КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агапова И.И. 3 страница
Безусловно, Петти видел негативные последствия притока драго- J ценных металлов, выражающиеся в росте цен. В своих работах он Менее известен контекст, в рамках которого эта фраза произнесена, а он любо- пытен. Это глава «О наказаниях» в работе Петти «Трактат о налогах и сборах», где он j напоминает, что государство, увеча и подвергая тюремному заключению своих подданных, тем самым наказывает само себя. Поэтому У. Пегги считает целесообразным, по возможности, заменять такие наказания денежными штрафами, которые увеличат труд и общественное богатство. Антология экономической классики. Т. 1. С. 20. неоднократно подчеркивал, что существует определенная мера, или пропорция, денег, необходимых для ведения торговли страны, где излишек или недостаток их против этой меры принесет вред. Излишек, как мы уже говорили, вызывает рост цен, но Петти тут же предлагает противоядие — избыток денег должен храниться в государственной казне, что, по его мнению не принесет вреда ни стране, ни королю, ни частным лицам. В то же время и недостаток денег имеет вредные последствия. Во-первых, это является причиной плохого платежа налогов, во-вторых, приводит к сокращению числа производимой работы...Петти приводит следующее доказательство: «100 ф.ст. пройдя через 300 РУК в виде их заработной платы, дают толчок производству товаров на 10 тыс. ф.ст. Эти же руки оставались бы праздными и бесполезными, если бы не было постоянного стимула к их использованию»[6]. Разделяет Петти и политику протекционизма, направленную на защиту национального рынка путем введения таможенных пошлин, считая, что размер пошлин должен бьпь таков, чтобы цены на импортируемые товары стали несколько дороже, чем те же предметы, произведенные внутри страны. Поддерживает Петти и тезис, что страсть к роскошеству богатых стимулирует торговлю и производство. В частности, он пишет, рассматривая проблемы налогообложения: «...люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки... но такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям, занятым в производстве этих вещей»2. Влияние взглядов меркантилистов на Петти представляется существенным, тем не менее мы считаем Петти родоначальником классического направления. Помимо основополагающего тезиса, свойственного всем представителям классической политической экономии, о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, Петти формулирует основы трудовой теории стоимости, Утверждая, что равенство товаров означает не что иное, как равенство затрачиваемого на их производство труда Эта идея наиболее четко выражена у Петти в следующей фразе: «...если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то самое время, в течение которого он в состоянии произвести один Антология экономической классики. Т. 1. С. 26. Там же. С. 23. бушель хлеба, то первое представляет собой естественную цену дру_| того». Однако опять-таки, оказываясь в определенной мере в плену меркантилистских представлений, Петти добавляет, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра, а стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы. Предвосхищая физиократов, Петти высказал предположение, чхо прибавочный продукт представляет собой часть продукта, которая остается после вычета издержек и принимает форму ренты. Однако отличие от физиократов считал ренту не даром земли как таковой, продуктом труда, который обладает большей производительностью на землях лучшего качества. Петти вводит понятие дифференциальной ренты, причины существования которой видит в различном плодородии и местоположении участков земли. Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, Петти ставит вопрос о цене земли, которая должна быть равна, по его мнению, определенной сумме годичных рент. Но какова количественная оценка этой определенности? Как считает ПеРти, цена земли представляет собой сумму годичных рент за 21 год — время одновременной продолжительности жизни трех поколений. В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссуд-| ном проценте. Кстати, окончательно порывая со средневековыми! представлениями о грабительской сущности процента, Петти обо-! сновывает взимание процента как компенсацию за неудобства, KO_ j торые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя, поскольку} он не может потребовать их обратно до наступления известного' срока, как бы он сам ни нуждался в течение этого времени. При небольшом усилии здесь можно увидеть зачатки теории процента как платы за воздержание, которая окончательно сформировалась лишь в XIX в. i > Определяя «естественный» уровень процента, Петти утверждает,] что он должен быть равен ренте с такого количества земли, которсУе ' может быть куплено на данные в ссуду деньги при условии полной] общественной безопасности. Но если это условие под сомнением, ес_| тественный процент сплетается с чем-то вроде страховой премии, 4Toj ^ожет повысить процент до любого размера. Здесь также можно увидеть намек на доктрину альтернативных издержек. Значительное место в работах Петти уделяется вопросам налогообложения и финансов. Одна из основополагающих идей Петти, связывающая его с принципами классической политической экономии, — идея естественного порядка и пагубности его нарушений государственной властью. Недостаток государственного управления, по Петти, заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона». Не случайно Петти резко выступает Против государственной регламентации, если она противоречит «законам природы». В То же время он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, атакже по повышению ее качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. И здесь говорит не только гуманность, но и экономический расчет, ведь, согласно взглядам Петти, «...разрешение кому-либо нищенствовать — это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду»1. И далее, будучи последовательным в своем утверждении, что качество рабочей силы, качество человеческого капитала, является важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти пишет, что «лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать»2. Кстати, положительный эффект обеспечения полной занятости рассматривается в трудах такого известного экономиста XX в., как Дж. Кейнс, правда, с несколько иных позиций. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике Петти в «Трактате о налогах и сборах» таким образом регламентирует целевые расходы государства: — расходы на оборону; — расходы на управление; — расходы на церковь; Антология экономической классики. Т. 1. С. 13. Там же. С. 47. — расходы на школы и университеты; — расходы на содержание сирот и инвалидов; — расходы надороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех. Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств. Что касается налогообложения, то здесь Петти выступает сторонником преимущественно косвенного налогообложения. Соглашаясь с общепринятым в данную эпоху мнением, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов соответственно их заинтересованности в общественном спокойствии, т.е. в соответствии с их имуществом, или богатством, Петти выделяет два вида богатства — фактическое и потенциальное. Фактическое богатство, по его мнению, означает высокий реальный уровень потребления, а потенциальное — возможность его обеспечить. В последнем случае люди богатые, но мало пользующиеся своим богатством, скорее являются управляющи-! ми своего капитала. 1 В рамках этих представлений доводы в пользу акциза у Петти C[L I дятся к следующему: Г во-первых, справедливость требует, чтобы каждый платил в соответ-1 ствии с тем, что он потребляет, атакой налог не навязывается насильно и его легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной • необходимости; | во-вторых, такой налог располагает к бережливости — единствен- I ному способу обогащения нации. Здесь Петти вскользь высказывает мысль об исключительной роли • бережливости в увеличении богатства нации, которая звучит лейтмо- j тивом у А. Смита. Но все экономические идеи, высказанные Петти, имеют формудо- • гадок и не представляют собой законченной теории. Может быть, | именно фрагментарность, разбросанность экономических идей'] У. Петти по многочисленным памфлетам, написанным на злобу дня;; послужила причиной того, что в историю экономической мысли j вошел в первую очередь как изобретатель статистики, которую он на-/ звал «политической арифметикой». В работе «Политическая арифметика» (1676) Петти не только дал анализ конкретной экономической ситуации на основе широкого ис- | пользования фактических данных, но и описал методы косвенного оп_ | ределения величины тех или иных показателей, в частности выборочноГО метода, что без сомнения было важно в условиях скудости статистических данных того времени'. Используя свой метод, Петти впервые выполнил расчеты национального дохода и национального богатства Англии. Интересно отметить, что в национальное богатство Петти включал не только материальное богатство, но и денежную оценку самого населения, чтобы каким-то образом оценить величину человеческого капитала (его тру- довыхнавыков, сноровки, квалификации). Определению экономической ценности населения Петти уделял большое внимание, таккаксчи- ■jan, что именно редкое население — подлинный источник бедности страны2. В этом мы видим кардинальное отличие взглядов Петти от меркантилистов, которые сводили богатство страны к запасам золота и серебра В расчетах же самого Петти доля драгоценных металлов в совокупном богатстве Англии составляла менее 3%. У. Петти выполнил расчеты не только национального богатства Англии, но и ее национального дохода Правда, в отличие от современных представлений Петти исчислял национальный доход только как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Но поскольку доля накопления в XYTI в. в Англии была крайне низка, допущенная неточность не искажала общей картины. Несмотря на этот существенный (с современных позиций) недостаток подсчетов, тем не менее с полным основанием можно сказать, что из этих расчетов У. Петти выросла современная система национальных счетов. С именем У. Петти связано зарождение классической политической экономии, аее настоящими создателями явились А. Смит и Д. Ри- кардо. Для определения количества требующихся врачей У. Петти предлагает, во-пер- вых, на основании числа умирающих установить, сколько в Лондоне имеется больных, Далее, исходя из удельного веса столицы, установить число больных в стране, далее посредством этих двух цифр вычислить, какое количество врачей требуется для всей страны, и стало быть узнать, какое количество студентов этой профессии следует допускать к учению и поощрять. Оптимистическая точка зрения на рост народонаселения характеризует и крупнейшего представителя классической политической экономии — А. Смита. 2. Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита Сам термин «политическая экономия» возник задолго до того, как по- 'I литическая экономия стала наукой. В оборот ее ввел представитель^! меркантилизма Монкретьен де Воттевиль еще в 1615 г., написав <(-rDa i тат политической экономии», сугубо практическое произведение, ^ держащее рекомендации в духе представителей данной школы. Нам важно значение, которое придавалось понятию «политическа экономия». Со времен Ксенофонта э коно м ика понималась как „„ па' о рациональном ведении домашнего хозяйства. Монкретьена же и других представителей меркантилизма, интересовали вопросы связанные с процветанием государства, национальной экономики * целом. И появление нового термина («полис» — государство) и означало появление новой науки — науки о процветании национального* хозяйства. Хотя в строгом смысле науки еще не было, поскольку науКа начинается там, где обнаруживаются глубокие, устойчивые, повторяю-' щиеся причинно-следственные связи и зависимости. * Становление политической экономии как науки связано с именем: выдающегося английского ученого А. Смита. Именно благодаря " политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль зна_' ний из круга гуманитарных наук, перестает бьпь уделом гениальных! самоучек, становится академической дисциплиной и обязательным I элементом образования молодых людей высших, а затем и других со- | словий. Заслуги А. Смита перед политической экономией столь велики, что стоит сказать несколько слов о нем самом. А. Смит (1723—1790) по национальности шотландец, родился в 1723 г. в семье чиновника, в возрасте четырнадцати лет поступает в Глазговский университет по классу нравственной философии. В 1746 г. Смит уже читает лекции п0!| естественному праву, которое в XVIII в. включало юриспруденцию, по_ | литические учения, социологию, экономику. Уже в тот период у Смита формируются основные идеи экономи- I ческого либерализма. Конец XVIII в. — становление буржуазной | этики, и особое внимание уделяется обоснованию концепции естест_ | венных, неотчуждаемых прав и свобод личности. Это подразумевало и" свободу человека в сфере экономической деятельности. Человек всегда j употребляет свободу на достижение собственных своекорыстных Ш1хе-=щ ресов. Не признать это невозможно, однако выводы изданного поло- ™ жения могут быть прямо противоположные. Английские философы XVII в., в частности Т. Гоббс (1588—1679), «знавали существование эгоистического интереса, считая его мой могущественной, самой разрушительной человеческой страс- делая отсюда вывод о необходимости авторитарного государства, которое должно держать индивидуальный эгоизм человека в узде, у французских же философов-рационалистов, к примеру у К. Гельве- (1715—1771), эгоизм был объявлен естественным свойством человеческой личности и фактором общественного прогресса. Смит воспринял идеи последних, приложив их к сфере экономической деятельности. / А. Смит признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес1. Но преследовать свой интерес человек, по его мнению, может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Как пишет Смит, «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах»2. И следовательно, естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом, что он способен привести общество к благосостоянию. Из концепции своекорыстного интереса вытекала и политика невмешательства, или «естественной свободы». Ведь если экономическая деятельность каждого ведет в конечном счете к благу общества, ее нельзя стеснять. Тем не менее экономические взгляды А Смита будут поняты недостаточно полно, если не принять во внимание его первую большую работу «Теория нравственных чувств», которая была опубликована в 1 759 г. и содержит его социально-философские идеи. Исходя из характерного для философии XVIII в. тезиса о существовании «естественных законов», Смит в качестве естественных характеристик человека в своей работе вводит два основных понятия: «чувство симпатии» и «внутренний наблюдатель» (совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека силой воображения ста- кап "РЭВедливостиради следует отметить, что у А. Смита, как и Д. Рикардо, лишь рабо ^исты ведут себяв соответствии с логикой собственного интереса. Что касается ставл >Т°ИХ поведенифюдчинено привычкам и инстинктам; а землевладельцы пред- яютсобойттг>,аздный класс получателей ренты, не властных над своим экономическим положением. Антология экономической классики. Т. J. С. 91. экономия вить себя на место других людей и чувствовать за них. Оставаясь на позиции существования естественных законов, Смит утверждает, справедливо то, что естественно, а естественно стремление человека[7] собственному благу при благожелательном отношении к J т, другщ людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии в „„ " /тг Ч конечного счете заложена природои (Богом), наделившеи человека совестью. Интересно отметить, что тезис о гармонии интересов различных людей у Смита это не вывод, следующий из действия «невидимой руки» (объективных экономических законов), а исходная мировоззоенч посылка, основанная на вере в Бога; поэтому и поиск экономически законов опирается у него на веру в естественную, изначальную нию. Не случайно в описании действия «невидимой руки» у Смита присутствует не только экономический аспект, который сводится благотворности для общества непреднамеренных последствий целена^ правленных действий людей, но и мировоззренческий — вера в муд- > рость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в «Теории нравственных чувств» Смит описывает ситуацию, когда направляемый «рукой Провидения» бесчувственный, дый и жадный (эпитеты А. Смита) богатый собственник без всякоРо преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь исключительно о собственном богатстве, он дает работу, а следовательно, и пропитание неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, адругих лишило наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Провидение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества С виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайный замысел Бога и МИР предстанет в ином свете. Можно с полным правом сказать, что философская и этическая сторона экономического учения А. Смита была заложена в «Теории нравственных чувств», именно в ней было определено представление о справедливости и природе человека, о свободе и моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей идеей данной работы была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на свободу, в том числе свободу в области хозяйствования. Интересно отметить, что в конце «Теории нравственных чувств» Смит обещает в следующей работе разъяснить механизм действия «естественного закона справедливости», в результате которого «каждый получает свою долю из всего произведенного землей». «Теория нравственных чувств» при жизни автора выдержала пять изданий, но не она обессмертила имя А. Смита. Мировую известность и влияние принесла ему его вторая книга «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованная в Лондоне в 1776 г., хотя ^внутренне обе работы оставались сторонами одного и того же предмета, с разных сторон изучающими природу человека. И если, по образному выражению Г. Бокля, в «Теории нравственных чувств» Смит исследует сочувственную сторону человеческой природы, то в «Богатстве народов» — своекорыстную ее сторону. В соответствии с названием своей книги Смит в первую очередь исследует причины роста богатства нации, роль труда в этом процессе, факторы увеличения его производительности, «естественный» порядок распределения продукта между различными классами, природу капитала, способы его постепенного накопления и многое другое. Поскольку работа называется «Исследование о природе и причинах богатства народов», то первая глава книги и дает ответ наданный вопрос. Богатство нации, по Смиту, представляет собой продукты материального производства, а величина последних зависит от двух факторов: — доли населения, занятого производительным трудом; — производительности труда При этом под производительным трудом Смит понимал весь труд, занятый в сфере материального производства, именно тот труд, который увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляется. Главным же фактором роста производительности труда Смит считал разделение труда, или специализацию, называя особенно эффективной пооперационную (хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой)'. Изобразив преимущества разделения труда, Смит ставит вопрос о деньгах и рассматривает их как техническое орудие, облегчающее ход экономических процессов, как результат договоренности между людьми. Эту идею высказал еще Аристотель. И далее, как и Аристотель, Смит приступает к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга; правил, которые определяют относительную, или меновую, стоимость товара1. Это один из самых сложных разделов книги. Не случайно, приступая к нему, Смит просит у читателей внимания и терпения. В этом разделе можно найти элементы и трудовой теории стоимости, и теории, которая в дальнейшем получила название теории трех факторов производства. У самого Смита представлены три концепции стоимости. С одной стороны, признавая равнозначность всех видов производительного труда с точки зрения создания стоимости, Смит приходит к выводу, что стоимость не что иное, как количество заключенного в товаре необходимого труда Таким образом, труд является не только источником богатства, но и мерой стоимости. К слову сказать, трудовая теория стоимости имеет и социальное содержание: определение стоимости трудом предполагает всеобщность и равенство (в качественном смысле) всех видов труда Это можно трактовать как признание равенства всех людей: если в обмене товары равны, значит, труд производителей этих товаров одинаков, и они равнозначны как личности2. Вторая концепция сводится к тому, что стоимость определяется тем количеством труда, которое можно купить на данный товар. Если рассматривать простое товарное производство, то принципиальной разницы между первой и второй концепциями нет. Однако если взять производство, в котором существуют капитал и наемный труд, то картина складывается иная. Предприниматель получает большую стоимость, чем платит за труд. Налицо нарушение принципа эквивалентности, которое является основой трудовой теории стоимости. Уходя ' А. Смит отмечает, что слово «стоимость» имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда — возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью. И обращает внимание на то, что очень часто товары, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, имеют совсем небольшую меновую стоимость или совсем ее не имеют, и наоборот. (Классический пример с водой и алмазом.)
Аристотель, как вы помните, отвергал положение, ЧТО труд раба может быть равен труду свободного человека. от этого противоречия, Смит делает вывод, что стоимость товаров определяется трудом только в «первобытном»[8] состоянии общества. В условиях же капиталистического производства стоимость[9], по мнению Смита, складывается из издержек, включающих заработную плату, прибыль и ренту. Он пишет, что «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости»ъ. И цена, или меновая стоимость, любого товара сводится ко всем указанным трем частям. Эта концепция А. Смиталеглав основу теории, получившей в дальнейшем название теории трех факторов производства. Из теории стоимости А. Смита вытекает и его теория распределения продукта И она!гак же двойственна, как и его теория стоимости. С одной стороны, если конечным основанием стоимости считать труд, то весь продукт труда должен принадлежать непосредственному производителю. По мнению Смита, так и было в обществе, где в одном лице соединялись и собственник факторов производства, и производитель. В условиях же капиталистического производства, когда работник отчужден от средств производства, часть созданного им продукта вычитается в пользу землевладельца (в форме ренты) и в пользу предпринимателя (в форме прибыли). По существу, Смит рассматривает эти формы дохода как присвоение неоплаченного труда. С другой стороны, у Смита существует и трактовка источника доходов, вытекающая из его концепции стоимости как суммы доходов. В этом случае прибыль и рента не могут быть вычетами из стоимости созданного продукта, поскольку капитал.и земля как факторы производства участвуют на равных в создании стоимости продукта и соответственно претендуют на свою долю. Сложив стоимость из доходов, Смит пытается определить, чем определяется естественная норма каждого дохода, особое внимание уделяя факторам, определяющим уровень заработной платы. Обычный уровень заработной платы, по его наблюдению, зависит от договора между предпринимателями и рабочими. Но определяются ли ее размеры прожиточным минимумом, который Смит называет «самой низкой нормой, которая только совместима с простой человечностью»? Смит не приемлет данную точку зрения, подчеркивая, что теория прожиточного минимума малопригодна для объяснения того, каким образом заработная плата определяется в действительной жизни. И приводит следующие аргументы: — уровень заработной платы сельскохозяйственных рабочих всегда выше летом, чем зимой, хотя стоимость жизни для рабочих зимой безусловно выше; — в разных частях страны заработная плата различна, а цены на) продовольствие везде одинаковы; — заработная плата и цены на продовольствие нередко движутся в противоположных направлениях и т. д. Интересно и то, что Смит связывал изменения заработной платы с экономическим состоянием страны, считая, что рост заработной платы есть свидетельство экономического прогресса, поскольку рост заработной платы обусловлен большим спросом на труд. Прибыль же, согласно представлениям Смита, это не только заработная плата за особый вид труда по управлению, она включает и другие элементы, так как очевидно, что размеры прибыли определяются размерами капитала и не связаны с тяжестью труда Что касается тенденции в изменении размеров прибыли, то они вызываются, по Смиту, теми жС причинами, которые вызывают повышение или уменьшение заработной платы, т.е. зависят от возрастания или уменьшения богатства общества. Но эти причины весьма различно отражаются на заработной плате и прибыли. Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли, поскольку в ситуации, когда многие капиталы вкладываются в одну отрасль, их взаимная конкуренция естественно ведет к понижению их прибылей. Поэтому Смит неоднократно подчеркивает, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его. Не случайно Смит советует с крайним недоверием относиться ко всякому предложению нового закона, исходящему от этого разряда людей. Отмечает он и стремление к монополизму, свойственное данному классу. Большое внимание Смит уделяет проблеме накопления капитала, рассматривая его как ключ к богатству нации. Как уже упоминалось, Смит ставил богатство нации в зависимость от доли населения, занятого производительным трудом. Под производительным трудом он понимал весь труд, занятый в сфере материального производства (в этом его отличие от мер кант ил исто в и физиократов). Любопытно, что к производительному населению Смит относил и предпринимателей, считая, что они выполняют важнейшую социальную функцию — функцию накопления. А по мнению Смита, тот, кто сберегает — благодетель нации, а расточитель — ее враг. Почему? Да потому, что бережливость, увеличивая фонд, предназначенный на привлечение дополнительных производительных работников, ведет в конечном счете к увеличению стоимости годового продукта страны1, т.е. к возрастанию богатства нации. Не удивительно, что у Смита бережливость, а не трудолюбие является непосредственной причиной возрастания капитала, поскольку, «...хотя трудолюбие и создает то, что накопляет сбережение, но капитал никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла»2.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |