КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискурс американского гражданского общества
22- ГЛАВА 4 настаивать на такой точке зрения. «Трансгрессия не имеет ничего общего с первичной свободой животной жизни. Она открывает дверь в то, что лежит за пределом привычно обозримых границ, но при этом и поддерживает эти границы. Трансгрессия дополняет профанный [то есть обыденный] мир, расширяя его границы, но не разрушая его» (Bataille, 1986 [1957]: 67). Международная Амнистия, получившая Нобелевскую премию мира, является одной из самых эффективных неправительственных демократических организаций, которая выявляет пытки и другие отвратительные практики авторитарных и даже демократических правительств и мобилизует на противостояние им. Тем уместнее поэтому будет заметить, что в центре внутреннего и внешнего дискурса этой организации, этого эталона «благодетеля», обнаруживается доходящее до одержимости беспокойство о том, чтобы определить, исследовать и представить в наглядном виде зло, и успешность таких попыток позволяет членам организации и людям со стороны подвергнуться искупительному переживанию эмоционального и физического воздействия зла36. На логотипе организации добро и зло тесно переплетены. В центре находится свеча, символизирующая горячее внимание, терпение и сакральный статус преданности Амнистии жизни. Вокруг свечи обвивается колючая проволока, указывающая на концентрационные лагеря и пытки. Эта бинарная 36 Здесь я опираюсь на «Язык прав человека в Международной Амнистии» ("Human Rights Language in Amnesty International" (n.d.)), раздел 4, 24-5. Я не могу определить автора этой весьма интересной рукописи, которая, насколько мне известно, пока еще не опубликована. ГЛАВА 4 структура повторяется во всех тех убедительных документах, которые Амнистия доводит до сведения общественности, а также в выступлениях самих активистов организации. Темы выступлений вращаются вокруг нарративов, изображающих, часто в очень наглядных и мрачных подробностях, ужасные вещи, которые совершаются над невинными людьми, и, в тоне выходящего за пределы всякого понимания священного трепета, героизм заключенных, способных пережить невыносимое страдание и остаться в жизни и на краю смерти неравнодушным, исполненным достоинства человеческим существом. Внимание Амнистии к проблеме зла, к конструированию всеподавляющей силы и наглядного описания ее действий, тем самым вносит свой вклад в поддержание идеалов моральной справедливости и сакрализации человеческого духа, не только в мыслях, но и на практике. Именно для того, чтобы объяснить и прояснить такой парадокс, и необходимо возникновение куль-турсоциологии зла. (совместно с Филиппом Смитом) Гражданское общество состоит из акторов, отношений между акторами и институтов. В самом сердце культуры американского гражданского общества находится набор бинарных кодов, в рамках которых обсуждаются данные три измерения социально-структурной реальности и которые обеспечивают упорядоченную и согласованную взаимосвязь между ними. В Соединенных Штатах Америки существует «демократический код», который создает дискурс свободы. Он определяет характеристики акторов, социальных отношений и институтов, которые подобают обществу, функционирующему демократическим образом. Его противоположностью является «контрдемократический код», который определяет те же параметры для авторитарного общества. Наличие двух столь различных кодов не случайно: те элементы, что создают дискурс свободы, могут означать демократию только за счет наличия противоположных им «партнеров» в сопровождающем дискурс свободы дискурсе подавления (discourse of repression). В процессе реконструкции «дискурса гражданского общества» мы опираемся на исторические понятия о цивилизации и цивилизованности (civility) (см., например, Elias, 1978; Freud, 1961 [1930], Shils, 1975; Walzer, 1970), а также на традицию либеральной политической теории, в которой де- ГЛАВА 5 мократия определяется через различение государства и независимого, регулируемого законом гражданского порядка (например, Cohen & Arato, 1992; Keane, 1988a, b). У гражданского общества имеются свои собственные институты - парламенты, суды, добровольные объединения и средства массовой информации, - через которые осуществляется этическое регулирование. Эти институты представляют собой общественный форум, где определяются кризисы и решаются проблемы. Их решения не только подлежат обязательному исполнению, но и служат примером в дальнейшем. В нашем рассмотрении, однако же, главнейшим является тот факт, что институты гражданского общества и их решения опосредованы уникальным набором культурных кодов1. Эти коды весьма сходны в различных национальных обществах; наличие культурной структуры, регулирующей гражданскую жизнь похожим образом, необходимо не только из-за общего давления культурной истории Запада, но и из-за самих структур гражданского общества и его способности взаимопроникать в другие обществен- 1 Для ознакомления с первоначальной формулировкой данного утверждения см. Alexander (1992). Наше заявление о том, что подсистемы внутри социальной структуры обладают бинарными кодами, окажется знакомо читателям Никласа Лу-мана (например, 1989: 36-50). В понимании Лумана бинарные коды суть функциональная необходимость, объяснимая в терминах потребности четко разделенных подсистем обрабатывать информацию о своем окружении. Данная теоретическая позиция, как кажется, ведет к избыточной определенности (overdetermination) содержания кодов социальной структурой. В нашей теории главное место в трактовке сущности кодов занимает вопрос смысла. Мы полагаем, что коды создают сложный дискурс для любой отдельно взятой подсистемы, потому что они состоят из длинных цепочек понятий, а не из единственной бинарной пары. Более того, так как наши коды нагружены символикой сакрального и профанного, они предлагают ответ на специфически культурные проблемы интерпретации, а также на системные проблемы направления потоков коммуникации, информации и выводов. ГЛАВА 5 ные сферы. Однако такая однородность основных структур не мешает существованию существенных и важных различий на уровне отдельных стран. Каждое гражданское общество развивается исторически уникальным образом. Термины Burgerliche Gesellschaft, societe и «общество» обозначают различные варианты связей между государством, экономикой, культурой и сообществом в различных национальных гражданских обществах, и точно так же можно считать, что они обозначают различия в рамках разделяемых в общих чертах культурных тем (например, Brubaker, 1992). В данной главе мы сосредоточиваемся на дискурсе гражданского общества в том виде, как он сформулирован в американском обществе. Мы останавливаем внимание на Америке по двум причинам. Во-первых, подробное, плотное описание обычно является самым убедительным в культурсоциологии; необходимо преодолеть склонность (весьма сильную в сравнительных исследованиях) к интерпретации, которая создает самую общую картину широкими мазками кисти. Во-вторых, принято считать, что Америка ближе всех подошла к демократическому национальному государству. Если где-либо и можно надеяться обнаружить дискурс гражданского общества в наиболее чистом виде, то именно здесь. В дискурсе американского гражданского общества демократический и контрдемократический коды обеспечивают коренным образом отличающиеся друг от друга модели акторов и их мотиваций. Люди с демократическим мышлением символически конструируются как рациональные, разумные, спокойные и реалистичные в том, что касается принятия решений; полагают, что их ГЛАВА 5 мотивы определяются совестью и честностью. Подавляющий (repressive) код, наоборот, утверждает, что люди с антидемократическим мышлением мотивированы патологической алчностью и преследованием собственных интересов. Такие люди считаются неспособными рационально принимать решения, про них думают, что они выказывают склонность к истерическому поведению в силу своей легковозбудимости, из чего часто возникают нереалистичные планы. Если демократическую личность характеризуют действие и автономия, то контрдемократическая личность рассматривается как обладающая свободой воли лишь в малой степени, и если эта личность не вождь, то она - пассивная фигура, следующая приказам других2. Данный дискурс, связанный с акторами и их мотивами, сопровождается другим дискурсом, направленным на социальные отношения, которые, как предполагается, следуют из этих двух типов личных потребностей. Качества демократической личности конструируются как качества, позволяющие наладить открытые, основанные на доверии и откровенные отношения. Эти качества поощряют критические и рефлексивные, а не основанные на почтении связи между людьми. Контрдемократические лич- 2 Читатели, знакомые с культурно-ориентированными тендерными исследованиями, узнают многие из этих бинарных кодировок, а также применение отрицательного дискурса по отношению к женщинам - особенно на протяжении девятнадцатого столетия - как способа закрепить их недопущение в сообщество и подчиненное положение. Тем не менее мы не видим в этих дискурсах ничего изначально присущего определенному полу, поскольку они также применялись для того, чтобы оттеснить на периферию группы, в которых половая принадлежность не имеет значения. Словом, те же самые глубинные коды используются как основание для дискриминации по признаку принадлежности к определенной расе, географической местности, классу, религии и возрастной категории. ГЛАВА 5 ности, наоборот, ассоциируются с секретными, заговорщическими отношениями, где обман и макиавеллевские расчеты играют ключевую роль. Однако иррациональная и сильно зависимая сущность таких личностей означает, что они все же склонны проявлять почтительность к тем, кто обладает властью. Если принять во внимание дискурсивную природу мотивов и гражданских отношений, то неудивительно, что подразумеваемые здесь сходства и различия распространяются на социальные, политические и экономические институты. Там, где члены сообщества иррациональны в своей мотивации и недоверчивы в социальных отношениях, они «естественным образом» создают управляемые произволом, а не действующие по правилам институты, которые применяют грубую силу, а не закон, и отдают иерархии предпочтение над равенством. Такие институты склонны быть исключающими, а не включающими, и продвигать личную преданность в обход безличных и договорных обязательств. Они склонны отдавать предпочтение интересам малых группировок (factions), а не потребностям общества в целом. Таблица 5.1 Дискурсивная структура акторов ГЛАВА 5 Таблица 5.2 Дискурсивная структура социальных отношений В гражданских дискурсах, связанных с мотивами, отношениями и институтами, элементы тесно связаны. «Здравый смысл», как кажется, подсказывает, что определенные виды мотиваций связаны с определенными видами институтов и отношений. В конце концов, трудно вообразить себе диктатора, который доверяет своим фаворитам, открыт и честен и строго следует закону в попытках обеспечить равенство всем своим подданным. Итак, знаковые логики кодов ассоциируют и связывают отдельные элементы с каждой стороны конкретного кода с другими элементами с той же стороны дискурса в целом. Например, «управляемый постановлениями» считается соответственным «правдивому» и «открытому», терминам, которые определяют социальные отношения, а также «разумному» и «автономному», элементам символического кода, которые формулируют демократические мотивы. Сходным образом любой элемент из любого набора с одной стороны противопоставлен любому элементу из любого набора с другой стороны. Так, иерархия считается враждебной «критическому» и «открытому», а также «активному» и «самоконтролируемому». ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 Таблица 5.3 Дискурсивная структура социальных институтов Формальная логика сходства и противоположности, посредством которой создается смысл и которую мы только что описали, есть гарант автономии культурных кодов, несмотря на то, что эти коды ассоциируются с определенной социально-структурной сферой. Однако, несмотря на работающие в кодах принципы формальных грамматик, превращающие произвольные отношения3 между элементами в набор отношений, характеризующихся тем, что Клод Леви-Строс (1967) обозна- 8 Разумеется, предлагаемые нами коды не произвольны постольку, поскольку каждый элемент кода и его партнер могут быть описаны с позиции философии логики как взаимоисключающие противоположные качества. Однако коды произвольны в двух других отношениях. Во-первых, сложные семантические коды вплетают эти бинарные пары в более масштабные структуры совершенно условным образом - код есть результат культурного «бриколажа» (cultural bricolage) (см. Levi-Strauss, 1967). Американское гражданское общество затем распределяет свойства по сакральному и профанному типам кодирования на основе, отличающейся от коммунитарных или фашистских гражданских обществ, но столь же необходимой. Во-вторых, связь между элементом кода и выходящей за пределы символов реальностью социального мира полностью зависит от случайных процессов ассоциации и интерпретации, которые осуществляются социальными акторами. Следовательно, отношение указывания между кодами как «знаками» и миром «вещей» столь же условно, сколь и связь между «звуковым образом» и «понятием» Фердинанда де Соссюра. чил как «апостериорная необходимость», было бы ошибкой воспринимать дискурс гражданского общества просто как отвлеченную когнитивную систему псевдоматематических отношений. Как раз наоборот: коды обладают оценочным измерением, которое позволяет им играть ключевую роль в определении политических последствий. В американском гражданском обществе демократический код обладает сакральным статусом, в то время как контрдемократический код считается профан-ным. Элементы контрдемократического кода носят опасный и оскверняющий характер, они, как считается, угрожают сакральному центру (Shils, 1975) гражданского общества, который отождествляется с демократическим кодом. Чтобы защитить центр и сакральный дискурс, воплощающий его символические устремления, отдельные люди, институты и объекты, отождествляющиеся с про-фанным, должны быть изолированы и оттеснены к периферии гражданского общества, а иногда даже уничтожены. Именно благодаря данному оценочному измерению коды гражданского общества играют главную роль в определении исходов политических процессов. Акторы одержимы упорядочиванием эмпирической реальности и (в процессе типизации от кода к событию) приписыванием нравственного содержания определенным «фактам». Отдельные люди, группы, институты и сообщества, считающие себя достойными членами национального сообщества, соотносят себя с символическими элементами, которые находятся по сакральную сторону разделительной линии. Их членство в гражданском обществе морально гарантировано тем сходством, ГЛАВА 5 которое они могут обнаружить между своими мотивами и действиями и сакральными элементами семиотической структуры. Действительно, если их призовут к ответу, члены сообщества, которые полагают, что чисты перед гражданским обществом, обязаны сделать все свои действия «объяснимыми» ("accountable") в терминах дискурса свободы. Они также должны обладать достаточной компетенцией, чтобы объяснить и действия тех, кого считают недостойным членства в гражданском обществе, - тех, кого из него исключают, или тех, кого следует исключить, - в терминах альтернативного дискурса подавления. Именно через понятие объяснимости на сцену вновь выходят стратегические аспекты действия, ведь отличные друг от друга объяснения действий акторов, отношений и институтов могут при успешном распространении иметь значительные последствия в плане распределения ресурсов и власти. Со стратегической точки зрения, такая двойная способность обычно приводит к тому, что соперничающие друг с другом акторы стремятся вымазать друг друга дегтем контрдемократического кода, пытаясь при этом прикрыться щитом демократического дискурса. Этот процесс яснее всего виден в судах, где адвокаты пытаются манипулировать мнением присяжных, представляя отличные друг от друга объяснения действий истца и ответчика в терминах дискурсов гражданского общества. Прежде чем обратиться к практическому исследованию данного кода, необходимо прояснить отношение нашей теории к другим трудам об американской гражданской культуре. Такие исследователи, как Роберт Белла (1985) и Сэмюэл Хан- глава 5 тингтон (1981), утверждают, что американская политическая культура характеризуется глубоко противоречивыми идеалами и ценностями. Наш же подход, напротив, исходит из того, что между контрастирующими между собой темами американской культуры существует смысловая соизмеримость. Мы полагаем, что по поводу ключевых символических схем американского гражданского общества существует базовое согласие, а отличные друг от друга компоненты культурной системы взаимно дополняют друг друга. Это утверждение подкрепляет заявления, сделанные ранее такими исследователями, как Луис Харц (1955) и Гун-нар Мюрдаль (1944). Признавая существование в гражданском обществе универсально разделяемой культуры, мы, разумеется, не утверждаем, что в Америке не существует отличных друг от друга традиций и субкультур. Например, традиция коммунитаризма предполагает совершенно другое представление о цивилизованности. Для дискуссий среди историков культуры и специалистов по истории идей также характерно резкое расхождение по поводу сущности главных * идей, лежащих в основе американской политической мысли. Исследователи яростно спорят (например, Bailyn, 1967; Bercovitch, 1978; Pocock, 1975) о сравнительных достоинствах гражданской традиции, заложенной «Государством» Платона, либерализма в духе Джона Локка и протестантской ветви христианства, пытаясь объяснить как идеальные, так и материальные формы американской политической культуры в различные периоды времени. В рамках нашего подхода утверждается, что эти традиции, хотя они в важных отно- ГЛАВА 5 ГЛАВА 5 шениях отличаются друг от друга, все же все покоятся на одной и той же базовой символической схеме. Бернард Бейлин, например, заявляет, что в центре американской идеологии лежал страх перед отрицательными элементами, такими как власть и заговор. В противоположность ему Харц подчеркивает позитивные ценности, такие как индивидуальная автономия и договорные отношения. Прочие в духе республиканской традиции привлекают внимание к более коллективистским элементам этой идеологии, таким как честность, доверие, сотрудничество и эгалитаризм. Мы полагаем, что бинарная организация гражданских кодов Америки позволяет рассматривать данные соперничающие друг с другом трактовки не столько как соперничающие, сколько как взаимно дополняющие. В сущности, мы даже полагаем, что наша модель предлагает не столько альтернативу разнообразным отдельным заявлениям, которые выдвигаются другими исследователями, сколько их повторное истолкование (reunderstanding). В нашем понимании дискурс гражданского общества составляет общую грамматику, на которую опираются привязанные к конкретному историческому периоду традиции, чтобы создать определенные сочетания смыслов, идеологии и убеждений. Иными словами, мы не утверждаем, что все трактовки американского гражданского общества можно свести к единому дискурсу. Скорее мы утверждаем, что данный широкий дискурс предоставляет возможность для разнообразия узких культурных традиций, или риторических тем, которые на протяжении истории были характерны для американских политических споров. Наконец, следует подчеркнуть, что мы не утверждаем, что данная схема обеспечивает единственный уровень, на котором проходят политические и общественные споры. Хотя определяемая нами дискурсивная структура постоянно используется в конструировании культурных трактовок из случайных политических событий, она становится ключевым основанием общественных споров лишь в периоды напряженности, смятений и кризиса. Нейл Смелзер и Толкотт Парсонс (1956) заявляют, что в периоды социальной напряженности коммуникация становится более обобщенной и отвлеченной и отходит от приземленных забот о средствах и целях, характерных для дискурса повседневной жизни. Эти теоретики, работая в среде раннего функционализма, приписывали такое обобщение сочетанию психологического нажима и саморегулирующегося давления, побуждающего разрешить конфликт. Мы применяем более культурно-ориентированный подход, где такие кризисы понимаются как лиминальные, псевдоритуализированные периоды, в которых, кроме того, поставлены на карту основополагающие смыслы (Turner, 1974). Когда мы изучаем конфликты в контексте гражданского дискурса, мы исследуем обобщенные отчеты о событиях в такие лиминальные периоды. Как современные общества или подгруппы (subsets) этих обществ вступают в такие лиминальные периоды напряженной социальной драмы, какие группы или аудитории более влиятельны или сильнее вовлечены в них, как и какими средствами постепенно разрешаются эти кризисы, поляризуют ли они общество или расчищают место для нового согласия - на все эти вопросы нельзя 23 Культурсоциология ГЛАВА 5 ответить с помощью интерпретативного анализа как такового. Тем не менее мы утверждаем, что дискурсивное измерение гражданского конфликта обладает принципиальной важностью. Юрген Хабермас заявляет, что демократические власти должны выдержать проверку тематизацией. Граждане должны быть в состоянии защищать рациональность своих действий, ссылаясь при этом на основополагающие критерии, в соответствии с которыми принимаются их решения. То, что они делают это, используя «произвольные» или условные символические коды, а не рационалистические, направленные на развитие схемы, о которых говорит Хабермас, не умаляет важности процесса и, в сущности, придает ему гораздо больше сложности с точки зрения социальной науки. Так как политический язык неизбежно должен включать в себя структурное и символическое измерение, полностью рациональное ведение политики - к чему стремится Хабермас - становится невозможным. Именно потому, что процессы, порождающие кризис демократической власти, не столь предсказуемо рациональны, как полагают Хабермас и другие исследователи теории демократии, и необходимо изучать коды гражданского общества гораздо более всесторонним и динамичным образом.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |