КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агапова И.И. 6 страница
Интересно отметить, что у Маркса, как и у Смита, процесс накоп-| ления капитала не зависит от внешних условий (величины прибыли,| нормы ссудного процента), а является процессом автоматическим,? Иными словами, стремление к накоплению, к неустанной погоне за прибылью у капиталиста в крови. Разделяет Маркс и концепцию представителей классической поли-| тической экономии о производительном и непроизводительном труде.| Как и Смит, Маркс считает производительным только труд, занятый сфере материального производства, доходы же непроизводительных лиц он рассматривает как результат процесса перераспределения созданного исключительно в сфере материального производства национального дохода. Но в чем отличие взглядов Маркса от представителей классической политической экономии проявляется достаточно резко, так это в вопросе о возможности общих кризисов перепроизводства. Как известно, возможность подобных кризисов и Смит, и Рикардо отрицали. У Маркса же экономические кризисы перепроизводства выступают как элемент циклического развития капиталистической экономики и следствие нарушения условий макроэкономического равновесия. Следует сказать, что именно Маркс первым в истории экономической мысли (если не принимать во внимание попытку физиократов) сформулировал условия макроэкономического равновесия, реализации совокупного общественного продукта в стоимостной и натураль- но-вещественной форме в условиях простого и расширенного воспроизводства. Причину экономических кризисов перепроизводства Маркс усматривал в том, что расширение производства не порождает автоматически пропорционального увеличения эффективного спроса. Однако он отрицал перманентность этого состояния и был не согласен с доктриной постоянного недопотребления, связанного с низкой заработной платой рабочих[20], отмечая, что именно в периоды, непосредственно предшествующие кризису, заработная плата наиболее высока. Дело, скорее, втом, что, по мнению Маркса, реальная заработная плата рабочих, воплощенная в средствах существования, не увеличивается столь же быстро, как выработка продукции на одного человека, и это представляет собой непосредственную причину кризисов. Интересно у Маркса и описание механизма выхода из экономических кризисов на основе массового обновления капитала. Если вкратце описать этот механизм, то он сводится к следующему. Экономический кризис перепроизводства проявляется, среди прочего, в затоваривании, следствием чего является снижение цен. Стремясь приспособиться к низким ценам, капиталист снижает издержки путем внедрения нового высокопроизводительного оборудования. Возникает спрос на данное оборудование и новейшие технологии, что влечет за собой увеличение спроса на рабочую силу соответствующей квалификации; последние, получая заработную плату, в свою очередь предъявляют спрос На потребительские товары. Возникает занятость второго, третьего и т.д. порядков. Данный процесс очень напоминает механизм мульти пликатора, подробно описанный Дж. Кейнсом. Эти, а также ряд других идей Маркс изложил в своем известно!! труде «Капитал», который он писал на протяжении 40 лет, причем толь ко первый том вышел при жизни автора (1864), остальные же вьшщ| под редакцией друга и соратника Маркса Ф. Энгельса. 2. Социально-философские взгляды К. Маркса Надо сказать, что интерес к марксизму обусловлен не только чис экономическими аспектами его теории. Как известно, Маркс был экономистом, и философом. Он создал систему, которая охватила все! социальные науки. Существует определенная согласованность между! всеми аспектами марксизма. Поэтому было бы неправильно.хотя бы] вкратце не остановиться на тех социально-философских взглядах! Маркса, которые имеют самое непосредственное отношение к его экономической теории. Маркс ставил свой целью не просто исследование законов, управляющих производством, распределением и обменом материальных? благ, а обнаружение законов развития общественно-экономических! формаций, в более широком плане — законов развития человеческого! общества. В отличие от представителей классической политической! экономии, которые рассматривали капиталистический способ произ-| водсгва как вечный и неизменный, Маркс указал на его преходящий! характер и именно с этих позиций исследовал его в своих работах, в| частности в «Капитале». Как уже упоминалось, капитал, по Марксу, является не чем иным J как накопленным неоплаченным трудом рабочих, результатом при-) своения капиталистами прибавочной стоимости. Но не моральное осуждение несправедливости капитализма, что было так характерно; для представителей утопического социализма от Т. Моора (1478—1535) до Р. Оуэна (1771—1858)', привело Маркса к выводу о необходимости ' Работы первых представителей утопического социализма, как и работы представителей меркантилизма, относятся к XVI в., эпохе первоначального накопления капитала, эпохе ломки феодальных отношений, сопровождавшейся ростом богатства на одном полюсе и увеличением нищеты на другом полюсе. Причину этого положения и Т. Моор, и Т. Кампанелла{1568—1639) видели в существовании частной собственности, которая является первоисточником эгоизма, зависти, лицемерия, грабительства и нищеты. Поэтому они ратовали за возвращение к «золотому веку человечества», к уравнительному коммунизму, когда у человека не будет не только частной, но и личной собствен- й неизбежности замены капитализма другим общественным строем. Считая противоречия источником движения и развития любой системы, он пытался найти источник развития и смены общественно-эко- номических формаций. И этим источником, по его мнению, является противоречие между производительными силами общества и производственными (экономическими) отношениями. Капитализм, согласно представлениям Маркса, исчерпает себя только тогда, когда существующие экономические отношения, ядром которых являются отношения собственности, не смогут дать возможность полностью использовать производительные силы общества. В качестве свидетельства того, что капитализм уже переходит на заключительную стадию в своем развитии, Маркс указывал на периодически повторяющиеся экономические кризисы. Историческую тенденцию развития капитализма Маркс обозначил в одной из глав первого тома «Капитала», где в сжатой форме дал процесс развития капиталистической системы: от предприятий, основанных на мелкой частной собственности, до предприятий-монополистов с высокой степенью концентрации общественного производст- ности, где, согласно принципу «часть не может быть больше целого», существование человека будет подчинено интересам общества. Особенно это характерно для взглядов Т. Кампанеллы, который в качестве идеальной модели описал общество, гдеулюдей нет не только собственных домов, но даже и семьи (дети воспитываются общиной), а все вопросы общественной жизни решают старейшины. Но если у представителей раннего утопического социализма основной идеей был возврат к «золотому веку», то представителей позднего утопического социализма (XVIII—XIXвв.) характеризует идея развития, перехода от «отталкивающего» общества, которым является современный капитализм, к социетарному (выражение Ш. Фурье), привлекательному обществу. Конкуренцию, в отличие от А. Смита, III. Фурье (1772—1837) представлял как механизм, разрушающий общество, создающий анархию, т.е. состояние войны всех против всех. Эволюционный же переход в новое общество он видел в создании ассоциаций производственно-потребительских товариществ (не случайно Фурье считают основоположником идей кооперативного социализма). Что касается другого представителя утопического социализма, француза Сен-Симона, то он видел перспективы перехода в новое, справедливое общество через формирование класса индустриалов, управляющих промышленностью из единого центра. В итоге устраняется анархия производства, и ее место занимают плановость и централизация в управлении и принцип обязательности труда. Частная собственность в моделях'Сен-Симона и Фурье, однако, остается, но радикально меняет свою природу и подчиняется интересам коллектива, а нетрудовые доходы постепенно приобретают черты трудового. Препятствие для перехода к новому обществу, в чем как раз и проявляется утопизм их идей, эти мыслители видели лишь в заблуждениях людей, поэтому верили в возможность мирного преобразования общества благодаря разуму, в частности путем принятия ихучений сильными мира сего. Что роднит представителей какраннего, так и позднего утопического социализма, так это желание навязать людям обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь. ва и капитала, которые требуют уже, согласно концепции Маркса, < щественного управления и контроля. И только тогда частную собст| венность надо преобразовать, а трудящихся объединить на основе сс вместного распоряжения, владения и пользования средствами произ водства. Осуществление последнего и означает переход к другой соц» ально-экономической системе, системе, основанной на общественнс собственности на средства производства. Как видим, перспективы развития капиталистической системы i Маркса не связаны с его трудовой теорией стоимости, тем не MeHq именно последней, в силу ее социальной привлекательности, обяз марксизм распространением своих социально-экономических иде! Утверждая, что капитал есть накопленный неоплаченный труд наел ных работников, Маркс подвел идеологическую базу под стихийный протест пролетариата. Суть протеста — в восстановлении справедливости, которая заключалась бы в том, чтобы рабочий получал полный! продукт своего труда. В частности, идея о праве работника на неурезанный продукт труда легла в основу программы, разработанной немецкими социал-демократами, идеологом которых являлся Ф. Лассаль (1825—1864)'. Однако требование это с самого начала было утопическим: ни в каком обществе трудящиеся не могут получать полный продукт в свое личное потреб-] ление, так как тогда не оставалось бы средств на накопление, общественные нужды, содержание аппарата управления и т.д. И вопрос лишь: в том, кто присваивает часть созданного рабочим продукта — государ-; ство или частные лица. Маркс был последним из крупных экономистов, кто придерживал-! ся трудовой теории стоимости. Отрицание этой теории последующими] поколениями экономистов было не в последнюю очередь связано с| выводами, которые непосредственно вытекали из этой теории. Более того, проблема распределения созданного продукта, которая | являлась ключевой проблемой классической политической экономии,' также уходит на второй план именно вследствие своей остроты. А цент- | ральной проблемой для политической экономии с последней трети XIX в. на несколько десятилетий становится исследование поведения: обособленного субъекта в процессе принятия им экономических ре- 1 шений. Сам Маркс эту идею никогда не поддерживал. Лекция 6 АВСТРИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА 1. Теория предельной полезности как теория ценообразования Одним из основных постулатов классической политической экономии являлось положение о том, что в основе стоимости и цены товаров лежат затраты труда (в другом варианте — издержки производства). Но одновременно продолжала жить идея, идущая еще от Аристотеля, что меновая стоимость и цена товара определяются интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц. Ее «звездный час» относится к периоду 70—80-х гг. XIX в. Этот период вошел в историю экономической мысли под названием маржиналистской революции. Термин «маржиналистская революция» используется, когда говорят о независимом открытии в 70-х гг. XIX в. К. Менгером (австрийцем), С. Джевонсом (англичанином) и JI. Вальрасом (швейцарцем) принципа снижающейся предельной полезности. Суть этого принципа, или закона, всем хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф. Визеру), меньше полезности предыдущей единицы товара. Анализ предельных приращений полезностей товаров и означал переход экономической науки к анализу предельных величин, дифференциальных уравнений и производных. Но если бы появился только новый метод исследований, вряд ли можно было бы с полным правом говорить о происшедшей революции. Гораздо существеннее то, что изменился сам предмет исследований. Со времен А. Смита основными направлениями исследований в экономической науке были вопросы обеспечения роста общественного богатства, анализ роли различных факторов производства в этом процессе. Можно с полным основанием сказать, что классическая политик ческая экономия исследовала процессы экономики на макроуровне особое внимание уделяя проблемам экономического роста, т.е. экон мической динамики. Маржиналистская же революция ознаменовала собой переход эко^ номических исследований с макроэкономического уровня на микро-J экономический. Центральными вопросами экономической науки стали вопросы исследования поведения экономических субъектов (по- требителя и фирмы) в условиях ограниченных ресурсов. Экономика! впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными! целями и данными ограниченными средствами. Сутью экономической; науки стал поиск условий, при которых производственные услуги рас-; пределяются с оптимальным результатом между конкурирующими це_ л я ми. Это вопросы экономической эффективности, и как раз предельный анализ обслуживает данный принцип. Следует добавить, что Эко-' номическая модель, которая является предметом маржиналистского анализа, является статичной, где проблемам экономического роста места нет. Но нас в первую очередь интересует связь новых подходов, которые провозгласила маржиналистская революция с концепцией ценообразования. Наиболее полно этот вопрос разработан представителями австрийской школы, к анализу взглядов которых мы и обратимся. Как известно, со времен Аристотеля экономисты выделяли в товаре две стороны: потребительную стоимость (или полезность) и меновую стоимость (способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другой товар). В качестве основы, определяющей пропорции обмена (цен товаров), у основоположников политической экономии (Смита и Рикардо) выступал труд. Полезность же, рассматриваемая как объективная способность вещи удовлетворять какие- либо человеческие потребности, представлялась лишь условием осуществления обмена. Представители же австрийской школы не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая представляет собой способность (в принципе) служить для человеческого благополучия. Субъективная же полезность, или ценность, представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью[21]. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость, причем не абсолютная, алишь относительная, т.е. по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. Значит, ценностью блага обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют[22]. Первым из представителей австрийской школы это положение развил К. Менгер (1840—1921), профессор политической экономии Венского университета. Он отстаивал точку зрения, что анализ цены должен бьпь сведен к анализу индивидуальных оценок[23]. Пьпаясь разрешить парадокс А. Смита о воде и алмазе (именно объяснить, почему алмаз гак дорог, а вода дешева, не прибегая к трудовой теории стоимости), К. Менгер сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость (ценность) какого-либо блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. При этом при определении ценности материальных благ должна браться за основу не шкала видов потребностей, а шкала конкретных потребностей данного конкретного человека. Для иллюстрации этого положения уместно привести таблицу, которая так и называется «таблица Менгера». В этой таблице вертикальные ряды, отмеченные римскими цифрами, обозначают различные виды потребностей и их значение в нисходящем порядке: I — самый важный вид потребности (например, в пище); V—вид потребностей средней важности (например, потребность в спиртных напитках); X — самый маловажный вид потребностей. Цифры же в пределах каждого вертикального ряда (арабские) иллюстрируют уменьшение настоятельности данной потребности по мере ее насыщения в порядке убывания от 10 к 1 •
Из таблицы видно, что конкретная потребность более важного вида может оказаться стоящей ниже отдельных конкретных потребностей менее важного вида. К примеру, восьмая единица I вида потребностей будет представлять меньшую ценность или меньшую значимость для благополучия субъекта, чем первая единица VII вида потребностей. Уменьшение же ценности благ по мере увеличения их количества представители австрийской школы связывали с глубоко укоренившимися свойствами человеческой натуры, когда одного и того же рода ощущения, повторяясь беспрерывно, начинают доставлять все меньше и меньше удовольствия, и, наконец, удовольствие это превращается в свою противоположность — неприятность и отвращение. Таким образом, в теории ценности австрийской школы она может представлять и отрицательную величину. Здесь мы видим формулировку закона убывающей предельной полезности. Как же связано это положение с концепцией ценообразования? Самым непосредственным образом. Ценность (цена) вещи измеряется величиной предельной полезности данной вещи, полезностью последней единицы запаса блага, удовлетворяющей наименее важную потребность. Для иллюстрации уместно привести пример с Робинзоном', У ' Пример заимствован у другого представителя австрийской школы — Э. Бем-Ба- верка. которого имеется в запасе пять мешков зерна, из которых первый нужен для того, чтобы не умереть с голоду, второй — для сохранения здоровья, третий — на откорм птицы, четвертый — на приготовление спиртных напитков, пятый — на содержание попугая. Чем определяется ценность одного (любого) мешка зерна? Согласно взглядам представителей австрийской школы — полезностью последнего мешка, который удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную ценность предыдущих единиц. Предельная полезность, в свою очередь, зависит от количества благ и интенсивности потребления индивида. Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться лишь в крайнем случае; вторая — до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которое в рамках рассуждений австрийской школы остается раз и навсегда данным. Однако все рассуждения о субъективной ценности не могут нам объяснить механизм рыночного ценообразования, где, несмотря на все многообразие субъективных оценок, существует единая цена на товар. Попытку разрешить это противоречие предпринял самый яркий представитель австрийской школы Э. Бем-Баверк (1851—1919), введя понятие объективной ценности, под которой он понимал меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке[24]. Процесс ценообразования, по Бем-Баверку, легче всего объяснить, используя его уже ставший хрестоматийным пример с конным рынком. Итак, на рынке сталкиваются покупатели и продавцы, имеющие субъективные оценки относительно того, насколько лошадь полезна именно ему:
Оценки покупателей — это максимальные цены, которые они! могли бы уплатить за лошадь, а оценки продавцов — минимальные] цены, которые они согласны были бы получить за своих лошадей. При \ этом Бем-Баверк вводит еще одно условие: сделки должны быть выгод-, ны как покупателям, так и продавцам. Поэтому никто из них не станет ] покупать (или продавать) лошадь по цене, равной его собственной1 оценке. Другими словами, никто не будет менять полезность на равную) полезность1. Каким же образом в этих условиях будет устанавливаться цена на лошадь? Предположим, вслед за Бем-Баверком, что торги начнутся с объявления своей цены покупателями — 130 флоринов. Такая цена выгодна всем покупателям. Но она явно не устраивает продавцов: лишь первые двое готовы продать лошадей поданной цене. Налицо дисбаланс спроса и предложения, поэтому между покупателями разгорается соперничество в повышении цены, которое неизбежно приведет к устранению с рынка отдельных покупателей и возвращению продавцов. Предположим, в результате этого процесса цена установилась на уровне чуть больше 200 флоринов, и в итоге на рынке остается шесть покупателей и пять продавцов. Круг сузился, но спрос пока еще больше предложе- А первым, кто показал, что на рынке не происходит обмена равных ценностей на равные, был французский экономист Кондильяк. Он отметил, что каждая сторона 1, отдает то, в чем не нуждается, а получает то, в чем нуждается; отдает меньше, а получает больше, и потому для объяснения обмена принцип эквивалентности является излишним. ния. Цена растет дальше, и при цене 210 флоринов шестой покупатель уйдет с рынка. Спрос равен предложению. Но продавцы, стремясь получить как можно большую выгоду, увеличивают цену, придерживая лошадей. Цена поднимается, но как только она превысит 215 флоринов, на рынке появляется шестой продавец, и равновесие опять нарушается. Итак, цена известна. Она установилась в пределах от 210 до 215 флоринов включительно. При этой цене спрос налошадей и их предложение уравновешиваются. Следовательно, по Бем-Баверку, рыночная цена будет колебаться в пределах максимальной и минимальной в результате столкновения на рынках субъективных оценок продавцов и покупателей. При этом уровень рыночной цены не может быть выше оценки первого исключенного продавца (верхняя граница цены) и ниже оценки первого исключенного покупателя (нижняя граница цены), поскольку в противном случае достигнутое равновесие нарушается. Данная схема ценообразования интересна уже тем, что она не только полностью игнорирует роль труда, но в ней даже отсутствует понятие «издержки производства». Единственной фигурой экономической системы становится потребитель. (Как потребитель в этой схеме рассматривается и продавец, который при рыночной цене, меньшей, чем его субъективная оценка, сам предъявит спрос на свою продукцию. В нашем примере — уведет свою лошадь с рынка.) Первое, что обращает на себя внимание в теории ценности австрийской школы, — абсолютная неэластичность предложения. Теория строится на предположении, что запас благ представляет собой фиксированную величину. Действительно, в этих условиях ценность того или иного товара (блага) зависит исключительно от спроса, который изменяется в зависимости от предельной полезности данных благ. Это означает, что принцип предельной полезности, разработанный представителями австрийской школы, применим к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (так называемый принцип робинзонады). И если даже взять модель рыночного хозяйства Бем-Баверка (пример конного рынка), то и она не работает по отношению к продавцу, который помещен в реальные условия развитого товарного производства. Продавец, собственник товара и производитель его, может руководствоваться при определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь излишки благ. Следовательно, продавец должен вести натуральное хозяйство. Однако в развитой рыночной экономике типичным становится массовое произвол- ство на рынок, причем внутри хозяйства производимые им продукты не потребляются совсем и типичным становится полное отсутствие основанных на полезности оценок благ со стороны производящих их хозяйств. И второе, сам механизм уравнения предельной полезности в процессе обмена функционирует при предположении имеющейся цены и данных доходах потребителя. Это означает, что сами субъективные оценки обусловлены уровнем цены и величиной дохода и вне системы цен нет количественного определения полезности. На столь явные недостатки теории предельной полезности как теории, претендующей на объяснение процесса образования ценности (стоимости), обращал^ внимание как критики, так и последователи данной теории. Рассматривая теорию предельной полезности, было бы несправедливо не назвать человека, который сформулировал закон предельной; полезности значительно раньше, чем представители австрийской школы, но идеи которого остались незамеченными. Это немецкий экономист Г. Госсен, который в 1854 г. опубликовал работу «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности», где попытался сформулировать законы рационального потребления индивидуумом ограниченного количества благ, которые в дальнейшем получили название первого и второго закона Госсена. Суть первого закона Госсена: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это не что иное, как закон убывающей предельной полезности. По мнению Госсена, каждое удовольствие представляет собой математически определенную величину, убывающую по мере того, как продолжается удовольствие. Это допущение позволило ему предположить, что существуют вполне определенные моменты, когда человек должен прервать одно удовольствие и перейти к другому. Формулировка правила, на основании которого определяются эти моменты, получила в экономической науке название второго закона Госсена. Сугъвторогозакона/оссена.'максимальноеудовлегворениепотреб- ностей при ограниченном количестве доступных благ достигается тогда, когда потребление каждого блага останавливается в точке, где интенсивность удовольствия (полезность) выравнивается, становится одинаковой для всех. Другими словами, чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потребить их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ была бы равна одной и той же величине. Различные удовольствия, согласно этому закону, должны прерываться в такие моменты времени, чтобы в результате оказались равны последние, бесконечно малые частицы всех удовольствий[25]. Один из вариантов формулировки этого закона выглядит следующим образом: «для того, чтобы добиться в жизни максимума наслаждения, человек должен распределять свое время и силы при достижении различного рода наслаждений таким образом, чтобы ценность предельного атома каждого получаемого наслаждения равнялась бы усталости, которую он испытал в последний момент затраты своей энергии»[26].
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |