 Г-н Рэйнджел, ibid., 29302. 45 Г-н Конайерс, ibid., 29295. тиворечия гражданского общества. Никсона снова и снова описывали как вероломного, расчетливого, подозрительного и скрытного человека - все это неприемлемые для демократической страны характеристики. Полагали, что данные извращенные свойства побуждают президента обращаться к контрдемократическим и незаконным политическим практикам. Никсон маскировал свои темные дела, приводя для себя ложные оправдания. Он действовал скорее расчетливо, чем благородно, пытаясь до предела увеличить собственную выгоду независимо от принципов этики и законности. «Чтобы оправдать как бомбардировки [в Камбодже], так и прослушивающие устройства, он напомнил о понятии национальной безопасности.... Имперское президентство Ричарда Никсона стало использовать эти соображения, чтобы прикрыть свою тайную деятельность, а также в качестве оправдания для сознательного и неоднократного введения в заблуждение конгресса и народа»46. «Мы видели, что президент разрешил установку нескольких незаконных прослушивающих устройств из соображений своей собственной политической выгоды, и тем самым он не только нарушил основополагающие конституционные права людей, живущих в нашей стране, но и попытался скрыть эти незаконные деяния от общественности точно так же, как он пытался Прикрыть "Уотергейтское дело". Он лгал обвинителям. Он пытался остановить расследования. Он пытался купить молчание, и он не сообщил о преступлении»47. 46 Ibid., 292-5. 47 Г-жа Хольцман, в: Debate on Articles of Impeachment (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1974): 124. ГЛАВА 5 Обвинители Никсона рассматривали такие методы и отношения как опасный источник осквернения, как болезнь, которую необходимо остановить, прежде чем она заразит остальных членов гражданского общества, что приведет к разрушению самой ткани общественной солидарности. «Действия и поведение господина Никсона, равно как и его подчиненных, привели нас на грань краха в качестве страны людей, которые верят в свои институты и в самих себя. Из скептически настроенного наш народ стал циничным. Все больше людей начинают думать, что нужно заботиться только о себе и не беспокоиться о других»48. Считалось, что мотивы президента и отношения, в которые он вовлечен, подрывают демократию. Его администрация превратилась в самовольную, субъективную организацию, стремящуюся стянуть к себе все больше власти. Ее институциональной целью, как утверждала газета «Нью-Йорк Тайме», была диктатура и авторитарный государственный переворот. «Из доказательств складывается одна непротиворечивая картина.... Это картина совершенно самостоятельного Белого дома, действующего на основании предпосылки, что он не подотчетен никакой высшей власти, а подотчетен только желаниям президента и целям уверенного усиления его власти. Это картина президента, который планомерно приобретает все большую уверенность в том, что его пост стоит выше и вне досягаемости закона» (Передовица, July 31, 1974). Тем не менее, несмотря на усиление потока доказательств не в пользу Никсона в начале 48 Г-н Айлберг, ibid., 44. ГЛАВА 5 лета 1974 года, он все еще пользовался значительной поддержкой. Те, кто оставались на его стороне, не противопоставляли дискурсу подавления картину безупречного, неиспорченного образца демократической нравственности; они скорее утверждали, что в хаотичном мире политической реальности личное поведение и политические достижения Никсона не противоречат демократическому дискурсу, если понимать его широко. «Необходимо признать, что огромный вклад президента в дело мира во всем мире в существенной степени компенсирует прочие проблемы» (письмо в редакцию, New York Times, August 1, 1974). «Как было указано в письмах ко многим представителям юридического комитета, длинный список достижений президента Никсона исключает импичмент. Будем благодарны за то, что у нас столь прекрасный лидер, который делает все возможное ради всеобщего мира» (письмо в редакцию, New York Times, July 31, 1974). «Как и в случае с доказательствами в отношении действий «водопроводчиков»49, речь идет об определенной реакции президента на определенную и серьезную проблему, а именно на то, что общественности в результате утечки стала известна очень деликатная информация, имеющая отношение к осуществлению Америкой своей международной политики во время периода, очень Имеется в виду созданное Никсоном специальное подразделение служащих, которые должны были препятствовать утечке информации из Белого дома. «Водопроводчики» (Plumbers), как прозвали сотрудников этого подразделения, принимали участие в секретных операциях, имевших отношение к Уотергейтскому скандалу. ГЛАВА 5 неспокойного как во внутреннем, так и в международном аспекте»50. Такие заявления подразумевали, что в мире реальной политики было бы неразумно наказывать Никсона за мелкие грешки, в то время когда он, в конечном итоге, поддерживал и продвигал дело добра. В этом уравнении особо важную роль играли предложения Никсона в сфере международной политики по отношению к Советскому Союзу и Китаю, а также завершение им войны во Вьетнаме; все это представлялось как продвижение дела «мира», то есть положения дел, соответствующего включающим социальным отношениям. С этим аргументом был связан еще один, сосредоточивавшийся не на влиянии президента, а на последствиях собственно импичмента. Утверждалось, что эти последствия говорят против затягивания периода сбивающего с толка обобщенного дискурса. «Определенные члены конгресса и Сената настаивают на удалении президента с должности, несмотря на те последствия, которые такое катастрофическое решение будет иметь для политического образа Америки и ее экономики» (письмо в редакцию, New York Times, August 1, 1974). «Предпочтительнее сохранить у власти президента, которого мы сочли достойным и выбрали на эту должность, на остаток его срока, а тем временем направить свою энергию и тратить свое время на столь неотложные проблемы, как реформа проведения избирательной кампании, разумная финансовая политика, которая сдерживала бы инфляцию, энергоресурсы, состояние окружающей среды, война и мир, честность в рядах правитель-50 Г-н Хатчинсон, в: Debate on Articles of Impeachment (1974): 340. ГЛАВА 5 ства и личные и экономические права и свободы отдельных граждан, которые можно было бы противопоставить срастающимся сгусткам частной власти в монолитном государстве»51. Это заявление подразумевает, что политическая реальность такова, что и приземленных политических, и широких этических целей можно достичь, только избежав импичмента. Однако использование таких аргументов не мешало сторонникам Никсона в конгрессе трактовать события в более обобщенном свете. Они считали, что расследование по вопросу импичмента и члены комитета по импичменту точно описывались в терминах двух противоположных нравственных дискурсов. Сторонники президента связывали отсутствие у комитета строгих, неопровержимых доказательств со своей озабоченностью тем, чтобы расследование соответствовало высочайшим этическим стандартам. Следовательно, в принципе, те, кто был на стороне Никсона, были вынуждены отказываться считать его виновным в совершении преступления, преследуемого в порядке импичмента, пока его обвинители не будут в состоянии предъявить совершенно явное доказательство прямого, личного и сознательного участия президента в подсудном деле. «Чтобы подвергнуть президента импичменту, необходимо наличие его прямого участия в деле, и пока что свидетельства не сложились в убедительное доказательство этого»52. «Было совершено множество неверных поступков, это не подлежит сомнению, но направлялись ли эти поступки президентом? 51 Г-н Деннис, ibid., 43-44. 62 Г-н Латта, ibid., 116. ГЛАВА 5 Есть ли явные улики, доказывающие, что он отдавал какие-либо распоряжения в этом отношении? Разумеется, нет».53 Сторонники Никсона подчеркнуто противопоставляли свою жесткую позицию по вопросу доказательств позиции его противников. Они описывали этих противников в терминах дискурса подавления: критики Никсона хотят поддержать импичмент на основании свидетельств, которые не удовлетворили бы рационально и независимо мыслящего человека. Мотив критиков — алчность, а их социальные отношения - манипуля-торские. Они представляют собой настоящий образец контрдемократической группы: кровожадная и внушаемая толпа, не способная сохранять бесстрастное отношение, которое является условием цивилизованности. «Я не стану участвовать ни в каком политическом линчевании, где нет неопровержимых доказательств, ни по отношению к этому президенту, ни по отношению к любому другому президенту»54. «Я знаю, что те, кто критикует президента, хотели получить свой фунт мяса. Несомненно, им это удалось с помощью всех имевших место обвинений. Однако теперь они желают заполучить все тело целиком, и совершенно очевидно, что им обязательно нужно тело именно господина Никсона» (письмо в редакцию, New York Times, July 31, 1974). «Да, вопли об импичменте, импичменте, импичменте делаются все громче.... За последний год на президента обрушивалось обвинение за обвинением. Некоторые из них повторялись так часто, что многие люди ста- 53 Г-н Сэндмен, ibid., 19. 54 Г-н Деннис, ibid., 43. ГЛАВА 5 ли воспринимать их как факты, не нуждающиеся в подтверждении»55. Данная оценка мотивов инициаторов импичмента и социальных отношений, в которых они участвовали, сопровождалась негативной оценкой институтов, вовлеченных в процедуру импичмента. Про эти институты говорили, что они действуют произвольным образом, относятся к Никсону как к врагу, а не как к согражданину, и пытаются усилить собственную власть, а не власть права. Такое пренебрежение к закону подвергает опасности демократические основания общества; по сути, оно могло бы породить антидемократическую революцию. «[Мы] все убеждены, что для нашей страны существует серьезная угроза, порожденная предубеждением и ненавистью, которые ежедневно нагнетаются средствами массовой информации» (Письмо в редакцию, New York Times, July 31, 1974). «Решение Верховного суда о том, что президент Никсон должен сдать кассеты с записями, имеющими отношение к "Уотергейтскому делу"... может любого президента превратить в почти символическую фигуру, чьи действия может отменить любой своевольный приказ суда первой инстанции.... По сути, суд пренебрег конституцией, создал свой собственный закон и потребовал, чтобы этот закон имел в стране полную силу» (письмо в редакцию, New York Times, July 29, 1974). «Пять членов комитета сделали публичные заявления о том, что господина Никсона следует подвергнуть импичменту, и их не отстранили от Гб Г-н Латта, ibid., 115. ГЛАВА 5 процедуры голосования. Порочащие президента сведения - результат утечки - появляются в средствах массовой информации почти каждый день.... Когда начнутся публичные слушания, можно с полной готовностью ожидать того, что на них придут женщины с вязаньем, современные мадам Дефарж56, которые будут постукивать спицами в ожидании того, как голова Ричарда Никсона скатится с плахи» (Письмо в редакцию, New York Times, July 2, 1974). Современный скандал: дело «Иран-контрас» Дело «Иран-контрас» конца восьмидесятых годов являет собой доказательство сохраняющейся важности культурных кодов, которые мы определили как занимающие центральное место в определении обществом скандала. Как и в случае с делом о месторождении Типот-Дом, этот более поздний случай включал в себя оценку операций и действий, осуществленных представителями исполнительной власти без ведома и без разрешения конгресса. В конце 1986 года стало известно о том, что небольшая команда людей в администрации Рейгана под предводительством подполковника Оливера Норта продавала оружие Ирану, в обмен на что Иран должен был употребить свое влияние для освобождения американских заложников, которых удерживали различные мусульманские группировки на Ближнем Востоке. Неожиданный поворот заключался в том, что деньги, полученные от продажи оружия, шли на проведение секретной операции в Центральной Америке, направленной 56 Персонаж книги Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах». ГЛАВА 5 на то, чтобы поддержать антикоммунистическое партизанское движение «контрас» в Никарагуа. Когда эти действия стали известны широкой публике, быстро запустился процесс обобщения, в ходе которого мотивы действий Норта и его соратников, а также отношения и институты, в которые они были вовлечены, стали предметом бурного общественного обсуждения. Продлившееся неделю совместное расследование конгресса, в котором Норт был ключевым свидетелем, дает хорошую возможность изучить данный культурный процесс, сфокусированный на поразительно различных интерпретациях одних и тех же фактических событий, представленных Нортом и его хулителями. Самым важным для тех, кто осуждал эту аферу, были связанные с ней социальные отношения, которые описывались в терминах контрдемократического кода. Замешанные в деле чиновники из администрации президента виделись своим критикам как элитная «тайная команда», которая действует скрытно и преследует свои собственные частные и незаконные цели, создавая паутину лжи. «Меры международной политики разрабатывались и воплощались в жизнь весьма узким кругом лиц, который, по-видимому, не включал даже некоторых из самых высокопоставленных чиновников в нашем правительстве. Администрация пыталась тайком сделать то, что пытался не дать ей сделать конгресс. Администрация тайком делала то, чего, как было заявлено всему миру, она не делает»57. " Председатель Гамильтон, в: Taking the Stand: The Testimony of Lieutenant-Colonel Oliver C. North (1987): 742. Daniel Schorr, ed. ГЛАВА 5 «Я, однако, полагаю, что эта политика осуществлялась посредством целого нагромождения лжи - лжи иранцам, лжи Центральному разведывательному управлению, лжи министру юстиции, лжи нашим друзьям и союзникам, лжи конгрессу и лжи американскому народу»58. «От такого цепенеешь, это, в сущности, страшно. Я спрашиваю не только о вашем участии в деле, но об общем сценарии - о правительственных чиновниках, которые плели интриги и устраивали заговоры, которые прикрылись подставным лицом, козлом отпущения [Нортом]. О чиновниках, которые лгали, создавали неверные впечатления и вводили в заблуждение. О чиновниках, которые пытались создать над правительством уровень, не имеющий к нему отношения, уровень, облеченный секретностью, подотчетный только заговорщикам»59. От таких «заговорщиков» нельзя бы л о ожидать, что они станут доверять другим институтам и людям в правительстве; в соответствии со знаковыми основаниями рассуждений с позиции здравого смысла они могли относиться к этим институтам и людям только как к врагам, а не как к друзьям. Это отношение понималось как противопоставленное демократическому идеалу. «В вашем вступительном заявлении проводились сравнения с игрой в бейсбол. Вы сказали, что на поле для игры условия неравные и что конгресс объявит себя победителем. [Но мы] не играем в игру, где есть победители и проигравшие. Такой подход, если можно так выразиться, своекорыстен и в конечном итоге 58 Председатель Гамильтон, в: ibid., 743. 69 Конгрессмен Строукс, в: ibid., 695. ГЛАВА 5 обречен на провал. Мы все проиграли. То, что произошло, причинило ущерб интересам Соединенных Штатов Америки»60. Считалось, что такого рода отношения не только разрушают возможность существования открытых и свободных политических институтов, но и приводят к неизбежно безрассудным и обреченным на провал политическим мерам. «Великая держава не может проводить свою политику на основе неправды и не утратить доверия.... На Ближнем Востоке взаимное доверие между нами и некоторыми из наших друзей пошатнулось и даже разрушилось. Политика продажи оружия в обмен на заложников есть четкий сигнал странам Персидского залива, сигнал о том, что Соединенные Штаты Америки помогают Ирану вести войну и идут на компромисс с иранской революцией и что соседям Ирана следует сделать то же самое. Эта политика предоставила Советскому Союзу возможность, за которую он и ухватился и с которой мы сейчас пытаемся разобраться. Эта политика не достигла ни одной из задуманных целей. Аятолла получил свое оружие, в заложниках сегодня еще больше американцев, чем до начала осуществления этих мер, а Иран продолжает подрывать интересы США в регионе. Умеренные силы в Иране, если таковые вообще там были, не набрали силу»61. Когда Порт готовился отразить нападки на мотивы своих поступков и на отношения, в которые он был вовлечен, подполковник использовал несколько стратегий. На приземленном уровне он отрицал незаконность своих действий, указывая 60 Председатель Гамильтон, в: ibid., 745. 61 Председатель Гамильтон, в: ibid., 741. ГЛАВА 5 не только на различные исторические прецеденты, но и на законное оправдание в виде «Закона о заложниках», который давал представителю исполнительной власти в Америке большую независимость в проведении политики по освобождению находящихся в заложниках американских граждан. Норт также опирался на элементы обобщенных кодов, чтобы защитить и объяснить не только свои собственные действия, но и действия конгресса. Во-первых, он утверждал, что, хотя используемые им методы и те отношения, в которые он вступил, можно поместить внутрь дискурса подавления, они все же были необходимым средством более эффективного поддержания благих целей. Во-вторых, Норт заявлял, что его собственные мотивы в действительности укладываются в дискурс свободы. Наконец, он предположил, что на самом деле в терминах дискурса подавления можно трактовать политику конгресса, а не политику самой администрации президента. Защищая секретность проводившихся операций и свою ложь конгрессу, Норт отрицал, что им двигали частные побуждения, и обращал внимание слушателей на свои более высокие, всеобщие цели. В весьма патриотических выражениях он утверждал, что секретность и ложь необходимы в мире, которому угрожает антидемократическая советская держава, что, чтобы защитить непорочность американской гражданской жизни, необходимо вступать в контакт с оскверненными группами террористов и что политика, проводившаяся им в Центральной Америке, имела своей благородной целью распространение демократии. «Если бы мы могли [найти] способ окружить ГЛАВА 5 непроницаемой оболочкой эти слушания, которые транслируются в Москве, и рассказывать американскому народу о секретных операциях, не давая доступа к этим сведениям нашим противникам, я не сомневаюсь, что мы бы так и поступили. Но мы не смогли придумать, как это сделать»62. «Вокруг поднимается много шума: "Насколько бездушен должен быть Норт, если он имеет дело с теми самыми людьми, которые убили его товарищей, морских пехотинцев?" Дело в том, что мы пытались сделать так, чтобы в таких странах, как Сальвадор, не погибло еще больше морских пехотинцев»63. «Я усердно работал над политической военной стратегией по восстановлению и поддержанию демократии в Центральной Америке, и в особенности в Сальвадоре. Мы стремились добиться демократического разрешения ситуации в Никарагуа, которое наша администрация продолжает поддерживать, а это включало в себя поддержание жизнеспособности "контрас"»64. Норт утверждал, что, до тех пор, пока контрдемократические методы используются ведомыми демократическими мотивами, рациональными людьми, эти методы законны и безопасны. «Несомненно, бывает время проявлять терпение и благоразумие, и, несомненно, бывает время, когда необходимо пренебречь бюрократической волокитой. Полагаю, наша надежда в том, что можно обнаружить, что есть хорошие и благоразумные люди, которые проявляют рассудительность в своем по- 62 Норт, в: ibid., 9. 63 Норт, в: ibid., 504. 64 Норт, в: ibid., 264. 26 Культурсоциология ГЛАВА 5 нимании закона и в понимании того, что является правильным. И я полагаю, что в нашем случае было так»65. Норт весьма убедительно заявлял, что он и есть как раз такой человек. В общественном обсуждении до начала процесса Норт выводился как контрдемократическая фигура. С одной стороны, рассуждали о том, что он - безвольный зомби, слепо подчиняющийся приказам начальства, а с другой стороны, - о том, что он одиночка с макиавеллевскими планами, проводящий собственную политику, основанную на безраздельной преданности делу. В ходе символического оформления во время слушаний Норт сумел опровергнуть эти характеристики, подчеркнув свой деятельный патриотизм и независимость своей роли в Белом доме и в то же время создав ощущение того, что его положение в команде Белого дома контролируется официально. «Я не тешил себя иллюзиями, что я - президент, или вице-президент, или член кабинета министров, или даже директор Совета национальной безопасности. Я был просто штатным сотрудником, чья способность выполнить дело была испытана. Мои полномочия действовать всегда исходили, как я полагаю, от моего начальства. Военная служба привила мне твердую веру в субординацию. Насколько могу вспомнить, я всегда шел на масштабные действия со специального разрешения, предварительно проинформировав начальство об имеющихся фактах, в том виде, в каком они были мне известны, о рисках и возможных благоприятных последствиях. Я охотно признаю, что на меня рассчитывали, как на человека, ко-65 Норт, в: ibid., 5W. ГЛАВА 5 торый выполняет порученное ему дело.... Бывали случаи, когда мои начальники, столкнувшись с необходимостью достичь цели или выполнить трудную задачу, просто говорили мне: "Разберись с этим, Олли", или "Займись этим"».66 Хотя Норт был «патриотом», который полагал, что его поступки и мотивы основаны на дискурсе свободы, он не считал, что действия некоторых других американцев можно понимать таким же образом. Так, он настаивал на том, что был вынужден решиться на то, что сделал, из-за слабого и неуверенного конгресса, который сначала решил поддержать «контрас», а потом отказался от их поддержки; Норт охарактеризовал такие действия конгресса как своевольные и иррациональные, как предательство людей, сражающихся за свободу и против подавления в Центральной Америке. «Я заявляю вам, что именно конгресс должен принять на себя хотя бы часть вины по вопросу борцов за свободу в Никарагуа. Совершенно ясно, что конгресс виноват, потому что проводил изменчивую, нерешительную, непредсказуемую, говорящую то "да", то "нет" политику в отношении демократических сил сопротивления в Никарагуа -так называемых "контрас". Я считаю, что вопрос о поддержке борцов за свободу в Никарагуа нельзя рассматривать так же, как вопрос о принятии бюджета.... [Эти] люди - живые, дышащие молодые мужчины и женщины, которым пришлось отчаянно бороться за свободу в условиях нерегулярной и беспорядочной поддержки со стороны Соединенных Штатов Америки»67. в6 Норт, в: ibid., 262-263. 67 Норт, в: ibid., 266. ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 Норт полагал, что конгресс соотносится с дискурсом подавления не только в том, как он относится к «контрас», но и в том, как проводится расследование дела его и его соратников. Заявляя о том, что его слушание не будет справедливым, Норт привлекал внимание к тому, что он считал своевольным применением власти конгрессом, и к лицемерию, с которым конгресс делает исполнительную власть козлом отпущения за свою собственную безрассудную политику. Подполковник совершенно не отказывал конгрессу в доверии, это сами члены комитета конгресса по расследованию относились к нему как к врагу, провозгласили его виновным и объявили, что не поверят показаниям Норта еще до того, как он заговорил. Действия комитета конгресса создавали угрозу осквернения универсальных, вечных правил «игры» в Америке. «Вы препарируете эти показания, чтобы найти несоответствия и объявить одних правдивыми, а других лжецами. Вы выносите постановления о том, что правильно, а что нет. Вы предъявляете народу показания, которые, как вы считаете, помогут вам достичь ваших целей, а остальными пренебрегаете. Это напоминает бейсбольную игру, где вы - и игрок, и судья»68. «Конгресс Соединенных Штатов Америки оставил солдат на поле битвы без поддержки, беззащитными перед врагами-коммунистами. Когда исполнительная власть сделала все возможное в рамках закона, чтобы эти солдаты не были уничтожены наместниками московского режима в Гаване и Манагуа, вы затеяли это расследование, чтобы 68 Норт, ibid., 264. возложить вину за проблему на исполнительную власть. Мне это совершенно непонятно»69. «В результате слухов, предположений и очерняющих меня намеков меня обвинили почти во всех вообразимых преступлениях - дикие слухи ходят в изобилии»70. Ранее в данной главе было показано, что в основе обсуждений, в ходе которых оцениваются президенты США и внутренние угрозы американскому гражданскому обществу, лежат дискурсы свободы и подавления. В настоящей заключительной части мы показываем, что данные символические структуры также составляют фундамент типизации, которой занимаются акторы в процессе оценки иностранных граждан и внешних угроз. На протяжении «холодной войны» в общественном дискурсе Советский Союз и его вожди репрезентировались как образец кода подавления. Советский Союз виделся как полное секретности государство, которым управляет невообразимая олигархия, состоящая из членов партии, занятая постоянными неблаговидными интригами и заговорами с целью усиления собственной власти как в Советском Союзе, так и за его пределами. Такой образ безоговорочно приписывали стране вплоть до смерти Константина Черненко и вступления Михаила Горбачева в должность генерального секретаря в 1985 году. Вскоре после прихода Горба- " HopT,B:ibid., 266. 70 HopT.ibid., 267. ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 чева к власти многие американцы стали заявлять, что и самого генерального секретаря, и переродившийся Советский Союз можно понимать в терминах дискурса свободы, а не подавления. Такая типизация постепенно набирала силу, пока даже ярые антикоммунисты, такие как Рональд Рейган и Джордж Буш, не пришли к убеждению, что Горбачев заслуживает американской поддержки, что он благонадежный человек, с которым можно вести переговоры. Отчасти причина данного превращения заключалась в том, что воспринималось как личные особенности Горбачева. В отличие от угрюмых, неприглядных и часто нездоровых кремлевских аппаратчиков, таких как Черненко, Брежнев и Громыко (которого средства массовой информации называли «Мрачный Гром» (Grim Grom), a президент Рейган - «Господином Нет»), Горбачев выглядел общительным, честным, обаятельным, молодым и здоровым. Буш, например, заявлял, что на него произвела впечатление искренность Горбачева, и американский президент описал советского лидера в терминах дискурса свободы. «Я спросил его, не нуждается ли он в снотворном. И он ответил: "Я как раз об этом подумываю". Знаете, - добавил Буш, - я не могу себе представить, чтобы кто-либо из его предшественников проявил такую откровенность в этом отношении» (Los Angeles Times, December 12, 1987: п.р.). Джесси Джексон отмечал реалистичные взгляды и рациональное поведение Горбачева, чтобы избежать заразы сравнения с Никитой Хрущевым, которому не хватало самообладания. «Он не станет стучать ботинком по столу, как Хрущев.... [Он] очень хорошо подготовлен и в образовательном, и в практическом отношении» (Los Angeles Times, December 12, 1987: n.p.). Однако усилия Горбачева по изменению внутренней и внешней политики Советского Союза были еще важнее, чем движущие им мотивы. Считалось, что принятые внутри страны реформаторские меры, гласность и перестройка, означают полный разрыв со старой структурой советских институтов и отношений, и эти сдвиги соответствовали новому восприятию стоящих за Советским Союзом мотивов. Все больше людей полагало, что новые политические меры создают возможность открытого общества, где цензуру заменит свободное обсуждение, где децентрализация приведет к развитию рационального и неиерархического общества. Например, меры внешней политики Горбачева в отношении контроля над вооружением рассматривались как опровержение традиционного образа Советского Союза в качестве агрессора, одержимого мировым господством. Защитники нового дискурсивного статуса Горбачева заявляли, что его выступления носят не просто риторический характер. Они указывали на реальные доказательства отличия России при Горбачеве от тоталитарной России и утверждали, что генеральный секретарь участвует в праведной борьбе за переход от подавления к свободе, от фанатизма и идеологии к доверию и реализму. Такие сдвиги не только позволят восстановить возможность критики, но также вернут гражданский гуманизм. «Горбачев пошел намного дальше, чем ожидалось, в борьбе за гласность, или открытость. Это проявилось не только в некоторой децентрализа- ГЛАВА 5 ции экономического управления, но и в возвращении А.Д. Сахарова из внутренней ссылки и в выдаче разрешения на эмиграцию некоторым диссидентам. В прессе изменения особенно заметны. Впервые с момента прихода к власти Иосифа Сталина в газетах можно встретиться с существенной критикой и общественными спорами»71. «Идеология Советского Союза смягчается от идеологии мировой борьбы до взглядов прагматического гуманизма. Сталинская паранойя сменилась впечатляющим призывом к обоюдному доверию на фоне ряда по большей части односторонних уступок, включающих вывод войск из Афганистана и обещание демобилизовать полмиллиона военнослужащих»72. Говоря о тех, кто не разделял данного способа типизации Горбачева, его сторонники в Америке прибегали к дискурсу подавления. Например, один из них отзывается о хулителях Горбачева как о влиятельных, преследующих собственные интересы элитах, таких как «военно-промышленный комплекс, легионы профессиональных бойцов "холодной войны", те, кто сам себя называет интеллектуалами национальной безопасности, определенные еврейские организации и еще множество групп узких интересов». Он утверждает, что, хотя эти группировки не в состоянии принять реалистичную трактовку ситуации, потому что это нанесло бы ущерб их предвзятым интересам, в целом американскую оппозицию Горбачеву можно считать иррациональной патологией сродни тому, что психоаналитики называют «проекцией». 71 Фред Уорнер Нил, Los Angeles Times, February 12, 1987: п. р. 72 Ричард Барнет, Los Angeles Times, December 19, 1987: n. p. ГЛАВА 5 «Любое общепризнанное улучшение в советской системе угрожает их политическому, экономическому и идеологическому благополучию. Для многих из них необходимость вечно вести "холодную войну" против Советского Союза имеет теологические, а не аналитические обоснования.... У Америки, по-видимому, выработалась глубокая психологическая потребность в наличии неизменно отвратительного Советского Союза, чтобы преуменьшать или маскировать собственные несовершенства»73. Несмотря на растущую силу и влиятельность типизации в благоприятном для Горбачева свете на протяжении 1987 года, многие все еще полагали, что его нужно считать контрдемократической личностью и относиться к нему соответствующим образом. Нападки тех, кто придерживался такого мнения, на то, что все в большей степени превращалось в преобладающую типизацию Горбачева, приняли несколько форм. Противники генерального секретаря утверждали, что между Россией при Горбачеве и более ранними советскими режимами существует прочная преемственность. Они отмечали продолжающуюся скрытность и подавление и заявляли на этом основании, что Америке следует продолжать относиться к Советскому Союзу скептически, как это и подобает, когда имеешь дело с контрдемократической державой. Они трактовали мышление Горбачева как традиционную, фанатичную и безнравственную марксистско-ленинскую догму, коварно спрятанную под хитрой и вероломной личиной. «Если Советский Союз не доверяет даже соб-73 Стивен Коэн, Los Angeles Times, June 7, 1987: п. р. ГЛАВА 5 ственным гражданам, не позволяя им свободно выезжать в другие страны, или читать изданное за рубежом, или быть в курсе того, сколько их правительство тратит на оружие, или озвучивать свое скептическое отношение к линии партии и официальной политике, то как советские лидеры могут ожидать от прочих народов, включая американцев, что те станут доверять Советскому Союзу?»74 «Горбачев, написавший "Перестройку и новое мышление для нашей страны и для всего мира", есть классический ленинист - гибкий приспособленец, умело достигающий власти и использующий ее, полностью приверженный идее "революции", социализма, государства с однопартийной системой, и совершенно не обеспокоенный огромными человеческими затратами прежней советской политики»75. Расхождение между видимостью и сущностью стало неотъемлемым лейтмотивом самых разных комментариев. Подчеркивалось умение Горбачева общаться с публикой. Его осуждали как простого «мастера пропаганды», преступного плута, цинично манипулирующего средствами массовой информации, чтобы подорвать демократию и распространить свою собственную таинственную власть на американскую общественность. Так, утверждалось, что, как и все предыдущие вожди, «на самом деле» Горбачев продвигает непрозрачную, контрдемократическую программу. «Режим Горбачева, больше ориентированный на светскость и средства массовой информации, с большей искусностью использует конкуренцию 74 Роберт Кайзер, Washington Post, December 14, 1987: п. p. 75 Джин Киркпатрик, Washington Post, December 14, 1987: п. р. ГЛАВА 5 между каналами. Чтобы завоевать зрителя, каналы оказываются вынуждены смягчить свое освещение событий. Если такому неявному давлению не сопротивляться, Советский Союз будет успешно манипулировать американским телевидением, а значит, и американским народом.... Масштабная цель Горбачева заключается в том, чтобы повлиять на мнение американцев таким образом, чтобы тому, кто придет на место Рейгана, было сложнее навязывать Советскому Союзу неприятные решения. Смотреть на Горбачева за его работой будет увлекательно. Он весьма искусен. Так что смотрите во все глаза - но не забывайте придерживать рукой кошелек»76. Помимо приписывания Горбачеву низких мотивов, его противники пытались очернить тех, кто утверждал, что генеральный секретарь обладает демократическим стилем мышления. Они отплачивали его сторонникам той же монетой, настаивая на том, что вера в Горбачева может происходить только из личного тщеславия или ущербного и основанного на эмоциях мышления. Таким образом, тех, кто доверяет Горбачеву, можно рассматривать в терминах дискурса подавления. «Весьма трудно с доверием отнестись к несколько мистическому ощущению Рейгана, что с приходом Горбачева наступила новая эра. На самом деле его внутреннюю перемену можно объяснить лишь другим, менее рациональным, образом.... Одно из возможных объяснений может состоять в том воздействии, которое восемь лет на вершине власти оказали на ум пожилого и не столь уж блестяще образованного человека. Имеется довольно много 76 Дэвид Броудер, Washington Post, December 12, 1987: п. p. ГЛАВА 5 доказательств тому, что на закате президентского срока эго Рейгана, ищущего себе место в истории, заговорило в нем громче»77. «Горбачев ответил на тоску Запада по некой автоматической панацее, которая обещает снять напряжение»78. Выводы В настоящей главе было сделано предположение о том, что культуру гражданского общества следует воспринимать как систему символических кодов, определяющих добро и зло. Понятийное осмысление культуры подобным образом предоставляет ей каузальную автономию - в силу ее внутренней семиотической логики - и создает возможность обобщения на основе конкретных локальностей и исторических контекстов, а также обобщения между ними. Тем не менее наш тезис в то же время позволяет включить в аналитическую схему действия отдельных людей и социально-структурные факторы. Как мы заявляем, коды влияют на действия в двух отношениях. Во-первых, они интериоризируются и, следовательно, обеспечивают основания мощного морального императива. Во-вторых, они составляют доступные общественности ресурсы, на основе которых типизируются и делаются подотчетными нравственной оценке действия отдельных людей. Признавая важность феноменологических процессов в структурировании символических воздействий 77 Дэниэл Пайпс и Адам Гарфинкл, Los Angeles Times, June 3, 1988: п. р. 78 Генри Киссинджер, Los Angeles Times, December 18, 1988: n. p. ГЛАВА 5 (channeling symbolical inputs), наша модель показывает, что именно эти контингентные процессы позволяют кодам обретать смысл для определенных акторов и их интересов в определенных ситуациях. Помимо данного утверждения в отношении действия, наша модель также учитывает и социальную структуру. В теоретическом отношении мы заявляем, что относительно автономные культурные коды уточняются по отношению к подсистемам и институтам. Как мы полагаем, их содержание отражает и преломляет эмпирические измерения, в которых укоренены институты. По сути, наши исследования выдвигают серьезные эмпирические догадки в части отношений между культурой и социальной структурой и, в частности, отношений между гражданским обществом и государством в американском обществе. Они показывают, что на уровне социальной структуры конфликты не обязательно сопровождаются наличием различных ценностей или различных «идеологий» на уровне идей. Наоборот, во всяком случае, в контексте Америки, противоборствующие стороны внутри гражданского общества пользуются одними и теми же символическими кодами, чтобы сформулировать свою особую трактовку и продвигать свои соперничающие тезисы. Сама структурированность этой гражданской культуры и впечатляющий масштаб и размах ее действий помогают подчеркнуть парадоксальный факт: различия во мнениях между соревнующимися группами нельзя объяснить просто как автоматический результат разницы субкультур и наборов ценностей. Во многих случаях, особенно ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 в тех, что являются реакцией на новые исторические условия, различные культурные трактовки, напротив, являют собой свойство, возникающее в результате индивидуальных и групповых типизации от кода к событию. Это не значит, что мы выдвигаем резко индивидуалистическую теорию; скорее мы призываем к большему осознанию взаимодействия и связи между культурными и социальными структурами с одной стороны и акторами, группами и движениями, которым всегда приходится импровизировать, изобретая трактовки в «еще один первый раз», с другой стороны. Поскольку утвердить свое достоинство можно, лишь связав себя с дискурсом свободы или деятельно противоборствуя дискурсу подавления, политическая легитимность и политическое действие в «реальном мире» решительно зависят от процессов, в ходе которых произвольные события и люди размещаются по отношению к «воображаемому» миру. В свете этих отношений между культурой, структурой и типизацией можно признать роль политических тактик и стратегий, не впадая в ин-струменталистские редукции «институционализ-ма» с одной стороны или в рассуждения в терминах размытых понятий, таких как «структурирование» или «габитус», с другой. Хотя в данной главе наши исследования были взяты из тех сфер жизни, которые в узком смысле можно считать политическими, мы уверены, что обнаруженные нами дискурсы и процессы обеспечивают полезные открытия и в других областях, где имеют значение вопросы гражданства, включенности и исключенности внутри гражданского общества. Например, женщины и афроамерикан- цы долгое время не имели возможности получить полноценное гражданство (и в некоторой степени так оно и осталось) отчасти из-за отрицательного кодирования. В этих случаях, чтобы установить предполагаемую интеллектуальную ущербность, использовался дискурс, связанный с мотивами. Эту ущербность объясняли то естественной эмоциональностью и непостоянным характером, то отсутствием образования, необходимого для того, чтобы стать сведущим и ответственным членом гражданского общества79. Сходным образом, шизофреников и душевнобольных, которые являют собой еще один пример, долгое время вытесняли на периферию общества на основе таких якобы имевшихся у них качеств, как отсутствие самоконтроля, недостаточная нравственная чуткость, неспособность действовать самостоятельно и отсутствие реалистичного и достоверного взгляда на мир. С начала шестидесятых годов сторонники этой группы утверждают, что это ошибочное представление (Laing, 1967). Они считают, что душевнобольные обладают уникальным пониманием истинного положения дел в обществе. В целом в этих выступлениях используется дискурс, связанный с институтами и отношениями, с целью осуществления нападок на профессию психиатра и на используемые в психиатрии методы. В качестве последнего примера приведем следующий: в Соединенных Штатах Америки на протяжении пятидесятых годов преследованию и вытеснению «коммунистов» придавался законный статус по- 79 См. Jane Lewis, ed., Before the Vote Was Won: Arguments for and against Women's Suffrage (1987); George Frederickson, The Black Image in the White Mind (1971). См. также примечание 2. ГЛАВА 5 средством дискурса, опиравшегося на контрдемократические коды отношений и институтов. В рассмотренных нами случаях проявилась поразительная устойчивость и непрерывность единой культурной структуры на протяжении времени, структуры, способной дискурсивно воспроизводиться в различных весьма произвольных контекстах. На основании данного открытия можно, как кажется, с большой долей вероятности предположить, что эту культурную структуру нужно считать необходимой причиной во всех политических событиях, которые анализируются американским гражданским обществом. Тем не менее широкий охват нашего исследования предполагает наличие специфических недостатков, ведь только при более тщательном изучении частных случаев можно было бы детально описать сдвиги в типизации, которые позволяют культуре действовать не только как обобщенному фактору, но и как действенной причине. И, однако же, даже если бы мы смогли доказать, что дело обстоит именно так, мы не хотели бы утверждать, что культурные силы являются единственной достаточной причиной сами по себе. Мы лишь заявляем, что, чтобы понять американскую политику, нужно понять культуру гражданского общества Америки и что лучший способ понять эту политическую культуру заключается в понимании ее символических кодов.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |