Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации Общественной палаты




 

Прежде всего, Общественная палата РФ предлагает органам государственной власти и местного самоуправления, представителям судейского сообщества, органов прокуратуры руководствоваться в своей деятельности позицией Президента РФ Путина В.В. - главы государства и гаранта Конституции РФ, которая была им высказана на Пленарном заседании Общественной палаты РФ 23 июня 2015 года:

«Если речь идёт действительно о добросовестном приобретателе, а проблемы возникли из за ненадлежащего исполнения органами власти своих функций, то добросовестный приобретатель должен быть освобождён от любых проблем, которые с этим связаны. Государство допустило ошибку – и государство обязано эту ошибку решать самостоятельно».

Кроме того, Президент РФ указал на возможные способы решения проблемы.

С целью конкретизации указанных Президентом РФ способов решения проблемы Общественная палата РФ предлагает:

Верховному Суду Российской Федерации:

 

Принять исчерпывающие меры, направленные как на прекращение практики изъятия судами жилых помещений у граждан и их выселении по вышеуказанной категории дел, так и на пересмотр всех судебных постановлений, вынесенных по вышеуказанной категории судебных дел, которыми полностью или частично удовлетворены иски об истребовании жилых помещений от граждан и их выселении.

По мнению Общественной палаты РФ, в качестве одной из эффективных мер, направленных на восстановление прав граждан – последних приобретателей жилья могло бы быть принятие специального Постановления Пленума Верховного Суда РФ, которое бы отражало следующие подходы:

- если государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного или муниципального имущества, являлся стороной договора передачи квартиры (приватизационная сделка), то, вне зависимости от установления факта незаконности такой сделки, судам следует исходить из того, что спорное жилое помещение было отчуждено из государственной или муниципальной собственности и передано во владение гражданину по воле собственника жилищного фонда, что исключает истребование вышеуказанного помещения от добросовестного приобретателя;

- запись о праве собственности отчуждателя в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при отсутствии в ЕГРП сведении о наличии спора в отношении соответствующего имущества) и ознакомление с ней приобретателя является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя;

- риск совершения ошибки органом государственной власти должно нести государство, и эти ошибки не должны исправляться за счет гражданина;

- длительное отсутствие интереса к судьбе недвижимого имущества (юридическое бездействие) является выражение воли собственника на отчуждение такого имущества;

- несмотря на то, что собственник, утративший имущество, обладает правом на виндикацию у последнего приобретателя имущества в соответствии со статьями 301 и 302 Гражданского кодекса РФ, суды обязаны учитывать, что собственник государственного или муниципального имущества имеет иные способы, предусмотренные гражданским законодательством для защиты своих интересов - одним из таких способов защиты является предъявление иска о возмещении ущерба к лицам, виновным в первоначальном незаконном выбытии имущества из государственной (муниципальной) собственности (статья 1064 Гражданского кодекса РФ);

- если предмет иска государственного органа или органа местного самоуправления, к гражданину таков, что восстановление нарушенных прав государства невозможно без нарушения прав гражданина, который не принимал участия в хищении имущества, то суды, действуя от имени и в интересах государства, должны исходить из положений Конституции РФ, в соответствии с которыми в подобном случае приоритет должен отдаваться правам гражданина.

Ситуация требует, чтобы подобное специальное Постановление Пленума Верховного Суда РФ содержало указание на возможность пересмотра по новым обстоятельствам судебных постановлений, вынесенных до его принятия.

Еще одним эффективным способом решения указанной проблемы могла бы стать публикация в материалах Верховного Суда РФ решений Нагатинского районного суда города Москвы от 23.11.2012 г. по делу №2-5237/12 и от 10.10.2013 г. по делу №2-6879/12, которые, по мнению Общественной палаты РФ, могут быть рекомендованы Верховным Судом РФ как примеры следования конституционному принципу приоритета прав человека.

 

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

 

Принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение прокурорами соблюдения положений Конституции РФ и защиты прав граждан во всех судебных инстанциях от неправомерного и необоснованного изъятия у них жилых помещений и их выселении по итогам рассмотрения вышеуказанной категории судебных дел.

Инициировать в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственников в отношении государственного или муниципального имущества, проведение проверок с целью выявления лиц, действия или бездействие которых способствовали незаконному выбытию жилых помещений из государственной или муниципальной собственности.

 

Органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственников в отношении государственного или муниципального имущества:

 

Отказаться от предъявления к гражданам из вышеуказанной категории лиц исков об истребовании от них жилых помещений в порядке применения статей 301и 302 Гражданского кодекса РФ (с последующим выселением граждан из жилых помещений в порядке применения статьи 304 Гражданского кодекса РФ), избрав в целях защиты прав собственника государственного или муниципального имущества иные способы защиты, предусмотренные действующим законодательством.

Организовать проведение служебных проверок с целью выявления лиц из числа государственных (муниципальных) служащих, действия или бездействие которых способствовали незаконному выбытию жилых помещений из государственной или муниципальной собственности.

 

Министерству экономического развития Российской Федерации:

 

В связи с большим количеством жалоб граждан России в Европейский Суд по правам человека на нарушение их прав при изъятии у них жилых помещений в результате удовлетворения исков национальных органов государственной власти и местного самоуправления, а также ожидаемого массового пересмотра судебных постановлений по делам вышеуказанной категории, внести в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимые изменения, направленные на полное восстановление права собственности граждан при исполнении определений судов о повороте исполнения отмененных судебных решений. В том числе речь идет о детальной проработке процедур, направленных на восстановление в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним первоначальных записей о регистрации права собственности граждан на соответствующие жилые помещения, существовавшие до изъятия у них этих жилых помещений на основании впоследствии отмененных судебных постановлений.

Регламентировать порядок обязательного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных подразделений с соответствующими уполномоченными органами власти, осуществляющими полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) жилищного фонда, при совершении регистрационных действий, связанных с передачей гражданам в порядке приватизации жилых помещений (как на основании договоров передачи, так и на основании судебных постановлений).

Принять исчерпывающие меры к всемерному повышению статуса института государственной регистрации права. Иметь в качестве ближайшей цели решение задачи о признании всеми органами власти записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве единственного и бесспорного доказательства наличия такого права.

С этой целью инициировать внесение изменений в только что принятый Федеральным собранием Закон «О государственной регистрации недвижимости».

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:

 

Проанализировать деятельность государственных регистраторов на предмет выявления случаев ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов в отношении жилых помещений, которые впоследствии по искам органов государственной власти или местного самоуправления были истребованы из собственности граждан и возращены в государственную или муниципальную собственность.

Принять исчерпывающие меры, направленные на исключение случаев регистрации явно незаконных или сомнительных сделок с недвижимым имуществом.

Обеспечить полное восстановление права собственности граждан при исполнении определений судов о повороте исполнения отмененных судебных решений, ранее вынесенных по вышеуказанной категории дел. В том числе речь идет о восстановлении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним первоначальных записей о регистрации права собственности граждан на соответствующие жилые помещения, существовавшие до изъятия у них этих жилых помещений на основании впоследствии отмененных судебных постановлений.

 

Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:

В безотлагательном порядке начать подготовку изменений в Гражданский кодекс РФ, направленных на:

1. Раскрытие юридического содержания таких понятий как:

- «добросовестный приобретатель» или «недобросовестный приобретатель»;

- «воля государства» и «выбытие помимо воли государства».

2. Определение признаков (критериев) «добросовестного приобретателя» или «недобросовестного приобретателя», «добросовестного поведения» или «недобросовестного поведения».

3. Определение способов выражения воли государства на выбытие имущества из государственной (муниципальной) собственности.

4. Определение признаков выбытия имущества помимо воли государства-собственника имущества.

5. Закрепление в федеральном законодательстве правовой позиции о том, что длительное отсутствие интереса к судьбе недвижимого имущества (юридическое бездействие) является выражение воли собственника на отчуждение такого имущества.

6. Закрепление в федеральном законодательстве возможности и процедуры восстановления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности лица в случае отмены судебного акта, в результате исполнения которого эта запись была погашена.

7. Закрепление в федеральном законодательстве положения о полном возмещении государством убытков гражданину - добросовестному приобретателю, у которого в судебном порядке истребовано недвижимое имущество на основании статей 301 и 302 Гражданского кодекса РФ. Размер такого возмещения мог бы соответствовать либо рыночной стоимости, либо кадастровой стоимости изъятого недвижимого имущества.

8. Закрепление в федеральном законодательстве положения о невозможности истребования жилых помещений от граждан - добросовестных приобретателей по искам органов власти на основании статей 301 и 302 Гражданского кодекса РФ.

9. Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, направленных на создание и совершенствование процедур, связанных с пересмотром судебных постановлений в целях эффективного восстановления нарушенных прав граждан путем исправления явных судебных ошибок, а также в целях исполнения государством обязательств по принятию мер общего характера в связи с постановлениями Европейского Суда по правам человека по делам «Гладышева против России» и «Столярова против России» с тем, чтобы ранее принятые и вступившие в законную силу судебные постановления по искам органов власти и местного самоуправления к гражданам об истребовании у них жилых помещений были пересмотрены с соблюдением требований Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также с учетом практики Европейского Суда по правам человека и правовых позиций Верховного Суда РФ.

10. Подготовить и направить запрос в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности статьи 302 Гражданского кодекса РФ - соответствия вышеуказанной нормы права положениям статей 2 и 18 Конституции РФ в той мере, в какой сложившаяся правоприменительная практика допускает удовлетворение виндикационных исковорганов государственной власти и органов местного самоуправления к гражданам – добросовестным приобретателям в ситуации, когда Гражданским кодексом РФ предусмотрены другие способы защиты нарушенных прав государства, не связанные с нарушением прав гражданина – добросовестного приобретателя, не имеющего отношения к незаконному выбытию имущества из государственной (муниципальной) собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.