Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы непосредственной демократии в местном самоуправлении




Ограничение самостоятельности местного самоуправления.

 

Самостоятельность местного самоуправления имеет следующие ограничения.

ПЕРВОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ – МСУ должно «вписываться» в общую систему 1) общественного порядка, 2) государственного управления и 3) общественного самоуправления в РФ и субъектах РФ.

ДРУГОЙ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ самостоятельности МСУ также имеет объективный характер – это ограниченность его полномочий по вопросам местного значения, локальной территории (местной) публичной корпорации.

ТРЕТЬЕ ОГРАНИЧЕНИЕ – местное самоуправление действует в рамках таких:

- объективных ограничителей, как дефицит оригинальных ресурсов;

- субъективных факторов, таких как уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения МО.

Одними их важнейших факторов являются:

1) контроль со стороны государства, закреплённый законодательно

2) правовое регулирование и

3) установление ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ за нарушение законов

4) осуществление прокурорского надзора

5) регистрация уставов муниципальных образований.

 

 

2. Формы непосредственной демократии и местное самоуправление

 

 

Основы демократизма муниципального права закреплены в Конституции РФ (ст. 2,3,6,7,12,15,17,18 и др.). Демократия понимается и закрепляется как власть народа.

В ст.3 Конституции РФ записано:

 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

 

Согласно ст.10 Конституции РФ «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на

- законодательную,

- исполнительную и

- судебную.

 

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти САМОСТОЯТЕЛЬНЫ. И согласно ч.2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ, в том числе и ч.3 ст. 115, на основании которой Президент своим указом отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ как самостоятельного органа исполнительной власти.

 

К формам непосредственной демократии согласно ст.3 Конституции РФ относятся референдумы, в том числе и местные референдумы, свободные (в том числе и муниципальные) выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление.

Например, в Уставе г. Москвы в ст.79 закреплена и такая форма непосредственной демократии, как «обращения и петиции граждан». Жители Москвы, обладающие избирательным правом, осуществляют гражданскую инициативу путём внесения в городскую Думу петиций с предложениями о принятии законодательных актов города, в том числе о проведении городского референдума, за подписью не менее десяти тысяч граждан. Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу о внесении петиции в Думу и получает официальный образец подписного листа.

Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний Думы без голосования, а также направляются Думой мэру. Дума и мэр принимают по ним решения в пределах своих компетенций в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции.

Также к формам непосредственной демократии относятся мирные демонстрации (ст.80 Устава г. Москвы), имеющие уведомительный характер.

Собрания (сходы) граждан как непосредственная форма демократии, проводятся для решения вопросов организации и осуществления МСУ в пределах дома, улицы, микрорайона, посёлка, сельского поселения (территориальной общины). Как правило, собрание (сход) граждан осуществляет функции представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда его избрание несообразно в силу малочисленности населения, проживающего на данной территории. Оно проводится также для выборов органов территориального общественного самоуправления.

Могут проводиться конференции граждан, порядок проведения которых регулируется такими же правовыми нормами.

 

Основу осуществления гражданами РФ права на МСУ составляют собрания (сходы) граждан.

Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане РФ, достигнувшие 18-тилетнего возраста. Однако при анализе уставов МО в них часто встречается и иной возрастной ценз – участвовать в собрании (сходе) могут жители, достигшие 16-тилетнего возраста.

Собрание считается правомочным, если в нём принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или большинство граждан посёлка. Решения принимаются также большинством голосов присутствующих.

Инициатива проведения собрания может исходить от населения, депутатов, главы городского самоуправления, глав администраций районов, органов территориального общественного самоуправления.

 

Полномочия общего собрания (схода) граждан следующие:

· обсуждать вопросы городской жизни;

· рассматривать сообщения, доклады и отчёты о работе депутатов городского органа самоуправления, руководящих работников городской администрации;

· принимать решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы, памятников истории и культуры, оказания помощи нуждающимся;

· принимать решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, об утверждении положений (уставов) этих органов, использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов общественного самоуправления;

· решать вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях на общественные нужды.

 

Решения, принятые собраниями (сходами, конференциями) в пределах их компетенции по вопросам организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, имеют обязательную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.