Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При внутреннем и внешнем подборе




Занятие 9. АДАПТАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

1. Разбор ситуаций видео-кейсов: [29]

 

Ситуация «Интервью с соискателем»

Цели видео-кейса

– сформировать общее представление о схеме проведения интервью с кандидатом на вакантную должность, основных этапах, темах, категориях вопросов, а также наиболее типичных ошибках;

– сформировать навыки коммуникативного взаимодействия в ситуации интервью.

 

Разбор ситуации

Эпизод Вопросы для обсуждения
Эпизод 1. В ожидании интервью   Нужно ли было что-либо предложить кандидату, пока он ждет? Что? Зачем? Может ли услышанный кандидатом диалог двух женщин как-либо повлиять на степень его заинтересованности работать в данной компании, на данной должности? Какие выводы может сделать кандидат? Насколько необходимо заполнять анкету кандидату до собеседования? Насколько корректно было заставлять заполнять анкету в данном случае?
Эпизод 2 Начало интервью   В ходе интервью       Как организовано пространство для собеседования? Можно ли каким-либо образом его изменить? Стрессовая обстановка – это в данном случае «хорошо» или «плохо»? Как еще можно было начать собеседование?   Насколько информативным оказался рассказ кандидата о своих обязанностях? Насколько словам кандидата о выполняемых обязанностях и причине увольнения можно верить в данной ситуации? Насколько, по-вашему, были уместны вопросы психолога в данной ситуации? С какой целью они задавались? Кандидатам на какую позицию вы стали бы задавать подобные вопросы? Что хотел узнать психолог, задавая вопросы, требующие столь конкретных ответов? Каким еще способом можно было проверить истинность высказываний кандидата об обороте его магазина и количестве подчиненных? Что бы вы ответили на месте кандидата? Как вы думаете, многие ли соискатели способны критически к себе относиться? Многие ли из них способны удержаться от соблазна дать «правильный, хороший» ответ в подобном случае? Пытается ли менеджер по персоналу заинтересовать кандидата? Заинтересован ли он сам в нем? Какое впечатление от встречи сложилось бы у вас, если бы вы оказались на месте кандидата? Понятна ли вам была специфика ожидаемой от вас деятельности? Какие ожидания по поводу следующих встреч?
Эпизод 3. Разговор после ухода кандидата   На каких основаниях делают свои выводы менеджер по персоналу и психолог? Какое у вас сложилось впечатление о кандидате? Как можно понять: кандидат «слишком хорош», но «не подходит»? Сопоставьте кандидата и присутствующего в первом эпизоде директора магазина. Какое у вас создалось о них впечатление как о личностях? Если считать, что директор магазина в первом эпизоде является типичным (образцовым) директором в данной организации, то может ли кандидат, работая здесь, добиться успеха? Почему?

Ситуация «Адаптация нового сотрудника»

Цели видеокейса

– показать типичные проблемы, возникающие у нового сотрудника в процессе взаимной адаптации работника и организации;

– показать типичные ошибки, допускаемые менеджером по персоналу и линейным руководителем при адаптации работника;

– научить анализировать процесс адаптации, устанавливая причинно-следственные связи между ошибками руководства и проблемами работника;

– научить разрабатывать программу адаптации работников с участием отдела персонала, линейного руководителя и наставника;

– показать необходимость постоянного контроля со стороны менеджера по персоналу над обеспечением адаптации работников.

 

Разбор ситуации

 

Эпизод Вопросы для обсуждения  
Эпизод 1. Менеджер по персоналу назначает дату выхода на работу Как вы оцениваете готовность организации к приему новичка?
Эпизод 2. Первый приход на работу Как правильно было бы организовать приход новичка? Какие факторы оказывают влияние на отношение коллег к новичку?
Эпизод 3. Первое задание новичка Чему руководителю следует посвятить первую беседу с новичком?
Эпизод 4. Новичок налаживает контакты в организации Как можно организовать знакомство новичка с ассортиментом продукции?
Эпизод 5. Новичок готовит план работы Почему новичок хочет обсудить план работы? Как начальник должен организовать его работу?
Эпизод 6. Новичок оформляет документы у менеджера по персоналу Зачем нужно было подписывать документы?
Эпизод 7. Новичок собирает информацию в отделе продаж Как новичок должен отнестись к полученной информации? Почему новичок так не поступил?
Эпизод 8. Новичок проверяет сведения в отделе маркетинга Кто может решить данную проблему?
Эпизод 9. Новичок остается без рабочего места Когда необходимо предоставить новичку рабочее место?
Эпизод 10. Новичок нарушает правила субординации Чем новичок вызвал неудовольствие начальника?
Эпизод 11. Новичок пытается расставить все точки над «и» Чего новичок хотел от менеджера по персоналу?
Эпизод 12. Начальство решает судьбу новичка На чем основана оценка начальником новичка?
Эпизод 13. Новичок «показывает зубы» Чем вызвано скоропалительное решение новичка?

Дополнительные вопросы

1. Какие задачи можно было бы поставить перед новичком на испытательный срок?

2. Подготовьте перечень действий, которые необходимо совершить в процессе адаптации новичка (менеджеру по персоналу, вышестоящему руководителю, самому новичку).

3. Подготовьте структуру первичного собеседования (менеджера по персоналу, вышестоящего руководителя) с новичком после принятия на работу.

4. Какие проблемы новый работник может решать с помощью менеджера по персоналу?

 

Ситуация «Адаптация начинающего руководителя»

Цели видеокейса:

– сформировать представление о типичных проблемах, возникающих у молодого руководителя в процессе адаптации к первой управленческой должности в коллективе, где он работал в качестве рядового сотрудника;

– сформировать представление о действиях менеджера по персоналу по адаптации молодого руководителя, направленных на изменение его места в социальной структуре коллектива и развитие управленческих навыков;

– сформировать представление о роли линейного руководителя в обеспечении адаптации молодого руководителя, требующей адаптации к новому социальному окружению и введения в курс управленческих дел;

– сформировать представление о критериях отбора руководителя из рядовых специалистов, основанных на требованиях к адаптации, таких как сложность, длительность, объем мероприятий по адаптации молодого руководителя.

 

Разбор ситуации

 

Эпизод Вопросы для обсуждения  
Эпизод 1. Принятие решения о назначении нового руководителя отдела маркетинга На основании каких критериев был отобран кандидат на должность руководителя?
Эпизод 2. Беседа менеджера по персоналу с кандидатом о назначении Какие выводы должен был сделать менеджер по персоналу на основе беседы с кандидатом?
Эпизод 3. Разговор кандидата с будущим начальником Чему должен был посвятить первый разговор с новым подчиненным его руководитель?
Эпизод 4. Первый день работы нового руководителя Чего подчиненные ожидают от руководителя?
Эпизод 5. Подведение итогов работы нового руководителя отдела маркетинга за первый месяц Почему ожидания непосредственного начальника нового руководителя отдела маркетинга оправдались? Почему критерий умения налаживать коммуникации оказался таким важным?
Эпизод 6. Новый руководитель пытается навести порядок в отделе Какие ошибки допустил руководитель при переговорах с сотрудником отдела?
Эпизод 7. Разговор нового руководителя с менеджером по персоналу Что получил каждый из участников в результате этой встречи?
Эпизод 8. Недовольство коллектива новым руководителем растет Что руководитель может сделать, чтобы предотвратить нарастание конфликта с подчиненными?
Эпизод 9. Телефонный разговор коммерческого директора с новым руководителем отдела маркетинга Какую роль сотрудник отдела выполняет в коллективе?
Эпизод 10. Новый руководитель задушевно беседует с подчиненным Каким образом новый руководитель принимает управленческие решения?
Эпизод 11. Менеджер по персоналу жалуется коммерческому директору на нового руководителя отдела маркетинга Какие выводы вы бы сделали на месте руководителя?
Эпизод 12. Выговор новому руководителю отдела маркетинга от начальства Что следовало сделать непосредственному руководителю для обеспечения адаптации своего подчиненного?
Эпизод 13. Разговор нового руководителя с менеджером по персоналу Какие мероприятия следовало включить в программу адаптации начинающего руководителя?
Эпизод 14. Коммерческий директор и менеджер по персоналу подводят итоги испытательного срока начальника отдела Какие ошибки были допущены участниками при обеспечении адаптации начинающего руководителя?

Дополнительные вопросы

1. Какими потенциальными способностями должен обладать претендент на должность руководителя?

2. Какие методы могут использоваться для определения наличия или отсутствия управленческих способностей у рядового работника различных подразделений?

3. По каким критериям вы бы стали отбирать руководителя из числа рядовых работников?

4. Как можно минимизировать затраты организации на адаптацию нового работника?

5. Какие мероприятия следует включать в программу по адаптации начинающего руководителя?

6. Нужно ли назначать наставника начинающему руководителю? Если да, то какие функции он должен выполнять?

7. Сформулируйте правила, которых должен придерживаться каждый начинающий руководитель.

 

Ситуация «Адаптация стороннего руководителя»

 

Цели видео-кейса

– сформировать представление о многообразии факторов, влияющих на эффективность адаптации руководителя;

– сформировать представление о методах адаптации персонала и их адекватном применении к адаптации руководителя;

– развить навык анализа эффективности проведенных мероприятий по адаптации руководителей из собственной практики.

 

Разбор ситуации

 

Эпизод   Вопросы для обсуждения
Эпизод 1. Коммерческий директор и менеджер по персоналу обсуждают уход руководителя отдела маркетинга Насколько участникам удалось учесть все факторы, которые повлияли на неуспешную адаптацию уволившегося руководителя отдела маркетинга? Правильные ли выводы они сделали?
Эпизод 2. Коммерческий директор выбирает стороннего кандидата на должность руководителя отдела маркетинга На что менеджеру по персоналу следует ориентировать программу адаптации для нового руководителя?
Эпизод 3. Менеджер по персоналу предлагает программу адаптации Какие цели ставят перед адаптацией нового руководителя участники? Как вы оцениваете будущую эффективность такой программы?
Эпизод 4. Менеджер по персоналу представляет нового руководителя отдела маркетинга в коллективе Насколько успешно менеджеру по персоналу удалось представить нового руководителя отдела маркетинга? Как следует организовать введение нового начальника в коллектив?
Эпизод 5. Сотрудник отдела маркетинга передает дела и вводит нового руководителя в курс дел Можно ли подчиненного назначать наставником? А как бы вы поступили на месте менеджера по персоналу?
Эпизод 6. Встреча нового руководителя с менеджером по персоналу Как видят задачи регулярных встреч участники? Как вы оцениваете готовность менеджера по персоналу решать вопросы нового руководителя? На чем бы вы сделали акцент при регулярных встречах с работником?
Эпизод 7. Встреча нового руководителя с вышестоящим руководителем Насколько эффективно прошла встреча начальника с подчиненным? На что первому следует обратить более пристальное внимание?
Эпизод 8. Менеджер по персоналу собирает информацию у подчиненных нового начальника отдела маркетинга Насколько точно подчиненные оценили руководителя? Как лучше организовать сбор обратной связи от подчиненных о руководителе?
Эпизод 9. Коммерческий директор и менеджер по персоналу подводят итоги О чем говорят перечисленные особенности поведения нового руководителя? Как они соотносятся с его адаптацией? Сколько стоит для организации адаптация работника?

 

Дополнительные вопросы

1. Сформулируйте ряд критериев успешного прохождения руководителем испытательного срока и на их основе определите задачи для нового руководителя на 2–3 месяца.

2. Каким образом можно отличить те особенности поведения, которые можно изменить за время адаптации от тех, которые останутся неизменными.

3. Какие мероприятия можно включить в программу адаптации стороннего руководителя?

4. Нужно ли назначать наставника руководителю? Если да, то какие функции он должен выполнять? Кто может быть наставником руководителя?

5. Подготовьте схему консультаций с новым руководителем менеджера по персоналу при следующих условиях:

– сам ищет контакта, но задает вопросы не в рамках компетенции менеджера по персоналу;

– сам ищет контакта и задает вопросы в рамках компетенции менеджера по персоналу;

– сам не ищет контакта, но при случае готов задать вопросы;

– сам не ищет контакта, т. к. у него нет вопросов.

 

Тесты: «Организованный ли Вы человек?», «Оценка самого себя», «Уверенность в себе», «Умение слушать» [17].

«Коммуникабельность и адаптация работника в коллективе» [19].

«Оценка кандидата на рабочее место» [10].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.