КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурное конструирование травмы 2 страница
Да, нацизм породил травму в современной истории, но это была лиминальная (liminal) трав- Предпосылка следующего утверждения состоит в том, что «спасение» может продолжать беспокоить социальные массы даже в светскую эпоху. Я выдвинул это теоретическое утверждение в связи с пересмотром тезиса о рутинизации в социологии религии Макса Вебера и применил эту точку зрения в ряде других эмпирических исследований светских культур. ГЛАВА 2 ма, представляющая «время вне времени», в том смысле, который вкладывал в это понятие Виктор Тернер29. Эта травма была мрачной и пугающей, но в то же время она носила аномальный и, по крайней мере в принципе, временный характер. В таком виде от нее можно было избавиться (что и произошло) с помощью справедливой войны и мудрого, прощающего мира30. Огромные человеческие жертвы, необходимые войне, измерялись и оценивались в терминах прогрессивного нарратива и обещанного им спасения. Пролитая на войне кровь освящала будущий мир и перечеркивала прошлое. Принесение в жертву миллионов людей можно было искупить, их священные души могли достичь социального спасения не за счет размазывания слезливых подробностей их смерти, но путем уничтожения нацизма, силы, которая вызвала эту смерть, и путем планирования будущего, где будет создан мир, в котором больше никогда не может быть нацизма. Оформление открытий о массовом истреблении евреев Хотя медленные и задерживающиеся, но со временем совершенно определенные разоблаче- 29 См. незаместимый анализ «лиминальности» ("liminality") Тернера - в развитии концепции ритуального процесса Арнольда Ван Геннепа (The Ritual Process (Turner, 1969)) и в его позднейших трудах. *° Что касается последующего мирного договора, который обеспечил бы возможности для прогресса, то здесь, конечно же, имела место отсылка к злополучному Версальскому мирному договору 1919 года, относительно которого в период между двух войн принято было считать, что он помешал прогрессивному нарра-тиву, мотивировавшему сторону союзников в Первой мировой войне. Президент Вудро Вильсон представил прогрессивный нарратив этой предыдущей войны, пообещав, что теперешняя «война, которая положит конец всем войнам», «превратит мир в место, где демократия будет в безопасности». ГЛАВА 2 ния касательно планов нацистов переместить и, вполне возможно, уничтожить всех евреев Европы поначалу воспринимались с удивлением и всегда осознавались с содроганием, в действительности они подкрепили процесс категоризации зла, который уже шел: процесс кодирования нацизма, придания ему смыслового веса и превращения его в нарратив в качестве бесчеловечной, абсолютно злой силы. То, что жертвы-евреи переживали как исключительную травму, аудитория всех прочих людей переживала как своего рода безоговорочное подтверждение31. Таким образом, и по этой причине, демократическая аудитория, которой были адресованы рассказы о массовом истреблении, скорее отстранялась от жертв травмы, чем соотносила себя с ними. В некоем извращенном смысле результатом разоблачений стала нормализация ненормального. 31 Мне следует добавить, что это были жертвы еврейского и нееврейского происхождения, потому что жертвами массового истребления нацистами помимо евреев были миллионы людей - поляки, цыгане, гомосексуалисты, люди с ограниченными физическими или психическими возможностями и все виды политических противников нацизма. (Более подробное обсуждение этой темы приводится ниже.) То обстоятельство, что практически все жертвы нееврейского происхождения были отсеяны из формирующейся коллективной репрезентации Холокоста, подчеркивает «произвольный» характер репрезентации травмы. Под словом «произвольный» я имею в виду ссылку на основополагающее утверждение Соссюра в «Курсе общей лингвистики» о том, что связь между означающим и означаемым не основана на некоем отношении внутренне верного или точного представления. Определение означающего - того, что мы обычно имеем в виду под символом или репрезентацией, - происходит не из его фактического или «реального» социального объекта как такового, а из его положения в системе других означающих, которая в свою очередь упорядочивается уже существующей более широкой знаковой системой, или языком. Речь идет, по сути, о том же понимании произвольности, каким пользуется Людвиг Витгенштейн на первых страницах «Философских исследований», в своем опровержении теории языка Августина. Понятие произвольности, разумеется, не означает, что на репрезентацию не влияют внекультурные факторы, что показывает сосредоточенное на историческом контексте обсуждение в настоящей главе. ГЛАВА 2 Фактическое существование планов нацистов по «Окончательному решению» еврейского вопроса, а также многочисленные документальные свидетельства продолжающейся деятельности по уничтожению евреев были официально зафиксированы к июню 1942 года (Dawidowicz, 1982; Laqueur, 1980; Norich, 1998-99). В июле того же года более двадцати тысяч людей вышли на Мэдисон Сквер Гарден выразить несогласие с войной нацистов против евреев. Хотя президент Франклин Рузвельт лично не участвовал в этом, он прислал специальное сообщение о том, что «эти преступления», как он их называл, будут искуплены «итоговым призванием к ответу», который последует за победой союзников над нацизмом. В марте 1943 года Американский еврейский конгресс объявил, что жестоко убиты уже два миллиона евреев и еще больше миллионов числятся в списках смертников. Подробные описания «истребления», предоставленные конгрессом, широко освещались в американской прессе32. К марту 1944 года, когда 32 В феврале 1943 года популярный журнал с большой читательской аудиторией «Америкэн Меркьюри» опубликовал пространную статью Бена Хехта под названием «Истребление евреев» ("The Extermination of the Jews" (February 1943: 194-203)), где с достоверными подробностями описывались события уже произошедшие и те, которые должны были случиться в будущем. В «Тайм» также появилось следующее сообщение: «В отчете, основанном на немецких передачах и газетах, заявлениях нацистов, перехваченных донесениях и историях выживших узников, которые добрались до свободного мира, [Всемирный еврейский] конгресс рассказал о том, что происходило в Польше, этой бойне европейских евреев. К концу 1942 года, сообщил конгресс, были жестоко убиты 2 000 000 людей. Vernichtungskolonnen (истребительные команды) сбивали их в кучи и расстреливали из пулеметов, травили смертоносным газом, убивали высоковольтным электричеством и морили голодом. Почти всех их перед смертью раздели догола: их одежда была нужна нацистам» ("Total Murder," March 8, 1943: 29). Два месяца спустя «Ньюсуик» сообщил об уничтожении нацистами варшавского гетто: «Когда люди из гестапо и элитных гвардейских частей закончили свою работу, Варшава, бывшая прежде 9 Культурсоциология ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 немцы оккупировали Венгрию и стало известно об их намерении ликвидировать все ее еврейское население, как пишет Люси Давидович, «Освенцим больше не был каким-то неизвестным названием» (Dawidowicz, 1982). Однако, как кажется, именно эта самая известность и ослабляла чувство изумления, которое могло бы привести к непосредственным действиям. Ведь Освенцим типизировался в терминах прогрессивного нарратива войны, нарратива, из-за которого невозможно было представить массовое истребление как нечто ненормальное, превратить Холокост в «Холокост». Как указывалось в приведенной выше реконструкции дискурса о злодействах, то, что позднее стали называть Холокостом, подавалось современникам событий как история войны, не менее, но и не более. В ходе частных домом для 450 000 евреев, стала "judenrein" (очищенной от евреев). К последней неделе убили или депортировали всех» (May 24, 1943: 54). В октябре 1944 года весьма популярный журналист Эдгар Сноу опубликовал подробности о «нацистской фабрике смерти» в освобожденном советскими войсками городе Майданек в Польше в «Сатердей Ивнинг Пост» (October 28, 1944: 18-9). Роберт Абцуг (1985) соглашается с тем, что «более омерзительные факты массовой резни, трудовых лагерей и лагерей смерти, нацистской политики порабощения людей, которых они считали неполноценными, и истребления европейских евреев» были фактами, которые становились «известны из новостных источников и широко освещались с 1942 года» (Abzug, 1985: 17). В духе популярной теории травмы в версии философии Просвещения - которая утверждала бы, что знание ведет к искупительным действиям - Абцуг ограничивает свое согласие с существованием такого общеизвестного знания рядом оговорок, настаивая на том, что и американские солдаты, которые открыли ворота лагерей, и американская аудитория страдали от нехватки «воображения» в отношении нацистского террора (17). Однако согласно теории культурной травмы, в рамках которой осуществляется наше исследование, дело было не столько в нехватке воображения, сколько в том, что коллективное воображение переводилось в нарратив в определенном ключе. Значение имеет не отсутствие восприятия, а сила тогдашнего прогрессивного нарратива, дискредитированного более поздними концепциями, из-за которых прогрессивный нарратив стал выглядеть бесчувственным и даже бесчеловечным. переговоров с американским президентом лидеры еврейского сообщества требовали, чтобы силы союзников предприняли особые усилия, чтобы обнаружить и разрушить лагеря смерти. Описывая эти провалившиеся попытки побудить страну вмешаться, один выдающийся историк объясняет, что лидеры «не могли убедить занятого американского президента и американскую общественность в значимости Освенцима для текущего момента истории» (Feingold, 1974: 250). Иными словами, хотя Освенцим кодировался как зло, ему просто не придавали достаточно серьезного смыслового веса. Эти символически опосредованные противостояния не сосредоточивались на массовом истреблении самом по себе и взятом вне его связи с другими явлениями (the mass killings in and of themselves). Определенно, никто не подчеркивал и не утверждал, что обнаружено зло, не имеющее аналогов в истории человечества. Зло того времени уже было обнаружено, и это был нацизм, а не массовое истребление европейских евреев. Травмой, вызванной этим злом, была еще одна мировая война. Травма, переживаемая евреями в процессе их ликвидации, представлялась как одно из многих последствий злодеяний нацистов. Когда газета «Лондон Тайме»33 сообщила о смерти Адольфа Гитлера 2 мая 1945 года - на следующий месяц после разоблачений лагерей смерти, - то в некрологе немецкий диктатор описывался как «воплощение абсолютного зла», и лишь вкратце упоминалось о его «фанатичном отвращении к евреям» (цит. по: Вепп, 1995: 102). Как выразился один 33 То есть «Тайме». ГЛАВА 2 историк, «после того как массовое уничтожение людей было осмыслено, оно стало лишь еще одним злодейством в особенно жестокой войне» (цит. по: Вепп, 1995: 102)34. Массовое истребление объяснялось и подлежало искуплению в рамках прогрессивной борьбы с нацизмом. Чтобы полностью понять первоначальное, создавшее рамки восприятия ознакомление американцев с фактом массового истребления евреев, крайне важно помнить, что нарративы, какими бы прогрессивными и ориентированными на будущее они ни были, состоят как из злодеев, так и из героев. Злодеи и их преступления были давно установлены: немецкие нацисты убили евреев в ходе гигантского, отвратительного злодейства войны. Героями были американские солдаты, и их вступление в концентрационные лагеря изображалось не только как обнаружение этих ужасающих злодейств, но и как еще одна, кульминационная стадия в длинной и столь нее хорошо известной последовательности «освобождения», со всеми теми надеждами на улучшение, кото- 34 Другой историк, Питер Новик, утверждает то же самое: «Для большинства лиц нееврейского происхождения, а также и для большого числа евреев [Холокост] был просто одним из многих измерений ужасов нацизма. Глядя на Вторую мировую войну с сегодняшней точки зрения, мы склонны подчеркивать именно отличительные особенности убийственного рвения, с которым истреблялись европейские евреи. Современникам тех событий они часто представлялись в другом свете.... Евреи не выделялись как основные жертвы нацистов вплоть почти до самого конца Третьего Рейха. До 1938 года практически не было евреев именно как евреев в концентрационных лагерях, наполненных в основном социалистами, коммунистами, трейд-юнионистами, интеллектуалами-диссидентами и им подобными. Даже когда сообщения о массовом уничтожении евреев во время войны дошли до Запада, их истребление подавалось как одно, хотя и самое большое, злодейство из длинного списка преступлений, таких как зверское убийство чехов в Лидице, французов в Ора-дуре и американских военнопленных в Мальмеди» (Novick, 1994: 160). ГЛАВА 2 рые подразумевает этот характерный для утопий термин. «Когда представители прессы вступили на территорию лагерей на западном фронте, - пишет историк культуры Барби Зелизер, - они обнаружили, что самый эффективный способ рассказывать историю злодейства — это хроника освобождения» (Zelizer, 1998: 63). Что характерно, Зелизер озаглавила свою собственную подробную реконструкцию впечатлений журналистов «Хроники освобождения» ("Chronicles of Liberation") (63-85). Когда читателям «Нью-Йорк Тайме» и «Лос-Анджелес Тайме» 16 апреля была представлена фотография из Бухенвальда, на которой изображались двухъярусные кровати, до отказа забитые запуганными, ужасно исхудавшими мужчинами-заключенными, им сообщалось, что они смотрят на «людей, освобожденных от рабского труда» (183). 5 мая газета «Пикчер Пост» опубликовала шестистраничный разворот с фотографиями злодейств. В том, как были оформлены переворачивающие душу образы, сквозила тема грядущего прогресса. Одна общая подпись гласила: «Узники тюремных лагерей, освобожденные в ходе наступления союзников: для многих мы пришли слишком поздно» (129). Фотографии мертвых или оборванных и умирающих от голода жертв часто располагались рядом с фотографиями хорошо одетых и накормленных немецких граждан из близлежащих городов, чтобы подчеркнуто привязать преступление к особой природе самих немцев. В сопроводительной статье, названной «Проблема, вызывающая Удивление у всей Европы», «Пикчер Пост» описывала «ужас, происходивший на расстоянии ГЛАВА 2 видимости и слышимости от сотен тысяч обманчиво нормальных, благопристойных немецких граждан. Как такое возможно? Что должно было произойти в уме целого народа, чтобы такие вещи терпелись в течение хотя бы одного дня?» (цит. по: Zelizer, 1998: 128). На этих же фотографиях часто был виден и представительный американский солдат, стоящий на страже и критически наблюдающий за происходящим. Текст рядом с еще одним имевшим широкое хождение снимком в «Пикчер Пост» совершенно ясно давал понять, каким должен быть прогрессивный ответ на эти вопросы. «Сходить с ума от ярости недостаточно. Кричать повсюду об "уничтожении" Германии бессмысленно. Смысл имеет только одно - попытаться понять, как люди опустились так низко, и набраться твердой решимости пойти на те сложности и неудобства и заплатить ту цену, которые необходимы для того, чтобы ни у одного народа больше не было возможности еще раз так изгадить мир» (цит. по: Zelizer, 1998: 129). Именно внутри этого очень узкоспециализированного прогрессивного нарратива были сделаны первые шаги в сторону универсализации. Поскольку массовое истребление евреев в хронологическом отношении происходило в период завершения войны и поскольку оно, несомненно, представляло собой самый ужасный пример злодейств нацистов, оно очень скоро стало рассматриваться не просто как симптом, а как эмблема и каноническая репрезентация зла, которое прогрессивный нарратив обещал оставить в прошлом. Как написал о своем посещении Ордруфа, первого лагеря, освобожденного американскими солдатами, романист глава 2 и военный корреспондент Мейер Левин, «мы как будто проникли наконец в центр черного сердца, в самое пульсирующее нутро злого сердца» (цит. по: Abzug, 1985: 19). С одной стороны, травма была привязана к определенному месту и обстоятельствам - она случилась во время этой войны, в этом месте и затронула этих людей. С другой стороны, массовое истребление приобрело универсальный характер. Действительно, в месяцы, последовавшие за первоначальными разоблачениями, истребление часто обозначалось новым термином «геноцид»: преступление, определяемое как попытка уничтожить целый народ. Хотя этот термин и был введен ранее, во время собственно периода войны, но стал известен общественности и начал широко употребляться только после обнаружения зверств нацистов35. Реакцией на эту новую репрезентацию стало расширение сферы дел, рассматриваемых в Международном военном трибунале в Нюрнберге. Процессы, которые понимались как основной инструмент привязки послевоенных задач союзников к идее прогрессивного искупления, должны были выйти за рамки преследования нацистских лиде- Термин был введен в 1944 году американским исследователем Ральфом Лемкиным (Axis Rule in Occupied Europe (Lemkin,1944)). По определению Лемкина геноцид означал попытки уничтожить основы национальных и этнических групп и относился к широкому спектру враждебных действий, включавших нападения на политические и социальные институты, культуру, язык, национальные чувства, религию, экономическое существование и личную безопасность и достоинство. Этот термин должен был относиться ко всем направленным против нации действиям, осуществляемым нацистами в отношении оккупированных народов внутри гитлеровского Рейха. Иными словами, когда этот термин появился впервые, в нем определенно не делался упор на компонент, связанный с массовым истреблением, который после обнаружения лагерей смерти стал ему приписываться. ГЛАВА 2 ров за военные преступления и рассмотреть роль этих лидеров в массовом истреблении еврейского народа. Судья Роберт Джексон, главный представитель обвинения со стороны Америки, обещал, что процесс будет иметь целью не только преследование тех, кто несет ответственность за войну, но и предоставление «бесспорных доказательств невероятных событий» - преступлений нацистов (цит. по: Вепп, 1995: 102). Первые три статьи состоящего из двадцати тысяч слов обвинения в адрес двадцати трех высокопоставленных нацистских чиновников были связаны с собственно преследованием военных преступлений. Чиновники обвинялись в заговоре, применении военной агрессии и нарушении правил ведения войны. Четвертая статья, добавленная уже только в месяцы, непосредственно предшествовавшие октябрьскому процессу в Нюрнберге, обвиняла нацистских лидеров в новом виде преступления, а именно в «преступлениях против человечности». Это был первый шаг к универсализации социальной репрезентации массового истребления евреев. Тем не менее с сегодняшней точки зрения этот шаг выглядит относительно ограниченным, потому что его задачей было подтвердить невинную праведность и национальные амбиции одной конкретной стороны. Например, в своих первых отчетах об обвинениях «Нью-Йорк Тайме» напрямую связывала массовое истребление евреев с самой войной и считала вопрос наказания за него относящимся к мерам, необходимым для предотвращения любой будущей «агрессивной войны». Под заголовком «Предстоящие процессы по поводу военных преступлений» газета отмечала, что «полномочия этого трибунала назначать ГЛАВА 2 наказание напрямую следуют из победы в войне» и что его цель - «установить принцип, согласно которому ни один народ никогда снова не будет воевать, кроме случаев прямого на него нападения или с разрешения мировой организации» (October 9, 1945: 20). Нюрнбергские процессы, иначе говоря, не воспринимались как предотвращающие геноцид или преступления против человечности как таковые. В тот момент времени совершение таких преступлений не могло восприниматься отдельно от нацистов и недавно завершенной агрессивной войны. Сила прогрессивного нарратива означала, что, хотя разоблачения 1945 года подтвердили факт массового истребления евреев, они не создали травму для послевоенной аудитории. Победа и Нюрнбергские процессы по поводу военных преступлений должны были положить конец нацизму и смягчить его последствия причиненного зла. Послевоенное искупление зависело от того, останется ли массовое истребление «в прошлом», станет ли человечество двигаться дальше и займется ли построением нового мира. «С конца войны и до начала шестидесятых годов в Америке преобладал оптимистический дух «мы можем». Те, кто вернулся с войны, заботились о том, чтобы создать семью и сделать карьеру, а не о том, чтобы цепляться за ужасы прошлого.... Казалось, что сейчас неподходящее время для того, чтобы сосредоточиваться на болезненном прошлом, в особенности на прошлом, которое, как казалось, не имеет прямого отношения к данной стране. Это событие произошло на другом континенте. Оно было совершено другой страной против «другого» ("ап- ГЛАВА 2 ГЛАВА 2 other") народа. Какое значение это имело для американцев?» (Lipstadt, 1996: 195-214). «[Что касается] терминов, в которых американцы середины пятидесятых годов были готовы говорить о Холокосте: ужасное событие, это правда, но в конечном итоге не трагическое и не повергающее в уныние; переживание, омраченное призраком жестокой смерти, но в то же время не лишенное способности вдохновлять, утешать, воодушевлять.... На протяжении конца сороковых и долгого времени в пятидесятых преобладающим отношением было оставить все "это" в прошлом и продолжать жить» (Rosenfeld, 1995: 37-8). «После Войны американские евреи занялись, причем с большой энергией и щедростью, уничтожением наследия Холокоста, заботясь о выживших, [которых] побуждали оставить жуткое прошлое позади, строить новую жизнь в своих приемных домах.... Когда представителям ведущих еврейских организаций в конце сороковых годов было предложено создать мемориал Холокоста в Нью-Йорке, они единодушно отказались: он будет, сказали они, способствовать распространению образа евреев как "беспомощных жертв", а эту идею они желали дезавуировать» (Novick, 1994: 160). Ранние реакции на массовое истребление евреев не были вызваны ни подавлением эмоций, ни нравственным смыслом. Скорее они были результатом совокупности коллективных представлений, луч нарративного света которых фокусировался на триумфальном изгнании зла. Большинство американцев не соотносили себя с жертвами травмы еврейского народа. Хотя они нисколько не были замешаны в совершении этого зла, аме- риканцы победили тех, кто нес ответственность за массовое истребление, и добросовестно принялись перестраивать социальные и политические порядки, которые ему способствовали. Это не означает, что массовое истребление евреев рассматривалось с позиций релятивизма или хладнокровно. В соответствии с прогрессивным нарративом, священная обязанность Америки состояла в том, чтобы искупить жертву, принесенную этой самой многочисленной категорией жертв нацистов. В послевоенной Америке общественность искупала жертвы военного времени, требуя денацификации не только немецкого, но и американского общества. Самнер Уэллс изящно сформулировал проблему спустя месяц после того, как солдаты вошли в нацистские лагеря смерти: «Преступления, совершенные нацистами и их соучастниками в отношении еврейского народа -это неистребимые пятна на всей современной цивилизации.... Это пятна, за которые нашему поколению будет стыдно перед поколением, которое еще не родилось. Ведь мы и наши правительства, которым мы доверяли власть в течение лет между Великими войнами, не можем снять с себя ответственность за то, что допустили появление в мире таких условий, при которых стали возможными столь ужасающие события. Демократические страны не могут легкомысленно попытаться избежать ответственности. Мертвым невозможно предложить компенсацию.... Но в той степени, в какой компенсация может быть предложена, она, несомненно, составляет моральный долг свободных народов земли, коль скоро они одержали победу» (Welles, 1945: 511). ГЛАВА 2 Очищение Америки и искупление убийства евреев В Америке в годы, непосредственно последовавшие за войной, социальное узаконивание антисемитизма под воздействием логики прогрессивной трактовки искупления постоянно подвергалось нападкам, а некоторые из его основных институциональных проявлений были разрушены. Давняя традиция анти-антисемитизма, оформлявшая прогрессивный нарратив и закрепившаяся в годы между двух войн благодаря ведущим представителям американской интеллектуальной и культурной элиты, достигла своей кульминации сразу же после войны в ходе масштабного сдвига в американском общественном мнении по поводу еврейского вопроса (Stember, 1966). Всего несколько дней спустя после окончания военных действий, в ответ на призыв со стороны Национального совета христиан и евреев, все три кандидата в мэры города Нью-Йорка поклялись «удерживаться от призывов к расовому и религиозному разделению в ходе избирательной кампании». Один из них четко обозначил связь такого открытого анти-антисемитизма со стремлением сохранить и укрепить соотнесение со смыслом триумфа Америки в войне против нацизма. «Эти выборы будут первыми, проходящими в городе Нью-Йорке после нашей победы над нацизмом и японским фашизмом. Таким образом, они станут возможностью для практической демонстрации демократии в действии - демократии, в которой все являются равноправными гражданами, в которой нет и никогда не должно быть граждан второго сорта и в которой... исповедуемая кан- ГЛАВА 2 дидатом религия не должна играть роли в ходе избирательной кампании» (New York Times, October 1, 1945: 32). В своей авторитетной статье Леонард Диннер-штейн зафиксировал существенный подъем политической активности еврейских групп сразу после войны, с 1945 по 1948 год (Dinnerstein, 1981-82). Он описывает, как эти недавно ставшие известными и зачастую недавно сформировавшиеся группы проводили конференции, писали передовицы и выступали с конкретными предложениями по поводу законодательных и институциональных перемен. К 1950 году такая деятельность привела к успешному выявлению существования квот, ущемляющих права евреев, а зачастую и к их отмене, и в целом обеспечила огромные перемены в практическом и культурном положении американских евреев. В том же месяце, когда кандидаты в мэры Нью-Йорка объявили о своем анти-антисе-митизме, издание «Америкэн Меркьюри» опубликовало статью «Дискриминация в медицинских институтах», полную графиков и подробной документации, где детально описывалось существование квот, ущемляющих права евреев, в некоторых из самых престижных профессиональных организаций Америки. Хотя основным предметом статьи была дискриминация в отношении евреев, факты излагались в контексте важнейших ожиданий, связанных с понятиями «Америка» и «демократия». История начиналась с небольшого рассказа о «Лео, умном и представительном американском парне», который «мечтал стать великим врачом». «[У него] были отличные успехи в учебе, [но] после того, как он окончил школу... его первая ГЛАВА 2 заявка на поступление в медицинский институт... была таинственным образом отклонена. Он подавал заявки снова и снова - в семьдесят восемь институтов - и всегда с тем же невыносимо печальным результатом... ни у одного института не хватило смелости сказать Лео откровенно, что его не допускают, потому что он еврей.... Чтобы оправдать применение системы квот, обычно говорится, что следует поддерживать некое соотношение между числом врачей каждой расовой и религиозной принадлежности и долей этой расы или религии в общем населении страны, [но] поверхностная логика такой арифметики рассыпается, как только ее начинаешь анализировать с демократической или просто общечеловеческой точки зрения. [Это] ложная и не-американская арифметика». (October, 1945:391-9. Курсив мой. - Дж.А.)36. В том же году, но несколько ранее, «Комитет независимых граждан» попросил трехсот преподавателей выступить против ограничений по зачислению евреев в учебные заведения страны. Эрнест Хопкинс, президент Дартмутского колледжа, отказался и открыто поддержал принятые в Дартмуте еврейские квоты на том основании, что нацизм в Германии был спровоцирован тем, что большая доля немецких профессий отошла к евреям. Замечания Хопкинса были встречены шквалом общественного осуждения. Заголовок «Нью-Йорк Пост» гласил: «Дартмут изгоняет евреев, "чтобы покончить с антисемитизмом", заявляет президент». На следующий день конкурирующий Автор, Фрэнк Кингдон, раньше был методистским священнослужителем. ГЛАВА 2 таблоид «ПМ» разместил фотографию Хопкинса рядом с изображением нацистского идеолога Альфреда Розенберга и обвинил президента Дартмутского колледжа в том, что он «ораторствует с позиций Гитлера и Розенберга» (цит. по: "Sense or Non-sense?" Time, August 20, 1945: 92). В статье, озаглавленной «Антисемитизм в Дартмуте», «Нью Репаблик» предложила взгляд на противоречивое высказывание с прогрессивной позиции, предположив, что оно могло бы сделать «нас на шаг ближе к исправлению одного из самых больших недостатков американской цивилизации в настоящий момент». Антисемитизм относился к устаревшему прошлому, уничтоженному войной против нацизма: «Мы больше не можем позволить себе роскошь в виде этих устаревших мифов о различиях между расами, господин Хопкинс; если вы в это не верите, спросите Гитлера» (August 20, 1945: 208-9. Курсив мой. - Дж. А.).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |