Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2




 

Тема: Теория и практика местного самоуправления: краткий исторический обзор

 

План

1. Теории местного самоуправления

а) Местное управление и самоуправление, их соотношение

2. Зарубежный опыт местного самоуправления

а) Англо-саксонская муниципальная модель

б) Континентальная (французская) модель

в) Местное (коммунальное) самоуправление в Германии

г) Иберийская модель

3. Модели местного самоуправления в РФ

 

 

1. Теории местного самоуправления

 

Местное самоуправление как самостоятельный институт общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления ещё до государственно-организационного общества, прошло этапы:

1) античного мира;

2) средних веков;

3) нового времени.

 

Следствием формирования централизованных государств явилось как бы раздвоение публичной власти между двумя системами организации общественной жизни: государственной и муниципальной (местной) – децентрализованной.

При этом формирование систем управления (самоуправления) было связано чаще всего с двумя общественными проблемами:

во-первых, «вертикальной» организацией государственной власти и

во-вторых, её взаимосвязями с различными городскими (коммунальными) и сельскими (соседскими) общинами, местным населением различных поселений.

В сложившемся классовом обществе самоуправление, с одной стороны, выступает звеном (подсистемой) управленческих отношений, обеспечивающим в интересах местного населения или самим населением единообразное исполнение законодательных актов. С другой – является автономной деятельностью самоорганизующихся жителей соответствующих административно-территориальных единиц.

В современном виде местное управление и местное самоуправление (муниципальное управление) сформировались в основном в результате конституционных и муниципальных реформ конца XVIII – начала XIX вв. Их становление и развитие исторически были связаны с процессом перехода от феодальной организации к индустриальному обществу.

В современной научной и учебной литературе (В.И.Фадеев «Муниципальное право России», 1994 г., О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев «Муниципальное право Российской Федерации», 1997 г., Н.В.Постовой «Местное самоуправление: история, теория, практика», 1995 г.) выделяются 5 основных теорий местного самоуправления, трактующих сущность особенностей взаимоотношений с государством.

 

{ Таблица № 5 }

 

ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

 

  1. Теория свободной общины – разработана в начале XIX в. Её создали представители французской и бельгийской правовых школ Турэ, Токвиль, Гербер, Арено и др. Идеи теории свободной общины получили отражение в законодательстве. В Бельгийской Конституции 1831 г., например, с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая «общинная» власть. В основе теории «свободной общины» были заложены принципы русской общины.

- Принцип семьи, но без конкретного «отца» во главе общины. Высшие полномочия такого «отца» осуществляет общее собрание как основной орган управления всеми делами общины. Деятельность общины регламентировалась уложениями, уставом и др.

- Ни один член общины не мог быть исключен из неё ни при каких условиях. Однако он мог уйти добровольно, но без пая. Этим обеспечивалась справедливость для каждого человека общины, и публичный интерес всегда был выше, чем личный. Это осуществлялось, прежде всего, экономической мерой – неделимостью общественной собственности.

- Решение в общине принималось только единогласно, все должны были быть услышаны и убедиться в правильности принимаемого решения.

- Свобода слова понималась, как обратная сторона обязанности других слушать говорящего.

- Члены общины, прежде всего, заботились об общих интересах, а не личных, так как на публичных интересах веками держалась русская община.

- Справедливость в распределении средств своего существования – земли. Земля распределялась по лицам мужского пола, однако посевная и уборка урожая были делом общинным. Землю имел тот, кто её обрабатывал. Климатические и географические условия не позволяли в России в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Поэтому в крестьянской России был более приемлем принцип взаимопомощи и согласия, нежели конкуренции в обеспечении основ жизнедеятельности общества.

- Коллективная ответственность по внешним обязательствам (уплата налогов, поставка рекрутов в армию), взаимопомощь, самопожертвование были присущи членам общины. Каждая община брала под полную социальную защиту лиц пожилого возраста и воспитание детей без родителей. Особый интерес был к детям-сиротам, так как обина их воспитывала в духе приоритета общинных интересов.

- Обычай метать жребий, если касалось дополнительных обязательств члена общины, был основным. Поощрялись также добровольцы. Окончательное же решение было за общиной.

- Усадьбы, дома, молельные дома и другие объекты строили всем миром, так же как посевная и уборка урожая выполнялись сообща.

- Справедливость всегда была выше целесообразности. Законность же опиралась на нравственность, обычаи и традиции.

- Личной собственностью считалось только то, что сделано своими руками.

- Взаимопомощь (не благотворительность). Община обязана была содержать немощных. Так называемая «помочь» выражалась в трёх формах:

а) если приглашали, то надо было идти, не рассчитывая на вознаграждение, лучше самому, не дожидаясь просьбы (например, в случае беды);

б) человек звал на помощь, если сам не мог выполнить работу. В этом случае он обязан был оплатить, чаще устроить ужин с выпивкой;

в) речь о помощи (как о форме найма на работу, например, по уборке урожая). Об условиях оплаты договаривались заранее.

 

  1. Теория общественного самоуправления, пришедшая на смену свободной общине, также исходила из противостояния государства и общества. Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления негосударственный, а именно хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без какого-либо вмешательства со стороны государства.

Общественная теория самоуправления получила распространение в 60-х годах XIX столетия в русской юридической науке. Она была обоснована в работах

А.И.Васильчикова «О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений»

В.Н.Лешков «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 г.» (1 января 1865 г.)

Известный русский учёный Н.М.Коркунов подчеркивал, что она исходит из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим.

Ещё более экстремистской была точка зрения П.Ж.Прудона, который отождествлял самоуправление и анархию.

В свою очередь П.А.Кропоткин как представитель политической теории анархизма, развивал идею о необходимости скорейшего утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве отношений между людьми он выдвигал взаимопомощь и гуманизм. Взглядам П.А.Кропоткина были присущи характерные для анархизма аполитичность, негативное отношение к любой государственности, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами. Его теории фактически сводились к нулю.

Подобные взгляды на местное самоуправление просуществовали относительно недолго, так как противопоставление общин государству не способствовало его укреплению. Кроме того, из положений следовало, что государство должно состоять из независимых друг от друга самоуправляющихся общин. Чего на самом деле не происходило.

 

Во второй половине XIX века общественная теория постепенно уступила место государственной теории самоуправления.

  1. Теория государственного самоуправления разработана немецкими учёными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Суть этой теории в том, что самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия даны государством. Однако местное самоуправление осуществляется не правительственными лицами. А самими местными жителями. В теории подчёркивается именно государственный характер местного самоуправления.

 

В рамках этой теории принято выделять два основных направления – политическое, связанное с именем Гнейста, и юридическое, связанное со Штейном.

- Политическое направление – сторонник связывали самостоятельность органов самоуправления с порядком их формирования. Гнейст полагал, что местное управление должно осуществляться почётными людьми из местного населения на безвозмездной основе. Это должно достигаться путём выборности или назначения должностных лиц самоуправления.

- Юридическое направление видело самостоятельность органов в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление определённых полномочий государственного управления. Штейн рассматривал местное самоуправление как территориальный коллектив, обладающий статусом юридического лица, вступающего в правовые отношения с государством.

 

Государственная теория самоуправления получила своё распространение в России в 70-х годах XIX века. Её сторонники В.П.Безобразов («Земские учреждения и самоуправление» 1874 г.) и А.Д.Градовский («Система местного управления на западе Европы и в России» 1904 г.) исходили из того, что самоуправление есть понятие политическое, оно действует на правах государственной власти.

 

Государственная теория самоуправления в большей степени реализовывалась в советское время, да и в настоящее время в России, ввиду недостаточной финансовой обеспеченности МО. Отсутствие достаточной финансовой базы. Кадрового квалифицированного аппарата органов МСУ, по существу превращает их в территориальные органы исполнительной власти, что реально для районов на территории субъектов РФ, Принятый 06.10.2003 г. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагает решить до 2009 года проблему бюджетного выравнивания МО и повышения их функционирования по предметам местного значения поселений, районов, городских округов и внутригородских МО в городах федерального значения.

 

  1. Теория дуализма местного самоуправления исходит из двойственного характера муниципальной деятельности – самостоятельного решения местных дел и осуществления на местном уровне определённых государственных функций.

 

  1. Теория социального обслуживания считает, что основной задачей муниципальных органов является оказание услуг населению, главной целью их деятельности выступает благосостояние жителей.

 

Названные теории, в особенности общественная и государственная теории самоуправления используются и в современный период при разработке различных концепций становления и развития местного самоуправления в РФ,

 

2. Зарубежный опыт местного самоуправления

 

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять:

англо-саксонскую муниципальную систему

континентальную (французскую) модель местного управления

местное (коммунальное) управление Германии

 

{ Таблица № 6 }

 

  1. Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде. Австралии, Новой Зеландии. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий.

Для англо-саксонской муниципальной системы самоуправления характерны следующие основные черты:

- самостоятельность системы местного самоуправления (не входит в систему государственной власти), её полная независимость от системы государственной власти;

- основной единицей местного самоуправления являются приходы или общины, на территории которых обычно проживают от 30 до 500 тыс. человек. Если население в приходах численностью менее 150 избирателей, советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей – избирали главное должностное лицо – старосту для осуществления исполнительно-распорядительных функций;

- система местного самоуправления включает, прежде всего, представительные органы – советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа членов Совета избирают советников, состав их ежегодно обновляется на одну треть. Председатель Совета избирается сроком на один год. Исполнительно-распорядительные органы МО формируются Советом и подотчётны ему, а не главе исполнительной власти. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путём – через центральные министерства и через суд.

Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются: управление полицией, пожарными, дорожными и социальными службами, музеями, опека и попечение престарелых.

Англо-саксонская модель деятельности местного самоуправления широко используется в Англии и США в виде двух разновидностей муниципальных систем:

(1) Система МСУ «МЭР-СОВЕТ». Например, в США около одной трети всех городов. Мэр является главным должностным лицом города и обладает значительным объёмом полномочий, в том числе, правом «вето» на отклонение решения, принятого Советом. Он самостоятельно формирует местную администрацию, составляет местный бюджет и отчитывается за его исполнение и др.

(2) Система МСУ «СОВЕТ – Управляющий (менеджер)». При этой системе население избирает Совет города, который из своего состава избирает председателя – МЭРА и назначает главу исполнительно-распорядительного органа – управляющего (менеджера). Отношения Совета с управляющим определяются трудовым договором (контрактом), в котором регламентируются взаимоотношения и обязательства сторон. Управляющему предоставляются достаточно большие полномочия в формировании местной администрации, определении основных направлений её деятельности, составлении и исполнении местного бюджета. Эта система действует более чем в половине городов США.

 

  1. Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы. Франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчинённость нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.

Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами.

 

Проведённая во Франции вначале 80-х годов реформа несколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства, комиссар Республики, осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90% из которых имеют менее 2 тыс. жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра.

Мэр – одновременно и государственный служащий, и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются в 96 департаментах, 22 регионах и в округах Парижа, Марселя и Лиона.

 

Наряду с коммунами местное самоуправление во Франции действует также в департаментах и регионах. Население департамента избирает Генеральный совет в составе 13-70 человек, в зависимости от численности населения. Генеральный совет из своего состава избирает председателя и членов бюро для осуществления текущей работы. В компетенцию Генерального совета входит поддержка коммун, разработка программ по созданию департамента (дороги, электричество, жильё, транспорт, спорт, культура). Председатель Генерального совета возглавляет исполнительный орган департамента, руководит службами департамента, распоряжается его имуществом и контролирует работу полиции.

 

Региональный совет избирается всеобщим прямым тайным голосованием сроком на шесть лет. Его основной задачей является координация деятельности по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научно-техническому развитию региона. Для выполнения своих задач региональный совет реализует следующие функции:

- проводит исследования, касающиеся социально-экономического развития региона;

- принимает участие в финансировании программ создания центров коллективного пользования;

- координирует экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности.

В ведении Регионального совета находятся подготовка и переподготовка кадров, ремесленное обучение, оказание помощи государственным учебным заведениям, а также предприятиям по переработке морских продуктов.

 

Структура Регионального совета, избираемого из своего состава: Президент, вице-президент и члены бюро для текущей работы, а также Региональный социально-экономический совет из представителей отдельных органов, организаций, движений, обществ, отражающих интересы отдельных социальных групп в области экономики, защиты социальных прав человека, развития науки и культуры, социальной защиты населения.

 

Опыт местного самоуправления в департаментах и регионах Франции важен для России и её многочисленных субъектов.

 

  1. Местное (коммунальное) самоуправление в Германии.

В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский, магистратный, бургомистерский, северогерманский

 

(1) Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации.

Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации – бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Этот тип называют КОНСТИТУЦИЕЙ СОВЕТА.

(2) Магистратный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган – магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почётных членов. Этот тип называют КОНСТИТУЦИЕЙ МАГИСТРАТА.

(3) Бургомистерский тип предусматривает, что избираемый населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет администрацию, т.е. соединяет в себе функции главы и главы администрации. Этот тип называют КОНСТИТУЦИЕЙ БУРГОМИСТРА.

(4) Северогерманский тип напоминает англо-саксонскую модель «СОВЕТ-Управляющий». Избираемый населением представительный орган создаёт исполнительный комитет, который не является местной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины – главу администрации. Этот тип называют КОНСТИТУЦИЕЙ ДИРЕКТОРА.

 

Зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там

а) сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления и государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы;

б) местное самоуправление строится, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением страны;

в) правовой основой организации самоуправления в зарубежных странах являются соответствующие положения конституций и национальных законов о местном управлении и самоуправлении, в федеральных государствах – также законы штатов, земель, других субъектов федерации;

г) важную правовую основу самоуправления для всех стран Европы составляет Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года. Значительную роль в реализации этой Хартии принадлежит Конгрессу местных и региональных властей Европы. Он представляет собой совещательный орган, состоящий из двух палат - Палаты местных властей и Палаты регионов. С 1996 года Россия – член Совета Европы, её делегации участвуют в работе Конгресса. 18 февраля 1996 года европейская Хартия местного самоуправления была подписана от имени РФ в городе Страсбурге и ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года.

 

4. Иберийская модель (Испания, Португалия, многие испаноязычные страны Латинской Америки).

Во всех звеньях административно-территориального деления существуют избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые ими или непосредственно населением единоличные органы (алкальды, регидоры). Совет рассматривается как местный нормотворческий орган, а алкальд или регидор – как исполнительный. Назначаемых должностных лиц из центра при данной системе нет, а алкальд после своего избрания утверждается центральной властью в качестве её представителя в административно-территориальной единице и, таким образом, действует в двух качествах: как исполнительный орган совета и как представитель государства, контролирующий законность действий МСУ. Алкальд вправе приостановить на определённый срок решения совета, обращаться с предложениями к центральным органам государства о его роспуске в случае систематического нарушения последним законов или неработоспособности.

Система, подобная иберийской, существует в Японии и некоторых других странах. Близка к ней структура МО в отдельных арабских странах (Египет, Сирия). Однако, там представителями государственной власти являются их председатели, избранные советами. Кроме того, этой группе стран присущи особенности, связанные с действием мусульманского права.

 

Европейская Хартия МСУ в целом исходит из того, что самоуправление должно отвечать местным потребностям и корпоративным интересам населения МО, а органы МСУ должны иметь право свободного выбора решений. Способов, средств их реализаций в объёме своих полномочий и под свою личную ответственностью.

 

Модели местного самоуправления в РФ

 

 

В юридической литературе разработаны 5 основных моделей МСУ:

  1. Сущностная
  2. Функциональная
  3. Организационно-структурная
  4. Материально-финансовая
  5. Правовая

 

В последнее время выделяется ещё один тип модели – «территориальный»

 

Все модели взаимообусловлены, а также подтверждены конституционными нормами.

 

 

Основа сущностной модели

 


выборность ответственность органов МСУ перед народом

 

Некоторые авторы связывают модель со способностями местного населения самостоятельно решать значительную часть своих вопросов.

Другие авторы видят в ней форму самоорганизации граждан.

Третьи считают, что сущностная модель – это организационно-правовая и финансово-экономическая автономия самоуправляющейся территории.

Ценностное значение других моделей состоит в конкретизации, дополнении и развитии сущностной модельной конструкции. В этом отношении важная роль принадлежит территориальной модели, но о ней речь пойдёт позже. Сейчас мы рассмотрим функциональную модель МСУ:

 

МО должны на основе полной ответственности самостоятельно решать все общественные задачи, сформулированные законом. Самостоятельность реализуется в пределах их полномочий.

Имеются различные варианты функциональных моделей. Это связано с осуществлением в границах МО государственных полномочий. Выделяются 2 типа региональных моделей:

1) создание территориальных органов государственной власти субъекта федерации

2) наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями (например – Нижегородская область)

Можно выделить и третий тип (область), когда наделение МО государственными полномочиями и создание территориальных органов государственной власти не исключают, а дополняют друг друга. С этой задачей и было связано образование на территории области шести территориальных органов государственной власти – управленческих округов.

 

Организационно-стуктурная модель.

 

Рассмотрим её классификацию по способам формирования МСУ, её взаимодействия, организационные особенности. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» ввёл понятие «главы МО» как выборного лица.

(1) Избрание «главы МО» непосредственно населением МО, его официальным представителем и главой администрации.

(2) «Глава МО» избирается не населением, а представительным органом. Эта модель имеет два варианта. В первом – глава избирается только из числа депутатов представительного органа, во втором – круг лиц, из которых избирается глава, не ограничивается.

 

Избранный населением «глава МО» соединяет в себе полномочия высшего должностного лица МО и руководителя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, занимающее свою должность по контракту.

 

Материально-финансовая модель.

 

Это комплекс проблем, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью, с финансовым положением городов, районов и других территорий. Федеральный закон «О финансовых основах МСУ в РФ» от 25 сентября 1997 г. регламентирует основные принципы организации и использования местных финансов, источники их формирования, основы бюджетного процесса в МО. Обратим внимание на формулировку понятия «собственные доходы местных бюджетов» вместо прежнего «закреплённые доходы». К собственным доходам отнесены:

а) местные налоги и сборы, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

б) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

в) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории МО;

г) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;

д) доходы от проведения муниципальных денежных вещевых лотерей;

е) государственная пошлина.

 

Правовая модель МСУ.

 

На федеральном уровне в законодательном порядке решаются вопросы децентрализации и деконцентрации власти, собственности, земли, финнсово-бюджетной политики, закрепления функций МСУ. Определяются понятия муниципальной власти, МО.

 

Территориальная модель.

 

Принципы:

1. МСУ должно осуществляться на всей территории РФ, а значит, во всех местных сообществах, возникающих по воле граждан или складывающихся в результате административно-территориальных преобразований, проводимых государственными органами.

2. Ограничение прав граждан на МСУ на отдельных территориях допускается только Федеральным законом только в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правом на местное самоуправление и обладают и жители закрытых административно-территориальных образований, реализующие его в собственных границах. (см. Закон РФ от 14 июля 1992 г. в редакции от 28 ноября 1996 г.)

3. население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МСУ.

 

Основы казачьего самоуправления в России

 

Отличия казачьего самоуправления:

1) в процедуре принятий и подписания правовых актов;

2) наименование правовых актов казачьего самоуправления.

 

К основным актам, которые регулируют организацию и деятельность казачьего войска, относятся решения войскового (казачьего) круга и приказы атамана. Войсковые и станичные атаманы по вопросам своей компетенции издают приказы.

Органом казачьего самоуправления наряду с войсковым кругом является Совет атаманов, который руководит деятельностью войска между созывами круга. Войсковой круг также избирает Суд чести в количестве 11 человек. Членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки в возрасте от 60 и более лет, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казаков. Совет стариков имеет право отменять в период работы войскового круга принятые на нём решения и ставить вопрос об их повторном обсуждении и голосовании. Такие решения вступают в силу только после их повторного принятия войсковым кругом. Совет стариков также приостанавливает работу войскового круга в случаях возникновения конфликтной ситуации или проявления неуважения к войсковому атаману или войсковому кругу со стороны выборных лиц.

В 1916 году казаков в России насчитывалось 4 млн. 434 тыс. человек, а по переписи населения в 2002 году к казакам себя отнесли только 140 тыс. человек.

Государственная политика возрождения российского казачества обусловлена:

- во-первых, особенностью исторического формирования обычаев, традиций и духовно-нравственных устоев казачества, организации самоуправления, хозяйственного уклада и быта казачества как самостоятельной этнической и социально-культурной группы;

- во-вторых, социально-экономическим своеобразием жизни казачества, находившем отражение в способах и формах расселения по территории России, а также во взаимодействии и взаимопонимании с соседними народами.

- в-третьих, той ролью «служивого сословия» Государства Российского, функции которого казачество выполняло на постоянной основе из поколения в поколение, формируя характер и образ жизни казаков, подчинённые обязательному выполнению своего воинского долга перед своим Отечеством – Россией.

 

По сути дела, мы имеем уникальный исторически проверенный позитивный пример организации МСУ как гаранта становления и упрочения нашей государственности.

Одной из особенностей деятельности казачьего самоуправления являются подготовка призывников и несение военной службы в соответствии с Законом РФ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ, собрание ряда казачьих воинских формирований, комплектуемых в основном казаками. 17 июня 1998 г. министр обороны РФ определил перечень 15 воинских частей, которым постановлением Правительства РФ присвоены казачьи наименования и комплектоваться они будут казаками.

В деятельности казачьих обществ вопросы взаимодействия с Министерством обороны, пограничными войсками и Министерством внутренних дел приобретают особое значение.

Во многих субъектах РФ приняты положения «О казачьих отрядах содействия милиции» (Ставропольский край, Самарская, Оренбургская области и др.). На сегодняшний день создано свыше 500 таких отрядов, в которых насчитывается почти 13 тысяч казаков.

В настоящее время казаки несут охрану на 42-х пограничных заставах, однако в деле охраны государственных и административных границ возможности казачества реализованы далеко не полностью

Вместе с тем казачьи общества осуществляют и иную службу, берут на себя задачи по охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, принимают участие в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд, сопровождают грузы, охраняют объекты жизнедеятельности населения, участвуют в мероприятиях. Связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.