Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы промежуточного и итогового контроля




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью»

 

Направление «540600-Педагогика» Профиль:540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития

 

 

Цель изучения дисциплины: с формировать у студентов систему знаний о сущности коррекции недостатков в развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях систематического воспитания и обучения.

Задачи по обеспечению достижения цели дисциплины:

· познакомить студентов с объектом, предметом и задачами специальной педагогики;

· сформировать системные знания о процессах коррекционного воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

· познакомить с системой коррекционно-образовательных услуг реализуемых коррекционно-образовательными учреждениями VII и VIII видов.

Текущая и промежуточная аттестация регламентирована выработанными критериями и включает в себя следующие формы: устные опросы, письменные работы, написание рефератов по предложенным темам. Проведение разных по форме и по объему видов аттестации дает преподавателю основание объективно оценить знания каждого студента, и позволяют самому студенту представить уровень собственных знаний по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны.

Изучение дисциплины завершается зачетом, в ходе которого проверяются: усвоение теоретического материала; владение базовыми терминологическими понятиями: наличие системных знаний об особенностях развития детей с нарушениями интеллекта и особенностях их воспитания и обучения.

Основное содержание

Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью

Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.

Педагогическая информация, аспекты педагогической информации: синтаксический, семантический, прагматический.

Синтаксический аспект - особенности педагогической информации, ее структура, способы организации.

Семантический аспект информации в коррекционной педагогике - смысл и содержание информации, информация как "заместитель" объекта исследования в коррекционной педагогике, педагогическое моделирование и прогнозирование. Стратегии и подходы к моделированию коррекционно-образовательных программ. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с разной степенью выраженности проблем интеллектуального развития.

Прагматический аспект информации - ценность и полезность информации, ее способность влиять на процессы управления обучением, воспитанием, развитием и т.д.

Информационное поле общей и коррекционной педагогики, общность структуры и закономерностей развития. Этапы развития информационного поля педагогики.

Предмет и предметная область педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.

Проблема терминологической определенности в коррекционной педагогике. Направления уточнения и пересмотра основных категорий в педагогике. Структура категориального аппарата педагогики: понятия общенаучные, базисные; понятия, относящиеся к отдельным группам педагогических явлений. Категориальный анализ понятий: воспитание, обучение, развитие, коррекция, компенсация, интеграция, абилитация и т.д.

Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.

Понятие "умственная отсталость", "задержка психического развития". Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой детей с интеллектуальной недостаточностью. Перспективность их обучения и воспитания.

Дифференциация и интеграция в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.

Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности. Коррекционная направленность воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Воспитание в системе учебно-воспитательного процесса.

Система принципов и методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Доминирующие принципы воспитания: принцип целенаправленности, активности, коррекционной направленности, индивидуальности воздействия и т.д.

Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Полнота системы методов воспитания: методы формирования сознания, формирования поведения и деятельности, стимуляции поведения и деятельности и особенности их реализации.

Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.

Содержание воспитания и психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Детерминанты содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.

Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекция недостатков физического развития как специальная задача физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Психологические основы трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с ЗПР. Виды труда и их коррекционно-развивающее значение: хозяйственно-бытовой труд и труд по самообслуживанию; общественно-полезный труд; профессиональное обучение и профессиональная подготовка в системе трудового воспитания детей с ЗПР и умственно отсталых.

Трудоустройство и социально-трудовая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка. Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания; методы накопления положительного опыта поведения; методы стимуляции поведения и деятельности. Нравственное воспитание и социальная абилитация детей с недоразвитием интеллекта.

Задачи, содержание, методы эстетического воспитания. Ведущие элементы системы эстетического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционные возможности эстетического воспитания.

Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности и прогноз интеллектуального развития детей с ЗПР и разными степенями умственной отсталости. Проблема познавательной активности в интеллектуальном развитии детей школьного возраста.

Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.

Деятельность, учебная деятельность, учебная деятельность детей с нарушением интеллекта. Средства активизации учебной деятельности.

Обучение в системе учебно-воспитательного процесса. Соотношение обучения, воспитания и коррекционного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Многосторонний характер процесса обучения. Преподавание и учение - основные стороны процесса обучения. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, коррекционно-развивающая.

Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: опора на наиболее сохранные стороны познавательной деятельности, наглядно-практический характер обучения, замедленность темпа, алгоритмический характер, эмоционально-положительный фон обучения, упрощенность содержания, уменьшение объема содержания образования и т.д.

Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.

Отбор содержания образования. Критерии отбора содержания образования: отражение в содержании образования задач формирования личности; научная и практическая значимость содержания; соответствие сложности содержания реальным психологическим возможностям детей; соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета; соответствие содержания образования условиям конкретного коррекционно-образовательного учреждения. Коррекционно-образовательные программы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Базовый учебный план коррекционно-образовательного учреждения для детей с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Федеральные, региональные и вариативные компоненты базового учебного плана.

Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Понятие «принцип обучения». Полнота и единство системы принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, доминирующие элементы системы принципов обучения. Психологические, педагогические и методические аспекты реализации принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: активности и сознательности, доступности, прочности, индивидуального и дифференцированного подхода; единства чувственного и абстрактного (наглядности), систематичности и последовательности, научности.

Метод обучения как понятие общей и специальной педагогики. Разнообразие основ для классификации методов обучения: характер познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); характер организации процесса обучения (М.И.Махмудов); целосный подход к процессу обучения (Ю.К.Бабанский); источник знаний (П.Я.Голанд, С.И.Петровский).

Критерии выбора методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Динамика использования методов обучения в практике коррекционно-образовательного учреждения.

Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Формы организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: индивидуальные, групповые фронтальные. Урок как основная форма организации обучения. Формы и структура урока в специальной (коррекционной) школе. Подготовка учителя к уроку. Перспективы развития и совершенствования форм организации обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.